Порядок предоставления результатов ОРД

Копия № 1-187/15

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Судья районного суда г. ГапушинаИ.Ю.,

при секретаре Михайловой М.В.,

с участием помощника межрайонного прокурора Попковой Ю.В.,

обвиняемой Райлян О.Н.,

защитника – адвоката Митрофанского Б.Ю.,

рассмотрев в порядке предварительного слушания материалы уголовного дела в отношении

Райлян, род. ДД.ММ.ГГГГ в Республики, зарегистрированной там же по адресу: , гражданки Республики в Российской Федерации проживающей: , незамужней, неработающей, несудимой,

Обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 241 УКРФ,

УСТАНОВИЛ:

Райлян О.Н. обвиняется в совершении деяний, направленных на организацию занятия проституцией другими лицами, а равно содержание притонов для занятия проституцией.

Обстоятельства предъявленного обвинения подробно изложены в обвинительном акте.

Защитником заявлено и поддержано обвиняемой ходатайство о признании ряда доказательств недопустимыми и о возвращении дела прокурору, мотивированное допущенными в ходе предварительного расследования нарушениями законодательства, в том числе уголовно-процессуального кодекса, которые не позволяют считать ряд доказательств допустимыми, препятствуют постановлению приговора или вынесению иного решения на основе имеющегося обвинительного акта.

Так в ходатайстве защитника указано следующее.

На основании рапорта начальника отделения ОУР УВД по СВ. от ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками полиции ДД.ММ.ГГГГ проведены оперативно-розыскные мероприятия с целью проверки информации об организации притона и занятия проституцией.

Результаты оперативно-розыскной деятельности ДД.ММ.ГГГГ представлены дознавателю, в тот же день в 11 часов 20 минут в отношении Рейлян О.Н. старшим дознавателем ОД УВД по возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. .

Анализ материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, по мнению защитника, свидетельствует, что процессуальное решение принято с нарушением требований уголовно-процессуального закона.

Согласно рапорту в ходе работы на территории обслуживания ОМВД России по району им совместно с сотрудниками 6 ОРЧ ОУР УВД по ГУ МВД России по выявлено нежилое помещение, расположенное в подвале жилого дома по адресу: , проспект, где под видом эротического массажа оказываются интимные услуги за денежное вознаграждение. В сети Интернет размещена реклама с фотографиями девушек и номерами телефонов. Далее указывает, что проведен комплекс оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которого получена информация о том, что по данному адресу оказываются услуги сексуального характера, деньги получает администратор которая впоследствии выплачивает 40% от стоимости услуг девушкам, занимающимся проституцией. Исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий установлен ст. ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», порядок их предоставления определен ст. ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

В материалах уголовного дела документы, подтверждающие проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ч. 1 ст. Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в ходе которых получены сведения, изложенные в рапорте отсутствуют. Вместе с тем, в материалах уголовного дела содержатся документы, свидетельствующие о проведении сотрудниками полиции единственного оперативно-розыскного мероприятия - «проверочная закупка». Данное мероприятие проведено ДД.ММ.ГГГГ года.

Основанием для его проведения, помимо вышеуказанного рапорта стало постановление от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное врио начальника 6 ОРЧ «О» ОУР УВД по ГУ МВД России по Ефремовым А.В., утвержденное начальником полиции УВД по о проведении оперативно-розыскных мероприятий: наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, наблюдение, опрос, оперативное внедрение, проверочная закупка, обследование помещений.

Данное постановление, по мнению защитника, не соответствует требованиям ст. 8 ФЗ «Об ОРД», которой определены условия, при которых требуется вынесения постановления. Сведения о лицах, которым поручено проведение оперативно-розыскных мероприятий, в материалах дел отсутствуют. При этом в постановлении приведены недостоверные (ввиду отсутствия подтверждения в материалах дела) данные о наличии у сотрудников полиции сведений о противоправных действиях группы лиц, организовавших и содержащих притон для занятий проституцией и осуществления деятельности по организации занятия проституцией другими лицами. Также в постановлении приведены ложные сведения об оказании сексуальных услуг стоимостью от 2000 рублей. В рапорте такие данные отсутствуют, а к материалам уголовного дела приобщены распечатки Интернет страниц с указанием о предоставлении услуг массажа стоимостью от 1800 рублей. Согласно позиции Европейского суда по правам человека (дела Ваньян против РФ, Худобин против РФ, Тейшера против Португалии), простое заявление сотрудников органов внутренних дел о том, что они располагали информацией о причастности лица к совершению преступления, не может приниматься во внимание. По мнению Европейского суда, публичные интересы не могут служить оправданием провокаций со стороны правоохранительных органов. В этой связи Конституционным судом Российской Федерации высказана позиция, что решения должностных лиц о проведении оперативно-розыскных мероприятий должны опираться не только на предположения о наличии признаков противоправного деяния, но и на конкретные фактические обстоятельства, подтверждающие обоснованность таких предположений.

