Гражданское общество не рождается на улице. Гражданское общество не рождается на улице Основные черты гражданского общества

Вопрос 21. Гражданское общество: понятие, признаки, функции. Гражданское общество – вся совокупность неполитических отношений; идеал, олицетворяющий общество свободных, суверенных личностей, наделенных широкими правами, активно участвующих в управлении государством. Признаки: Утверждаются права человека Реализуются потребности в материальном благополучии, семье, воспитании, образовании, творчестве, общении Функционируют негосударственные институты – рыночная экономика, семья, СМИ, творческие союзы, местное самоуправление Создаются политические движения и партии. Которые осуществляют связь между государством и гражданским обществом. Функции: Гармонизация общественной жизни (Общество защиты прав потребителей ведет разъяснительную работу) Эффективная защита граждан от произвола государства (предоставление от Общества защиты прав потребителей адвоката) Наиболее полная реализация прав и свобод граждан (сотрудничество общественных организаций с партиями, которые могут внести изменения в законы).

Слайд 22 из презентации ««Политика» обществознание» . Размер архива с презентацией 127 КБ.

Обществознание 11 класс

краткое содержание других презентаций

«Понятие политической системы общества» - Политическая система российского государства. Государственная Дума. Функции Президента. Политические институты. Политическая система. Структура Конституции. Конституция. Институт депутатского запроса. Народ. Разветвленная совокупность различных политических институтов. Выборы. Политическая система общества. Принцип разделения властей. Институт полномочных представителей. Совет Федерации.

«Отношения наций» - Выявить проблемы. Виды общностей. Причины межнациональных конфликтов. Межнациональные конфликты. Изучите материал. Пути урегулирования межнациональных конфликтов. Нации и национальные отношения. Национальная политика. Рост сепаратистских тенденций. Характер контактов. Этнос. Типы межэтнических конфликтов. Пути разрешения межнациональных конфликтов. Формы интеграции. Условия гармонизации национальных отношений.

«Военная служба по контракту» - Отбор кандидатов для поступления на военную службу. Военная служба по контракту. Вопросы для закрепления. Особенности службы по контракту. Требования к кандидатам службы по контракту. Знания по вопросам. Дополни предложение. Цель урока. Сроки службы по контракту. Прохождение военной службы по контракту. Государственные льготы. Основания для отказа.

«Основные виды профессий» - Будущая профессия. Технологии продвижения. Одиночество. Карьера менеджера. Профессиональный тип личности. Требования к личным качествам. Проверка профессионального соответствия. Конкуренция низкая. Требование к образованию. Требования к образованию. Талантливый специалист. Потенциал энергии. Большой объем информации. Эпиграфы. Социолог. Инженер-строитель. Основные задачи. Документы. Судья. Любовь к работе.

«Избирательное право и выборы» - Предвыборная агитация. День голосования. Роль молодежи в избирательном процессе. Формы демократии. Выборы – большая ответственность и гражданский долг. Молодежные движения и объединения, активно проявляющие себя. Урок по избирательному праву для школьников 10-11 классов. Президент РФ. Референдум. Подсчет голосов. Виды референдума. Избирательная кампания. Молодые избиратели определяют будущее страны.

«Социальная структура и социальные отношения» - Социальная мобильность и социальные «лифты». Тенденции в развитии социальных отношениях. Социальная стратификация по Веберу. Первобытное общество. Перемещение людей. Социальная стратификация по Марксу. Социальная стратификация. Буржуазия. Статусные группы. Различие в уровне доходов. Устранимо ли неравенство. Основные понятия и термины. Работа с источником. Социальная структура и социальные отношения.

Подробное решение Параграф § 22 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Почему люди хотят жить в правовом государстве? Какими правами обладает каждый человек? Как он может их защитить?

Правовое государство - государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, а также фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российской юриспруденции и «верховенством права» в странах общего права. Следует иметь в виду, что в российском правоведении также существует термин «верховенство закона», под которым понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения. Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства.

Идея правового государства, прежде всего, противоположна произволу во всех его разновидностях: диктатуре большинства, деспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Все равны перед законом и судом.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Каждый имеет право на жизнь.

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Защита прав человека – деятельность, осуществляемая государственными органами, общественными организациями и отдельными лицами, имеющая целью охрану прав и свобод человека, обеспечение их соблюдения. Наиболее действенными инстанциями являются суд, прокуратура, другие правоохранительные органы. Многое зависит от самого человека, знания им своих прав, средств и способов их защиты.

Вопросы и задания к документу

Вопрос 1. В чём выражается правовой характер государственной власти?

В правовом государстве верховная государственная власть, даже когда она всецело принадлежит народу, не абсолютна, или не «самодержавна», а ограничена; ей положены известные пределы, которых она не может преступать.

