Предмет курса «Правоведение. Предмет и метод курса «Правоведение Предмет и метод курса право кратко
Предмет, метод, задача и система курса «Право».
Предметом ʼʼПравоведенияʼʼ является правовые отношения, то есть общественные отношения между лицами, урегулированные нормами права. Это связь людей, которая состоит в том, что стороны, вступающие в правоотношения, наделяются правами, обязанностями и ответственностью за исполнение обязанностей.
Право регулирует не все общественные отношения, а только самые существенные.
После того, как для урегулирования отношений принята норма права, они становятся правоотношениями.
Право - ϶ᴛᴏ совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством.
За их нарушения применяются различные меры государственного воздействия. Особенности правил поведения, которые образуют право, состоят из следующего:
а) устанавливаются или санкционируются государством;
б) защищаются от нарушения государством;
в) должны выражать интересы большинства населения, независимо от их политических, экономических и других взглядов, имущественного положения;
г) обязательны и для всех являются физическими и юридическими лицами. Физические лица - ϶ᴛᴏ граждане как участники правоотношений. Их положение в правоотношении характеризуется двумя свойствами, которые называются правоспособностью и дееспособностью.
Правоспособность - ϶ᴛᴏ способность гражданина иметь гражданские права и выполнять обязанности. Она признается за всеми гражданами в равной мере с момента рождения и прекращается в связи со смертью.
Дееспособность - ϶ᴛᴏ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавая для себя гражданские обязанности и исполнять их. Полная дееспособность наступает с 18 лет.
Поведение человека в правовых отношениях должна быть двух видов:
Правомерное, при котором человек не превышает своих прав, исполняет обязанности, установленные в законе;
Правонарушение – не исполнение обязанностей, установленных в законе, или превышение прав, причинившее ущерб другому лицу.
Юридические лица - ϶ᴛᴏ организации: предприятия, учреждения, акционерные общества, товарищества и т.д.
Методы науки ʼʼПравоведениеʼʼ - это совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается государство и право.
Методы науки ʼʼПравоведениеʼʼ делятся на три группы:
общенаучные(используются во всех науках);
специальные(используются в нескольких науках);
частнонаучные (используются в конкретной науке).
Общенаучные методы:
диалектика – метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении;
анализ – расчленение (мысленные или реальные) объекты или элементы;
синтез– соединение элементов в единое целое;
восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному;
индукция– умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению);
дедукция умозаключение от общего к частному (фактам);
аналогия – сходство, подобие предметов или отношений, а также познание путем их сравнения;
абстрагирование – отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях обучения этих признаков и получения цельного знания о предметах и явлениях;
моделирование – построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений.
Специальные методы:
системный- в его базе лежит рассмотрение объектов как системы. Он ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта͵ на выявление многообразных типов связи в нем и сведения их единую теоретическую картину;
сравнительный – метод исследования, позволяющий выявлять с помощью сравнения общие и особенные явления, ступени и тенденции их развития;
функциональный- метод исследования, позволяющий проникнуть в сущность явлений посредством изучения его функций;
статистический – состоит в получении, обработке, анализе и публикации информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества;
математический – состоит в систематизации и использовании статистических данных для научных и практических выводов;
конкретно–социологический – состоит в исследовании государства и права на базе фактических данных.
Частнонаучные методы:
сравнительное правоведение – изучение правовых систем различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, систем права, их базовых принципов;
правовой эксперимент - ϶ᴛᴏ апробация законодательных нововведениий в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах;
правовое прогнозирование - ϶ᴛᴏ изучение конкретных перспектив развития государственно - правовых явлений;
формально–юридический– метод исследования, при котором право изучается в чистом виде, вне связи с другими сферами (экономикой и политикой, государством и т.д.).
Основными задачами государства являются:
Признание равных прав за всеми людьми, так как все люди одинаковы ценны для общества и государства;
Обеспечение равных возможностей для всех граждан пользоваться своими правами, ᴛ.ᴇ. формального равенства.
Задачи права – защита человека и защита государства.
Система права. Право всегда существовало и функционировало как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой норм, ᴛ.ᴇ. как система.
