Особенности правового статуса ученика современной школы. Правовой статус учащихся и их родителей презентация к уроку на тему. Правовой статус обучающихся

1. Понятие и виды обучающихся.

2. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования.

3. Обязанности и ответственность обучающихся.

4. Права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в сфере образования.

Нормативные правовые акты

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ //Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. № 1 (ч. 1). -Ст. 1.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. - №53.

3. Приказ Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185
"Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания" //Российская газета. – 2013. – 26 июня.

Понятие и виды обучающихся

В современной российской теории права под категорией «правовой статус» чаще всего понимается совокупность прав и обязанностей того или иного вида субъектов. Однако возрастает количество исследований, в которых к этому перечню добавляется ответственность, законные интересы, а также происходит отграничение прав от свобод, в результате чего последние рассматриваются как самостоятельные элементы правового статуса. В то же время в ряде исследований структура категории «правовой статус» значительно усложняется, поскольку в нее, помимо указанных выше, включаются такие элементы, как: правосубъектность, гражданство, правовые принципы и др.

Будучи единым по содержанию, правовой статус подразделяется на общий правовой статус, специальный и индивидуальный. Общий правовой статус – права, свободы и обязанности согласно нормам Конституции Российской Федерации. Специальный правовой статус включает в себя нормы иных актов, которые, основываясь на конституционных положениях, отражают особенности правового положения определенных категорий граждан (военнослужащих, инвалидов, участников войны и т.д.). Индивидуальный правовой статус – это совокупность прав, свобод и обязанностей, законных интересов, которыми обладает конкретное физическое лицо с учетом конкретизирующих его правовое положение факторов (пол, возраст, семейное положение, трудовая деятельность и т.д.).

В рамках изменений законодательства об образовании интерес представляет специальный правовой статус обучающихся как специфической группы субъектов образовательных правоотношений. Что касается понимания сущности основных элементов правового статуса (права, свободы и обязанности), то полагаем необходимым придерживаться следующих позиций, высказанных в научной литературе. Еще Н.М. Коркунов определял право (отдельное правомочие) как то дозволенное, возможность чего обеспечена установлением соответствующей обязанности. Подобное отношение сохранилось в российской науке и сегодня, но значительно обогатилось за счет подробной характеристики этих возможностей: возможность совершения определённых положительных действий; возможность пользоваться различными социальными благами и ценностями; возможность требовать от других лиц выполнения их обязанностей; возможность защитить своё право с помощью предусмотренного законом юридического механизма. При этом если права – это юридические возможности человека, осуществление которых предполагает исполнение государственными органами соответствующих обязанностей, то свободы – это «правомочия индивида, которые он может реализовать самостоятельно, без взаимодействия с государственными органами».

Обязанность – это мера требуемого правом поведения, причем несоблюдение требований есть основание для применения мер юридической ответственности. Обязанность как осознание связанности своей воли может выражаться как в положительном действии (получать образование, содействовать лицам в получении образования), так и в отрицательном деянии в форме бездействия, когда лицу требуется воздержаться от совершения тех или иных действий. Обязанность может быть персонифицирована в относительных правоотношениях (когда определена группа обязанных субъектов) или же быть неопределенной, когда потенциально касается неограниченного круга лиц.

Законный интерес понимается как отраженная в объективном праве, либо вытекающая из его общего смысла и в определенной степени гарантированная государством юридическая дозволенность, выражающаяся в стремлениях субъекта пользоваться определенным социальным благом, а также в необходимых случаях обращаться за защитой к компетентным государственным органам или общественным организациям.

Так, правовой статус обучающихся образовательных организаций регламентируется главой 4 Федерального закона об образовании, в которой регулируются основные права, свободы и обязанности обучающихся. На законодательном уровне впервые разграничены понятия «обучающийся» и «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Так, обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу, а «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В п. 1 ст. 33 Федерального закона об образовании выделяются следующие категории обучающихся:

1) воспитанники – лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;

2) учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;

3) студенты (курсанты) – лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры;

4) аспиранты – лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;

5) адъюнкты – лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел, службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;

6) ординаторы – лица, обучающиеся по программам ординатуры;

7) ассистенты-стажеры – лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки;

8) слушатели – лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования;

9) экстерны – лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации .

1.1. Основные положения правового регулирования в области образования

Образование провозглашено в России приоритетной областью, основы его организации закреплены в Основном законе страны – Конституции и в специальном Федеральном законе “Об образовании”

Образование осуществляется (должно осуществляться) в соответствии с законодательством и нормами международного права. В Конституции страны, внутреннем законодательстве и локальных актах образовательных учреждений нашли отражение положения Пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции ООН о правах ребенка, Декларации ООН о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами, Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, рекомендации по различным аспектам подготовки и положения учителей начальных и средних школ и других международных документов.

Под образованием в Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней.

Принципы построения и деятельности системы образования вытекают из права каждого на образование как одного из основных прав человека, провозглашенных в международных правовых актах и Конституции.

В государственных и муниципальных образовательных учреждениях и органах управления образованием не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений).

Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.

Государство берет на себя обязанность обеспечить каждому человеку должное образование путем создания системы образовательных учреждений и соответствующих условий для их деятельности. Государство гарантирует гражданам получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а на конкурсной основе – бесплатного среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

Государственная политика в области образования исходит из принципов:

  • гуманистического и светского характера,
  • свободы и плюрализма,
  • демократического характера управления образованием.

Одним из принципов организации образования является автономность образовательных учреждений, которые живут в соответствии с разработанными ими уставами и другими локальными актами с учетом типовых положений об образовательных учреждениях разных видов и ступеней.

  • развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка;
  • воспитание уважения к правам человека и основным свободам;
  • воспитание уважения к родителям, культурной самобытности ребенка, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизации, отличной от его собственной;
  • подготовку к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между народами, этническими и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
  • бережное отношение к окружающей среде

Образовательный процесс – это система отношений, направленных на реализацию обучающимися своего конституционного права на образование

Участниками образовательного процесса являются физические лица, наделенные взаимными правами и обязанностями по реализации целей и задач образования.

