Правоохранительные органы по обеспечению безопасности и охране правопорядка (виды и функции). Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности сотрудниками отдела внутренних дел Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасн

Неизмеримо возрастает значение обеспечения общественного порядка в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) при проведении мероприятий по их ликвидации, таких, как эвакуация населения, осуществление аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Общественный порядок при этом включает общественные отношения между людьми, складывающиеся при проведении указанных мероприятий. Он выражается в поведении граждан и действиях должностных лиц в местах их осуществления, в фактическом соблюдении адресованных им запретов, дозволений и предписаний, закрепленных в соответствующих правовых нормах.

Общественный порядок и его охрана в нормальных условиях связаны главным образом с пребыванием людей в общественных местах, обеспечением при этом спокойствия, личной и имущественной безопасности граждан. А в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций общественный порядок и его охрана связаны прежде всего с защитой населения от негативных последствий ЧС, обеспечением действий сил Единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

В юридической литературе широко освещен вопрос о соотношении общественного порядка и общественной безопасности. Одни юристы считают общественную безопасность составной частью общественного порядка. Другие настаивают на том, что данные явления одного порядка и они являются элементами более широкой категории правопорядка. Существует и третья точка зрения, согласно которой правопорядок является составной частью общественного порядка, а не наоборот.

Можно согласиться с высказыванием В.В. Гущина о том, что "относительно чрезвычайных ситуаций эти два явления сильно переплетаются. Они настолько близки по сути, что органично соединяются по цели функционирования. В этих условиях сутью охраны общественного порядка является обеспечение безопасности" .

Федулов Г.Ф. указывает, что "рост экономики, основанный на научно-техническом прогрессе, вовлекая в производственный оборот огромные массы различных ресурсов, обогащает общество новыми более сложными техникой и технологиями и улучшает условия для своего последующего развития. Одновременно этот рост порождает увеличение риска возникновения техногенных аварий и стихийных бедствий и ущерба от них (сопоставимого с последствиями военных конфликтов), создает угрозу жизни и здоровью людей, приводит к недопустимо высокому загрязнению окружающей среды.

Средства массовой информации практически ежедневно сообщают об очередной крупной катастрофе, унесшей человеческие жизни и которая зачастую в считанные часы и даже минуты уничтожает результаты многолетнего развития, затраченные драгоценные ресурсы оказываются выброшенными на ветер" .

Например, только в 2006 г. на территории Российской Федерации произошла 951 чрезвычайная ситуация, в том числе 226 природного, 686 техногенного, 27 биолого-социального характера, а также 12 террористических актов. Спасено свыше 93 тыс. человек, сохранено материальных ценностей на сумму 22,3 млрд. рублей.

Анализируя эту проблему, Л.И. Овчинникова отмечает, что в России наметилась устойчивая тенденция ежегодного увеличения количества чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Поэтому участие общественных объединений требуется не только в обеспечении правопорядка, но и в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Более того, крупномасштабные катастрофы последних лет показали, что нельзя создать высокоэффективную систему защиты населения от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций без участия самого населения. Помимо обучающих и пропагандистских технологий надо добиваться вовлечения населения, предприятий и организаций в создание безопасной среды обитания.

В ст. 15 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определена правовая основа участия общественных объединений в ликвидации последствий ЧС. Установлено, что они могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии со своими уставами и под руководством соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 18 января 1993 г. № 17, также предусматривает возможность привлечении общественного порядка при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, существуют положительные примеры оказания помощи органам милиции в охране общественного порядка в условиях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций общественными объединениями в разные периоды истории нашего государства. Рассмотрим некоторые из них.

Так, при ликвидации последствий Ташкентского землетрясения 1966 г. в каждом районе города было создано по шесть комсомольских оперативных отрядов численностью по 60 человек. На эти отряды возлагались задачи: поддерживать общественный порядок; предупреждать и пресекать правонарушения; задерживать и доставлять в органы милиции бродяг, безнадзорных подростков, алкоголиков и т.п. Повышенное внимание обращалось на места сосредоточения людей в палаточных городках, парках, кинотеатрах. Круглосуточно патрулировало 800 - 1000 комсомольцев.

Особую активность в охране общественного порядка проявили добровольные народные дружины Ташкентского государственного университета, электрокабельного и электромеханического заводов, института связи и др.

Для координации действий органов милиции с комсомольскими оперативными отрядами и добровольными народными дружинами МООП Узбекской ССР выделило сотрудника из аппарата уголовного розыска.

УООП Ташгорисполкома поддерживало тесную связь со штабами добровольных народных дружин и комсомольских отрядов. Ежедневно работники милиции инструктировали наряды, знакомили с оперативной обстановкой в городе, на участке патрулирования.

Дружинники дежурили в кабинетах участковых инспекторов, в районных отделах милиции. Кроме дежурств и патрулирования комсомольцы и дружинники участвовали в мероприятиях, проводимых аппаратами наружной службы, ОУР, ОБХСС по выявлению и задержанию карманных воров, спекулянтов, бродяг, расхитителей имущества.

Благодаря правильной расстановке сил милиции и общественности на 187 участках г. Ташкента в 1966 г. отмечалась полная раскрываемость преступлений, а на 9 - вовсе не было совершено правонарушений.

Обращаясь к опыту привлечения граждан к охране общественного порядка в период ликвидации последствий Ташкентского землетрясения, следует отметить, что уже в первой республиканской Инструкции "Об организации советской рабоче-дехканской милиции" сотрудникам милиции предоставлялось право привлекать граждан для оказания помощи в ликвидации последствий стихийных бедствий.

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28 марта 1927 г., утвердившее Сводный закон о реквизиции и конфискации имущества, разрешало милиции в местностях, постигнутых чрезвычайными стихийными бедствиями, проводить реквизицию и конфискацию имущества, необходимого для организации работ по ликвидации последствий этих бедствий.

26 мая 1928 г. было принято Постановление ЦИК Советов и СНК УзССР "Об утверждении Положения о порядке привлечения населения к трудовой и транспортной повинности". Оно предоставляло право районным, городским исполкомам привлекать население и транспорт для борьбы со стихийными бедствиями в том случае, если они не могли быть прекращены обычными мерами общественной охраны.

Большую помощь способны оказывать общественные формирования при ликвидации последствий наводнений, особенно в сельской местности, где затоплению подвергаются значительные территории, а сотрудников милиции и других сил недостаточно. Одновременно с проведением эвакуации населения из зон затопления требуется организовывать охрану имущества, оставшегося без присмотра. Такие примеры также имеются.

В 2002 г. в результате выпадения обильных осадков уровень воды в реках Краснодарского края поднялся выше критического и было затоплено 58 населенных пунктов.

