Постановление вс рф 3020. "о приватизации жилищного фонда в российской федерации"

"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилье. Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда. Вступление в права собственности на жилье дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жильем. Раздел I. Общие положения Статья 1. Приватизация жилья - бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений. Статья 2. Граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность (совместную или долевую) либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства. При этом в случае помещения несовершеннолетнего в детское или иное воспитательное учреждение соответствующего назначения администрация указанного учреждения, родители (усыновители) либо опекун над его имуществом, если таковой назначен, обязаны в течение шести месяцев со дня помещения несовершеннолетнего в указанное учреждение оформить договор передачи жилого помещения в его собственность и принять меры по распоряжению жилым помещением в интересах несовершеннолетнего. Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств местных бюджетов. Статья 3. Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют, пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению, вправе продавать, завещать, сдавать в аренду эти помещения, а также совершать с ними иные сделки, не противоречащие законодательству. Для совершения сделок в отношении приватизированных жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние, независимо от того, являются ли они собственниками, сособственниками или членами семьи собственников в том числе бывшими, имеющие право пользования данным жилым помещением, требуется предварительное разрешение органов опеки и попечительства. Это правило распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние не проживают, однако на момент приватизации имели на это жилое помещение равные с собственником права. Средства от сделок с приватизированными жилыми помещениями, в которых проживают (проживали) исключительно несовершеннолетние, зачисляются родителями (усыновителями), опекунами (попечителями), администрацией детских или иных воспитательных учреждений соответствующего назначения на счет по вкладу на имя несовершеннолетнего в местном отделении сберегательного банка. Собственники приватизированных жилых помещений в доме государственного или муниципального жилищного фонда являются совладельцами либо пользователями внеквартирного инженерного оборудования и мест общего пользования дома. Осуществление права собственности на жилое помещение не должно нарушать прав и охраняемых действующим законодательством интересов других лиц. Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, коммунальных квартирах, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир. Статья 5. Пользование земельными участками, на которых размещены приватизированные жилые дома и придомовые территории, осуществляется в порядке и на условиях, установленных нормами Земельного кодекса РСФСР. Статья 6. Передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется: соответствующим советом народных депутатов или его исполнительным органом; предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения; учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд. Статья 7. Передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующим Советом народных депутатов. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов. Статья 8. Решение вопроса о приватизации жилья должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилья он вправе обратиться в суд. Статья 9. Для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним в установленном порядке лиц, инвалидов труда, а также инвалидов с детства, ветеранов войны, семей погибших при исполнении государственных обязанностей, семей с доходами ниже официально установленного прожиточного минимума, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняется порядок предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора найма. Законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации право на получение жилых помещений в порядке, указанном в части первой настоящей статьи, может быть предоставлено и другим категориям граждан. Статья 10. В период перехода к рыночным отношениям для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняется действующий порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями. Раздел II. Основные принципы и условия приватизации жилья Статья 11. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия. Статья 12. Статья 13. Статья 14. Статья 15. Статья 16. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Статья 17. Местные Советы народных депутатов, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилье, принадлежащее им на праве собственности, с целью более рационального его перераспределения. Статья 18. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья. Раздел III. Обслуживание и ремонт приватизированного жилья Статья 21. Обслуживание и ремонт приватизированных жилых помещений осуществляются с обязательным соблюдением единых правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда на условиях, установленных для домов государственного и муниципального жилищного фонда, за счет средств их собственников. В этих целях собственники могут образовывать товарищества и иные объединения. Статья 22. За государственными жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями сохраняются обязательства по обслуживанию и ремонту приватизированных жилых помещений по договору с их собственниками (товариществами и иными объединениями). Оплата расходов, связанных с обслуживанием и ремонтом приватизированных жилых помещений, производится собственниками по ставкам, установленным для обслуживания государственного и муниципального жилищного фонда. Статья 23. Собственники жилых помещений вправе самостоятельно определять организацию для обслуживания этих помещений, включая государственные жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные организации, кооперативы, частные фирмы и иные субъекты хозяйствования. Статья 24. Обслуживание и ремонт жилого дома в целом осуществляется жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями, обслуживающими этот дом до начала приватизации, кроме тех квартир, собственники которых избрали иные организации для обслуживания этих квартир. Собственники жилых помещений участвуют в расходах, связанных с обслуживанием и ремонтом инженерного оборудования, мест общего пользования дома и содержанием придомовой территории, соразмерно занимаемой ими площади в этом доме. Статья 25. Контроль за техническим состоянием и своевременным ремонтом приватизированного жилищного фонда осуществляют местные Советы народных депутатов и органы местного самоуправления. Статья 26. Нарушение правил эксплуатации приватизированных жилых помещений, инженерного оборудования, коммуникаций и придомовой территории влечет ответственность в установленном порядке. Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин. Москва, Дом Советов РСФСР 4 июля 1991 г.