Сведения о причастности Райлян О.Н. к преступной деятельности у сотрудников полиции отсутствовали, а расследованием установлено, что услуги сексуального характера она не оказывала и сама лично не предлагала. Таким образом, как указано защитником, вышеуказанное постановление вынесено в нарушение требований ст.ст. 5 и 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Кроме того, по мнению защитника, нарушены требования ст. ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и при предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности.

Порядок предоставления результатов ОРД установлен Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю или в суд.

Инструкцией установлены формы постановлений о предоставлении результатов ОРД, рассекречивания документов и сообщения о результатах ОРД.

Сообщение о результатах ОРД направляется руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, к которым врио начальника в силу приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № №, не относится.

Требования, предъявляемые Инструкцией к сообщению о результатах оперативно-розыскной деятельности также не соблюдены, поскольку в нем отсутствует информация о прилагаемых предметах, материальных носителях информация с описанием их индивидуальных признаков, времени, места и обстоятельств их получения.

Не отвечает требованиям Инструкции и постановление о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности ввиду отсутствия в нем перечня документов, подлежащих направлению.

Стоит отметить, что на сообщении о предоставлении результатов ОРД штамп о поступлении в ОД УВД по (входящий номер), а также резолюция уполномоченного должностного лица о порядке его разрешения поступивших материалов отсутствуют.

Вместе с тем, в материалах уголовного дела содержится рапорт оперуполномоченного ОУР УВД по об обнаружении в действиях Раелян О.Н. по результатам оперативно-розыскной деятельности признаков преступления, предусмотренного ст. , который зарегистрирован в КУСП УВД по ДД.ММ.ГГГГ его проверка поручена

Инструкцией (пункт 6) установлено, что результаты ОРД предоставляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности.

Документы, подтверждающие проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении Райлян О.Н. или (Раелян О.Н.) отсутствуют, тем самым оснований для составления рапорта об обнаружении преступления, с учетом наличия постановления о предоставлении результатов ОРД, не имелось.

Несмотря на допущенные нарушения закона и ведомственных нормативных актов, регламентирующих порядок осуществления оперативно-розыскной деятельности и предоставления ее результатов, а также порядок проверки сообщений о преступлениях, достоверно установлено, что материалы сформированы и зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ года.

В этой связи требуется признания недопустимым доказательством протокола осмотра места происшествия, составленного дознавателем ОД ОМВД России по району. ДД.ММ.ГГГГ в период с 17 часов 00 минут до 18 часов 10 минут, ввиду отсутствия зарегистрированного на момент совершения процессуального действия сообщения о преступлении. Более того, данный протокол составлен с нарушением требований ст.ст. , и .

В протоколе очной ставки от ДД.ММ.ГГГГ, не указано номер уголовного дела, использование компьютера как технического средства, отсутствует основание вызова свидетелей (повестка, задержание) не понятно откуда они взялись и почему дают такие показания. Также на вопрос оказывала ли услугу в виде эротического массажа. Получен ответ: Да (В данном случае должно быть указано место, время и конкретные случаи)

Такие же нарушения фигурируют в протоколе очной ставки О. от ДД.ММ.ГГГГ, а также в протоколе очной ставки от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительно не указан мотив отказа от подписи. Аналогичные нарушения во всех протоколах очной ставок с участием Раялян О.Н.

В протоколе осмотра предметов и документов от ДД.ММ.ГГГГ, также отсутствует № уголовного дела и кем предоставлены данные анкеты и какое отношение они имеют к обвиняемой Раялян О.Н., это касается и других анкет в материалах уголовного дела. Если сотрудниками полиции не проводились оперативные действия с участием понятых, а именно копирование, фотографирование, изъятие с сервера данных анкет, то откуда они взялись и какое отношение имеют к данному уголовному делу. Ни одной подписи понятых на анкетах не обнаружено. Анкета размещенная в интернете не обладает признаками вещественных доказательств.