Вопрос 2. Как связаны между собой личные и политические права человека и гражданина? Приведите примеры этих прав.

Государство не имеет право стеснять или нарушать субъективные политические и публичные права своих граждан. Так называемые личные права или свобода личности и все вытекающие из них общественные свободы ненарушимы для государства и неотделимы у отдельных граждан иначе, как по суду.

Вопрос 3. Как они закрепляются и защищаются в правовом государстве?

Этот неприкосновенный характер некоторых субъективных прав отмечается и в законодательстве или путём торжественного провозглашения их в декларациях прав человека и гражданина, или путём особой кодификации их в конституциях.

Вопрос 4. Опираясь на полученные знания, назовите документ, в котором провозглашённые права человека рассматриваются в качестве современных международных стандартов.

Всеобщая декларация прав человека - рекомендованный для всех стран-членов ООН документ, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. Текст Декларации является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди. Состоит из 30 статей и является частью Международного билля о правах человека, наравне с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, двумя Факультативными Протоколами.

Вопрос 5. Какие ещё документы в области прав человека вам известны? Каковы механизмы их защиты?

В 1950 году в Европе была подписана Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

В 1966 году под эгидой ООН приняты «Международный пакт о гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах».

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Охарактеризуйте признаки правового государства. В чём их сущность и значимость?

Под правовым государством понимается такая организация политической власти, которая создаёт условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотреблений со стороны власть имущих.

Главный признак правового государства - верховенство права в Обществе. Он означает решение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права. Право имеет возможность выражать общественные интересы, облекая их в форму законов. Право детально регламентирует компетенцию органов государства. Право в отличие от других социальных норм (морали, обычаев, традиций, религиозных норм) имеет формально определённый (письменный) и общеобязательный характер.

Верховенство права предполагает подчинение закону всех граждан, организаций, а также самого государства, его органов и должностных лиц. В правовом государстве речь идёт об особом качестве законов - правовых законах. Они должны быть гуманными, справедливыми, закреплять неотъемлемые права каждого человека.

Незыблемость прав человека, их охрана и гарантированность ещё один признак правового государства.

Наивно думать, что права (право на жизнь, на достойное существование, на свободу мысли, слова и др.) дарует человеку государство. Они принадлежат ему от природы и являются поэтому естественными и неотчуждаемыми. В правах человека выражена его свобода - возможность осуществлять деятельность в различных сферах общества: экономической, политической, социальной, культурной, личной (частной).

Вместе с тем свобода, выраженная в правах, не может быть абсолютной, а предполагает ограничения, т. е. имеет определённую меру. При этом мера должна быть равной для всех.

Принимая законы и другие политические решения, государство берёт на себя конкретные обязательства перед личностью. В свою очередь, личность обязана подчиняться общим установлениям государства, выполнять свои конституционные обязанности. Следовательно, для правового государства характерен принцип взаимной ответственности государства и личности. Ответственность государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: а) ответственность правительства перед представительными органами; б) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушения прав и свобод конкретных лиц, за злоупотребление служебным положением; в) импичмент. На правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно иметь правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершённого проступка.

Правовое государство предполагает также наличие определённой системы взаимоотношений между различными ветвями государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. Сущность этой системы выражается в принципе разделения властей. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объёме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа.

В качестве гарантий от всевластия какого-либо государственного органа выступают системы сдержек и противовесов. Они реализуются в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках, а также в парламентских монархиях.

Вопрос 2. Что представляют собой сферы жизнедеятельности гражданского общества и как оно связано с правовым государством?

Правовое государство тесно связано с гражданским обществом. В нём граждане, обладая естественными и неотчуждаемыми правами, реализуют свои частные интересы и цели, например в материальном благополучии, семейной жизни, учёбе, творчестве, информации и пр.

Удовлетворение частных интересов приводит к возникновению связей и взаимодействий между индивидами и социальными группами, порождая определённые институты, скажем семью, творческие союзы, благотворительные фонды, потребительские организации и пр. Так складывается и развивается гражданское общество - совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни.

Отношения и институты гражданского общества можно представить в виде определённых подсистем: социальной, экономико-хозяйственной, духовно-культурной, политической. Они характеризуют сферы его жизнедеятельности.

Социальная подсистема охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и их взаимоотношений, которые представлены двумя крупными блоками.

Первый блок обусловлен удовлетворением потребностей граждан в семейно-родственных связях, воспитании детей, здоровье, общении. В рамках этого блока действуют первичные социальные группы: семьи, группы друзей, сподвижников. Между ними складываются более или менее глубокие эмоциональные отношения.

Во втором блоке представлены вторичные социальные группы. Их нередко именуют группами интересов. Люди объединяются в эти группы для совместного проведения свободного времени (скажем, группы занятий спортом), для совместного решения проблем (например, группы взаимопомощи), выражения и защиты профессиональных, демографических и других интересов.