О введении в действие Закона РСФСР
"О приватизации жилищного фонда в РСФСР"

Верховный Совет РСФСР постановляет: 1. Ввести в действие Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" с момента его опубликования. 2. До приведения действующего законодательства РСФСР и республик в составе РСФСР в соответствие с Законом РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" оно применяется постольку, поскольку не противоречит этому Закону. 3. Местным Советам народных депутатов, предприятиям, учреждениям обеспечить население оперативной и доступной информацией о порядке и условиях приобретения жилья в собственность, провести необходимые организационные меры, позволяющие беспрепятственно осуществлять передачу и продажу жилья в собственность граждан по их обращениям. 4. Сохранить в переходный период создания рынка жилья для собственников приватизированных домов (квартир), участвующих в общих расходах, связанных с обслуживанием и ремонтом всего дома, те же условия, что и нанимателям жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда. При этом вопросы оплаты коммунальных услуг регулируются нормативными актами, обеспечивающими социальную защиту граждан. 5. Совету Министров РСФСР, Советам Министров республик в составе РСФСР установить порядок определения стоимости приобретаемых гражданами жилых помещений, а также вид и характер компенсации, предусмотренной в статье 16 Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР". 6. Рекомендовать общественным объединениям (организациям) осуществлять передачу и продажу находящегося в их собственности жилья в собственность граждан на условиях, предусмотренных для государственного и муниципального жилищного фонда. 7. Совету Министров РСФСР и Центральному банку РСФСР разработать порядок выделения гражданам долгосрочных кредитов на приобретение в собственность домов (квартир), на строительство индивидуальных жилых домов на льготных условиях. По вопросам, требующим законодательного решения, внести соответствующие предложения в Верховный Совета РСФСР. 8. В целях расширения строительства жилых домов за счет средств населения и создания условий для перехода к рынку жилья Совету Министров РСФСР, Советам народных депутатов обеспечить выделение гражданам в установленном порядке земельных участков и строительных материалов, увеличив объем выпуска последних за счет развития базы стройиндустрии путем содействия организации акционерных, арендных, кооперативных и малых предприятий по производству строительных материалов и предметов домоустройства, а также создание за счет привлечения средств местного бюджета и предприятий в районах индивидуальной застройки социально-экономической и инженерной инфраструктуры. 9. Совету Министров РСФСР: подготовить предложения о приведении законодательных актов РСФСР в соответствие с Законом РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР"; привести решения правительства РСФСР в соответствие с Законом РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР"; подготовить проект Государственной программы проведения жилищной реформы в РСФСР, включая дополнительное стимулирование индивидуального и кооперативного жилищного строительства, и представить его на рассмотрение Верховного Совета РСФСР в IV квартале 1991 года; разработать и утвердить в месячный срок Примерное положение о приватизации жилищного фонда в РСФСР; подготовить предложения по переходу на определение жилищной обеспеченности граждан и оплаты за пользование жилыми помещениями, исходя из размера общей площади; рассмотреть вопрос о целесообразности сохранения прописки граждан по месту жительства и при необходимости подготовить соответствующие предложения. Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин. Москва, Дом Советов РСФСР 4 июля 1991 г.

Согласно Приложению N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты историко-культурного наследия местного значения не относятся исключительно к федеральной собственности

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.12.1999 N Ф08-2713/99 по делу N А63-131/99-С1

Дело N А63-131/99-С1


(извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии представителя комитета по управлению имуществом города Ставрополя М.А.И., представителей общества с ограниченной ответственностью "Восход" М.О.В., А., без участия представителей Министерства государственного имущества Ставропольского края и Министерства культуры Правительства Ставропольского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу комитета по управлению имуществом города Ставрополя на решение от 01.06.99 и постановление апелляционной инстанции от 07.10.99 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-131/99-С1, установил следующее.

Министерство государственного имущества Ставропольского края обратилось к комитету по управлению имуществом города Ставрополя и товарищества с ограниченной ответственностью "Восход", реорганизованного в общество с ограниченной ответственностью, о признании последствий ничтожности сделки приватизации помещения, площадью 645,1 кв. м, расположенного в городе Ставрополе по пр. К. Маркса, 78.