Постановление о приобщении к уголовному делу вещественных доказательств от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное дознавателем ОД УВД по капитаном полиции вынесено не законно, не уполномоченным лицом, так как в материалах дела отсутствует поручение или приказ о формировании следственной группы.

Изложенные обстоятельства, по мнению защитника, свидетельствуют о том, что решение о возбуждении уголовного дела принято при отсутствии достаточных оснований, то есть незаконно.

В этой связи защитник ходататйствует об исключении и признании незаконными следующих документов:

Рапорт начальника от ДД.ММ.ГГГГ

Протокол осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ

Постановление о проведении оперативно-розыскных мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ

Постановление о предоставлении результатов ОРД

Рапорт о\у ОУР УВД от ДД.ММ.ГГГГ

Протокол очной ставки от ДД.ММ.ГГГГ

Протокол очной ставки. от ДД.ММ.ГГГГ

Протокол очной ставки и Раялян О.Н. от ДД.ММ.ГГГГ

Протоколе осмотра предметов и документов от ДД.ММ.ГГГГ

Анкеты из протокола осмотра предметов и документов от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того защитником указано, что дознавателем под надуманным предлогом отказано в ознакомлении с вещественными доказательствамиденежными средствами, использовавшимися при проведении оперативно-розыскного мероприятия, а также фактически оставлено без удовлетворения ходатайство защитника о проведении дополнительных допросов и проведении между ними и Райелян очных ставок.

Прокурор возражала против удовлетворения ходатайства стороны защиты, указывая, что оснований для признания на данной стадии разбирательства по делу доказательств недопустимыми, а также для возвращения дела прокурору, не имеется.

Выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

В материалах дела отсутствует сообщение о происшествии, которое бы позволяло дознавателю ОД ОМВД России по району. проводить ДД.ММ.ГГГГ следственное действие – осмотр места происшествия, при условии, что рапорт об обнаружении признаков преступления составлен и зарегистрирован по КУС в УВД по ГУ МВД России по ДД.ММ.ГГГГ.

Отсутствие такого сообщения в территориальном отделе полиции, должностным лицом которого проведен осмотр, а равно отсутствие его в окружном управлении ГУ МВД России по, невыяснение лицом, проводившим дознание, оснований проведения осмотра, препятствовало признанию изъятых в ходе осмотра предметов вещественными доказательствами, приобщению их материалам настоящего дела, то есть свидетельствует о несоблюдении дознавателем положений ч. 1 ст. , ч. 2 ст. , ст. .

Постановление о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, вынесенное заместителем начальника УВД – начальником полиции не содержит перечня рассекреченных материалов. Изложенное указывает на нарушение требований ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 144-Фх «Об оперативно - розыскной деятельности», а также нарушение п. 9 Приказ МВД России N 776, Минобороны России N 703, ФСБ России N 509, ФСО России N 507, ФТС России N 1820, СВР России N 42, ФСИН России N 535, ФСКН России N 398, СК России N 68 от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд".

Без установления перечня материалов ОРД, предоставленных дознавателю, восполнения допущенных нарушений указанного выше федерального закона и подзаконного акта, дознавателем не обеспечено соблюдение требований ст. .

Приведенные судом выше допущенные в ходе предварительного расследования настоящего уголовного дела нарушения требований ч. 1 ст. , ч. 2 ст. , ст. , ст. указывают, что обвинительный акт составлен с нарушением требований уголовно-процессуального закона, что исключает постановление приговора, вынесение иного решения на основе данного обвинительного акта.

В этой связи уголовное дело подлежит в силу п. 1 ч. 1 ст. возвращению прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом.

Поскольку судом установлены бесспорные основания требующие возвращение уголовного дела прокурору, суд не входит в оценку иных доводов защитника, и полагает необходимым отказать в удовлетворении ходатайства об исключении из числа доказательств указанных защитником доказательств.

Оснований для изменения в отношении обвиняемой меры пресечения участниками процесса не сообщено, судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 237, 97, 99, 100, 107, 109, 255, 256 УПКРФ, суд,

ПОСТАНОВИЛ:

В удовлетворении ходатайства защитника об исключении доказательств из доказательственного ряда отказать.

Возвратить прокурору уголовное дело в отношении Райлян, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 241 УКРФ, для устранения препятствий его рассмотрения судом, указанных в п. 1 ч. 1 ст. .

Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении Райлян О.Н. оставить без изменения.