В связи со сложившейся обстановкой 22 июня 2002 г. на территории Краснодарского края был введен оперативный план "Тайфун".

Общая площадь затопления на территории края составила 480 кв. км. Было подтоплено свыше 11 000 и разрушено 5134 домовладений, размыто 190 км автодорог, повреждено 185 трансформаторных подстанций, 95 опор ЛЭП и 36 мостов.

Количество пострадавших граждан составило 80 438, из них 5048 семей лишились жилья, 8885 семей лишились имущества, погибло 57 человек. Без вести пропавшими считаются 9 человек.

При ликвидации последствий стихийных бедствий личным составом органов внутренних дел Краснодарского края проведен большой объем мероприятий по оказанию помощи пострадавшему населению, охране общественного порядка.

Силами милиции были взяты под охрану дома граждан, вынужденных оставить места проживания, организована охрана общественного порядка в местах размещения эвакуированных граждан. В охране общественного порядка большую помощь милиции оказали общественные формирования и казачество. Ежедневно на охрану общественного порядка в зоне стихийно -го бедствия задействовалось более 1000 сотрудников милиции и 120 казаков Таманского отдела Кубанского казачьего войска.

В результате продолжительных ливневых дождей, прошедших на территории Ставропольского края в июне 2002 г., в крае сложилась чрезвычайная ситуация, которая охватила шесть районов края (Предгорный, Кочубеевский, Минераловод-ский, Георгиевский, Советский и Кировский) и особо охраняемый эколого-курортный регион России - Кавказские Минеральные Воды. Пострадали 65 населенных пунктов, в том числе города Ставрополь, Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск, Минеральные Воды, Лермонтов, Железноводск, Георгиевск, Невинномысск.

В спасательных и аварийно-восстановительных мероприятиях совместно с подразделениями МЧС России принимали участие ГУВД Ставропольского края. В свою очередь, казачьи формирования оказали помощь сотрудникам милиции в охране общественного порядка в затопленных районах.

Можно согласиться с выводами Л.И. Овчинниковой о привлечении общественных объединений к охране общественного порядка в нормальных условиях и в условиях возникновения чрезвычайных ситуациях.

Функция охраны общественного порядка является одной из основных внутренних функций государства. Для ее выполнения в структуре органов государственной власти создается система специальных (правоохранительных) органов, которым в целях обеспечения успешной реализации этой функции содействуют различные общественные формирования.

В начале 1990-х гг. наметилась негативная тенденция снижения активности общественных объединений в охране общественного порядка. В целях активизации этой работы Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 959 "О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Российской Федерации" было предписано восстановить в субъектах Российской Федерации деятельность этих общественных формирований. Для этого органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также по инициативе предприятий, учреждений и организаций на местах были осуществлены организационные мероприятия по восстановлению и активизации деятельности негосударственных субъектов правоохранительной направленности (муниципальных и казачьих дружин, отрядов содействия милиции, социально-профилактических центров, центров семейного воспитания и др.).

Существенным недостатком правового регулирования исследуемых общественных отношений является отсутствие Федерального закона "Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка". Этот Закон должен определить правовые основы и принципы участия граждан в обеспечении правопорядка; формы и содержание этой деятельности; права и обязанности членов объединений граждан; их социальные и правовые гарантии; контроль и надзор за этой деятельностью.

В законодательстве Российской Федерации установлена возможность привлечения общественных объединений к ликвидации чрезвычайных ситуаций. В России с каждым годом растет число произошедших стихийных бедствий, аварий, катастроф. Поэтому общественные объединения могут оказать большую помощь милиции в обеспечении общественного порядка при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В статье приведены примеры участия общественных объединений правоохранительной направленности в ликвидации последствий землетрясений и затоплений. Поэтому, на наш взгляд, в Федеральном законе "Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка" должно найти отражение этого вопроса.

Следует заметить, что организация охраны общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий и при чрезвычайных обстоятельствах в зависимости от их значения и масштаба обеспечивается соответственно МВД России, МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ) и территориальными и транспортными органами внутренних дел в тесном взаимодействии с органами прокуратуры и безопасности.

Для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий и при чрезвычайных ситуациях могут привлекаться личный состав служб и подразделений органов внутренних дел, внутренние войска МВД России. При необходимости для более эффективного управления силами и средствами, привлекаемыми на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, создается оперативный штаб. Численность и состав штаба определяется характером и масштабом массовых мероприятий, чрезвычайных обстоятельств, а также складывающейся оперативной обстановкой.

Управление силами и средствами в период проведения массовых мероприятий осуществляется со специально организуемых пунктов, на которых оборудуются рабочие места для членов оперативного штаба, групп управления и организации

Пункты управления создаются, как правило, в районе проведения массового мероприятия и размещаются в местах, пригодных для оперативного руководства находящимися в подчинении силами и средствами. Пункты управления могут быть стационарными (в зданиях, сооружениях) или передвижными (в автобусах). Они оборудуются средствами связи, а при необходимости - кино-, фото-, видеоаппаратурой.

При организации обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массового мероприятия начальник органа внутренних дел (руководитель оперативного штаба) должен руководствоваться положениями Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., и действующего законодательства Российской Федерации.

После получения задачи на обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массового мероприятия должна проводиться подготовительная работа, которая включает в себя:

уточнение программы, места, времени и порядка его проведения, возможного количества и состава участников, а также наличия или отсутствия факторов, требующих запрещения на проведение массовой акции;

осуществление совместно с организаторами и представителями заинтересованных ведомств комиссионного обследования места проведения массового мероприятия, определяется его пригодность к организации надлежащей охраны общественного порядка и принимаются меры к устранению недостатков;

проведение рекогносцировки местности, в процессе которой изучаются особенности территории, маршрутов движения транспорта и пешеходов, определяются пункты сбора, порядок следования и размещения людей, места стоянки транспорта, необходимость изменений в организации движения транспорта и пешеходов, а также границы зон, секторов, участков, необходимое количество сил и средств, место размещения оперативного штаба, резервов.

Следует обратить внимание на то, что на основе всех необходимых данных и расчетов разрабатывается план охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массового мероприятия, в котором предусматриваются:

границы оцепляемой территории зоны, сектора, участка;

состав и количество привлекаемых сил и средств, места их размещения, виды и задачи нарядов, ответственные за организацию их службы в зонах, секторах и на участках, схема управления и связи;

порядок взаимодействия с соседними территориальными и транспортными органами внутренних дел и органами внутренних дел на транспорте, органами безопасности, войсками;

организация обеспечения общественного порядка в местах формирования колонн, сбора зрителей на подступах к месту проведения мероприятия, а также на остановках городского транспорта и контрольных пунктах;

маршруты следования участников и зрителей, пути отвода транспортных и пешеходных потоков, порядок регулирования их движения до начала и после окончания мероприятия, места стоянки транспортных средств;

порядок организованного выхода участников после окончания мероприятия, а также порядок их эвакуации в случае необходимости;

меры по обеспечению пожарной безопасности;

организация медицинского и материально-технического обеспечения.

