«Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Инженерная защита населения Инженерная защита от чс техногенного характера

Одновременно с этим в целях локализации и ликвидации инфекции усиливается медицинская разведка внешней среды и охрана источников водоснабжения, проводится экстренная специфическая профилактика, устанавливается контроль за соблюдением противоэпидемического режима, осуществляются санитарно-гигиенические и другие мероприятия, являющиеся по сути дела также составными частями карантинных и обсервационных мер.

Инженерная защита населения

Основными инженерно-техническими мероприятиями по защите населения являются:

Укрытие людей в приспособленных для их защиты помещениях производственных, общественных и жилых зданий, а также в специальных защитных сооружениях;

Повышение надежности систем жизнеобеспечения (водоснабжение, энергопитание, теплофикация и др.) при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и в военное время, а также устойчивости жизненно важных объектов социального и производственного назначения;

Выполнение ряда градостроительных требований, позволяющих при крупномасштабных ЧС и применении в военных конфликтах современных средств поражения уменьшить количество жертв, обеспечить выход населения из разрушенных частей города в парки и леса загородной зоны, а также создать условия для ввода в пораженную зону аварийно-спасательных сил.

Сегодня основным способом защиты населения от современных военных средств поражения, от крупномасштабных ЧС, вызванных авариями и катастрофами на химически и радиационно-опасных объектах, взрывами и пожарами, остается укрытие персонала предприятий и населения городов в защитных сооружениях.

В соответствии с действующими нормами и правилами по вопросам выполнения инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, а также строительными нормами и правилами (СНиП) к защитным сооружениям относятся убежища и противорадиационные укрытия.

Все убежища должны обеспечивать защиту укрываемых от воздействия избыточного давления во фронте воздушной ударной волны 1 кгс/см2 и степень ослабления проникающей радиации равную 1000. Системы жизнеобеспечения должны создать условия для непрерывного пребывания в них расчетного количества людей не менее 2 суток. Противорадиационные укрытия, расположенные в зоне возможных слабых разрушений, рассчитываются на избыточное давление 0,2 кгс/см2 и в зависимости от места расположения должны иметь степень ослабления радиации внешнего излучения от 200 до 10. Последнее для жителей некатегорированных городов, сел и эвакуируемого населения за пределами зон возможного радиоактивного загрязнения.

Фонд защитных сооружений для рабочих и служащих (наибольшей работающей смены) создается на территории предприятий, а для остального населения - в районах жилой застройки.

В связи со сложным экономическим положением в стране, а также с учетом изменившейся военно-политической обстановки в мире строительство новых защитных сооружений в последние годы практически почти полностью приостановилось.

Оповещение населения при чрезвычайной ситуации

Оповещение населения – информирование населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, одна из основных задач в области гражданской обороны. Оповещение о чрезвычайной ситуации это доведение до органов повседневного управления, сил и средств РСЧС и населения сигналов оповещения и соответствующей информации о чрезвычайной ситуации.

Основными задачами, возлагаемыми на систему оповещения, являются:

Обеспечение своевременного доведения до органов управления, сил ГО ЧС и населения распоряжений о проведении мероприятий ГО;

Обеспечение своевременного доведения до органов управления, сил ГО ЧС и населения сигналов и информации обо всех видах опасности.

Для оповещения используются различные способы оповещения. В последние годы проводится большая работа по использованию автоматизированного способа оповещения и связи.

В качестве оповещения органов управления, сил ГО ЧС и населения применяются:

Стойки циркулярного вызова (одновременный вызов и передача абонентам телефонных станций сообщения, записанного на магнитный носитель);

Электрические сирены;

Радиотрансляционные узлы (подача программ вещания на уличные и квартирные громкоговорители, абонентские точки по проводам);

Радиовещательные станции и телецентры;

Вспомогательные средства (сирены ручного привода, электромегафоны, подвижные звукоусилительные станции).

На ряде объектов экономики (прежде всего на опасных производственных объектах и др.) создаются локальные системы оповещения. В населенных пунктах, регионах создается централизованная система оповещения. Кроме того, создаются локальные системы оповещения населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов (атомных станций, химически опасных объектов и т.д.).

Основным способом своевременного и надежного оповещения работающего персонала предприятий (организаций, учреждений), населения при чрезвычайных ситуациях (ЧС) мирного и военного времени является передача речевой информации с использованием сетей проводного, радио- и телевизионного вещания.

Для привлечения внимания работающего персонала предприятий (организаций, учреждений), населения перед передачей речевой информации включаются сирены, производственные гудки и другие сигнальные средства, что будет означать подачу предупредительного сигнала «Внимание всем!», по которому население обязано включить радио, радиотрансляционные и телевизионные приемники для прослушивания экстренного сообщения.

В случае возникновения чрезвычайных ситуаций военного времени органы управления ГОЧС должны незамедлительно довести до населения следующие сигналы и распоряжения:

Об угрозе нападения противника;

О вооруженной опасности;

О радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении;

О приведении в готовность системы ГО;

О начале эвакуации.

Ответственность за организацию и своевременное оповещение населения, и доведение до него необходимой информации, возлагается на соответствующий орган управления по делам ГОЧС.

Заключение

В данной работе были рассмотрены основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при ЧС.

Одним из наиболее распространённых и эффективных является защита населения путём эвакуации. При невозможности или нецелесообразности эвакуации применяются организация радиационной, химической и медико-биологической (РХБЗ) защиты населения. Инженерная защита населения и персонала организаций оказалась наиболее эффективной и приемлемой ещё в годы ВОВ и применяется по сей день, особенно в зонах военных действий.

Успех проведённых мероприятий во многом зависит от своевременного и правильного оповещения населения, верной психологической работы с населением, недопущение паники.

В зависимости от конкретной ситуации принимается решение о том или ином способе защиты населения. Безусловно, граждане должны знать общие по

Инженерная защита населения включает в себя комплекс мероприятий по накоплению фонда защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО), их содержанию и проведению в готовность для укрытия людей в ЧС.

ЗС ГО подразделяются: убежища , в т.ч. быстровозводимые (БВУ); укрытия , в т.ч. противорадиационные (ПРУ); укрытия простейшие типа (щели, траншеи, приспособленные помещения, подземные переходы, горные выработки).

Степень защиты, конструктивно-планировочные решения, требования к системам жизнеобеспе­чения защитных сооружений и их использование в мирное время определяются нормами про­ектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны (ИТМ ГО) - СНиП 2.01.51-90, строительными нормами и правилами СНиП II-11-77* и другими нормативными документами по проектированию жилых, общественных производственных и вспомогательных зданий и сооружений.

ЗС ГО должны приводиться в готовность для приёма укрываемых в сроки, не превышающие 12 часов, а на атомных станциях (АЭС) и химически опасных объектах (ХОО) должны содержаться в готовно­сти к немедленному приёму укрываемых.

Убежища классифицируются по следующим признакам: по защитным свойствам, по вместимо­сти, по месту расположения, по времени возведения, по материалу конструкций, по обеспечению электроэнергией и фильтровентиляционным оборудованием (ФВО), по использованию в мирное время.

По защитным свойствам классификация убежищ определена требованиями СНиП 2.01.51.90 (табл. 1,2).

Таблица 1- Классификация убежищ по защитным свойствам

Таблица 2-Основные характеристики убежищ ОЭ

По вместимости убежища бывают: малые - до 150 чел., средние - 150-600 чел. и большие - 600-5000 чел. и более.

По месту расположения они подразделяются на: отдельно стоящие , строящиеся вне зданий и сооружений (заглублённые или полузаглублённые) и встроенные в здания.

Убежища делятся:

по времени возведения на: заблаговременно возводимые, строящиеся в основном в мирное время и быстровозводимые (с упрощённым оборудованием) на свободных площадках - отдельно стоящие и приспосабливаемые (усиленные) подвальные помещения.

Противорадиационные укрытия классифицируются по; защитным свойствам; вместимости; фонду помещений под ПРУ; обеспечению вентиляцией.

