Основания для аннулирования водительского удостоверения (прав), разъяснения по новому регламенту, сбор пожеланий для корректировки регламента. Могут ли приставы аннулировать водительские права Получить вод удостоверение после признания его недействительны

В конце апреля первый замначальника ГИБДД России Владимир Швецов подписал информационное письмо. Это ответ на запрос сделанный представителями автошкол в конце сентября 2016 года, то есть ответ получен через 7 месяцев. В письме ГИБДД сформулированы основания для аннулирования водительского удостоверения – использование любых поддельных документов (диплома автошколы, поддельной водительской медсправки и т.п).

Также раскрываются некоторые аспекты сдачи экзамена в ГИБДД. Причем прописаны очевидные вещи, которые просто не соблюдались в некоторых РЭО ГИБДД, например, возможность использования как ручного, так ножного тормоза на “эстакаде” и невозможность выполнить “обгон” или “опережение” на этапе вождения в условиях дорожного движения.

Плюс озвучено, что до 10 мая 2017 года по регионам собираются пожелания по регламенту экзамена в ГИБДД, которые предполагается учесть при подготовке проекта изменения данного регламента…

ГИБДД может аннулировать водительские удостоверения сотен тысяч граждан, которые прошли обучение в так называемых «серых» автошколах. Как сообщает «Коммерсант» со ссылкой на старшего инспектора по особым поручениям ГИБДД РФ Александра Лыткина, речь идет об автошколах, которые не согласовали с Госавтоинспекцией программы и материально-учебную базу.

В рамках масштабной реформы автошкол 12 августа 2014 года в России в силу вступили более строгие требования. Допуском к дальнейшей работе является заключение ГИБДД, которая проводит проверку учебных заведений. По данным на 12 декабря из 11,5 тысяч российских автошкол пройти проверку согласились 5,1 тысяч учреждений. Из них с переаттестацией справилось лишь 1,8 тысяч заведений.

Однако «серые» автошколы продолжают выдавать свидетельства об окончании курсов и направлять выпускников на экзамены. По словам Лыткина, документы оформляются задним числом, как якобы выданные еще до вступления в силу новых требований. Поэтому в ГИБДД планируют активнее работать с прокуратурой и оперативнее закрывать нелегально работающие учреждения, а также аннулировать водительские удостоверения, выданные с нарушениями.

Основанием для этого в Госавтоинспекции называют нарушение постановления правительства «О допуске к управлению транспортными средствами». В нем сказано, что водительские удостоверения признаются незаконными, если выданы в нарушение постановления «О допуске к управлению транспортными средствами». Решение об аннулировании документа принимается судом. Причем технология уже отработана - за последние три года Генпрокуратура аннулировала около 50 тысяч удостоверений водителей, которые не имеют права водить машину по медицинским показаниям.

Председатель правления НП «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев специально для «Авто Mail.Ru» :

«Предложение об изъятии водительских удостоверений у людей, прошедших подготовку по старым программам в автошколе, выглядит странным. Если в ГИБДД приняли государственный экзамен, определяющий готовность кандидата в водители, признали его навыки вождения достаточно квалифицированными и выдали человеку права, как этот процесс может иметь обратную силу? Если следовать подобной логике, то получается, что можно и нужно лишать водительского удостоверения всех водителей, получивших права до 12 августа 2014 года. Смысла в этом я не вижу. Также и сомневаюсь, что подобная процедура изъятия водительских прав не противоречит закону.

Эффективнее всего было бы направить силы сотрудников ГИБДД на скорейшее обследование учебно-материальной базы автошкол и выдачу им разрешений на продолжение образовательной деятельности. Если у ГИБДД есть «свободные руки», помощь в скорейшем прохождении проверок и выдаче разрешений автошколам мне представляется наиболее разумным и нужным делом».

В планах ГИБДД на ближайшее будущее стоит одна очень непопулярная мера. Возможно, что Госавтоинспекция будет аннулировать , обучавшихся в «серых» автошколах.

О возможных проблемах, которые ждут выпускников «серых» автошкол рассказал Общественной палате России старший инспектор по особым поручениям ГИБДД Александр Лыткин.

