Нормативно-правовые основы образования. Тема: Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений Правовая основа организации деятельности образовательных учреждений

Вопросы для изучения:

1. Понятие, виды и компетенция образовательных организаций

2. Порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций

3. Лицензирование образовательной деятельности

4. Аккредитация и аттестация образовательных организаций

5. Управление образовательными организациями.

Основные понятия и категории: правовой статус образовательной организации, типы и виды образовательных организаций. Регламентация деятельности, перечень документов и актов.

Виды самостоятельной работы: подготовка к обсуждению предложенных вопросов.

Формы контроля:

1. В чем особенности правового статуса автономных образовательных организаций?

2. Составьте проект устава общеобразовательной организации.

3. В чем особенности ликвидации государственных и муниципальных образовательных организаций (бюджетных и автономных)?

4. Каков порядок лицензирования образовательной деятельности?

5. В каком порядке осуществляется аттестация образовательных организаций?

6. Является ли государственная аккредитация обязательной процедурой для образовательной организации?

7. Что такое общественная аккредитация и в чем ее значение?

8. Чем отличается управление государственной (муниципальной) образовательной организации от управления негосударственной образовательной организаций?

9. В чем различия правового статуса ректора и президента вуза?

Тест. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений

1.Процедура назначения или выборов руководителя общеобразовательного учреждения определяется …

· Муниципальными организациями местного самоуправления

· Образовательной программой

2.Документ, регулирующий деятельность общеобразовательных учреждений и являющийся основой для разработки учреждением устава, – это …

· Типовое положение об общеобразовательном учреждении

· Закон Российской Федерации «Об образовании»

· Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

· Федеральная целевая программа развития образования

3.Типовое положение об общеобразовательном учреждении в обязательном порядке распространяется на …

· гимназии

· профессиональные училища

· колледжи

· негосударственные образовательные учреждения

4.Одним из принципов деятельности школы, обозначенным Типовым положением об общеобразовательном учреждении, является принцип …

· демократии

· децентрализации

· светскости

· непрерывности образования

5.Одна из главных задач общеобразовательного учреждения – это …

· создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности

· обучение и воспитание сообразно уровням и формам получения образования

· сохранение школьных традиций

· получение образования на родном языке

6.В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении учредителем государственного образовательного учреждения является …

· федеральный орган государственной власти или орган государственной власти субъекта РФ

· частное лицо

· коммерческая организация

· орган местного самоуправления

7.Отношения между учредителем и общеобразовательным учреждением, не урегулированные уставом учреждения, определяются …

· договором, заключенным между учредителем и общеобразовательным учреждением

· соглашением

· контрактом

· приказом

8.Вторая ступень образовательного процесса в образовательном учреждении предполагает нормативный срок освоения основного общего образования в течении ___ лет

9.Разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления общеобразовательного учреждения определяется …

· Уставом общеобразовательного учреждения

· Законом Российской Федерации «Об образовании»

· администрацией школы

· Советом школы

10.Совет образовательного учреждения формируется в соответствии с …

· Уставом общеобразовательного учреждения

· приказом руководителя

· желаниями учащихся

· трудовым договором

11.В Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается …

· статус образовательного учреждения

· характеристика материальной базы

· расписание занятий

· структурное подразделение образовательного учреждения, имеющее право осуществлять образовательный процесс

12.Типовое положение об образовательном учреждении утверждается …

· Постановлением Правительства Российской Федерации

· Государственной думой

· Министерством образования Российской Федерации

· муниципальным органом управления образованием

13.Нормативный документ, характеризующий цели, задачи, структуру определенных типов учебных заведений и устанавливающий порядок деятельности школ, - это …

· Устав образовательного учреждения

· Типовое положение об образовательном учреждении

· Программа деятельности образовательного учреждения

· Концепция развития школы

14.Типовое положение об образовательном учреждении регламентирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений одного(ой) …

· организационно-правовой формы

· уровня образования

Список литературы:

1. Алферова, Л. В. Организационно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения: практическое пособие / Л. В. Алферова. – М.: АРКТИ, 2006. – 304 с.

2. Байбородова, Л. В. Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе[Текст] / Л. В. Байбородова; Л. В. Байбородова // Вестник образования. - 2011. - N 17. - С. 23-37.

3. Гринько, В. С. Модели и механизмы создания автономных учреждений / В. С. Гринько // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009. - N 2. - С. 22-36.

4. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сб. действующих норм.-правовых документов и программно-метод. материалов. - М. : Изд-во "ГНОМ и Д", 2001. - 472 с.

5. Дубровина, Э. Н. Локальные нормативные акты / Э. Н. Дубровина; Дубровина Э. Н. // Управление современной школой. Завуч. - 2013. - № 2. - С. 65-70.

