Опасные и вредные производственные факторы слесаря. Слесарь ремонтник. Порядок уведомления о несчастных случаях

  • Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности (Документ)
  • Проектирование и расчет факторов производственной среды кузнечно - прессового цеха (Документ)
  • Правила безопасности (Стандарт)
  • Кошмаров Ю.А. Прогнозирование опасных факторов пожара в помещении (Документ)
  • Костович Д.Д., Курдюкова Е.А., Костович Е.Д. Лабораторный практикум по БЖД (Документ)
  • Павлов В.Н., Буканин В.А., Зенков А.Е. и др. Безопасность жизнедеятельности (Документ)
  • Реферат - Разработка и внедрение мероприятий по снижению производственного травматизма (Реферат)
  • Курсовая работа - Анализ факторов внутренней и внешней среды фирмы на примере спортивного магазина (Курсовая)
  • n1.doc

    Содержание.
    Введение..............................................................................3

    1.Анализ опасных и вредных факторов в сборочном цехе.....................................................................................4

    1.1 Сборочный цех...............................................................5

    1.2 Опасные и вредные производственные факторы в сборочном цехе....................................................................6

    2. Методы и средства обеспечения безопасности в сборочном цехе.....................................................................................9

    2.1 Техника безопасности в сборочном цехе.....................................................................................9

    2.2 Методы и средства обеспечения безопасности................11

    Выводы..............................................................................16

    Список литературы.............................................................17
    Введение.

    Большую часть времени активной жизнедеятельности человека занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляемая в условиях конкретной производственной среды, которая при несоблюдении принятых нормативных требований может неблагоприятно повлиять на его работоспособность и здоровье.

    Одна из основных задач развития современного отечественного машиностроения - достижение наибольшей производительности труда и выпуск продукции высокого качества при наименьших затратах материалов, труда и минимальных капиталовложениях.

    Внедрение прогрессивной технологии, механизация и автоматизация технологических процессов изготовления изделий позволят значительно увеличить выпуск разнообразных машин, станков и механизмов. Выполнение этой задачи потребует дальнейшего повышения производительности труда, которая в машиностроении во многом зависит от уровня организации и технологии производства в сборочных цехах.

    Профессия слесаря-сборщика на современном машиностроительном предприятии является одной из наиболее распространенных профессий, и значение ее повышается с ростом механизации и автоматизации производственных процессов в машиностроении.

    Слесарь-сборщик должен хорошо знать не только машину в целом, но и ее отдельные узлы, владеть основными слесарными приемами, чтобы при необходимости выполнять различные ручные операции: шабрение, притирку, сверление, нарезание резьб и др., а также правильно подбирать соответствующий инструмент и приспособления. Чтобы повысить производительность труда, сборщику необходимо пользоваться механизмами, при помощи которых ручной труд на тяжелых и трудоемких работах заменяется механизированным.

    1. Анализ опасных и вредных факторов в сборочном цехе.

    1.1 Сборочный цех.
    Организация рабочего места слесаря-сборщика

    Рабочее место слесаря-сборщика - это часть производственной площади цеха или участка с необходимым оборудованием, инструментами, приспособлениями, материалами и принадлежностями, которые применяет рабочий или бригада для выполнения производственного задания. При слесарно-сборочных работах на каждое рабочее место слесаря отводится площадь от 6 до 10 м 2 (в зависимости от размера собираемого изделия).

    Под организацией рабочего места слесаря-сборщика понимается правильная расстановка оборудования, наивыгоднейшее расположение инструмента и деталей на рабочем месте, планомерное снабжение деталями и вспомогательными материалами, механизация и оснащение специальными приспособлениями технологического процесса сборки.

    Основным рабочим местом слесаря-сборщика является верстак или сборочный стол на конвейере.

    В зависимости от вида собираемых изделий стол верстака покрывают прочным листовым материалом (декоративным пластиком, линолеумом, фанерой и др.). Спереди и с боков крышки стола устанавливают деревянные планки-бортики или металлические угольники, препятствующие падению с верстака мелких деталей и инструментов. В зависимости от условий работы верстаки бывают одноместными и многоместными-для двух и более рабочих. В многоместных слесарных верстаках расстояние между тисками должно быть 1200–1500 мм. Верстак должен быть прочным и устойчивым. Размещать верстаки следует таким образом, чтобы проходы между ними были не менее 1,5 м. При конвейерной сборке верстаки нужно располагать вблизи конвейера так, чтобы рабочий находился между конвейером и верстаком. Рабочее место у верстака должно быть хорошо освещено. Для работы в вечернее время рабочее место освещается электрической лампочкой местного освещения. К рабочему месту предъявляются следующие требования:

    1.На рабочем месте должно находиться только то, что требуется для выполнения данного задания.

    2.Инструменты, детали и документация должны быть расположены на расстоянии вытянутой руки; при этом предметы, которыми рабочий пользуется более часто, располагают ближе, а предметы, которыми он пользуется реже, – дальше.

    3.Все, что берется левой рукой, должно быть расположено слева, а все, что берется правой, – справа. Все, что берется обеими руками, должно находиться впереди.

    4.Инструмент и детали следует разложить в строгой последовательности их применения, а не разбрасывать и не накладывать друг на друга.

    5.В ящиках верстака должны находиться наиболее часто употребляемые инструменты, приспособления и материалы. Все точные мерительные инструменты необходимо хранить в футлярах.

    6.Напильники, сверла, метчики и другие режущие инструменты следует укладывать на деревянные подставки так, чтобы они были предохранены от повреждений.

    7.Чертежи, инструкции, наряды и другую документацию нужно помещать для удобства пользования на видном месте.

    До начала работы слесарь-сборщик должен ознакомиться с заданием, рабочим нарядом, технологическим процессом и чертежами, подготовить необходимый инструмент, приспособления, материалы и детали, проверив предварительно их исправность.

    Вовремя работы слесарь-сборщик обязан в течение всего рабочего дня полностью использовать все рабочее время, не отвлекаясь от работы, и не отлучаться с рабочего места без разрешения мастера, использовать инструмент только по его назначению и предохранять его от повреждений и загрязнения; строго соблюдать правила техники безопасности.

    По окончании работы слесарь-сборщик должен привести в порядок рабочее место (оборудование, верстак, станки, а также прилегающую к ним площадь), тщательно очистив его от стружки и мусора; смазать рабочие части станков тонким слоем машинного масла; очистить от грязи и масла инструменты и приспособления, применявшиеся при работе; тщательно вычистить, вытереть измерительный инструмент и покрыть его тонким слоем вазелина или бескислотного масла; разложить или расставить по отведенным местам готовые узлы и детали; раздвинуть губки тисков, оставив зазор между ними 5–10 мм.
    1.2 Опасныe и вредные производственные факторы в сборочном цехе.
    повышенный уровень шума;

    Интенсивное шумовое воздействие на организм человека неблагоприятно влияет на протекание нервных процессов, способствует развитию утомления, изменениям в сердечно-сосудистой системе и появлению шумовой патологии, среди многообразных проявлений которой ведущим клиническим признаком является медленно прогрессирующее снижение слуха по типу кохлеарного неврита.

    Длительное воздействие вибрации высоких уровней на организм человека приводит к развитию преждевременного утомления, снижению производительности труда, росту заболеваемости и нередко к возникновению профессиональной патологии – вибрационной болезни.