Система права предполагает не только его единство, но и различие. Она складывается из составных частей: отраслей (к примеру, гражданское право, гражданский процесс, уголовное право, уголовный процесс, арбитражное право, арбитражный процесс, коммерческое право, административное право, трудовое право, семейное право, международное публичное право, международное частное право, земельное право, финансовое право, налоговое право, уголовно – исполнительное право, лесное право, таможенное право, право социального обеспечения и др.) и институтов (купли-продажи, гражданства, наследования и т.д.)
Шалагина М.А.
Правоведение
Шпаргалки
Издательство: Эксмо; 2008г., 32 стр.
Информативные ответы на все вопросы курса «Правоведение» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
1. Понятие, предмет и методы правоведения
2. Понятие, признаки и функции государства
3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления
4. Формы государственного устройства
5. Механизм государства. Органы государственной власти
6. Понятие, признаки и принципы права. Источники права
7. Происхождение права, взаимосвязь права и государства
8. Нормативные правовые акты. Закон
9. Норма права. Структура нормы права
10. Классификация норм права
11. Право и мораль
12. Толкование права. Правосознание
13. Правонарушение
14. Юридическая ответственность
15. Основные правовые системы современности
16. Правовая система России
17. Отрасли права
18. Конституция Российской Федерации
19. Федеративное устройство России
20. Система органов государственной власти России
21. Избирательные права граждан РФ
22. Права и свободы личности в РФ
23. Законность, правопорядок и правовое государство
24. Понятие гражданского права
25. Гражданские правоотношения: понятие и виды
26. Физические лица. Правоспособность. Дееспособность
27. Юридические лица. Создание, реорганизация юридического лица. Ликвидация юридического лица
28. Общие положения об обязательствах. Стороны обязательства
29. Исполнение обязательств. Ответственность за нарушение обязательств. Односторонний отказ от исполнения обязательства
30. Понятие договора. Заключение договора
31. Изменение и расторжение договора
32. Понятие и содержание права собственности
33. Приобретение и прекращение права собственности
34. Собственность физических и юридических лиц. Государственная и муниципальная собственность
35. Наследственное право. Наследство. Наследование имущества
36. Наследование по закону и по завещанию
38. Способы принятия наследства
39. Правовое регулирование имущественных отношений супругов. Брачный договор
40. Семейные и имущественные права ребенка
41. Опека и попечительство
42. Общие положения законодательства о труде
43. Понятие трудового договора. Изменение и прекращение трудового договора
44. Источники земельного права
45. Участники земельных правоотношений
46. Постоянное(бессрочное) пользование земельными участками
47. Налоговое право России. Налоги и сборы
49. Административное право
50. Административное правонарушение и административная ответственность
51. Гражданское процессуальное право
53. Адвокатура
54. Нотариат
55. Уголовное право
56. Прокурорский надзор в РФ
Понятие, предмет и методы правоведения
Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.
Предметом любой науки является конкретный круг общественных отношений, проблем, изучаемый данной наукой.
Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки – это то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.
Так, предметом правоведения являются:
1) право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;
2) государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;
3) соотношение и взаимосвязь между государством и правом;
4) система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.
Под методом правового регулирования подразумевается совокупность приемов и способов, спомощью которых приобретаются новые углубленные сведения о предмете познания.
В правоведении можно выделить структурный метод, позволяющий выявить и изучить в социальных объектах относительно устойчивые внутренние связи. Показательным в этом отношении является использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза – диспозиция – санкция; гипотеза – диспозиция.
Системный метод – это рассмотрение изучаемого объекта как некоторой целостности, которая генетически и органически связана с окружающей средой (применяется для изучения таких понятий, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система).
Сравнительный метод сопоставляет один социальный объект с другими с целью выявления их сходства или различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Так, например, для правоведения важно установить взаимосвязь таких понятий, как государство и право.
Диалектический метод познания явлений действительности в их развитии дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя этот метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой или изменение методов правового регулирования общественных отношений.
В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по правоведению. Пособие составлено на основе новейшего конституционного законодательства РФ и международных договоров РФ и полностью соответствует программе курса «Правоведение». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении правоведения, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.
1. Понятие, предмет и метод правоведения
Согласно Конституции РФ мы все живем в демократическом правовом государстве. Одним из основных принципов является то, что незнание закона не освобождает от ответственности . Правоведение предназначено для студентов, обучающихся по неюридическим специальностям, оно охватывает все важнейшие отрасли права, дает студентам необходимый минимум знаний. Правоведение – это наука, изучающая государство и право как взаимосвязанные явления, систему основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права.