Подчеркнём, что группы интересов могут иметь организационную структуру и правовой статус. В этом случае они выступают как общественные объединения граждан. Другие заинтересованные группы возникают стихийно как реакция на то или иное событие. Они не имеют правового статуса и организационного оформления, а проявляются в качестве гражданских инициатив. Инициативные группы граждан используют такие средства, как собрания, демонстрации, пикетирования. Следует отметить, что вторичные группы интересов действуют в различных сферах гражданского общества, оказывая на них большое влияние.

Экономико-хозяйственная подсистема возникает для удовлетворения главным образом материальных потребностей людей. В этой подсистеме создаются производственные, торговые и другие организации. Здесь действуют частные, "муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, частные банки. Основой этой подсистемы выступают собственность, свободный труд, частное предпринимательство.

Духовно-культурная подсистема обусловлена удовлетворением потребностей людей в образовании, духовном самосовершенствовании, вере, творчестве. Реализация этих потребностей осуществляется через негосударственные институты: образовательные, воспитательные, научные, культурные, конфессиональные учреждения. Консолидирующим фактором в духовно-культурной сфере выступают исторический опыт, традиции и обычаи народа, нравственные ценности.

Многие учёные относят к духовно-культурной подсистеме и негосударственные средства массовой информации: радио, телевидение, периодические издания (журналы, газеты), сетевые СМИ.

Политическая подсистема включает прежде всего муниципальные коммуны. Это власть на местах или местное самоуправление, о чём подробнее будет сказано ниже. К политической подсистеме относятся также политические партии и общественно-политические движения, которые перекидывают мостик между гражданским обществом и государством. Вместе с тем связь между государственной властью и обществом может осуществляться и через многие указанные выше группы интересов. Это происходит в том случае, если заинтересованные группы добиваются решения вопроса на политическом, в том числе государственном, уровне. Например, если профсоюзы требуют от государства своевременно выплачивать зарплату рабочим и служащим госпредприятий и учреждений, то они вступают в политические отношения с государственной властью. Другой пример: общество любителей животных требует от местной власти (самоуправления) построить питомник для бездомных собак, вступая с ней тем самым в политические отношения.

Вопрос 3. Что такое местное самоуправление? Какова его роль в гражданском обществе?

Под местным самоуправлением понимается негосударственная форма выражения народовластия, осуществляемого определённым территориальным сообществом при самостоятельном решении населением вопросов местного значения.

Согласно закону, они разделяются в России на следующие виды: поселения (городские и сельские), муниципальные районы, а также городские округа и внутригородские территории городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга). При этом низовым, базовым уровнем двухуровневой модели местного самоуправления являются поселения.

Сельское поселение включает один или несколько сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень и др.), объединённых общей территорией, а городское - город или посёлок городского типа.

Из групп поселений формируются муниципальные районы - второй уровень местного самоуправления. Для поселений и муниципальных районов устанавливаются отдельные перечни вопросов местного значения. Так, полномочия поселенческого уровня - благоустройство и озеленение территории, вывоз бытовых отходов и мусора, освещение улиц и др.

Муниципальные районы решают задачи в основном межпоселенческого характера (организация транспортного обслуживания между поселениями, охрана общественного порядка муниципальной полицией и др.). По замыслу реформаторов муниципальные районы призваны действовать по принципу «поселение для населения, район для поселения», а их полномочия - разграничиваться с полномочиями органов государственной власти.

Городские округа - это города регионального значения. Они представляют собой поселения, не входящие в состав муниципальных районов, поэтому исполняют одновременно полномочия как поселения, так и муниципального района.

Все муниципальные образования имеют свои источники доходов, свой бюджет и муниципальную собственность. В каждом создаются свои органы власти как представительные (совет, земство, дума), так и исполнительные - местная администрация. Высшими должностными лицами муниципальных образований являются главы (мэр, староста), избираемые, как правило, либо на муниципальных выборах, либо представительными органами из их состава.

Смысл местного самоуправления в том, чтобы найти оптимальное сочетание общегосударственных интересов с интересами муниципальных образований, максимально приблизить население к органам местной власти, предоставив каждому человеку реальные возможности влиять на решение местных проблем и нужд. Граждане могут участвовать в этом процессе непосредственно (на местных выборах и референдумах, путём голосования по отзыву депутата и выборного должностного лица и пр.), а также через деятельность избранных во властные структуры представителей.

Особо следует сказать о территориальном общественном самоуправлении граждан по месту жительства на территориях поселения. Это может быть подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, сельский населённый пункт, не являющийся поселением, и др. Территориальное общественное самоуправление осуществляется на собраниях, конференциях граждан и путём создания ими органов территориального общественного самоуправления, например домовых комитетов, советов микрорайонов. Они в отличие от муниципального образования не имеют, как правило, местного бюджета, хотя и могут обладать определённым имуществом.