По защитным свойствам классификация ПРУ определена в требованиях СНиП 2.01.51-90.

Таблица 3-Основные характеристики ПРУ

По вместимости ПРУ оборудуют на 5-50 чел. - в существующих зданиях и сооружениях и на 50 чел. и более - во вновь строящихся зданиях и сооружениях.

Под ПРУ могут быть приспособлены: подвалы и подполья в зданиях и помещениях в цокольных и первых этажах зданий (жилых, производственных и вспомогательных бытовых и административных); отдельно стоящие сооружения (заглублённые гаражи, погреба, овощехранилища, склады); горные выработки и естественные полости; отдельно стоящие быстровозводимые укрытия (из элементов промышленного изготовления, из лесоматериалов, из местных материалов).

ПРУ обеспечиваются естественной вентиляцией (в укрытиях, оборудуемых в цокольных и пер­вых этажах зданий и в заглублённых укрытиях вместимостью до 50 чел.) или с механическим побу­ждением.

Простейшие укрытия - это сооружения, которые обеспечивают частичную защиту укрываемых от воздушной ударной волны, светового излучения и летящих обломков разрушенных зданий, а так­же снижают воздействие проникающей радиации и радиоактивных излучений, а в ряде случаев от непогоды и других неблагоприятных условий.

К ним относятся: щели (открытые и перекрытые); траншеи (с одеждой крутости или без неё); под­валы и подполья (из лесоматериалов и других местных материалов); землянки, навесы; цокольные и первые этажи зданий и другие заглублённые помещения.

Открытые щели и траншеи оборудуются в течение первых 12 часов. В следующие 12 часов они пе­рекрываются. В течение 2 суток такие простейшие укрытия дооборудуют в ПРУ, а затем (в отдельных случаях) и в убежища. Вместимость простейших укрытий - 10-40 человек. Планы и графики их строительства разрабатываются и доводятся до исполнителей заблаговременно. Все работы по со­зданию простейших укрытий увязываются с планами строительства быстровозводимых сооруже­ний, а также с планами рассредоточения и эвакуации различных групп населения

Приведение ЗС ГО в готовность. Использование защитных сооружений в военное время организуется городскими, районными и объ­ектовыми службами убежищ и укрытий ГО. Для обслуживания в период пребывания в них укрываемых и эксплуатации инженерно-технического оборудования в зависимости от их вместимости создаются группы или звенья по обслуживанию ЗС.

Командирами групп (звеньев) по обслуживанию ЗС назначаются лица руководящего состава пред­приятий, учреждений, организаций, цехов, участков, смен.

Медицинский персонал (кроме сандружин) выделяется в группы (звенья) по обслуживанию ЗС из со­става медицинских пунктов, медчастей, амбулаторий, поликлиник и других медицинских учреждений.

Обязанности командира группы (звена) по обслуживанию ЗС следующие: подчиняется начальнику службы убежищ и укрытий ГО объекта; отвечает за организацию заполнения ЗС, правильную эксплуа­тацию сооружения при нахождении в нём укрываемых, их организованный вывод из ЗС и эвакуацию из очага поражения в безопасную зону.

Состав мероприятий по переводу сооружения на режим использования для укрытия населения вклю­чает первоочередные и последующие работы.

Первоочередные:

1. Открыть все входы в убежище для приёма укрываемых.

2. Закрыть все защитно-герметические устройства в технологических проёмах (грузовые люки, шах­ты лифтов и др.).

3. Закрыть и загерметизировать воздухозаборные вытяжные отверстия и воздуховоды системы вен­тиляции мирного времени, не используемые для вентиляции убежищ в военное время.

4. Проверить состояние выхода (решётку аварийного выхода, люк аварийного лаза).

5. Проверить помещения убежища.

6. Проверить наличие аварийных запасов воды для питья и санитарно-гигиенических нужд, при не­обходимости пополнить их.

7. Расчистить проходы к убежищу, установить надписи-указатели и включить световые сигналы "Вход".

8. Установить и подключить репродукторы (громкоговорители и телефоны).

Последующие:

1. Удалить оборудование, материалы и изделия из помещения убежища, препятствующие размеще­нию укрываемых.

2. Установить нары или скамьи для укрываемых.

3. Проверить исправность системы фильтровентиляции, энергоснабжения, отключающих устройств, проверить убежище на герметичность.

4. Создать запасы продуктов питания и необходимых медикаментов (производится организацией или предприятием, личный состав которого укрывается в данном убежище).

Время на проведение указанных мероприятий устанавливает руководитель объекта для каждого убежища в отдельности, однако оно не должно превышать для первоочередных работ 2 часа; для пос­ледующих- 10 часов.

В защитных сооружениях должна быть документация по их эксплуатации: паспорт убежища (укрытия), журналы проверки состояния, регистрации показателей микроклимата и газового состава в убежище, учёта обращений за медпомощью. Одновременно проверяется правильность подключения средств свя­зи и оповещения, устанавливается связь с главным управлением ГО области (района, города).

Для организованного и своевременного заполнения ЗС укрываемыми уточняется их закрепление за цехами, участками, ЖЭКами, ДЭЗами, домоуправлениями, домами и подъездами.

Если часть укрываемых не успеет попасть в сооружение до начала выпадения радиоактивных осад­ков, то перед входом в укрытие они проводят частичную дезактивацию одежды и обуви, а при входе в сооружение снимают с себя верхнюю одежду и оставляют её в специальном помещении.

Укрываемые прибывают в ЗС со средствами индивидуальной защиты. Личный состав формирований также должен иметь при себе положенные по табелю средства радиационной и химической разведки, связи, медицинское и другое не громоздкое имущество. Население, укрываемое в ЗС по месту житель­ства, обязано иметь при себе необходимый запас продуктов питания.

Какой бы спокойной и размеренной ни была ваша жизнь, вы должны понимать, что чрезвычайная ситуация может внезапно возникнуть в любой момент. Каждый человек обязан соблюдать правила поведения при ЧС, подчиняться требованиям и рекомендациям служб спасения и ведомств, чтобы сохранить свою жизнь. Для предотвращения ЧС и спасения людей существует специальная служба, занимающаяся инженерной защитой.

Определение

Инженерная защита от чрезвычайных ситуаций - это совокупность действий, которые направлены на снижение человеческой смертности до минимума, если противником применяется оружие массового поражения или возникают иные чрезвычайные ситуации, например затопления местности, ураганы, смерчи, землетрясения и т. д. Мероприятия по охране жизни и здоровья населения по возможности производятся заранее, должны по максимуму затронуть всех граждан вне зависимости от возраста и социального положения.

Какие существуют защитные сооружения?

Для инженерной защиты населения лучше всего использовать специально построенные для этих целей сооружения и укрытия. Такие сооружения создаются для использования их в опасных для жизни и здоровья ситуациях и гарантируют наиболее эффективный результат при авариях, применении противником различных средств поражения, природных катастрофах. Какие же они бывают? Во-первых, защитные сооружения делятся на две большие группы - стационарные и передвижные - и используются в зависимости от Во-вторых, есть две классификации - по назначению (для инженерной защиты населения от ЧС, для сохранения техники) и по конструкции (они могут быть открытыми, типа траншей, и закрытыми). Те укрытия, которые предназначены для людей, в свою очередь, делятся на убежища, простые укрытия и противорадиационные. Все укрытия должны соответствовать точным требованиям.

Защита территорий

Комплекс мероприятий должен быть направлен и на инженерную защиту территории. Чтобы не допустить многочисленные жертвы и порчу имущества, ведомства должны обращать особое внимание на зоны наиболее возможных чрезвычайных ситуаций, те, где могут возникнуть ураганы, штормы, лавины, землетрясения, обвалы, оползни и так далее. В таких местах устанавливают специальные защитные сооружения.