    Длительное воздействие на человека неблагоприятных метеорологических условий резко ухудшает его самочувствие, снижает производительность труда и приводит к заболеваниям. Высокая температура воздуха способствует быстрой утомляемости работающего, может привести к перегреву организма, тепловому удару. Низкая температура воздуха может вызвать местное или общее охлаждение организма, стать причиной простудного заболевания либо обморожения.

    Характер воздействия пыли на организм человека зависит от ее химического состава, который определяет биологическую активность пыли. По этому признаку пыль подразделяют на пыль раздражающего действия и токсическую. К первой относится неорганическая и древесная пыль. Токсической является пыль хрома, мышьяка, свинца и некоторых других веществ. Попадая в организм человека, частицы такой пыли взаимодействуют с кровью и тканевой жидкостью, и в результате протекания химических реакций образуют ядовитые вещества.

    Пыль, попадающая на слизистые оболочки глаз, вызывает их раздражение, конъюнктивит. Оседая на коже, пыль забивает кожные поры, препятствуя терморегуляции организма, и может привести к дерматитам, экземам. Некоторые виды токсической пыли (извести, соды, мышьяка, карбида кальция) при попадании на кожу вызывают химические раздражения и даже ожоги.

    Недостаточное освещение влияет на функционирование зрительного аппарата, то есть определяет зрительную работоспособность, на психику человека, его эмоциональное состояние, вызывает усталость центральной нервной системы, возникающей в результате прилагаемых усилий для опознания четких или сомнительных сигналов. Неравномерное освещение может создавать проблемы адаптации, снижая видимость. Работая при освещении плохого качества или низких уровней, люди могут ощущать усталость глаз и переутомление, что приводит к снижению работоспособности. В ряде случаев это может привести к головным болям. Причинами во многих случаях являются слишком низкие уровни освещенности, слепящее действие источников света и соотношение яркостей. Головные боли также могут быть вызваны пульсацией освещения.

    Проходя через тело человека, электрический ток оказывает на него тепловое, химическое, механическое и биологическое воздействие. Тепловое воздействие тока проявляется в ожогах отдельных участков тела, нагреве тканей и биологических сред, что вызывает в них функциональные расстройства. Химическое воздействие выражается в разложении органической жидкости, крови и проявляется в изменении их физико-химического состава; механическое приводит к разрыву мышечных тканей; биологическое заключается в способности тока раздражать и возбуждать живые ткани организма. Любое из перечисленных воздействий тока может привести к травме. Травму, вызванную воздействием электрического тока или электрической дуги, называют электротравмой (ГОСТ 12.1.009–76).
    2. Методы и средства обеспечения безопасности в сборочном цехе.

    2.1 Техника безопасности в сборочном цехе.

    Проходя по цеху, необходимо внимательно прислушиваться к подающимся сигналам, уступать дорогу движущемуся транспорту. Ходить в цехе можно только по специальным проходам. Не следует проходить там, где вывешены запрещающие надписи. При движении крана с грузом нельзя проходить и стоять под грузом или вблизи него. Чтобы избежать поражения электрическим током, необходимо следить за тем, чтобы изоляция на электрических проводах была исправна, а все металлические части заземлены. При обнаружении неисправности в электрической части машин или станков нужно сообщать об этом электрику и не приступать к работе до исправления повреждений. Перед началом работы следует хорошо осмотреть свою одежду. На рабочем костюме не должно быть болтающихся кондов тесемок, манжеты рукавов следует завязать или застегнуть на пуговицы, длинные волосы убрать под головной убор. Только приведя в порядок себя и рабочее место, можно приступить к работе. Если слесарю-сборщику приходится выполнять работу, с которой он недостаточно знаком, или работать с недостаточно освоенными механизмами, он обязан требовать от своего мастера инструктажа по технике безопасности и до получения его не должен приступать к работе.

    Промышленная санитария

    Чистота рабочего места, нормальная температура и чистота воздуха, хорошее освещение создают у работающего бодрое настроение и способствуют повышению производительности труда. Слесарь-сборщик должен постоянно следить за состоянием рабочего места и поддерживать на нем необходимую чистоту. Температура зимой в цехе должна быть 18–20° С. Летом и зимой необходимо хорошо проветривать рабочие помещения.

    Хорошее освещение устраняет напряжение зрения и уменьшает случаи травматизма. При плохом освещении рабочего места быстро устают глаза, притупляется внимание и, вследствие этого, могут произойти несчастные случаи. Искусственное освещение цеха и рабочего места должно быть достаточным, равномерным и не давать ярких бликов и резких теней. Помимо общего освещения, рабочие места оборудуют лампами местного освещения. Не менее важное значение имеет правильный уход за спецодеждой. Сняв спецодежду, необходимо повесить ее для просушивания в индивидуальный шкафчик или на крючок в гардеробной. Спецодежду надо регулярно стирать. Для борьбы с утомляемостью рекомендуется заниматься физической культурой. Утренняя зарядка, производственная гимнастика, занятия спортом – лучшее средство борьбы с усталостью.

    2.2 Методы и средства обеспечения безопасности.
    Основные мероприятия по борьбе с шумом – это технические мероприятия, которые проводятся по трем главным направлениям:

    – устранение причин возникновения шума или снижение его в источнике;

    – ослабление шума на путях передачи;

    – непосредственная защита работающих.

    Наиболее эффективным средством снижения шума является замена шумных технологических операций на малошумные или полностью бесшумные, однако этот путь борьбы не всегда возможен, поэтому большое значение имеет снижение его в источнике. Снижение шума в источнике достигается путем совершенствования конструкции или схемы той части оборудования, которая производит шум, использования в конструкции материалов с пониженными акустическими свойствами, оборудования на источнике шума дополнительного звукоизолирующего устройства или ограждения, расположенного по возможности ближе к источнику.

    Одним из наиболее простых технических средств борьбы с шумом на путях передачи является звукоизолирующий кожух, который может закрывать отдельный шумный узел машины.

    Значительный эффект снижения шума от оборудования дает применение акустических экранов, отгораживающих шумный механизм от рабочего места или зоны обслуживания машины.

    Применение звукопоглощающих облицовок для отделки потолка и стен шумных помещений приводит к изменению спектра шума в сторону более низких частот, что даже при относительно небольшом снижении уровня существенно улучшает условия труда.

    Учитывая, что с помощью технических средств в настоящее время не всегда удается решить проблему снижения уровня шума большое внимание должно уделяться применению средств индивидуальной защиты (антифоны, заглушки и др.). Эффективность средств индивидуальной защиты может быть обеспечена их правильным подбором в зависимости от уровней и спектра шума, а также контролем за условиями их эксплуатации.

    Наиболее действенным средством защиты человека от вибрации является устранение непосредственно его контакта с вибрирующим оборудованием.

    Осуществляется это путем применения дистанционного управления, промышленных роботов, автоматизации и замены технологических операций.

    Снижение неблагоприятного действия вибрации ручных механизированных инструментов на оператора достигается путем технических решений: уменьшением интенсивности вибрации непосредственно в источнике (за счет конструктивных усовершенствований); средствами внешней виброзащиты, которые представляют собой упругодемпфирующие материалы и устройства, размещенные между источником вибрации и руками человека-оператора.