Участниками образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (их законные представители), педагогические работники. В общеобразовательном учреждении в этом качестве выступают обучающиеся, педагогические работники, родители (или законные представители) обучающихся. Однако указанные основные три вида субъектов образовательного процесса не всегда могут быть в нем задействованы. Так, в образовательном учреждении для детей сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, учебно-воспитательный процесс осуществляется только с участием воспитанников и педагогов.

Иногда, для достижения целей образовательного процесса необходимо участие в нем так же других субъектов. В ряде случаев к участникам образовательного процесса причисляются медицинские работники. Их участие в осуществлении обучения и воспитания необходимо, если требуется особенный подход к личности ребенка с учетом его психофизиологического состояния или реализуемой образовательной программы. Например в оздоровительных образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в длительном лечении, медицинские работники доводят до сведения педагогов результаты углубленных осмотров детей, дают рекомендации по их медико-педагогической реабилитации. Совместно с педагогами они решают вопросы выбора профилей трудовой подготовки и профориентации детей, их участия в трудовой деятельности. Медицинский персонал совместно с педагогом-психологом оказывает помощь в организации индивидуального и диффиринцированного подхода к детям при осуществлении образовательного процесса с учетом особенностей их развития и состояния здоровья, в выполнении медико-психологических рекомендаций.

Организация образовательного процесса для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи требует участия в нем юриста, который проводит работу по правовому воспитанию детей, консультирует родителей по вопросам охраны прав детей и оказывает необходимую поддержку педагогическому персоналу.

В образовательных учреждениях профессионального образования участниками образовательного процесса выступают обучающиеся и педагогические (в ВУЗах научно-педагогические) работники. В учреждениях начального профессионального образования с учетом специфики реализуемых ими образовательных программ субъектами учебно-воспитательного процесса являются инженерно-педагогические работники. К данной категории отнесены мастера-инструкторы производственного обучения.

Таким образом анализ образовательного законодательства позволяет сделать вывод о том, что в разных образовательных учреждениях в образовательном процессе задействованы разные субъекты.

При этом обязательными участниками образовательного процесса являются обучающийся (воспитанник) и педагогический работник . Важно учесть, что в типовых положениях об образовательных учреждениях неслучайно обучающихся называется в первую очередь. Действительно, именно обучающийся является главным участником образовательного процесса, центральной фигурой в системе образования. Именно его интересы и потребности в первую очередь должны быть реализованы в процессе обучения и воспитания. Как отмечалось выше, обучающийся должен рассматриваться, как субъект, а не как объект образовательного процесса. За ним следует признавать важнейшие права и свободы в сфере образования. С другой стороны на него возлагаются и обязанности по участию в образовательном процессе.

1.3 Взаимоотношения участников образовательного процесса

Взаимоотношения между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, а также расчет размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание и обучение ребенка в образовательном учреждении.

Отношения обучающегося и персонала образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности обучающегося и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

Глава 2. Правовой статус участников образовательного процесса

Права и обязанности обучающихся (воспитанников)

Граждане, получающие образование, являются обучающимися или воспитанниками.

К обучающимся относятся: учащиеся, студенты, магистранты, курсанты, слушатели, стажеры, аспиранты, адъюнкты и докторанты.

К воспитанникам относятся лица, обучающиеся и воспитывающиеся в дошкольных, интернатных организациях. Согласно 43 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Совершенно очевидно, что право на образование гарантировано далеко не каждому ребёнку. И всё-таки одной из целей развития нашего тысячелетия является «обеспечение к 2015 г. того, что бы везде все дети, мальчики и девочки, могли пройти полный курс начальной школы» и имели «равный доступ к образованию на всех уровнях».

Бедные, безнадзорные и работающие дети не должны подвергаться дискриминации в вопросах получения доступа к образованию.

Образование — это единственный путь помочь этим детям выбраться из замкнутого круга нищеты, борьбы за выживание на улице, рабского труда и невежества. Одной из проблем, причиняющих наибольшее беспокойство родителям, является проблема образования детей. Решая, какое образование лучше дать ребёнку, Вы должны в первую очередь учитывать его коэффициент интеллектуальности. Конечно, другие факторы тоже важны: качество преподавания в школе, заинтересованность родителей в хорошей успеваемости ребёнка, готовность ребёнка много трудиться, его усердие и трудоспособность.

Нормативно-правовое обеспечение права на образование Конституция Российской Федерации (статья 43)

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»
  • Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
  • Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  • Типовые положения об образовательных учреждениях (например, Типовое положение об общеобразовательном учреждении)
  • Законы субъектов Российской Федерации об Образовании
  • Нормативно-правовые акты Министерства образования и науки (решения коллегий, приказы, информационно-методические письма и др.)
  • Нормативно-правовые акты органов управления образованием субъектов Российской Федерации (решения коллегий, приказы, информационно-методические письма и др.
  • Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (программы развития, приказы и иные документы муниципальных органов управления образованием)
  • Устав образовательного учреждения и иные локальные акты образовательного учреждения

Право на образование включат в себя право на реализацию образования на различных уровнях:

  • право на дошкольное образование
  • право на начальное общее образование
  • право на основное общее образование
  • право на среднее (полное) общее образование
  • право на профессиональную подготовку
  • право на начальное профессиональное образование
  • право на среднее профессиональное образование
  • право на высшее профессиональное образование
  • право на послевузовское профессиональное образование
  • право на дополнительное образование

Право на образование следует рассматривать как совокупность прав:
1) на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;
2) на получение образования в соответствии с установленными стандартами;
3) на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;
4) на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;
5) на обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе;
6) на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, а на конкурсной основе – среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
7) на обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;
8) на добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы;
9) на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
10) на социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования;
11) на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;
12) на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования;
13) на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;
14) на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет и согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управления образованием;
15) на продолжение образования в образовательном учреждении, получающий образование в семье при условии положительной аттестации и решению родителей, лиц их заменяющих, на любом этапе обучения;
16) на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации;
17) на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;
18) на уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся;
19) на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения и другими локальными актами.