Защита населения при землетрясении

Если в горных районах часто происходят землетрясения, метеослужба должна установить, какова сейсмическая опасность. В сейсмически опасных районах не размещают производства, при строительстве зданий используют дополнительные конструкции и укрепления. При землетрясении, как показывает статистика, основные разрушения приходятся на те дома, которые не были построены с учетом сейсмичности, а специально укрепленные здания обходятся минимальными повреждениями. Даже небоскребы могут выдержать подземные толчки, если построены правильно. Нормы для построек прописываются для тех районов, где прогнозируемая сейсмичность не превышает 9 баллов (опустошительная). Если уровень более высокий, то строительные работы на таких участках не производятся, чтобы предотвратить гибель людей.

Наводнение

Чтобы защитить местность от затопления, строятся водооградительные дамбы, при постройке которых принимаются во внимание условия местности и важность объектов, нуждающихся в защите. Дамбы бывают затопляемые и незатопляемые. Первые обычно устанавливаются для временной защиты земель, которые используются под посадку. В остальное время эта местность может затапливаться, что создает условия, близкие к природным. Незатопляемые дамбы предназначены для инженерной защиты населения от ЧС во время наводнений. Такие сооружения ни в коем случае не должны допускать переливания воды через край. Разрушение и авария на такой дамбе могут повлечь за собой большие человеческие жертвы и потерю материальных ценностей.

Инженерная защита при пожарах

Почти каждое лето мы слышим о возникновении в том или ином регионе России лесных и Это бедствие уничтожает деревни, села, производственные здания, технику, лишает людей имущества, а иногда и жизней. Опасен не только сам огонь, но и продукты сгорания, дым, который заволакивает территорию. Причин для возникновения лесных пожаров несколько. Чаще всего виноваты сами люди, которые не соблюдали правила пожарной безопасности, разводили костры, бросали непотушенные окурки. Но также пожар может возникнуть во время грозы или самовозгорания торфа. Пожары делятся на три типа: верховой, низовой и подземный (торфяной). Крупным считается пожар, площадь которого - больше двух квадратных километров. С таким справиться уже непросто, требуется большое количество людей и техники.

Борьба с пожаром

В летнее время создается специальная комиссия (обычно под управлением главы администрации) и группа, которая собирает информацию от инспекторов Госпожнадзора, лесной пожарной охраны и других ведомств, анализирует ее и дает распоряжения. Главное - локализовать очаг пожара и не дать ему распространиться дальше. Для этого прокладываются канавы, и начинается уничтожение огня по его кромке. Это очень важный этап в пожаротушении, но никто не даст гарантии, что огонь не разгорится вновь. После локализации дотушивают очаги и далее следует этап разведывания пожара, чтобы узнать, какова скорость и причины возгорания и предотвратить его возобновление. Потом всю информацию передают лесхозу.

Инженерно-техническая защита от оползней и обвалов

Обвалы и оползни возникают в горах, когда обрушиваются склоны. Каменные потоки разрушают селения, образуют заторы на горных дорогах, уничтожают все на своем пути. Одной из причин оползней и обвалов служит чрезмерное увлажнение поверхности или намокание горных пород из-за глубинных рек. Для предотвращения ЧС крутые склоны укрепляют специальными конструкциями, подпорками, которые обеспечивают склонам прочность. Чтобы избежать влажности, в горах делают дренажные отводы, чтобы увести подводные реки в другую сторону.

Защита от снежных лавин

Лавина - это снег, соскользнувший с вершины горы. Снежная масса движется вниз, увлекая за собой еще большее количество снега. Она разрушают дороги, мосты, заваливает целые поселки. Чтобы защитить людей от лавин, устанавливают специальные ветровые щиты, которые регулируют направление ветра, а наиболее опасные участки обстреливают из пушек. В районах повышенной опасности создают лавинные станции и службы спасения.

Бури, ураганы, штормы

Самое опасное при бурях ураганах и штормах - это высокая скорость ветра. На территории России он может достигать девяноста метров в секунду и действовать от нескольких часов до нескольких суток. Часто такой ураган сопровождается снегом, ливнем, градом, что наносит еще больший ущерб. Уменьшить потери помогает заблаговременное предупреждение МЧС о стихии и проводимые мероприятия по подготовке к чрезвычайной ситуации. Обычно укрепляют конструкции зданий и сооружений, временно отключают газ и электричество, чтобы не создать опасные ситуации, проверяют подвалы, опоры ЛЭП, оповещают население, создают специальные группы. Если вы оказались в подобной ситуации на открытой местности, нужно найти какое-нибудь углубление, лечь туда, максимально распластавшись по земле. Нельзя подходить к опорам ЛЭП, отдельно стоящим деревьям, входить в поврежденные здания.

Теракты

Кроме катастроф природного характера существуют угрозы жизни и здоровью людей, причиняемые в результате Чаще всего терактам подвергаются места большого скопления людей: общественный транспорт, церкви и мечети, школы, театры, рынки. В таких местах нужно быть особенно внимательным, ведь именно неравнодушное отношение и внимательность помогают избежать большого количества жертв. Для того чтобы граждане знали, как действовать в такой ситуации, проводятся беседы, развешивают плакаты, в школах и на предприятиях рассказывают, как себя нужно вести и чего нельзя делать в случае теракта. Если угрожают по телефону, желательно записать разговор и оповестить об этом органы внутренних дел. Когда записать нет возможности, нужно запомнить максимально большое количество информации, постараться определить пол, возраст звонившего, его психологическое состояние. Можно попробовать узнать больше: куда звонит этот человек? Какова цель? Посредник он или исполнитель? Какие требования выставляет? Как связаться с ним? Всю полученную информацию следует немедленно передать в правоохранительные органы. Если удастся получить ответы, это очень поможет быстрее найти преступников и по возможности предотвратить теракт. Также никогда не следует трогать забытые в транспорте сумки, коробки.

Защита населения от терроризма: порядок действий и предотвращение

В рамках борьбы с терроризмом в России проводятся обширные мероприятия по предотвращению угрозы и снижению рисков при возникновении ЧС. Для этого создается список наиболее подверженных нападению объектов, подготовка групп быстрого реагирования, групп по определению и разминированию взрывчатых веществ. Ежедневно после закрытия обходят со специально обученными собаками места большого скопления людей - рынки, торговые центры. На предприятиях, в учебных и медицинских организациях обучению людей уделяют особое внимание. Инженер по охране труда и безопасности плотно сотрудничает с правоохранительными органами и обучает своих коллег правильному поведению при угрозе теракта, составляет план помещения, организует учения.

Организация инженерной защиты населения в случае террористического акта заключается в своевременном разборе завалов, разведке зоны чрезвычайной ситуации на случай обнаружения взрывчатых веществ и пострадавших, укреплении неустойчивых конструкций, извлечении пострадавших.

Необходимо привлекать граждан для усиления контроля за общественными местами, подвалами, чердаками, закрытыми нежилыми помещениями. Нужно создавать подобные организации, посты антитеррора, которые будут тесно взаимодействовать с правоохранительными органами. Только так удастся максимально защититься от террористов.

Порядок действий при ЧС для граждан

Вы получили информацию о ЧС (по СМС, телевизору, радио, громкоговорителю). Постарайтесь сохранять спокойствие, паника только навредит. Если вы находитесь дома, возьмите документы, денежные средства, ценные вещи. и свет. Помогите собраться пожилым людям и детям. Обязательно закройте дверь на ключ, чтобы избежать мародерства.

При захвате в заложники постарайтесь не совершать действий, которые могут спровоцировать преступников. Ведите себя спокойно, не дерзите, не смотрите нападающим в глаза. Старайтесь выполнять требования, чтобы сходить в туалет или попить, просите разрешения. При проведении спецслужбами операции по освобождению лягте на пол и закройте голову руками, старайтесь находиться подальше от окон и дверей. Помните: ваша жизнь - в ваших руках.

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций достигается различными путями. Одним из главных является осуществление инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций:

· накопление и содержание фонда ЗС ГО;

· подготовка к строительству быстровозводимых ЗС ГО;

· прогнозирование инженерной обстановки;

· планирование инженерного обеспечения ликвидации ЧС;

· подготовка систем водоснабжения к работе в условиях ЧС;

· подготовка и содержание дорожной сети;

· подготовка к светомаскировке населенных пунктов и объектов экономики;

· подготовка инженерно-технических служб и формирований.