    В комплексе мероприятий важная роль отводится разработке и внедрению научно обоснованных режимов труда и отдыха. Например, суммарное время контакта с вибрацией не должно превышать 2/3 продолжительности рабочей смены; рекомендуется устанавливать 2 регламентируемых перерыва для активного отдыха, проведения физиопрофилактических процедур, производственной гимнастики по специальному комплексу.

    В целях профилактики неблагоприятного воздействия локальной и общей вибрации работающие должны использовать средства индивидуальной защиты: рукавицы или перчатки (ГОСТ 12.4.002–74. «Средства индивидуальной защиты рук от вибрации. Общие требования»); спецобувь (ГОСТ 12.4.024–76. «Обувь специальная виброзащитная»).

    На предприятиях с участием санэпиднадзора медицинских учреждений, служб охраны труда должен быть разработан конкретный комплекс медико – биологических профилактических мероприятий с учетом характера воздействующей вибрации и сопутствующих факторов производственной среды.

    Мерами борьбы с производственной пылью являются: рационализация производственных процессов, организация общей и местной вентиляции, замена токсичных веществ нетоксичными, механизация и автомати-зация процессов, влажная уборка помещений и др. кроме того, применяются средства индивидуальной защиты: респираторы, фильтрующие противогазы, защитные очки, специальная одежда из пыленепроницаемой ткани.

    Нормальные метеорологические условия обеспечиваются следующими мероприятиями:

    – защита от источника излучения;

    – обеспечение оптимального воздухообмена;

    – механизация тяжелых работ;

    – применение индивидуальных средств защиты

    Меры защиты от воздействия электрического тока.

    – Изолирование и ограждение токоведущих частей электрооборудования

    – Применение блокировок

    – Переносные заземлители

    – Защитная изоляция

    – Применение малых напряжений

    – Контроль, профилактика изоляции, обнаружение её повреждений, защита от замыканий на землю

    – Защитное заземление

    – Двойная изоляция

    – Зануление

    – Защитное отключение

    Профессиональные заболевания слесаря-сборщика

    Профзаболевания опорно-двигательного аппарата имеют медленное, постепенное начало. Наиболее часто страдают люди в возрасте от 30–40 лет.

    Самая большая группа болезней – это поражения мышц – миофиброзы и миофасциты.

    Вынужденная физическая поза в согнутом положении, с частыми наклонами вниз, на корточках может усугубить возрастные изменения опорно-двигательного аппарата, снижается выносливость, быстрота двигательных реакций, мышечная сила.

    У лиц, работающих в условиях интенсивного шума, развивается кохлеарный неврит – патологические изменения в улитке, кортиевом органе, наблюдается постоянное снижение остроты слуха, Вследствие хронической микротравматизации формируются нервно-сосудистые поражения. Длительное воздействие производственного шума при сопряжении с вибрацией, напряженным трудом, является фактором риска в развитии неспецифических реакций нервной и сердечнососудистой систем, протекающих в виде невротических расстройств, нейроциркуляторной дистонии.

    Вибрационная болезнь обусловлена воздействием вибрации в условиях производства, развивается через 3–5 лет работы. При определенных условиях вибрация может неблагоприятно влиять на человека, приводить к нарушению ряда физиологических процессов – раздражение вестибулярного аппарата, спазм сосудов, боли в руках, ногах, побеление пальцев на холоде, повышенная зябкость рук, общее недомогание, раздражительность, боли в области сердца. Основные проявления болезни – нарушение кровообращения в периферических сосудах; по мере прогрессирования болезни процесс распространяется на сосуды ног, сердца, мозга. Нарушаются функции эндокринных желез, внутренних органов, обменные процессы. При длительном воздействии вибрации с большой амплитудой возникают нарушения в мышцах, суставах, костях. Появляется слабость, раздражительность, нарушается сон, Возникают клинические симптомы, связанные с расстройством деятельности мозга, головная боль, головокружение, нарушения вестибулярного аппарата.

    Профессиональные заболевания, возникающие вследствие действия пыли на организм, приводят к фиброзу легких. Клинические симптомы поражения – кашель, одышка, боли в грудной клетке, повышенная утомляемость, слабость, потливость. Возникает гипертензия, легочно-сердечная недостаточность, хронический бронхит, эмфизема легких.

    При определенной длительности воздействия все эти факторы могут быть причиной профессиональных заболеваний и приводить к обострению заболеваний сердечнососудистой, нервной систем, органов дыхания, печени, снижению общей сопротивляемости организма.
    Выводы.
    Цель заключалась в анализе опасных и вредных факторов, характерных для сборочного цеха, с целью повышения эффективности и безопасности его работы. Для этого был решен ряд задач и сделаны следующие основные выводы:

    1.Определены опасныe и вредные производственные факторы в сборочном цехе:

    – повышенный уровень шума;

    – повышенный уровень вибрации;

    – повышенная или пониженная температура окружающей среды, поверхности оборудования, материалов;

    – повышенная запыленность воздуха металлической и абразивной пылью;

    – недостаточная освещенность рабочей зоны;

    – воздействие электрического тока и электрической дуги.

    2.Выявлены профессиональные заболевания слесаря-сборщика:

    Заболевания опорно-двигательного аппарата, кохлеарный неврит, нервно-сосудистые поражения, нейроциркуляторная дистония, фиброз легких, эмфизема легких, вибрационная болезнь, гипертензия, легочно-сердечная недостаточность, хронический бронхит.
    Список литературы.


    1. А.М. Крысин, И.З. Наумов. Слесарь механосборочных работ. Учебник для подготовки рабочих на производстве. 2009г.
    2. Курдюмов В.И., Зотов Б.И., Проектирование и расчет средств обеспечения безопасности. Моска: КолосС, 2005.

    3. Филатов Л.С. «Безопасность труда в сельскохозяйственном производстве». – М.: Росагропромиздат, 2001.


    1. 4. Сайт «http://www.okhranatruda.ru».
    5.Будницкий А.М. «Производственная санитария на ремонтных предприятиях».Москва. 2005. - 289.50 Кб

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    (ФГБОУВПО «ТГТУ»)

    Курсовая работа

    по дисциплине

    «Производственная санитария»

    Тема: Вредные производственные факторы, действующие на слесаря ремонтника»

    Специальность: БТПП-346

    Обозначение работы К/Р группа

    Работу проверил: Волкова Полина Андреевна

    Работа защищена _______________ оценка ________________________

    Преподаватель _________________

    1. Введение 3
    2. Вредные факторы производства, действующие на работника 5
    3. 2.1.Метеорологические условия производственной среды 5
    4. 2.2.Вредные хим.вещества 6
    5. 2.3. Производственный шум 7
    6. 2.4. Ультразвук и инфразвук 8
    7. 2.6. Электромагнитные, электрические и магнитные поля. Статическое электричество 12
    8. 2.7. Лазерное излучение 14
    9. Воздействие основных факторов на организм 20
    10. Класс условий труда 23
    11. Мероприятия по защите от вредных факторов производства 26
    12. Заключение 33
    13. Список использованных источников 34

    1. Введение

    Описание технологического процесса

    На предприятиях различных отраслей народного хозяйства сосредоточено великое множество различных машин и механизмов. Бесперебойная работа всех этих механизмов, а значит и выпуск продукции зависит от слесарей-ремонтников.

