Обязанности и запретности укрепляют массовое правосознание эссе. Правосознание. Чего нельзя писать в эссе

1. Понятие правосознания Сознание выступает единством всех психологических процессов, состояний и свойств человека как личности. Это высший уровень психического отражения человеком объективной действительности. Это единство всех форм познания человека, его переживаний и отношений к тому, что он отражает (ощущения, память, мышление, мечта, настроение, принципиальность и др.). Носителем сознания может быть только личность, то есть человек в единстве всех своих социально-психологических качеств и сил, направляющих его практическую деятельность. Структурными элементами сознания являются: постоянство сознания, познание (приобретение в ходе общественно-практической деятельности знаний об окружающем мире - от ощущений к творческому мышлению), знания (целостная и систематизированная совокупность понятий, усвоенных человеком с помощью мышления и памяти), усвоение (понимание, запоминание и возможность использования определенных сведений), переживания (реакция на конкретные обстоятельства, факторы, отражение реального мира). Высшим уровнем сознания выступает самосознание. Правосознание - это производная от общего понятия сознания. В самом термине «правосознание» объединены два слова - «сознание» и «право». Следовательно, правосознание - это та часть общественного и индивидуального сознания, объектом которого является законодательство в целом, отдельные акты и нормы, права, свободы и обязанности личности и других участников правоотношений, правоприменительные акты, правомерное и противоправное поведение, правопорядок и законность и мн. др. Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей (классов, наций, народа) к действующему и желаемому праву. В числе функций правосознания можно назвать: познавательную, регулятивную, функцию правового моделирования, оценочную, функцию правового воспитания, прогностическую функцию. Оценочная функция правосознания выражается в установлении сходства (тождества) каких-либо социально-правовых явлений своих собственных представлений о должной личностной или социальной полезности (ценности) этих явлений. Познавательная функция правосознания выражается в получении и систематизации правовых знаний, соответствующих уровню развития общества и способности человека усваивать и применять эти знания в практической деятельности. Регулятивная функция правосознания - это регламентационно-результативное воздействие правосознания на поведение своих субъектов (носителей правосознания). 2. Структура правосознания Правовое сознание складывается из двух крупных составляющих: правовой идеологии и правовой психологии. Правовая идеология - это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Она представлена: научными идеями (например представления о справедливом государственном строе реализуются в идее правового государства); положениями, учениями, теориями, которые формируются в обществе и позволяют государству и его органам эффективно использовать их в правотворческой и правоприменительной деятельности. Правовая психология - это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, коллективов, отдельных индивидов к праву, к системе правовых учреждений, действующих в обществе. Правовая психология является чрезвычайно сложной и насыщенной множеством разносторонних проявлений характеристикой проявлений человеческой жизни. Она складывается из совокупности психологических и правовых явлений. К числу таковых относятся: правовая потребность - это побудительный мотив, источник правовой активности, внутреннее состояние личности, основанное на уверенности в высокой социальной ценности права и необходимости использовать исключительно правовые средства; правовая установка - это особое психическое состояние предрасположенности субъекта права к определенной правовой активности в той или иной правовой ситуации; правовой менталитет - это устойчивое мировоззрение личности, социальной группы, общества в целом в отношении права; правовой мотив - это внутреннее побуждение к правомерным действиям, особая психологическая форма осознания людьми тех или иных правомерных потребностей и интересов; ценностно-правовые ориентации - это совокупность качеств личности (чувство правового долга, ответственности, уважения к праву, солидарность с его требованиями, убежденность в их целесообразности и истинности и др.), определяющих в своем единстве правовую позицию к праву, к его институтам; правовое настроение - это эмоциональная реакция человека на оценку каких-либо правовых событий или состояния права; правовые чувства - это довольно длительная и устойчивая форма переживания, имеющая стабильную мотивационную и относительно неизменную реакцию на состояние правовой действительности; правовые эмоции - это непосредственное переживание жизненного смысла определенной ситуации, обусловленное ее соотношением с потребностями субъекта; правовые навыки - это закрепленные в ходе жизнедеятельности человека стереотипные приемы законопослушного поведения; правовые привычки - это закрепленные в обычаях и традициях представления о правомерном и неправомерном, справедливом и несправедливом, о преступлении и наказании, правах и обязанностях; правовая сплоченность - это высокая степень духовной и социально-психологической организованности и единства, проявляющаяся в правовой сфере жизни и др. В данном случае правовая психология - это то, в чем и как проявляются отношения к тем или иным правовым нормам, актам (радость или огорчение, неудовлетворение или равнодушие по по¬воду того или иного нормативно-правового акта и т.