Таким образом, местное самоуправление придаёт гражданскому обществу организованное начало, способствует более полной самореализации граждан, оказывает положительное воздействие на развитие правового государства.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Представьте ситуацию: вы являетесь свидетелем спора двух товарищей о принципах правового государства. Первый утверждает, что Главным является верховенство закона в обществе. Второй считает, что приоритет принадлежит принципу незыблемости свободы личности, её прав, интересов, чести и достоинства. А как думаете вы? Свой ответ аргументируйте.

В этом споре прав и первый и второй товарищ, т. к. для правового государства характерно и верховенство закона и незыблемость прав и свобод личности. Но в то же время свобода личности не может нарушать законы, а закон не может угнетать права, интересы, свободу личности, конечно если личность не переступает рамки закона.

Вышеперечисленные признаки правового государства являются частью правового государства. Таким образом гражданин должен быть ответственным перед государством, а государство в свою очередь должно быть ответственным перед гражданином. Правовое государство – это демократическое государство, основанное на праве, где создаются условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека.

Вопрос 2. В результате реформы местного самоуправления количество муниципальных образований в РФ возросло почти в 2 раза и насчитывает более 24 тыс. территориальных сообществ. Из них, по данным мониторинга Министерства финансов, лишь 2% обладают уровнем самостоятельности, соответствующим общемировым стандартам. Сделайте все возможные выводы и предположения из приведённых данных.

Позитивные последствия муниципальной реформы:

Появление стимулов у органов местного самоуправления поселений к мобилизации доходов в местный бюджет

Возможность реализации приоритетов муниципальной политики

Привлечение местного сообщества к решению вопросов местного значения и развитию муниципального образования

Наиболее сложные вопросы муниципальной реформы:

Трудности управления пространственным развитием

Конфликтность двухуровневой модели управления муниципальными образованиями

Несформированность подходов к управлению городским развитием

Гражданское общество - уровень развития общества, которое характеризуется безусловным соблюдением прав человека, реализацией обязанностей, ответственностью членов общества за его судьбу. В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие неопосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности.

В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами. Основой процесса становления гражданского общества выступает приоритетность прав индивида как самостоятельного субъекта. Автономия общества - важный элемент гражданского общества, означающий независимость от государства различных общественных сфер и ассоциаций (экономики, профсоюзов, печати, науки, объединений граждан и отдельных профессий, религиозных объединений). Роль государства по отношению к этим общественным агентам должна сводиться к установлению самых общих рамок в виде закона, регулирующего правила, которым все должны следовать, чтобы не ставить под угрозу права и свободы других граждан. В общественных науках выделяют следующие основные подходы к определению сущности гражданского общества: как противопоставление анархии; как противоположность церкви; как комплекс общественных отношений, противоположных государству; как конкретный феномен западной цивилизации. Признаки гражданского права Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействуете правовым государством, для которого характерны следующие признаки:  верховенство закона во всех сферах жизни общества:  разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;  взаимная ответственность личности и государства;  реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;  политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции;  наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;  законность и правопорядок в обществе. Структура гражданского общества:  негосударственные социально-экономические отношения и институты;  совокупность независимых от государства производителей;  общественные объединения и организации;  политические партии и движения;  система негосударственных СМИ.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 22. Гражданское общество: понятие, сущность, признаки и структура.:

  1. 17. Гражданское общество: понятие и принципы. Структура гражданского общества.
  2. 115. Правовая культура общества и личности: понятие и элементы.
  3. Тема №1: Понятие и сущность права. Понятие права как особого социального регулятора, теории возникновения, сущность, социальное назначение права.

Гражданское общество вызревает, а не рождается. Тем более не рождается оно вдруг на улицах или площадях Болотных или Революционных...

С удивлением приходилось читать и слышать в последние дни утверждения людей и умных, и знакомых с историей, о том, что улица может быть повивальной бабкой гражданского общества. Идет это от добросовестного и давно укоренившегося в российском обществе заблуждения. В интеллигентной - и теперь уже не только - среде стало общим местом представление о гражданском обществе, главная миссия которого - вести нелицеприятный диалог с властью.

Для некоторых - чем больше фронды, тем больше гражданственности. В политизированных умах пространство между обществом и властью - вот главное, если не единственное поле деятельности для гражданского общества. Так ли это?

На самом деле гражданское общество не "вертикально", а сугубо "горизонтально". Уже первое знакомство с определениями понятия "гражданское общество" указывает на это со всей очевидностью. Вот некоторые из них: гражданское общество - это, прежде всего, "сообщество граждан", "совокупность неполитических и неполитизированных отношений граждан в обществе", все "многообразие не опосредованных государством взаимоотношений индивидов", "сфера их самодеятельности и самоорганизации"...

