Мрот по регионам с 1 июля. Минимальный размер заработной платы. Что такое мрот

(минимальный размер оплаты труда) является одним из определяющих показателей при планировании социально - экономической деятельности страны. От его размера зависит величина ряда налогов, штрафов, пени, а также его используют при расчете различных социальных пособий и выплат. Выделяют федеральный МРОТ, который является базовой величиной и региональные МРОТ, зависящие от условий проживания в конкретном регионе РФ.

С 1 января 2017 года размер МРОТ не изменится

Следует отметить, что в планах правительства на 2017 году, было повышение МРОТ с 1 января на 17,3% до 8800 рублей. Но оценив макроэкономические показатели за последнее полугодие и реальные тенденции, происходящие в экономике страны, чиновники приняли решение не повышать размер МРОТ. Таким образом, в первом полугодии 2017 года минимальный размер оплаты труда останется прежним – 7500 рублей. Правда, в Госдуме предложили поднять МРОТ уже во втором полугодии 2017 года – с 1 июля, но повышение запланировано только на 4% до 7800 рублей.

Региональные размеры МРОТ в субъектах РФ

Уровень жизни и условия проживания в разных регионах России серьезно отличаются, поэтому минимальный размер оплаты труда отличается в некоторых субъектах РФ в разы. В 2017 году самый высокий МРОТ в Москве – 17000 рублей и Магаданской области - 17300, а самый низкий МРОТ в областях Поволжья, не превышающий 6204 рублей.

Минимальный размер оплаты труда по регионам Центральной России (ЦФО) в 2017 году

Регион Размер МРОТ
Белгородская область 8 694
Брянская область 6 500
Владимирская область 7 000
6 204
Воронежская область 8 787 для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Ивановская область 8 645
Калужская область 10 121 (привязан к уровню )
Костромская область 9 862
6 204 для работников бюджетной сферы
Курская область 9 060 (привязан к уровню прожиточного минимума) для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Липецкая область 11 888 (привязан к уровню 1,3 от прожиточного минимума) для работников внебюджетной сферы
6 000 для работников бюджетной сферы
Московская область 12 500
Орловская область 9 778
Рязанская область 7 500 для работников внебюджетной сферы
6 350 для работников бюджетной сферы
Смоленская область 6 200
Тамбовская область 7 500 для работников внебюджетной сферы
6 240 для работников бюджетной сферы
Тверская область 7 000 для работников внебюджетной сферы
6 000 для работников бюджетной сферы
Тульская область 13 000 для работников внебюджетной сферы
10 000 для работников бюджетной сферы
Ярославская область 8 021 для работников внебюджетной сферы
6 000 для работников бюджетной сферы
Москва 17 300

Минимальный размер оплаты труда по регионам Северо-Запада (СЗФО) в 2017 году

Регион Размер МРОТ
Карелия 13 030 (привязан к уровню прожиточного минимума) для работников внебюджетной сферы
7 213 (для северных районов: Беломорский район, Калевальский район, Кемский район, Лоухский район, г. Костомукша)
5 796 (для бюджетников остальных районов)
Коми 6 500
Архангельская область 6 204
Вологодская область 6 204
Псковская область 6 204
Калиниградская область 10 000
Ленинградская область
Мурманская область 13 650
Новгородская область 10 778 (привязан к уровню прожиточного минимума) для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Санкт-Петербург 16 000
Ненецкий автономный округ 6 204

Минимальный размер оплаты труда по регионам Юга (ЮФО) в 2017 году

Регион Размер МРОТ
Адыгея 6 204
Калмыкия 6 204
Краснодарский край 10 443 (привязан к уровню прожиточного минимума) для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Астраханская область 7 350 для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Волгоградская область 11 878 (привязан к уровню 1,2 от прожиточного минимума) для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Ростовская область 6 204