Третьим лицом на стороне истца привлечено Министерство культуры Правительства Ставропольского края.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 01.06.99, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.10.99, применены последствия ничтожной сделки приватизации - дополнительного соглашения от 29.06.95 к договору купли-продажи N 212, заключенному между комитетом по управлению имуществом города Ставрополя и товариществом с ограниченной ответственностью фирма "Восход". Взысканы с комитета по управлению имуществом города Ставрополя в пользу общества с ограниченной ответственностью фирма "Восход" 149,560 руб. неосновательно полученные денежные средства по дополнительному соглашению от 29.06.95. Возвращены в собственность Российской Федерации нежилые помещения, площадью 645,1 кв. м, расположенные в городе Ставрополе, по пр. К. Маркса, 78. Решение мотивировано тем, что указанное нежилое помещение не является муниципальной собственностью, поскольку отнесено к памятникам истории и культуры, следовательно, к федеральному уровню собственности. Сделки по отчуждению таких объектов являются ничтожными в силу статьи 5 Закона РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и пункта 3 Указа Президента РФ от 14.10.92 N 1230 (л.д. 101, т. 1, 27, т. 2).

Комитет по управлению имуществом города Ставрополя с решением и постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Ставропольского края не согласился, обжаловав их на основании того, что необоснованно применены нормы пункта 3 приложения 1 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1, поскольку положения, установленные в указанном пункте относятся к объектам историко-культурного и природного наследия общероссийского значения. Спорное здание отнесено к памятникам истории и культуры местного значения и поэтому не подпадает под действие приложения N 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов имущества, согласно приложению N 3 к Постановлению Верховного Совета N 3020-1, поэтому положения, установленные в Распоряжении Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп, не подлежат применению. Постановлением главы администрации Ставропольского края от 17.03.92 N 72 магазин N 1, расположенный по пр. К. Маркса, 78, был передан в муниципальную собственность (л.д. 25, т. 2).

Министерство государственного имущества Ставропольского края возражает против доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Комитет по управлению имуществом города Ставрополя в заседании кассационной инстанции подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.

В заседании кассационной инстанции общество с ограниченной ответственностью "Восход" поддержало кассационную жалобу комитета по управлению имуществом города Ставрополя и считает, что судебные акты подлежат отмене на основании того, что ранее в здании, расположенном по пр. Маркса, 78, находился магазин N 1, входивший в Горпромторг. Затем было создано арендное объединение, которые заключило договор аренды с Горпромторгом, переоформленный с комитетом по управлению имуществом города Ставрополя, с момента его создания. Затем в соответствии с законодательством о приватизации помещение выкуплено товариществом с ограниченной ответственностью "Восход", созданного работниками магазина N 1.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение от 01.06.99 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ставропольского края от 07.10.99 подлежат отмене на основании следующего.

Согласно приложению N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты историко-культурного наследия местного значения не относятся исключительно к федеральной собственности.

Решением исполнительного комитета от 01.10.81 N 702 (л.д. 32, 33, т. 1) здание, расположенное в городе Ставрополе, пр. Маркса, 78, является памятником истории и культуры местного значения. Данное обстоятельство Министерством государственного имущества Ставропольского края не отрицается (л.д. 17, т. 1).

Разграничение памятников архитектуры по уровням собственности должно производиться исходя из деятельности самого объекта государственной собственности, находящегося в здании, являющемся памятником архитектуры местного значения.

Администрация города Ставрополя в письме от 24.05.99 N 541-6 (л.д. 77, т. 1) указала на то, что дом, расположенный в городе Ставрополе, пр. К. Маркса, 78, до приватизации находилось на балансе ЖРЭП N 5 согласно постановлению ГУКХ от 23.03.23 N 21932-3. Данное обстоятельство не опровергнуто Министерством государственного имущества Ставропольского края.

Распоряжением администрации города Ставрополя от 05.08.94 N 230 (л.д. 65, т. 1) хозрасчетное арендное предприятие - товарищество с ограниченной ответственностью "Восход", в том числе входящий в его состав магазин N 1, расположенный по пр. К. Маркса, 78, передано в муниципальную собственность.

Согласно Уставу товарищество с ограниченной ответственностью "Восход" создано членами трудового коллектива хозрасчетного арендного предприятия N 1 Ставропольского Горпищеторга, которое находилось в здании, расположенном по улице К. Маркса, 78.

