Фз рф 115 о противодействии отмывания доходов. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Общие правила отзыва лицензии

Поделится в соц. сетях:

Федеральный закон № 115-ФЗ

Федеральный закон 115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», принятый 25.07.2012 и с тех пор не единожды дополнявшийся, затрагивает важные вопросы правового и юридического положения зарубежных подданных в России.
Основные темы закона – взаимоотношения иностранцев и российских органов власти, которые возникают при их пребывании или жизни на территории РФ.

Правила пребывания иностранцев затрагивают и вопросы их трудоустройства, устанавливают правила регистрации и передвижения по территории России, избирательные права и процедуру оформления приглашения в страну.
Цель статьи – осветить вопросы, которые регулируются ФЗ № 115 и дать краткую характеристику основным его положениям.


Режимы пребывания иностранцев на территории РФ

ФЗ 115-ФЗ устанавливает 3 законных режима пребывания иностранных лиц в России:

  • Постоянное проживание, ВНЖ – выдается зарубежным гостям, которые имеют РВП в России и живут по нему уже минимум один год. Продолжительность ВНЖ – 5 лет.
  • Временное проживание, на которое дает право РВП. Его срок ограничен 3-мя годами и выдается оно на основе квоты. Квота разрабатывается Правительством РФ на ежегодном собрании и представляет собой лимит на выдачу РВП для конкретных субъектов РФ. Право на получение РВП вне рамок квоты имеют только особые категории, прописанные в законе.
  • Временное пребывание – ограниченное пребывание в России (на срок визы или на 90 дней для безвизовых граждан). Пребывание можно продлить на один год, если иностранец получил трудовой договор или рабочий патент.


ФЗ 115 с последними изменениями о трудовой деятельности иностранцев

Для того чтобы трудиться на территории России, иностранцам требуется получить особое разрешение.

Оно выдается как гражданам, приехавшим в страну по визе, так и некоторым другим категориям мигрантов. Разрешение позволяет работать в России в течение определенного времени.

Иностранцам, приехавшим из безвизовых стран, работать в России позволяет патент на трудовую деятельность, им не требуется разрешение.


Для граждан, прибывших из стран, с которыми заключен договор о безвизовом режиме, срок пребывания в России ограничен тремя месяцами (90 дней) суммарно за каждый период в 180 дней, если не будут нарушены правила продления. Продлить срок можно максимум на один год, если иностранец получил трудовой патент (Федеральный закон 115 статья 5, пункт 5).

По закону 115 ФЗ, чтобы получить патент, иностранец обязан в течение первых 30-ти дней после въезда в Россию подать в орган ФМС документы:

  1. Заявление на выдачу патента;
  2. Карточка миграционного учета, где должна быть указана цель приезда;
  3. Сертификат о прохождении экзамена по русскому языку, истории и основным законодательным нормам;
  4. Регистрация по месту проживания. Если документ не предоставить, миграционный орган вправе запросить эту информацию самостоятельно;
  5. Удостоверение личности иностранца (например, иностранный паспорт);
  6. Страховой медицинский полис;
  7. Медицинские справки о том, что гражданин не болеет опасными заболеваниями, в том числе СПИДом;
  8. Квитанция об оплате штрафа за просрочку подачи заявления (30 дней).

Срок пребывания в России продлевается как при получении патента, так и при его продлении. При конце срока патента иностранец обязан покинуть пределы России.


Закон РФ 115-ФЗ о получении иностранцами сертификата на владение русским языком

Изменения 115 закона от 1 января 2015 года постановили иностранцам, которые желают получить в России ВНЖ, РВП или патент, сдать экзамен на владение русским языком, историей и гражданским законодательством.

Доказательством о свободном владении русским служат:

  • Аттестат о среднем образовании, который был выдан в СССР до 01.09.1991 года;
  • Образовательный документ, подтверждающий прохождение государственной аттестации в России с 1 сентября 1991 года;
  • Сертификат, выданный специальными подготовительными центрами при органах миграции.

От прохождения экзамена освобождены некоторые категории иностранцев:

  • Лица до восемнадцати лет;
  • Иностранцы женского пола до 60-ти лет и мужского – до 65-ти лет;
  • Частично или полностью недееспособные иностранные граждане.

Подтверждение знаний не требуется от высококлассных специалистов и иностранцев, занимающихся журналистской деятельностью в специальных СМИ, выпускающих издания на зарубежном языке.