Настоящее постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке Московский городской суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Председательствующий подпись И.Ю. Гапушина

Федоров А.В., доцент, заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Шутков С.В., кандидат юридических наук, г. Москва.

Правовая основа оперативно-розыскной деятельности имеет многоуровневую структуру и представляет собой совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих данный вид деятельности <1>. Ведомственные нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, входят в четвертый - последний (нижний) структурный уровень этой "иерархической пирамиды", получивший название "подзаконный уровень правового регулирования", включающий указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ведомственные (в том числе межведомственные) акты федеральных органов исполнительной власти.

<1> Об уровнях правовой основы оперативно-розыскной деятельности см., например: Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности". С приложением Решений Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека / Вступ. ст. В.Д. Зорькина. М., 2006. С. 52 - 70.

Ведомственные акты играют важную роль в регулировании оперативно-розыскной деятельности, поскольку только посредством их становится возможным достижение необходимой степени детализации правоотношений, возникающих в указанной сфере. Последнее обусловило, с одной стороны, относительную многочисленность таких нормативных правовых актов, а с другой - их преимущественно закрытый характер.

В то же время, как справедливо отмечается в юридической литературе, в ходе судебно-правовой реформы в Российской Федерации удалось преодолеть устаревшие представления о необходимости тотальной секретности вопросов регулирования осуществления спецслужбами и правоохранительными органами оперативно-розыскной деятельности <2>, и появились открытые (несекретные) ведомственные, в том числе межведомственные, акты по вопросам этого вида специальной деятельности федеральных органов исполнительной власти.

<2> См.: Зажицкий В.И. Результаты оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве: теория и практика. СПб., 2006. С. 7 - 8.

Полномочия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по ее нормативно-правовому регулированию ведомственными актами вытекают из Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <3> (далее по тексту - Федеральный закон об ОРД), а именно:

<3> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 33. Ст. 3349; 1997. N 29. Ст. 3502; 1998. N 30. Ст. 3613; 1999. N 2. Ст. 233; 2000. N 1 (ч. 1). Ст. 8; 2001. N 13. Ст. 1140; 2003. N 2. Ст. 167; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 27. Ст. 2711; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 49. Ст. 5128; Российская газета. 2007. 1 авг.

  • ч. 2 ст. 4, согласно которой органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий;
  • ч. 5 ст. 10, предусматривающей, что перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • ч. 3 ст. 11, закрепившей положение о том, что представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами;
  • ч. 3 ст. 13, в соответствии с которой руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы;
  • ч. 1 ст. 19, устанавливающей, что обеспечение оперативно-розыскной деятельности, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, осуществляется в порядке, устанавливаемом руководителями государственных органов, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять эту деятельность.

К числу важнейших межведомственных актов в сфере оперативно-розыскной деятельности относится совместный Приказ МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России и Минобороны России от 17 апреля 2007 г. N 368/185/164/481/32/184/97/147 "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд" <4> (далее - Приказ 2007 г. и Инструкция 2007 г.), которым был признан утратившим силу ранее действовавший совместный Приказ ФСНП России, ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России, СВР России от 13 мая 1998 г. N 175/ 226/336/201/286/410/56 "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд" <5> (далее по тексту - Инструкция 1998 г.).

<4> Российская газета. 2007. 16 мая.
<5> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. N 23. С. 40 - 47.

Необходимость утверждения новой Инструкции (Инструкции 2007 г.) была обусловлена рядом причин, из которых к числу основных относятся следующие.

Во-первых, в связи с вступлением в силу в июле 2002 г. Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - УПК РФ) Инструкция 1998 г. не в полной мере соответствовала новому уголовно-процессуальному закону, так как основывалась на уже утратившем силу УПК РСФСР, и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, нуждались в нормативном закреплении на ведомственном уровне адекватного действующему законодательству порядка представления ее результатов.

Во-вторых, дополнительные требования к соответствующим материалам оперативно-розыскной деятельности стала предъявлять судебная практика. Так, при оценке материалов, полученных в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, судебные инстанции наряду с документами, отражающими результаты этих мероприятий, стали оценивать и постановления, на основании которых они производились.

В-третьих, произошли изменения в части, касающейся органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (субъектов оперативно-розыскной деятельности). В связи с проведением в Российской Федерации административной реформы подверглись пересмотру некоторые функции отдельных федеральных органов исполнительной власти и потребовались новые нормативно-правовые решения.