Согласно пункту 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.98 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при разрешения споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанный реестр или перечень необходимо при определении их принадлежности соответствующим субъектам руководствоваться приложениями N 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1. Из представленных в материалы дела доказательств, не опровергнутых Министерством государственного имущества Ставропольского края, видно, в спорном помещении находился магазин Горпромторга, следовательно, помещение, расположенное по улице К. Маркса, 78, должно быть отнесено к объектам муниципальной собственности. Поэтому комитет по управлению имуществом города Ставрополя вправе был совершить сделку приватизации по помещению, расположенному по улице К. Маркса, 78, покупателем которого выступили работники магазина N 1.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 171, 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


постановил:


решение от 01.06.99 и постановление апелляционной инстанции от 07.10.99 Арбитражного суда Ставропольского края по делу А63-131/99-С1 отменить. В иске отказать.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Письмо ВАС РФ N С-13/ОСЗ-273 от 06.09.93 О внесении изменений и дополнений в постановление ВС РФ от 27.12.91 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ и о порядке распоряжения объектами федеральной собственности на территории РФ.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации сообщает, что Верховным Советом Российской Федерации 21 июля 1993 года принято Постановление No. 5475-1 “О внесении изменений и дополнений в Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года No. 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ и о порядке распоряжения объектами федеральной собственности на территории Российской Федерации“.

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации “О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами“ указанное Постановление вступает в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, поскольку при принятии этого акта не указан срок введения его в действие.

1. Согласно новой редакции пункта 15 Постановления от 27 декабря 1991 года No. 3020-1 управление и распоряжение объектами федеральной собственности отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Правительство Российской Федерации может делегировать министерствам и ведомствам следующие полномочия в отношении объектов федеральной собственности, в том числе в отношении подведомственных им предприятий: заключение договоров с руководителями предприятий, организаций и учреждений; утверждение уставов предприятий, организаций, учреждений; заключение договоров аренды имущества и учредительных договоров в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Поэтому арбитражным судам при рассмотрении споров необходимо устанавливать, были ли делегированы Правительством Российской Федерации его полномочия по распоряжению федеральным имуществом конкретному министерству или ведомству.

2. Новой редакцией пункта 15 предусмотрено, что Правительство Российской Федерации может делегировать свои полномочия органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в порядке, определенном Федеративным договором и законами Российской Федерации. Арбитражным судам и в данном случае следует проверять, имело ли место делегирование полномочий со стороны Правительства Российской Федерации.

3. Следует обратить внимание на то, что рассматриваемое Постановление не затрагивает полномочий Госкомимущества, которыми он наделен в соответствии со статьей 4 Закона “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации“.

4. Пунктом 2 Постановления от 21 июля 1993 года No. 5475-1 дано поручение комитетам Верховного Совета Российской Федерации подготовить и внести на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации изменения и дополнения в действующее законодательство, а также проекты законов, регулирующих вопросы управления и распоряжения государственным имуществом. Впредь до внесения указанных изменений и дополнений и принятия законов действующие нормативные акты применяются в части, не противоречащей Постановлению от 21 июля 1993 г. No. 5475-1.

Председатель

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований во внутреннем и внешнем гражданском обороте

Государство не выступает в качестве единого субъекта гражданских правоотношений, а характеризуется множественностью субъектов: федеральное государство в целом, субъекты федерации и муниципальные образования. Вместе они охватываются понятием публично-правовых образований .

Государство и иные публично-правовые образования в гражданско-правовых отношениях выступают наравных началах с иными их участниками – гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК). Незаконными считаются любые попытки органов публичной власти использовать свои полномочия для получения публично-правовыми образованиями в гражданских правоотношениях односторонних преимуществ или ограничений в их пользу прав и интересов других участников оборота.

К публично правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие в обороте юридических лиц, если иное прямо не вытекает из закона или статуса данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК).

Публично-правовые образования обладают специальной , а не общей (универсальной) правоспособностью, т.к. участие в гражданских правоотношениях носит для них вынужденный, вспомогательный по отношению к основной деятельности характер.

Государство и иные публично-правовые образования реализуют свою дееспособность через свои органы , действующие в рамках их компетенции , установленной актами о статусе этих органов (п. 1, 2 ст. 125 ГК). Т.е., действия органов власти, совершенные в пределах их компетенции – действия самих публично-правовых образований. Компетенция властных органов устанавливается актами публичного (административного права), а не частного права. Для гражданских правоотношений имеет значение прежде всего их компетенция по использованию имущества (государственного и муниципального), а также компетенция в области возложения и несения имущественной ответственности. При этом речь идет об имуществе, нераспределенном за юридическими лицами (такое имущество – база самостоятельного участия этих лиц в имущественном обороте). Данные юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредивших их публичных собственников (п. 2 ст. 126 ГК). По собственным обязательствам публично-правовые образования отвечают казной (нераспределенное государственное и муниципальное имущество, главным образом - бюджетные средства).



