Подготовка к егэ по праву. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Блок право. Полномочия судебной власти

Пояснение.

ст. 63 Трудового кодекса РФ:

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

В случаях получения общего образования, либо продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.

Ответ: 1

Укажите обстоятельство, препятствующее заключению брака согласно существующему в Российской Федерации законодательству.

1) отсутствие у вступающих в брак собственности

2) наличие ограничений в физических возможностях вступающих в брак

3) отсутствие у вступающих в брак общего среднего образования

4) наличие близкого родства между лицами, вступающими в брак

Пояснение.

Ещё в древнем мире было табу на смешение крови.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Вы хотите сказать, что ивалиды не могут вступать в браки?

Гость 11.07.2012 16:15

подскажите, какая статья запрещает вступать в брак близким родственникам?

Анастасия Смирнова (Санкт-Петербург)

Статья 14 Семейного кодекса РФ.

Что из перечисленного ниже регламентируют нормы семейного права?

1) получение наследства по завещанию

2) порядок получения гражданства

3) порядок выплаты алиментов на ребенка

4) порядок приобретения недвижимого имущества

Пояснение.

Алименты - средства, которые в установленных законом случаях одни члены семьи обязаны выплачивать на содержание других, нуждающихся в этом, членов семьи.

Ответ: 3

Предметная область: Право. Правовое регулирование отношений супругов, порядок и условия заключения и расторжения брака

Что из перечисленного относится к имущественным обязанностям супругов:

1) выбор места жительства

2) выплата алиментов

3) взаимоотношения в семье на основе взаимопомощи, уважения, заботы

4) выбор фамилии

Пояснение.

Алименты - средства (деньгами или в натуре) для питания (содержания), которые закон обязывает выплачивать одного из супругов другому, родителя - несовершеннолетнему ребёнку, взрослого ребёнка - пожилому родителю, и т.д. Могут выплачиваться/перечисляться добровольно или принудительно, в судебном порядке.

Ответ: 2

Предметная область: Право. Правовое регулирование отношений супругов, порядок и условия заключения и расторжения брака

Какая ситуация регулируется нормами семейного права?

1) гражданину К. было отказано в заключении брака с несовершеннолетней гражданкой JI.

2) гражданин М. заключил с гражданкой Н. договор о покупке квартиры

3) гражданка О. отказалась от участия в краже компьютера

4) гражданин П. не оплатил проезд в автобусе

Пояснение.

Семейное право регламентирует порядок вступления в брак и его расторжения, усыновления.

Второе и третье -  это гражданское право.

Четвертое -  административное.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Право. Правовое регулирование отношений супругов, порядок и условия заключения и расторжения брака

Какая ситуация регулируется нормами трудового права?

1) гражданин Р. подал заявление в суд о разделе имущества с бывшей супругой

2) гражданка С. была принята на работу на испытательный срок

3) гражданин Т. был признан судом невиновным и освобожден прямо в здании суда

4) гражданин У. управлял машиной в нетрезвом состоянии

Пояснение.

Трудовой кодекс регулирует порядок устройства на работу, увольнения, составления трудового договора.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Право. Порядок приема на работу, порядок заключения и расторжения трудового договора

Порядок приёма на работу и увольнения, начисления заработной платы, время отдыха регулируются

1) Конституцией РФ

2) Гражданским кодексом

3) Трудовым кодексом

4) Уголовным кодексом

Пояснение.

Конституция Российской Федерации - основной закон Российской Федерации, нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК России) - кодекс федеральных законов Российской Федерации, регулирующих гражданско-правовые отношения. Гражданский кодекс имеет приоритет перед другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в сфере гражданского права.

Трудово́й ко́декс Российской Федерации - кодифицированный законодательный акт (кодекс) о труде, Федеральный закон № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года. Введён в действие с 1 февраля 2002 года вместо действующего до него Кодекса законов о труде РСФСР (КЗОТ РСФСР) от 1971 года. Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями и имеет приоритетное значение перед другими принятыми федеральными законами, связанными с трудовыми отношениями, с Указами Президента РФ,

Постановлениями Правительства РФ и др.

Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) - основной и единственный источник уголовного права, единственный нормативный акт, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Российской Федерации - России.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Право. Порядок приема на работу, порядок заключения и расторжения трудового договора

Согласно ст. 63 Трудового кодекса РФ заключение трудового договора (по общему правилу) допускается с лицами, достигшими возраста

Пояснение.

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Право. Порядок приема на работу, порядок заключения и расторжения трудового договора

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ-2013 по обществознанию.

Согласно Тру­до­во­му кодексу РФ обя­зан­ность работодателя -

1) заключать, из­ме­нять и рас­тор­гать трудовые до­го­во­ры с работниками

2) обес­пе­чи­вать работникам рав­ную оплату за труд рав­ной ценности

3) по­ощ­рять работников за доб­ро­со­вест­ный труд

4) при­вле­кать работников к дис­ци­пли­нар­ной ответственности

Пояснение.