Например , Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" <6> в целях совершенствования государственного управления и реализации государственной политики в области контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ был создан новый субъект оперативно-розыскной деятельности - Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, с 2004 г. - Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков <7> (ФСКН России), и оперативным подразделениям органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

<6> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 12. Ст. 1099; 2004. N 11. Ст. 945.
<7> См.: Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. N 976 "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 31. Ст. 3234; 2006. N 36. Ст. 3802.

В своей деятельности ФСКН России руководствовалась Инструкцией 1998 г. Использование ФСКН России межведомственной инструкции, в издании которой она не принимала участия, было вынужденным решением, так как отсутствовала возможность распространить действие Инструкции 1998 г. на органы наркоконтроля путем внесения в нее соответствующих изменений <8>. Последующее принятие собственной ведомственной Временной инструкции о порядке представления оперативными подразделениями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору или в суд, утвержденной Приказом ФСКН России от 12 мая 2006 г. N 147 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 июля 2006 г. за N 8060) <9> (далее по тексту - Временная инструкция 2006 г.), не решало проблему в целом.

<8> Об этом см.: Шутков С.В. О нормативно-правовом регулировании предоставления органами наркоконтроля результатов оперативно-розыскной деятельности // Наркоконтроль. 2006. N 3. С. 35.
<9> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 30. С. 61 - 71.

Необходимо было принятие общего для всех субъектов оперативно-розыскной деятельности нормативного правового акта, регламентирующего представление результатов оперативно-розыскной деятельности. Именно таким актом стала Инструкция 2007 г.

Вместе с тем изменения, после ее принятия внесенные в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" Федеральными законами:

от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" <10>;

<10> Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 24. Ст. 2830.

от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" <11>;

<11> Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 24. Ст. 2833.

от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму" <12> и

от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" <13>, требуют корректировки Инструкции 2007 г.

Так, по нашему мнению, результаты оперативно-розыскной деятельности теперь могут представляться не только дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, как это предусмотрено Инструкцией 2007 г., но и руководителю следственного органа, так как он, в соответствии с новой редакцией ст. 39 УПК РФ, при принятии к своему производству уголовного дела обладает всеми правами следователя, предусмотренными этим Кодексом, в том числе правом давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В то же время существенно меняются основания для представления результатов оперативно-розыскной деятельности прокурору, что предусмотрено Инструкцией 2007 г.

Представление результатов оперативно-розыскной деятельности как результат выполнения указания прокурора о проведении оперативно-розыскных мероприятий до вступления в силу Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"" имело место в случаях реализации прокурором своих полномочий, предусмотренных п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в части дачи указаний органу о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Согласно прежним редакциям ст. ст. 146 и 147 УПК РФ прокурор обладал полномочиями возбуждать уголовные дела и расследовать их. Кроме того, ст. 31 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры были вправе, осуществляя уголовное преследование, проводить расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к их компетенции. При этом прокурор был правомочен принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору расследование любого преступления. Соответственно, прокурору также могли представляться результаты оперативно-розыскной деятельности и имелась потребность в соответствующем нормативном регулировании такого представления.

В настоящее время ст. 31 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" утратила силу, а редакция ст. 37 УПК РФ изменена, вследствие чего прокурор более не обладает полномочиями напрямую давать указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий органу дознания.

Пунктом 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в новой редакции предусмотрено право прокурора давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, к числу которых относится и поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Однако представление результатов оперативно-розыскной деятельности по таким поручениям будет осуществляться уже не прокурору, а дознавателю.

Таким образом, считаем, что в связи с внесенными в июне 2007 г. в УПК РФ изменениями представление результатов оперативно-розыскной деятельности при осуществлении прокурорского надзора за этой деятельностью в настоящий момент является единственным случаем, когда такие результаты могут быть представлены прокурору, и Инструкция 2007 г. на эти случаи не распространяется.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона об ОРД прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

В процессе осуществления прокурорского надзора указанные прокуроры вправе требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представления им оперативно-служебных документов, включающих в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий (ч. 2 ст. 21 Федерального закона об ОРД).

В то же время ст. 11 Федерального закона об ОРД не включает (и ранее не включала) прокурора в число лиц, предоставление которым результатов оперативно-розыскной деятельности производится на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Из изложенного можно сделать вывод, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут представляться прокурору при осуществлении им прокурорского надзора, например, при представлении материалов о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, и в то же время Федеральный закон об ОРД не оговаривает в качестве основания для такого представления вынесение соответствующего постановления руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Противоречия между Федеральным законом ОРД и Инструкцией 2007 г. в данном случае нет, так как последняя определяет порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке:

выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, находящимся в их производстве;

выполнения указания прокурора о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его производстве.