Внимание

Не требуется подтверждение и иностранцам, которые приехали в Россию для обучения в государственных ВУЗах, профессиональных колледжах и институтах.


Изменения 115 Федерального закона от 01.01.2016 года

Последние по времени изменения и дополнения Закона № 115-ФЗ внесли в него ряд существенных изменений. В частности:

  • Вопросы об образовании иностранцев в России;
  • Вопросы медицинского подтверждения отсутствия у иностранца опасных вирусных и инфекционных заболеваний;
  • Вопросы о сроках пребывания иностранцев;

1 пункт 5 ст. ФЗ дополнился новым абзацем о непрерывности пребывания безвизовых иностранцев в России, он был установлен в 90 дней. В 1-ый пункт статьи 6.1 о предъявлении медицинской справки об отсутствии ВИЧ для лиц, въезжающих на территорию РФ, добавлена отсылка к Федеральному закону № 38 «О предупреждении распространения ВИЧ-инфекции».

Изменения коснулись вопроса об образовании иностранцев. В п. 1 статьи 17 было записано, что отныне иностранный гражданин может обратиться в органы миграции с просьбой продлить срок нахождения в России на срок обучения. Изменения коснулись и уточнения формулировки «получение образования», теперь это относится только к очной и очно-заочной форме.

Внимание

Разъяснения похожего характера изложены в дополнении к п. 4 ст. 17, где говорится о возможности пребывания на территории РФ при продолжении обучения.


Последние дополнения ФЗ РФ 115 связаны с приведением текста к единообразному пониманию, вне зависимости от трактовок. За 2015 год закон № 115 ФЗ претерпел три изменения, что говорит о том, что он востребован в настоящее время. Значимые законы неизбежно должные приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям и постоянно шлифоваться.

Данные социологических исследований говорят о том, что в ближайшие десятилетия доля российского трудоспособного населения будет постепенно уменьшаться. Это неминуемо приведет к увеличению миграции и общей доли иностранцев на рынке труда РФ. Чем быстрее закон будет реагировать на изменяющиеся условия, тем лучше будут защищены права иностранных лиц и лиц без гражданства.

ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ – основа российского законодательства по противодействию отмыванию денежных средств.

Глава 1 дает определения таким понятиям, «как доходы, полученные преступным путем», «легализация», «уполномоченный орган», «обязательный контроль», «внутренний контроль» и другие.

Глава 2 посвящена вопросам предупреждения легализации доходов. Определен круг организаций, ответственных за исполнение закона: кредитные организации, страховые, лизинговые компании, почта, ломбарды и другие.

Прописана процедура контроля со стороны этих организаций, если совершаются операции на сумму, превышающую 600 тыс. рублей. Сделки с недвижимостью также подлежат контролю, если цена объекта превышает 3 млн рублей.

Кроме того, закон определяет, что все сделки вне зависимости от суммы подпадают под данный закон, если хотя бы по одной из участвующих в них сторон есть сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Приводятся основания, по которым определяется круг лиц, причастных к террористическим и экстремистским организациям.

Далее в законе прописаны обязанности организации, на которую возложен контроль, - по письменному запросу контролирующего органа идентифицировать личность клиента, а также выгодоприобретателя от сделки, не позднее следующего дня докладывать в уполномоченный орган о проведенной операции, подлежащей контролю, и о любой другой сделке.

При этом необязательной считается идентификация клиента, если сумма сделки составляет менее 30 тыс. рублей или 15 тыс. - при обмене наличной валюты.

В дополнение к основным требованиям в законе говорится также об особенностях работы с иностранными публичными лицами.

Закон предписывает организациям разрабатывать правила внутреннего контроля и назначать ответственного специалиста за соблюдение законодательства о легализации денежных средств. Кредитные организации должны разрабатывать внутренние правила с учетом рекомендаций Банка России .

В этих правилах определяются процедуры по выявлению подозрительных, необычных сделок и доведение их до сведения контролирующего органа. Закон также предписывает, в каких случаях кредитная организация имеет право отказать физическому или юридическому лицу в проведении операции.

Отдельно в законе прописаны права и обязанности адвокатов, нотариусов, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.

Глава 3 закона посвящена организации деятельности по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. В ней указывается, что уполномоченный орган, отвечающий за противодействие, определяется президентом и является федеральным органом исполнительной власти.

В обязанности уполномоченного органа входит сбор информации о сделках, связанных с легализацией доходов, и при наличии достаточных оснований передача материалов в правоохранительные органы. При этом уполномоченный орган может своим распоряжением приостановить подозрительные операции на срок до пяти дней.