Обязанности ра­бо­то­да­те­ля по Тру­до­во­му кодексу РФ:

Работодатель обязан:

−соблюдать тру­до­вое законодательство и иные нор­ма­тив­ные правовые акты, со­дер­жа­щие нормы тру­до­во­го права, тру­до­вые договоры и соглашения;

−предоставлять ра­бот­ни­кам работу, обу­слов­лен­ную трудовым договором;

−обеспечивать без­опас­ность и усло­вия труда, со­от­вет­ству­ю­щие государственным нор­ма­тив­ным требованиям охра­ны труда;

−обеспечивать ра­бот­ни­ков оборудованием, инструментами, тех­ни­че­ской документацией и иными средствами, не­об­хо­ди­мы­ми для ис­пол­не­ния ими тру­до­вых обязанностей;

−обеспечивать ра­бот­ни­кам равную опла­ту за труд рав­ной ценности;

−выплачивать в пол­ном размере при­чи­та­ю­щу­ю­ся работникам за­ра­бот­ную плату в сроки, уста­нов­лен­ные в со­от­вет­ствии с на­сто­я­щим Кодексом, кол­лек­тив­ным договором, пра­ви­ла­ми внутреннего тру­до­во­го распорядка, тру­до­вы­ми договорами;

−вести кол­лек­тив­ные переговоры, а также за­клю­чать коллективный до­го­вор в порядке, уста­нов­лен­ном настоящим Кодексом;

−предоставлять пред­ста­ви­те­лям работников пол­ную и до­сто­вер­ную информацию, не­об­хо­ди­мую для за­клю­че­ния коллективного договора, со­гла­ше­ния и кон­тро­ля за их выполнением;

−знакомить ра­бот­ни­ков под рос­пись с при­ни­ма­е­мы­ми локальными нор­ма­тив­ны­ми актами, не­по­сред­ствен­но связанными с их тру­до­вой деятельностью;

−своевременно вы­пол­нять предписания фе­де­раль­но­го органа ис­пол­ни­тель­ной власти, упол­но­мо­чен­но­го на осу­ществ­ле­ние федерального го­су­дар­ствен­но­го надзора за со­блю­де­ни­ем трудового за­ко­но­да­тель­ства и иных нор­ма­тив­ных правовых актов, со­дер­жа­щих нормы тру­до­во­го права, дру­гих федеральных ор­га­нов исполнительной власти, осу­ществ­ля­ю­щих государственный кон­троль (надзор) в уста­нов­лен­ной сфере деятельности, упла­чи­вать штрафы, на­ло­жен­ные за на­ру­ше­ния трудового за­ко­но­да­тель­ства и иных нор­ма­тив­ных правовых актов, со­дер­жа­щих нормы тру­до­во­го права;

−рассматривать пред­став­ле­ния соответствующих проф­со­юз­ных органов, иных из­бран­ных работниками пред­ста­ви­те­лей о вы­яв­лен­ных нарушениях тру­до­во­го законодательства и иных актов, со­дер­жа­щих нормы тру­до­во­го права, при­ни­мать меры по устра­не­нию выявленных на­ру­ше­ний и со­об­щать о при­ня­тых мерах ука­зан­ным органам и представителям;

−создавать условия, обес­пе­чи­ва­ю­щие участие ра­бот­ни­ков в управ­ле­нии организацией в преду­смот­рен­ных настоящим Кодексом, иными фе­де­раль­ны­ми законами и кол­лек­тив­ным договором формах;

−обеспечивать бы­то­вые нужды работников, свя­зан­ные с ис­пол­не­ни­ем ими тру­до­вых обязанностей;

−осуществлять обя­за­тель­ное социальное стра­хо­ва­ние работников в порядке, уста­нов­лен­ном федеральными законами;

−возмещать вред, при­чи­нен­ный работникам в связи с ис­пол­не­ни­ем ими тру­до­вых обязанностей, а также ком­пен­си­ро­вать моральный вред в по­ряд­ке и на условиях, ко­то­рые установлены на­сто­я­щим Кодексом, дру­ги­ми федеральными за­ко­на­ми и иными нор­ма­тив­ны­ми правовыми ак­та­ми Российской Федерации;

Правильный ответ ука­зан под номером: 2.

Ответ: 2

Предметная область: Право. Порядок приема на работу, порядок заключения и расторжения трудового договора

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1.

К условиям, на­ли­чие которых обя­за­тель­но для за­клю­че­ния брака, относят

1) до­сти­же­ние возраста 21 года

2) по­лу­че­ние полного сред­не­го образования

3) вза­им­ное согласие же­ни­ха и невесты

4) на­ли­чие у же­ни­ха собственного заработка

Пояснение.

Брак - доб­ро­воль­ный союз муж­чи­ны и женщины, со­здан­ный в уста­нов­лен­ном законом порядке.

Ответ: 3

Предметная область: Право. Правовое регулирование отношений супругов, порядок и условия заключения и расторжения брака

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 6.

Согласно Тру­до­во­му ко­дек­су РФ фи­зи­че­ское лицо, ко­то­рое об­ла­да­ет пра­вом и воз­мож­но­стью ра­бо­тать по тру­до­во­му договору, называют

1) работником

2) работодателем

3) тружеником

4) партнёром

Пояснение.

Рабо́тник - субъ­ект тру­до­во­го права, фи­зи­че­ское лицо, ра­бо­та­ю­щее по тру­до­во­му до­го­во­ру у работодателя. Пра­во­вое по­ло­же­ние ра­бот­ни­ка опре­де­ля­ет­ся тру­до­вым законодательством, тру­до­вым и кол­лек­тив­ным договорами.

Правильный ответ ука­зан под номером: 1.

Ответ: 1

Предметная область: Право. Порядок приема на работу, порядок заключения и расторжения трудового договора

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 1.

Согласно Тру­до­во­му кодексу РФ фи­зи­че­ское лицо, ко­то­рое обладает пра­вом и воз­мож­но­стью работать по тру­до­во­му договору, называют

1) работодателем

2) партнёром

3) работником

4) тружеником

Пояснение.