п.). Характеристика, отражающая отношение людей к праву и его установкам с точки зрения глубины и направленности правовых знаний и переживаний называется уровнем правовой психологии. Высокий уровень развития правовой психологии (общества, социальной группы, населения города, коллектива учреждения) - это уровень достоверного, систематизированного, устойчивого, теоретико-практического отражения правовой реальности, характеризующийся максимальным соответствием социально-психологических явлений в них представлениям о подлинном правовом обществе, о развитой правовой психологии группы и, как следствие, правомерным поведением должностных лиц, граждан, всех членов группы, коллектива. Низкий уровень развития правовой психологии свидетельствует о все большем несовпадении ее с высшим, подлинно правовым, о наличии увеличивающихся криминогенных социально-психологических предпосылок, проявляющихся все чаще, шире и глубже в противоправном поведении членов общности. 3. Виды правосознания Правосознание можно классифицировать по нескольким различным основаниям. По степени общности: массовое - правосознание нации, народа; групповое - правосознание социальных групп, формальных и неформальных коллективов; индивидуальное - правосознание отдельных лиц, чувства и представления о праве отдельных личностей. Проявляется в мотивах поведения, согласованных с правом или отрицающих его. Массовое и коллективное правосознание выражается через его индивидуальное проявление. По содержанию правосознание делится на: обыденное правосознание - это житейские, порой довольно-таки поверхностные представления о праве людей, соприкасающихся с правом в повседневных, семейных, трудовых, общественных и иных сферах жизни; основано, в значительной степени, на чувствах и эмоциях; профессиональное правосознание основано на специализированных правовых знаниях, используемых в работе профессионалов-юристов, то есть людей, получивших специальную подготовку для работы в определенной правовой сфере (судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы и др.); Под влиянием накопленного опыта и сложившихся условий у юриста-практика формируется устойчивое, стандартизованное отношение к тем или иным правовым явлениям, субъектам права. Это качество называется профессиональная стереотипизация юриста. В негативном аспекте зачастую проявляется в обвинительном уклоне, в презумпции собственной непогрешимости, ориентации на ужесточение наказаний, стереотип секретности и закрытости своей сферы деятельности и т.п. научное правосознание складывается на основе широких и глубоких правовых обобщений или теоретического отношения к праву и правовым явлениям (его содержание составляет правовая идеология). По интенсивности проявления бывают: активный уровень правосознания (целенаправленная, инициативная деятельность субъекта, направленная на соблюдение или несоблюдение требований правовых норм). Проявляется в активном правомерном или активном антисоциальном поведении; обычный уровень правосознания (такое отношение к праву и правовым явлениям, которое проявляется в повседневной деятельности субъектов и выражается либо в не нарушении либо в нарушении ими норм права (привычное правомерное и привычное противоправное поведение; ситуативное правомерное и ситуативное про-тихонравное поведение); пассивный уровень правосознания (поведение, для которого характерно сознательное уклонение субъекта от использования той или иной части субъективных права или исполнения юридической обязанности (конформистское правомерное и конформистское противоправное поведение; маргинальное правомерное и маргинальное противоправное поведение). 4. Правовая культура, правовое воспитание и правовая социализация Если правосознание характеризует отношение к праву с внутренней стороны человеческой деятельности, то выразителем такого отношения вовне выступает правовая культура. Эти категории теснейшим образом связаны между собой. Правовая культура - это состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее состояние права как социальной ценности. Правовая культура является совокупностью духовных и материальных ценностей, которые характеризуют всю правовую действительность. Это, прежде всего, уважительное отношение к праву, проявляющееся в правомерном поведении. В зависимости от степени распространенности (действенности) можно рассматривать правовую культуру общества, групп и коллективов, а также правовую культуру отдельной личности. Правовая культура общества - это обусловленное социальными, духовными, политическими, экономическими особенностями качественное состояние правовой жизни общества, характеризующееся достигнутым уровнем развития всех юридических явлений (правовых актов, юридической деятельности, правосознания и т.