6. Законы для Е-Learning // Платное образование. - 2006. - N 12. - С. 17.

7. Камалов, Р. Р. Нормативное обеспечение деятельности образовательного учреждения как информационный ресурс муниципальной системы образования / Р. Р. Камалов, А. А. Иванова // Информатика и образование. - 2007. - N 1. - С. 107-109

8. Кирдянкина, С. В. Устав Общественного Фонда поддержки и развития школы / С. В. Кирдянкина // Завуч: управление современной школой. - 2008. - N 4. - С. 126-134.

ЗАДАНИЕ N 1 сообщить об ошибке

компетенции учредителя

порядок формирования органов управления образовательного учреждения

права и обязанности участников образовательного процесса

ЗАДАНИЕ N 2 сообщить об ошибке

Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника с начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссии не должна превышать …

двух месяцев*

учебного года

полугода

двух недель

ЗАДАНИЕ N 3 сообщить об ошибке

Согласно «Конвенции ООН о правах ребенка» ребенок имеет право …

свободно выражать свое мнение*

на свободу мысли, совести и религии*

свободу ассоциаций и свободу мирных собраний*

на свободный выезд из страны проживания

на свободное посещение школы

Согласно «Конвенции ООН о правах ребенка» ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (ст. 13), право на свободу мысли, совести и религии (ст. 14), право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний (ст. 15).
Конвенция ООН о правах ребенка / Сб. международных и российских законодательных актов. – М., 1999, ч.1.ст.13–15.

ЗАДАНИЕ N 4 сообщить об ошибке

ема: Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений

Порядок управления образовательным учреждением, закрепленный его уставом, оговаривает …

компетенции учредителя*

порядок формирования органов управления образовательного учреждения*

права и обязанности участников образовательного процесса*

условия использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением

порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников

Порядок управления образовательным учреждением, закрепленный его уставом, оговаривает: компетенции учредителя; структуру, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности; порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда; порядок изменения устава образовательного учреждения; порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения; права и обязанности участников образовательного процесса.
Федорова, М. А. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие / М. А. Федорова. – М. : Педагогическое общество, 2008. – С. 112.

ЗАДАНИЕ N 19 сообщить об ошибке

Тема: Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской Федерации

К формам получения образования в образовательном учреждении относятся …

очно-заочная*

экстернат

семейное образование

В соответствии со ст. 10 гл. 2 Закона РФ «Об Образовании» с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Федорова, М. А. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие / М. А. Федорова. – М. : Педагогическое общество, 2008. – С. 17.

ЗАДАНИЕ N 20 сообщить об ошибке

Тема: Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации

К общим правам ребенка, декларируемым законом «Об образовании», не относятся права …

на свободное посещение школы*

на бесплатный доступ к образовательным Интернет-ресурсам*

на выбор учебных предметов в рамках федерального компонента образовательной программы*

на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами образовательного учреждения

на ускоренный курс обучения

К общим правам ребенка, декларируемым законом «Об образовании», относятся право на объективную оценку в соответствии с знаниями, умениями, навыками, право на ускоренный курс обучения, право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами образовательного учреждения, право на получение дополнительных образовательных услуг, право на уважение своего человеческого достоинства и т.д.
Федорова, М. А. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие / М. А. Федорова. – М. : Педагогическое общество, 2008. – С. 58.

Тема: Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской Федерации

Основные общеобразовательные программы направлены на …

решение задач формирования общей культуры личности*

адаптацию личности к жизни в обществе*

создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ*

подготовку специалистов соответствующей квалификации

решение задач последовательного повышения профессионального уровня

В соответствии со ст. 9 гл. 2 Закона РФ «Об Образовании» основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Федорова, М. А. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие / М. А. Федорова. – М. : Педагогическое общество, 2008. – С. 8.

Тема: Особенности правового обеспечения профессионально-педагогической деятельности

Аттестации не подлежат …

педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет*

педагоги пенсионного возраста

представители администрации школы

педагоги, имеющие правительственные награды

Тема: Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации

К числу основных обязанностей обучающихся в общеобразовательном учреждении относятся …

бережное отношение к имуществу школы*

уважение чести и достоинства других обучающихся и работников школы*

недопустимость пропуска учебных занятий без уважительных причин*

вступление в общественно-политические организации

обязательное посещение всех воспитательных мероприятий

Тема: Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений

Тема: Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской Федерации

В соответствии с Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования …

Бакалавр*

дипломированный специалист*

профессионал

кандидат наук

ЗАДАНИЕ N 6 сообщить об ошибке

Тема: Особенности правового обеспечения профессионально-педагогической деятельности

Персональный состав аттестационной комиссии, регламент ее работы определяются …

органом управления образованием*

Попечительским советом образовательного учреждения

педагогом, проходящим аттестацию

Министерством образования и науки РФ

ЗАДАНИЕ N 7 сообщить об ошибке

Тема: Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений

К компетенции органов местного самоуправления в области образования относится …

организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования*

обеспечение содержания зданий муниципальных образовательных учреждений*

создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений*

материально–техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемое в пределах собственных финансовых средств

подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации

К компетенции органов местного самоуправления в области образования относится: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений; ведение учета детей.