Рабо́тник - субъ­ект трудового права, фи­зи­че­ское лицо, ра­бо­та­ю­щее по тру­до­во­му договору у работодателя. Пра­во­вое положение ра­бот­ни­ка определяется тру­до­вым законодательством, тру­до­вым и кол­лек­тив­ным договорами

Правильный ответ ука­зан под номером: 3.

Ответ: 3

Предметная область: Право. Порядок приема на работу, порядок заключения и расторжения трудового договора

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 5.

Для обо­зна­че­ния одной из сто­рон трудового до­го­во­ра в Тру­до­вом кодексе РФ ис­поль­зу­ет­ся термин

1) «физическое лицо»

2) «предприниматель»

3) «работающий по найму»

4) «работодатель»

Пояснение.

Работода́тель - один из субъ­ек­тов трудового права. Со­глас­но ст. 20 Тру­до­во­го кодекса РФ, ра­бо­то­да­тель - юри­ди­че­ское лицо, фи­зи­че­ское лицо, пуб­лич­ное юридическое лицо, всту­пив­шее в тру­до­вые отношения с работником.

Правильный ответ ука­зан под номером: 4.

Ответ: 4

Предметная область: Право. Порядок приема на работу, порядок заключения и расторжения трудового договора

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 6.

Согласно Тру­до­во­му кодексу РФ фи­зи­че­ское или юри­ди­че­ское лицо, ко­то­рое вступило в тру­до­вые отношения с работником, называют

1) директором

2) управляющимОбязательным усло­ви­ем тру­до­во­го до­го­во­ра является

1) оформление обя­за­тель­но­го со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния работника

2) испытание при приёме на работу

3) принятие ра­бот­ни­ком обя­за­тельств о неразглашении

4) улучшение социально-бытовых усло­вий жизни работника

Пояснение.

Только 1 верно.

Обязательными для вклю­че­ния в тру­до­вой договор, в со­от­вет­ствии со ста­тьей 57 ТК РФ, яв­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие условия:

−све­де­ния о документах, удо­сто­ве­ря­ю­щих лич­ность ра­бот­ни­ка и ра­бо­то­да­те­ля - фи­зи­че­ско­го лица*;

−иден­ти­фи­ка­ци­он­ный номер на­ло­го­пла­тель­щи­ка (для работодателей, за ис­клю­че­ни­ем ра­бо­то­да­те­лей - фи­зи­че­ских лиц, не яв­ля­ю­щих­ся ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми предпринимателями)*;

−место работы, а в случае, когда ра­бот­ник при­ни­ма­ет­ся для ра­бо­ты в филиале, пред­ста­ви­тель­стве или ином обособ­лен­ном струк­тур­ном под­раз­де­ле­нии организации, рас­по­ло­жен­ном в дру­гой местности, - место ра­бо­ты с ука­за­ни­ем обособ­лен­но­го струк­тур­но­го под­раз­де­ле­ния и его местонахождения;

−тру­до­вая функ­ция (работа по долж­но­сти в со­от­вет­ствии со штат­ным расписанием, профессии, спе­ци­аль­но­сти с ука­за­ни­ем квалификации; кон­крет­ный вид по­ру­ча­е­мой ра­бот­ни­ку работы); если в со­от­вет­ствии с фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми с вы­пол­не­ни­ем работ по опре­де­лен­ным должностям, профессиям, спе­ци­аль­но­стям свя­за­но предо­став­ле­ние ком­пен­са­ций и льгот либо на­ли­чие ограничений, то на­име­но­ва­ние этих должностей, про­фес­сий или спе­ци­аль­но­стей и ква­ли­фи­ка­ци­он­ные тре­бо­ва­ния к ним долж­ны со­от­вет­ство­вать на­име­но­ва­ни­ям и требованиям, ука­зан­ным в ква­ли­фи­ка­ци­он­ных справочниках, утвер­жда­е­мых в порядке, уста­нав­ли­ва­е­мом Пра­ви­тель­ством РФ;

−дата на­ча­ла работы, а в случае, когда за­клю­ча­ет­ся сроч­ный тру­до­вой договор, - также срок его дей­ствия и об­сто­я­тель­ства (причины), по­слу­жив­шие ос­но­ва­ни­ем для за­клю­че­ния сроч­но­го тру­до­во­го до­го­во­ра в со­от­вет­ствии с ТК РФ или иным фе­де­раль­ным законом;

−усло­вия опла­ты труда (в том числе раз­мер та­риф­ной став­ки или окла­да (должностного оклада) работника, доплаты, над­бав­ки и по­ощ­ри­тель­ные выплаты);

−режим ра­бо­че­го вре­ме­ни и вре­ме­ни от­ды­ха (если для дан­но­го ра­бот­ни­ка он от­ли­ча­ет­ся от общих правил, дей­ству­ю­щих у дан­но­го работодателя);

−ком­пен­са­ции за тя­же­лую ра­бо­ту и ра­бо­ту с вред­ны­ми и (или) опас­ны­ми усло­ви­я­ми труда, если ра­бот­ник при­ни­ма­ет­ся на ра­бо­ту в со­от­вет­ству­ю­щих условиях, с ука­за­ни­ем ха­рак­те­ри­стик усло­вий труда на ра­бо­чем месте;

−условия, опре­де­ля­ю­щие в не­об­хо­ди­мых слу­ча­ях ха­рак­тер ра­бо­ты (подвижной, разъездной, в пути, дру­гой ха­рак­тер работы);

−условие об обя­за­тель­ном со­ци­аль­ном стра­хо­ва­нии ра­бот­ни­ка в со­от­вет­ствии с ТК РФ и иными фе­де­раль­ны­ми законами;

−дру­гие усло­вия в случаях, преду­смот­рен­ных тру­до­вым за­ко­но­да­тель­ством и иными нор­ма­тив­ны­ми пра­во­вы­ми актами, со­дер­жа­щи­ми нормы тру­до­во­го права.