Права и свободы обучающихся, воспитанников

  • право на уважение человеческого достоинства;
  • право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;
  • на свободу совести;
  • на свободу информации;
  • на свободное выражение собственных мнений и убеждений;
  • на свободное посещение мероприятий не предусмотренных учебным планом;
  • право на охрану здоровья.
  • право на выбор образовательного учреждения и на выбор формы получения образования (данным правом обладают только совершеннолетние граждане);
  • право на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами;
  • право на обучение по индивидуальным учебным планам в пределах государственных образовательных стандартов;
  • право на ускоренный курс обучения;
  • право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек;
  • право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
  • право на участие в управлении образовательным учреждением;
  • право на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей, предоставляемых системой образования;
  • право на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения;
  • право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении обучающимся аттестации;
  • право на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования по достижении возраста 15 лет (по согласию родителей и органа управления образованием);
  • право на продолжение образования в образовательном учреждении на любом этапе обучения для лиц, получающих образование в семье, при их положительной аттестации и по решению родителей (законных представителей).
  • учащиеся старше 8 лет могут создавать общественные объединения (кроме объединений, создаваемых политическими партиями и религиозными организациями) и администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать их созданию;
  • учащиеся образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, имеют право самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией о проведении с участием выборных представителей учащихся дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка;
  • в случае несогласия учащихся с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы;
  • учащиеся могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Условия проведения таких митингов и собраний устанавливаются Уставом образовательного учреждения и администрация не может препятствовать в их проведении, если они соответствуют установленным правилам, отвечают требованиям соблюдения общественного порядка, не препятствуют образовательному и воспитательному процессам;
  • учащиеся имеют право на информацию, касающуюся их прав и законных интересов, в целях реализации этого права в образовательном учреждении в местах доступных для детей и родителей (законных представителей), должны вывешиваться тексты Уставов, правил внутреннего распорядка, списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка. (Ст.9 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»)

Обязанности обучающихся, воспитанников

  • получить основное общее образование;
  • соблюдать Устав общеобразовательного учреждения;
  • уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения;
  • добросовестно учиться;
  • бережно относиться к имуществу школы;
  • выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.

2.2. Права и обязанности родителей , как участников образовательного процесса

Руководящим принципом, закрепленным в международном праве и внутреннем законодательстве РФ, является положение, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей в атмосфере любви и моральной, и материальной обеспеченности

Права родителей

Родители имеют право, несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка. Согласно Семейному Кодексу это называется родительскими правами. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак, и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения совершеннолетия

Родители имеют право:

  • на обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми основного общего образования
  • выбора для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования или в негосударственных учебных заведениях
  • на возмещение за счет государства затрат на обучение детей в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих программы общего образования
  • на прием детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства
  • на ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса
  • участвовать в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети
  • на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей
  • на перевод ребенка, получающего образование в семье, для продолжения образования в образовательном учреждении при положительной аттестации
  • выражать согласие (или несогласие) на прохождение детьми военной подготовки в гражданских образовательных учреждениях на факультативной основе
  • при наличии оснований для жалобы на школу или преподавателя предварительно обсуждать вопросы с директором школы и учителем, имеющим к этому отношение
  • на помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей
  • обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями. Никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, не совместимое с их убеждениями
  • проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на общение, участие в воспитании, в решении вопросов получения образования и на получение информации о своем ребенке из воспитательных, образовательных и других учреждений. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. В представлении родителю информации о ребенке может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка
  • защищать права и законные интересы детей, выступать перед физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, их законными представителями без оформления специальных полномочий
  • на заботу и содержание со стороны своих совершеннолетних детей, если родители не были лишены родительских прав.

Родители имеют преимущественное право на защиту прав и законных интересов своих детей всеми законными средствами.

Для учащихся и их родителей в школе в доступном месте должна находиться информация, содержащая тексты уставов, правил внутреннего распорядка; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

Родители вправе обращаться:

  • к вышестоящим должностным лицам по отношению к лицу, которое нарушило право;
  • в прокуратуру;
  • в суд общей юрисдикции;
  • в комитет по защите прав детей;
  • к Уполномоченному по правам человека;
  • в общественные правозащитные организации.

Основные обязанности родителей

Родители обязаны:

  • обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию
  • обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении
  • выполнять Устав образовательного учреждения
  • не допускать неоправданного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя
  • обеспечивать в пределах своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка
  • содержать своих несовершеннолетних детей (порядок и формы предоставления содержания детям определяются родителями самостоятельно; в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей (алименты) взыскиваются с родителей (родителя) в судебном порядке)

2.3 Права, обязанности и ответственность работников образовательных учреждений

В Рекомендациях специальной межправительственной конференции ЮНЕСКО по вопросу о статусе учителей от 05.10.66 признается решающая роль учителей в развитии образования и значение того вклада, который они вносят в развитие человеческой личности и современного общества. В силу этого учитель должен иметь соответствующий статус, а профессия учителя должна быть окружена общественным уважением.

В Конституции Российской Федерации преподавание отнесено к творческой деятельности. Как творческая деятельность оно разрешается по совместительству с выборными должностями в представительных органах власти, судах и даже на государственной службе.