Для начала уточним, что такое «серая» автошкола. Как видно из названия термина это полулегальная организация, у которой нет необходимых документов для обучения кандидатов в водители. Соответственно права, которые получат выпускники такой автошколы будут признаны недействительными и аннулированы. Такой вывод сделал Лыткин по отношению к тем водителям, которым не повезло пройти обучение в подобном заведении.

Смотрите также: Новые программы подготовки водителей одобрены, практически окончательно

Одним из критериев причисления к полулегальным «серым» автошколам стало отсутствие согласования с Госавтоинспекцией учебных программ и материально-учебной базы.

В рамках крупномасштабной реформы образования обучающихся в автошколах и вступления строгих требований к последним, важным критерием для допуска автомобильной школы к дальнейшей работе является заключение ГИБДД после проведения проверки.

В итоге по данным на 12 декабря этого года из 11.5 существующих школ на проведение проверки согласились 5.100 учебных заведений и всего 1.8 тыс. автошкол прошли проверку и могут продолжить обучение будущих водителей в рамках закона. Львиная доля, почти 10 тыс. автошкол на дальнейшую деятельность права не имеют.

Изменение правил обучения и сдачи экзаменов на права

Но таких школ, не прошедших или отказавшихся от проведения проверок подобные «мелочи», не волнуют, они продолжают выдавать свидетельства об окончании курсов и направлять учеников на сдачу экзаменов в ГИБДД.

Власти понимают, что такое массовое нарушение автошколами носит повсеместный характер, но пресечь деятельность лже-автошкол оперативно не в состоянии, на выяснения того что те или иные юрлица вели незаконную деятельность уйдет много времени, и за этот период «серые» автошколы успеют выпустить сотни тысяч новых водителей, которые к сожалению, автоматически попадут под аннулирование ВУ. Как сказал Александр Лыткин, «Мы просто обязаны будем это сделать.»

Стоимость обучения в автошколах

Тем не менее ГИБДД совместно с Минобрнауки прилагает все усилия для того чтобы проблема прекратила свой рост. Госавтоинспекция призвала Минобрнауки оперативное закрывать незаконно работающие автошколы.

Основанием столь жестких мер, уточняют в Госавтоинспекции, является нарушение постановления правительства «О допуске к управлению транспортными средствами». Пункт 35, водительские удостоверения признаются незаконными, если выданы на основании документов, которые в установленном порядке были признаны подложными (поддельными) либо выданы с нарушением установленного порядка.

Решение об аннулировании ВУ принимается в судебном порядке.

Данная статья рассматривает такой вопрос, как порядок аннулирования водительского удостоверения (ВУ), а также прекращение его действия. Ранее подобная процедура проводилась исключительно по решению суда. Рассмотрим подробно самые распространенные случаи, когда ВУ прекращает свое действие.

Водительские права: аннулирование или лишение?

Для начала следует сакцентировать внимание читателей на том, что прекращение (аннулирование) и лишение водительских прав – это совершенно разные понятия. Лишение прав производится на определенный срок (от 1 месяца до 3-х лет), а вот аннулирование – гораздо более широкое понятие, которое требует подробного разъяснения.

В качестве примера можно рассмотреть решение об аннулировании прав, произведенное по медицинским показаниям. Такое решение выносится в том случае, когда автоводитель, управляя транспортным средством (ТС), может представлять опасность, как для себя самого, так и для окружающих людей.

Восстановить права, которые были аннулированы по медицинским показаниям, возможно в том случае, если водитель пройдет повторно медицинскую комиссию, которая выдаст ему новую медсправку.

Касательно срока действия, аннулирование (прекращение) может иметь конкретный срок, но может быть вынесено и пожизненно. Но даже в этом случае не стоит говорить о том, что человек не сможет управлять ТС никогда. Он имеет возможность получить права снова, для чего нужно получить медсправку и прочие документы, а также сдать экзамены в ГИБДД (теоретическую часть и вождение). Если человек успешно выполнит весь порядок получения водительского удостоверения после аннулирования, то он получает новые права и может управлять транспортным средством.

Законы о приостановке водительских прав

Новые правила, регламентирующие выдачу ВУ (водительских удостоверений) содержат перечень тех ситуаций, при которых водительское удостоверение подлежит аннулированию.