Предметная область: Право. Основные правила и принципы гражданского процесса

недопускается заключение брака между

2) близкими родственниками

3) усыновителями и усыновленными

4) лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Правильный ответ указан под номером: 4.

Ответ: 4

Предметная область: Право. Правовое регулирование отношений супругов, порядок и условия заключения и расторжения брака

ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Политика. Право. Королькова Е.С.

М.: 2017. - 144 с.

Пособие для подготовки к ЕГЭ содержит типовые экзаменационные задания, комментарии к ним и рекомендации по всем темам разделов "Политика" и "Право", выносимых на экзамен. Комментарии к заданиям учитывают многочисленные затруднения и типичные ошибки, допускаемые учащимися на экзамене. В пособии много заданий всех уровней ЕГЭ для самостоятельной работы. Ко всем заданиям даны ответы.

Формат: pdf

Размер: 1,9 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 4
ПОЛИТИКА. ПРАВО 5
Краткая характеристика разделов Кодификатора 5
Политика 5
Право 5
Задания разделов « Политика» и « Право »
в структуре экзаменационной работы 6
Подготовка к экзамену: на что обратить внимание 8
Чем пользоваться при подготовке к экзамену 13
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 15
Содержательная линия «Политика» 15
Понятие власти. Государство и его функции.
Органы государственной власти РФ 15
Политическая система. Типология политических режимов.
Демократия, ее основные ценности и признаки 26
Гражданское общество и правовое государство. Политическая элита. Политические партии и движения.
Средства массовой информации в политической системе 37
Избирательная кампания в РФ. Политическое участие.
Политический процесс. Политическое лидерство 48
Содержательная линия «Право» 62
Право в системе социальных норм. Система российского права. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ 62
Законодательство РФ о выборах. Законотворческий процесс в РФ. Гражданство РФ. Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской
деятельности. Имущественные и неимущественные права 72
Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака.
Особенности административной юрисдикции 83
Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени). Право на благоприятную
окружающую среду и способы его защиты 94
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности уголовного процесса. Правоохранительные органы. Судебная система 105
ОТВЕТЫ 123
Содержательная линия «Политика» 123
Содержательная линия «Право» 132

Перед вами практикум для подготовки к Единому государственному экзамену по обществознанию. С его помощью вы познакомитесь со всеми типами заданий, которые встретятся на экзамене, и их спецификой, а также узнаете о содержании проверяемых обществоведческих знаний и умений.
В пособии представлены два раздела обществознания из пяти: «Политика» и «Право». Каждый раздел содержит задания для самостоятельной работы формата ЕГЭ практически по всем единицам проверяемого содержания. Эти задания аналогичны тем, которые будут представлены на экзамене.

Это отрасль права, определяющая преступность деяния, виды и размеры наказаний, принципы уголовной ответственности. Нормы уголовного права устанавливаются только государством в лице его законодательного органа. Общеобязательность уголовно-правовых норм предполагает, с одной стороны, что каждый, совершивший преступление, должен нести уголовную ответственность, а с другой - что государство в лице уполномоченных органов обязано использовать уголовно-правовые нормы.

Уголовное право устанавливает основание и пределы уголовной ответственности за те деяния, которые признаются преступлениями, и предусматривает применение к виновному определенного наказания.

Задачами уголовного права являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, а также предупреждение преступлений.

Уголовное право только тогда способно решить свои задачи, когда оно руководствуется строго определенными принципами. Выделяют следующие принципы уголовного права .

    Принцип законности - никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

    Принцип равенства граждан перед уголовным законом - лицо, совершившее преступление подлежит уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Ко всем лицам, совершившим одинаковое преступление, должен применяться один уголовный закон.

    Принцип неотвратимости уголовной ответственности - лицо, совершившее преступление, подлежит наказанию в уголовно-правовом порядке, т.е. преступник должен быть привлечен к уголовной ответственности своевременно и перед законом ни у кого не должно быть привилегий. Если совершено преступление, то виновный должен понести справедливое наказание независимо ни от каких обстоятельств.

    Принцип личной ответственности - лицо отвечает лишь за то, что оно совершило, причем действие этого принципа не противоречит уголовной ответственности при соучастии, при наличии которого все виновные несут уголовную ответственность за совместно и согласованно совершенное преступление. Уголовную ответственность может нести только физическое лицо.

    Принцип виновной ответственности - человек отвечает только за деяние и его последствия, причиненные им умышленно, либо по неосторожности.

    Принцип справедливости - уголовное наказание или иная мера уголовно-правового воздействия, применяемые к преступнику, должны соответствовать тяжести преступления, степени его вины и личностных свойств, проявившихся в совершенном им преступном деянии. Указанный принцип следует понимать и в том смысле, что никто не может дважды нести уголовную ответственность за одно и то же преступление.

    Принцип демократизма - проявляется в различных формах участия представителей общественных объединений и частных лиц при назначении уголовной санкции (суд присяжных), ее исполнении и, в частности, при освобождении от уголовной ответственности и наказания.

    Принцип гуманизма - выражается в том, что уголовная мера, влекущая существенное ущемление правового статуса осужденного, преследует единственную цель - оградить интересы других, правопослушных граждан от преступных посягательств. В целях положительного влияния на виновного к нему должна применяться минимально необходимая мера уголовного наказания.