Федорова, М. А. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие / под ред. А. И. Умана. – М. : Пед. о-во России, 2008. – С. 9–13.
Российская Федерация. Законы. Об образовании [Электронный ресурс] : федер. закон от 10.07.1992, № 3266-1. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

ЗАДАНИЕ N 8 сообщить об ошибке

Тема: Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации

Права ребенка в России закреплены …

федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»*

Гражданским кодексом РФ*

Семейным кодексом РФ*

государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы»

Федеральными государственными образовательными стандартами

Основным документом в нашей стране, регулирующим права ребенка, является федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года. Он состоит из 5 глав и 25 статей: глава I. «Общие положения» (ст. 1–5); глава II. «Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации» (ст. 6–15); глава III «Организационные основы гарантий прав ребенка» (ст. 16–22); глава IV«Гарантии исполнения настоящего Федерального закона (ст. 23); «Применение гражданского законодательства к семейным отношениям»; глава V. «Заключительные положения» (ст. 24–25). Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ.
Федорова, М. А. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие / М. А. Федорова. – М. : Педагогическое общество, 2008. – С. 23.

Тема: Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений

Тесное увязывание разных ступеней образовательного процесса, создание прочных основ профессиональной ориентации, ориентация на социальный заказ, создание основ для осмысленного выбора молодежью будущей профессии возможно через создание специализированных _________ при университетах.

Гимназий*

Колледжей*

курсов повышения квалификации педагогов

факультетов дополнительного образования

Тесное увязывание разных ступеней образовательного процесса, создание прочных основ профессиональной ориентации, ориентация на социальный заказ, создание основ для осмысленного выбора молодежью будущей профессии возможно через создание специализированных лицеев, гимназий, колледжей при университетах.
Федорова, М. А. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие / под ред. А. И. Умана. – М. : Педагогическое общество России, 2008. – С. 9–13.

ЗАДАНИЕ N 35 сообщить об ошибке

Тема: Особенности правового обеспечения профессионально-педагогической деятельности

К субъектам управления системой непрерывного педагогического образования не относится(-ятся) …

педагогические советы образовательных учреждений*

Министерство образования Российской Федерации

Совет директоров средних профессионально-педагогических учебных заведений

Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по педагогическому образованию

Управление системой непрерывного педагогического образования осуществляется Министерством образования Российской Федерации, органами управления образованием субъектов Российской Федерации, а также государственно-общественными, общественными объединениями и организациями (такими, как Совет по педагогическому образованию при Министерстве образования Российской Федерации, Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по педагогическому образованию, Учебно-методическое объединение средних и высших профессионально-педагогических учебных заведений, ассоциации, Советы директоров средних педагогических учебных заведений, Совет директоров средних профессионально-педагогических учебных заведений, Совет директоров образовательных учреждений послевузовского образования).

При характеристике системы образования как таковой уже говорилось выше, образовательное учреждение как таковое есть элементарное, исходное организационное звено, «молекула», из которого состоит организационное «тело» системы образования. Это нашло свое законодательное закрепление в ст. 8 «Закона РФ «Об образовании», согласно которой одним из основных элементов системы образовании в Российской Федерации является сеть реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов.

Действующее образовательное законодательство понимает под образовательным учреждением учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (ст. 12 Закона РФ «Об образовании»). Однако, данное определение носит преимущественно собственно образовательный характер, в то время как образовательное учреждение осуществляет множество иных видов деятельности (хозяйственную, финансово-экономическую организационно-управленческую, правовую и др.), регулируемые нормами иных – не «образовательных» – отраслей права. Эти аспекты деятельности будут рассмотрены подробнее при характеристике правового статуса образовательного учреждения.

Обращаясь к существующей сети (системе) образовательных учреждений, следует отметить, что законодатель выделяет четыре основных критерия, в соответствии с которой выделяются и четыре группы образовательных учреждений:

Организационно-правовая форма образовательного учреждения;

Особенности учредительства;

Тип образовательного учреждения и

Вид образовательного учреждения.

