Классный час по правовой тематике "лучше знать, чем догадываться". Классный час по правовому знанию Задание «Права и обязанности»

Классный час «Закон на нашей земле» (деловая игра)

Цель классного часа:

Упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них;

Развивать представления о последствиях противоправных деяний;

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: книги, раздаточный материал, плакат о МРОТ, конституция, уголовный кодекс, административный кодекс.

Ход классного часа:

1. Организационный момент.

– Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)

2. Объявление темы и постановка цели занятия:

Учитель: Как видите в руках у меня две нити.

(нити приклеплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)

С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)

А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?

(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)

А применительно к нашей жизни?

Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся ”

Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

И сегодняшний классный час – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

3. Основная часть:

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились Главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?

Жители стали жить по законам.

Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

Задание 1

В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права… (таблички с правами помещать на доске).

Поговорим о наших обязанностях… (таблички с обязанностями прикреплять на доске).

Выберите права и обязанности (распределить таблички)

Права

Жить и воспитываться в семье

Получить паспорт гражданина РФ

Работать в свободное от учебы время

Право на охрану здоровья

Обязанности

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование (9 классов)

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Ответственность

Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы.

Возмещение причиненного вреда.

Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.

За совершение общественно – опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, вплоть до направление комиссией ПДН в специальные учреждения.

Прочитайте, что отсталость? (отсталость ответственность)

За каждое нарушение закона необходимо нести отвественность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность»

Рассмотрим понятие нарушений:

Задание 2

Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»

Необходимо к этим понятиям найти определения.

Проступок. Правонарушение. Преступление

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация № 1 . Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

Он находится в вестибюле школы).

(Проступком)

Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2 . Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)

Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 3 . Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(эти ребята совершили преступление)

Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

(Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации»)

В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

Задание 3

Выберите из данных преступлений, за что учащиеся 14 лет несут ответственность

Убийство,

Умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью,

Похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера,

Вымогательство,

Уничтожение или повреждение имущества

Терроризм

Захват заложника

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма,

Вандализм

Хищение либо вымогательство наркотических веществ

Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.

За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет.

Задание 4

Поработаем с уголовным кодексом и рассмотри какие наказания предусмотрены законом.

игра «Судья» (прослушать ситуацию, найти статью УК и огласить приговор)

Ложный звонок

Ситуация 1 : В класс вбегает ученик:

– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

Судья – ученик зачитывает: Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или поджоге, создающих опасность гибели людей-наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!

Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.

Нанесение побоев

Ситуация 2 : К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.

Судья – ученик зачитывает: Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда или арестом до трех месяцев.

Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои.

– Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф? - может ответить ученик

В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере

расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.

Порча чужого имущества

Ситуация 3: На перемене:

– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!

– Не дам, он новый, только вчера купили.

– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.

Судья – ученик зачитывает: Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.

Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишение свободы до двух лет.

Угроза «болтовней»

Ситуация 4 : В классе идет спор двух учащихся:

– ... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.

Судья – ученик зачитывает: Статья 119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

Оскорбление

Ситуация 5: Две девочки в классе ссорятся:

– А ты дылда!!!

– А ты сама Гадина!!!

Судья – ученик зачитывает: Статья. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.

Осквернение зданий и транспорта

Ситуация 6 : В класс вбегают мальчишки:

– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!

– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

– Клево, вот люди порадуются!

– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

Судья – ученик зачитывает: Статья 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба.

Каждый день, заходя в школу, мы видим следы пребывания наших детей. Разрисованные стены, сломанные двери, исписанные и исцарапанные парты. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?

А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.

К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст.88):

➣лишение права заниматься определенной деятельностью;

обязательные работы;

➣исправительные работы;

➣лишение свободы на определенный срок.

4. Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.

5. Рефлексия.

Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?

6. Памятка школьнику

Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Во-первых , не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых , запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих , ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых , веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.

В-седьмых , если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых , помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых , как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых , если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона

Классный час «Имею право, но обязан» с использованием ИКТ

Цель : - воспитание правовой грамотности учащихся;

Учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя» в школе;

Формировать коммуникативные умения школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Каратунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Имею право, но обязан

Классный час в 6 классе,

Проведенный учителем высшей

Квалификационной категории

Печковой Р.Х.

2011 год

Классный час «Имею право, но обязан»

Цель : - воспитание правовой грамотности учащихся

Учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя» в школе;

Формировать коммуникативные умения школьников.

Ведущий: Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить права и обязанности школьника, те документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях. Каждый человек является членом общества, в котором он живет. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.

На классный час приглашены представители правоохранительных органов, которые оценивают ответы учащихся.

I задание: На доске вывешены таблички с определениями:

Права

Обязанности

Долг

Ответственность

Свобода

Класс должен дать свою версию этих определений, а 1 балл получит тот, который даст более точный ответ.

Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.

Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.

Долг – поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).

2 задание .

Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека? –

Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, Устав школы.

3 задание. Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира иненасилия в интересах детей планеты

4задание :

Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности. 1 балл зарабатывает тот, кто больше знает права или обязанности (по мере того, какие права и обязанности называют дети, на доске вывешиваются карточки).

Права школьника .

  • право на бесплатное образование
  • право на получение дополнительного образования
  • право на охрану жизни и здоровья
  • право свободы выражения своих убеждений
  • право посещать мероприятия
  • право на защиту
  • право на отдых
  • право пользоваться библиотекой
  • право избирать и быть избранным
  • право на обучение по индивидуальным программам
  • право на выбор образовательного учреждения
  • право вступать в общественные организации
  • право на уважение собственного достоинства.

Обязанности школьника :

  • добросовестно учиться
  • беречь школьное имущество
  • уважать учащихся и работников школы
  • выполнять устав школы
  • выполнять правила внутреннего распорядка.

Дополнительные баллы дети получают, если раскрывают значение прав и обязанностей)

4 задание: Запишите на листочках в каких документах записаны права и обязанности школьника. (Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о правах ребенка).

5 задание : Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей (по Конституции РФ ст.38 и семейному кодексу ст.63 ответственность несут родители).

6 задание: Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода? (карточка №1).

Что, по-твоему, обозначает слово свобода? Выбери варианты, которые ты считаешь верными: СВОБОДА – это :

  • возможность делать все, что хочешь
  • независимость от кого-то
  • отсутствие стеснения, ограничений
  • возможность выбора
  • право делать все, что не вредит другим

итак, свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый запрет защищает чьи-то права.

7 задание: Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:

8 задание :

Нарисуйте схематично какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего класса.

Сценка из школьной жизни

Раздаются слова на листочках. Ребята разыгрывают сценку имровизированно

Командир :- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася : - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: -Вика, Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика : - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна : Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня: -Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Первоклассник (обращаясь к «учителю») :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель : -Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Первоклассник: - Он подставил мне подножку.

Серёжа : - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

Назовите обязанности, которые должны были выполнять герои сценки.

Назовите права, которые нарушались.

Вывод: Что хорошо усвоено ребятами?

9 задание :

“Разомнись-ка!”

Назовите права, которые нарушались в сказках: (сказка вытягивается по жребию). 5 баллов максимум, время 3 минуты.

- “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).

- “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)

- “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирныхсобраниях, право на свободу, право на гражданство).

10 задание

“Придумай-ка!”

Пословицы к статьям (ребятам предлагается 15 пословиц, кто больше отгадает.).

Пословицы:

  1. Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
  2. Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  3. Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)
  4. Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)
  5. Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)
  6. Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)
  7. При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье)
  8. Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)
  9. Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)
  10. Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)
  11. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)
  12. По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)
  13. Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  14. Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)
  15. Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)

Рефлексия.

Учащиеся работают в тетрадях для классных часов

АНКЕТА

1. Какие права ты имеешь, как ученик?____________________

2. Что обязан делать ученик?_____________________________

3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав илиобязанностей?_

4.Что такое права?_____________________________________

5. Что такое обязанности?_______________________________

6.Зачем придумали права людей и обязанности?

Подведение итогов классного часа

После всего того, о чем мы говорили, я хочу чтобы вы ответили мне на вопрос:

  • как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались.

(по мере ответов детей на доску вывешиваются высказывания)

  • чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;
  • заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;
  • уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.

МОУ «Соленоозерная школа»

Классный час

на тему:

«Лучше знать, чем догадываться»

Подготовила

учитель 4 класса

Муйдинова Э.Ф.

Апрель, 2016 год

Классный час о правах и обязанностях ребенка

"Лучше знать, чем догадываться"

Цель: познакомить учащихся с основными правами ребёнка и способами их реализации.

Ход классного часа

Вводная беседа

Учитель. Скажите, есть такой закон “О правах ребёнка”?,

Ученик 1:

Обязанности и права, ты должен знать
Как дважды – два.
В наш, бурный, XXI век, культурный,
Здравый человек осмыслить должен
Для чего он на Земле живёт давно.
Давай представим, ты растёшь…
Учиться лет с шести пойдёшь
Окончишь, скажем, ты Лицей,
Перед тобою сто путей
И право чем тебе заняться,
Ты сможешь выбрать постараться.
С ребятами спорили мы много раз,
Ведь есть же закон в поддержку для нас.

Учитель. Как защитить свои вам права?

Да, способов много: взаимопомощь, самозащита, переговоры, обращение к учителям… примеров здесь много можно привести, но …

– Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей.)

– Из истории человечества известно, что ребёнок всегда был бесправен. Есть даже предположение, что само слово ребёнок произошло от словараб . Знаем мы и о спартанской системе воспитания. Не лучше обстояло дело и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачастую до седых волос не могли ослушаться воли родителя.