Работники образовательных учреждений имеют право:

  • на педагогическую деятельность в форме индивидуальной трудовой деятельности и (или) в образовательном учреждении. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством
  • создавать учебные заведения, отвечающие педагогическим нормам, установленным или одобренным государством, и руководить этими учебными заведениями
  • иметь возможность при наличии необходимой квалификации переходить из образовательного учреждения одного типа на работу в другие учреждения, а также на продвижение на новую должность
  • на бесплатное повышение и совершенствование профессиональных знаний
  • на защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя
  • на защиту профессиональной чести и достоинства;
  • создавать по своему выбору общественные организации (профсоюзы) и вступать в них на единственных условиях подчинения уставам этих организаций
  • на участие в забастовках
  • на сокращенную продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю;
  • на дополнительный отпуск сроком до 1 года через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) Уставом образовательного учреждения
  • на заключение трудового договора (контракта), в котором оговариваются вопросы учебной нагрузки, оплаты труда и другие условия
  • на ежемесячную денежную компенсацию для обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями
  • на участие в управлении образовательным учреждением
  • на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний учеников

Право на свободу преподавания закреплено в Конституции Российской Федерации

Обязанности работников образовательных учреждений:

  • стремиться к достижению максимально высокого уровня всей своей профессиональной работы;
  • проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и взрослыми, выходящих за рамки плана образовательного учреждения;
  • уважать личность ребенка, его права на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения их человеческого достоинства методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам;
  • проходить периодические бесплатные медицинские обследования;
  • принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися

Более подробно права и обязанности учителей в образовательном процессе регулируются в Уставе образовательного учреждения.

Ответственность работников образовательных учреждений

За нарушение норм профессионального поведения преподаватели и другие работники образовательных учреждений, связанных с процессом обучения, несут административную и уголовную ответственность.

Основания прекращения трудового договора предусмотрены трудовым законодательством; помимо этого основанием для увольнения педагогического работника по инициативе администрации без согласия профсоюза до истечения срока действия трудового договора являются:

  • повторное в течение года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;
  • применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью ученика;
  • появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

За нарушение норм профессионального поведения и Устава учреждения предусматриваются также другие дисциплинарные меры; дисциплинарное расследование проступка может производиться только по письменной жалобе, копия которой должна вручаться педагогическому работнику. Ход расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью или при необходимости защиты интересов учеников

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим или другим работником образовательного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением, установлена уголовная ответственность

2.4. Средства и способы защиты прав и свобод участников образовательного процесса.

Конституция Российской Федерации закрепила право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и гарантировала своим гражданам государственную защиту прав и свобод в судебном и административном порядке

За защитой и восстановлением нарушенных прав и законных интересов можно обращаться:

  • в суды общей юрисдикции с жалобой на любые решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, нарушающие права и свободы граждан; жалоба подается по месту жительства заявителя или по месту нахождения органа, должностного лица
  • в Конституционный Суд Российской Федерации с просьбой признать закон неконституционным и не имеющим силы, если гражданин считает, что его конституционные права и свободы нарушены законом, примененным в отношении него; (законом считается нормативный акт, принятый органом законодательной власти, но не акты правительства и ведомств)
  • в органы прокуратуры, которые для восстановления нарушенных прав полномочны опротестовывать незаконные действия или выступать в суде с иском в интересах заявителя;
  • в любые другие государственные органы и органы самоуправления, в компетенцию которых входит решение поставленных заявителем вопросов. Этому конституционному праву гражданина соответствуют обязанности государственного органа и органа местного самоуправления и их должностных лиц в установленные сроки рассмотреть обращение и принять решение, известив об этом заявителя.

Защитой прав несовершеннолетних занимаются непосредственно органы опеки и попечительства при местных органах самоуправления;

  • к Уполномоченному по правам человека Российской Федерации, одной из основных задач которого является рассмотрение жалоб и обращений граждан на решения или действия государственных органов, органов местного управления, должностных лиц и государственных служащих (за исключением общественных организаций), если заявитель обжаловал эти решения и действия в административном и судебном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Для защиты своих прав и интересов граждане могут вступать в общественные профессиональные объединения, участвовать в собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетировании, а также прибегать к такому средству, как забастовки.

Конституция России предоставила право гражданину обращаться в межгосударственные (международные) органы по защите прав и свобод человека и гражданина, если были исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты.

Такими органами в соответствии с международными договорами Российской Федерации являются Комитет ООН по правам человека (г. Женева) и Европейский суд по правам человека (г. Страсбург).

В Комитет ООН по правам человека может обращаться любое лицо, считающее, что действиями российского государства нарушены его права, изложенные в Пакте о гражданских и политических правах (но не в Пакте об экономических, социальных и культурных правах).

ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • основные права обучающихся и способы их защиты;
  • меры социальной поддержки обучающихся;
  • меры ответственности обучающихся;
  • права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

уметь

Давать оценку принимаемым мерам по охране здоровья обучающихся и реализации их прав;

владеть

способами защиты академических и социальных прав обучающихся.

В ходе изучения содержания этой главы студенты сформируют следующие компетенции;

  • добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
  • анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
  • осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
  • уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
  • толковать различные правовые акты (ПК-15).

ПРАВА И МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Обучающиеся в системе образовательных отношений могут быть охарактеризованы как важнейший ее субъект, для реализации прав которых на образование и существует эта система. При этом совокупность обучающихся неоднородна и различается в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации.

В соответствии с действующим законодательством к обучающимся относятся:

  • 1. Воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации.
  • 2. Учащиеся - лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы.
  • 3. Студенты (курсанты) - лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры.
  • 4. Аспиранты - лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров.
  • 5. Адъюнкты - лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров.
  • 6. Ординаторы - лица, обучающиеся по программам ординатуры.
  • 7. Ассистенты-стажеры - лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки.
  • 8. Слушатели - лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования, если иное не установлено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
  • 9. Экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Полноценное обучение возможно только в условиях наличия и полноценной реализации академических прав и свобод. В связи с этим всем обучающимся предоставляются следующие академические права:

  • 1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения 18 лет;
  • 2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
  • 3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;
  • 4) участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения ФГОСов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами (указанное право может быть ограничено условиями договора о целевом обучении);
  • 5) выбор факультативных (не обязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования);
  • 6) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ;
  • 7) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • 8) отсрочку от призыва на военную службу;
  • 9) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
  • 10) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
  • 11) каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком;
  • 12) академический отпуск, а также отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном федеральными законами;
  • 13) перевод для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании;
  • 14) переход с платного обучения на бесплатное обучение в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
  • 15) перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
  • 16) восстановление для получения образования в образовательной организации, реализующей основные профессиональные образовательные программы, в порядке, установленном законодательством об образовании;
  • 17) участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом;
  • 18) ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации;
  • 19) обжалование актов образовательной организации в установленном законодательством РФ порядке;
  • 20) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации;
  • 21) пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;
  • 22) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;
  • 23) участие в соответствии с законодательством РФ в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций;
  • 24) направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные организации и научные организации, включая образовательные организации высшего образования и научные организации иностранных государств;
  • 25) опубликование своих работ в изданиях образовательной организации на бесплатной основе;
  • 26) поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;
  • 27) совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана;
  • 28) получение информации от образовательной организации о положении в сфере занятости населения Российской Федерации по осваиваемым ими профессиям, специальностям и направлениям подготовки;
  • 29) иные академические права, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами.