Работники уполномоченного органа обязаны сохранять в тайне получаемую ими информацию. Вред, причиненный уполномоченным органом или его сотрудниками юридическим или физическим лицам, подлежит компенсации в соответствии с действующим законодательством.

Глава 4 посвящена вопросам международного сотрудничества в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. В ней, в частности, говорится об обмене информацией с соответствующими органами других стран, о признании приговоров и о выдаче преступников.

Глава 5, заключительная, говорит об административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов, о прокурорском надзоре за его соблюдением и порядке обжалования решений уполномоченного органа.

Организации, деятельность которых предполагает операции с имуществом третьих лиц, зачастую невольно становятся промежуточным звеном для реализации незаконных операций своих клиентов. Для защиты таких компаний, а также предупреждения экономических преступлений и терроризма, был принят Федеральный закон о противодействии легализации отмыванию доходов 115-ФЗ, последняя редакция которого вступит в силу с 28.06.2017 г.

Структура ФЗ-115

В законе четко сформулированы:

  • субъекты финансового мониторинга, их права и обязанности в сфере противодействия преступным экономическим схемам;
  • очерчен круг лиц и операций, подлежащих мониторингу;
  • определен порядок действий в отношении клиентов, чьи операции вызвали подозрения;
  • назначена ответственность субъектов мониторинга за уклонения от выполнения требований законодателя.

в последней редакции

Основные положения

Для реализации целей, преследуемых введением закона, в нем применяется ряд терминов, имеющих специфичное значение в его контексте:

  • Финансированием терроризма являются операции с денежными активами в любой форме с целью финансирования преступлений, связанных с терроризмом, вооруженным мятежом или посягательством на жизнь политических деятелей. К такому финансированию приравниваются также действия по обеспечению денежными средствами возможного исполнителя подобных преступлений, либо финансирование организаций, имеющих своей целью совершения таких преступлений.

Главное отличие определения этого термина от впервые употребленного в Международной конвенции «О борьбе с финансированием терроризма» (1999 г., Нью-Йорк) – это четкое перечисление статей Уголовного Кодекса, предусматривающих наказания за преступления, которые законодатель расценивает как терроризм или приравнивает к нему.

  • Идентификация — установление сведений о клиенте и связанных с ним лицах, предваряющее начало сотрудничества, с документальным подтверждением достоверности и актуальности этих сведений. Организации обязаны совершать такую работу с каждым новым контрагентом, а также должны повторять эту процедуру для всех клиентов ежегодно.
  • Бенефициарные владельцы — лица, которые прямо (путем участия в доле предприятия) или косвенно осуществляют непосредственный контроль над действиями клиента субъекта финансового мониторинга либо управляют движением средств на банковском счете, подлежащего контролю.
  • Уполномоченный орган – изначально функции сбора, обработки и анализа данных об операциях организаций и физических лиц, выполнял Комитет по финансовому мониторингу (КФМ). Но с 2004 г. было выполнено преобразование этого органа Федеральную службу по финансовому мониторингу (общепринятое сокращенное название Росфинмониторинг).

Цели и сфера применения

Принятие закона ФЗ-115 регламентирует возложение на определенные организации обязанности сообщать государству о подозрительных операциях, которые совершают с их помощью.

Такое делегирование полномочий, присущее больше для следственных органов, наделяет эти компании также и расширенными полномочиями по мерам, которые они могут осуществлять в отношении недобросовестных клиентов.

Действие закона распространяется:

  • на всех без исключения участников экономических отношений, которые внутри или за пределами Российской Федерации осуществляют операции по перечислению или получению денежных средств, а также другого движимого и недвижимого имущества;
  • отдельные положения закона касаются также выгодоприобретателей и бенефициаров клиентов или банковских счетов.

Меры к противодействию отмыванию доходов

Для организаций и предпринимателей, обязанных проводить финансовый мониторинг, в целях организации оного определены требования к персоналу и кадровой работе.

Сотрудники, назначенные ответственными лицами за проведение мониторинга, обязаны:

  1. Соответствовать требованиям, предъявляемым к их квалификации согласно положению, утвержденному приказом Федеральной службы финансового мониторинга .
  2. В частности, обязательным является высшее образование в сфере экономики или права, либо двухлетний опыт в сфере, связанной с мониторингом клиентов.