    Слесари-ремонтники производят текущий, средний и капитальный ремонт, а также монтаж, проверку и регулировку различного оборудования, машин и агрегатов. Невозможно перечислить те механизмы, с которыми приходится иметь дело слесарям-ремонтникам. Это поистине творческая работа. Ремонтники выявляют неисправности, производят разборку, ремонт и сборку различных узлов, механизмов и машин в целом. Они изготавливают также некоторые детали и приспособления для ремонта и сборки. В связи с этим слесарь-ремонтник должен обладать большим запасом знаний и умений.

    Профессия слесарь берет своё начало с того момента, как человечество стало изобретать машины, механизмы, когда понадобились специалисты для их сборки, обслуживания и ремонта. Впервые о слесарном деле упоминалось в 1463 году в венском архиве, а в 1545 году в Германии образовался слесарный цех. Название профессии произошло от немецкого слова schlos - замок. Шлоссеры - так называли мастеров, изготавливающих замки.

    Личные качества:

    Труд слесаря ремонтника относится к категории работ со средней физической нагрузкой. Он должен обладать хорошим здоровьем в области сердечно - сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. У него должно быть хорошее зрение, память и точный глазомер. Образование (Что надо знать?):

    Кроме устройства и принципов работы ремонтируемых машин, нужно знать основы технологии металлов, уметь применять самый различный слесарный и контрольно-измерительный инструмент, подъемно-транспортные средства, знать приемы слесарной обработки и сборки деталей, правила техники безопасности.

    Основа в работе ремонтника - это наблюдательность и техническая смекалка. Рабочий этой профессии должен правильно определить причину неисправности и выработать план ее устранения. От правильного решения этих задач в значительной мере зависит производительность труда слесаря-ремонтника.

    Место работы и карьера:

    Условия труда слесаря-ремонтника могут быть самыми различными. Он может работать в ремонтно-механическом цеху или бригаде, а также индивидуально в качестве дежурного ремонтного слесаря. Слесари-ремонтники работают как в закрытых помещениях у стационарных рабочих мест, так и на свежем воздухе, в частности при ремонте сельскохозяйственного оборудования.

    2. Основные вредные факторы действующие на работника.

    Вредным производственным фактором (ВПФ) называется такой производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или

    снижению трудоспособности. Заболевания, возникающие под действием вредных производственных факторов, называются профессиональными.

    К вредным производственным факторам относятся:

    Неблагоприятные метеорологические условия;

    Запыленность и загазованность воздушной среды;

    Воздействие шума, инфра- и ультразвука, вибрации;

    Наличие электромагнитных полей, лазерного и ионизирующих излучений и др.

    Все опасные и вредные производственные факторы в соответствии с ГОСТ 12.0.003-74 подразделяются на физические, химические, биологические и психофизиологические.

    К физическим факторам относят электрический ток, кинетическую энергию движущихся машин и оборудования или их частей, повышенное давление паров или газов в сосудах, недопустимые уровни шума, вибрации, инфра- и ультразвука, недостаточную освещенность, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.

    Химические факторы представляют собой вредные для организма человека вещества в различных состояниях.

    Биологические факторы - это воздействия различных микроорганизмов, а также растений и животных.

    Психофизиологические факторы - это физические и эмоциональные перегрузки, умственное перенапряжение, монотонность труда.

    2.1.МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ

    Микроклимат производственных помещений определяется сочетанием температуры, влажности, подвижности воздуха, температуры окружающих поверхностей и их тепловым излучением. Параметры микроклимата определяют теплообмен организма человека и оказывают существенное влияние на функциональное состояние различных систем организма, самочувствие, работоспособность и здоровье.

    Температура в производственных помещениях является одним из ведущих факторов, определяющих метеорологические условия производственной среды.

    Параметры микроклимата производственных помещений зависят от теплофизических особенностей технологического процесса, климата, сезона года, условий отопления и вентиляции.

    Тепловое излучение (инфракрасное излучение) представляет собой невидимое электромагнитное излучение с длиной волны от 0,76 до 540 нм, обладающее волновыми, квантовыми свойствами. Интенсивность теплоизлучения измеряется в Вт/м2. Инфракрасные лучи, проходя через воздух, его не нагревают, но поглотившись твердыми телами, лучистая энергия переходит в тепловую, вызывая их нагревание. Источником инфракрасного излучения является любое нагретое тело.

    Метеорологические условия для рабочей зоны производственных помещений регламентируются ГОСТ 12.1.005-88 "Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны" и Санитарными нормами микроклимата производственных помещений (СН 4088-86).

    Принципиальное значение в нормах имеет раздельное нормирование каждого компонента микроклимата: температуры, влажности, скорости движения воздуха. В рабочей зоне должны обеспечиваться параметры микроклимата, соответствующие оптимальным и допустимым значениям.

    К группе санитарно-технических мероприятий относятся средства локализации тепловыделений и теплоизоляции, направленные на снижение интенсивности теплового излучения и тепловыделений от оборудования.

    Мероприятия по профилактике неблагоприятного воздействия холода должны предусматривать задержку тепла - предупреждение выхолаживания производственных помещений, подбор рациональных режимов труда и отдыха, использование средств индивидуальной защиты, а также мероприятия по повышению защитных сил организма.

    2.2.ВРЕДНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

    Под вредным понимается вещество, которое при контакте с организмом человека вызывает производственные травмы, профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья. Классификация вредных веществ и общие требования безопасности введены ГОСТ 12.1.007-76.

    Степень и характер вызываемых веществом нарушений нормальной работы организма зависит от пути попадания в организм, дозы, времени воздействия, концентрации вещества, его растворимости, состояния воспринимающей ткани и организма в целом, атмосферного давления, температуры и других характеристик окружающей среды.

    Вредные вещества попадают е организм через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт и через кожный покров. Наиболее вероятно проникновение в организм веществ в виде газа, пара и пыли через органы дыхания (около 95 % всех отравлений).

    Выделение вредных веществ в воздушную среду возможно при проведении технологических процессов и производстве работ, связанных с применением, хранением, транспортированием химически> веществ и материалов, их добычею и изготовлением.

    Пыль является наиболее распространенным неблагоприятным фактором производственной среды, Многочисленные технологические процессы и операции в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве сопровождаются образованием и выделением пыли, ее воздействию могут подвергаться большие контингенты работающих.

    Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны установлены ГОСТ 12.1.005-88.

    Особое внимание должно уделяться применению средств индивидуальной защиты, прежде всего для защиты органов дыхания (фильтрующие и изолирующие противогазы, респираторы, защитные очки, специальная одежда).

    2.3.ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ШУМ

    В производственных условиях источниками шума являются работающие станки и механизмы, ручные механизированные инструменты, электрические машины, компрессоры, кузнечно-прессовое, подъемно-транспортное, вспомогательное оборудование (вентиляционные установки, кондиционеры) и т.д.

    Допустимые шумовые характеристики рабочих мест регламентируются ГОСТ 12.1.003-83 "Шум, общие требования безопасности" (изменение I.III.89) и Санитарными нормами допустимых уровней шума на рабочих местах (СН 3223-85) с изменениями и дополнениями от 29.03.1988 года №122-6/245-1.