Уголовная ответственность - это предусмотренные законом неблагоприятные последствия (уголовное наказание, судимость), наступающие для лица, совершившего преступление, после суда.

Главным источником уголовного права выступает Уголовный кодекс РФ (УК) . Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК. Уголовный кодекс основывается на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права.

Преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК.

Понятие преступления

Это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное под угрозой наказания. Выделяют четыре признака преступления .

    Это деяние , т.е. выраженный в форме активного действия или пассивного бездействия акт поведения (поступок, деятельность). Это означает, что мысли, психические процессы, убеждения, их выражение в дневниках, высказываниях преступлениями не являются.

    Это общественно опасное деяние - общественная опасность деяния выражается в причинении, либо создании угрозы причинения ущерба охраняемым законом интересам.

    Это виновное деяние - вина является обязательным элементом каждого преступления.

    Это уголовно наказуемое деяние - т.е. оно запрещено УК и имеет угрозу уголовного наказания.

Все преступления делят на четыре категории .

    Преступления небольшой тяжести - умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание не более 2 лет лишения свободы.

    Преступления средней тяжести - умышленные деяния с максимальным наказанием не более 5 лет лишения свободы и неосторожные преступления с максимальной санкцией, превышающей 2 года лишения свободы.

    Тяжкие преступления - умышленные преступления с максимальной санкцией не более 10 лет лишения свободы.

    Особо тяжкие преступления - только умышленные деяния, наказания за которые больше 10 лет лишения свободы.

Преступление характеризует система общеобязательных элементов, которая называется состав преступления . Это система объективных и субъективных признаков деяния, содержащихся в правовой норме Уголовного кодекса .

Состав преступления состоит из четырех элементов .

    Объект преступления - это то, на что посягает преступное деяние, чему причиняется или может быть причинен вред в результате совершения преступления (жизнь и здоровье человека, имущество).

    Объективная сторона - само противоправное деяние, запрещенное уголовным законом, его преступные последствия и причинно-следственная связь между ними. Она характеризуется действием или бездействием посягающего на тот или иной объект и причиняющего ему вред (ущерб). К ней относятся также место, способ, обстановка, орудие совершения преступления.

    Субъект преступления - лицо, совершившее преступление и способное нести за это ответственность. Субъект характеризуется такими признаками как возраст и психическое здоровье (вменяемость).

    Субъектом преступления может быть только вменяемое лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста . Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста подлежат уголовной ответственности за:

    • убийство;

      умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью;

      похищение человека;

      изнасилование и насильственные действия сексуального характера;

      кража, грабеж, разбой, вымогательство;

      неправомерное завладение автомобилем или другим транспортным средством без цели хищения;

      умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах;

      терроризм, захват заложника;

      заведомо ложное сообщение об акте терроризма;

      хулиганство при отягчающих обстоятельствах;

      вандализм;

      хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;

      хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ;

      приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

    Лицо, совершившее преступление в состоянии невменяемости, не подлежит уголовной ответственности. Обычно суд назначает ему принудительные меры медицинского характера, предусмотренные УК.

    Субъективная сторона - вина и ее осознание, мотив, цель, эмоциональное состояние (аффект).

    Это психическое отношение виновного к совершаемому им общественно опасному деянию и наступившим в результате этого общественно опасным последствиям.

    Формы вины.

    1. Умысел :

      • прямой - лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления;

        косвенный - лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий, не желает, но сознательно допускает эти последствия, либо относится к ним безразлично.

    2. Неосторожность :

      • легкомыслие - лицо предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий;

        небрежность - лицо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и должно было и могло предвидеть эти последствия.

    Представляет собой побуждение, вызывающее решимость совершить преступление.

    Это представление о желаемом результате, к достижению которого стремится лицо, совершающее преступление.

В УК предусмотрены обстоятельства, исключающие преступность деяния .

    Необходимая оборона . Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

    Необходимая оборона допустима от посягательств душевнобольного или малолетнего лица и в том случае, если посягающий пошутил, имитируя нападение, но обороняющийся воспринял это всерьез.

    Необходимая оборона является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, т.е. умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства.

    Крайняя необходимость - состояние непосредственной угрозы вреда личным, общественным и государственным интересам, при котором наносится сознательный вред другим общественным интересам. Источники опасности могут быть самыми разнообразными: поведение человека, болезнь, голод, стихийные бедствия, неисправность механизмов, нападение животных и т.д. При этом защита не должна превышать пределов необходимости, т.е. вред причиненный должен быть меньше вреда предотвращенного.

    Если лицо само создало опасные условия, оно не может ссылаться на то, что действовало в состоянии крайней необходимости.

    Задержание преступника . Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным, и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер.

    Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.

    Физическое или психическое принуждение . Принуждение может выражаться в пытках, незаконном лишении свободы или в другом физическом насилии, в угрозах причинить вред здоровью близких, имуществу, репутации и т.д. При принуждении могут быть использованы психотропные вещества, гипноз и другие способы прямого воздействия на психику.

    Если лицо при принуждении сохранило возможность руководить своими действиями, вопрос об ответственности за причиненный вред решается по правилам о крайней необходимости.

    Обоснованный риск . Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. Такой риск возможен в любой сфере деятельности - производственной, научно-технической, врачебно-медицинской, правоохранительной.

    Риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия.

    Исполнение приказа . Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. При этом приказ или распоряжение могут быть письменными или устными, переданы подчиненному лично, через других лиц, по телеграфу и т.д. Уголовную ответственность в этом случае несет лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение.