д.), а также степенью гарантированное™ государством и обществом прав и свобод человека и гражданина. Правовая субкультура - это такая разновидность правовой культуры, которая является характерной для конкретной устойчивой социальной группы, отличающейся своим отношением к базовым ценностям общественной правовой культуры. В зависимости от степени осознания личностью позитивности права, полезности его проявлений выделяются уровни правовой культуры: обыденный, профессиональный и теоретический. Социальное назначение правовой культуры выражается в выполняемых ею функциях. К основным из них относятся: ценностная, познавательная, прогностическая, регулятивная, коммуникативная, правосоциализаторская и другие направления ее воздействия на социально-правовую действительность. Основными направлениями процесса формирования правовой культуры являются: правовая пропаганда (правовое информирование) - целена-правленый инициированный государством процесс распространения в обществе правовых идей с целью формирования правового мировоззрения, повышения правовой активности граждан с помощью различных приемов и способов, в том числе средств массовой информации; правовое обучение и образование - целенаправленный процесс формирования высокого уровня правового сознания граждан, выступающий как результат усвоения систематизированных правовых знаний, умений и навыков, как необходимое условие теоретической и практической деятельности в сфере права; правовое воспитание - целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры; формирование навыков и привычек правомерного поведения в форме правовой агитации - воздействия на сознание и настроения людей в сторону законопослушности и правомерного поведения). Средствами правового обучения и воспитания являются: печать, основанная на принципах массовости и правдивости; опубликование и пропаганда действующего законодательства; информирование о деятельности органов центральной и местной власти, правоохранительных органов; информирование о деятельности общественных организаций и самодеятельных формирований по укреплению законности и правопорядка; распространение передового опыта правовой работы и т.д. «Народу необходимо и достойно знать законы своей страны, это входит в состав правовой жизни. Право говорит на языке сознания и обращается к сознательным существам; оно утверждает и отрицает, оно формулирует и требует - для того, чтобы люди знали, что утверждено и что отринуто, и осознавали формулированное требование» [ИЛ. Ильин). Правовое сознание личности в значительной степени формирует правовая социализация. Она же оказывает огромное влияние на становление правовой культуры личности. Правовая социализация - это усвоение человеком правовых знаний и требований, постепенное овладение необходимыми социально-правовыми навыками с целью формирования и обеспечения правомерного (законопослушного) поведения. При этом необходимо иметь в виду, что человек социализируется, то есть получает знания о полезных общественных установках на протяжении всей своей жизни. Огромное влияние на процесс правовой социализации оказывает образ жизни конкретного человека - его микросоциум, с комплексом своих требований и методов их осуществления. Нередко бывает так, что под воздействием ряда объективных и субъективных факторов, человек меняет свои позитивно направленные правовые установки на прямо противоположные. И тогда его отношение к праву начинает выражаться в недооценке им ценности права (правовой негативизм), либо в безответственном, легкомысленном отношении к требованиям закона (правовой инфаль-тилизм), либо в активном неприятии норм права подчас только в силу их существования (правовой нигилизм). Подобные изменения правосознания личности именуются дефектностью ее правовой социализации. Иногда эта дефектность может принять совершенно крайние формы, при которых правовое начало сознательно и целенаправленно игнорируется, отрицается по мотивам корысти, жестокости, алчности и многим иным причинам. В конечном счете, это приводит к так называемому правовому перерождению. «Современное состояние отечественного правосознания характеризуется наличием в нем некоего правового вакуума, который необходимо чем-то заполнить. С одной стороны, такой вакуум в сознании людей может быть заполнен духовно-нравственными и религиозными ценностями, а с другой - криминальным, уголовным менталитетом с его глубоко нигилистическим отношением к праву» [Н.И. Мату зов).