Последние два критерия в значительной мере обусловлены еще двумя, которые обоснованно можно назвать первичными критериями, поскольку именно они в первую очередь обусловливают содержание соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов и, тем самым, особенности типа и вида того или иного образовательного учреждения. Это, во-первых, уровень образования и, во-вторых, направленность образования.

Под уровнем образования (образовательный уровень, образовательный ценз) в литературе по образовательному праву принято понимать минимально необходимый объем содержания образования, определяемый государственным образовательным стандартом и допустимая граница нижнего уровня освоения этого содержания (М.Ю. Федорова). Реализация (достижение) такого минимума и границы фиксируется соответствующими официальными документами об образовании того или иного уровня (справки, аттестат, дипломы и др.). Такое понимание нашло свое отражение в законодательстве образовании.

Законом РФ «Об образовании» (2012г) установлено шесть образовательных уровней (цензов):

1) основное общее образование;

2) среднее (полное) общее образование;

3) начальное профессиональное образование;

4) среднее профессиональное образование;

5) высшее профессиональное образование;

6) послевузовское профессиональное образование.

Помимо названных основных уровней выделяются также и подуровни. Например, в общем образовании выделяются такие подуровни, как дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Кроме того, выделяется также и подуровень дополнительного образования (соответственно для детей и для взрослых), а также подуровни, отражающие специфику обучающихся и, тем самым, особенности соответствующих образовательных программ (скажем, для учащихся в физическими и умственными отклонениями в развитии).

Направленность образования - совокупность знаний, представлений, умений и навыков выпускника образовательного учреждения, приобретенных в процессе обучения по основным профессиональным образовательным программам и обеспечивающих возможность выполнения определенного вида профессиональной деятельности в соответствии с присваиваемой квалификацией. На уровне высшего профессионального образования, например, выделяются такие основные направления, как: физико-математическое, естественнонаучное, гуманитарное и социальное, образовательное и педагогическое, здравоохранительное (медицинское), культурологическое и искусствоведческое, экономико-управленческое, информационное, сельскохозяйственное, техническое и др. На уровне среднего профессионального образования к числу основных направлений отнесены естествознание, социальная работа, право, издательское дело, здравоохранение, образование, геология и т.д.

По организационно-правовой форме, т.е. как разновидности юридического лица, все образовательные учреждения являются, как уже указывалось, некоммерческими организациями. В свою очередь, как некоммерческие организации, образовательные учреждения могут создаваться в форме: фонда, учреждения, автономной некоммерческой организации (АНО), объединения (союзы, ассоциации) образовательных учреждений.

В зависимости от того, кто является учредителем образовательного учреждения, последние могут быть: а) государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации); муниципальными; негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

В зависимости от уровня и подуровней образования закон устанавливает следующие типы образовательных учреждений (Закона РФ «Об образовании»):

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8) учреждения дополнительного образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Наконец, в зависимости как от образовательного уровня и направления образования, так и особенностей организации образовательного процесса в образовательном учреждении, последние подразделяются на виды. Поскольку понятие «вид» более узкое, чем понятие «тип», то в один тип могут входить образовательные учреждения различного вида. Вся сеть образовательных учреждений развернуто представлена главным образом в Типовых положениях об образовательных учреждений соответствующего вида.

Так, в перечень видов образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста входят: а) начальная школа-детский сад; б) начальная школа-детский сад компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся; в) прогимназия - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.

К видам общеобразовательных учреждений относятся: такие, как: а) начальная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования); б) основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования); в) средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования); г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам); д) гимназия (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования); е) лицей (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования).

На уровне начального профессионального образования выделяются такие виды образовательных учреждений, как: а) профессиональное училище; б) профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования; в) учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) и другие образовательные учреждения данного уровня.

Типовым положением об учреждением среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) предусмотрены два основных вида таких учреждений: техникум (училище) - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня, и колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня.

В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», к видам высших учебных заведений в Российской Федерации относятся: а) университет - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по многим направлениям подготовки (специальностям); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности; б) академия - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной области науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности; в) институт - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Кроме этих основных видов высших учебных заведений данный документ предусматривает и возможность создания такого своеобразного вида, как университетский комплекс, основное назначение которого – повышение эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы. Организационный смысл таких комплексов в том, что на базе университета (как «высшего», основного вида вузов) объединяются образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения, что позволяет интегрировать для достижения указанных целей их кадровые, научно-педагогические, технические, материальные и финансовые ресурсы.

К специфическим видам образовательных учреждений относятся, например, детские дома, интернаты, школы и лицеи, находящиеся в местах лишения свободы и т.д.