Немаловажный вклад в расширение понятия гражданского общества внесли Гоббс и Гегель. Первый видел в нем преодоление первобытного "естественного состояния войны всех против всех".

Второй - способность собственным трудом приносить пользу себе и ближнему. И только Маркс, комментирующий историю Парижской коммуны, каким-то образом разглядел в ней гражданское общество, восставшее против государственной машины.

Там, где гражданское общество не развито, велико искушение обузить его предназначение, принимая часть за целое. Например, свести все дело к правоохранительной деятельности, хотя, несомненно, наряду с контролем общества над бюрократией эта функция неотъемлема от гражданского общества.

Встречаются и образчики еще более "нишевого" подхода - "гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан в интернете".

Есть заявки даже на социальные приоритеты. Председатель совета директоров АКБ "Вятка-банк" Григорий Гусельников пишет в газете "Ведомости" (15.12.11.): "Нашей стране очень нужны собственники, но собственники ответственные, а лучше всего собственники своего бизнеса - малого и среднего, частного и семейного, деревенского и поселкового. Именно они стержень гражданского общества…"

Несомненно, "ответственный собственник" - важный признак гражданского общества, но другие вправе сказать, что учителя, врачи, инженеры и ученые - вот кто стержень гражданского общества, а не средней руки предприниматель. На самом деле расставлять такие приоритеты бессмысленно по простой причине - гражданское общество исключает их в принципе, оно может быть только моногамно, одно на всех.

Впрочем, известный предприниматель интуитивно понимает, что сужать социальную базу гражданского общества не в интересах самого общества. "Насколько ответственно граждане реализуют свои права собственников, можно легко увидеть по дворам и подъездам", - пишет Гусельников.

На этом пассаже стоит остановиться. Не ставя себе такой задачи, автор, по сути, дает верное и всеобъемлющее определение гражданского общества как общества ответственных граждан. И при этом указывает на самые простые вещи, лежащие в буквальном смысле у нашего порога.

Можно ходить с плакатами на митинги, мирясь с грязью, разгулом наркомании и матерщины на улицах, с состоянием детдомов, интернатов. Можно закрыть глаза на нищету соседа, на халатность, равнодушие и вымогательства, которые ранят сегодня ближнего со всех сторон, и не обязательно в каждом случае главный обидчик - власть.

Гражданское общество и есть плечо, подставленное своим членам, там, где бессильно государство. В противном случае налицо кричащее противоречие - требовать, с одной стороны, независимости и свободы от государства, и одновременно признаваться в полной несостоятельности заполнить образовавшийся вакуум. В 1990-х мы ощутили это сполна.

Вот почему утверждать, будто, проведя , "граждане России … доказали, что они достаточно зрелы и ответственны", может только незрелый наблюдатель. К тому же было бы большой бестактностью, по сути, лишить остальных граждан России чувства гражданственности.

Но ведь это так знакомо - заявлять о передовом авангарде, который, разумеется, выявляет пробудившуюся "сознательность" масс. Право, скучно.

Правовое государство отличается от неправового и кaчеством законов: они должны быть гуманными, справедливыми, закреплять неотъемлемые права каждого человека - право на жизнь, на достойное существование и др. Наивно думать, что эти права дарует гражданину государство . Он обладает ими от природы, в них выражена eго свобода, т. е. возможность осуществлять деятельность в различных сферах общества: экономической, политической, социальной, культурной, личной (частной). Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя униженно, нeyвeренно, теряет способность к творчеству, ограничивая, таким образом, собственное развитие и развитие общества. В этом неоднократно убеждались и сами устроители правового государства. Так, в США была распространена практика подслушивания правительственными агентами телефонных разговоров, вследствие чего нарушались права граждан на «прайваси» , т. е. на частную (личную) жизнь, ее интимность, на уединение, на личные отношения, тайну кoppecпонденции и т. п. многие американцы, зная о подслушивании, стали замкнутыми, раздражительными, постоянно испытывали страх. «А жить с глазами, полными стpaxa,- справедливо заметил бывший министр юстиции в администрации президента Джонсона, - значит жить в несчаст ливой стране». Вместе с тем свобода, выраженная в правах, не может быть абсолютной, а предполагает ограничения, т. е. имеет определенную меру. При этом мера должна быть равной для всех. Например, человек, имеющий право на жизнь, должен поступать так, чтобы не подвергать опасности жизнь другого человека, и тем более не покушаться на нее. То же самое и с правом на отдых, иначе право одного человека становится произволом, бесправием для другого, превращается в одностороннюю привилегию. Русский философ И. А. Ильин отмечал, что, сознавая свои права, человек должен сознавать, что ему дозволено и не дозволено, что другие люди тоже наделены аналогичными правами, кoтoрые он должен признавать, учитывать, уважать.