Токарева М.А., аспирант кафедры философии ЛГТУ

Роль правового сознания в сохранении гуманитарной культуры

По мнению И.А. Ильина право и правосознание начинаются и кончаются там, где начинается и кончается вопрос: «а что на самом деле имеет правовое значение и в чем оно?» Судья, чиновник, адвокат и гражданин – если они не ставят этого вопроса и не добиваются его предметного разрешения – не живут правом и не творят права, и правосознание их стоит на самом низком уровне. Они довольствуются суррогатами права и фальсифицируют его. Тот, кто пользуется бестолковостью судьи, продажностью чиновника, «гибкостью» адвоката или безграмотностью соседа для того, чтобы осуществить свой неправомерный интерес, выдавая не – право за право, - тот мыслит и действует, как софист низшего разбора, полагая, что «истина есть то, в чем я сумею убедить других». Он работает над вырождением и деградацией общей жизни.

Правосознание представляет собой одну из форм, или областей человеческого сознания, явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Попытка уяснить его конкретную роль в процессе правотворчества и реализации права с давних пор находится в поле зрения ученых, в том числе на уровне имперического изучения.

Гранат Н.Л. в статье «Правосознание и правовая культура» отмечает объективное значение права, которое на его взгляд, указывает личности лучший способ внешнего поведения, как бы «связывает» ее этим указанием, так как определяет права, обязанности и последствия отступления от этих правовых предписаний. Иными словами, оно позволяет, требует, угрожает неблагоприятными последствиями и приводит их в исполнение где это удается. Личность должна осознавать адресованные ей предписания, постигнуть с помощью правосознания их объективный смысл и определить свое поведение. Для этого необходим, прежде всего, собственный внутренний духовный опыт. Высокий уровень правосознания или развитое правосознание позволяет понять полностью значение права, которое не только сводится к личному, духовному состоянию.

Таким образом, право нуждается в правосознании для того, чтобы действовать, стать жизненной силой, а правосознание права необходимо для того, чтобы приобрести предметную оценку о социальной справедливости.

Однако право только тогда выполняет свою роль регулятора общественных отношений, когда оно не только осознано мыслью и проверено опытом, но и признано как духовная ценность и жизненная необходимость, т.е. тогда, когда личность усмотрела в его принципах и нормах (на основе правовых чувств и переживаний) объективное значение для себя и окружающих, а поэтому добровольно вменяет себе в обязанность следование правовым предписаниям.

По четкому замечанию И.А. Ильина, право может осуществлять свое духовное назначение только тогда, когда правосознание стоит на высоте, а высота его измеряется не только знанием права, но и признанием его, и притом признанием не «за страх», а «за совесть», и не по слепой привычке, а по зрячему, разумному убеждению.

Будучи непосредственным источником права, правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результат правотворчества. В соответствии с содержанием правового сознания вырабатывается содержание и форма юридических актов, определяются структурные особенности отдельных норм права и правового акта в целом.

Гранат Н.Л. отмечает ряд примеров решающего воздействия правового сознания депутатов, правительства на выработку законов и других нормативных актов (достаточно вспомнить обсуждение и решение по вопросам о продаже земли, о налогах и прочее).

Таким образом, через правовое сознание и благодаря именно ему, законодатель, как говорил Гегель, «улавливает дух своей эпохи» и отражает его в правовых актах.

Правовые нормы оказывают воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правильных представлений о правовых принципах и нормах, правовых отношениях ответственности. Их активная роль проявляется по отношению как к общественному, так и индивидуальному правосознанию, политическому и другим видам сознания граждан. Воздействие права на общественное сознание выражается в том, что правовые акты придают обязательное значение тем правовым и политическим взглядам и представлениям, которые зародились в общественном сознании, но еще не стали в нем господствующими. Получив отражение в правовом акте, эти взгляды и представления наделяются авторитетом государственной воли, что определяет их активную роль в формировании и развитии правосознания.

Историческое осуществление права не исчерпывает собою всех возможных форм его, не определяет его нормального строения и не устанавливает само по себе его достойного, идеального облика. Философия права, формулируя его сущность и обретая его обоснование, имеет в виду не только понятие права, закрепленное в содержании исторически осуществленных норм, но и идею права, данную в опыте систематически очищенного правосознания, предметно – созерцающего верховную цель права и духа. Сущность права не исчерпывается содержанием положительного права; право творится целеполагающим человеком, и тот, кто стремится познать эту основную природу права, должен созерцать не только плохо сложенные в прошлом «ступени», но и верховную цель всего восхождения. Обосновывая право, философия должна отправляться от нормального правосознания, т.е. от такого предметного опыта, который шире и глубже, чем простое знание положительного права. Этот предметный опыт должен иметь в виду основную функцию всякого права как такового и показать, что эта функция необходима в жизни человеческого духа. Обосновать право не значит оправдать все исторически осуществленное, но показать, что право в его родовой сущности и в его положительном виде заслуживает духовного признания и приятия со стороны каждого человека.