Представление результатов оперативно-розыскной деятельности прокурору в связи с реализацией им полномочий по осуществлению прокурорского надзора Инструкцией 2007 г. не предусмотрено.

С учетом проведенного анализа считаем, что в Инструкцию 2007 г. должны быть внесены необходимые изменения, приводящие ее в соответствие с УПК РФ и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".

Оперативно-розыскная деятельность: Шпаргалка Автор неизвестен

40. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРД

Под результатами ОРД понимаются фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном Законом об ОРД порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Результаты ОРД отражаются в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, отчетах и т. п.). К оперативно-служебным документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении ОРМ.

В случае проведения в рамках ОРД оперативно-технических мероприятий результаты ОРД могут быть также зафиксированы на материальных (физических) носителях информации (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т. п.).

Результаты ОРД могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения ОРМ по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.

Результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Результаты ОРД могут служить основой для формирования всех видов доказательств, создавать условия и предпосылки для их установления.

Представление результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд.

Результаты ОРД в перечисленных в законе случаях учитываются при решении вопроса об их допуске к следующим видам деятельности:

1) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;

2) о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;

3) о допуске к участию в ОРД или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;

4) об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ;

5) о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

Из книги Таможенный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 392. Использование результатов таможенного контроля при производстве по делам об административных правонарушениях, рассмотрении гражданских и уголовных дел Результаты проведения таможенного контроля, оформленные в соответствии с положениями настоящего

Из книги Таможенный кодекс РФ автора Дума Государственная

Статья 392. Использование результатов таможенного контроля при производстве по делам об административных правонарушениях, рассмотрении гражданских и уголовных дел Результаты проведения таможенного контроля, оформленные в соответствии с положениями настоящего

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 11. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению,

Из книги Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 89. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности В процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим

Из книги Таможенный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 11. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению,

Из книги Авторское право. Вводный курс автора Козырев Владимир

СТАТЬЯ 392. Использование результатов таможенного контроля при производстве по делам об административных правонарушениях, рассмотрении гражданских и уголовных дел Результаты проведения таможенного контроля, оформленные в соответствии с положениями настоящего

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Использование произведения без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения (свободное использование произведений) Из буквального толкования Закона следует, что использование любых охраняемых в соответствии с ним произведений без согласия правообладателей

Из книги Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 1544. Право лица, организовавшего создание единой технологии, на использование входящих в ее состав результатов интеллектуальной деятельности 1. Лицу, организовавшему создание единой технологии за счет или с привлечением средств федерального бюджета или бюджета

Из книги Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации автора Дума Государственная

Статья 89. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности В процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

Статья 89. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности В процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим

Из книги Покупка и продажа квартиры: законодательство и практика, оформление и безопасность автора Брунгильд Аделина Геннадиевна

СТАТЬЯ 1544. Право лица, организовавшего создание единой технологии, на использование входящих в ее состав результатов интеллектуальной деятельности 1. Лицу, организовавшему создание единой технологии за счет или с привлечением средств федерального бюджета или бюджета

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Документирование результатов исполнения договора Независимо от того, предусмотрено это договором или нет, исполнение каждого содержащегося в договоре обязательства следует фиксировать в виде отдельного документа, подписываемого всеми сторонами. Такими документами

Из книги Всё об УСН (упрощенной системе налогообложения) автора Терехин Р. С.

Из книги Оперативно-розыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс автора Царева Нина Павловна

Из книги автора

Глава 3. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 11. Использование результатов оперативно - розыскной деятельности.

Результаты оперативно - розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно - розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.
Результаты оперативно - розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно - процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
Представление результатов оперативно - розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.
Результаты оперативно - розыскной деятельности в отношении лиц, перечисленных в пунктах 1 - 4 и 6 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, учитываются при решении вопроса об их допуске к указанным видам деятельности.