В необходимых случаях через средства массовой информации заблаговременно делается сообщение о временных изменениях маршрутов движения транспорта, ограничении доступа граждан в район проведения массовых мероприятий.

Актуальными вопросами в период подготовки к обеспечению общественного порядка и общественной безопасности во время собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и иных массовых мероприятий - проведение дополнительных инструктажей и тренировок с личным составом по изучению нормативных актов, регламентирующих права и обязанности милиции, мер ответственности организаторов и участников массовых акций за нарушение правопорядка, а также отработке тактических приемов несения службы в условиях осложнения обстановки.

На инструктажах с использованием схемы территории разъясняется программа проведения массового мероприятия, уточняются участки и сектора охраны общественного порядка, направления, маршруты движения людей и стоянки транспорта, размещение пунктов управления, резервов, медицинских пунктов, торговых точек, санитарных узлов, а также проводится ознакомление нарядов с образцами пропусков (билетов и иных документов), дающих право прохода (проезда) в зону оцепления.

Как показывает практика, тренировки осуществляются накануне массового мероприятия непосредственно на месте его проведения. При этом уточняются задачи, расстановка нарядов, проверяется реальность установленных сроков развертывания сил; отрабатываются вопросы взаимодействия нарядов милиции, войск и других привлекаемых сил на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств.

Личному составу, занятому в нарядах по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия, огнестрельное оружие не выдается. Резерв может быть вооруженным.

Во время проведения массового мероприятия наряды обязаны:

знать и умело выполнять поставленную задачу;

проявлять особую осмотрительность и выдержку при несении службы, в любых условиях действовать спокойно и уверенно, особенно при пресечении нарушений общественного порядка, предупреждая тем самым возникновение паники и групповых нарушений правопорядка;

находиться в указанном месте и без специального разрешения не оставлять порученный участок службы;

удалять с места проведения массового мероприятия лиц, находящихся в состоянии опьянения, и других нарушителей общественного порядка;

в случае обнаружения обстоятельств, осложняющих проведение мероприятия, обеспечение общественного порядка и безопасности зрителей и участников, немедленно доложить ответственному за охрану порядка на объекте.

Граждане, проживающие или работающие в зоне оцепления, пропускаются к месту жительства по предъявлении паспорта или иного подтверждающего это документа, а к месту работы - специальным пропускам. По решению начальника оперативного штаба может быть установлен иной порядок пропуска.

Раздел IX. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка

  • Глава 12. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
  • §4. Основные права и обязанности граждан в сфере общественного порядка и общественной безопасности. Роль органов внутренних дел в охране прав и свобод граждан
  • ВОПРОСЫ:

    1. Органы внутренних дел Российской
    Федерации
    2. Министерство РФ по делам гражданской
    обороны, чрезвычайным ситуациям и
    ликвидации последствий стихийных
    действий
    3. Частные детективы и частные охранники

    Вопрос 1. Органы внутренних дел Российской Федерации

    - система федеральных органов исполнительной
    власти, которые осуществляют защиту прав и
    свобод человека и гражданина, охрану
    правопорядка, обеспечение общественной
    безопасности и другие функции
    ОВД являются централизованными, их задачи и
    полномочия наглядно проявляются через
    полномочия МВД России

    Министерство внутренних дел Российской Федерации
    Главные управления
    Департаменты
    Управления
    Центры
    Образовательные организации
    Территориальные органы МВД России
    Представители МВД России за рубежом

    Главные управления
    Главное управление по обеспечению безопасности
    дорожного движения
    Главное управление по обеспечению охраны
    общественного порядка и координации
    взаимодействия с органами исполнительной власти
    субъектов Российской Федерации
    Главное управление по противодействию экстремизму
    Главное управление собственной безопасности

    Главное управление на транспорте
    Главное управление уголовного розыска
    Главное управление экономической безопасности и
    противодействия коррупции
    Главное управление по вопросам миграции
    Главное управление по контролю за оборотом
    наркотиков

    Департаменты
    Следственный департамент
    Департамент государственной службы и кадров
    Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и
    организаций
    Департамент информационных технологий, связи и защиты
    информации
    Департамент по материально-техническому и медицинскому
    обеспечению
    Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению
    социальных гарантий
    Договорно-правовой департамент
    Организационно-аналитический департамент

    Управления
    Управление «К» МВД России
    Управление по обеспечению безопасности лиц,
    подлежащих государственной защите
    Управление по взаимодействию с институтами
    гражданского общества и средствами массовой
    информации
    Управление по обеспечению безопасности
    крупных международных и массовых спортивных
    мероприятий

    Организационно-штатное управление
    Контрольно-ревизионное управление
    Управление по организации дознания
    Оперативное управление
    Национальное центральное бюро Интерпола
    Управление по обеспечению деятельности
    подразделений специального назначения и
    авиации

    10.

    Министр внутренних дел назначается и освобождается от
    должности Президентом РФ по представлению Председателя
    Правительства РФ (Колокольцев Владимир Александрович)
    шесть заместителей Министра, в том числе:
    первого заместителя Министра,
    статс-секретаря - заместителя Министра,
    заместителя Министра внутренних дел Российской
    Федерации - начальника Следственного департамента
    Министерства внутренних дел Российской Федерации,
    а также начальника Главного управления Министерства
    внутренних дел Российской Федерации по СевероКавказскому федеральному округу, пользующегося правами
    заместителя Министра

    11.

    Территориальными органами МВД являются
    а) на окружном уровне - Главное управление Министерства внутренних
    дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу,
    управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской
    Федерации по федеральным округам;
    б) на межрегиональном уровне - оперативные бюро Министерства
    внутренних дел Российской Федерации, центры специального
    назначения Министерства внутренних дел Российской Федерации,
    линейные управления Министерства внутренних дел Российской
    Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
    в) на региональном уровне - министерства внутренних дел по
    республикам, главные управления, управления Министерства
    внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской
    Федерации;

    12.

    г) на районном уровне - управления, отделы, отделения Министерства
    внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным
    муниципальным образованиям, в том числе по нескольким
    муниципальным образованиям, управления, отделы, отделения
    Министерства внутренних дел Российской Федерации на части
    территорий административных центров субъектов Российской
    Федерации, управления, отделы, отделения Министерства внутренних
    дел Российской Федерации по закрытым административнотерриториальным образованиям, на особо важных и режимных
    объектах, линейные отделы, отделения Министерства внутренних дел
    Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном
    транспорте, управление внутренних дел на Московском метрополитене
    Главного управления Министерства внутренних дел Российской
    Федерации по г. Москве, Управление Министерства внутренних дел
    Российской Федерации на комплексе «Байконур»

    13.