Минимальный размер оплаты труда по регионам Северного Кавказа (СКФО) в 2017 году

Минимальный размер оплаты труда по регионам Поволжья (ПФО) в 2017 году

Регион Размер МРОТ
Башкортостан 6 900
Марий Эл 9 251
Мордовия 6 204
Удмуртия 6 204
Татарстан 7 309 для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Чувашия 6 988 для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Пермский край 10 251 (привязан к уровню прожиточного минимума)
Нижегородская область 9 000 для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Оренбургская область 6 204
Пензенская область 6 204
Кировская область 6 204
Самарская область 6 204
Саратовская область 6 900 для работников внебюджетной сферы
6 200 для работников бюджетной сферы
Ульяновская область 9 944 для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы

Минимальный размер оплаты труда по регионам Урала (УФО) в 2017 году

Регион Размер МРОТ
Курганская область 7 321 для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Свердловская область 8 862 для работников внебюджетной сферы
8 862 для работников бюджетной сферы
Тюменская область 9 300 для работников внебюджетной сферы
7 700 для работников бюджетной сферы
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра устанавливается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к зарплате
Челябинская область 8 300 для работников внебюджетной сферы
6 100 для работников бюджетной сферы
Ямало-Ненецкий автономный округ 12 431

Минимальный размер оплаты труда по регионам Сибири (СФО) в 2017 году

Регион Размер МРОТ
Алтай 7 005
Бурятия 6 204
Тыва 6 204
Хакасия 6 204
Алтайский край 8 116 для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Забайкальский край 8 095 для работников внебюджетной сферы
6 044 для работников бюджетной сферы
Красноярский край 9 544 для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
16 130 (г. Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район)
14 269 (Северо-Енисейский район)
19 009 (Эвенкийский муниципальный район)
15 313 (Туруханский район)
15 200 (г. Енисейск)
Иркутская область 6 204
Кемеровская область 14 115
Новосибирская область 9 030
Омская область 7 135 для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Томская область 8 581 для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) – это такая минимальная величина месячной заработной платы, которая гарантируется каждому работнику, который полностью отработал норму рабочего времени за месяц и выполнил нормы труда (трудовые обязанности) (ст. 133 ТК РФ). Однако величина МРОТ применяется не только для регулирования оплаты труда, но и в некоторых случаях для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также в иных целях соцстрахования (ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ). К примеру, из расчета МРОТ за полный календарный месяц выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, а также пособие по беременности и родам застрахованным лицам, имеющим страховой стаж менее 6 месяцев (ч. 6 ст. 7 , ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ. При этом в субъектах РФ МРОТ может быть установлен свой. О величине МРОТ в 2017 году по регионам расскажем в нашей консультации.

МРОТ федеральный с 01.07.2017

Напомним, что федеральный МРОТ с 01.07.2017 возрос на 300 рублей и составил 7 800 рублей (Федеральный закон от 19.12.2016 № 460-ФЗ). До этого последний раз «минималка» увеличивалась год назад: с 01.07.2016 она была в размере 7 500 рублей в месяц (Федеральный закон от 02.06.2016 № 164-ФЗ).

МРОТ 2017 по регионам

Региональный МРОТ может устанавливаться в субъекте РФ на основании соглашения этого субъекта. При этом, естественно, региональная «минималка» не может быть меньше федерального МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ). Если в субъекте РФ установлен свой МРОТ, он должен применяться ко всем работником этого субъекта. Исключение сделано лишь для организаций, финансируемых из федерального бюджета, или тех работодателей, которые отказались от присоединения к региональному МРОТ, соблюдя для этого необходимую процедуру.

Обращаем внимание, что с 01.07.2017 вслед за ростом федеральной «минималки» в отдельных случаях МРОТ по регионам изменился. Актуальные данные можно найти в соответствующих региональных соглашениях.

Субъект РФ Величина МРОТ, рублей Основание
г. Москва 17 642 Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (заключено 15.12.2015)
Московская область 13 750 Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Союзом «Московское областное объединение организаций профсоюзов» и объединениями работодателей Московской области (заключено 30.11.2016 № 118)
г. Санкт-Петербург 16 000 Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2017 год (заключено 12.09.2016 № 310/16-С)
Ленинградская область 10 850 Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ленинградской области на 2017 год (заключено 26.12.2016 № 20/С-16)
Калининградская область 10 500 Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Калининградской области (совершено 22.04.2017)
Мурманская область 14 281 Соглашение Правительства Мурманской области, Мурманского облсовпрофа, Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области от 29.11.2016

МРОТ на 2017 год по регионам в таблице, конечно, включает информацию лишь о некоторых субъектах РФ. Более полные сведения о МРОТ в регионах в 2017 году можно найти на

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про такое понятие, как минимальный размер оплаты труда.