Накопление и содержание фонда ЗС ГО

Накопление и содержание фонда защитных сооружений является наиболее трудоёмким мероприятием. Основой накопления фонда защитных сооружений являются Нормы проектирования ИТМ ГО.

В первую очередь накопление защитных сооружений должно проводиться для населения проживающего в зонах размещения потенциально опасных объектов.

Накопленный фонд защитных сооружений необходимо поддерживать в постоянной готовности к приему укрываемых.

Рассматривая состояние инженерной защиты населения в современных условиях необходимо отметить, что до 1990 года на территории нашей страны накоплено значительное количество ЗС ГО (убежищ и противорадиационные укрытий). Однако, вызывает беспокойство состояние защитных сооружений и их готовность к использованию по прямому предназначению, и особенно на потенциально опасных объектах, хотя укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны является основным и наиболее действенным способом защиты в чрезвычайных ситуациях, как военного, так и мирного времени.

В то же время, результаты комплексных проверок, учений и докладов с мест показывают, что в последние годы в Российской Федерации, практически, прекратилось строительство новых защитных сооружений гражданской обороны (в 2000 году в РФ построено 15 убежищ общей вместимостью 6280 чел., ПРУ - 41, общей вместимостью 9165 чел.), а техническое состояние существующих сооружений на объектах, с различными видами организационно-правовых форм и форм собственности, оставляет желать лучшего. В капитальном ремонте, в основном из-за протечек грунтовых вод через ограждающие конструкции, нуждается до 10%, в ремонте и реконструкции систем жизнеобеспечения - более 40% и в косметическом ремонте - около 30% сооружений.

Имеются защитные сооружения, построенные в период с 1941 по 1960 годы (убежища V класса), которые не соответствуют современным требованиям Норм проектирования ИТМ ГО.

Наиболее часто встречающимися недостатками по содержанию и эксплуатации защитных сооружений являются:

· нарушение гидроизоляции и герметизации сооружений, коррозия арматуры;

· износ и деформация несущих и ограждающих конструкций;

· предельные сроки эксплуатации фильтровентиляционного и сантехнического оборудования;

· нарушение целостности дренажных систем;

· использование сооружений для нужд экономики и обслуживания населения с нарушением требований по их содержанию и эксплуатации;

· отсутствие квалифицированного обслуживающего персонала;

· отсутствие необходимой документации по содержанию и эксплуатации ЗС ГО.

Не на всех предприятиях имеются современные защитные сооружения, хотя Федеральный закон «О гражданской обороне» предписывает, что руководители независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предприятия, несут персональную ответственность за защиту своих сотрудников, а, следовательно, и за поддержание этих сооружений в исправном состоянии.

Со стороны руководящего состава предприятий, организаций, акционерных обществ, на территории которых расположены защитные сооружения, контроль за состоянием объектов проводится не регулярно, от случая к случаю. Налицо отсутствие должного отношения к содержанию и эксплуатации ЗС ГО, хотя события в Югославии показали негативного последствия такого подхода.

Недостаточно эффективно решаются вопросы выполнения нормативных требований при проектировании зданий и сооружений промышленного и жилищно-гражданского назначения, на которых предусматривается возведение ЗС ГО, разработке соответствующих разделов в проектной и градостроительной документации, а также их соблюдения в ходе строительства и вводе в эксплуатацию новых ЗС ГО.

Для более эффективного решения указанных мероприятий органы управления по делам ГОЧС субъектов РФ должны руководствоваться СП 11-107-98 и СП 11-113-2002.

Остро стоит вопрос обеспечения строящихся и замены в существующих ЗС ГО нестандартизированного оборудования, средств фильтровентиляции и регенерации воздуха, другого инженерно-технического оборудования. Это, прежде всего, связано с тем, что часть заводов – изготовителей оборудования находится в странах ближнего зарубежья, а также по причине отсутствия достаточных заказов. Исходя из этого, заводы местной промышленности перестали выпускать элементы оборудования для защитных сооружений. В ежегодном Государственном оборонном заказе планируется и выделяются недостаточные средства на закупку нестандартизированного оборудования и требующего замены фильтровентиляционного и другого оборудования для ЗС ГО, а средства на строительство новых сооружений, обслуживание и эксплуатацию существующих вообще не выделяются.

Сохранность и накопление существующего фонда защитных сооружений продолжает оставаться одной из проблем, и особенно в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне, в которых прекращена работа крупных объектов экономики.

При ликвидации этих предприятий и смене собственника часть защитных сооружений долгое время оказывалась бесхозным и не обслуживалась, вследствие чего системы жизнеобеспечения и инженерно-техническое оборудование постепенно приходили в негодность.

Ликвидационные комиссии, занимаясь оценкой и продажей имущества этих предприятий, не учитывали то, что ЗС ГО должны находиться в федеральной собственности и их приватизация запрещена Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».

При ликвидации заводов-гигантов, образовавшиеся малые предприятия отказываются от преемственности в части взятия на свой баланс ЗС ГО большой вместимости ссылаясь на малую численность наибольшей работающей смены своих предприятий, которую необходимо укрывать в условиях чрезвычайных ситуаций.

Наряду с причинами объективного характера, также имеют место не исполнительность, безответственность и халатность ряда руководителей различного уровня. Так, некоторые руководители предприятий без согласования с проектными организациями, управлениями архитектуры и органами управления по делам ГОЧС допускают перепланировку помещений защитных сооружений и используют их с нарушениями требований действующих нормативных документов о порядке учета, содержания и эксплуатации ЗС ГО.

Местные администрации не имеют достаточных средств, для того, чтобы взять ЗС ГО на свой баланс. Одним из вариантов решения этой проблемы является создание при управлениях по делам ГОЧС городов (районов) подразделений (организаций) для ремонта, содержания и обслуживания ЗС ГО. Финансирование этих мероприятий необходимо производить целенаправленно через администрацию субъектов и Главные управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации.

В результате того, что на местах решению проблемных вопросов по сохранению и приведению ЗС ГО в готовность к использованию их по прямому назначению уделяется недостаточное внимание, фонд средств коллективной защиты постепенно сокращается и приходит в упадок. Не во всех регионах содержанию и правильной эксплуатации ЗС ГО, поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению уделяется должное внимание.

Результаты проверок и анализа отчетных документов в последние годы показывают, что лучше эти вопросы решаются в Центральном регионе (Курская и Московская области), хуже в Приморском крае и Иркутской области. Некоторые руководители предприятий, вместо того, чтобы организовать ремонт, техническое обслуживание и правильную эксплуатацию ЗС ГО идут по пути наименьшего сопротивления и в ряде случаев пытаются списать их с учета. К сожалению, эти факты в ряде случаев находят поддержку у отдельных начальников органов управления по делам ГОЧС. Так, например, начальник главного управления по делам ГОЧС Иркутской области согласовал списание 20 убежищ в г. Ангарске на 2640 человек под предлогом, что они не нужны.

Основную роль в недопущении резкого сокращения фонда средств коллективной защиты сыграла существующая нормативная правовая база по вопросам использования ЗС ГО и регулирования арендных отношений, которая в настоящее время представлена следующими основными нормативными правовыми актами:

· Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;

· Указ Президента Российской Федерации от 14.10.1992 г. № 1230 «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.1994г. № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями»;

· Распоряжение Государственного Комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 15.06.1994 г. № 1513-р «О приватизации предприятий, учреждений и организаций, имеющих на своем балансе объекты и имущество гражданской обороны»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2000 г. № 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне».

Эти нормативные правовые акты закрепляют ЗС ГО, используемые приватизированными предприятиями, в федеральной собственности и предписывают Минимуществу и МЧС России при выявлении объектов и имущества ГО, которые были приватизированы с нарушением установленного порядка, принимать меры к закреплению таких объектов и имущества в государственной собственности.