    Задачи МВД России:
    Разработка и реализация государственной
    политики в сфере внутренних дел
    Нормативно-правовое регулирование в сфере
    внутренних дел
    Обеспечение жизни, здоровья, прав и свобод
    людей, противодействие преступности, охрана
    общественного порядка и собственности,
    обеспечение общественной безопасности
    Обеспечение социальной и правовой защиты
    сотрудников органов внутренних дел и их семей

    14.

    Полномочия
    Принимают меры по предупреждению правонарушений,
    по выявлению и устранению причин и условий
    Организуют и проводят мероприятия по обеспечению
    безопасности граждан и правопорядка в общественных
    местах
    Организуют и осуществляют ОРД
    Организуют и осуществляют розыск лиц, имущества
    Организуют и осуществляют дознание, производство
    предварительного следствия по уголовным делам

    15.

    Принимают меры, направленные на выявление,
    предупреждение и пресечение экстремистской
    деятельности
    Участвуют в мероприятиях по противодействию
    терроризму
    Организуют и осуществляют экспертнокриминалистическую деятельность
    Организуют и осуществляют контроль в области оборота
    оружия, наркотиков
    Организуют и осуществляют контроль в области частной
    детективной и охранной деятельности

    16.

    Организуют обеспечение безопасности дорожного
    движения
    Организуют и осуществляют охрану особо важных и
    режимных объектов
    Организуют и осуществляют во взаимодействии с ФСБ
    охрану дипломатических представительств
    Осуществляют государственную защиту участников
    уголовного процесса
    Осуществляют производство по делам об
    административных правонарушениях

    17.

    Организуют и осуществляют лицензирование
    отдельных видов деятельности
    Организуют и осуществляют проведение
    государственной дактилоскопической регистрации
    и государственной геномной регистрации
    Участвуют в территориальной обороны РФ
    Осуществляют государственный контроль за
    пребыванием и проживанием иностранных
    граждан и лиц без гражданства на территории РФ

    18.

    В системе ОВД особое место занимает полиция.
    Структурно полиция среди иных органов внутренних дел не
    выделяется, однако многие подразделения, которые
    реализуют задачи и осуществляют функции данных органов,
    относятся именно к полиции
    В состав полиции могут входить подразделения, организации
    и службы, создаваемые для выполнения возложенных на
    полицию обязанностей
    Руководство деятельностью полиции осуществляют в
    пределах своей компетенции руководитель федерального
    органа исполнительной власти в сфере внутренних дел,
    руководители территориальных органов федерального органа
    исполнительной власти в сфере внутренних дел и
    руководители подразделений полиции

    19. Вопрос 2. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий

    Министр назначается и освобождается от должности
    Президентом РФ по представлению Председателя
    Правительства РФ (Владимир Андреевич Пучков)
    Министр имеет в непосредственном подчинении
    нескольких заместителей, назначаемых на должность и
    освобождаемых от должности Президентом РФ по
    представлению Председателя Правительства РФ

    20.

    СТРУКТУРА
    Центральный аппарат
    Территориальные органы
    Федеральная противопожарная служба
    Спасательные воинские формирования МЧС России
    Государственная инспекция по маломерным судам МЧС
    России
    Аварийно-спасательные и поисково-спасательные
    формирования, горно-спасательные части,
    образовательные, научно-исследовательские, медицинские
    учреждения

    21.

    Основными задачами МЧС России являются:
    1) выработка и реализация государственной политики в области

    чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а
    также безопасности людей на водных объектах в пределах
    компетенции МЧС России;
    2) организация подготовки и утверждения в установленном
    порядке проектов нормативных правовых актов в области
    гражданской обороны, защиты населения и территорий от
    чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и
    безопасности людей на водных объектах;

    22.

    3) осуществление управления в области гражданской
    обороны, защиты населения и территорий от
    чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной
    безопасности, безопасности людей на водных объектах, а
    также управление деятельностью федеральных органов
    исполнительной власти в рамках единой государственной
    системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
    ситуаций;

    23.

    4) осуществление нормативного регулирования в целях
    предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий
    чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление
    специальных, разрешительных, надзорных и контрольных
    функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
    5) осуществление деятельности по организации и ведению
    гражданской обороны, экстренному реагированию при
    чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от
    чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности
    людей на водных объектах, а также осуществление мер по
    чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за
    пределами Российской Федерации.

    24.

    Полномочия МЧС России
    1) издает нормативные правовые акты и иные документы по
    вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий
    от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности,
    безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за
    их исполнением, а также принимает по указанным вопросам
    решения, обязательные для исполнения федеральными органами
    государственной власти, органами государственной власти
    субъектов Российской Федерации, органами местного
    самоуправления и организациями;
    2) создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке
    учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России;

    25.

    3) создает межведомственные координационные и совещательные
    органы (комиссии, группы) на представительской основе, а также
    иные коллегиальные органы (научные, научно-технические,
    методологические и другие) для обсуждения актуальных вопросов
    деятельности МЧС России;
    4) проводит в установленном порядке проверки готовности
    федеральных органов исполнительной власти к осуществлению
    мероприятий гражданской обороны;
    5) осуществляет по согласованию с органами исполнительной
    власти субъектов Российской Федерации и органами местного
    самоуправления проверки готовности указанных органов к
    осуществлению мероприятий гражданской обороны и мероприятий
    по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    26.

    6) имеет оборудованные специальными сигналами и средствами
    связи воздушные, морские и речные суда, специальные транспортные
    средства с утвержденными в установленном порядке
    опознавательными знаками и окраской;
    7) осуществляет в установленном порядке деятельность за рубежом;
    8) осуществляет в установленном порядке федеральный
    государственный пожарный надзор и государственный надзор в
    области гражданской обороны за соблюдением соответствующих
    требований федеральными органами исполнительной власти,
    органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
    органами местного самоуправления, организациями, а также
    должностными лицами, гражданами Российской Федерации,
    иностранными гражданами и лицами без гражданства;

    27.

    9) проводит в установленном порядке проверки
    реализации федеральными органами исполнительной
    власти и органами исполнительной власти субъектов
    Российской Федерации федеральных целевых программ,
    государственным заказчиком которых является МЧС
    России;
    10) осуществляет в установленном порядке функции по
    управлению государственным имуществом;
    11) является главным распорядителем средств
    федерального бюджета;

    28.