Сегодня вы узнаете:

  • Что такое МРОТ и для чего он нужен;
  • Что такое региональный МРОТ;
  • Как применять МРОТ для расчета страховых взносов и расчета больничного;
  • Какова величина МРОТ сейчас.

Что такое МРОТ

МРОТ или минимальный размер оплаты труда был впервые принят Организацией Объединенных Наций в 1970 году. В СССР же минимальная граница оплаты труда была принята в 1973 году, ее объем составлял 70 рублей и не изменялся до 1991 года. За последние 17 лет значение минимального вознаграждения за труд в России вырос более чем в 111 раз.

МРОТ – утвержденный на законодательном уровне РФ нижний порог, который используется для контроля заработной платы, установления размера выплат по временной незанятости работника, размера налоговых отчислений, отчислений во внебюджетные фонды, объема пособия по беременности и родам, величины пособий по уходу за ребенком.

Таким образом, знать МРОТ необходимо бухгалтерам, владельцам организаций, и рядовым сотрудникам, чтобы знать свои права.

Кроме того, МРОТ оказывает значительное влияние на экономику страны:

  • Рост МРОТ увеличивает поступление в бюджет страны;
  • Способствует перераспределению доходов в пользу неимущих слоев населения;
  • МРОТ – отправная точка при определении благосостояния населения;
  • На основании МРОТ осуществляется расчет фиксированных страховых взносов индивидуальных предпринимателей;
  • Увеличивает качество жизни населения страны.

При этом, по мнению специалистов, МРОТ несет в себе и отрицательные стороны:

  • Способствует росту инфляции, так как дополнительные затраты на соблюдение нижней границы зарплаты, как правило, закладываются в цену товара;
  • Не способствует росту образования среди населения и развитию малого бизнеса, так как всем обеспечен определенный уровень оплаты, особенное влияние МРОТ имеет для ИП;
  • Вызывает безработицу в кризис, так как сокращение рабочих мест – единственное решение при невозможности снижения заработной платы ниже определенного уровня.

МРОТ с 1 января 2019 года равен 11 280 рублей

Новый МРОТ на 2019 год установлен приказом Минтруда России от 24.08.2018г. за №550-н в размере 11 280 рублей. Что примечательно размер МРОТ, начиная с 01 января 2019 года равен минимальной прожиточной величине трудоспособного населения, рассчитанной на основе данных второго квартала предыдущего года. По сравнению с маем 2018 года его увеличение произошло на 117 руб. (напомним, что с 01 мая 2018 года МРОТ был равен 11 163 рублей).

Помимо инфляции, на нижнюю границу заработной платы влияют следующие факторы:

  • Уровень безработицы в стране;
  • Эффективность деятельности предпринимателей, организаций;
  • Ценовая политика государства.

Следует напомнить, что изменение МРОТ, которое произойдет с 1 января 2019 года, не отразится на величине страховых взносов предпринимателей, так как их размер стал фиксированным. Правительство отказалось от действующей ранее формулы расчета страховых взносов с применением МРОТ, что также было сделано в интересах предпринимателей.

Примечательно то, что в МРОТ входит не только сам оклад работника, но и всяческие надбавки: компенсации, премии, вознаграждения.

При этом положенная по закону зарплата выплачивается за определенный период, а не за реальное количество отработанного времени. То есть сотрудник может трудиться в две смены, но его МРОТ за месяц составит действующую величину.

Таблица МРОТ 2019 по регионам

Скачать таблицу МРОТ 2019 по регионам

Все мы понимаем, что зарплата в Москве или Санкт-Петербурге не сравнится с заработной платой в Пскове или Тольятти. Именно этот факт способствовал появлению понятия региональный МРОТ.