В настоящее время, когда этап приватизации, в основном, завершен, сформировались условия для создания, роста и расширения предприятий и организаций с негосударственными формами собственности, постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 г. № 359 играет не только положительную, но и сдерживающую роль в создании и накоплении фонда ЗС ГО. На практике появился ряд проблемных вопросов, решение которых необходимо для урегулирования пробелов в вопросах собственности и арендных отношениях.

Имеющиеся нормативные акты не обеспечивают заинтересованность в привлечении средств соответствующих бюджетов и внебюджетных средств для создания ЗС ГО, их правильной эксплуатации и содержания, в результате чего в настоящее время новое строительство защитных сооружений гражданской обороны фактически не ведется.

Юридически не решен вопрос имущественных отношений с негосударственными предприятиями, не получившими возмещения расходов на подготовку и проведение мероприятий по ГО в отношении вновь вводимых ЗС ГО и не определены их права пользования этими объектами, изменения их функционального предназначения.

Данная ситуация показывает, что в существующей нормативной правовой базе, сформировавшейся в современных экономических условиях, нет действенного механизма (порядка) передачи ЗС ГО, находящихся в государственной собственности, в оперативное управление или в хозяйственное ведение с правом аренды пользования юридическим лицам и использования их на основе заключенных договоров.

Отсутствует правовая определенность отношений собственности ЗС ГО, в том числе и построенных частными организациями за счет своих средств и механизм распределения финансовых средств, получаемых от аренды для поддержания фонда ЗС ГО в готовности к приему укрываемых.

Как показывает практика наиболее реальным источником финансирования эксплуатации и содержания ЗС ГО в сложившейся ситуации является сдача их в аренду коммерческим структурам и общественным организациям. Но при этом недостаточно отработано взаимодействие по этому вопросу между объектами экономики, комитетами управления госимуществом, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами управления по делам ГОЧС и другими заинтересованными организациями.

При заключении договоров арендодатели руководствуются постановлениями Правительства Российской Федерации № 1230 «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду» и № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями». Кроме того, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления принимаются свои нормативные правовые акты в этой области.

Так, например сдача в аренду защитных сооружений на территории г. Москвы регламентируется постановлением Правительства Москвы от 13.08.96 г. № 689 «Об аренде нежилых помещений» и «Положением о порядке использования защитных сооружений гражданской обороны двойного назначения в г. Москве в мирное время», утвержденным распоряжением Правительства Москвы от 26.12.91 г. № 102/29с.

На сегодняшний день из 7057 защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на территории г. Москвы, в интересах экономики и обслуживания населения используется 77,3%.

Из общего числа убежищ, находящихся на предприятиях, используется под размещение складов, бытовых помещений, спортивных залов и других потребностей этих предприятий - 84,4%.

В жилой застройке для нужд городского хозяйства и других организаций сдается в аренду государственным и частным предприятиям - 71,5% сооружений.

Финансовые средства, полученные от аренды ЗС ГО в составе других платежей поступают в городской бюджет, после чего из городского бюджета 47,5% выделяется префектурам на оплату работ по поддержанию жилого фонда, в том числе и убежищ. Таким образом, обезличенность средств, поступающих от аренды защитных сооружений, не позволяет в полной мере направлять их на ремонт и поддержание в готовности этих объектов. Так, в 1999-2000г.г. из 3867 убежищ, расположенных в жилом секторе было отремонтировано всего 252, что составляет - 7%.

В Московской области сдача защитных сооружений в аренду осуществляется в соответствии с распоряжением Администрации Московской области от 06.04.94 г. № 119 «О порядке заключений и переоформлений договоров аренды имущества госпредприятий, организаций и учреждений» и распоряжением Председателя Мособлкомимущества от 15.04.94 г.

№ 133. Расчет арендной платы производится по методике, утвержденной областным комитетом по имуществу, в соответствии с которой часть средств идет на ремонт, техническое обслуживание систем жизнеобеспечения, содержание, правильную эксплуатацию ЗС ГО и зарплату обслуживающего персонала.

Как уже говорилось большую роль в улучшении содержания и эксплуатации ЗС ГО играет определение четкого механизма финансирования.

В качестве примера можно привести г. Фрязино Московской области, где издано постановление Главы Администрации города от 09.12.95 г. № 1021 «О порядке финансирования, ремонта и обслуживания защитных сооружений города». Этим постановлением городскому финансовому управлению предписано 50% денежных средств, получаемых от аренды защитных сооружений в жилой части города направлять городскому жилищному управлению для обеспечения своевременного ремонта и обслуживания защитных сооружений, а городскому жилищному управлению поручено составлять ежегодно денежные ведомости, смету на планируемые работы и план проведения работ, согласованный с управлением по делам ГОЧС города. По окончании финансового года жилищное управление обязано представить в городское финансовое управление отчетные документы за полученные и израсходованные для ремонта защитных сооружений средства. Подобная практика имеется не во всех субъектах Российской Федерации.

Практику принятия постановлений администраций субъектов по организации содержания и эксплуатации ЗС ГО и механизма направления финансовых средств на поддержание в готовности фонда средств коллективной защиты можно рекомендовать и для администраций других городов и субъектов Российской Федерации. Даже незначительные объемы финансовых средств, получаемые от аренды ЗС ГО, позволят поддерживать их в относительно пригодном состоянии.

Проведенные исследования по технико-экономическому обоснованию выделения средств на содержание, обслуживание и ремонт ЗС ГО показывают, что средняя удельная стоимость проведения ЕТО и ремонта для убежищ составляет 170 руб./год на чел., для ПРУ – 40 руб./год.

Общими причинами недостаточной эффективности развития системы инженерной защиты населения, не считая финансовых, является несовершенство законодательной и нормативной правовой базы в изменившихся политических и социально-экономических условиях, которая не позволяет проводить согласованную политику по рассматриваемой проблеме на федеральном уровне, в субъектах федерации и на местах.

Повышение эффективности и совершенствования инженерной защиты населения в современных социально-экономических условиях целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

· увеличение количества вновь строящихся ЗС ГО;

· уменьшение количества списываемых, как объектов ГО, защитных сооружений;

· при проектировании зданий и сооружений предусматривать усиленные перекрытия и ограждающие конструкции в первых, цокольных и подвальных этажах для оборудования в них в особый период убежищ;

· приспособление и использование подземных горных выработок и подземного пространства городов различного назначения в интересах защиты населения (дооборудование подвальных и других заглубленных помещений, существующих и вновь строящихся подземных переходов под защитные сооружения и др.);

· строительство ЗС ГО в едином комплексе подземного строительства хозяйственных объектов;

· дооборудование убежищ третьим режимом вентиляции на предприятиях, использующих в своем производстве потенциально опасные вещества;

· повышение заинтересованности предприятий и организаций в сохранении и поддержании в готовности ЗС ГО и введение льготного налогообложения (например, освобождение от налога на землю, занимаемую отдельно стоящими ЗС ГО);

· разработка, уточнение и ввод в действие нормативных документов по проектированию, строительству и содержанию ЗС ГО с учетом современных требований по инженерной защите населения и территорий;

· создание при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления специализированных предприятий по ремонту и обслуживанию защитных сооружений;

· включение в планы реконструкции и капитального ремонта жилого фонда ремонт и восстановление защитных сооружений;

· определение порядка обеспечения защитных сооружений ГО нестандартизированным оборудованием;

· проведение целенаправленных научных исследований по вопросам разработки новых типовых проектов ЗС ГО, их технико-экономического обоснования, разработки нормативно-технических и методических документов по содержанию и эксплуатации ЗС ГО в новых экономических условиях во взаимодействии с заинтересованными организациями.

Таким образом, реализация большинства направлений зависит в первую очередь от законодательного и нормативного правового обеспечения вопросов инженерной защиты населения.