Бюджетными средствами распоряжаются финансовые органы от имени публично-правовых образований. При предъявлении к публично-правовым образований имущественных требований (в т.ч. в порядке субсидиарной ответственности за долги созданных ими учреждений), в роли ответчиков выступают главные распорядители бюджетных средств.

Иным находящимся в публичной собственности имуществом от имени собственника распоряжаются уполномоченные им органы власти.

Например, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) :

осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, в т.ч. составляющего государственную казну РФ (кроме бюджетных средств), включая полномочия собственника по приватизации федерального имущества;

выступает от имени РФ учредителем создаваемых с участием государства юр. лиц, в т.ч. учредителем (участником) ОАО, создаваемых посредством приватизации федеральных государственных унитарных предприятий;

закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в хозяйственное ведение и оперативное управление федеральных государственных предприятий и учреждений;

заключает договоры купли-продажи и аренды федерального имущества и размещает заказы на поставку товаров и выполнение работ для государственных нужд и т.д.

«О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов в составе Российской Федерации и муниципальную собственность»

Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности

I. Объекты, составляющие основу национального богатства страны

1. Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации.

2. Охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение).

3. Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

II. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач

1. Государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды).

2. Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.

3. Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.

4. Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.

III. Объекты оборонного производства

1. Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях – независимо от доли военных заказов.

2. Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

Объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов РФ

10. Предприятия по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений.

11. Предприятия телевидения и радиовещания, полиграфические предприятия, издательства, информационные и телеграфные агентства, находящиеся в ведении Министерства печати и массовой информации Российской Федерации.

12. Средние специальные и профессиональные учебные заведения.

Большинство органов публичной власти одновременно являются и юридическими лицами – учреждениями . В этом качестве они могут участвовать в гражданских правоотношениях самостоятельно. По таким сделкам они будут нести самостоятельную имущественную ответственность выделенными им денежными средствами, а федеральное государство – субсидиарную ответственность имуществом казны при недостатке у них денежных средств.

Само публично-правовое образование не может выступать в гражданских правоотношениях иначе, кроме как через свои органы (выступление государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан от имени публично-правовых образований по их специальному поручению (п. 3. ст. 125 ГК) есть гражданско-правовое отношение представительства).

Важно разграничение ситуаций, когда участником гражданско-правовых отношений является публично-правовое образование в лице своего органа власти и когда этот орган власти самостоятельно выступает в гражданском обороте как юр. лицо.

Если действия органа публичной власти по распоряжению бюджетными средствами или иным имуществом, находящимся в собственности публично-правового образования, входят в компетенцию данного органа – данные действия рассматриваются в качестве действий публично-правового образования (которое и несет имущественную ответственность за их результаты). В противном случае считается, что орган власти действует в правоотношениях от собственного имени, как самостоятельное юридическое лицо-учреждение (учреждение по общему правилу лишено возможности распоряжаться даже имеющемся у него на ограниченном вещном праве имуществом – ст. 298 ГК). Учредитель (публично-правовое образование) имеет возможность оспорить совершенные учреждением сделки либо как выходящие за пределы его правоспособности, либо даже как незаконные (нарушающие требования финансового законодательства).

Законом предусмотрен принцип раздельной ответственности публично-правовых образований по своим обязательствам, если только кто-либо из них не принял на себя специальную гарантию (поручительство) по обязательствам другого субъекта.

Участие публично правовых образований в вещных и корпоративных отношениях:

1. Приобретение имущества в собственность: в случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры; отчуждение у частного собственника вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте; изъятие недвижимости для государственных или муниципальных нужд; реквизиция, конфискация, национализация частного имущества и т.д.

2. Приватизация государственного или муниципального имущества.

3.Создание юридических лиц.

4. Участие в деятельности хозяйственных обществ/товариществ в качестве акционеров/участников (в т.ч. право «золотой акции» в отношении ОАО с их участием).

Участие публично-правовых образований в обязательственных и иных гражданско-правовых отношениях:

1. Выступление в качестве государственных или муниципальных заказчиков в договорах поставки или подряда для государственных или муниципальных нужд.

2. Выступление в качестве заемщиков (путем эмиссии ценных бумаг), займодавцев (выдача кредитов).

3. Выдача государственных и муниципальных гарантий (принятие ответственности за исполнение обязательств третьими лицами в отношении тех субъектов, которым выданы гарантии).

4. Участие в соглашениях о разделе продукции.

5. Организация лотерей, тотализаторов (взаимных пари).

6. Участие в обязательствах из причинения вреда.

7. Участие в наследственных отношениях.




Top