    По характеру спектра шумы подразделяются на широкополосные и тональные.

    По временным характеристикам шумы подразделяются на постоянные и непостоянные. В свою очередь непостоянные шумы подразделяются на колеблющиеся во времени, прерывистые и импульсные.

    В качестве характеристик постоянного шума на рабочих местах, а также для определения эффективности мероприятий по ограничению его неблагоприятного влияния, принимаются уровни звукового давления в децибелах (дБ) в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 31,5; 63; 125; 250; 1000; 2000; 4000; 8000 Гц.

    В качестве общей характеристики шума на рабочих местах применяется оценка уровня звука в дБ(А), представляющая собой среднюю величину частотных характеристик звукового давления.

    Характеристикой непостоянного шума на рабочих местах является интегральный параметр - эквивалентный уровень звука в дБ(А).

    Учитывая, что с помощью технических средств в настоящее время не всегда удается решить проблему снижения уровня шума большое внимание должно уделяться применению средств индивидуальной защиты (антифоны, заглушки и др.). Эффективность средств индивидуальной защиты может быть обеспечена их правильным подбором в зависимости от уровней и спектра шума, а также контролем за условиями их эксплуатации.

    2.4.УЛЬТРАЗВУК И ИНФРАЗВУК

    В последнее время все более широкое распространение в производстве находят технологические процессы, основанные на использовании энергии ультразвука. Ультразвук нашел также применение в медицине. В связи с ростом единичных мощностей и скоростей различных агрегатов и машин растут /ровни шума, в том числе и в ультразвуковой области частот.

    Ультразвуком называют механические колебания упругой среды с частотой, превышающей верхний предел слышимости -20 кГц. Единицей измерения уровня звукового давления является дБ. Единицей измерения интенсивности ультразвука является ватт на квадратный сантиметр (Вт/см2).

    Степень выраженности изменений зависит от интенсивности и длительности воздействия ультразвука и усиливается при наличии в спектре высокочастотного шума, при этом присоединяется выраженное снижение слуха. В случае продолжения контакта с ультразвуком указанные расстройства приобретают более стойкий характер.

    Описание работы

    На предприятиях различных отраслей народного хозяйства сосредоточено великое множество различных машин и механизмов. Бесперебойная работа всех этих механизмов, а значит и выпуск продукции зависит от слесарей-ремонтников.
    Слесари-ремонтники производят текущий, средний и капитальный ремонт, а также монтаж, проверку и регулировку различного оборудования, машин и агрегатов. Невозможно перечислить те механизмы, с которыми приходится иметь дело слесарям-ремонтникам

    Содержание работы

    1. Введение 3
    2. Вредные факторы производства, действующие на работника 5
    2.1.Метеорологические условия производственной среды 5
    2.2.Вредные хим.вещества 6
    2.3. Производственный шум 7
    2.4. Ультразвук и инфразвук 8
    2.5. Производственная вибрация 10
    2.6. Электромагнитные, электрические и магнитные поля. Статическое электричество 12
    2.7. Лазерное излучение 14
    2.8. Недостаточное освещение рабочего места 16
    3. Воздействие основных факторов на организм 20
    4. Класс условий труда 23
    5. Мероприятия по защите от вредных факторов производства 26
    6. Заключение 33
    7. Список использованных источников

    Учитывая основную деятельность цеха, можно предположить, что на условия труда в механическом цехе влияют различные неблагоприятные факторы, которые отрицательно сказываются на работоспособности рабочего персонала.

    Во время механической обработки на металлорежущих станках возникают факторы, оказывающие неблагоприятные воздействия на человека. Такими факторами являются вибрация, шум, травмы органов зрения, ожоги открытых частей тела, увечья и т.п. Наибольшую опасность представляют вращающиеся и движущиеся части станков, отлетающая горячая стружка, выделение паров и газов при работе со смазочно-охлаждающей жидкостью (СОЖ) и технических смазок (ТС). При работе на шлифовальных станках образуется металлическая и абразивная пыль концентрацией 4...6 мг/м 3 (предельно допустимая концентрация по ГОСТ 12.01.005-88 составляет 4... 10 мг/м 3), при работе оборудовании выделяется избыточное тепло.

    Вредный производственный фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

    Такими факторами в цехе являются, например, токсичные газы, пары, пыль, шум, неблагоприятные метеорологические условия, недостаточная освещенность и др.



    Физические и химические факторы, сопровождающие работы с ручными инструментами: вибрация, шум, силовые характеристики, эргономические характеристики трудового процесса, температура рукояток, теплопроводность материала рукояток, параметры создаваемого микроклимата, содержание вредных веществ в рабочей зоне не должны превышать установленные гигиенические нормы безопасности ручных инструментов и работ с ними.

    Идентификация возможных поражающих, опасных и вредных факторов в цехе и вне цеха.

    1.1 Перечень поражающих опасных и вредных факторов, действующих на рабочих цеха в нормальном режиме

    × движущиеся машины и механизмы

    × подвижная часть производственного оборудования

    × передвигающиеся изделия, заготовки и материалы

    × повышенная температура поверхностей оборудования

    × повышенная температура рабочих зон

    × повышенная загрязненность, загазованность рабочей зоны

    × повышенный уровень шума на рабочих местах

    × повышенный уровень вибрации

    × отсутствие или недостаток естественного освещения

    × острые крошки, заусенцы и шероховатости на поверхности инструментов, заготовок, оборудовании и механизмов

    × расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола)

    × физические нагрузки

    × перемещение грузов как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях

    × нервно психическая и психологическая нагрузки

    1.2 Перечень опасных, вредных и поражающих факторов, воздействующих на рабочих цеха в аварийном режиме

    × разрушающие строительные конструкции

    × падение грузов

    × недостаточная освещенность рабочей зоны

    × пониженная контрастность

    × повышенная яркость

    × повышенная мощность светового потока

    × повышенный уровень инфракрасного и ультрафиолетового излучений

    × повышенный уровень электромагнитных излучений

    × повышенное значение напряжения в электрической цепи

    × повышенная напряженность электромагнитного поля

    × пониженная температура воздуха рабочей зоны

    × пониженная и повышенная подвижность воздуха

    × повышенная температура рабочей зоны

    × химические факторы

    × биологические факторы

    × психофизические факторы

    1.3 Химические и биологические факторы подразделяются по характеру воздействия на организм человека

    Химические факторы подразделяются по характеру воздействия на организм человека:

    × токсические

    × раздражающие по пути проникновения в организм человека
    через органы дыхания

    × через кожные покровы и слизистые оболочки

    Биологические факторы подразделяются по характеру воздействия на организм человека:

    × микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности

    × макроорганизмы (растения и животные)

    Психофизиологические факторы подразделяются по характеру воздействия на организм человека:

    × статические физические перегрузки

    × динамические перегрузки

    × умственное перенапряжение

    × перенапряжение анализаторов

    × монотонность труда

    × эмоциональные перегрузки

    Для предотвращения воздействия вредных и опасных факторов на рабочих в механическом цехе обеспечивается проведение паспортизации санитарно-технического состояния подразделений, разрабатываются и выполняются комплексные планы улучшения условий и охраны труда и санитарно-оздоровительные мероприятия. Совместно с руководителями подразделений служба охраны труда организует своевременное испытание, техническое освидетельствование и регистрацию различных установок и механизмов.