В жизни немало и отрицателей права, т.е. нигилистов. Одни из них не признают право из корыстных или личных побуждений, другие отрицают право принципиально, отвергая жизненные компромиссы. Признание или непризнание права характеризует отношение человека к злободневным личностно и социально значимым событиям, фактам, явлениям, процессам правовой действительности.

В работе «О сущности правосознания» И.А. Ильин основы нормального правосознания видит в том, что человек сам управляет своим поведением, согласно положительному праву. Вот почему правосознание может стоять на высоте только там, где право организует жизнь как школу самоуправления. Начало самоуправления есть единое начало: творческая зрелость индивидуума и творческая зрелость народа – и во внутренних делах, и во внешней политике – одинаково определяется способностью к самоуправлению. Там, где не развита одинокая самостоятельность воли, там общественное самоуправление влачит жалкое существование. И обратно: именно общественное самоуправление может воспитать в душе человека истинное правосознание.

Гранат Н.Л. в содержании правосознания выделяет четыре вида оценочных отношений: к праву (его принципам, нормам, институтам); к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам или правонарушителям); к правоохранительным органам и их деятельности (прокуратуре, адвокатуре, суду, юстиции, органам внутренних дел); к своему правовому поведению (самооценка).

Правовая ориентация – это совокупность правовых установок индивида или общности (группы, коллектива), непосредственно формирующих внутренний план, программу деятельности в юридически значимых ситуациях.

Под установкой понимается тенденция или предрасположенность личности определенным образом воспринимать и оценивать информацию, процессы, явления и т.п. и готовность действовать в соответствии с этой оценкой. Каминская В.И. делает акцент на регулятивной функции правосознания, которая осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности. Результат этой регуляции – поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения. Это позволяет определить в целом роль правосознания как внутреннего, личностного механизма регулирования поведения (деятельности) людей в юридически значимых ситуациях.

Экспериментальные исследования правосознания различных групп и слоев населения показали, что центральным компонентом правосознания, наиболее чувствительным к всяким подвижкам, играющим определенную роль в выборе варианта поведения, соответствующего правовому предписанию (правомерного) или правонарушающего (нарушающего законность) являются ценностные отношения к праву в целом, к отдельным его нормам и институтам, к практике их применения, соблюдения и нарушения, к собственному правовому поведению.

Вывод об определяющей роли ценностных отношений к правовой действительности в настоящее время, по-существу, является общепризнанным.

Устойчиво положительное отношение к праву и к практике его реализации в наибольшей мере, чем правовые знания, подвержено деформации (нежелательным изменениям). Ценностно-нормативная сфера личности выступает в качестве интегративной характеристики духовного мира личности.

Говоря о здоровом правосознании И.А. Ильин отмечает, что это есть нечто более широкое и глубокое, чем «сознание» как таковое. В правосознании участвует не только «знание» и «мышление», но и воображение, и воля, и чувство, и вся человеческая душа. Недостаточно верно знать свои правовые полномочия, обязанности и запретности; бывают люди, которые отлично знают их и постоянно злоупотребляют этим знанием для того, чтобы превысить свои полномочия, преуменьшить свои обязанности и сложить с себя запретности.

Где – то в глубине бессознательного живет способность человека отличать лучшее от худшего, отдавая приоритет именно лучшему, с этого и начинается духовность человека.

С помощью гуманитарной культуры человек становится членом единой всемирной правовой общины – «гражданином вселенной».

На уроках истории, права я стараюсь сформировать у учеников основы правовой культуры, здоровое правосознание, дать представление о правовой системе российского общества в ее отличии от других систем права.

Человек, выросший в известном правопорядке, сознает себя всецело обязанным правосознанию своих сограждан и правовой культуре своего отечества: родина получает для него значение положительно-правового установления, уже обеспечившего его существование и ныне ограждающего его духовную жизнь. Благодаря этому принадлежность к известному государственному союзу начинает определяться уже не только нуждою и страхом, но и чувством долга, чести и признательности.

Патриотизм есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно в порядке автономии – в личном, но подлинном и предметном духовном опыте.

Истинный патриот любит дух своего народа, и гордится им, и видит в нем источник величия и славы именно потому, что он есть Дух, т.е. что он прекрасен высшею прекрасностью, сияющею всем людям и народам и заслуживающею с их стороны такой же любви и гордости.

Любить родину значит любить ее дух и через него все остальное, не просто «душу народа», т.е. его национальный характер, но именно духовность его национального характера и национальный характер его духа.