А теперь некоторые цифры нашего времени:

    Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;

    120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

    ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

У общества, которое не заботится о достойной жизни своих детей, не может быть полноценного будущего.

20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка. А в 1990 году наша страна ратифицировала, т.е. признала необходимым выполнение Конвенции на территории России.

Конвенция – это международный договор (соглашение), содержащий перечень прав.

Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции.

Но, кажется, первое, что приходит вам в голову, – это вопрос: “А я-то здесь причём?”. Не так ли? Тогда позвольте задать вам вопрос. Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?

(На доске пишется 4 варианта ответов :

  • Так что все вы ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны вашего государства.

    Попробуем разобраться, какие же права вы имеете.

    Ученик 2.

    Мальчишки и девчонки,
    И мы вместе с ними
    С рождения имеют право на имя.
    Имеем мы право сказать, как один:
    “Я – полноправный страны гражданин!”

    Ученик 3. Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

    Ученик 4.

    Имею я право нормально питаться,
    Учиться, лечиться и развлекаться.
    Расти в своём доме, в полной семье,
    А не на уличной мёрзнуть скамье.

    Ученик 5.

    Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
    Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.
    Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.

    Ученик 6.

    К ребёнку нельзя относиться небрежно,
    А только с любовь, заботой и нежно.
    Ребёнка нельзя как товар продавать,
    И от учёбы его отрывать.

    Ученик 7. Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений. Ребёнок имеет право на образование.

    Ученик 8.

    Терпимость и дружба –
    Всеобщее братство,
    Духовная близость –
    Вот это богатство.
    А наши родители и педагоги
    Должны нас направить
    На эти дороги.

    Ученик 9. Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

    Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

    Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.

    Учитель. Надеюсь, что вы владеете всеми правами, и никто вас ни в чём не притесняет. Находясь в школе, хочется ещё раз напомнить вам о вашем праве на получение образования. Вот что об этом нам говорит “Закон о правах ребёнка РФ”:

    Каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке, выбор учебного заведения. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.

    А это значит, что все мы с вами, реализовав своё право на получение бесплатного образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество ещё более гуманным и счастливым.

    Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Как вы думаете, каковы ваши обязанности? (ответы детей)

    Обязанности ребенка: Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

    – Ребята, сегодня мы познакомились лишь с некоторыми статьями Конвенции ООН о правах ребёнка и “Закона о правах ребёнка РФ”. – Детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки старших, от поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.

    Заключение

    Учитель. Подведём итоги.

    Вопросы :

      Кто является ответственным за обеспечение прав детей?

      Какие основные права вам известны?

      В каком международном документе записаны права детей?

      Кто запомнил какие-нибудь положения Конвенции?

      В каких сказках, литературных произведениях нарушались права детей?

    Музыкальная викторина: “Скажи, о каком праве говорится в песне?”

      Ничего на свете лучше нету,
      Чем бродить друзьям по белу свету…

      Мы дошкольниками были,
      Мы ходили в детский сад.
      Мы из глины мастерили
      И лошадок и зайчат.
      А теперь, а теперь,
      Открывай нам, школа, дверь!..

      На прививку, третий класс!
      Вы слыхали? Это нас….

      Но вот пришла лягушка, прожорливое брюшко,
      И съела кузнеца…

      Пусть всегда будет солнце!
      Пусть всегда будет небо!
      Пусть всегда будет мама!
      Пусть всегда буду я!

    Учитель. Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.

    Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения любого конфликта.

    Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.

    Цели:

    • воспитание правовой грамотности учеников
    • научить учеников определять, что такое “можно” в школе, а что такое “нельзя”
    • познакомить детей, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закреплённые в Конвенции о правах ребёнка, научить применять их в жизни
    • соотнести права и обязанности детей
    • способствовать осознанию ответственности за свои права
    • сформировать положительное отношение к правам других

    Задачи:

    • познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка
    • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав

      Организационный момент

    Здравствуйтедети, меня зовут Елизавета Игоревна. Сегодня я проведу классный час на тему: “Твои права и обязанности”.

    Сегодня на уроке, мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

    Начинаем классный час,

    Речь пойдёт здесь всё о нас.

    Постарайтесь всё понять,

    Что – то новое узнать о правах и обязанностях.

    Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права ребёнка? На эти и другие вопросы мы сегодня с вами постараемся ответить.

    Мы все разные, но нам приходится находить общий язык, уважать мнение других людей, быть терпимыми к другим.

    Скажите, пожалуйста, мне, хотели бы вы стать взрослым, образованным человеком?

    Конечно же, мы все этого хотим.Наши малыши тоже этого хотят.(Внимание – на рисунок деток). Сегодня на уроке они вместе с вами будут получать информацию о правах и обязанностях.

    Но для того, чтобы стать умным и образованным человеком, мы должны знать свои права и соблюдать свои обязанности.

    Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

    1. Что люди могут делать и чего не могут?
    2. Что они обязаны делать и чего не обязаны?
    3. На что они имеют право и на что не имеют?

    Давно и очень давно, ещё в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Права древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь. Но не так-то давно люди поняли, что основным заступником прав человека является государство. Долгое время в истории царил закон “око за око, зуб за зуб”.

    А сейчас мне понадобится 5 ребят. Попрошу вас выйти к доске и построиться в линию.

    Как вы думаете, что необходимо этим деткам, чтобы онивыросли, и стали умными, здоровыми, успешными взрослыми людьми?

    Предполагаемые ответы:

    (на доске закрепляются слова рядом с картинкой детей)

    • Любовь
    • Забота
    • Защита
    • Хорошие условия
    • Образование

    Ребята, как вы думаете, есть ли в мире такой документ, который бы закрепил все эти и другие права детей?

    Кто из вас знает, как называется этот документ?

    Однажды ребята нашли в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась “Конвенция о правах ребёнка”, она была принята ещё 20 ноября 1989 года. В ней говорилось о том, что все государства обязательство должны соблюдать право каждого ребёнка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит, пообещала всему миру – заботиться о своих маленьких гражданах.

    Помимо Конвенции о правах ребёнка, существует и Всеобщая декларация прав ребёнка. Как вы думаете, почему декларация называется всеобщей? (так как она написана для всех)

    В конвенции так же закреплены обязанности и права детей.

    Может кто-нибудь знает, что такое конвенция?

    Конвенция это международный договор, содержащий перечень прав; документ, носящий обязательный характер.

    В Статье № 1 Конвенции ООН о правах ребенка сказано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

    Как вы думаете, для чего был принят этот международный правовой документ? (Для защиты прав детей)

    Помимо этих книг, у нас в стране так же существует Конституция Республики Беларусь и Кодекс об образовании, в которых так же прописаны права.

    Скажите, что может помешать малышам стать такими людьми, которыми они хотят быть?

    К доске выходит 4 человека, и дают ответы на поставленный вопрос.

    Предполагаемые ответы:

    неблагоприятные условия помешают ему выжить;

    если не получит образование, он не сможет развиваться;

    если нет защиты;

    если ребенка ограничивать в участии жизни семьи, общества

    Конвенции выделяет 4 самых важных групп прав человека:

    1) право на выживание (жизнь)

    2) право на участие

    3)право на развитие

    4) право на защиту

    Мы с вами назвали самые важные 4 группы прав детей, которые закреплены в Конвенции. Это право на выживание (жизнь), на развитие, защиту и участие.

    А сейчас мы свами, заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:

    1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе (порядочность)

    2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим(справедливость)

    3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности (разумность)

    4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия (воспитанность)

    5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются… (обязанности).

    А какие вы ещё знаете качества, помогающие людям не нарушать права и обязанности?

    Предполагаемые ответы:

      Честность

      Самостоятельность

      Рассудительность

      Объективность

      Вежливость

      Трудолюбие

      Пунктуальность

    Сценка из школьной жизни.

    Раздаются слова на листочках и дети разыгрывают сценку импровизировано.

    1. Командир: – Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, вымой доску и полей цветы.

    Вася: – Сашка! Не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

    Ваня: – Вика, я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

    Назовите обязанности, которые должны выполнять герои сценки.

    Назовите права, которые нарушались.

    1. Мария Степановна: – Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

    Ваня: – Мария Степановна, вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

    Назовите права и обязанности, которые были нарушены.

    Я хочу рассказать вам о маленьком мальчике, который жил когда-то в Дании. Он был, по мнению окружающих, странным, а ещё неуклюжий, с длинным носом и некрасивый. Он был сыном сапожника, но мечтал стать поэтом. Он вечно думал о чём-то своём. В мечтах путешествовал по разным удивительным странам, но замечал, что все над ним смеются. Мальчик вырос, но остался в душе всё тем же странным ребенком. Теперь его имя знает весь мир. Его зовут Ганс Христиан Андерсен.

    Эту сказку Андерсен писал, вспоминая свое детство. Вот и этого утенка все считали неуклюжим, некрасивым и вообще – чужим, щипали и били, гнали отовсюду.

    А он просто был не такой, как все.

    Ребята, а вы читали эту книгу? Тогда скажите мне, в кого превратился утёнок когда он вырос? (прекрасным лебедем).

    Правильно, ведь человек не должен быть “как все”.

    Сейчас я приведу пример из знакомой вам сказки. А вы отгадайте, что это за сказка и ответьте на мой вопрос.

    Папа Карло купил “Азбуку” с крупными буквами и цветными картинками и отправил сына в школу. А вот куда пошел Буратино? (эта сказка называется “Золотой ключик, или Приключения Буратино”)

    Эх, знал бы он Конвенцию! Ведь в ней сказано:

    Все дети должны учиться, чтобы быть грамотными, умелыми, воспитанными.