Столь широкий набор академических прав ориентирован на наиболее полную реализацию обучающимися конституционного права на образование. Он учитывает особенности обучения как сложного вида деятельности, ориентирует на достижение его результатов.

Помимо академических прав для обучающихся предусмотрены важные меры социальной поддержки и стимулирования. Необходимость таких мер определяется тем, что некоторые обучающиеся могут попасть в сложные жизненные обстоятельства, в том числе материального характера, что затрудняет полноценную реализацию права на образование.

К мерам социальной поддержки и стимулирования обучающихся законодательство относит следующие:

  • 1) полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ;
  • 2) обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ;
  • 3) обеспечение местами в интернатах, а также предоставление жилых помещений в общежитиях;
  • 4) транспортное обеспечение;
  • 5) получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании;
  • 6) предоставление в установленном порядке образовательного кредита;
  • 7) иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.

Законодательство предусматривает, что лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Обучающиеся имеют право посещать мероприятия, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Таким образом реализуется установленный Конституцией РФ запрет принудительного труда.

Обучающиеся имеют право на участие в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах, а также на создание общественных объединений обучающихся.

Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные объединения, в том числе в политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается.

Обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, имеют право создавать студенческие отряды, представляющие собой общественные объединения обучающихся, целью деятельности которых является организация временной занятости таких обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ обеспечивают обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов стипендиями, жилыми помещениями в общежитиях, интернатах, а также осуществляют другие меры их социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами.

В случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования соответствующей лицензии, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе учредитель и (или) уполномоченный им орган управления указанной организацией обеспечивают перевод совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности.

В случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки учредитель и (или) уполномоченный им орган управления указанной организацией обеспечивают перевод по заявлению совершеннолетних обучающихся, несовершеннолетних обучающихся по заявлению их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам соответствующих уровня и направленности. Порядок и условия осуществления такого перевода устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Законодательство предусматривает меры поощрения в отношении обучающихся. Лицам, завершившим освоение образовательных программ среднего общего образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и имеющим итоговые оценки успеваемости «отлично» по всем учебным предметам, которые изучались в соответствии с учебным планом, образовательная организация одновременно с выдачей соответствующего документа об образовании вручает медаль «За особые успехи в учении».

Обучающимся, которые учатся за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также иные учебно-методические материалы, необходимые для обучения и воспитания. Финансирование осуществляется за счет ассигнований соответствующих бюджетов.

Если обучающиеся осваивают учебные предметы, курсы, дисциплины за пределами образовательных стандартов либо получают платные образовательные услуги, то пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися осуществляется в порядке, который устанавливается самой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Некоторые обучающиеся имеют право на получение стипендий.

Стипендией является денежная выплата, которая назначается обучающимся для стимулирования и поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.

Законодательство РФ устанавливает следующие виды стипендий:

  • 1) государственная академическая стипендия студентам;
  • 2) государственная социальная стипендия студентам;
  • 3) государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам;
  • 4) стипендии Президента РФ и стипендии Правительства РФ;
  • 5) именные стипендии;
  • 6) стипендии обучающимся, которые назначаются юридическими лицами или физическими лицами, в том числе направившими их на обучение;
  • 7) стипендии слушателям подготовительных отделений. Студентам, которые обучаются по очной форме обучения за счет

бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначается государственная академическая стипендия либо государственная социальная стипендия. Порядок назначения стипендии устанавливается Министерством образования и науки. При этом устанавливаются определенные требования к получающим стипендию студентам, касающиеся, например, их академической успеваемости.

Государственная социальная стипендия назначается следующим категориям студентов:

  • детям-сиротам;
  • детям, оставшимся без попечения родителей;
  • лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя;
  • детям-инвалидам, инвалидам I и II групп, инвалидам с детства;
  • студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  • студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы;
  • студентам - ветеранам боевых действий, либо имеющим право на получение государственной социальной помощи;
  • студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в войсках национальной гвардии РФ, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами и уволенными с военной службы по определенным основаниям.

Государственные стипендии назначаются также аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Порядок назначения государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Государственная академическая стипендия студентам, государственная социальная стипендия студентам, государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам выплачиваются в размерах, определяемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом мнения совета обучающихся этой организации и выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа) в пределах средств, выделяемых организации, осуществляющей образовательную деятельность, на стипендиальное обеспечение обучающихся (стипендиальный фонд). Стипендиальный фонд включает средства на выплату стипендий, выплачиваемых за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Размер стипендиального фонда определяется исходя из общего числа обучающихся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с правилами формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и нормативами, установленными Правительством РФ по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся с учетом уровня инфляции. Нормативы и правила формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, за счет бюджетных ассигнований местного бюджета - органами местного самоуправления.

Обучающимся - иностранным гражданам и лицам без гражданства, осваивающим основные профессиональные образовательные программы по очной форме, выплачиваются государственные академические стипендии студентам, государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, если они обучаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, в том числе в пределах квоты, установленной Правительством РФ, или это предусмотрено международными договорами Российской Федерации, в соответствии с которыми такие лица приняты на обучение.

Размеры стипендий, устанавливаемых Президентом РФ или Правительством РФ, и порядок их выплаты определяются Президентом РФ или Правительством РФ.

Именные стипендии учреждаются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, которые определяют размеры и условия выплаты таких стипендий.

Слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплачиваются стипендии в размере, который определяется Правительством РФ. Порядок назначения и выплаты таких стипендий устанавливается Министерством образования и науки РФ.

Профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего образования, которые осуществляют оказание государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяются средства на оказание материальной поддержки нуждающимся обучающимся в размере 25% предусматриваемого им размера части стипендиального фонда, предназначенной для выплаты государственных академических стипендий студентам и государственных социальных стипендий студентам, средства для организации культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы с обучающимися в размере месячного размера части стипендиального фонда, предназначенной на выплаты государственных академических стипендий студентам и государственных социальных стипендий студентам, по образовательным программам среднего профессионального образования и двукратного месячного размера части стипендиального фонда, предназначенной на выплаты государственных академических стипендий студентам и государственных социальных стипендий студентам, по образовательным программам высшего образования. Материальная поддержка обучающимся выплачивается в размерах и в порядке, которые определяются локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, имеют право самостоятельно устанавливать за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, различные виды материальной поддержки обучающихся.

Большое значение имеет такой аспект, как организация питания обучающихся, которая возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Законодательство предусматривает, что расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения, если иное не установлено п. 1 ст. 38 Федерального закона «Об образовательной деятельности в Российской Федерации». Соответствующий локальный нормативный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается с учетом мнения совета обучающихся, Совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии).

Государственные и муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, устанавливают требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ.

Обеспечение обучающихся в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов РФ, одеждой может осуществляться за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.

В связи с тем, что некоторые обучающиеся проходят обучение не по месту постоянного проживания, большое значение имеет вопрос об обеспечении их местами для проживания.

Нуждающимся в жилых помещениях в общежитиях обучающимся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения и на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации обучающимся по данным образовательным программам по заочной форме обучения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, предоставляются жилые помещения в общежитиях при наличии соответствующего жилищного фонда у этих организаций.

Жилые помещения в общежитиях предоставляются обучающимся в порядке, установленном локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

С каждым обучающимся, проживающим в жилом помещении в общежитии, заключается договор найма жилого помещения в общежитии.

При наличии обучающихся, нуждающихся в жилых помещениях в общежитиях, не допускается использование таких жилых помещений для целей, не связанных с проживанием в них обучающихся.

Наниматели жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) и плату за коммунальные услуги.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся устанавливается организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в зависимости от качества, благоустройства, месторасположения и планировки жилых помещений в общежитии. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся определяется локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии). Размер определенной в указанном акте платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся не может превышать максимальный размер такой платы, установленный учредителями этих организаций.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и (или) размер платы за коммунальные услуги в общежитии для обучающихся или не взимать такую плату с отдельных категорий обучающихся с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии).

Транспортное обеспечение обучающихся включает организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно, а также предоставление в соответствии с законодательством РФ мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.

Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.

Как правило, обучающиеся, проживающие в городах, имеют возможность пользоваться льготными проездными билетами.

Для учащихся школ, проживающих в сельской местности и вынужденных проходить обучение в другом населенном пункте, организуют специальные автобусы.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ШКОЛЬНИКА

Малютина Анастасия

класс 11 »А», МОУ «СОШ № 19», г.о. Электросталь, Московской обл.

Балакина Светлана Владимировна

научный руководитель, учитель высшей категории, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 19», г.о. Электросталь, Московской обл.

Введение

Личностью не рождаются, личностью становятся! Школа - агент социализации. Именно здесь ученики приобретают бесценный опыт общения. И так как школа представляет собой модель общества, то, соответственно, ребята сталкиваются здесь с теми же проблемами и в плане взаимодействия между людьми, и в области прав человека, что и взрослые в своей «большой жизни».

Цель работы - исследование проблемы правового статуса школьника и определения его правового положения в системе школьного образования.

Задачи :

· проанализировать документы, в которых закреплены права и обязанности учащихся;

· выявить уровень правовых знаний школьников, ситуацию в школе с точки зрения реализации прав и выполнения обязанностей школьниками;

· выявить представления учащихся о самоуправлении.

Существуют международные стандарты в области прав человека, которые отражены во «Всеобщей Декларации прав человека», «Конвенции ООН о правах ребенка», и, безусловно, права и обязанности участников образовательного процесса должны им соответствовать.

Чтобы быть компетентным в ситуации нарушения прав человека, быть способным отстоять свои права, необходимы правовые знания. Вероятность попадания в сложную жизненную ситуацию будет тем меньше, чем больше ты знаешь о своих правах и обязанностях.

Все основные права граждан закреплены в Конституции РФ. Ученики школ имеют свой правовой статус - совокупность прав и обязанностей. Конкретные права закреплены в статье 50 Закона РФ «Об образовании» и статье 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в которых определено, что обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право:

· на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами (это означает, что каждый ученик должен получить определенный объем знаний и умений, которые гарантируются государством);

· на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам (это означает, что ученик в зависимости от своих способностей может изучать школьную программу быстрее или медленнее остального класса. Для того чтобы узнать, как составляется индивидуальная программа, необходимо ознакомиться с соответствующим разделом устава школы);

· на уважение своего человеческого достоинства;

· на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений;

· на участие в управлении образовательным учреждением (например, в школьных органах самоуправления);

· на проведение во внеурочное время собраний и митингов по поводу защиты своих нарушенных прав;

· на обращение с официальной просьбой к администрации образовательного учреждения о проведении дисциплинарного расследования деятельности работников учреждения, нарушающих и ущемляющих их права (в расследовании имеют право участвовать выборные представители учеников);

· на обращение через своих выборных представителей за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы (например, в окружное управление образования или в суд). Можно обратиться у Уполномоченному по правам ребенка, если ученики не согласны с решением администрации образовательного учреждения;

· на ускоренный курс обучения;

· на бесплатное пользование книгами, информационными ресурсами библиотек;

· на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.

Эти права отражены в уставе образовательного учреждения, а также локальных правовых актах, которые приняты в соответствии с уставом школы.