    12) запрашивает и получает в установленном порядке необходимые
    материалы и информацию по вопросам, отнесенным к компетенции
    МЧС России, от федеральных органов исполнительной власти,
    органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
    органов местного самоуправления и организаций, при
    необходимости для осуществления отдельных работ привлекает
    специалистов иных федеральных органов исполнительной власти и
    организаций;
    13) заключает в установленном порядке с международными и
    неправительственными организациями договоры, связанные с
    ликвидацией последствий стихийных бедствий и оказанием
    иностранным государствам гуманитарной помощи;

    29.

    14) разрабатывает и устанавливает своими нормативными правовыми
    актами и технической документацией обязательные требования в
    области технического регулирования к оборонной продукции (работам,
    услугам), поставляемой для спасательных воинских формирований,
    подразделений и воинских частей федеральной противопожарной
    службы по государственному оборонному заказу, а также к процессам
    проектирования (включая изыскания), производства, строительства,
    монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и
    утилизации указанной продукции;
    15) имеет специализированный жилищный фонд: служебные жилые
    помещения и жилые помещения в общежитиях;
    16) оказывает поддержку социально ориентированным некоммерческим
    организациям в порядке, установленном законодательством Российской
    Федерации, а также ведет реестр социально ориентированных
    некоммерческих организаций - получателей поддержки.

    30. Вопрос 3. Частные детективы и частные охранники

    частная детективная и охранная деятельность оказание на возмездной договорной основе услуг
    физическим и юридическим лицам имеющими
    специальное разрешение (лицензию), полученную в
    соответствии законом, организациями и
    индивидуальными предпринимателями в целях
    защиты законных прав и интересов своих клиентов

    31.

    Организации, осуществляющие частную охранную
    деятельность оказывают содействие правоохранительным
    органам в обеспечении правопорядка, в том числе в местах
    оказания охранных услуг и на прилегающих к ним
    территориях,
    а частные детективы оказывают содействие
    правоохранительным органам в предупреждении и
    раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении
    административных правонарушений в порядке,
    установленном Правительством Российской Федерации.

    32.

    Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для
    сыска и охраны.
    В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:
    1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с
    участниками процесса;
    2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров,
    выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
    3) установление обстоятельств неправомерного использования в
    предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований,
    недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений,
    составляющих коммерческую тайну;
    4) выяснение биографических и других характеризующих личность
    данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при
    заключении ими трудовых и иных контрактов;
    5) поиск без вести пропавших граждан;

    33.

    6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями,
    организациями имущества;
    7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с
    участниками процесса. В течение суток с момента заключения
    контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан
    письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание,
    следователя или суд, в чьем производстве находится уголовное дело;
    8) поиск лица, являющегося должником в соответствии с
    исполнительным документом, его имущества, а также поиск ребенка
    по исполнительному документу, содержащему требование об
    отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком,
    требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую
    Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или
    об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на
    основании международного договора Российской Федерации, на
    договорной основе с взыскателем.

    34.

    В целях охраны разрешается предоставление следующих видов
    услуг:
    1) защита жизни и здоровья граждан;
    2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его
    транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в
    пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении
    или доверительном управлении, за исключением объектов и
    (или) имущества,
    3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с
    осуществлением работ по проектированию, монтажу и
    эксплуатационному обслуживанию технических средств
    охраны, перечень видов которых устанавливается
    Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием
    соответствующих мер реагирования на их сигнальную
    информацию;

    35.

    4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по
    вопросам правомерной защиты от противоправных
    посягательств;
    5) обеспечение порядка в местах проведения массовых
    мероприятий;
    6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на
    объектах
    7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение
    внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в
    отношении которых установлены обязательные для
    выполнения требования к антитеррористической
    защищенности, за исключением объектов

    36. Частная детективная деятельность

    При осуществлении частной сыскной деятельности
    допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и
    фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих
    вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, в
    соответствии с законодательством Российской Федерации.
    В ходе частной сыскной деятельности допускаются устный
    опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение
    справок, изучение предметов и документов (с письменного
    согласия их владельцев), внешний осмотр строений,
    помещений и других объектов, наблюдение для получения
    необходимой информации

    37.

    Предоставление лицензий на осуществление частной детективной
    деятельности производится органами внутренних дел.
    Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действительна на
    всей территории Российской Федерации.
    Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии
    принимается в срок не более сорока пяти дней.
    Гражданину, получившему лицензию на осуществление частной
    детективной деятельности, одновременно
    выдается удостоверениечастного детектива.
    Частные детективы обязаны ежегодно представлять в орган
    внутренних дел, выдавший лицензию на осуществление частной
    детективной деятельности, медицинское заключение об отсутствии
    медицинских противопоказаний к осуществлению частной
    детективной деятельности.

    38.

    Гражданин, претендующий на получение лицензии на
    осуществление частной детективной деятельности, обязан
    лично представить в соответствующий орган внутренних
    дел заявление, в котором указываются его фамилия, имя и (в
    случае, если имеется) отчество, государственный
    регистрационный номер записи о государственной
    регистрации индивидуального предпринимателя и данные
    документа, подтверждающего факт внесения записи об
    индивидуальном предпринимателе в единый государственный
    реестр индивидуальных предпринимателей, предполагаемая
    территория осуществления частной детективной деятельности,
    и следующие документы:

    39.

    Анкета
    Фотографии
    медицинское заключение об отсутствии медицинских
    противопоказаний к осуществлению частной детективной
    деятельности;
    документы, подтверждающие его гражданство, наличие
    среднего профессионального юридического образования или
    высшего юридического образования или прохождение
    профессионального обучения для работы в качестве частного
    сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных
    подразделениях не менее трех лет;
    сведения о потребности в технических средствах и
    намерении их использовать.

    40.

    Лицензия не предоставляется:
    1) гражданам, не достигшим двадцати одного года;
    2) гражданам, состоящим на учете в органах здравоохранения
    по поводу психического заболевания, алкоголизма или
    наркомании;
    3) гражданам, имеющим судимость за совершение
    умышленного преступления;
    4) гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении
    преступления (до разрешения вопроса об их виновности в
    установленном законом порядке);
    5) гражданам, уволенным с государственной службы, из
    судебных, прокурорских и иных правоохранительных
    органов по компрометирующим их основаниям;

    41.

    6) бывшим работникам правоохранительных органов,
    осуществлявшим контроль за частной детективной и охранной
    деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год;
    7) гражданам, не представившим документы
    8) гражданам, в отношении которых по результатам проверки,
    проведенной в соответствии с законодательством Российской

    осуществлению частной детективной деятельности в связи с


    9) гражданам, не прошедшим обязательной государственной
    дактилоскопической регистрации

    42.