    А давайте вспомним еще одну забавную сказку С. Михалкова.

    – Сейчас же отопри дверь, – прорычал Волк, – а не то я её выломаю!

    – Дом поросенка – это его крепость! – сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться.

    Что это за сказка? ( “Три поросенка”).

    Кто в этой сказке нарушил права? (волк)

    Правильно, ведь никто не имеет права заставить тебя открыть дверь! Ни самый главный начальник, ни генерал. В своем доме ты главнее любого из них! Никому не позволено силой, врываться в чужой дом. Каждый человек должен чувствовать себя дома в безопасности.

    Вот строки Конвенции, подтверждающие сказанное:

    Ребенок имеет право спокойно жить в своём доме и чувствовать себя хозяином, как мама и папа.

    Какие же права есть у всех детей мира?

    Предполагаемые ответы:

      Право на жизнь

      Право на имя при рождении

      Право на медицинскую помощь

      Право на образование

      Право на отдых и развлечения

      Право иметь имущество

      Право свободно выражать свои взгляды

      Право на свободное перемещение

      Право на заботу и воспитание детей

      Право на развитие и уважение человеческого достоинства

      Право на личную жизнь

      Право на семейную жизнь и неприкосновенность жилища

      Право на тайную переписку

    А сейчас, я проведу игру, которая называется “Угадай-ка слово”

    НОКЕВНИЦЯ

    ГОУСАРДТСОВ

    ИЖЗНЬ

    РБОАЗОАВИНЕ

    Кроме личных прав человека у детей есть и другие права. Одно из таких прав – право на любовь и заботу. Забота о соблюдении прав ребёнка лежит на его родителях.Послушайте стихотворение С.Михалкова “Права что даны детям”:

    Права, что даны детям.

    Права, что даны детям,
    Нарушают все на свете.
    Декларации и конвенции написаны,
    Права детей в них перечислены.
    Увы, наши родители
    Этих книг не читали и не видели.
    У детей одно лишь право –
    Слушать, что сказала мама.
    Вовремя покушать, вовремя спать,
    Много учиться, и мало погулять.
    Нам надоели такие «права»,
    Мы их нарушали не раз и не два.
    Думаете, это к взрослым неуважение?
    Нет. Это протест за унижение.
    Почему мы не послушны, почему упрямы?
    Потому что мало нас уважают – мам.

    Ответьте теперь мне на вопрос, согласны ли вы с тем, что родители нарушают ваши права?


    Конечно же, нет! Мамы и папы стараются вырастить вас в любви и ласке, обеспечивают едой, одеждой, хотят воспитать из вас хорошего гражданина, следят за вашим образованием и здоровьем. Все действия, которые они предпринимают – всё во благо вам. Всё что они делают, они делают для тех, кого любят сильнее всего. Родители хотят, чтобы их дети жили лучше, чем они сами, чтобы их дети были лучше них, чтобы их дети смогли сделать то, что не смогли сделать они.

    А сейчас я хочу рассказать вам одну притчу, которая была написана одним мудрецом давным-давно.

    Вечерело. По дороге шли два путника - отец и сын. Посреди дороги лежал камень, отец не заметил камень, споткнулся, ушиб ногу. Ему стало больно. Кряхтя, он обошел камень и, взяв за руку ребенка, пошел дальше. На второй день отец с сыном шли по той же дороге обратно. Отец забыл о камне, опять не заметил его, споткнулся и ушиб ногу. На третий день отец и сын снова шли по той же дороге. До камня было еще далеко. Отец сказал сыну: «Смотри внимательно, сынок, надо обойти камень». Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине сидел седой старик.

    Дедушка, - сказал мальчик, - вы не видели здесь камень?

    Я убрал его с дороги.

    Что, вы тоже споткнулись и ушибли ногу.

    Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.

    Почему же вы убрали камень?

    Потому что я - Человек.

    Как вы понимаете эту притчу?

    Писатель Лермонтов, ответил на эту притчу стихотворением:

    Наполни смыслом каждое мгновенье,

    Часов и дней неумолимый бег, -

    Когда весь мир ты примешь во владенье.

    Тогда, мой сын, ты будешь человек.

    Видео презентация.

    Викторина.

    Ребята вы все читали сказки, давайте сейчас постараемся вспомнить сказки, и ответить на вопросывикторины и узнать, знаете ли вы, в каких сказках были нарушены права.

    1 ситуация: Мачеха с утра до ночи, заставляла Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр.

    Нарушены ли права Золушки?

    2 ситуация: Баба Яга уносит братца Иванушку от сестры Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство.

    Нарушала ли Баба Яга права Иванушки?

    Но, так или иначе, кроме прав у каждого человека есть и обязанности. И это тема нашего следующего разговора.