Региональный МРОТ субъекты РФ устанавливают самостоятельно и на это им дано соответствующее право. При этом, уровень выплачиваемого оклада в регионе не должен быть ниже размера регионального МРОТ.

Интересен процесс установления региональной нижней границы: ее определяют местные власти после согласования с профессиональными союзами и работодателями. При этом, если бизнесмен не согласен с решением местных властей, он может вести свою деятельность согласно федеральной границе. Для этого он должен направить письмо в Трудовую инспекцию.

Также региональные цифры не действуют для сотрудников, занятых в компаниях, деятельность которых обеспечивается из федерального бюджета.

Региональное значение не влияет на величину пособий и выплат.

МРОТ, страховые выплаты и пособия

Еще раз повторимся, с 01 января 2019 года, страховые взносы предпринимателя «за себя» не зависят от величины МРОТ и имеют фиксированный размер (Закон №337-ФЗ от 27.11.2017г., изменивший нормы ст. 430 НК РФ).

Сумма страховых взносов составляет 36 238 рублей, в том числе:

Теперь разберемся со сроками страховых выплат. Когда и каким образом совершать обязательные выплаты каждый предприниматель решает для себя сам. Сделать взносы он может в любой день в течение года, может внести всю сумму сразу, а может внести ее по частям.

Крайняя дата для оплаты страховых взносов приходится на последний рабочий день каждого года. При этом, если 31 декабря выпадает на выходной, последний день выплат переносится на первый рабочий день следующего года.

Кроме того, бизнесмены, получившие годовой доход свыше 300 тысяч рублей, обязаны заплатить дополнительный взнос в размере 1% на пенсионное страхование от дохода, превышающего 300 тысяч рублей.

Также существует и ограничение максимальной суммы страховых выплат предпринимателя в ПФР с дохода свыше 300 тыс.руб. Взносы не должны превышать восьмикратный размер отчислений в пенсионный фонд. В 2019 году эта сумма равна 234 832 рублей. Она определилась расчетным путем – (8 * 29 354 * 12), где 29 354 рублей – фиксированный пенсионный взнос в 2019 году.

Что касается выплат пособий, то МРОТ влияет на их объем в следующих случаях:

  • Стаж работника не превышает шести месяцев;
  • Зарплата работника меньше МРОТ.

Минимальное пособие по беременности и родам будет рассчитываться по следующей формуле:

(Количество дней декрета * МРОТ * 24 месяца)/730 дней - расчетных два года. Считаем: (140 * 11280 * 24) : 730 = 51 918,90 рублей. Таким образом, минимальный размер пособия по беременности и родам в 2019 году составит 51 918,90 рублей.

Может ли быть зарплата ниже МРОТ

Можно ли установить оклад работника меньше МРОТ? Как ни странно, ответ на этот вопрос положительный.

Такое возможно в следующих случаях:

  • Сотрудник работает на условиях неполной занятости в вашей компании . В этих случаях зарплата зависит от количества отработанных часов, соответственно может быть ниже установленного минимума. Необходимо оговориться о том, что такое положение дел возможно только при взаимном согласии и заключении дополнительного соглашения;
  • Сотрудник трудится в организации по совместительству . Они изначально нанимаются не более чем на полставки, поэтому могут получать только 50% или меньше от МРОТ;
  • Оклад работника состоит не только из фиксированной заработной платы, но и из ежемесячной премии и надбавок . Сотрудник не выполнил месячную норму и премия ему не положена согласно локальному акту о начислении премий. В этом случае сотрудник не получит премию и оплата его труда за месяц будет ниже МРОТ. Но здесь важно прописать процедуру выплаты премий (показатели, объем).

Ответственность за заработную плату ниже МРОТ

В том случае, если ни одно из вышеназванных условий не выполнено, но при этом ваши работники получают оплату ниже минимальной, вас будут ждать определенные санкции.

Эти санкции имеют форму штрафов. Сумма штрафов зависит от злостности нарушителя, то есть количества нарушений, а также от размера организации и ее юридического статуса.

Если вы руководитель отдела, производства, небольшой организации или являетесь частным предпринимателем, то за нарушение закона вас оштрафуют на сумму от одной до пяти тысяч рублей. Если вы не усвоили урок с первого раза и повторили нарушение, то величина штрафа будет варьироваться от десяти до двадцати тысяч рублей.