В текстах законодательных и подзаконных актов встречается и еще одна группа образовательных учреждений – категории образовательных учреждений. Например, в п.23 Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования РФ от 22 мая 1998 г. № 1327 говорится, что «государственный статус образовательного учреждения устанавливается с учетом средних показателей для образовательных учреждений соответствующего типа, вида, категории на территории данного субъекта Российской Федерации». Однако ни в этом Положении, ни в других законодательных и подзаконных актах не дается определения понятия «категория образовательного учреждения». На это обстоятельство неоднократно указывают исследователи и практические работники образования, поскольку отсутствие четкости («чистоты») в юридической терминологии вообще, и в образовательном законодательстве, в частности, может служить условием для возникновения различного рода коллизионных ситуаций как в правотворческой, так и правоприменительной деятельности в сфере образования.

Такова в общем плане разветвленная система образовательных учреждений, что обусловливает и сложность как ее управления, так и его правового регулирования.

13. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

История педагогики и образования как область научного знания знакомит с основами формирования, функционирования и развития образования и педагогической мысли на фоне различных эпох, политических, экономических и культурных факторов; знакомит с ведущими именами, философскими и педагогическими системами, рассматривает воспитание и образование многих поколений на протяжении всей истории человечества.

Школа и педагогика прошли многовековой исторический путь. На этом пути педагогика постепенно из суммы идей и концепций превращалась в науку. Позитивные педагогические идеи часто утрачивались, а затем возрождались, но уже в ином облике. Развитие образовательно-воспитательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом, уровень, масштабы и результаты которого с течением времени становились все более весомыми.

Изучение истории школы и педагогики - важное условие формирования общей и педагогической культуры, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики воспитания и образования и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.

Одной из самых актуальных и острых проблем человечества на рубеже тысячелетий является проблема образования и воспитания. Жизнь в динамичном, беспокойном и взрывоопасном мире, в ситуации, угрожающей самому существованию человечества (а в России принявшей особенно драматический характер), делает необходимым преодоление многих стереотипов мышления, закрепленных образованием и воспитанием, но по существу исчерпавших себя.

Дальнейшее повышение объема знаний не оправдывает себя – оно все равно не может угнаться за стремительным ростом информации. Не являются выходом также узкая специализация и профессионализация. Напротив, современные проблемы чаще всего возникают на стыке различных дисциплин, требуя широкого, разностороннего взгляда, умения видеть взаимосвязи и их динамику. Сегодня особенно очевидна пагубность искусственного разделения «гуманитарного» и «точного» образования. Не менее опасен и разрыв образования с воспитанием.

Неприемлемо насилие и принуждение и в образовании, которое оказывается эффективным только тогда, когда служит условием максимальной самореализации, постоянного поиска, роста и развития.

Объективно общим делом для человечества в XXI в. становятся образование и воспитание, формирование поколения, готового к стремительности и глубине происходящих изменений. Не случайно именно образование и воспитание были заявлены в девизе последнего в XX столетии Всемирного философского конгресса (Бостон, 1998), который, подводя итоги уходящей эпохи, в то же время наметил насущные проблемы и перспективы века грядущего.

Чтобы глубже понять современные проблемы и перспективы образования, необходимо обратиться к истории образования и педагогической мысли, которая должна быть не просто хронологическим описанием исторически сменявшихся образовательных идей и педагогических воззрений, механическим запоминанием имен их авторов, а представлять собой их анализ в максимально широком и многообразном социально-культурном контексте.

Анализ истории образования и его современного состояния подтверждает его неразрывность с конкретным временем: в любую эпоху и в любом обществе сама система образования, ее идейные основы, цели и задачи, методика и методология, структура и организация образования выражают как наличное состояние общества, так и тенденции его развития. В свою очередь, именно образование оказывается решающим для реализации тех или иных социально-культурных тенденций, перспектив общественного развития.

Важно осознавать, что не только глобальные проблемы образования, но и самые частные и конкретные вопросы педагогики, ее методы, приемы, «технологии» производны от общей концепции образования, его основных принципов, ведущих идей и положений, т. е. восходят в своих основах к философским проблемам. Различие педагогических школ и течений – не что иное, как выражение различных концепций образования, имеющих глубокую социально-культурную обусловленность.

Изменения, которые произошли в образовании, вызвали необходимость перевести на педагогический язык новые тенденции мирового сообщества. Одна из главнейших тенденций - прогресс воспитания и образования, которые являются центром духовности и приобщения к национальным и общечеловеческим культурным ценностям.

Обращение к истории педагогики и школы позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества, с одной стороны, и школы и педагогики - с другой. Возникает система знаний о том, как школа и педагогика воспроизводили сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности. Формируется представление, что школа и педагогика всегда были заметным двигателем культурной и общественной эволюции.