Список литературы

  1. Гегель Г.В.Ф. Философия права/Пер. с нем. Б.Г. Столпнера; Вступ. Ст. В.С Соловьева; Примеч. В.С. Нерсеянца. – М.:Мир книги, литература, 2007. – 464 с. – («Великие мыслители»)
  2. Гранат Н.Л. Правосознание и правовая культура//Юрист 1998. №11/12
  3. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры//Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974
  4. Ильин И.А. Собрание сочинений. Т. 2, М., 1993

Иван Ильин (1883-1954)

Философ, правовед, литературный критик и публицист. Ему принадлежат труды "Понятие права и силы. Опыт методологического анализа" (1910); "Основы законодательства. Общее учение о праве и государстве" (1915); "Учение о правосознании" (1919); "О сопротивлении злу силой" (1925); "Путь духовного обновления" (1935); "Творческая идея нашего будущего" (1937); "Основы борьбы за национальную Россию" (1938); "Кризис безбожия" (1951); "О монархии и республику" (незавершенная); "Наши задачи" (выдана 1956).

В поле зрения Ильина находились проблемы философии, истории политических учений, религии и культуры, политического развития. В области правовой науки он занимался вопросами государственного суверенитета, монархии и республики, природы международного права. В центре исследований Ильина - человек, свободная личность с ее достоинством, убеждениями, верой, инициативой, желанием к труду и творчеству. Унижение человека, его рабское состояние, по мнению мыслителя, унижают "социальность" как особый порядок духовной жизни.

Ильин глубоко обосновал теоретические проблемы совершенствования правового механизма осуществления власти и управления обществом, укрепление государства как основы общественной жизни, природы правотворчества. Политика, которая не способствует воспитанию и расцвета духовной жизни, обрекает себя на вырождение и гибель. Государство является средством поддержания права человека на достойную и самостоятельную жизнь. Правовое государство, в понимании Ильина, является воплощением взаимного уважения государства и гражданина. В таком государстве законодательство о выборах и государственном устройстве должны служить эффективному отбору лучших граждан.

Под естественным правом, что является основой морали и справедливости, философ понимал средство обеспечения гармоничного развития человека как духовно-нравственного существа. В этом контексте правосознание охватывает все функции духовной жизни: волю, чувства и воображение, и все культурные и хозяйственные движениях человеческой души. Чем розвинутіша правосознание, тем совершеннее позитивное право и целенаправленнее внешнюю жизнь человека. С помощью правосознания человек утверждает свою собственную духовность и признает духовность других людей. Отсюда и основные аксиомы правосознания: чувство собственного духовного достоинства, способность к самозобов"язання и самоуправлению, взаимное уважение и доверие людей друг к другу. Эти аксиомы воспитывают в человеке самостоятельность, совместимость, взаимность и солидарность.

Духовная свобода человека, по мнению Ильина, должен быть органично соединенная с хозяйственной свободой и частной собственностью на средства производства, а политическое воспитание народа должно предшествовать его участия в политической жизни. Он считал, что "обязанности и запреты укрепляют массовое правосознание, дают возможность людям лояльно пользоваться своими правами и полномочиями. Воспитание духовной здорового правосознания граждан способствует органическом единстве граждан в государстве - сочетанию отстаивания частных интересов с воплощением общего интереса". Ильин отмечал: "Люди, которые не знают своих обязанностей, - неспособны и выполнять их; люди, не знающие своих полномочий, на свое усмотрение превышают их или же трусливо уступают силе; люди, не желающие признавать запретов, с легкостью забывают любые сдерживания и дисциплину или становятся обреченными на правовое беспорядок ".

Ильин, исследуя в течение всей жизни монархию и республику как главные исторические формы государственного устройства, разницу между ними видел не во внешних признаках, а в уровне правосознания и соответствия исторической традиции и ментальности народа. Он утверждал, что форма государственного устройства является функцией правосознания народа в определенный исторический период. Монархии и республики, по его мнению, проявляются во многих переходных формах со взлетами и падениями, искажениями и трагедиями.

образец ответственного, достойного, глубоко верующего человека. Часто он помогает мне рассмотреть те или иные, казалось бы, далекие от православия предметы в православной парадигме. Так произошло и с правосознанием.