Аннулирование национального водительского удостоверения

Так, российское национальное ВУ считается недействительным и подлежит аннуляции в таких случаях:

  • По истечении срока действия ВУ;
  • При изменении персональных данных, которые указаны в ВУ;
  • В случае если ВУ пришло в негодность по причине износа либо повреждения, вследствие чего информацию, которая в нем содержится нельзя визуально определить;
  • В случае если ВУ было выдано на основании документов, которые соответствующими органами были признаны поддельными (подложными), либо выдача которых производилась с нарушениями установленного порядка;
  • При регистрации заявления об утрате/хищении ВУ, которое подал владелец прав в органы внутренних дел;
  • При выдаче водителю нового ВУ;
  • При подтверждении наличия у водителя ТС ранее не выявленных ограничений либо противопоказаний к управлению ТС по состоянию здоровья.

Важно знать, что при наличии у водителя одного из приведенных выше условий, ВУ считается недействительным и права подлежат аннулированию. Штраф за отсутствие ВУ, который выпишет инспектор ГИБДД за такое нарушение, будет составлять от 5 до 15 тысяч рублей.

Аннулирование международных прав

При проведении аннулирования национального российского ВУ, выданное на его основании ВУ международного формата также считается недействительным и следовательно подлежит аннулированию.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда национальные права подлежат аннулированию и замене на новые по причине сильного износа (отчество водителя стало нечитаемо из-за сильных потертостей). В этом случае одновременной замене подлежит международное удостоверение. Это делать нужно обязательно (даже если они находятся в идеальном состоянии).

Проверки, которые должны проходить профессиональные автоводители

Для того, чтобы работать водителем по найму обязательным остается прохождение медкомиссии 1 раз в 2 года, а перед тем как устроиться на работу водитель обязан пройти предварительное медицинское освидетельствование.

Для водителей, которые занимаются перевозкой пассажиров или грузов, обязательным остается осмотр физического состояния перед каждым из рейсов. Для перевозчиков грузов, которые относятся к категории опасных, обязательным считается еще и послерейсовое медицинское освидетельствование. Исключением являются те водители, которые трудятся в выезжающих на вызов экстренных службах, поскольку довольно часто на прохождение медосмотров перед выездом просто нет времени.

В случае, когда у профессионального водителя в процессе периодического осмотра обнаружено заболевание либо состояние, при котором запрещается управлять ТС, этот водитель должен быть направлен на дополнительное обследование, а позднее на лечение. При этом действие медзаключения в этот период будет прекращено, и, как следствие, производится аннулирование ВУ по медицинским показаниям.

Если в ходе внеочередного обследования предполагаемый диагноз подтвердится, то медицинское заключение автоматически аннулируется, о чем медики в обязательном порядке уведомляют соответствующие службы ГИБДД. Кроме того, Постановлением Правительства планируется утвердить полный перечень заболеваний и состояний человека, наличие которых вызывает аннулирование водительского удостоверения по медицинским показаниям.

Особые отметки в водительском удостоверении

Водители, которые в соответствии с Законами РФ имеют медицинские показания к управлению ТС, должны иметь в графе «Особые отметки» (в национальных и международных правах) специальную запись об условиях, соблюдение которых позволяет этому лицу находиться за рулем. Только в этом случае национальные и международные права считаются действительными.

Если автоводитель имеет медицинские показания к управлению ТС, которые отражены в медсправке (к примеру, ношение очков), то в графу «Особые отметки» водительского удостоверения вносят соответствующую отметку. Если при управлении транспортным средством человек не соблюдает условия, указанные в правах (к примеру, водит автомобиль без очков), то его водительское удостоверение может быть признано недействительным, а на самого водителя наложен штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей.

Также хотим отметить, что уже появились первые водители, у которых за их долги также временно было приостановлено действие их водительских удостоверений.

В заключении хотелось бы отметить, что приостановка действия водительских прав может быть вызвана не только медицинскими показаниями, но и многими другими факторами.

Возможность аннулирования водительского удостоверения четко отражено Правилами. Ранее подобное решение выносилось лишь по постановлению суда. Сегодня же положение немного изменилось.

Какова же разница между аннулированием и лишением?