Я провела социологическое исследование «Твои права и обязанности». В нем приняли участие 54 учащихся 10-11 классов нашей школы. Сначала я попросила ребят перечислить свои права. Они назвали следующие: получение бесплатного образования; выбор образовательного учреждения; свободное выражение своих взглядов и убеждений; уважение чести и достоинства; бесплатное пользование библиотекой и учебниками.

Видно, что молодые люди довольно неплохо знают свои основные права. Вполне естественно, ведь сегодня этому вопросу уделяется достаточно много внимания и на уроках права и обществознания, и на классных часах, и в средствах массовой информации.

Также я попросила респондентов сказать, «Соблюдаются ли твои права в твоей школе?»:соблюдаются всегда или почти всегда - 24 %,чаще всего соблюдаются - 39 %, не соблюдаются никогда или почти никогда - 19 %, затрудняюсь ответить - 18 % (см. приложение). Более половины респондентов ответили, что в целом, права в школе соблюдаются, что свидетельствует о хорошем школьном микроклимате. Но проблемы, безусловно, есть! Чаще всего ребята говорят об оскорблениях как со стороны учителей, так и со стороны учащихся.

Следующим был вопрос о том, «Куда или к кому ты бы обратился при нарушении твоих прав»? Вот какие ответы были получены - к администрации школы, к классному руководителю, к родителям. Ни у кого из ребят не возникло мысли, что можно обратиться в Совет старшеклассников (даже у тех, кто сам в него входит)! А ведь это орган ученического самоуправления, который должен заниматься не только организацией досуга, что, безусловно, тоже важно. Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику - как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников. Ученическое самоуправление, наделенное реальными полномочиями, может выступать в школе в качестве правозащитной структуры.

Механизмы защиты прав человека в школе прописаны в российских законах. Законы «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в частности, содержат следующие нормы:

· Учащиеся могут ходатайствовать перед администрацией школы о проведении дисциплинарного расследования в отношении работников школы по фактам нарушения прав ребенка. Они могут сделать это либо лично, либо через своих выборных представителей. Ученики также могут направить своих выборных представителей в комиссию, которая будет проводить это расследование. По завершении дисциплинарного расследования, директор школы должен принять решение на основе установленных комиссией фактов. Если обучающиеся не согласны с этим решением, они через своих выборных представителей могут обратиться за помощью в уполномоченные государственные органы.

· Обучающиеся могут проводить в школе митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Эти митинги должны проходить во внеучебное время, не мешая учебно-воспитательному процессу. Если в уставе школы указаны условия проведения таких митингов, то организаторы митингов должны их выполнить.

· Администрация школы имеет право уволить педагогического работника даже за однократное применение методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

· В каждой школе на видном месте должны быть вывешены списки органов, осуществляющих контроль за соблюдением прав ребенка. В списках должны быть указаны способы связи с должностными лицами этих органов.

Право - это не только права…

Дальше я попросила ребят назвать свои обязанности. Вот что они ответили: выполнять Устав школы; добросовестно учиться; бережно относится к имуществу школы; соблюдать правила поведения учащихся; иметь аккуратный внешний вид. Примечательно, что практически никто не сказал, что в обязанность учащихся входит уважение чести и достоинства других обучающихся и работников школы. В этом, на мой взгляд, кроется основная проблема, существующая в школе - мы требуем уважения по отношению к себе, но не считаем, что должны уважать других.

Следующий вопрос звучал так:«Как ты считаешь, что важнее - исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав?» Ответы распределились следующим образом: исполнять свои обязанности - 7 %; требовать соблюдения своих прав - 6 %; и то и другое одинаково важно - 87 %.

Следующим был вопрос «Как ты считаешь, исполняют ли школьники свои обязанности?»:исполняют всегда или почти всегда - 10 %; чаще всего исполняют - 13 %; редко исполняют - 59 %; не исполняют никогда или почти никогда - 7 %; затрудняюсь ответить - 11 %. В вопросе исполнения своих обязанностей, на мой взгляд, многое зависит от личности, характера и воспитания школьника.

Далее я попросила респондентов сказать, «Почему школьники не выполняют свои обязанности?»:не знают своих обязанностей - 7 %; не понимают значимости выполнения - 54 %; не боятся наказания - 35 %; в школе отсутствует система наказаний за невыполнение обязанностей - 4 %. Многие респонденты считают, что неисполнение обязанностей школьника связано с непониманием их значимости и незначительностью наказания за провинность - поэтому-то многие школьники и нарушают права других, не соблюдают свои обязанности.Обязанность в понимании детей - это то, что от тебя требуют взрослые, родители. Конечно, многие из обязанностей мы воспринимаем в штыки, как повинность, но нужно понимать, что нет прав без обязанностей и нет свободы без ответственности.

Что делать?

Где выход из сложившейся ситуации? Я убеждена, что до тех пор, пока мы будем сидеть и просто возмущаться беспорядками, ожидая, что кто-то решит наши проблемы, ничего не изменится! Очень важно, чтобы каждый понимал, что судьба конкретного человека зависит от него самого.

Я считаю, что в каждой школе должна быть открыта общественная приёмная по проблемам школы, оказывающая влияние на решение школьных проблем. Такую приёмную можно отнести к школьному самоуправлению, где школьные активисты консультируют учеников, дают им советы по решению возникающих у них проблем в школе, выслушивают их предложения.

Ученикам необходимо создать в школе дискуссионный клуб, обсуждающий школьные проблемы. Материалы и результаты дискуссий должны выноситься на рассмотрение учеников, родителей, педагогов, администрации. Такой клуб можно считать формой школьного самоуправления.

Ученики могут выпускать газету о жизни школы, в которой ставятся проблемы школы, вопросы, которые необходимо решать. Данная газета может влиять на общественное мнение, следовательно, способствовать изменению ситуации в школе.

Ученический совет должен создать аналитическую группу , которая читает приказы директора и другие локальные акты школы и следит, чтобы они не ущемляли интересы учеников. Аналитическую группу так же можно считать формой школьного самоуправления. Её работа будет способствовать совершенствованию нормативной базы школы, корректировке локальных актов, ущемляющих права и интересы учеников.