Если же вы являетесь , руководителем крупной компании, то за недоплату сотрудникам вас оштрафуют на сумму от тридцати до пятидесяти тысяч рублей. Если же вы попадаетесь не в первый раз, то штраф увеличится, и будет лежать в диапазоне от пятидесяти до семидесяти тысяч рублей.

При этом помните, что в МРОТ в России входит не только фиксированная зарплата, но и премии, надбавки и прибавки. Поэтому сама зарплата может быть ниже минимального МРОТ (это не преследуется законом), если суммарный оклад работника в месяц с учетом всех доплат достигает до МРОТ.

В качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Согласно правилам части 3 статьи 133.1 Трудового кодекса РФ:

    размер минимальной заработной платы для конкретного субъекта определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения на его территории. Частью 4 статьи 133.1. ТК установлено, что размер МЗП не может быть ниже федерального МРОТ;

    минимальную заработную плату устанавливают региональным соглашением трех сторон:

      правительства города Москвы;

      объединения работодателей (союза промышленников и предпринимателей).

    после того как соглашение заключено, всем работодателям, осуществляющим деятельность на территории Москвы, предлагается к нему присоединиться. Это происходит путем официального опубликования текста соглашения в СМИ;

    если работодатель, осуществляющий деятельность на территории Москвы, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению о региональном МРОТ не представил в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, считается, что работодатель присоединился к соглашению, а значит, обязан его применять;

Исходя из статьи 133.1 ТК региональный МРОТ обязателен для применения в рамках оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, а также муниципальных учреждений. Федеральные казенные, бюджетные и автономные учреждения не обязаны применять региональный МРОТ.

Размер минимальной заработной платы в г. Москве

Срок, с которого установлен размер минимальной заработной платы Размер минимальной
заработной платы
(руб., в месяц)
Нормативный акт, установивший размер минимальной заработной платы
с 1 ноября 2018 г. 18 781 Постановление Правительства Москвы от 19.09.2018 N 1114-ПП
с 1 мая 2018 г. 18 742
с 1 января 2018 г. 18 742 " между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 12.09.2017 N 663-ПП
с 01.10.2017 18 742 " между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 12.09.2017 N 663-ПП
с 1 июля 2017 г. 17 642 " между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 13.06.2017 N 355-ПП
с 1 октября 2016 г. 17 561 "Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 06.09.2016 N 551-ПП
с 1 января 2016 г. 17 300 "Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015
с 1 ноября 2015 г. 17 300 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2015 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 18.12.2014 (ред. от 30.10.2015)
с 1 июня 2015 г. 16 500 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2015 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 18.12.2014 (ред. от 26.05.2015)
с 1 апреля 2015 г. 15 000
с 1 января 2015 г. 14 500 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2015 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 18.12.2014
с 1 июня 2014 г. 14 000 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2014 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 11.12.2013 (ред. от 24.04.2014)
с 1 января 2014 г. 12 600 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2014 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 11.12.2013
с 1 июля 2013 г. 12 200
с 1 января 2013 г. 11 700 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2013 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 12.12.2012
с 1 июля 2012 г. 11 700
с 1 января 2012 г. 11 300 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2012 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 30.11.2011
с 1 июля 2011 г. 11 100 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 02.12.2010 (ред. от 01.07.2011)
с 1 января 2011 г. 10 400 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 02.12.2010
с 1 мая 2010 г. 10 100
с 1 января 2010 г. 9 500 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2010 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 22.12.2009
с 1 сентября 2009 г. 8 700
с 1 мая 2009 г. 8 500 "Соглашение на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 24.12.2008
с 1 января 2009 г. 8 300 "Соглашение на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 24.12.2008
с 1 сентября 2008 г. 7 650 "Московское трехстороннее соглашение на 2008 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 11.12.2007 (ред. от 02.09.2008)
с 1 мая 2008 г. 6 800 "Московское трехстороннее соглашение на 2008 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 11.12.2007
с 1 сентября 2007 г. 6 100
с 1 мая 2007 г. 5 400 "Московское трехстороннее соглашение на 2007 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 12.12.2006
с 1 сентября 2006 г. 4 900
с 1 мая 2006 г. 4 100 "Московское трехстороннее соглашение на 2006 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 28.11.2005
с 1 октября 2005 г. 3 600
с 1 мая 2005 г. 3 000 "Московское трехстороннее соглашение на 2005 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 29.12.2004
с 1 октября 2004 г. 2 500
с 1 мая 2004 г. 2 000 "Московское трехстороннее соглашение на 2004 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 22.12.2003
со 2 полугодия
2003 г.
1 800
с 1 января 2003 г. 1 500 "Московское трехстороннее соглашение на 2003 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 15.12.2002
с 1 сентября 2002 г. 1 270
с 1 января 2002 г. 1 100 "Московское трехстороннее соглашение на 2002 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 04.12.2001

Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей
(в ред. Постановления Правительства Москвы от 13.06.2017 № 355-ПП)

(извлечение)

Договаривающиеся стороны: Правительство Москвы от лица органов исполнительной власти города Москвы (далее - Правительство), Московская Федерация профсоюзов (далее также - МФП) от лица московских объединений профсоюзов (далее - Профсоюзы), Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) (далее - МКПП(р) от лица московских объединений работодателей (далее - Работодатели) (далее - Стороны) в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом города Москвы от 11 ноября 2009 г. N 4 "О социальном партнерстве в городе Москве" заключили Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (далее - Соглашение).

Основными целями настоящего Соглашения являются обеспечение согласования интересов работников, работодателей и органов исполнительной власти города Москвы по регулированию социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, устойчивое функционирование и дальнейшее развитие отраслей экономики города Москвы, обеспечение и расширение государственных гарантий в вопросах занятости и социальной защиты населения, оплаты и охраны труда работников на основе принципов социального партнерства.

Работодатели:

2.20. Считать критериями массового увольнения показатели численности увольняемых работников организаций, зарегистрированных в городе Москве, с численностью работающих от 15 и более человек за определенный период времени:

2.20.1. Увольнение в течение 30 календарных дней более 25% работников организации от общей численности работающих в организации.

2.20.2. Увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы.

2.20.3. Сокращение численности или штата работников организации в количестве:

50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

2.21. Информировать в случае угрозы массового увольнения работников Профсоюзы, Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы не менее чем за 3 месяца до даты начала проведения соответствующих мероприятий. Совместно разработать меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка приема работников на работу, перевод на режим неполного рабочего времени и иные меры, снижающие количество увольняемых работников).

2.22. Предоставлять ежемесячно в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы информацию о потребности в работниках.

2.23. Оказывать содействие в предоставлении работы в режиме гибкого рабочего времени или на условиях неполного рабочего времени одному из родителей, имеющих 3 и более детей, одному из родителей (законному представителю) ребенка-инвалида.

2.24. МКПП(р) проводить консультирование работодателей по вопросу заполнения заявки о потребности в привлечении иностранных работников.

2.25. Предоставлять работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, возможность переобучения новым профессиям, а также время для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора.

2.26. Не допускать в течение года одновременного увольнения работников, которые являются членами одной семьи, в случае сокращения численности или штата работников организации.

2.27. Привлекать высококвалифицированных рабочих и специалистов в качестве наставников при трудоустройстве выпускников образовательных организаций профессионального образования.

2.28. МКПП(р) совместно с отраслевыми советами по профессиональным квалификациям проводить работу по профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, реализуемых профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, которые осуществляют подготовку специалистов для экономики города Москвы.

Профсоюзы:

2.29. Предоставлять бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, а также малообеспеченным и безработным гражданам по вопросам применения трудового законодательства.

2.29.1. Для создания дополнительных рабочих мест для инвалидов ежемесячно добровольно вносить в бюджет города Москвы взнос за каждое незанятое квотируемое рабочее место для приема на работу инвалидов в размере прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного Правительством Москвы, на день его уплаты.
(п. 2.29.1 введен решением МТК по регулированию социально-трудовых отношений от 12.12.2016 N 77-848-2)

2.30. Осуществлять общественный контроль за расходованием бюджетных средств и средств работодателей на модернизацию действующих и создание новых рабочих мест.