Организации обязаны:

  1. Проводить вводные и ежегодные (регулярные) инструктажи в сфере противодействия экономических преступлений и финансирования .
  2. Это обучение является обязательным для руководителей подразделений и ответственных за проведение идентификации сотрудников, и проводится согласно программе, которую организация обязана разработать в соответствии с требованием законодательства.
  3. Проведение инструктажей и повышения квалификации ответственных за финансовый мониторинг лиц должно фиксироваться в специальном журнале учета под подпись сотрудника, причем форму журнала организация обязана разработать самостоятельно.

Соответствующим образом обученные сотрудники обязаны осуществлять следующие меры по противодействию отмывания нелегальных доходов и финансирования терроризма :

  • обязательный контроль – если операция попадает под определенные критерии, ее обязаны проверить на признаки подозрительных операций и незамедлительно отправить данные в Росфинмониторинг, который на их основе предпринимает меры по профилактике возможных преступных схем;
  • осуществление внутреннего контроля операций – выявления данных, свидетельствующих о необходимости проведения обязательного контроля;
  • обязательная идентификация клиентов перед обслуживания с предоставлением оригиналов или заверенных копий подтверждающих документов согласно Положению, утвержденному приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59, в том числе путем анкетирования;

Важно! Для кредитных организаций порядок идентификации описан в , а для других финансовых организаций инструкции следует искать в .

  • предоставление сведений об операциях, совершенных тем или иным клиентом, по запросу уполномоченного органа;
  • сохранение тайны в отношении финансового мониторинга – клиент не должен узнать о том, что проходит проверка операций, за исключением случаев уведомления о действиях, предпринятых в отношении его счета.

Субъекты контроля имеют право:

  • на отказ в совершении операций;
  • замораживание денежных средств на счету клиента, при наличии соответствующего решения, опубликованного на официальном сайте Росфинмониторинга;
  • на прекращение действия договора обслуживания при наличии достаточных на то оснований;
  • банковские учреждения могут в случае возникновения подозрений в отношении источников дохода по операции запросить у предприятия документы, подтверждающие их легальность, в том числе первичные документы по сделке.

Организации и осуществляемые ими операции

Субъектами финансового мониторинга в свете закона 115-ФЗ являются:

  • организации (банковские, кредитные и некредитные финансовые), осуществляющие для клиентов прием, перечисления и выдачу денежных активов, в том числе в сфере кредитования и микрофинансирования;
  • предприятия федеральной почтовой связи;
  • компании, оказывающие услуги в сфере лизинга или ;
  • букмекеры, организаторы лотерей, тотализаторов и других игр, связанных с риском, вне зависимости от формы проведения розыгрышей;
  • ломбарды и другие компании, осуществляющие операции по купле-продаже ювелирных и драгоценных изделий;
  • компании-посредники в сфере приобретения или продажи недвижимого и движимого имущества;
  • управляющие компании ПИФов, других инвестиционных фондов, частные ;
  • брокеры, дилеры и другие участники рынка ценных бумаг;
  • операторы телефонной связи.

Все субъекты, деятельность которых затрагивает 115-ФЗ, обязаны встать на учет в уполномоченном органе в течение 30 дней с момента регистрации предприятия, и организовать проведение идентификации клиентов и контроля их операций.

Для проведения обязательного контроля операции, она должна соответствовать следующим критериям:

1. Сумма операции больше или равна эквиваленту 600 000 руб. и связана с:

  • зачислением на расчетный счет наличных денежных средств, не связанных с характером деятельности компании, в том числе внесение средств в уставный капитал организации;
  • обменом валюты или купюр идентичного достоинства, покупке ценных бумаг или получению средств по чеку, выданному нерезидентом на предъявителя;
  • переводами, контрагентами по которым является лицо, находящееся на территории КНДР или Исламской Республики Иран;
  • депозитами, открытыми без указания получателя (на предъявителя), а также, если выгодоприобретателем по депозиту является третье лицо;
  • переводами сумм вкладов с/на анонимные банковские счета, находящиеся за границей либо на счета , организованного менее 3 месяцев назад, по которому операции осуществляются впервые;
  • куплей-продажей ювелирных изделий;
  • страхованием или лизингом;
  • оплатой участия либо выплатой выигрыша по тотализатору, лотерее и другим играм, связанным с риском;
  • переводами денежных средств некредитных организаций, а также получением или выплатой ими беспроцентных займов;
  • оплатой и освоению средств, полученных по государственным оборонным заказам.