Школа и педагогика - арена столкновения экономических, классово-сословных, политических, этнических и иных общественных интересов. В отдельные периоды подобные столкновения выливались в бурные конфликты, в результате которых возникали серьезные перемены в воспитании и образовании. История школы и педагогики подводит к осмыслению этой постоянной тенденции.

Изучение истории педагогики и образования помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые научные знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса.

Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. В российском законодательстве и в научной литературе отношение к понятию «правовой статус образовательного учреждения» неоднозначно. Под правовым статусом образовательного учреждения понимают совокупность правовых норм, устанавливающих обусловленные соответствующей правосубъектностью образовательного учреждения его юридические права и обязанности (компетенцию), а также систему и механизм осуществления юридических гарантий этих прав и обязанностей. Под «соответствующей правосубъектностью» в данном случае следует понимать такие правовые качества образовательного учреждения (правоспособность и дееспособность ), которые, во-первых, характеризуют его, с одной стороны, именно как учреждение, и, с другой стороны, как юридическое лицо, а, во-вторых, отражают особенности принадлежности этого образовательного учреждения к тому или иному уровню образования и тому или иному типу и виду, той или иной организационно-правовой формы.
В зависимости от видов правовых норм, устанавливающих права, обязанности и гарантии их осуществления, можно говорить о таких основных видах правового статуса образовательного учреждения, как: конституционно-правовой статус, гражданско-правовой статус, финансово-экономический статус, административно-правовой статус, образовательно-правовой статус. Все эти статусы связаны между собой, что обусловлено свойством системности права как социального регулятора.
Согласно Закону «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом. Признаки юрлица согласно Гражданского Кодекса РФ (ст. 48, 51): учреждение имеет в оперативном управлении обособленное имущество (закреплённое за ним собственником, учредителем); учреждение имеет самостоятельный баланс и смету; учреждение выступает в суде, арбитражном суде и третейском суде от своего имени; учреждение обладает организационным единством, закреплённым в его уставе, определяющим его структуру и деятельность как самостоятельного целого образования; учреждение самостоятельно отвечает по своим требованиям и обязательствам, закреплённым за ним имуществом.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона РФ “Об образовании” любое образовательное учреждение, в т. ч. сельская школа вне зависимости от ее размера, является юридическим лицом. Сельская школа может также иметь статус филиала базовой школы. В таком случае юридическим лицом признается базовая школа, а сельская школа считается обособленным структурным подразделением, т. е. частью образовательного учреждения (базовой школы), расположенной в другой местности (ст. 55 ГК РФ и п. 7 ст. 12 Закона РФ “Об образовании”).
Для производства различного рода финансовых расчетов образовательному учреждению не обязательно иметь в своем штате бухгалтера. Достаточно заключить соответствующий договор с централизованной бухгалтерией, если она является юридическим лицом или с органом управления образованием, если эта бухгалтерия является его структурным подразделением.
К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Типы ОУ могут иметь вид, например, общеобразовательные ОУ могут быть следующих видов: средняя общеобразовательная школа, гимназия, школа с углублённым изучением предметов и т.п.)
Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.


Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица. Автономия образовательных учреждений является одним из ведущих принципов управления образованием (см. в глоссарии).
Устав – основной юридический документ образовательного учреждения. Требования к нему изложены в Законе в образовании (статья 13).
В целях единообразного правового положения образовательных учреждений Правительством Российской Федерации утверждаются типовые (примерные) положения, являющиеся актами, на основе которых с учетом конкретных обстоятельств собственником принимается устав вновь создаваемого юридического лица. В области образования, в настоящее время, принято более 10 типовых (примерных) положений, регулирующих деятельность образовательных учреждений. Например, Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Типовое положение об общеобразовательном учреждении, Типовое положение о высшем учебном заведении.
Говоря об учредительных документах образовательного учреждения, следует отметить, что в Законе об образовании используются два понятия: “договор между учредителем и образовательным учреждением” (п. 3 ст. 11, п. 6 и 12 ст. 39, п. 1 ст. 41 и п. 5 ст. 43) и “договор учредителей” (если финансирование будет осуществляться несколькими субъектами - п. 3 ст. 33).
Заключение договора о взаимоотношениях между школой и ее учредителем предусмотрено действующим Законом РФ “Об образовании”, п. 3 ст. 11 которого устанавливает, что “отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации”. Такой договор не следует смешивать с учредительным договором, под которым понимается соглашение между несколькими учредителями о создании юридического лица в случае, когда законодательством предусмотрена возможность совместного учредительства. С 1 января 2005 г., т. е. со дня вступления в силу поправок, внесенных в ст. 11 Закона РФ “Об образовании” Федеральным законом от 22.08.04 № 122­-ФЗ, совместное учредительство муниципальных и государственных образовательных учреждений фактически запрещено. В настоящее время в соответствии с законом у муниципальных общеобразовательных школ может быть только один учредитель – конкретное муниципальное образование, представленное одним или несколькими органами местного самоуправления.
Согласно формулировкам Закона РФ “Об образовании” и Типового положения об общеобразовательном учреждении договор школы с учредителем “определяет отношения, не урегулированные уставом общеобразовательного учреждения”. Статья 13 Закона РФ “Об образовании” подробно определяет структуру содержания устава образовательного учреждения. Однако для договора, в отличие от устава, законом не установлены ни структура, ни обязательное содержание. Тем не менее, можно назвать области отношений между учредителем и школой, которые нуждаются в дополнительном договорном регулировании, это:

· права и условия участия учредителя в организации образовательного процесса, в управлении и контроле за деятельностью школы;

· дополнительные права школы в области имущественных отношений;

· обязанности учредителя в области материального, кадрового, правового, методического и иного ресурсного обеспечения деятельности школы.

Инна Масленникова
Описание опыта работы «Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений»

Общество никогда не будет существовать без образования . Люди с древних времен работали над тем , как лучше передать приобретенный опыт из одного поколения в другое. Так появилось образование . Любое цивилизованное общество наряду с функциями производства должно создавать образовательную систему для своего прогрессивного развития. Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное образование , как первая ступень системы непрерывного образования .

Деятельность каждого дошкольного образовательного учреждения , вне зависимости от своего статуса и функций, регулируется нормативно - правовыми документами.

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования . Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон №273-ФЗ «Об образовании » и приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования », внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ .

ФГОС вступил в силу с 01.01.2014 года, он направлен на повышение социального статуса дошкольного образования , обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования , обеспечения государственных гарантий уровня качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования , их структуре и результатам их освоения, сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования . Реализация ФГОС ДО регулируется нормативно - правовой базой , которая наполнена необходимыми документами.

Это обязательное лицензирование образовательного учреждения , его аттестация и аккредитация, подтвержденная нормативно -правовыми актами в управлении образовательным учреждением , которые определяют организационные основы управления образовательным учреждением «Образовательное учреждение является юридическим лицом» (с. 12 п. 2 Закона РФ «Об образовании » , т. е. субъектом гражданского права. Работа образовательного учреждения , взаимоотношения участников образовательного процесса должны быть четкорегламентированы.

Цель : создание нормативно - правовой базы ДОО , обеспечивающей введение ФГОС ДО.

Задачи :

Сформировать банк нормативно -правовых документов по ФГОС федерального, регионального уровня;

Изучить нормативно – правовую документациюобразовательного учреждения , соответствующие требованиям ФГОС.

Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений .

Основополагающими документами нормативно - правовой базы , регламентирующими в условиях введения ФГОС являются :

Конституция Российской Федерации;

Семейный кодекс Р. Ф.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;

Конвенция ООН о правах ребенка;

1.1. Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. установлены общие принципы государственной политики в сфере образования : в частности, статья 43 провозглашает, что каждый имеет право на образование ; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях . Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования . Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты , поддерживает различные формы образования и самообразования . Эти положения Конституции устанавливают наиболее общие принципы функционирования системы образования . Все отношения в образовании строятся исходя из этих положений, в соответствии с ними.

1.2 Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ., представляет собой документ, регулирующий вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции Российской Федерации и нового гражданского законодательства. Раздел IV Семейного кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляет глава 12 «Права и обязанности родителей» . В статье 63 данной главы оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей , подчеркивается их ответственность за здоровье, образование , духовное и нравственное развитие ребенка. В целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов детей, предусмотренных Конституцией РФ, был принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» .

1.3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , регулирует управленческие и финансово-экономические отношения, содержание образования (в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам, более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса . Гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования . Закон очень подробно прописывает , каким образом должно быть организовано обучение детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов и детей, имеющих некоторые ограничения здоровья.

1.4. Конвенция о правах ребёнка - это документ о правах ребенка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Принята 20 ноября 1989 г. ООН и вступила в силу 2 сентября 1990 г., после ратификации ее двадцатью государствами. В Конвенции права детей рассматриваются с четырех аспектов : Выживания, развития, защиты, обеспечения активного участия детей в жизни общества.

Выживание. Самое главное право детей - это неотъемлемое право на жизнь,право каждого ребенка на доступ к пунктам медицинского обслуживания, на уровень жизни, отвечающий стандарту (включающий пищу, чистую воду и жилище, право на собственное имя и национальность.