Комментарий к статье 11

1. Кроме комментируемой статьи, использование результатов оперативно - розыскной деятельности регламентируется межведомственной Инструкцией о порядке представления результатов оперативно - розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной совместным Приказом ФСНП, ФСБ, МВД, ФСО, ФПС, ГТК и СВР РФ от 13 мая 1998 г., согласованной с Генеральной прокуратурой РФ и зарегистрированной в Министерстве юстиции 3 сентября 1998 г. Инструкция состоит из введения, определяющего правовую основу представления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд и устанавливающего обязательность ее требований для сотрудников оперативных подразделений, а также четырех разделов: I. Общие положения; II. Требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым органу дознания, следователю, прокурору или в суд; III. Представление результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд; IV. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, и обеспечение безопасности ее участников.
В приложении к Инструкции приведены образцы документов, оформляемых на проводимые ОРМ и подлежащих представлению.
Под результатами ОРД понимаются фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном Законом об ОРД порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Результаты ОРД отражаются в оперативно - служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, отчетах и т.п.). К оперативно - служебным документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении ОРМ.
В случае проведения в рамках ОРД оперативно - технических мероприятий результаты ОРД могут быть также зафиксированы на материальных (физических) носителях информации (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т.п.).
Результаты ОРД могут содержаться также в объяснениях лиц, участвовавших в ее проведении; в предметах, изъятых при осуществлении оперативно - розыскных мероприятий; в сообщениях конфиденциальных источников. Показания допрошенных в качестве свидетелей лиц, проводивших оперативно - розыскные мероприятия или принимавших в них участие, надлежит считать уголовно - процессуальными доказательствами (при условии их отношения к делу).
2. Указание закона на то, что результаты оперативно - розыскной деятельности могут быть использованы при проведении уголовно - процессуальных и оперативно - розыскных действий, нужно рассматривать как общее дозволение. Применительно к следственным и судебным действиям сама возможность и пределы использования результатов оперативно - розыскной деятельности определяются уголовно - процессуальным законом, поскольку именно в нем регламентированы основания производства соответствующих следственных и судебных действий.
3. Использование результатов ОРД при подготовке к проведению следственных действий ничем, кроме необходимости обеспечить соблюдение правил конспирации, не ограничено. На этапе подготовки к проведению следственных действий оперативно - розыскная информация имеет важное значение преимущественно в организационно - тактическом аспекте: с ее помощью орган дознания, следователь могут оптимально определить время, место, участников производства следственного действия, привлечь необходимые научно - технические и транспортные средства, конкретных специалистов, оперативных работников для оказания содействия, правильно спланировать выбор и последовательность тактических приемов проведения следственного действия.
4. Под использованием результатов оперативно - розыскной деятельности для осуществления следственных действий понимается возможность учета названных результатов: а) при принятии решения о производстве этих действий; б) при непосредственном их проведении.
Принципиальная возможность использования оперативно - розыскной информации при принятии решения о проведении следственных действий заложена в самом уголовно - процессуальном законодательстве. При конструировании оснований производства следственных действий законодатель исходит из того, что основанием для проведения любого следственного действия (а значит, и для принятия решения об этом) является совокупность фактических данных, указывающих на возможность достижения определенных целей, получения новых сведений об обстоятельствах, имеющих значение для дела. Некоторые следственные действия (например, очная ставка) проводятся только на основании фактических данных (доказательств), содержащихся в уголовном деле. Основанием проведения других следственных действий может служить совокупность доказательств и фактических данных, почерпнутых из оперативно - розыскных источников.
Так, в соответствии со ст. 168 УПК обыск производится при наличии "достаточных оснований полагать", что в определенном месте находятся объекты, имеющие значение для дела, т.е. закон не связывает проведение обыска с наличием исключительно доказательств. Оперативно - розыскные данные могут дополнять имеющуюся совокупность процессуальных сведений о нахождении в определенном помещении или месте, у какого-либо лица объектов, устанавливающих обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу. Если, например, задержанный за кражу на допросе показал, что он - приезжий, в городе постоянно не проживает, временно остановился у знакомых, то оснований для производства обыска в квартире знакомых в данном случае недостаточно. При получении не вызывающего сомнений в достоверности сообщения конфиденциального источника о том, что задержанный совершил ряд краж и похищенное находится в помещении, где он временно проживает, имеющиеся фактические данные (процессуальные и оперативно - розыскные) в совокупности являются достаточными для принятия решения о производстве обыска. Таким образом, оперативно - розыскная информация, дающая повод полагать, что в каком-либо помещении (ином месте) или у какого-либо лица находятся орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, а также другие объекты, могущие иметь значение для дела, служит основанием для производства обыска, если такая информация соответствует (не противоречит) установленным по делу обстоятельствам и не вызывает сомнений в достоверности.