2. Операция связана со сделкой по недвижимому имуществу, и совершается на сумму, которая равна или превышает в эквиваленте 3 000 000 руб.

3. Отправителем/получателем по операции является некоммерческая организация в корреспонденции с иностранными организациями или физическими лицами, а сумма больше или равна 100 000 руб.

4. Операция связана с предприятиями оборонной промышленности России, а сумма ее превышает порог в 50 000 000 руб.

5. Хотя бы одной стороной по операции является лицо, имеющее установленное прямое или опосредованное отношение к экстремистской деятельности, согласно перечню уполномоченного органа, публикуемому на официальном сайте.

В остальных случаях необходимость и объем проведения контроля определяется субъектом финансового мониторинга индивидуально

  • согласно сведениям, собранным от клиента во время его идентификации;
  • в зависимости от особенностей и специфики операции.

Если в результате такого контроля выявятся факты, позволяющие считать операцию подозрительной, то данные о ней должны быть направлены в Росфинмониторинг в те же сроки и объеме, что и при обязательном контроле.

Изменения 2019-2017

С момента принятия в 2001 г. закон 115-ФЗ претерпел много изменений, часть из которых была внесена в последние годы. В частности были расширены права и полномочия организаций-субъектов мониторинга, внесены новые категории подлежащих контролю клиентов и операций:

  1. Определена обязанность субъектов контроля отправлять данные в Росфинмониторинг об отказе проводить операцию клиента в течение 1 дня. Кроме того, введено обязательство о сообщении фактов отказа от заключения либо расторжении договора банковского обслуживания для кредитных организаций в том же порядке.В свою очередь данные, полученные о подобных фактах, уполномоченный орган незамедлительно направляет в Банк России, который распространяет информацию о таких клиентах для предупреждения возможных подозрительных операций в других учреждениях.
  2. Введена обязанность любых юридических лиц по сообщению налоговой инспекции и уполномоченному органу сведений о своих бенефициарных владельцах . В свою очередь, добавлена необходимость определения бенефициаров в процессе идентификации для всех компаний, кроме тех, которые по роду деятельности раскрывает данную информацию или не имеет ее, а также государственных организаций.Уклонение от исполнения данного требования предусматривает административную ответственность с уплатой штрафа в размере до 40 000 руб. для должностных лиц и до 500 000 руб. для организаций.
  3. Допущена возможность проведения идентификации клиента и удостоверения достоверности сведений о нем по документам, полученным в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной подписи, в том числе из государственных реестров.
  4. Внесено исключение в правила открытия банковского счета: разрешено открывать банковский счет без личного присутствия представителя организации в случае, если ранее была проведена его идентификация. В то же время, такая операция запрещена, если представители или аффилированные лица клиента были заподозрены в совершении экономических преступлений и внесены в соответствующий перечень Росфинмониторинга.
  5. Кредитным и микрофинансовым учреждениям разрешено перепоручать проведение идентификации клиента банковским учреждениям . При этом как поручитель, так и исполнитель должны соответствовать требованиям Банка России.
  6. Добавлена возможность субъектов мониторинга самостоятельно определять объем и характер принимаемых мер по изучению данных клиента при идентификации, с учетом степени риска совершения таким клиентом сомнительных операций.
  7. Изменены и добавлены частные ограничения по проведению упрощенной и полной идентификации для физических лиц , которые совершают операции по обмену валюты, купле/продаже драгоценностей или потребительского кредитования на небольшие суммы.

Таким образом, с учетом изменений 2019-2017 года всем субъектам финансового мониторинга настоятельно рекомендуется внести изменения в анкеты для идентификации клиентов, порядок и правила проведения обязательного и внутреннего контроля, а также провести инструктаж сотрудников с занесением факта его проведения в журнал регистрации.

Видео: Последние изменения в ФЗ

Статья 6.1. Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах

1. Юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

2. Предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи обязанность не распространяется на лиц, указанных в абзацах втором - пятом подпункта 2 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

3. Юридическое лицо обязано:

1) регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;

2) хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не менее пяти лет со дня получения такой информации.

4. Юридическое лицо вправе запрашивать у физических и юридических лиц, являющихся учредителями или участниками данного юридического лица или иным образом контролирующих его, информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев.

5. Физические и юридические лица, являющиеся учредителями или участниками юридического лица или иным образом контролирующие его, обязаны представлять данному юридическому лицу имеющуюся у них информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев. Передача такой информации в соответствии с положениями настоящей статьи не является нарушением законодательства Российской Федерации о персональных данных.

6. Юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, по запросу уполномоченного органа или налоговых органов. Порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица и о принятых мерах по установлению в отношении таких бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, определяются Правительством Российской Федерации.

7. Информация о бенефициарных владельцах юридического лица раскрывается в его отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

8. Для целей настоящей статьи под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.

Направленность настоящего Федерального закона связана с защитой законных интересов и прав граждан, общества и в целом государства посредством создания нормативного механизма противодействия отмыванию средств, которые были получены нелегальным путем, и финансированием терроризма.

В данной статье Вы можете ознакомиться с общими положениями 115-го Федерального закона, доступного также для скачивания. Кроме того, мы предлагаем краткий обзор последних корректировок, внесенных в соответствующий закон 191-м Федеральным законом в 2016 году.

Общие положения

115-й Федеральный закон регулирует отношения:

  • граждан РФ и таковых без гражданства, иностранных лиц, а также организаций, чья деятельность связана с денежными средствами либо прочим имуществом;
  • структур иностранного государства, которые не предполагают образования юридического лица;
  • государственных органов, которые обеспечивают контроль на территории РФ за осуществлением операций, связанных с денежными средствами/прочим имуществом и имеет своей целью предупреждение, обнаружение и пресечений действий по отмыванию доходов преступным путем, а также финансированием терроризма;
  • федеральных органов исполнительной ветви власти и юридических лиц, касающихся установления бенефициарных владельцев юрлиц.

Действие 115-го Федерального закона распространяется:

  • на представительства и филиалы;
  • дочерние организации предприятий, чья деятельность связана осуществлением операций с денежными средствами и прочим имуществом, и которые находятся за пределами РФ, если это не идет вразрез с законодательством того государства, где установлено их местонахождение.

Кроме того, согласно международным договорам РФ, действие 115-го Федерального закона распространяется, в том числе, на юридических и физических лиц, которые выполняют операции с денежными средствами и прочим имуществом за пределами РФ.

Скачать полный текст 115-ого Федерального закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов можно .

Какие последние изменения были внесены в закон

Все субъекты без исключения должны внимательно отнестись к данным нововведениям в законодательстве, касающихся, прежде всего, процедур осуществления идентификации клиентов и их представителей, бенефициарных владельцев и выгодоприобретателей.

Рассмотрим их подробнее:

  • Поправки в 7-ю статью, в которой оговариваются права и обязанности предприятий, чья деятельность связана с осуществлением операций с денежными средствами/прочим имуществом. В частности, новая редакция коснулась перечня сведений, которые устанавливаются в отношении клиента (юридического лица) и его представителя, выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца клиента (юридического лица). Вышеуказанные субъекты 115-го Федерального закона обязаны внести изменения в правила, предусмотренные для соблюдения внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, и анкету клиента. Согласно поправкам, теперь отдельно указывают организационно-правовую форму юрлица. Что касается анкеты, то здесь следует включать сведения, которые устанавливаются для юридических лиц, чья регистрация была осуществлена в соответствии с законодательством иностранного государства.
  • Благодаря новой редакции, у субъектов рассматриваемого Федерального закона появилась возможность самостоятельно выбирать характер, а также объем мер, связанных с изучением клиентов в рамках осуществления идентификации и дальнейшего обслуживания. При этом следует учитывать степень риска выполнения клиентами операций по отмыванию средств и финансированию терроризма. Речь идет о следующих мерах: получение сведений, касающихся целей установления и предполагаемого характера деловых взаимоотношений клиентов с предприятием/ИП; обозначение целей деловой репутации клиентов, финансового положения, осуществления финансово-хозяйственной деятельности; выявление источников получения денежных средств и прочего имущества клиентов.

  • Субъекты настоящего Федерального закона имеют право использовать сведения, которые были представлены клиентом для осуществления целей идентификации или обновления информации, также в форме электронного документа за электронной подписью. Ожидается, что нововведение позволит значительно ускорить документооборот между субъектами 115-го Федерального закона их клиентами, что, в свою очередь, приведет к ускорению выполнения обязанности, связанной с идентификацией клиентов до осуществления приема на обслуживание, а также сокращению времени для заключения договора.
  • Были также дополнены обязанности клиентов. Теперь клиентам вменяется обязанность предоставления предприятиям, чья деятельность связана с выполнением операций с денежными средствами/прочим имуществом, сведений относительно собственных участников/учредителей, выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев.



Top