    Методы и средства обеспечения безопасной жизнедеятельности
    работающих в цехе.

    Существуют три основных метода:

    А - метод использующий пространственное и (или) временное разделение гомосферы (пространство, где находится человек в процессе рассматриваемой деятельности) и ноосферы (пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности). Это достигается при механизации или автоматизации производственных процессов, дистанционном управлении оборудованием, использовании манипуляторов и роботов различных поколений.

    Б - метод направленный на нормализацию ноосферы путём исключения опасностей и на приведение характеристик ноосферы в соответствии с характеристиками человека. Это совокупность мероприятий, защищающих человека от шума, вибраций, газа, пыли, опасности травмирования и т. д. С помощью СКЗ.

    В - метод направленный на адаптацию человека к соответствующей среде и повышение его защищённости.. Он реализуется путём профотбора, обучения, инструктирования, психологического воздействия и т. д. В нашем цехе применяются методы Б и В, а также частично - А

    2.1 Средства коллективной защиты работающих от механических воздействий.

    * оградительные устройства (кожухи, двери, щиты, планки и др.)

    * предохранительные устройства

    * тормозные устройства

    * устройства автоматического контроля и сигнализации

    * устройства дистанционного управления

    Средства индивидуальной защиты от механических факторов - рабочая одежда, очки, рукавицы, каска.

    Защита от шума: СИЗ - ушные пробки, наушники, шлемы

    СКЗ - звукоизоляция, звукопоглощение.

    Защита от вибрации

    СКЗ - виброгашение, виброизоляция

    Защита от запыленности и загазованности

    СКЗ - вентиляция и кондиционирование

    СИЗ - респираторы, маски и противогаз

    Обеспечение электробезопасности в ЭУ и на рабочем месте
    Конструкцией ЭУ и ЭО все электротехнические изделия по способу защиты человека от поражения электротоком подразделены на 5 классов защиты:
    0 ; 0I ; I ; II ; III

    2.2 Технические способы и средства защиты от случайного прикосновения к токоведущим частям применяются

    × защитные оболочки

    × защитные ограждения

    × безопасное расположение токоведущих частей

    × изоляция токоведущих частей и рабочих мест

    × малое напряжение (не более 42 В)

    × защитное отключение

    × предупредительная сигнализация

    × блокировка и знаки безопасности

    × механическое запирание приводов включения ЭУ и ЭО

    От прикосновения к металлическим не токоведущим частям ЭУ и ЭО, которое может оказаться под напряжением в результате повреждения электроизоляции:

    × зануление

    × защитное заземление

    × выравнивание потенциала

    × защитное отключение

    × изоляция токоведущих частей

    × электрическое разделение сети

    × малое напряжение

    × контроль изоляции

    × применение С.И.З.

    2.3 Технические способы и средства защиты человека от электромагнитного поля

    × уменьшение напряженности плотности потока энергии ЭМП

    × экранирование рабочих мест

    × удаление рабочих мест от источника ЭМП

    × рациональное размещение в цехе оборудования ЭМП

    × установление рациональных режимов работы оборудования и обслуживающего персонала

    × применение предупредительной сигнализации

    × применение С.И.З.

    Технические способы и средства защиты зданий и сооружений от разрядов и воздействий атмосферного электричества:

    Молниеотводы ЗУ определенных конструкций, к которым присоединяются

    оборудование и металлические конструкции для ограничения перенапряжений на них; от электромагнитной индукции и запаса высокого потенциала
    - перемычки в местах сближения металлических коммуникаций.
    К работе в ЭУ допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж, обучение и стажировку безопасным методам труда, проверку знаний, правил ТБ, ТЭ, ПБ, а также должностных инструкций и инструкций по охране труда - в соответствии с занимаемой должностью и присвоением соответствующей группы по электробезопасности и прошедших медосмотр.

    Для безопасного проведения работ должны выполняться следующие организационные мероприятия:

    × назначение лиц, ответственных за безопасное проведение работ

    × выдача наряда или распоряжения

    × выдача разрешения на подготовку рабочего места и на допуск

    × подготовка рабочего места и допуск

    × надзор при выполнении работ

    × перевод бригады на другое рабочее место

    × оформление перерывов в работе и ее окончания

    Для подготовки рабочего места при работе, требующей снятия напряжения, должны быть выполнены в указанном порядке следующие технические мероприятия:

    × проведены необходимые отключения и приняты меры, препятствующие ошибочному или самопроизвольному включению коммутационной аппаратуры

    × вывешены запрещающие плакаты на приводах ручного и на ключах дистанционного управления коммутационной аппаратурой

    × проверено отсутствие напряжения на токоведущих частях, которые должны быть заземлены для защиты людей от поражения электротоком

    × установлено заземление (включены заземляющие ножи, установлены переносные заземления)

    × ограждены при необходимости рабочие места или оставшиеся под напряжением токоведущие части и вывешены на ограждениях соответствующие плакаты. В зависимости от местных условий токоведущие части ограждаются до или после их заземлении.

    Типовая инструкция по охране труда

    для слесаря-сантехника

    1. Общие требования безопасности

    1.1.К выполнению обязанностей слесаря-сантехника допускаются лица, обученные по специальной программе с последующей сдачей экзамена и выдачей удостоверения о присвоении квалификации слесаря-сантехника, а также прошедшие медицинский осмотр при поступлении на работу в образовательное учреждение. При последующей работе - периодические медосмотры в сроки, установленные Минздравом России.

    1.2.При поступлении на работу слесарь-сантехник должен быть проинструктирован по программе вводного инструктажа.

    1.3.Перед началом и во время работы со слесарем-сантехником должны проводиться следующие инструктажи: первичный на рабочем месте, повторный (не реже 1 раза в 6 месяцев), внеплановый (при изменении условий труда, нарушениях правил охраны труда при выполнении работы, перерывах в работе более чем на 30 календарных дней и др. обстоятельствах обусловленных нормативными актами) и целевой (при разовом выполнении работ, не связанных с основными трудовыми обязанностями).

    1.4.При выполнении работы на слесаря-сантехника действуют следующие виды опасных и вредных факторов:

    Механические травмирующие факторы;

    Производственный шум и вибрация;

    Загазованность и некомфортные микроклиматические условия в рабочей зоне; электро- и пожароопасность;

    Кратковременное нахождение в неудобной рабочей позе;

    Тяжесть и напряженность труда и др.

    1.5.В соответствии с нормативными правовыми актами слесарю-сантехнику должен быть выдан следующий набор средств индивидуальной защиты (СИЗ): костюм (куртка и брюки) брезентовый, рукавицы брезентовые комбинированные, респиратор, сапоги резиновые, предохранительный пояс, очки защитные, ботинки кожаные на утолщенной подошве, на наружных работах зимой выдается дополнительно куртка х/б на утепляющей прокладке.

    1.6.Слесарь-сантехник должен соблюдать установленный в учреждении режим труда и отдыха, правила личной гигиены, требования пожаро- взрывобезопасности.

    1.7.Слесарь-сантехник должен быть проинструктирован в объеме инструкции по пожарной безопасности, действующей в образовательном учреждении. Ему должно быть известно местонахождение первичных средств тушения пожара и правила пользования ими. Слесарь-сантехник должен помнить, что при тушении пожаров в электроустановках нужно использовать порошковые или углекислотные огнетушители с непросроченной датой применения.