    Скажите мне, что такое обязанности? (круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения)

    Правильно, помимо прав, интересов и потребностей, дети также имеют обязанности. Помните!Права и обязанности идут рука об руку. Ты имеешь право на образование, однако в то же время у тебя есть обязанность посещать школу. Ты имеешь право требовать уважения собственных прав, однако при этом ты также должен уважать и считаться с правами других детей и взрослых.

    А сейчас я вам расскажу памятку: Дорогой друг, ты переступил порог школы, в которой тебе учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

    Так же все ваши школьные обязанности, прописаны в вашем дневнике.

    И я сейчас вам перечислю самые главные обязанности:

    1.В классе ученики должны относиться друг к другу с уважением, помогать друг другу.

    2. Каждый ученик-это личность, у которого свой характер, свои интересы. Поэтому ученики должны помнить об этом.

    3. При возникновении конфликтов, все проблемы надо решать за столом переговоров.

    4. Отношения учителя и ученика являются одними из самых важных. К каждому ученику должен быть индивидуальный подход.

    5. Атмосфера на уроках должна быть дружеская. Учитель должен заинтересовать учеников.

    6. Ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

    7. Школа – твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь.

    8. Веди активный образ жизни, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

    9. Ты должен аккуратно вести дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят взрослые.

    10. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай – помоги. В следующий раз помогут тебе.

    11. Если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

    Физкультминутка.

    Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

    А как вы думаете, какие обязанности вы должны соблюдать в школе?

    Предполагаемые ответы:

    · Уважать права, честь и достоинство всех участников;

    · Прилежно учиться;

    · Иметь аккуратный вид;

    · Соблюдать правила техники безопасности;

    · Беречь школьное здание, оборудование;

    · Придерживаться общепринятых правил поведения;

    · Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы/

    О чём мы узнали с вами в процессе работы над Конвенцией? (О правах и обязанностях детей).

    Что же детям дает знание своих прав, мы сейчас с вами и узнаем.

    Разбирая следующие ситуации, мы посмотрим, как работают статьи Конвенции.

    Наши ребята уже много набрали информации, и сейчас вместе с вами будут закреплять знания, благодаря ситуациям.

    Ребёнку даётся задание: прочитать текст, обсудить ситуацию,слушая и уважая мнение каждого в группе определить, какое право ребёнка нарушается в данном случае. Определитесь, кто грамотно сможет высказать перед классом мнение группы(раздаются листы с ситуациями)

    Ситуации.

    1.10 летний Павлик проживает со своими родителями в селе. У них большое хозяйство. Родители на время перестали пускать сына в школу, так как много работы дома. Нарушены ли права мальчика?

    2. 9-летнего Антона постоянно избивают старшеклассники. Он боится жаловаться, так как старшие ребята угрожают ему еще большей физической расправой. Он молчит и терпит. Нарушены права Антона? Как ему следует поступить?

    3.13-летняя Оксана на время летних каникул устроилась на работу. Ее рабочий день длится 8 часов, как у взрослого человека. Нарушены права Оксаны? Как она или ее родители могут поступить в этой ситуации?

    4. Аня очень талантлива, она прекрасно поёт. В семье, кроме неё ещё 3 малыша и ей приходится по приказанию мамы после уроков приглядывать за малышами. Девочка не может из-за этого нигде выступать. Нарушены права Ани?

    Все люди должны уважать друг друга и вежливо общаться между собой. Следовательно, Ты обязан вежливо общаться с окружающими. Вежливость должны соблюдать как взрослые, так и дети. Следует уважать взрослых: своих маму и папу, бабушку и дедушку, воспитателей, учителей и других взрослых. Также следует уважать всех детей: товарищей по детскому саду и школе, по тренировке и играм, соседских мальчиков и девочек. Если Ты уважаешь людей вокруг Тебя и ведешь себя с ними вежливо, то и Тебя будут уважать.

    Что вам особенно запомнилось из сегодняшнего занятия?

    Права есть и у взрослых, и у детей. Главное право – право на любовь и защиту, гаранты этих прав – мама и папа. И у нашего малыша есть эти гаранты, и мы верим, что он вырастет и станет умным, здоровым, успешным взрослым человеком. В современном обществе у каждого человека с рождения очень много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

    Наш классный час еще раз доказал, что у всех у нас есть права и обязанности. А я хочу вам всем пожелать еще побольше друзей!

    Я не завидую чужому счастью

    И, как умею, берегу своё.

    И если у друзей в душе – ненастье,

    То это горе, также, и моё!

    Друзьям не расставляю я капканы,

    Не закрываю сердце на засов

    И не ищу в поступках их изъяны.

    Друзей люблю без всяких громких слов.

    Но кто-то мастер – делать людям больно.

    И ненавистью душу бередя,

    Изводит всех, пусть, даже, и невольно…

    А злобой душит, собственно, себя!