    Добровольный отказ от совершения преступления и деятельное раскаяние . Если человек сообщил о готовящемся преступлении и принял в нем участие по просьбе правоохранительных органов (чтобы взять преступников с поличным), то в этом случае он освобождается от уголовного наказания.

Уголовные наказания

Это мера государственного принуждения, предусмотренная УК, которая применяется по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в ограничении прав и свобод этого лица.

Целями применения наказания являются:

    1) восстановление социальной справедливости - наказание должно обеспечить возможность возмещения причиненного вреда и в возможных пределах - соразмерность лишения или ограничения прав и свобод осужденного страданиям потерпевшего;

    2) исправление осужденного - воспитание у осужденного сознания необходимости правомерного поведения и соблюдения установленного правопорядка в обществе;

    3) предупреждение совершения новых преступлений - эта цель достигается, когда осужденный не совершает нового преступления.

УК выделяет следующие виды наказаний .

    I. Основные наказания .

    Смертная казнь - может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. Смертная казнь не назначается женщинам и мужчинам до 18 лет и с 65 лет. Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным заключением или лишением свободы на срок до 25 лет. В России действует мораторий на смертную казнь, в настоящее время она не применяется как мера наказания.

    Пожизненное лишение свободы - устанавливается за совершение преступления особой тяжести, посягающего на жизнь или общественную безопасность. Пожизненное заключение не назначается женщинам и мужчинам до 18 лет и с 65 лет.

    Изоляция осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима, либо в тюрьму. Лишение свободы устанавливается на срок от 2 месяцев до 20 лет (по совокупности преступлений - на срок до 25 лет, по совокупности приговоров - до 30 лет).

    Арест - содержание осужденного в условиях строгой изоляции от общества на срок от 1 до 6 месяцев. Лица, приговоренные к аресту, отбывают наказание по месту осуждения в арестных домах. Предполагается их учреждение во всех республиках, краях, областях, автономных округах в составе Российской Федерации, а также в городах федерального значения. Президентом Российской Федерации дано поручение Правительству России подготовить и утвердить Положение об арестных домах и норматив их штатной численности.

    Ограничение по военной службе - назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от 3 месяцев до 2 лет за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим вместо исправительных работ. Из денежного довольствия осужденного высчитывается в доход государства сумма до 20%. Ограничения проявляются в том, что во время отбывания наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

    Ограничение свободы - вид уголовного наказания, сущность которого образует совокупность обязанностей и запретов, налагаемых судом на осужденного, которые исполняются без изоляции осужденного от общества в условиях осуществления за ним надзора со стороны специализированного государственного органа.

    Ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений :

    • не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток;

      не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования;

      не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования;

      не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в таких мероприятиях;

      не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы.

    Ограничение свободы назначается лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений и не имеющим судимости на срок от 1 года до 3 лет, лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности - на срок от 1 года до двух лет.

    Исправительные работы - назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного. Исправительные работы устанавливаются на срок от 2 месяцев до 2 лет, при этом из заработка осужденного в доход государства удерживается сумма в размере от 5 до 20%.

    Обязательные работы - выполнение осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4 часов в день.

II. Дополнительные наказания (применяются вместе с основными).

    Конфискация имущества - призвана обеспечить отчуждение у преступников незаконно приобретенных ценностей и иного имущества, денег, изъятие орудий и иных средств совершения преступлений.

    Лишение специального воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград - применяется при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного.

III. Наказания, которые применяются и в качестве основных, и в качестве дополнительных.

    Штраф - это денежное взыскание, устанавливаемое в размере от 2500 руб. до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 недель до 5 лет.

    Лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность . Устанавливается на срок от 1 года до 5 лет в качестве основного вида наказания и на срок от 6 месяцев до 3 лет в качестве дополнительного вида наказания

При назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, в том числе и обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Смягчающими обстоятельствами признаются:

    1) совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;

    2) несовершеннолетие виновного;

    3) беременность;

    4) наличие малолетних детей у виновного;

    5) совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания;

    6) совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

    7) совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны, задержания лица, совершившего преступление, крайней необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения;

    8) противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления;

    9) явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, розыску имущества, добытого в результате преступления;

    10) оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

В качестве смягчающих могут учитываться и иные обстоятельства, не предусмотренные в данном перечне. Таким образом, перечень смягчающих обстоятельств является открытым.

Отягчающими обстоятельствами признаются:

    1) рецидив преступлений;

    2) наступление тяжких последствий в результате совершения преступления;

    3) совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации);

    4) особо активная роль в совершении преступления;

    5) привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают тяжелыми психическими расстройствами либо находятся в состоянии опьянения, а также лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

    6) совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

    7) совершение преступления из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение;

    8) совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;

    9) совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного;

    10) совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего;

    11) совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения; признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

    Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним , являются следующие.

    Штраф . Назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

    Лишение права заниматься определенной деятельностью .

    Обязательные работы (на срок от 40 до 160 часов) заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день.

    Исправительные работы (на срок до 1 года).

    Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.

    Лишение свободы на определенный срок назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.

При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части Уголовного Кодекса, сокращается наполовину.

В случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных частью пятой статьи 73 Уголовного Кодекса.

Суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности. При назначении наказания несовершеннолетнему учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц. Несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.

Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия . К таким мерам относятся:

    1) предупреждение - разъяснение несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений;

    2) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа - это возложение на указанных лиц обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю его поведения;

    3) возложение обязанности загладить причиненный вред с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков;

    4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет - при совершении преступления средней тяжести.