    Правовой статус частного охранника
    Право на приобретение правового статуса частного
    охранника предоставляется гражданам, прошедшим
    профессиональное обучение для работы в качестве
    частного охранника и сдавшим квалификационный
    экзамен, и подтверждается удостоверением частного
    охранника.
    Частный охранник работает по трудовому договору с
    частной охранной организацией, и его трудовая
    деятельность регулируется трудовым законодательством.
    Удостоверение частного охранника выдается сроком на
    пять лет.

    43.

    Не вправе претендовать на приобретение правового
    статуса частного охранника лица:
    1) не являющиеся гражданами Российской Федерации;
    2) не достигшие восемнадцати лет;
    3) признанные решением суда недееспособными или
    ограниченно дееспособными
    4) не представившие медицинского заключения об
    отсутствии медицинских противопоказаний к
    исполнению обязанностей частного охранника

    44.

    5) имеющие судимость за совершение умышленного преступления;
    6) которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до
    разрешения вопроса об их виновности в установленном законом
    порядке);
    7) не прошедшие профессионального обучения для работы в
    качестве частного охранника;
    8) в отношении которых по результатам проверки, проведенной
    органом внутренних дел и (или) органами федеральной службы
    безопасности в соответствии с законодательством Российской
    Федерации, имеется заключение о невозможности допуска к
    осуществлению частной охранной деятельности в связи с
    повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан,
    возникновением угрозы общественной безопасности

    45.

    9) досрочно прекратившие полномочия по
    государственной должности или уволенные с
    государственной службы, в том числе из
    правоохранительных органов, из органов прокуратуры,
    судебных органов, по основаниям, которые в соответствии
    с законодательством Российской Федерации связаны с
    совершением дисциплинарного проступка, грубым или
    систематическим нарушением дисциплины, совершением
    проступка, порочащего честь государственного служащего,
    утратой доверия к нему, если после такого досрочного
    прекращения полномочий или такого увольнения прошло
    менее трех лет;

    46.

    10) у которых удостоверение частного охранника было аннулировано,
    если после принятия решения об аннулировании прошло менее года;
    11) не прошедшие обязательной государственной дактилоскопической
    регистрации в порядке, установленном законодательством Российской
    Федерации;
    12) повторно привлеченные в течение одного года к административной
    ответственности за совершение административных правонарушений
    против порядка управления, административных правонарушений,
    посягающих на институты государственной власти или общественный
    порядок и общественную безопасность, либо административных
    правонарушений в области оборота наркотических средств и пр.
    13) подвергнутые административному наказанию за потребление
    наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача,
    - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым
    административному наказанию.

    Под охраной общественного порядка понимается осуществление государственными органами во взаимодействии с общественными формированиями различных мер по обеспечению охраны жизни и здоровья людей, их чести и достоинства, защите прав, свобод и законных интересов граждан, защите интересов предприятий, учреждений и организаций, по созданию спокойствия в населенных пунктах, благоприятствующего труду и отдыху людей, нормальной работе государственных органов, общественных объединений, трудовых коллективов.

    Обеспечение общественной безопасности имеет целью предупреждение, предотвращение и устранение явлений и опасных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, имуществу граждан, предприятий, учреждений и организаций, и их последствий.

    Систему мер по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности составляют правовое регулирование отношений в указанных сферах, т.е. принятие компетентными органами законодательных и иных нормативных актов, регулирующих поведение людей в этих сферах жизнедеятельности; реализация, т.е. претворение в жизнь государственными органами и общественными формированиями правил этих актов.

    Осуществление мер по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности выражается в деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений и иных антиобщественных действий, в привлечении виновных к ответственности; в содействии компетентным органам и организациям в создании нормальных безопасных условий для общения людей в процессе производственной, трудовой деятельности и в удовлетворении ими материальных и духовных потребностей; в обеспечении гарантий для осуществления субъективных прав и выполнения обязанностей гражданами; в действиях, направленных на ликвидацию вредных последствий, вызванных нарушением правил и норм общественной безопасности, стихийными бедствиями и др.

    Сложный, комплексный характер сферы общественного порядка и сферы общественной безопасности обусловливает необходимость существования различных способов их охраны. В зависимости от специфики правового регулирования общественных отношений в рассматриваемых сферах и Логвинов А.М. Справочник участкового инспектора милиции. М., Юрид. лит., 1990.

    7. Черепанов В.В. ""Организация деятельности участкового уполномоченного милиции"", -М. 2002 г.характера мер, посредством которых охраняется общественный порядок и обеспечивается общественная безопасность, различаются следующие способы охраны: административно-правовой, оперативно-розыскной, уголовно-правовой и гражданско-правовой.

    Административно-правовая охрана общественного порядка и обеспечения общественной безопасности осуществляется посредством применения мер нормотворческого и организационного характера, мер административного воздействия по предупреждению и пресечению правонарушений в указанных сферах и применения к нарушителям административных взысканий.

    Оперативно-розыскная охрана общественного порядка и общественной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством с помощью оперативно-розыскных мероприятий и средств для предотвращения и раскрытия преступлений, совершаемых в рассматриваемых сферах, а также розыска и задержания лиц, скрывающихся от суда и следствия, преступников.

    Уголовно-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности осуществляется с использованием уголовно-правовых средств, применением наказания к виновным лицам в порядке, установленном уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.

    Гражданско-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности заключается в применении гражданско-правовых средств, направленных на охрану прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций от правонарушений, связанных с причинением морального или материального ущерба.

    Наличие разных способов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности обусловливает существование ряда организационно-правовых видов (направлении) деятельности, осуществляемых государственными органами во взаимодействии с общественными формированиями в этих сферах. Они имеют специфическое назначение и особенности. К основным общепризнанным направлениям деятельности органов внутренних дел относятся: административная.

    Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм обычаев, традиций и ритуалов.

    В общей теории права общественный порядок рассматривается как социальная категория, охватывающая систему (состояние) волевых, идеологических общественных отношений, предопределяемых экономическим базисом и характеризующихся соответствием поведения их участников господствующим в обществе социальным нормам (правовым и не правовым). Сюда входят только социально значимые общественные отношения.

    В науке административного права принято различать понятие общественного порядка в широком и в узком смысле. При этом под общественным порядком в широком смысле принято понимать совокупность всех социальных связей и отношений, складывающихся под воздействием всех социальных норм, в отличие от правопорядка, включающего лишь отношения, регулируемые нормами права. Из этого следует, что общественный порядок, как более широкая категория, включает в себя и правопорядок.

    Общественный порядок в узком смысле слова следует рассматривать как систему общественных отношений, функционирование которой обеспечивает личную и общественную безопасность, поддержание ритмичности наиболее значимых социальных процессов в рамках правового государства, создание обстановки общественного спокойствия, благоприятных условий для производителей и потребителей социальных благ, уважение интересов гражданского общества, чести, национального равноправия и достоинства личности в соответствии с международными стандартами прав и свобод человека и гражданина.