Развитие. Конвенция предусматривает право ребенка на образование ,

отдых и развлечения, на свободу выражения взглядов, право исповедовать

любую религию, право на свободу совести.

Защита. Многие положения Конвенции предусматривают защиту ребенка

в разных ситуациях : умственно отсталых, физически неполноценных детей,

детей беженцев,детей-сирот, детей, по тем или иным причинам расставшиеся со своими родителями. В некоторых случаях детей нужно

защищать от их собственных родителей.

1.5. ДокументыФедерального уровня :

Письмо Минобрнауки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «О недопустимости требования от организаций , осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования , немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО» от 7 февраля 2014 г. N 01-52-22/05-382 Федеральным законом " Об образовании в Российской Федерации" устанавливается переходный период до 1 января 2016 года, в течение, которого образовательными организациями должны быть приведены наименования и уставы образовательных учреждений в соответствие с требованиями федерального законодательства в сфере образования . В связи с этим Минобрнауки России и Рособрнадзор обращают внимание на недопустимость требования от организаций , осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования .

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и » гл. I-XX Пересмотрены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций .

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования » гл. I-III Утвержден прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования . Признан утратившим силу приказ Министерства образованияи науки Российской Федерации от 27 октября 2011г. N 2562 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении ".

Письмо Министерства образования и науки РФ от 01 .10. 2013 № 08 1408 гл. I IV Согласно новому Закону об образовании органы государственные власти регионов устанавливают нормативы затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования . С 1 января 2014 г. действует новое распределение полномочий. За счет субъекта реализуются дошкольные общеобразовательные программы в муниципальных учреждениях путем предоставления субвенций местным бюджетам. Приводятся подходы к установлению и методика расчета нормативов финансового обеспечения реализации правна общедоступное и бесплатное дошкольное образование в муниципальных организациях .

Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации образовательной организации ». Образовательные организации размещают на своих сайтах следующие данные. Это сведения о дате создания организации , ее учредителях , месте нахождения, графике работы , уровне образования , формах обучения. Публикуется информация о сроке действия госаккредитации образовательной программы , педагогических работниках . Помимо этого на сайте размещаются копии следующих документов. Это устав образовательной организации , лицензия на осуществление деятельности , свидетельство о госаккредитации, план финансово хозяйственной деятельности и др . На сайте обязательно должна быть ссылка на сайт Минобрнауки России.

Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг "В связи с принятием нового Закона об образовании заново утверждены правила оказания платных образовательных услуг . Платные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности , финансируемой из бюджета. Организации , осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджета , вправе оказывать платные образовательные услуги , не предусмотренные государственным или муниципальным заданием либо соглашением о выделении субсидии на возмещение затрат. Это возможно при предоставлении одних и тех же услуг на одинаковыхусловиях. Примерные формы договоров утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно правовому регулированию в сфере образования .

1.6. Локальные акты,разрабатываемые для введения ФГОСДОподразделяются :

По научно-методическому обеспечению :

1. Приказ об утверждении основной образовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст. 12) .

2. Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении .

По организационному обеспечению :

1. Устав образовательного учреждения (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст. 25) .

2. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения .

3. Договор образовательного учреждения с учредителем .

4. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников.

5. Приказ об утверждении плана-графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС ДО в образовательном учреждении .

6. Приказ о создании в образовательном учреждении рабочей группы по введению ФГОС ДО.

По кадровому обеспечению :

1. Должностные инструкции (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»).

2. Приказ об утверждении плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС ДО.

По информационному обеспечению :

1. Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения .

2. Положение об Интернет-сайте образовательного учреждения (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст. 29;

N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации ").

По финансовому обеспечению :

1. Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников образовательного учреждения

2. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения .

Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг (постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 " Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг ").

По материально- техническому обеспечению :

1. Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом требований ФГОС ДОкобразовательным учреждениям в части минимальной оснащенности воспитательно-образовательного процесса и оборудования помещений.

2. Положение о методическом кабинете (общие положения, задачи и направления деятельности методического кабинета, руководство и планирование работы методического кабинета, оснащение методического кабинета)

3. Положение о музыкальном зале. Положение о физкультурном зале. Положение об изостудии и т. д.

Регулирующие вопросы по организации воспитания и дополнительного образования детей , выражающие государственный заказ на формирование личности обучающегося, помогает современному педагогу разобраться в нормативных и правовых документах, не столько регламентирующих деятельность образовательных учреждений , сколько определяющих перспективные направления развития. Цель и задачи были достигнуты, путём рассмотрения нормативно - правовых документов по ФГОС федерального, регионального уровня, которые используют педагоги в дошкольном учреждении .




Top