В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Эта принудительная мера воспитательного воздействия принимается в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста 18 лет, но не более чем на 3 года.

Контрольные вопросы

    Назовите предмет уголовного права.

    Перечислите принципы уголовного права

    Что такое уголовная ответственность?

    Назовите признаки преступления.

    Что такое состав преступления?

    Назовите обстоятельства, исключающие преступность деяния.

    Какие виды наказаний Вы знаете?

    Какие обстоятельства смягчают наказание?

    Какие обстоятельства отягчают наказание?

    Каковы особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних?

Начнем с рассмотрения результатов выполнения заданий раздела «Право» курса обществознания в 2010 году.
Согласно Аналитическому отчету по результатам ЕГЭ-2010 почти треть выпускников не знают главное отличие правовых норм от моральных.

Одиннадцатиклассники испытывали затруднения при ответе на вопросы, связанные с основными функциями Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ. Сложными оказались ситуации, связанные с административной ответственностью.

Наибольшие затруднения выпускники испытывали при выполнении заданий по содержательной единице «Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности».
Слабо справились с заданиями на умение осуществлять выбор необходимых позиций из предложенного списка, применяя знания характерных черт, признаков понятий и явлений, социальных объектов определенного класса (35%-65%).
Задания, предполагающие умение классифицировать понятия, явления, социальные объекты путем установления соответствия терминов и их определений, понятий и их признаков, выпускники выполнили в 2010 году менее успешно, чем в предыдущие годы (25%-50%).

Результаты выполнения выпускниками заданий группы С1-С9:
С3 - 30%-35%; С4 - 23%-40%; С5 - 30%-40%; С6 - 16%-25%; С7 - 35%-50%; С8 - 25%-33%.

Рассмотрим основные положения одной из тем, вызвавших, согласно Аналитическому отчету по результатам ЕГЭ 2010 г., затруднения у выпускников.

Тема: «Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности»

Данный элемент был включен в КИМы только в 2010 году. А в некоторых учебниках весьма схематично раскрываются вопросы, касающиеся организационно-правовых форм и правового режима предпринимательской деятельности. Выпускникам можно посоветовать ещё раз обратиться к учебнику обществознания за 11 класс, базовый уровень (авторы Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев и др.).

Основные выводы по теме

Предпринимательство - инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Функции предпринимательства:

1) ресурсная (соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое);
2) организационная (использование предпринимателями своих способностей для получения высокого дохода);
3) творческая (использование новаторства в деятельности).

Виды предпринимательства (в зависимости от содержания деятельности):

1) производственное (производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей);
2) коммерческое (операции и сделки по перепродаже товаров, услуг; не связано с производством продукции); 3) финансовое (разновидность коммерческого; объектом купли-продажи являются деньги, валюта, ценные бумаги);
4) посредническое (соединение заинтересованных во взаимной сделке сторон);
5) страховое (форма финансового предпринимательства; предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая).

Принципы правового регулирования предпринимательства:

1) принцип свободной экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ);
2) принцип поддержки добросовестной конкуренции и недопустимости деятельности, на монополизацию рынка; 3) принцип многообразия форм собственности, их юридического равенства и равенства их защиты (ст. 8 Конституции РФ).

Организационно-правовая форма предпринимательской деятельности - совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами. Организационно-правовые формы предпринимательства:

1) индивидуальный предприниматель, зарегистрированный без образования юридического лица;
2) товарищества: полное товарищество, товарищество на вере;
3) хозяйственные общества: общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества;
4) производственные кооперативы;
5) государственные или муниципальные унитарные предприятия.

А теперь рассмотрим технологию выполнения заданий, вызвавших наибольшие затруднения у выпускников прошлого года.

Задание В6. ЕГЭ по обществознанию

Задание В6 - задание повышенного уровня на осуществление выбора необходимых позиций из предложенного списка.

Примеры

1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Под основами конституционного строя понимаются главные принципы государства, обеспечивающие его подчинение.................. (А) . Государство само определяет степень важности тех или иных............... (Б) конституционного строя, поэтому их набор в различных государствах не одинаков. Однако наиболее важные присущи каждому государству, имеющему конституционный строй. Это: участие народа или народных представителей в.............. (В) ; приоритет прав и свобод человека; разделение властей. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность.................. (Г) . Россия это.............. (Д) государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие.............. (Е) ».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) человек;
2) право;
3) законодательство;
4) правовое;
5) общество;
6) выборы;
7) гарантия;
8) государство;
9) социальное.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

А Б В Г Д Е
2 7 3 8 4 5

Задание С5. ЕГЭ по обществознанию

Задание С5 - задание повышенного уровня на перечисление признаков, явлений или на использование понятия в заданном контексте.

Встречаются две модели этого задания:первая модель предполагает перечисление некоторого количества заданных элементов (свойств, проявлений и т.п.), вторая модель предполагает определение понятия и составление с ним двух информативных предложений, отражающих определенные теоретические или фактические обществоведческие данные.

Алгоритм выполнения:
1. Сформулируйте понятие, используя свои знания (в разных источниках и учебниках смысл понятия может быть раскрыт по-разному).
2. Составьте два, содержащие информацию об этом социальном объекте.
3. Смысл понятия должен быть раскрыт явно в четких и корректных формулировках.
4. Предложения должны быть составлены с использованием обществоведческих знаний.

Примеры

1. Назовите любые три источника права, существующие в РФ.

Ответ: нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор, правовой прецедент.

2. Назовите два основных признака субъекта права.

Ответ: правоспособность, дееспособность.