    Такие виды общественных отношений возникают в связи с пребыванием людей в общественных местах, пользованием транспортом, необходимостью статистического учета населения и передвижения граждан по стране, приобретением, пользованием, хранением оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, функционированием некоторых предприятий, выездом за границу и въездом в Россию.

    В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой и находятся под его защитой. Однако только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Другие элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции.

    Определение понятия общественного порядка в узком смысле имеет практическое значение в работе органов полиции, прокуратуры, судов, а также общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка, акцентирует их внимание на предупреждении и пресечении конкретных преступлений и административных правонарушений, которые посягают на общественные отношения, складывающиеся в этой сфере.


    Под общественным порядком в отечественной юридической литературе понимается определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных отношений, которое ведет к согласованности и ритмичности общественной жизни, беспрепятственному осуществлению участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенности их интересов, общественному и личному спокойствию.

    А.П. Коренев интерпретирует общественный порядок как систему общественных отношений, закрепленную нормами права, морали и правилами общежития, определяющую права и обязанности участников этих отношений, призванную обеспечить жизнь, неприкосновенность, честь, достоинство и иные права граждан, охрану государственного и общественного имущества, спокойствие в общественных местах, поддержание необходимых условий для нормального функционирования предприятий, организаций и должностных лиц.

    Из сказанного выше следует, что содержанием общественного порядка является система общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения и исполнения норм права, морали и иных социальных норм. Реальный общественный порядок составляют не сами установления социальных норм, а фактически складывающиеся на их основе общественные отношения.

    Основу общественного порядка составляют отношения, складывающиеся в общественных местах, т.е. в местах общения людей при удовлетворении их материальных, духовных потребностей, во время отдыха.

    В современной юридической литературе нет единства мнений, какое место считать общественным и в каком случае. Общественное место, прежде всего, связывается с пребыванием в нем людей. К общественным принято относить места, специально предназначенные для постоянного или временного, в том числе эпизодического, использования для совместного труда, отдыха, досуга, занятия спортом больших и малых групп, коллективов людей, а также удовлетворения иных потребностей человека (например, спортивные и иные зрелищные сооружения, все виды общественного транспорта, учреждений, организаций, учебных заведений, предприятий торговли и общественного питания, конторы, больницы, поликлиники, пляжи и т.д.). Иными словами, под публичными (общественными) местами понимаются улицы, площади, транспортные магистрали, транспорт общего пользования, парки, жилые микрорайоны и иные места, свободные для доступа неопределенного круга лиц.

    Толкование понятия «общественное место» в административно - правовой науке чаще всего сводится к перечислению общественных мест, без раскрытия его признаков. Например, согласно комментарию к ст.20.1 КоАП РФ «общественное место» - это любое место, где находятся люди: квартира, улица, учреждение, предприятие, транспорт и т.д.

    С учетом вышеизложенных мнений можно сделать следующий вывод, что главным признаком общественного места будет являться возможность доступа и нахождения в нем различных представителей общества для удовлетворения своих жизненных потребностей и интересов.

    Следует заметить , что в большинстве своем используемые определения «общественного места» расплывчаты, теоретизированы и трудно применимы в практической правоохранительной деятельности. В ряде случаев приводимые понятия общественного места не всегда применимы относительно совершенных в общественных местах преступлений.

    Решить эту проблем у попытались законодательные органы субъектов Российской Федерации, к примеру, в законе Челябинской области «О соблюдении общественного порядка на территории Челябинской области», или законе Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», однако их определения оказались не совсем точными и не учитывающими всех признаков общественного места.

    К примеру , уголовное законодательство не содержит определения общественного места, поскольку оно не является признаком для большинства составов преступлений, а является лишь признаком состава для таких преступлений, как хулиганство и вандализм, предусмотренных статьями 213 и 214 УК РФ. Однако для статистической отчетности, разработки мер по предупреждению преступлений, определения уровня преступности, общественное место, как место совершения преступления имеет большое практическое и научное значение.

    В этих целях в Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России и ФСКН России от 29.12.2005 года №39/1070/1021/253/780/353/399 с 1 января 2008 года внесены изменения. Согласно этим изменениям, общественно опасное деяние относится к категории преступлений, совершенных в общественных местах, если оно осуществлялось на территории города, либо иного населенного пункта, объектах транспорта, лесопарковых зон, водной акватории, предназначенных для общего пользования гражданами в период реализации в указанных местах общественных функций.

    В законодательстве об административной ответственности в ряде статей «общественное место» является обязательным элементом объективной стороны правонарушения. Так в статье 20.1 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за мелкое хулиганство, конкретно указано на то, что действия подпадают под признаки данного состава правонарушения лишь в случаях, когда они совершаются в общественных местах. В ст.20.20 КоАП РФ установлена административная ответственность за распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

    В статье 20.21 КоАП РФ речь идет об ответственности за появление в общественных местах в состоянии опьянения, и приводится перечень некоторых видов общественных мест, т.е не совсем полный, поскольку в ее диспозиции содержится оговорка - «в других общественных местах». Статья 20.22 КоАП РФ предусматривает ответственность за появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

    Указанный выше перечень общественных мест можно классифицировать на три категории :

    1) общественные места постоянного пользования - улицы, площади, скверы, транспортные магистрали и т.п.;

    2) общественные места временного пользования - магазины, театры, стадионы и т.д.;

    3) эпизодические общественные места - лес, горный склон, озеро, река, когда там, например, проводятся те или иные мероприятия, и т.д.

    Сказанное , позволяет нам выделить следующие признаки общественного места :

    а) это место общего пользования;

    б) возможность преимущественно свободного доступа для посещения;

    в) предназначенность данного места для удовлетворения различных жизненных потребностей.

    Таким образом , под общественным местом следует понимать места, доступные для посещения либо специально оборудованные территории и помещения общего пользования в черте городов и иных населенных пунктов либо вне их, а также средства общественного транспорта.

    На основании изложенного , можно дать следующее определение общественного порядка, представляющего собой систему волевых общественных отношений, складывающихся и развивающихся главным образом в общественных местах на основе соблюдения норм права и иных социальных норм, направленных на обеспечение условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

    Наряду с общественным порядком, одним из существенных и обязательных элементов стабильного суще-ствования любого государства является и безопасность.

    Обращает на себя внимание и тот факт, что безопасность личности становится в нашем обществе приоритетом, свидетельством чему стало введение в главу 20 КоАП РФ термина «Общественная безопасность».

    Проблемы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности Рос-сийской Федерации органически связаны с политическими, экономическими, социальными, государственно-правовыми реформами, проблемами формирования гражданского общества, демократии.