    Таких людей я искренне жалею:

    В их душах не искрится яркий свет.

    Там вечный мрак запущенной аллеи,

    И светлых уголков там просто нет!

    Что может быть страшнее лицемерья?

    Всего важней: НЕ ОБНИЩАТЬ ДУШОЙ!

    И я гоню и зависть, и безверье.

    Для этого не нужно быть святой!

    Но в истину одну я верю твердо:

    Отдашь добро, ОНО ВЕРНЁТСЯ ВНОВЬ!

    А сейчас мы с вами закрепим наш материал.

    1. Какое главное право имеет ученик? (Право на обучение)

    2. Что обязан делать ученик?

    3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?

    4.Что такое права?

    5. Что такое обязанности?

    Игра. Школы мечты.

    На доске вывешивается рисунок школы. Ученикам раздаются кружочки, на которых они пишут права, обязанности, качества человека и,подходя по одному к рисунку закрепляют его.

    Тест.

    И помните такие слова – обращение к каждому:

    Товарищи взрослые и дети!
    За своё будущее мы все в ответе!
    Права и обязанности свои знайте,
    Хорошими людьми вырастайте!

    Спасибо за урок!

    Классный час «Твои права»

    Цель классного часа:

    Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.

    Задачи классного часа:

    1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.

    2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

    3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

    4. Воспитывать уважение к другим людям.

    Ход классного часа:

    Сегодня у нас будет очень серьезный разговор на очень серьезную тему. Прочитайте тему нашего классного часа. (слайд 1)

    А как вы понимаете слово права?

    (Право - это отсутствие ограничений, разрешение на что-либо. Права - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством.)

    Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?

    Дети: Земля.

    А что является моделью планеты Земля?

    Дети: Глобус.

    Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. (слайд 2)

    Наша планета огромна, на ней живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, у них разные традиции, они говорят на разных языках. (слайд 3)

    А помогают людям жить мирно правила, которые они придумали для себя сами.

    В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов. Я предлагаю всем детям познакомиться с этими документами.

    Первый документ - «Всеобщая декларация прав человека». (слайд 4)

    Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование. Всеобщая Декларация прав человека принята 10 декабря 1948 г. Организацией Объединенных Наций, поэтому 10 декабря отмечают день прав человека (слайд 5)

    Права россиян записаны в главном законе нашего государства - Конституции Российской Федерации (слайд 6)

    Следующий документ - «Конвенция о правах ребёнка». Конвенция - значит соглашение. (слайд 7)

    В этот день дети мира заявляют о своих правах и о том, что государства должны защищать их права.

    Какой человек считается ребенком? (слайд 9)

    Мы знаем, что есть случаи, когда нарушаются права детей. Не всё в мире спокойно.

    В мире есть страны, где идут войны, совершаются террористические акты.

    В первую очередь страдают дети, они остаются сиротами, не могут посещать школу, голодают.

    В процессе подготовки «Конвенции о правах ребёнка» её авторы учитывали следующие факты, касающиеся детей из экономически неблагополучных стран:

    1) покинуты своими семьями около 100 млн. детей, которые выживают самостоятельно. Эти дети лишены родительской заботы.

    2) 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

    3) ежегодно около 3,5 млн. детей умирает от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению;

    4) в развивающихся странах 155 млн. детей в возрасте до5 лет живут в условиях абсолютной бедности.

    Чтобы узнать, какие права есть у детей, совершим путешествие в страну Правовых знаний. (слайд 10)

    Права ребенка надо знать,

    Не только знать,

    Но соблюдать,

    Тогда легко нам будет жить,

    Играть, дружить и не тужить.

    Рассмотрим, какие права записаны в «Конвенции о правах ребенка»

    Только ты на свет родился,

    Право первое твое:

    Получи, чтоб им гордиться

    Имя личное свое. (слайд 11)

    Родился маленький человек, и с самого рождения он обладает правами, главное из которых - право на жизнь (никто не может отнять жизнь у ребенка), а также право на имя и гражданство.

    Гражданство - это принадлежность человека к определенному государству.

    Кто знает, какое гражданство вы имеете?

    Все мы - граждане России. Быть гражданином очень ответственно. Гражданин должен любить свою Родину, свой народ, соблюдать законы, с уважением относиться к государственным символам.

    Вспомните, что является государственными символами.

    Родители придумывают ребенку имя, дают фамилию. Кто знает, почему вам родители выбрали именно такое имя? Некоторые родители называют детей в честь бабушки или дедушки, кто-то в честь великих людей, кому-то просто нравится то или иное имя, многие ищут имя в словаре. Существует специальная книга - «Словарь русских личных имен»

    Очень трудно самому,

    жить на свете одному.