Подготовка к строительству быстровозводимых защитных сооружений ГО

Как уже было сказано, мы не достигли 100% укрытия населения в защитных сооружениях. Поэтому возникает необходимость строительства недостающего фонда в угрожаемый период, с введением в действие плана на военное время. Но для того, чтобы строительство недостающего фонда защитных сооружений было осуществлено в короткие сроки и обеспечено материально, необходимо заблаговременно выполнить ряд подготовительных мероприятий:

· в частности, определяется недостающее количество защитных сооружений, их вместимость, место строительства;

· разрабатывается план строительства быстровозводимых защитных сооружений на территории области и другие документы, связанные с процессом строительства;

· определяется общая потребность в рабочей силе и механизмах для строительства, количество и номенклатура материалов, оборудования, механизмов и автотранспорта для обеспечения строительства;

· заключаются хозяйственные договора на поставку конструкций, оборудования и ведения строительных работ;

· разрабатывается недостающая проектно-сметная документация и осуществляется обеспечение ею объектов экономики.

Подготовка должна предусматривать выбор мест строительства, организацию работ по их возведению, обеспечение материалом, инструментом и механизмами, силы и средства строительно-монтажных организаций, выделяемых на усиление команд, созданных из числа населения.

При разработке планов строительство простейших укрытий следует предусматривать их возведение в жилом секторе, на объектах народного хозяйства, на сборных эвакопунктах, пунктах посадки и других местах скопления людей.

Прогнозирование инженерной обстановки

С целью получения данных для планирования инженерного обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в очагах поражения и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, необходимо заблаговременно спрогнозировать обстановку, которая может сложиться на территории области, города, района, объекта.

В ходе прогнозирования возможной инженерной обстановки определяются объемы возможных разрушений и инженерных работ, силы и средства для их выполнения, время года и другие необходимые данные, от которых будет зависеть успех выполнения тех или иных задач.

Данные, полученные в ходе прогнозирования, являются основным критерием для создания аварийно-спасательных инженерных и аварийно-технических формирований, их оснащения инженерной техникой, средствами малой механизации и обучения.

Прогнозирование проводится по разработанным методикам, в соответствии со справочными данными, данными учений и научных исследований, а также данными, полученными в результате проводимых рекогносцировок.

В настоящее время на практике применяются ведомственные методики. В некоторых случаях это сказывается на результатах определяемых показателей или в сторону занижения, или завышения. С целью исключения такой практики – разработкой методик должны заниматься страховые компании.

Планирование инженерного обеспечения ликвидации ЧС

Планирование инженерного обеспечения ликвидации ЧС осуществляется по результатам прогноза возможной инженерной обстановки.

Мероприятия по инженерному обеспечению отражают в планах РСЧС на мирное время (план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и планах ГО на военное время.

В разделах плана предупреждения и ликвидации ЧС излагаются выводы из оценки возможной инженерной обстановки:

· степень разрушения населенных пунктов, объектов экономики; состояние защиты населения и защитных сооружений;

· состояние коммунально-энергетических сетей, инженерных сооружений, дорожной сети, а также: организацию инженерной защиты населения и инженерного обеспечения мероприятий РСЧС и ГО;

· силы и средства, привлекаемые к выполнению инженерных мероприятий, последовательность их применения и сроки выполнения задач;

· особенности инженерного обеспечения, ведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

План отрабатывается в виде графической части (на карте или на схеме) и пояснительной записки.

Подготовка систем водоснабжения к работе в чрезвычайных ситуациях

Серьезной проблемой остается организация обеспечения надежного водоснабжения населения в условиях чрезвычайной ситуации. Значение воды велико и потребление ее с каждым годом растет.

Достаточно сказать, что на одного жителя крупного города расходуется в среднем 400-600 литров воды в сутки.

В чрезвычайных ситуациях водопотребление не только не сократиться, а ряде случаев увеличится. Например, для тушения пожаров на одном километре фронта огня необходимо подать 800 литров воды в секунду. Кроме того, вода необходима для санитарной обработки пораженных и специальной обработки техники, других нужд, не считая хозяйственно-питьевых нужд.

В результате чрезвычайных ситуаций, могут возникнуть разрушения ряда сооружений и сетей водоснабжения, или заражение источников воды. Такие примеры имели место в Уфе, Хабаровске, Ленске.

Наименее не устойчивыми (критическими) элементами системы водоснабжения являются водозаборные и водоочистные сооружения, наземные части насосных станций, водонапорные башни и домовые (цеховые) сети.

С целью повышения устойчивости работы существующих систем необходимо заблаговременно предусмотреть проведение целого ряда инженерно-технических мероприятий.

Организация выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы систем водоснабжения возлагается на начальников всех рангов, органы управления и соответствующие службы.

Подготовка и содержание дорожной сети

Развитость и состояние дорожной сети существенно влияет на выполнение мероприятий РСЧС, особенно при проведении эвакомероприятий, массового строительства защитных сооружений, при выдвижении и вводе сил РСЧС в очаг поражения, для проведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения. Мероприятия по подготовке дорожной сети, которые проводятся заблаговременно, включают:

· совершенствование существующих и строительство новых дорог по планам развития транспортных коммуникаций;

· связей городов и районов сельской местности с учетом требований Норм проектирования ИТМ ГО;

· согласование с органами военного командования вопросов совместного использования дорожной сети для военных перевозок, целей РСЧС и ГО;

· рекогносцировка дорожной сети, определения наиболее узких и уязвимых мест;

· выбор мест для постройки временных мостов и наводки переправ на случай разрушения существующих мостов;

· выбор направления колонных путей, изучение проселочных дорог, объездов в случае отсутствия или недостаточности существующих дорог с твердым покрытием;

· определение проходимости местности вне дорог, по результатам анализа состояния дорожной сети разрабатывается план дорожно-мостового обеспечения. План разрабатывается на карте с пояснительной запиской.

Подготовка к светомаскировке населенных пунктов и объектов экономики

Световая маскировка населенных пунктов и объектов экономики планируется и организуется на основании требований Норм проектирования гражданской обороны СНиП 2.01.51-90, 2.03.53-84.

Она заключается в снижении освещенности населенных пунктов и объектов народного хозяйства, с целью затруднения обнаружения и опознавания в темное время суток оптическими средствами разведки.

Световая маскировка выполняется в полном объеме на территории страны, отнесенной к зонам световой маскировки, по двум режимам: частичного и полного затемнения.

Режим частичного затемнения вводится по решению Правительства страны и является постоянным режимом освещения населенных пунктов и объектов до отмены военного положения. Время введения режима не должно превышать 16 часов. Цель данного режима заключается в снижении общей освещенности без нарушения производственной деятельности объектов и работы транспорта, жизнедеятельности населенных пунктов и подготовиться к введению режима полного затемнения.

Режим полного затемнения вводится по сигналу «Воздушная тревога» и отменяется по сигналу «Отбой воздушной тревоги». Переход с режима частичного затемнения на режим полного затемнения должен быть осуществлен за время не более 3-х минут, в отдельных случаях, при световой маскировке наружных производственных огней, допускается увеличивать время перехода до 10 минут.

Световая маскировка осуществляется электрическим, светотехническим, механическим и технологическим способами. Выбор способа или сочетания способов должен производиться в зависимости от характера деятельности того или иного населенного пункта или объекта.

Подготовка личного состава инженерно-технических служб и формирований

Для выполнения основных, наиболее сложных задач инженерного обеспечения мероприятий РСЧС и ГО создаются службы и аварийно-технические формирования.

К числу инженерно-технических служб относятся:

· инженерная;

· коммунально-техническая;

· энергетики и светомаскировки;

· дорожная;

· убежищ и укрытий.

Базой создания инженерно-технических служб служат родственные или близкие по специализации министерства, ведомства и их подведомственные учреждения, организации, предприятия в зависимости от территориального расположения.

Для непосредственного выполнения инженерных задач мирного и военного времени, требующих использования специально подготовленного личного состава и применения инженерной техники, должны создаваться инженерные и аварийно-технические формирования. Количество инженерно-технических формирований, их состав и оснащение должны определяться непосредственно на местах, в соответствии с предстоящими задачами, решаемыми по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени и задач военного времени, объем которых определен в ходе прогнозирования инженерной обстановки.