3. Назовите три имущественных права супругов.

Ответ: право на имущество, нажитое в браке; право на личное владение имуществом, которое было приобретено до брака; право на личное владение имуществом, полученным в дар или по наследству, как до брака, так и во время его.

4. Назовите любые три фактора, оказывающие влияние на выбор избирателя во время голосования.
Ответ: уровень дохода и образование избирателя; влияние социальной среды и окружения; позиция средств массовой информации, которые ему доступны; национальные, религиозные, культурные факторы.

5. Назовите любые три причины низкой явки избирателей на выборах в ряде ведущих стран мира и в России.

Ответ: низкая активность может быть связана с политической стабильностью, отсутствием интриги; избиратели утратили веру в демократические институты, не доверяют властям; люди заняты частной жизнью и бизнесом, нет интереса к политике.

6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «норма права»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о норме права.

Ответ: норма права - это общеобязательное формально - определённое правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закреплённое и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей их участников.

Предложения : Правовая норма представляет собой меру свободы волеизъявления и поведения человека. Норма права является в конкретной форме.

Задание С6. ЕГЭ по обществознанию

Задание С6 - задание, предполагающее раскрытие теоретических положений на примерах.

Рассматриваемый тип заданий - задания со свободным развернутым ответом высокого уровня сложности. В условии задания содержится указание на социальный объект или процесс и требование проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую-либо его сторону или их взаимосвязь с помощью примеров из социальной жизни.

Чаще всего используются задания двух моделей: «раскрыть на примере» (первая модель) или «проиллюстрировать примерами» (вторая модель).

Первая модель задания С6 содержит требование раскрыть какое-либо теоретическое положение на конкретных примерах. Эта модель не разворачивает перед экзаменуемым требований к конкретным «шагам» по выполнению заданий, она более сложна для выполнения.

Вторая модель может формулироваться несколькими способами: «Назовите… и проиллюстрируйте примером», «Приведите положение с соответствующим примером», «Назовите и приведите соответствующий пример».

Примеры

1. Раскройте на трех примерах деятельность прокуратуры по защите прав граждан.

Ответ: Осуществляет надзор за исполнением законов органами государственной власти. Следит за соблюдением законности при расследовании преступлений следственными органами. Имеет право отменять незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание. Имеет право привлекать к ответственности должностных лиц, нарушивших права граждан. Имеет право возбуждать уголовные дела на должностных лиц по жалобам граждан.

2. Раскройте на трех примерах деятельность адвокатуры по защите прав граждан.

Ответ: В ходе уголовного судебного процесса адвокат защищает права граждан, обвиняемых в совершении преступления. Адвокат представляет интересы клиента в суде. Адвокат участвует в качестве представителя сторон в Конституционном суде. Адвокаты дают консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юридическим вопросам. Адвокаты составляют документы правового порядка.

3. Назовите любые три правоотношения, регулируемых гражданским правом, и проиллюстрируйте каждое из них примером из повседневной жизни.

Ответ: Отношения: купли-продажи (покупка машины), аренды (аренда квартиры), наследование (наследование авторских прав).

4. Назовите любые три правоотношения, регулируемых административным правом, и проиллюстрируйте каждое из них примером из повседневной жизни.

Ответ: Переход улицы на красный сигнал светофора. Плавание в запрещенном для купания месте. Выгул собаки без намордника.

Задание С7. ЕГЭ по обществознанию

Задание С7 - задание-задача, содержащую условие в виде ситуации или высказывания и вопросы (предписания) к нему.

Это задание высокого уровня сложности.требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов.

Примеры

1. Ваш знакомый баллотируется по одномандатному округу в депутаты Государственной Думы. За него проголосовало 48% избирателей данного избирательного округа, а его конкуренты получили соответственно 31% и 21%. Можете ли вы поздравить его с избранием? Приведите два аргумента.

Ответ: Его можно поздравить с избранием, так как сказано, что он победил в одномандатном округе, выборы осуществлялись по мажоритарной системе.

2. На выборах депутатов в представительный орган власти в одном из избирательных округов велась борьба между тремя кандидатами. Один из них набрал 42% голосов избирателей и стал победителем. По какой избирательной системе осуществлялись выборы? Приведите два аргумента.

Ответ: Выборы осуществлялись по мажоритарной системе. Аргументы: выборы по избирательным округам относятся к мажоритарной избирательной системе, при мажоритарной системе победу может одержать кандидат, завоевавший большинство голосов избирателей.

4. Совершеннолетний гражданин пришел на избирательный участок в день голосования, но член избирательной комиссии не обнаружил его фамилию в списках избирателей. Как гражданину следует поступить в этом случае: уйти, не проголосовав, или потребовать внести свою фамилию в дополнительный список голосующих? Приведите два объяснения своего ответа.

Ответ: Гражданину следует потребовать внести свою фамилию в дополнительный список голосующих, так как участие в выборах - право гражданина; участие в выборах - проявление гражданской ответственности.

P.S. На этом заканчиваю курс «Обществознание. ЕГЭ - 2011».
Всем выпускникам желаю успехов на экзаменах!

При составлении статьи были использованы материалы:
1. Аналитический отчет по результатам ЕГЭ 2010 г. Обществознание. www.fipi.ru/view/sections/138/docs/522.html
2. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию.
3. Открытый сегмент ФБТЗ - www.fipi.ru
4.Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень/(Л.Н. Боголюбов, А.Н. Лазебникова, Н.М. Смирнова и другие.); под ред. Л. Н. Боголюбова (и др.) М.: «Просвещение». - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2010.


Top