    1.8.Курить на территории образовательного учреждения разрешается в специально выделенных и обозначенных табличкой местах «Место курения». В местах повышенной пожароопасности должны быть вывешены таблички «Не курить».

    1.9.Слесарь-сантехник обязан знать схемы канализационных, водопроводных и тепловых сетей в учреждении, применяемое оборудование, материалы с точки зрения наличия опасных и вредных факторов, пожаро- и взрывоопасные свойства и признаки для различных ситуаций.

    1.10.Слесарь-сантехник должен знать местонахождение аптечки с медикаментами и перевязочным материалом. Он должен быть проинструктирован в объеме инструкции по первой доврачебной помощи, действующей в образовательном учреждении. Слесарь-сантехник должен владеть приемами первой доврачебной помощи при различных видах повреждения организма человека (ушибы, ранения, ожоги, поражения электрическим током и т.д.).

    1.11.Невыполнение требований настоящей Инструкции слесарем-сантехником влечет за собой меры ответственности, установленные законодательством РФ (дисциплинарная, материальная, уголовная).

    2. Требования безопасности перед началом работы

    2.1.Перед началом работы слесарь-сантехник должен использовать полагающиеся СИЗ: надеть спецодежду так, чтобы не было свисающих, развевающихся и т.п. концов, надеть головной убор, привести в порядок обувь.

    2.2.Подготовить необходимые для выполнения предстоящей работы другие СИЗ: защитные очки, рукавицы и т.п. в зависимости от характера предполагаемой работы. Необходимо убедиться в их полной исправности и пригодности.

    2.3.Проверить наличие и исправность ручного слесарного и электрифицированного инструмента, инвентаря, защитных средств.

    2.4.Слесарь-сантехник должен выполнять только ту работу, которую ему поручил непосредственный руководитель и по которой имеет достаточную квалификацию.

    2.5.При выполнении работ повышенной опасности и (в колодцах, вблизи кабельных линий и электропроводок и т.п.) получить письменное распоряжение, определяющее место, время и условия производства работы, необходимые меры безопасности, и др. обстоятельства.

    Основными работами, которые должны производиться по нарядам-допускам, являются:

    Прогрев и пуск пара;

    Любые работы, при которых возможно присутствие горючего газа:

    Испытание тепловой сети на расчетное давление и температуру теплоносителя;

    Теплоизоляционные работы на действующих трубопроводах и оборудовании;

    2.6.Слесарь-сантехник перед работой обязан осмотреть и привести в порядок рабочее место (у слесарных верстаков или непосредственно на местах производства работ, связанных с техническим обслуживанием или ремонтом), а именно: убрать все мешающие работе посторонние предметы.

    2.7.До начала технического обслуживания или ремонта санитарно-технического оборудования необходимо заготовить все сменные детали, нужные инструменты и приспособления.

    2.8.Перед началом ремонтных работ в колодцах необходимо тщательно проверить все трубопроводы, по которым возможно попадание в колодцы воды, пара, агрессивных вод и т д Эти трубопроводы должны быть заглушены, и на запорных устройствах вывешены плакаты: «Не открывать: работают люди».

    2.9.Применяемое оборудование, инструменты, приспособления должны соответствовать требованиям безопасности.

    2.10.Верстак должен быть устойчив, иметь жесткую и прочную конструкцию. Верстаки должны быть оборудованы светильниками местного освещения с напряжением не выше 36 В.

    2.11.Ручной слесарный инструмент не должен иметь травмоопасных элементов:

    Не сбитые, без трещин, сколов, наклепов рабочие поверхности; надежное крепление ручек инструмента с ударной, режущей и т.п. частями.

    Гаечные ключи должны соответствовать размеру гаек и головок болтов и не иметь механических повреждений.

    2.12.Ручной слесарный инструмент должен осматриваться не реже одного раза в 10 дней, а также непосредственно перед употреблением.

    2.13.При использовании ручного электроинструмента слесарь-сантехник должен соблюдать правила эксплуатации и требования безопасности, приведенные в инструкции по эксплуатации и паспорте на инструмент, составленными предприятием-изготовителем, а также в инструкции по охране труда при работе с переносным электроинструментом. Перед началом работы с ручным электроинструментом следует проверить наличие и исправность заземления, целостность и неповрежденность шнура питания, вилки.

    2.14.При использовании в случае необходимости станочного оборудования (сверлильный, заточный станок, гибочные, давильные и др. станки) слесарь-сантехник должен быть обучен работе на станках, ознакомлен под роспись с инструкциями по охране труда при работе на станках и иметь доступ к их эксплуатации.

    2.15.При использовании станочного оборудования перед каждым включением работник должен убедиться, что пуск станка никому не угрожает опасностью. Кроме того следует проверить:

    Наличие и исправность ограждений передач, токоведущих частей и опасных рабочих зон;

    Заземляющих устройств.

    На холостом ходу обязательно проверяют:

    Работу и исправность органов управления;

    Фиксации рычагов переключения станка с холостого на рабочий;

    Нет ли заеданий в движущихся рабочих частях станка (шпинделя, абразивного круга и др.).

    2.16.Если перед работой слесарь-сантехник заметил нарушения правил охраны труда при эксплуатации санитарно-технического оборудования, он обязан доложить о них своему непосредственному руководителю и вместе с ним добиться их устранения.

    3. Требования безопасности во время работы

    3.1.Во время выполнения работы слесарь-сантехник обязан следить за опрятностью используемых СИЗ. В рабочей зоне должен соблюдаться порядок и обеспечиваться чистота в течение всей смены.

    3.2.Подлежащая ремонту теплоустановка (радиаторы отопления, трубы, бойлерные), во избежание попадания (разлива) горячей воды, должна быть надежно отключена как со стороны смежных трубопроводов и оборудования, так и дренажных и обводных линий.

    3.3.При протекании уплотнений отключающейся установки ремонтируемое оборудование должно быть отделено от действующего водопровода с помощью задвижки или заглушки.

    3.4.Запрещается вручную снимать и устанавливать детали значительных габаритов и массы. Это необходимо делать с помощью механизированных средств.

    3.5.Снятые сборочные единицы и детали следует складывать на заранее подготовленные места, а не в проходах между единицами оборудования. Следует позаботиться о том, чтобы детали, лежащие на верстаках, не могли быть случайно сброшены со своих мест. Крупные и тяжелые сборочные единицы (батареи и т.п.) нужно укладывать на полу, располагая их так, чтобы они не могли опрокинуться.

    3.6.Во время работы станочного оборудования нельзя наклоняться близко к вращающемуся рабочему органу станка (шпиндель, сверло, абразивный круг и т.п.), останавливать вращение патрона, абразивного круга и т.п. нажимом руки на них.

    3.7.Запрещается находиться или работать около движущихся валов приводных ремней, узлов, деталей оборудования, если они не имеют защитных ограждений.

    3.8.Работы внутри колодцев должны производиться бригадой в составе 3-х человек при обязательном использовании предохранительных поясов и страхующих канатов.

    3.9.Крышки смотровых колодцев должны открываться специальными крючками длиной не менее 500 мм, изготовленными из стального прута, диаметром не менее 10 мм. Открывать крышки руками (без крючка) запрещается.