Основные отрасли права, изучаемые правоведением :
2) гражданское право;
4) семейное право;
5) трудовое право;
6) земельное право;
7) налоговое право;
8) административное право;
9) гражданское процессуальное право; 10)арбитражно-процессуальное право; 11)уголовное право; 12)экологическое право; 13)международное право; 14)адвокатура и нотариат.
Предмет любой науки – это то, что она изучает, это та сторона действительности, на исследование которой данная наука нацелена. Предмет правоведения состоит из множества предметов наук юриспруденции, входящих в его состав. Так, предмет теории государства и права охватывает :
1) наиболее общие закономерности зарождения, развития, функционирования и современного состояния государства и права;
2) основные, ключевые проблемы государства и права;
3) систему основных (базовых) понятий юриспруденции.
Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и природы, которые подразделяются на отраслевые и комплексные и т. д. Именно система всех предметов наук, изучаемых правоведением, и составляет его предмет.
Метод науки – совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки.
Методы правоведения подразделяются на :
1) всеобщие;
2) общенаучные;
3) частнонаучные.
Всеобщие методы – общефилософские подходы, связанные с такими наиболее универсальными принципами мышления, как диалектика и метафизика. При диалектическом методе государство и право, отрасли и институты права существуют, существовали и будут существовать как вечные и неизменные образования независимо от воли человека.
Общенаучные методы – это способы познания, которые используются целым рядом наук, в т. ч. и правоведением.
К их числу относятся :
1) метод анализа – условное разделение сложного явления на части и исследование его по частям;
2) метод синтеза – изучение явлений путем их объединения и рассмотрения как единого целого;
3) логический метод – изучение явления с помощью формальной логики;
4) исторический метод – изучение явления в историческом аспекте;
5) функциональный метод – исследование функций различных явлений, механизмов;
6) системный метод – изучение явлений как единой системы, выявление и изучение их связей в системе.
Частно-научные методы – это такие методы, которые заимствованы правоведением из других наук.
Среди таких методов можно назвать следующие :
1) статистический;
2) конкретно-социологический;
3) моделирование;
4) сравнительно-правовой.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД КУРСА «ПРАВОВЕДЕНИЕ».
ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ.
Предмет и метод курса «Правоведение».
Курс «Правоведение» традиционно предусматривается государственным стандартом для студентов экономических специальностей. Данная дисциплина предназначена для того, чтобы студенты-экономисты получили основные сведения о правовых явлениях, которые имеют место быть в обществе. Изучая правоведение, обучающиеся должны постичь основные моменты, касающиеся возникновения, функционирования и развития государственных и правовых явлений. Более того, в рамках данной дисциплины, в отличие от классической классификации юридических наук, изучаются не только общетеоретические моменты названных выше аспектов, но и конкретные отрасли права. При этом упор делается на изучение тех отраслей права, которые в первую очередь связаны с опосредованием экономических отношений. Тем самым сохраняется профессиональная ориентация дисциплины.
Как известно, юридические науки можно классифицировать следующим образом:
· науки теоретико-исторические (теория государства и права, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран);
· отраслевые юридические науки (гражданское право, уголовное право, конституционное право, трудовое право и т.д.);
· прикладные юридические науки (криминалистика, судебная медицина и пр.);
· специальные юридические науки, связанные с отраслевыми (правоохранительные органы, криминология);
· науки, изучающие международное право.
Государство и право изучаются не только общей теорией государства и права, но и всем комплексом других юридических наук. Иначе говоря, одни и те же объекты оказываются в поле зрения множества отраслей юридического знания, что, однако, не означает совпадения предметов каждой из этих наук. Отраслевые юридические науки изучают отдельные сферы, стороны, элементы и черты государственно-правовой действительности. Государство и право, как и иные сложные социальные феномены, имеют в своем составе огромное количество разнокачественных компонентов, различных подсистем и многогранных в структурном и функциональном отношениях образований. В зависимости от того, какие из этих компонентов, подсистем, структур и функций (или их целостностей, уровней, аспектов) являются объектом изучения, и составляется соответственно предмет каждой отраслевой (специальной) юридической науки.