Правовое государство признает и конституционно закрепляет свободу людей, их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека. Тем самым гоcyдарство признает автономию личности по отношению к ceбе, исключает возможность превращения гражданина в cвoeго верноподданного и рассматривает eго как paвноправного партнера. Оно защищает, охраняет от произвола права человека, которые становятся ядром всей правовой системы. Поэтому незыблемость прав человека, их охрана и гарантированность составляют еще один признак правовoго государства.

Разрабатывая законы, принимая на их основе другие политические решения и претворяя их в жизнь, государство берет на себя конкретные обязательства перед личностью. В свою очередь, личность обязана подчиняться общим установлениям государства, выполнять свои конституционные обязанности. Следовательно, для правового государства характерен признак взаимной ответственности государства и личности.

Правовое государство предполагает также наличие определенной системы взаимоотношений между различными ветвями государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. Сущность этой системы выражается в принципе разделения властей. Данный принцип означает, что ни одному из государственных opгaнoв не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого opгaнa. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений.

Вместе с тем если ни одна из трех ветвей государственной власти не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения, развития , а торможения.

Какая же из ветвей занимает верховное положение в право во м государстве? Таковой является законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает eго верховенство в обществе.

В качестве гарантий от всевластия какого-либо гоcyдарственного opгaнa выступают системы сдержек и противовесов. Они реализуются в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках, а также в парламентских монархиях.

В президентской республике, скажем в США, где во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием, правительство формируется, как правило, из той партии, к которой принадлежит сам президент. Здесь отсутствует пост премьер-министра. Для отношений президента и парламента характерно в целом независимое существование, выраженное в отсутствии у президента права роспуска парламента, а у парламента права смещать правительство. Вместе с тем президент зачастую пользуется правом вето, т. е. не подписывает принятые парламентом законопроекты и возвращает их для повторного обсуждения. В то же время конгpecc в США в лице палаты представителей может применить против президента механизм импичмента, т. е. привлечь eго к особому суду, роль кoтopoго выполняет сенат.

Итак, мы выяснили, что ведущими принципами (признаками) правового государства являются: верховенство права (правового закона) в обществе, незыблемость прав человека, взаимная ответственность государства и личности, разделение государственных властей.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА. ЗАЩИТА ПРАВ

Современное мировое сообщество закрепило идею ecтeственных прав человека на международном уровне в правовых нормативных актах. Достойное место среди них занимает Всеобщая декларация прав человека, принятая Opганизацией Объединенных Наций 10 декабря 194в г. В ней содержится, как известно, минимальный объем прав и cвoбод, которым должен обладать сегодня каждый человек во всех сферах общественной жизни. Например, право на труд, социальное обеспечение, свободу мирных собраний и ассоциаций, доступа к государственной службе, участие в управлении государственными и общественными делами, в культурной жизни страны и пр.

Помимо этого, в Декларации имеется перечень личных (гражданских) прав: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; право на невмешательство в ceмейную жизнь; право на тайну корреспонденции; право на владение имуществом (собственностью) и пр. На основе Всеобщей декларации прав человека были разработаны и приняты наиболее важные и обязательные для выполнения документы: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), а тaкже Факультативный протокол к последнему пакту. Они конкретизировали и развили многие положения Декларации, создали определенные международные средства защиты прав человека. Так, факультативный протокол предоставил возможность отдельным гражданам обращаться с жалобами на нарушение прав в действующий при ООН рекомендательный opгaн - Комитет по правам человека.

Декларация, два Пакта и Факультативный протокол являются общими, универсальными по широте охвата прав документами ООН и составляют Хартию прав человека. Она нередко именуется Международным биллем о правах человека.

Сегодня на территории Европы фактически действуют три системы защиты прав человека. К ним относятся, вопервых, система ООН, основанная на Хартии прав человека и других документах ООН; вo-втopыx, система Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), 3aключительный акт котopoго, подписанный в Хельсинки (1975), способствовал возникновению общественного движения правозащитников; в-третьих, система функционирует в рамках Совета Европы (СЕ). Ведущим документом этой организации стала Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950) и дополнительные протоколы к Конвенции, включившие весь перечень гражданских и политических прав, а также некоторые социально-экономические права. Для контроля за их осуществлением были созданы специальные механизмы - Европейская комиссия и Европейский суд по правам человека. Комиссия и Суд рассматривают жалобы граждан на нарушение их прав. В случае признания правомерности жалобы Судом выносится решение, которое обязано исполнить любое государство-нарушитель. К нему может быть применена тaкая санкция, как возмещение пострадавшему морального ущерба. Анализируя Европейскую конвенцию и учрежденные ею контрольные механизмы, многие ученые и государственные деятели приходят к выводу, что она стала самым совершенным и эффективным в мире договором в области прав человека.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

На основе прав, прежде вceго гражданских (личных), люди реализуют свои частные интересы: в материальном благополучии, семейной жизни, общении с друзьями, дyxoвнo-нpaвcтвeннoм самосовершенствовании, учебе, творчестве , информации и пр.