Хотя оба понятия и схожи, но смысл их совершенно различный. Прав водителя могут лишить на конкретное время, не более чем на три года. Что же касается аннулирования, то оно предполагает несколько более широкое определение. У автомобилиста водительское удостоверение могут аннулировать по причине его несоответствия требуемым медицинским показателям, по которым он очень опасен как для себя так, так и для других участников ДД. Восстановление их в этом случае возможно лишь тогда, когда он пройдет медицинскую комиссия, и ему будет выдана справка о пригодности к управлению автомобилем. Так что, срок в данном случае не конкретизирован.

У аннулирования могут существовать некоторые временные ограничения, но оно может быть и пожизненным. Но даже в подобной ситуации, автомобилист имеет шанс получить права, если медкомиссии в его отношении примет соответствующее решение.

Аннулирование международных прав и внутреннего удостоверения

Новые правила отражают конкретные ситуации, при которых права будут аннулированы. Национальные ВП будет являться недействительными в том случае если:

Они просрочены;

Пришли в негодность;

Признаны поддельными;

Утеряны;

Заменены на новые;

По причине каких-либо медицинских противопоказаний.

Важно знать, что если у автомобилиста аннулируется внутреннее удостоверение, то автоматически и международные становятся недействительными. Если, предположим, национальным правам необходима замена, то и международные надо будет поменять, и совсем не важно, в каком они состоянии.


Норма для профессионалов

Наемный водитель, прежде чем приступить к работе должен обязательно пройти медосмотр. Затем же он будет обязан медосвидетельствование проходить единожды в два года.

Кроме этого, занимающиеся пассажирскими и грузовыми перевозками обязаны перед каждой поездкой проходить через медика. Если же водитель занимается транспортировкой опасного груза, то медосвидетельствование он должен проходить и после возвращения из рейса. Данный порядок необязателен для автомобилистов работающих в специальных службах, ибо из-за специфичности их работы там невозможно перед каждым выездом проходить медосмотр.

Особые отметки

Если водитель носит очки, то ездить на автомобиля он должен в них. Если он этого не будет соблюдать, то его ВУ может быть признано недействительным. Самого же автомобилиста ждет штраф, который может достичь и 15000.

Нелицензированные автошколы

Возможность восстановления аннулированного удостоверения водителя зависит и от способа их получения. Несколько лет назад у водителей-новичков появился риск аннулирования прав, так как они обучались в нелицензированных школах. Хотя в отношении некоторых автошкол и были возбуждены уголовные дела, однако с ними «за компанию» пострадали и ни в чем невиновные автолюбители.

После проведения всестороннего расследования выяснилось, что практически каждая из автошкол работала по мошенническим схемам. Они снимали помещения, технику и другое для показа ГИБДД. Но впоследствии арендные договора разрывались, а сама их рабочая схема оставалась прежней. К работе привлекались «черные» инструкторы, а использовались старые автомобили.

В подобных случаях, невзирая на аннулирование прав, автомобилист не лишается права управлять автотранспортом. Но для осуществления своего права водителю придется вновь пойти учиться в лицензированную автошколу, и опять сдать экзамен.

Случаи коррупции

Аналогичная участь ждет автолюбителей если выяснится, что экзамены они сдали с нарушениями. Случалось и такое, что органами раскрывались схемы, при которых сотрудники полиции брали взятки за успешную сдачу экзамена. В таком случае неприятностей не избежать не только инспекторам ДПС, но и самим водителям.

Период действия прав истек

Что же делать автомобилисту, если его права аннулированы по причине прошествия их срока действия. Здесь все будет зависеть от времени выявления данного факта. Если, предположим, водитель продолжительное время не ездит на машине, то ему не обязательно делать новые права. Ему надо только прийти в ГИБДД и заменить удостоверение. Однако совсем иное дело, если он будет остановлен на дороге. В этом случае его просроченное удостоверение будет приравнено к нарушению, то есть, их как бы у него нет. Его машину за это поставят на штраф стоянку, а самого оштрафуют.

Заключение

Так что, аннулирование ВУ чревато разными последствиями. Какой-то случай вынудит заново поступить на учебу в лицензированную автошколе и сдавать экзамены законно. Другой же - пройти медкомиссию. А третий, самый простой, прийти в ГИБДД и получить новые права.




Top