    Правом с Мамой жить и с Папой

    Пользуйтесь везде ребята. (слайд 12)

    Есть еще такое право

    Мыслить, думать и творить

    и другим свои раздумья,

    если хочешь подарить. (слайд 13)

    Я росточком не доволен

    И пока не так силен,

    Но не смей мне делать больно

    Есть у нас такой закон. (слайд 14)

    Кто может защитить ребенка?

    Если жар, все тело ломит

    И совсем не до игры,

    То позвать врача на помощь

    Тоже право детворы. (слайд 15)

    Подумаем, кто и как заботится о вашем здоровье?

    Кто?

    Как?

    РОДИТЕЛИ

    Заботятся, обеспечивают питанием, одеждой, водят в поликлинику к врачам, если вы заболели, то лечат по назначению врача, закаливают, путешествуют вместе с вами и т.д.

    ВРАЧИ

    Лечат, делают прививки, консультируют, наблюдают.

    УЧИТЕЛЯ

    Соблюдают режим занятий, проводят беседы о здоровье

    ПОВАРА

    Готовят вкусную и полезную пищу

    СТРОИТЕЛИ

    Строят дома, больницы, спортивные сооружения

    ПИСАТЕЛИ

    Пишут полезные книги о здоровье, режиме дня, питании и т.д.

    ХУДОЖНИКИ

    КОМПОЗИТОРЫ, МУЗЫКАНТЫ

    Сочиняют и исполняют музыку, которая успокаивает и полезна для здоровья.

    Чтоб с наукой подружиться,

    С книжкой в маленькой руке

    Правом пользуюсь учиться

    На родимом языке.

    Подросла, взяла я книжки

    И пошла я в первый класс.

    В школу ходят все детишки -

    Это право есть у нас. (слайд 16)

    Где дети получают образование? Какую пользу приносит образование? Почему образование нужно каждому?

    Я могу свой детский праздник

    Как и взрослый отмечать.

    Если я проголодаюсь-

    Пищу вправе получать . (слайд 17)

    Дома мамы готовят вам вкусную еду, в которой много витаминов. А какая это еда? А какую воду вы пьете? Почему?

    А еще у ребенка есть:

    право на отдых (Каким может быть отдых? Как вы предпочитаете отдыхать?) (слайд 18),

    право на защиту от непосильного труда (Нельзя заставлять человека, тем более ребенка выполнять работу опасную для здоровья.) (слайд 19),

    право на досуг (право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством) (слайд 20),

    право говорить на своем родном языке, соблюдать обряды своей культуры (слайд 21) и много других прав.

    Будь ты слабым или сильным,

    Белым, черным все равно

    Ты родился быть счастливым

    Это право всем дано . (слайд 22)

    Игра-физминутка «Разрешается - запрещается»

    Если согласны с утверждением, то хором говорите «РАЗРЕШАЕТСЯ» и хлопаете в ладоши, а если не согласны, то надо присесть и сказать «ЗАПРЕЩАЕТСЯ»

    Вот в углу стоит мальчонка,

    Плачет, надрывается.

    Бить, наказывать ребенка

    Строго (запрещается)

    С мамой дети должны жить,

    Ей цветы всегда дарить -

    Это (разрешается).

    Эта грань обозначает:

    Мать с ребенком разлучают.

    Это (запрещается).

    Рисовать и петь учиться,

    Если заболел - лечиться,

    Это - (разрешается).

    Этот трудится ребенок,

    Мало у него силенок,

    Ноги подгибаются.

    В детстве тяжкая работа (запрещается).

    Вместе дружно в мире жить,

    с разными детьми дружить -

    Это (разрешается).

    Этот слабый горбит спину,

    Перед сильным преклоняется.

    Быть рабом у господина

    Строго (запрещается).

    А теперь поверим свои знания. (слайд 23) Будем работать в парах. Я предлагаю вам тест. Нужно найти правильный ответ на предложенный вопрос и поднять соответствующую карточку.

    Тест

    До какого возраста человек является ребенком? (слайд24)

    До 7 лет

    До 10 лет

    До 14 лет

    До 18 лет

    С какого возраста дети имеют права? (слайд 25)

    С рождения

    С 5 лет

    С 7 лет

    С 14 лет

    В каком документе записаны права детей? (слайд 26)

    Декларация прав человека

    Конституция РФ

    Конвенция ООН о правах ребенка

    Семейный кодекс

    В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (слайд 27)

    В каких сказках литературные герои могут пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (слайд 28)

    В какой сказке герои пользуются правом на бесплатное медицинское обслуживание? (слайд 29)

    В какой сказке нарушено право владеть своим имуществом?

    (слайд 30)

    Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием - назвали все права, о которых мы сегодня говорили.

    Каждый ребёнок должен помнить, что права есть не только у него, но и у мам, пап, учителей, одноклассников, знакомых и незнакомых людей.

    Уважай права других людей!

    Давайте в заключении нашего классного часа послушаем очень хорошую песню.

    (песня «Мы на свет родились»)




Top