Удовлетворение частных интересов приводит к возникновению связей и взаимодействий между индивидами и социальными группами, порождает определенные институты, скажем семью, творческие союзы, благотворительные фонды, потребительские организации и пр. Так складывается и развивается гражданское общество - совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни. 3десь, в отличие от гоcyдарственных структур, преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи и отношения между людьми, которые взаимодействуют как свободные и ответственные друг перед другом, обществом и государством, равноправные партнеры. (Приведите примеры.)

В гражданском обществе прослеживается несколько слоев связей и отношений. Фундамент eго составляют pыночное хозяйство, взаимодействие людей в процессе производства. Они основаны на праве частной собственности, Cвободе труда и предпринимательства. Именно наличие свободных собственников в сфере хозяйственной деятельности, их возможность вступать в честную конкуренцию с себе подобными порождает разнообразные, создаваемые по собственной инициативе негосударственные объединения граждан.

Второй слой - это социокультурные отношения. Они обусловлены удовлетворением потребностей граждан в ceмейно-родственных связях, воспитании детей, образовании, духовном совершенствовании, вере, здоровье , творчестве, общении, информации. Реализация этих потребностей осуществляется в рамках таких негосударственных институтов, как семья, церковь, образовательные, воспитательные, научные, культурные учреждения и пр.

Наконец, третий слой отношений внутри гражданского общества составляют взаимодействия объединений по интересам. К таким объединениям относятся: союзы предпринимателей, финансистов, экологов; профессиональные союзы; церковные, женские, молодежные организации; клубы по интересам; муниципальные коммуны (местное самоуправление) и др. Они отражают стремление различных групп граждан добиться решения не только индивидуальных и групповых, но и общезначимых целей. Включаясь в политику и оказывая давление на государственную власть, заинтересованные группы, так же как и политические партии, перекидывают мостик, связывающий гражданское общество и гоcyдарство, порождают социально-политические отношения.

Подчеркнем, что наличие в гражданском обществе эффективно действующих разнообразных и многочисленных добровольных объединений характеризует степень eго сформированности. Ведь они являются следствием интеллектуального и нравственно-правового развития каждого гражданина, осознания им своей принадлежности к той или иной социальной группе, общих с ней интересов. Отсюда и возникает социальная активность, стремление совместными усилиями без попечительства государства, но при eго содействии совершенствовать общество, делать совместную жизнь комфортнее, ярче, богаче, а значит, и счастливее.

В развитых гражданских обществах люди редко обращаются к государственным opгaнaм. Англичане шутят, что они имеют дело с государством дважды: когда вынимают почту из ящика и когда нарушают правила уличного движения. Следовательно, государство обеспечивает условия для нормальной жизнедеятельности гражданского общества, закрепляет в своих нормативных актах естественно сложившиеся отношения между людьми.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах - местное самоуправление в городских и сельских поселениях. При этом учитываются особые условия, местная специфика и своеобразие жизненного уклада территориальных сообществ людей. Например, организация самоуправления станиц Краснодарского края учитывает тpaдиции казачьего самоуправления ; сельское самоуправление не во всем похоже на городское; неодинаково самоуправление в большом и малом городе.

Самоуправляющиеся территориальные единицы обычно называются муниципальными образованиями (от лат. municipium - самоуправляющаяся община). Они мoгyт объединять несколько поселений, часть поселения, cocтaвлять иные населенные территории.

К ведению муниципальных образований относятся мeстный бюджет, муниципальная собственность, любые хозяйственные, социальные, культурные, природоохранительные и другие вопросы мecтнoго значения. Решая их, местное самоуправление как публичная власть территориальных сообществ оказывает существенное влияние на жизнедеятельность и развитие гражданского общества.

Местное самоуправление реализуется гражданами нeпосредственно (на выборах, референдумах, сходах), а тaк же через создаваемые местные opгaны. К ним относятся представительные opгaны (совет, земство, дума) и opгaны администрации во главе с мэром, старостой и пр.

Opгaны мecтнoго самоуправления не входят в систему opгaнoв государственной власти РФ.

Никакой государственный opгaн не вправе вмешиваться в решения мecтнoго характера, если они приняты в paмках закона. Законодательством многих стран мира, в том числе и России, предусмотрена возможность защиты прав мecтнoго самоуправления в суде.

Таким образом, местное самоуправление придает гражданскому обществу организованное самоуправляющееся начало, способствует более полной самореализации граждан, оказывает положительное воздействие на развитие правового государства.

Большая роль в eго становлении принадлежит cpeдcтвам массовой информации (СМИ).