Инженерная защита - комплекс организационных и инженер­но-технических мероприятий по предотвращению ЧС и уменьше­нию их масштабов, а также последствий в случае возникновения. Основная цель этой защиты - предотвращение людских потерь и уменьшение материального ущерба, создание условий для неот­ложных аварийно-спасательных работ. Инженерная защита населения основывается прежде всего на строительстве и использовании в зонах вероятных разрушений, радиационного и химического загрязнения защитных сооруже­ний - убежищ и укрытий. Укрытие населения в этих сооружениях - наиболее эффек­тивное и универсальное мероприятие защиты от поражающих факторов всех природных и техногенных ИЧС, а также во время ведения боевых действий. Убежища - наиболее надежные защитные сооружения: они обеспечивают защиту от всех механических, тепловых, радиаци­онных, химических и биологических факторов. Противорадиационные укрытия (ПРУ) - сооружения, предназ­наченные для защиты от внешнего облучения, непосредственно­го попадания на кожу, одежду, обувь радиоактивной пыли, ка­пель АХОВ, биологических средств. ПРУ ослабляют излучение в десятки -сотни раз. Для защиты используются конструкция ПРУ, его заглубление и грунтовая обсыпка, простейшие системы филь-тровентиляции и герметизации. К ПРУ относятся специально возводимые сооружения, соору­жения хозяйственного назначения (погреба, гаражи, овощехра­нилища), приспособленные для укрытия людей. Укрытия обычно вмещают от 50 до 300 человек, нормы на одного человека по пло­щади и объему те же, что и для убежищ. В целях решения всего комплекса вопросов инженерной защи­ты в ЧС разработана комплексная программа «Инженерная защи­та городов и населенных пунктов России от воздействия опасных природных и техногенных процессов». Ее выполнение позволяет существенно повысить защиту населения и территории в ЧС. Радиационная и химическая защита населения. Радиационная защита. Радиационная защита - это комплекс организационных, инженерно-технических и специальных меро­приятий, направленных на предупреждение или максимальное ос­лабление воздействия ионизирующих излучений на людей и умень­шение радиоактивного загрязнения окружающей среды до допу­стимых уровней. Она обеспечивает состояние защищенности лю­дей от вредного для них воздействия ионизирующих излучений и является основным механизмом достижения радиационной без­опасности. Следовательно, основная цель радиационной защи­ты - это обеспечение радиационной безопасности населения и персонала РОО. Осуществление радиационной защиты основывается на следу­ющих принципах: непревышение допустимых пределов индивидуальных доз об­лучения населения и персонала от всех источников ионизирующих излучений; запрещение всех видов деятельности с использованием ионизи­рующих излучений, при которых получаемая для людей и обще­ства в целом польза не превысит риска возможного вреда от допол­нительного к естественному радиационному фону облучения; поддержание на возможно низком уровне индивидуальных доз и числа людей, подвергшихся облучению.

Основными задачами радиационной защиты являются: .предупреждение о возникновении аварии на РОО; ограничение радиационных последствий аварии.

Первая задача решается на этапах проектирования, размещения, строительства и нормального функционирования РОО. При этом предусматривается проведение ряда организационных и инженер­но-технических мероприятий, к основным из которых относятся: размещение РОО с учетом риска возникновения природных чрезвычайных ситуаций и возможных последствий аварии; специальные меры по предупреждению аварий и ограничению распространения выбросов радиоактивных веществ за пределы санитарно-защитной зоны; меры по защите персонала радиационных опасных объектах и близживущего населения. При размещении в конкретной местности предусматриваются ограничения по минимальному расстоянию между АЭС и насе­ленными пунктами: населенный пункт с населением до 50 тыс. человек размещает­ся не ближе 8 км от АЭС; город с населением от 500 тыс. до 1 млн человек - не ближе 30 км; город с населением более 2 млн человек - от 100 км и более. 96 При размещении POO должны учитываться сейсмичность тер­ритории, ее геологические, гидротехнические и ландшафтные условия. Меры по предупреждению аварий и ограничению распростра­нения выбросов включают в себя: использование быстродействующих систем защиты, прерыва­ющих неконтролируемое развитие процессов в ядерном реакторе; создание нескольких барьеров безопасности, препятствующих выходу радиоактивных продуктов при взрывных процессах; качественная подготовка персонала РОО; создание санитарно-защитной зоны вокруг РОО. Специальные меры по защите персонала РОО и населения в примыкающих к АЭС районах предусматривают создание: системы автоматизированного мониторинга радиационной об­становки; автоматизированной локальной сети оповещения на РОО; защитных сооружений (убежищ, противорадиационных укры­тий и т.п.) в 30-километровой зоне от АЭС. При аварии на РОО проводятся мероприятия по защите насе­ления в условиях радиационной ЧС и по ликвидации последствий аварии, которые рассмотрены ниже.

Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Опасность пора­жения людей в чрезвычайной ситуации радиационного характера обусловлена дозой облучения: внешнего гамма-излучения от загрязненной местности; внутреннего, возникающего при попадании радиоактивных веществ внутрь организма через органы дыхания и через пищева­рительный тракт. Роль этих факторов и соответствующее противодействие им зависят от фазы развития аварии. Обычно рассматривают три фазы. Ранняя фаза развития аварии - время от начала аварии до момента прекращения выброса радиоактивных веществ в атмо­сферу и окончания формирования радиационного загрязнения ме­стности. Продолжительность этой фазы может составлять от не­скольких часов до 10 сут. Средняя фаза - от момента завершения формирования РЗМ до задействования всех мер защиты и жизнеобеспечения на­селения. Длительность фазы может составлять от нескольких суток до одного года. Поздняя фаза- длится до завершения (прекращения не­обходимости) выполнения защитных мер. Фаза завершается од­новременно с отменой всех ограничений на жизнедеятельность населения на РЗМ и переходом к обычному санитарно-радиаци-онному контролю радиационной обстановки. Определение границ зон загрязнений и проведение защитных мер на ранней фазе аварии проводится по данным радиационной 4 Киршин 97 разведки и планируется на основании действующих «Критериев для принятия решения о мерах защиты населения в случае аварии ядерного реактора», утвержденных Минздравом России (табл. 6.1). Если ожидаемые дозы достигают или превосходят верхний уро­вень, то приведенные в табл. 6.1 меры обязательны, даже если они связаны с нарушением деятельности населения. Продолжи­тельность ранней фазы 10 сут, она установлена на основе опыта аварии на Чернобыльской АЭС. Для принятия решений о режимах поведения населения, ха­рактерных для среднего и позднего этапов развития аварии, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, о дез­активации населенных пунктов и их реабилитации по уточнен­ным данным радиационной разведки и радиационного контроля определяются районы РЗМ и находящиеся в них населенные пун­кты. При получении данных о плотности загрязнений, Ки/км2, из разных районов на карте административной территории прово­дится зонирование РЗМ, т. е. нанесение соответствующих зон. Границы этих зон устанавливаются в зависимости от определен­ных плотностей загрязнения территорий. С учетом изменения ра­диационной обстановки не реже чем раз в три года эти границы пересматриваются решением Правительства России. Для этих зон определяется величина годовой эффективности дозы, которая может быть получена населением при отсутствии радиационной защиты, и планируются меры защиты. По опыту ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС выделяют определенные зоны РЗМ и соответствующие им мероприятия по защите населения и территорий. На территориях, где годовая доза не превышает 0,1 рад, про­водится обычный контроль загрязнения среды и сельскохозяй­ственной продукции, по результатам которого оценивается годо­вая доза. Проживание населения и хозяйственная деятельность на этой территории по радиационным факторам не ограничивается, и территория не относится к зонам РЗМ. Плотность загрязнения по цезию-137 в этой зоне 1 - 5 Ки/км2. На территориях, где годовая эффективная доза превышает 1 рад, устанавливается зона РЗМ. Зона радиационного контроля -территория, на ко­торой годовая доза составляет от 0,1 до 0,5 рад. В этой зоне осуще­ствляется радиационный мониторинг природной среды и сельс­кохозяйственных продуктов, контроль облучения населения. Ис­пользуются средства снижения доз (защиты кожи и органов дыха­ния, йодная профилактика). Зона проживания с правом на отселение - часть территории с плотностями загрязнения 5-15 Ки/км2 по цезию-137, годовой дозой от 0,5 до 2 рад. Осуществляются те же меры защи­ты, что и в зоне радиационного контроля. Добровольный въезд в эту зону для постоянного проживания не ограничивается. Въезжа­ющим разъясняется риск ущерба здоровью, обусловленный дей­ствием радиации. Зона отселения - территория с плотностью загрязне­ния 15 - 40 Ки/км2. Среднегодовая доза превышает 2 рад. Въезд в зону для постоянного проживания запрещен. Осуществляются меры радиационной и медицинской защиты. Запрещается проживание детей, лиц репродуктивного возраста. Зона отчуждения - территория с чрезвычайно опасным РЗМ. Плотность загрязнения более 40 Ки/км2, годовая доза более 5 рад. В зоне не допускается постоянное проживание, хозяйствен­ная деятельность и природопользование строго регулируются. При временном пребывании используются средства индивидуальной защиты, режим радиационной защиты и другие меры. Проводимые в зонах РЗМ защитные мероприятия могут при­водить к нарушению нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функционирования территорий, т.е. являются вмешательством, влекущим за собой не только эко­номический ущерб, но и неблагоприятное воздействие на населе­ние. Поэтому при принятии решений о характере вмешательства (защитных мероприятиях) руководствуются специальными прин­ципами: предлагаемое вмешательство должно принести населению боль­ше пользы, чем вреда, т.е. уменьшение ущерба в результате сни­жения дозы должно быть достаточным, чтобы оправдать стоимость вмешательства и возможный (прежде всего социальный) вред от него (принцип обоснования вмешательства); 99 форма, масштабы и длительность вмешательства должны быть выбраны такими, чтобы чистая польза от снижения дозы за выче­том ущерба, связанного с самим вмешательством, была бы мак­симальной (принцип оптимизации вмешательства). Таким образом, при организации непосредственной радиаци­онной защиты населения основные усилия сосредоточиваются на исключении или уменьшении воздействия ИИ, что достигается: укрытием в защитных сооружениях; использованием средств индивидуальной защиты; сокращением времени пребывания в зонах РЗМ, вплоть до эва­куации; специальной обработкой (дезактивацией); применением лекарственных профилактических средств. Действия населения при радиационной аварии и в условиях ра­диоактивного загрязнения местности. Услышав сигнал оповещения «Внимание всем!», необходимо включить средства вещания (теле­визор, радиоприемник, проводное радио), прослушать информа­цию и действовать в соответствии с ней. Если рекомендации для конкретной обстановки отсутствуют, то следует защитить органы дыхания (платком, шарфом и т.п.) и по возможности быстро ук­рыться в ближайшем здании, лучше всего в собственной квартире. В помещении следует: сменить верхнюю одежду и обувь и поместить их в пластиковые пакеты или пленку; плотно закрыть окна, форточки, двери, выключить вентиля-i цию; I включить средства вещания и быть готовым к приему инфор­мации; при наличии бытового измерителя загрязнения периодически проводить измерения. Герметизировать помещения (подручными средствами заделать щели в окнах и дверях, заклеить вентиляционные отверстия) и надежно укрыть продукты питания (открытые продукты поместить в полиэтиленовые пакеты, запастись водой в закрытых сосудах, продукты и воду разместить в холодильнике, закрытых шкафах, кладовках). При получении указаний следует провести йодную профилак­тику (подручное средство - 3 - 5 капель 5 % раствора йода на стакан воды для взрослых; 1 - 2 капли на 100 г воды для детей до двух лет; прием повторить через 5 -7 ч). Строго соблюдать прави­ла личной гигиены: открытые участки тела мыть с мылом не­сколько раз в день. Помещение следует оставлять только в крайних случаях и на короткое время. При выходе на улицу защищать органы дыхания и кожу табельными, а при их отсутствии - подручными средствами. После каждого возвращения следует переодеваться. 100 Необходимо подготовиться к возможной эвакуации, для чего должны быть наготове: средства индивидуальной защиты, в том числе подручные; одежда и обувь по сезону, нижнее белье; однодневный запас продовольствия, медикаменты; документы, деньги и другие необходимые вещи. Перед выходом из помещения для эвакуации надо отключить холодильник, все электрические и газовые приборы, перекрыть воду, выбросить все скоропортящиеся продукты. На загрязненной местности нельзя снимать средства защиты, поднимать пыль, запрещается курить, принимать пищу, лежать, садиться; двигаться следует по задерненной почве или по асфаль­ту. Периодически проводится дезактивация средств защиты, одежды и вещей путем осторожного обтирания или обтряхивания, а так­же обтирание и обмывание открытых участков кожи. После ради­ационного контроля необходимо переодеться. В районах загрязне­ния можно употреблять продукты питания только после проведе­ния радиационного контроля или продукты, находящиеся в гер­метичной упаковке. Соблюдение норм и правил поведения в условиях РЗМ являет­ся важной защитной мерой, снижающей риск радиационных по­ражений.

Памятка для населения Действия граждан при проведении общей эвакуации

Среди способов защиты населения большое значение имеет эвакуация населения из опасных районов и размещение в загородной зоне. Эвакуация проводится организованно и в максимально сжатые сроки комбинированным способом (всеми видами транспорта и пешим порядком) через сборные эвакопункты (СЭП) по территориально-производственному принципу. Успешное выполнение эвакуации во многом зависит от личной организованности и дисциплины населения, от знания им своих обязанностей. При подготовке к эвакуации

1. Надо знать номер сборного пункта, его адрес, номер телефона, способ эвакуации (транспортом или пешим порядком).

2. Следуя на сборный пункт после получения извещения об эвакуации, необходимо: - взять с собой документы, деньги, обувь, одежду, в том числе и теплые вещи, независимо от времени года, постельное белье и туалетные принадлежности, медикаменты, индивидуальные средства защиты, продукты питания (консервы, сухари и др.) на 2-3 дня, нож, спички, термос или бутылку с водой, но не более 50 кг. общего веса на человека; -продукты питания уложить в чемоданы, рюкзаки, сумки или завернуть в свертки, удобные для переноса и транспортировки. К каждому месту прикрепите бирки с указанием своей фамилии и инициалов, адреса жительства и конечного пункта эвакуации. В этом случае больше вероятности, что вещи не потеряются; -детям дошкольного возраста вложить в карманы или пришить к одежде записки с указанием фамилий, имен, отчеств и мест жительства или работы родителей; - в квартире выключить все осветительные и нагревательные приборы, закрыть краны водопроводных и газовых сетей, окна и форточки По прибытии на СЭП 1. Выполнять все указания администрации. 2. Пройти регистрацию, запомнить № эшелона или № колонны, время отправления.

3. Лично познакомиться со старшим вагона или колонны.

4. Узнать место посадки на транспорт или построения колонны или маршрут движения.

5. На посадку следовать организованно под руководством старшего по посадке.

6. При построении пеших (автоколонн)колонн спокойно занять место в колонне по команде старшего колонны.

В пути следования 1. На марше в пешем порядке или на транспорте строго соблюдать правила поведения, объявленные старшим колонны. 2. При следовании пешим порядком соблюдать дисциплину марша во время движения, на привалах и в промежуточных пунктах. Соблюдать меры маскировки и пожарной безопасности, быть готовым к укрытию. 3. При следовании транспортом не выходить из него без разрешения старшего колонны. По прибытии в пункт эвакуации 1. Пройти регистрацию на приемном эвакуационном пункте и в сопровождении старшего убыть к месту расселения. 2. Эвакуируемые не имеют права самостоятельно без разрешения местных эвакуационных органов выбирать пункты и места для жительства и перемещаться из одного района в другой. 3. Все эвакуируемые должны оказывать помощь друг другу. Взрослое население при эвакуации должно оказывать всяческую помощь




Top