    Некоторые современные исследователи, характеризуя общественный порядок как правовую категорию, фактически не делают различий между ним и общественной безопасностью, употребляя эти понятия как синонимы.

    В свою очередь , понятие «общественная безопасность», как составная часть родового понятия «безопасность» употребляется в юридической литературе и в официальных документах как состояние, при котором защищены жизненно важные интересы страны, до минимума снижена опасность реальных и потенциальных внутренних и внешних угроз общественной безопасности и обеспечиваются возможности развития личности, общества и государства.

    При этом в каждой из жизненно важных сфер любое социальное противоречие имеет как внешний, так и внутренний характер, а сами противоречия являются не статическими, а динамическими категориями, постоянно меняющими свое содержание и направленность развития под воздействием соответствующих внешних и внутренних причин.

    Наличие широкого круга источников возникновения угрозы общественной безопасности обусловливает необходимость обособления особой группы общественных отношений - отношений по обеспечению общественной безопасности, регулирование которых предполагает использование экономических, социально-правовых, психолого-педагогических, организационно-технических и т.п. средств, направленных на предупреждение (предотвращение) источников возникновения угроз общественной безопасности, а в конечном счете, обеспечивающих общественную безопасность.

    По мнению А.Ф. Гранина , существенные различия между понятиями "общественный порядок" и "общественная безопасность" связаны с нормативными средствами урегулирования данных явлений. Общественный порядок достигается в результате упорядочения общественных отношений с помощью всех форм нормативного регулирования, тогда как общественная безопасность - только с использованием правовых и технических норм.

    Таким образом , общественная безопасность представляет собой состояние защищенности общественных отношений, складывающихся в области регулирования деятельности общества и государства, в сфере обеспечения общественной безопасности, нормального функционирования всех государственных и общественных институтов, реализации прав, свобод и законных интересов граждан.

    Основными причинами , связанными с нарушениями общественного порядка и общественной безопасности в российском обществе являются: социально-экономические (низкий уровень жизни, проблемы межнациональных отношений, деление общества на очень богатых и очень бедных), политическая нестабильность в обществе, нигилизм по отношению к государству и праву, ограниченная правовая культура населения страны, несовершенство законодательства, издержки деятельности правоохранительных органов, отсутствие действенного механизма реализации конституционной ответственности государства перед личностью и обществом. Все эти причины в той или иной мере влияют на эффективность не только охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на территории России, но и на процесс формирования гражданского общества

    Средствами регулирования отношений в сфере общественного порядка являются нормы права и другие социальные нормы неюридического характера (нормы морали, обычаи, правила культуры поведения).

    Посредством правовых норм устанавливаются общеобязательные правила поведения, вводятся запреты на совершение определенных действий, устанавливается ответственность за правонарушения, определяются задачи, функции, полномочия, формы и методы деятельности государственных органов, их должностных лиц, общественных формирований по охране общественного порядка.

    Целью установления и поддержания общественного порядка является обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, создание благоприятных условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

    Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности является одним из важнейших направлений деятельности правоохранительных органов России.

    В свою очередь , под охраной общественного порядка следует понимать общественно-политическую и правовую категорию, выраженную в виде совокупности правовых норм, мер и средств государства и общества, направленных на поддержание и обеспечение режима законности в общественных местах, защиту прав и свобод личности, имущества, чести и достоинства, интересов государства и общества в целом, с целью сохранения порядка, общественного спокойствия, нормального функционирования предприятий, учреждений и организаций, транспорта, средств коммуникаций и устранения причин и субъектов их дестабилизирующих.

    Под охраной общественного порядка понимается осуществление государственными органами во взаимодействии с общественными формированиями различных мер по обеспечению охраны жизни и здоровья людей, их чести и достоинства, защите прав, свобод и законных интересов граждан, защите интересов предприятий, учреждений и организаций, по созданию спокойствия в населенных пунктах, благоприятствующего труду и отдыху людей, нормальной работе государственных органов, общественных объединений, трудовых коллективов.

    Обеспечение общественной безопасности имеет целью предупреждение, предотвращение и устранение явлений и опасных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, имуществу граждан, предприятий, учреждений и организаций, и их последствий.

    Систему мер по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности составляют правовое регулирование отношений в указанных сферах, т.е. принятие компетентными органами законодательных и иных нормативных актов, регулирующих поведение людей в этих сферах жизнедеятельности; реализация, т.е. претворение в жизнь государственными органами и общественными формированиями правил этих актов.

    Осуществление мер по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности выражается в деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений и иных антиобщественных действий, в привлечении виновных к ответственности; в содействии компетентным органам и организациям в создании нормальных безопасных условий для общения людей в процессе производственной, трудовой деятельности и в удовлетворении ими материальных и духовных потребностей; в обеспечении гарантий для осуществления субъективных прав и выполнения обязанностей гражданами; в действиях, направленных на ликвидацию вредных последствий, вызванных нарушением правил и норм общественной безопасности, стихийными бедствиями и др.

    Сложный, комплексный характер сферы общественного порядка и сферы общественной безопасности обусловливает необходимость существования различных способов их охраны. В зависимости от специфики правового регулирования общественных отношений в рассматриваемых сферах и характера мер, посредством которых охраняется общественный порядок и обеспечивается общественная безопасность, различаются следующие способы охраны: административно-правовой, оперативно-розыскной, уголовно-правовой и гражданско-правовой.

    Административно-правовая охрана общественного порядка и обеспечения общественной безопасности осуществляется посредством применения мер нормотворческого и организационного характера, мер административного воздействия по предупреждению и пресечению правонарушений в указанных сферах и применения к нарушителям административных взысканий.

    Оперативно-розыскная охрана общественного порядка и общественной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством с помощью оперативно-розыскных мероприятий и средств для предотвращения и раскрытия преступлений, совершаемых в рассматриваемых сферах, а также розыска и задержания лиц, скрывающихся от суда и следствия, преступников.

    Уголовно-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности осуществляется с использованием уголовно-правовых средств, применением наказания к виновным лицам в порядке, установленном уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.

    Гражданско-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности заключается в применении гражданско-правовых средств, направленных на охрану прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций от правонарушений, связанных с причинением морального или материального ущерба.

    Наличие разных способов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности обусловливает существование ряда организационно-правовых видов (направлений) деятельности, осуществляемых государственными органами во взаимодействии с общественными формированиями в этих сферах. Они имеют специфическое назначение и особенности. К основным общепризнанным направлениям деятельности органов внутренних дел относятся: административная, оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная деятельность, а также уголовно-исполнительная деятельность.

    Нормы, регулирующие отношения в сфере общественного порядка, содержатся также в уголовном и ином законодательстве. Они содержатся в нормативных указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, в законах и других актах органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления.



    
    Top