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОЛИТИКЕ

Негосударственные средства массовой информации, являясь институтом гражданского общества, оказывают на политическую жизнь сильное воздействие. Поэтому их нeредко называют четвертой ветвью власти.

Длительное время для широкой публики главным источником информации были газеты и журналы. С 1960-x гг. все больший вес в политическом процесс е стало приобретать телевидение. В современных условиях выделяют следующие функции СМИ:
1) наблюдение за миром (сбор и распространение информации);
2) редактирование (отбор и коммeнтарий событий);
3) формирование общественного мнения;
4) распространение культуры;
5) политическое просвещение широких слоев населения.
Иными словами, СМИ обеспечивают широкую сферу человеческой коммуникации.

Все средства массовой информации объединяет способность прямой связи с общественностью, как бы минуя тaкие традиционные институты связи, как школа, политические партии и организации, церковь и т. д. Эта особенность СМИ используется и рекламными агентствами, пытающимися убедить публику купить тот или иной товар; и политическими деятелями и политическими партиями для мoбилизации массовой поддержки своих программ.

В публикациях, репортажах и комментариях СМИ нeредко проливают свет на скрытые пружины политики власть имущих, обращают внимание общественности на caмые одиозные (вызывающие) стороны их деятельности. Тем самым они играют немаловажную роль в деле ограничения и оздоровления власти. Следовательно, СМИ - важнейший атрибут политической жизни. К сожалению, не всегда они трактуют политические события и явления объективно и всесторонне, представляют полную информацию и проверенные факты. Поэтому при всей значимости СМИ необходимо критическое отношение к поступающей от них информации.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Правовое государство и гражданское общество являются ведущими демократическими ценностями. Они способствуют тому, чтобы жизнь человека была свободнее, богаче, ярче и счастливее. А для этого необходимо прежде вceго всегда знать и уметь осуществлять ecтecтвенные и неотчуждаемые права как меру своей свободы; научиться жить в условиях свободы: делать правильный и осознанный выбор; нести личную ответственность за последствия этого выбора.

2 Выраженная в правах свобода дает возможность личности избавиться от излишней опеки государства, позволяет человеку проявлять самостоятельность, творчество, найти себя и собственное дело. Поэтому чем раньше удастся изжить в себе недостатки, скажем лень, иждивенческие настроения инеспособность проявлять инициативу, тем скорее можно найти свое любимое дело.

3 Каждый, занимаясь с полной отдачей тем, что любит и умеет, обогащает не только себя, но и других людей, гражданское общество в целом. Поэтому благополучие и развитие личности тесно связаны с благополучием и развитием общества.

4 Служить гражданскому обществу, гражданину призвано правовое государство, а граждане обязаны выполнять официально принятые на государственном уровне законы и другие нормативные акты. В противном случае вряд ли удастся обеспечить атмосферу взаимодоверия между гражданином и государством, мир и стабильность в обществе, а значит, и стать счастливее.

Документ

Из Европейской хартии о местном самоуправлении (15 Oктября 1985 г.).

Часть 1

Статья 2.
Конституционные и законодательные основы мecтнoго самоуправления.
Принцип мecтнoго самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны.

Статья 3.
Понятие мecтнoго самоуправления
1. Под местным самоуправлением пони мается право и реальная способность opгaнoв мecтнoго самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона под свою отвeтственность и в интересах мecтнoго населения . <..»

Статья 6.
Соответствие административных структур и средств задачам opгaнoв мecтнoго самоуправления <..»
2. Условия работы служащих opгaнoв мeстнoго caмоуправления должны быть такими, чтобы возможно было обеспечивать подбор высококвалифицированных кадров, ocнованный на принципах учета опыта и компетентности; для этого необходимо обеспечить соответствующие условия профессиональной подготовки, оплаты и продвижения по службе.

Вопросы и задания к документу

1. Объясните, почему принцип мecтнoго самоуправления должен быть закреплен по возможности в конституции страны.
2. Опираясь на изученный материал о местном самоуправлении, прокомментируйте ст. 3.
3. Чем объяснить наличие в Европейской хартии положения о муниципальных служащих? Какими качествами они должны обладать и почему?
4. На основе ст. 12, 130- 133 Конституции рф определите, какие из приведенных идей международного документа закреплены в ней. Аргументируйте свой ответ.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Каковы признаки правового гоcудapcтвa?
2. Какие международные документы о правах человека вам известны? В чем их сущность и значимость?
3. Что такое гражданское общество и как оно связано с правовым гоcудapcтвoм?
4. Что тaкое местное самоуправление? Какова eго роль в гражданском обществе?

ЗАДАНИЯ

1. Древнеримский философ Цицерон говорил: «Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона». Как вы понимаете это изречение? Соответствует ли оно вашим внутренним убеждениям и почему?




Top