Недавно в Хабаровской духовной семинарии проходила конференция «Законность, правопорядок, духовность – парадигма XXI века». Необходимо было выступить относительно той области знаний, в которой совершенно не разбираюсь и которой никогда не интересовался. Разобраться помог Иван Александрович. И интерес пробудить. Вот тезисы моего выступления.

Правосознание является источником правопорядка , то есть правовых норм общества и институтов государства.

У Ивана Александровича Ильина: «Право нуждается в правосознании для того, чтобы стать творческой жизненной силой, а правосознание нуждается в праве для того, чтобы приобрести предметную основу и объективную верность» .

Правосознание – это внутреннее свойство души. Оно проявляется, как чувство уважения к закону и законности; чувство преклонения перед авторитетом законной власти и суда, и чувство долга. Антропологически : правосознание – образ мышления, синтез человеческих чувств, воли человека к соблюдению права и закона, воли к законопослушанию.

А это – проявление человеческого духа. Для злой воли и хищного инстинкта правоотрицателей либо корыстных людей право и правопорядок необходимы как «намордник» .

Уважение прав другого человека – логическое следствие заповеди Христа о любви к ближнему. Кроме того, существует «золотое правило нравственности», которое, в нашем случае, можно переформулировать так: человек обязан признавать и уважать права каждого человека, так как его собственные права живут чужими обязанностями и запретами , его собственные права ограничивают и связывают чужие права. Человек есть существо общественное.

Человеку присуще особое нравственное чувство: правоты, справедливости, ответственности и свободы – эти качества, изначально заложенные Богом в человеческую природу, проявление образа Божьего.

И.А. Ильин формулирует три аксиомы правосознания :

— закон духовного достоинства;

— закон автономии;

— закон взаимного признания .

Человек не только существо телесное и душевное, но и духовное. Аксиомы правосознания — основные истины, присущие его духу.

Согласно первой и основной аксиоме , в основе нормального правосознания лежит уважение к себе, как духовно благой силе . Достоинство – основа истинной жизни, а уважение к себе есть источник государственной силы и политического здоровья. Это относится как к личности, так и к обществу в целом.

Вторую аксиому Ильин сформулировал так: в основе всей правовой и государственной жизни лежит способность человека к внутреннему самоуправлению, к духовной, волевой самодисциплине . Автономия или самозаконность это основная форма духа, основное свойство личности, способ бытия и деятельности. Гражданин должен иметь самостоятельные убеждения о добре и зле, о сущности и назначении человека, о высшей цели права и государства, сознательную и зрелую волю.

Истинная автономия доступна лишь тому, кто совершил духовное самоутверждение и утвердил в себе духовное достоинство. Такова связь между первыми двумя аксиомами правосознания.

Третья аксиома правосознания: в основе всякого правопорядка и государства лежит взаимное духовное признание людей, уважение и доверие их друг к другу.

Человеку невозможно жить на земле, не вступая в отношения с другими людьми. Столкновение интересов порождает состязание, и это состязание должно находить себе конец и разрешение. Оно может разрешаться на путях, достойных духа, и на путях, не достойных его. Право возможно только там, где есть живое отношение между людьми: право зарождается впервые как отношение духа к духу. Это отношение определяется как взаимное духовное признание.

В каждом государстве существует несколько систем правосознания, поскольку социальные классы, группы и слои населения в своих воззрениях на право связаны сложившимся экономическим и политическим положением. Правосознание соотносит законодательство с реально существующими общественными отношениями, интересами классов, различных групп и слоев населения, их нравственными представлениями. Каждый субъект вырабатывает свое отношение к праву и государственно-правовой деятельности. Поэтому, наряду с общественным, уместно говорить о групповом и индивидуальном правосознании.

И.А. Ильин подчеркивает: без правосознания не существует права. Без него нельзя вступать в правоотношения с другими людьми, поддерживать правопорядок, творить суд. Организовывать частные общества (ученые, акционерные компании, клубы, кооперативы) и публично-правовые организации (законодательные собрания, думы, земства), участвовать в выборах, быть чиновником, президентом и монархом.

Но правосознание не присуще всем изначально и одинаково: его необходимо воспитывать и укреплять в людях с детства. С детства необходимо развивать непоколебимое чувство, что каждый человек —духовное существо, что он есть субъект права. Что ему присуще духовное достоинство, что он призван к самообладанию и самоуправлению, взаимному уважению и доверию. Что государственная власть должна уважать его и доверять ему, а он отвечать ей теми же чувствами.




Top