Предмет дисциплины «Правоведение» для экономистов включает целый ряд составляющих: во-первых, это общие вопросы теории государства и права, то есть государство, право, закономерности их возникновения, развития, функционирования, понятие государства и понятие права; формы функции, содержание, сущность, механизм, типы государства, права и связанных с ними государственно-правовых явлений; процессы функционирования государства, реализации, применения, толкования права; правовое регулирование общественных отношений, его механизм.
Кроме того, это вопросы конституционного строя России, его федеративного устройства, правового положения человека и гражданина, а также основные вопросы отраслей современного права России, преимущественно тех, которые прежде всего связаны с опосредованием экономических отношений.
Что касается методологии курса, то методология в науке может пониматься и как система методов изучения действительности, и как учение об этих методах, и как первые два явления, взятые воедино. Прежде всего в данном параграфе нас интересуют методы, используемые юридическими науками при изучении государственно-правовой действительности.
Философской основой методологии правоведения служит диалектический метод, т.е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания. К общим законам диалектики относятся: переход количественных изменений в качественные (увеличение числа норм и институтов, закрепляющих и регулирующих отношения частной собственности, привело к делению российского права на частное и публичное); закон единства и борьбы противоположностей (единство прав и обязанностей, централизация и децентрализация в государственном строительстве); закон отрицания (в российской государственности имеются элементы прошлой и зародыши новой государственности).
Творческое применение законов диалектики, отражение богатства жизненных процессов в таких философских категориях, как "содержание и форма", "возможность и действительность", "случайность и необходимость", "историческое и логическое", "должное и сущее", "свобода и ответственность" и т. д., помогают избежать вульгарных субъективистских и волюнтаристских истолкований государственно-правовых явлений.
К философским законам и категориям непосредственно примыкает метод восхождения от абстрактного и конкретному и от конкретного к абстрактному . Так, процесс познания формы государства может двигаться от абстракции "форма государства" к ее видам - форме правления и форме государственного устройства, затем к разновидностям названных форм. При подобном подходе познание формы государства будет углубляться, конкретизироваться, а само понятие "форма государства" начнет обогащаться конкретными признаками и особенностями. При движении мысли от конкретного к общему, абстрактному исследователь может, например, изучить уголовные, административные, дисциплинарные правонарушения, их свойства и особенности, а затем сформулировать общее (абстрактное) понятие правонарушения.
Наука должна исследовать государство и право не в статике. Напротив, она должна исходить из того, что анализируемые явления исторические, динамичные, изменяющиеся вместе с обществом, вбирающие в себя достижения цивилизации, мировой политической и правовой культуры. Двигаясь по пути социального прогресса, государство и право обогащают свое содержание гуманизмом и демократизмом, общечеловеческими ценностями, становятся все более социально ориентированными. Кроме того, наука обязана учитывать исторические традиции, социокультурные корни государства и права. Изложенное обусловливает применение при познании государственно-правовых явлений исторического метода.
На вооружении теории государства и права находится и системный метод познания. Любая система представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое, не присущее им самим качество. Государство и право по своей сути, по структуре - сложные, системные явления. Основными элементами первого выступают органы государства, второго - нормы права. В целом же государство как важнейший политический институт входит наряду с другими политическими институтами в политическую систему, а право - в нормативную систему общества.
Системный метод открывает большие возможности для изучения системообразующих структурных элементов государства и права, прямого и обратного влияния на государство и право внутренней и внешней среды, для предупреждения противоречий и "возмущений" в правовой и государственной системах.
Знание и умелое использование общенаучных методов не исключает, а напротив, предполагает применение специальных и частных методов познания государственно-правовых явлений.
Традиционен для юридической науки формально-юридический метод. Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм права), формальной определенности права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники и т. п. - все это конкретные проявления формально-юридического метода. Он применим и при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и т. д.
Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые феномены, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы.
В наше время, когда закономерно усиливаются интеграционные процессы, возрастает роль метода сравнительного государствоведения и правоведения , который имеет своим объектом сходные государственно-правовые институты различных стран. С логической точки зрения, названный метод основывается на последовательном изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов. Например, достоинства и недостатки государственных и правовых институтов нашей страны трудно установить без сравнения их с аналогичными институтами других стран. Значение данного метода возрастает, когда возникает необходимость в политических и правовых реформах. Вместе с тем сравнительное государствоведение и правоведение не имеет ничего общего с бездумным заимствованием иноземного опыта и механическим переносом его в наши специфические исторические, национальные и социально-культурные условия.