    3.10.В случае если рабочий, находящийся внутри резервуара, почувствует себя плохо, он должен подать условный сигнал страхующим канатом, и наблюдающие должны немедленно эвакуировать его из резервуара.

    3.11.Слесарь-сантехник не должен производить разборку ремонтируемого сантехнического оборудования во время его работы. Это следует делать только при выключенном оборудовании и отключении его от всех энергоисточников (гидро- паро- энерго и др. виды) с принятием мер против его случайного включения. Рабочая зона должна быть огорожена.

    3.12.При выполнении работы слесарь-сантехник не должен допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к выполняемой им работе. Без разрешения непосредственного руководителя запрещается передавать выполняемую работу другому работнику.

    4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

    4.1.При возникновении ситуаций, которые могут привести к авариям и несчастным случаям в образовательном учреждении, слесарь-сантехник должен принять меры с соблюдением личной безопасности, к ликвидации причины предаварийной обстановки.

    4.2.Первоочередной задачей является немедленное прекращение начатой работы.

    4.3.Затем следует сообщить о возможной аварийной ситуации находящимся поблизости работникам, непосредственному руководителю, руководителю или соответствующему должностному лицу образовательного учреждения.

    4.4.Если устранить причины предаварийной ситуации не удалось и налицо определенные признаки (запах жженой изоляции, срабатывание пожарной сигнализации и т.п.) развития аварии слесарь-сантехник должен выполнять определенные действия только по указаниям руководителя учреждения или соответствующих должностных лиц с обязательным соблюдением мер личной безопасности.

    4.5.На наиболее возможные виды аварийных ситуаций в образовательных учреждениях должны быть заблаговременно разработаны планы действий работников.

    4.6.В случае возникновения пожара сообщение должно быть как можно быстрее передано в пожарную часть. При авариях водопровода, канализации, тепловых и электрических сетей сообщить в соответствующие аварийные службы.

    4.7.При тушении пожара в электроустановках следует пользоваться порошковыми или углекислотными огнетушителями, срок действия которых не должен быть просрочен.

    4.8.Слесарь-сантехник должен уметь оказывать в условиях аварийной ситуации первую доврачебную помощь, с основными способами и приемами которой работник должен быть ознакомлен в объеме инструкции по первой доврачебной помощи, действующей на предприятии.

    4.9.Пострадавшего от электрического тока, независимо от его самочувствия и отсутствия жалоб, следует обязательно направить с сопровождающим в лечебное учреждение.

    5. Требования безопасности после окончания работы

    5.1.Убрать по окончании работы в отведенные места для хранения весь используемый инструмент и приспособления.

    5.2.В конце смены слесарь-сантехник обязан привести в порядок свое рабочее место.

    5.3.По окончании работы он обязан доложить непосредственному руководителю о выявленных недостатках в содержании систем водо- теплоснабжения и канализации.

    5.4.Убрать в отведенное место используемые в работе СИЗ, предварительно приведя их в порядок.

    5.5.В случае загрязнения, засаливания и других видов порчи СИЗ, которые ведут к снижению защитных функций, работник должен обменять СИЗ на новый комплект, обеспечивающий безопасные, безвредные условия труда.

    Вымыть лицо и руки теплой водой с мылом или другими нейтральными моющими средствами, а если есть возможность - принять душ.

    3 Охрана труда

    3.1 Система охраны труда участка (отделения).

    Рабочее место слесарей-автоматчиков должно содержаться в чистоте и иметь необходимые устройства для размещения инструмента, ремонтируемых деталей и приборов. Необходимо, чтобы верстаки имели устойчивое (жесткое) закрепление на полу, а их высота соответствовала размеру, который бы обеспечивал нормальное положение корпуса работающего. Тиски на верстаке укрепляются так, чтобы их губки располагались на высоте локтя слесаря.

    Рабочее место, верстак и станки размещают в цехе так, чтобы в дневное время суток обеспечивалась нормальная их освещенность. Искусственное освещение в темное время суток в значительной степени зависит от выбора типа ламп и способа их подвески у рабочего места. Обычно устраиваются навесные лампы или стенные на раздвижных кронштейнах, которые дают возможность удалять или приближать источник света к месту ремонта детали.

    Личный инструмент слесаря должен содержаться в исправном состоянии. Нельзя применять при работе инструмент, ударная поверхность которого расклепана, имеет разорванные кромки металла, так как при работе с таким инструментом от него могут отлетать куски металла. Молотки, кувалды, зубила, крейцмейсели и бородки должны быть изготовлены по установленным чертежами и хорошо заправлены. Режущие кромки зубила и крейцмейселя необходимо делать прямыми, а ударную часть – оттянутой на конус; при этом стержни их не должны иметь изгибов и искривлений. Слесарные молотки и кувалды изготавливаются с незначительной выпуклостью ударной поверхности и надежно укрепляются на ручках стальным клином.

    Ручки должны иметь гладкую поверхность и быть овальной формы, причем большая ось поперечного сечения ручки должна располагаться в плоскости размаха (при ударе молотком).

    Гаечные ключи должны иметь размеры, установленные ГОСТом. Эти размеры необходимо строго выдерживать, так как большинство случаев травматизма вызывается срывом ключей с гайки при закреплении болтов и шпилек из-за увеличенного размера зева ключа вследствие его разборки.

    При ремонте тормозных приборов, и в особенности при разборке частей, нагруженных пружинами или находящихся под давлением сжатого воздуха, необходимо проявлять особую осторожность и соблюдать установленную правилами последовательность разборки, так как нарушение этих правил может привести к случаям травматизма.

    Важное значение для снижения утомляемости работников, повышения их производительности труда и оздоровления производственной среды имеет оптимальное цветовое оформление помещений, оборудования, приспособлений. При окраске помещений депо должны преобладать светлые (оранжево-желтые, желтые желтовато-зеленые) цвета.

    Рабочие места с точки зрения эргономики должны удовлетворять следующим условиям:

    Иметь достаточное рабочее пространство для работающих, позволяющее осуществлять все необходимые движения и перемещения при эксплуатации и техническом обслуживании оборудования;

    Оптимально размещаться в производственных помещениях;

    Иметь безопасные и достаточные проходы для работающих людей;

    Уровень акустического шума и вибрации, создаваемых оборудованием рабочего места или другими источниками шума, не должны превышать допустимой величины;

    Должны быть предусмотрены необходимые средства защиты работающих от действий опасных и вредных производственных факторов и др.

    Для тушения пожара в депо делается линия пожарного водопровода, к которой обычных потребителей не подключают. Отделения и ремонтные участки депо оснащают огнетушителями, ящиками с песком, асбестовыми одеялами, ломами, лопатами.

    3.2 Установление опасных и вредных производственных факторов

    в технологическом процессе участка и разработка мероприятий по их устранению.

    Под условиями труда мы понимаем совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека. Производственный фактор, воздействие которого на работающего приводит к травме, называют опасным фактором, а производственный фактор, воздействие которого на работающего приводит к заболеванию, - вредным фактором.

    Опасные и вредные производственные факторы подразделяют по природе действия на физические, химические, биологические и психофизиологические. Каждая из этих групп содержит множество факторов. Так, к группе физических опасных и вредных факторов производственных



    
    Top