Раздел 3. В ОБЛАСТИ ПОЛИТИКИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

В целях повышения уровня жизни и заработной платы, снижения уровня бедности и социального неравенства в городе Москве Стороны обязуются:

3.1. Установить размер минимальной заработной платы в городе Москве с 1 января 2016 г. - 17300 рублей.

3.1.1. Размер минимальной заработной платы в городе Москве пересматривается ежеквартально и устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы , утвержденного постановлением Правительства Москвы . В случае снижения величины прожиточного минимума в городе Москве размер минимальной заработной платы сохраняется на прежнем уровне.

Правительство приняло решение повысить размер МРОТ в России с 1 июля 2017 года на 300 рублей (Федеральный закон от 19.12.2016 № 460-ФЗ). О том, как применять новую минималку в расчетах, читайте в этой статье.

В России на федеральном уровне установлены три вида минимального размера оплаты труда. Также предусмотрена своя минималка для регионов и отдельных отраслей. С 1 июля 2017 года МРОТ в России снова вырастет.

О размерах минималки на федеральном уровне и в регионах, как и для чего используется каждый из них, как увеличение минимального размера оплаты труда влияет на деятельность компании, и что необходимо сделать, чтобы избежать штрафов, расскажем далее.

Повышение МРОТ в России с 1 июля 2017 года

Минимальный размер оплаты труда определена Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". В зависимости от цели в этом законе установлены три вида МРОТ (см. таблицу ниже).

Для регулирования оплаты труда, расчета пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, уплаты взносов, расчета налогов, сборов и штрафов применяется размер оплаты труда, установленный статьей 1 закона № 82-ФЗ (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ).

Сумма минималки с 1 июля 2017 г., руб. Применение Комментарий Норма
7 800

Нижняя граница оплаты труда;

База для расчета пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, иных выплат;

Объект налогообложения взносами для ИП, адвокатов, нотариусов, оценщиков и прочих самозанятых лиц, не имеющих наемных работников

В законе есть оговорка, что данный показатель можно использовать только для указанных целей. Статьи 1-3 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
100 База для расчета стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат Статья фактически перестала действовать с принятием Федерального закона от 07.08.2000 № 122-ФЗ.

Статья 4 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ

100 База для расчета налогов, сборов и штрафов Не применяется Статья 5 Федерального закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ

Еще раз отметим, на текущий момент актуален только минимальный размер оплаты труда, определяемый статьями 1-3 закона № 82-ФЗ. Именно он имеется ввиду:

  • при упоминании в ТК РФ - как гарантированный уровень оплаты;
  • в НК РФ - как база для расчета взносов;
  • в Федеральном законе от 29.12.2006 № 255-ФЗ - как база для расчета пособий и ограничение суммы по больничным.

На повышение МРОТ с 1 июля 2017 года надо обратить внимание прежде всего организациям, у которых размер заработка сотрудников близок к минимально допустимому уровню. Существует риск нарушения ТК РФ, которое может выявить трудовая инспекция при проверке. При этом ответственность предусмотрена как административная, так и уголовная. Необходимо также внимательно работать с дополнительными параметрами, такими как районный коэффициент и "северный" стаж.

Но контроль за федеральной минималкой и коэффициентами не может гарантировать отсутствие претензий по размеру выплат, в большей части субъектов РФ уровень зарплат регулируется региональной минималкой. Поэтому организациям, у которых сотрудники работают в разных концах страны, да и всем остальным, необходимо пристальное внимание к этому.

Федеральный МРОТ влияет на правильность исчисления сумм пособий по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам. Сами пособия не так сильно влияют на финансовое положение организаций, так как большая доля выплачивается за счет ФСС. Но некорректные расчеты опять же могут привести к штрафам.

Для лиц, занимающихся частной практикой, повышение МРОТ с 1 июля 2017 года не влияет на расчет взносов. Но из-за предыдущего повышения база для расчетов увеличилась на 21 %.




Top