К специальным относится и метод государственного и правового моделирования . Суть его заключается в том, что между различными государственными и правовыми явлениями имеется определенное сходство, а потому, зная свойства и признаки одного из них (модели), можно с достаточной степенью точности судить о других.
Моделирование помогает при поиске наилучших схем организации государственного аппарата, наиболее рациональной структуры административно-территориального деления, при формировании системы законодательства и др.
В современных условиях особое значение приобретает конкретно-социологический метод исследования государственно-правовых проблем. С его помощью можно выявить степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти, правового регулирования, состояние законности и правопорядка в стране. Конкретно-социологические исследования содействуют разработке ключевых вопросов теории государства и права, для изучения которых они предоставляют массу новых жизненных фактов, статистических и иных данных.
В рамках конкретно-социологического метода используются такие приемы, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент и др .
Мункуева С.А.
М 905 Правоведение: учебн. пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010. -166 с.
Учебное пособие предназначено студентам неюридических специальностей к занятиям по дисциплине «Правоведение». Оно включает краткий курс лекций, вопросы для обсуждения, перечень нормативно-правовых актов, обязательных для изучения, и список рекомендуемой литературы.
© С.А. Мункуева, 2010
© Изд-во ВСГТУ, 2010
Введение
Изучение основ правоведения позволит студенту неюридического факультета:
1) научиться ориентироваться в основных началах и принципах государственно-правовой жизни, в нормативно-правовой базе Российской Федерации;
2) усовершенствовать правовую грамотность и, как следствие, научиться защищать свои права и законные интересы;
3) повысить осознание ответственности за последствия возможного противоправного поведения.
В программу курса, в основу которой положены государственные образовательные стандарты, включены разделы, посвященные теории государства и права, системе органов государственной власти, а также основных отраслей права (конституционное право, гражданское право, уголовное право, административное право и др.). Это нашло отражение и в данном учебно-методическом пособии.
Пособие включает в себя лекционный материал, темы семинарских занятий и их основное содержание, перечень рефератов или сообщений, вопросы и задания по теме и списки рекомендуемой литературы.
Применение данного пособия позволит оптимизировать учебный процесс, т.е. добиться более качественного усвоения. Поскольку формой итоговой аттестации является зачет, то предлагаемые материалы позволят студенту тщательно подготовиться к семинарским занятиям и экзамену, обеспечив качественное повторение курса, что особенно важно для студентов заочной формы обучения
Тема №1. Предмет, метод, задачи правоведения.
Общество, государство, политическая власть:
Понятие и их соотношение
1. Понятие, предмет, метод, задачи Правоведения.
2. Взаимодействие общества и государства. Сущность государства.
Понятие, предмет, метод, задачи правоведения
Юридические науки ставят задачу выработать и теоретически систематизировать объективные знания о государстве и праве. На протяжении всей истории развития человеческой цивилизации государство и право выступали как активная, деятельная сила.
Юридические науки - это система знаний об общих и частных политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.
Правоведение – это система знаний об общих политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений, исследуемых в целом. В павоведении изучаются закономерности государственно-правовых явлений, их политико-юридические свойства, а также их связь между собой и с другими общественными (социальными) явлениями.
Предмет правоведения – это особенности государства и права, наиболее общие закономерности возникновения, функционирования государственно-правовых явлений.
Понятия государства и права тесно взаимосвязаны, взаимно обусловливают друг друга. Государство формирует правовые нормы и обеспечивает их исполнение, право же закрепляет структуру государства, его функции, компетенцию и тем самым вносит четкую определенность в осуществлении государством политической власти. Правоведение изучает государство в его правовом оформлении, а право – в государственном выражении с учетом его социально-экономической обусловленности, политического назначения.
Устанавливая нормы права, государство обеспечивает их реализацию, ибо оно нуждается в праве как орудии политического господства, средстве воздействия на общественные отношения. Законодательство, как правило, служит юридической основой существования и функционирования всех звеньев политической организации общества.
Правоведение изучает не все законы развития государства и права, а лишь общие, основные, определяющие государственно-правовую надстройку в целом. Таковыми являются закономерности возникновения государства и права; развитие сущности и содержания государства и права; механизм; внутренние и внешние функции государства; признаки государства и права; основные закономерности построения системы государственных органов; общие принципы демократии, законности и правопорядка; назначение и функции права; пределы правового регулирования.