Ученикам необходимо создать правозащитный комитет , который будет помогать им защищать нарушенные права, работать в интересах учеников и решать проблему соблюдения прав человека в школе.

Заключение

Изучать права надо в первую очередь для того, чтобы научиться ими пользоваться. Права человека - это ценность, которую необходимо защищать. Это не моральный идеал, а практический инструмент, с помощью которого ученик гарантированно сможет добиться восстановления справедливости. Но все, без исключения, должны осознавать, что права и свободы, обязанности и ответственность взаимосвязаны.

Пусть в школе будут самые обычные учителя и самые обычные дети. Пусть даже там не будет учебных курсов по правам человека. Главное, чтобы у каждого ребенка в этой школе была возможность защитить свои нарушенные права. Речь идёт о том, чтобы в школе появились эффективные механизмы защиты прав человека.

Список литературы:

  1. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)
  2. Декларация прав ребенка (1959 г.)
  3. Декларация принципов толерантности (1995 г.)
  4. Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
  5. Конституция Российской Федерации (1993г.)
  6. Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.; с изменениями и дополнениями на 2010 г.)
  7. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.)
  8. Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19» (2009 г.)

Обучающиеся наряду с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, педагогическими работниками, их представителями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являются участниками образовательных отношений.

Закон об образовании (п. 15 ст. 2) определяет обучающегося как физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

Освоение образовательной программы представляет собой активные действия со стороны обучающихся по посещению учебных занятий, осуществление самостоятельной работы, выполнение заданий, даваемых педагогическими работниками, и иные действия, предусмотренные образовательной программой, направленные на достижение планируемых результатов.

Обучающийся в рамках образовательных отношений всегда осваивает образовательную программу при помощи и взаимодействии с другими участниками образовательных отношений: образовательной организацией, ее педагогическими работниками.

Существенной особенностью обладают образовательные отношения, в которых физическое лицо осваивает образовательную программу вне образовательной организации, но при взаимодействии с родителями (законными представителями) в форме семейного образования. Такой субъектный состав, в отличие от самостоятельного освоения образовательной программы, соответствует понятию образовательного отношения и является реализацией права родителей дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Однако следует отметить, что в отличие от получения образования в образовательной организации образовательные отношения при семейной форме получения образования урегулированы крайне слабо, в основном в части последующего взаимодействия с образовательными организациями по прохождению промежуточной и государственной итоговой аттестаций, а также последствий непрохождения таких аттестаций.

Вне образовательных отношений обучающийся самостоятельно осваивает (изучает) содержание той или иной образовательной программы. Сама по себе самостоятельная работа обучающегося не является предметом правового регулирования законодательства об образовании, поскольку не охватывается понятием «образовательные отношения» с точки зрения субъективного состава. Однако впоследствии обучающийся может вступить в образовательные отношения с образовательной организацией, в том числе для фиксации достижения результатов освоения образовательной программы (ее части) в рамках процедур промежуточной и итоговой аттестаций.

В зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения и режима пребывания в образовательной организации Закон об образовании выделяет девять видов обучающихся:

  • 1) воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации (формально данным видом охватываются обучающиеся, получающие дошкольное образование в форме семейного образования);
  • 2) учащиеся - лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы (формально данным видом охватываются обучающиеся, получающие начальное общее, основное общее или среднее общее образование в форме семейного образования);
  • 3)студенты (курсанты ) - лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры. При этом курсантами являются военнослужащие, не имеющие воинских званий офицеров, и сотрудники из числа лиц рядового состава и младшего начальствующего состава, осваивающие указанные образовательные программы в образовательных организациях федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка (ч. 8 ст. 81 Закона об образовании);
  • 4) аспиранты - лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;
  • 5) адъюнкты - лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел, службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;
  • 6) ординаторы - лица, обучающиеся но программам ординатуры;
  • 7)ассистенты-стажеры - лица, обучающиеся но программам ассистентуры-стажировки;
  • 8) слушатели - лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, программы профессионального обучения, а также зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования. Кроме того, к категории «слушателей» относятся офицеры (лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава), обучающиеся в федеральной государственной образовательной организации, осуществляющей подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка (ч. 7 ст. 81 Закона об образовании);
  • 9) экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестаций.

Среди указанных видов обучающихся особое место занимают экстерны, при раскрытии понятия которых Закон об образовании не использует термин «освоение образовательной программы». Исходя из определения экстернов, данная категория обучающихся зачисляется в образовательную организацию не для освоения образовательной программы, а для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестаций.

Данные аттестации сами по себе являются частью образовательной программы исходя из понятия п. 8 ст. 2 Закона об образовании, однако анализ норм ст. 58 и 59 Закона позволяет сделать вывод, что промежуточная аттестация сопровождает освоение образовательной программы, а итоговая аттестация завершает данное освоение и фиксирует достижение планируемых результатов образовательной программы. При этом непосредственно в рамках данных процедур аттестации образовательная программа обучающимся не осваивается, следовательно, в качестве экстерна можно рассматривать лицо, которое ранее, до зачисления для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестаций, уже освоило образовательные программы, причем как в формах получения образования вне образовательной организации (семейное образование и самообразование), так и в различных формах обучения в организациях, не имеющих государственной аккредитации по данным образовательным программам.

Поскольку экстерн зачисляется для прохождения государственной итоговой аттестации, то статус экстерна не могут иметь лица, ранее освоившие образовательные программы, по которым гос}"дарственная аккредитация не проводится (программы профессионального обучения, дополнительные образовательные программы, общеобразовательные программы дошкольного образования).

Правовой статус (положение) обучающегося представляет собой совокупность субъективных прав, обязанностей и юридической ответственности, предусмотренных законодательством об образовании.

Закон об образовании содержит специальную гл. 4 «Обучающиеся и их родители (законные представители)», в которой существенно более подробно, чем в ранее действовавшем Законе РФ «Об образовании», урегулирован правовой статус обучающихся по различными образовательным программам.




Top