Аналогично оперативно - розыскная информация может использоваться для принятия решения о производстве осмотра, назначения экспертизы, получения образцов для сравнительного исследования и некоторых других следственных действий.
Применительно к такому следственному действию, как задержание подозреваемого, в качестве иных сведений, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, наряду с доказательствами, рассматриваются и полученные в ходе оперативно - розыскной деятельности.
Вызов и допрос свидетеля могут осуществляться на основе одних лишь оперативно - розыскных данных, поскольку уголовно - процессуальный закон практически не ограничивает круг лиц, могущих быть свидетелями по делу, и не устанавливает каких-либо оснований для их вызова. Поэтому, если соображения конспирации не препятствуют вызову на допрос в качестве свидетеля лица, об осведомленности которого в обстоятельствах дела сообщил конфиденциальный источник, подобные вызов и допрос не противоречат уголовно - процессуальным нормам, а значит - допустимы.
Использование оперативно - розыскных данных непосредственно при проведении следственных действий носит в основном тактический характер. На базе оперативной информации в процессе следственных действий могут приниматься так называемые промежуточные решения, не требующие оформления в виде специального постановления, например решение о производстве личного обыска лица, зашедшего в помещение, в котором производятся обыск или выемка.
5. В комментируемой статье говорится о возможности использования результатов оперативно - розыскной деятельности для подготовки и осуществления не только следственных, но и судебных действий. К последним относятся традиционно понимаемые следственные действия, проводимые в рамках судебного разбирательства. В связи с этим на них распространяются приведенные выше положения, относящиеся к следственным действиям. Однако использование результатов оперативно - розыскной деятельности на стадии рассмотрения уголовного дела в суде весьма ограничено. На практике представления оперативно - розыскной информации в суд фактически не бывает. При расширительном толковании понятия "судебные действия" непроцессуальные (оперативные) сведения могут быть учтены судом при решении вопроса об изменении меры пресечения подсудимому (например, при установлении оперативным путем фактов противодействия подсудимых в установлении истины).
Оперативно - розыскные данные, полученные в результате проведения предусмотренных законом мероприятий, а также сообщения конфиденциальных источников могут использоваться для проведения других оперативно - розыскных мероприятий. Фактические данные, на основе которых принимается решение о проведении оперативно - розыскных мероприятий, подлежат проверке и оценке в совокупности.
6. Результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, должны содержать сведения о лицах, скрывающихся от органов расследования и суда, о возможных источниках доказательств, лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела, о местонахождении орудий и средств совершения преступления, денег и ценностей, нажитых преступным путем, предметах и документах, связанных с обстоятельствами предмета доказывания, и о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения следственных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.
7. Результаты оперативно - розыскной деятельности при определенных условиях могут служить такими поводами к возбуждению уголовного дела, как непосредственное обнаружение признаков преступления и сообщения должностных лиц.
В тех случаях, когда орган, осуществляющий оперативно - розыскную деятельность, в процессе ее проведения обнаруживает признаки преступления, то он вправе при наличии на то оснований самостоятельно возбудить уголовное дело, не дожидаясь поступления информации от иного источника. Поскольку первичный источник информации о преступлении подлежит регистрации, результаты оперативно - розыскной деятельности, содержащие в себе сведения о признаках преступления, должны быть обобщены в отдельном рапорте сотрудника, адресованном начальнику органа дознания. Особенность непосредственного обнаружения признаков преступления как повода к возбуждению уголовного дела заключается в том, что к моменту составления рапорта совокупность фактических данных, указывающих на признаки преступления, достаточна для возбуждения уголовного дела и не требует проверки в порядке ст. 109 УПК.
Когда органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность, направляют фактические данные, полученные оперативным путем, органам дознания, названным в ст. 117 УПК, следователю или прокурору с рапортом или служебной запиской, такие источники сведений о преступлении надлежит рассматривать в качестве сообщений должностных лиц (п. 3 ст. 108 УПК). Рапорт или служебная записка регистрируются в установленном порядке. При необходимости поступившая следователю или прокурору информация проверяется в соответствии со ст. 109 УПК.
С учетом развития оперативно - розыскного права правомерно ставится вопрос о включении в ст. 108 УПК самостоятельного повода к возбуждению уголовного дела - постановления органа, осуществляющего ОРД, о представлении органу дознания, следователю, прокурору данных, указывающих на признаки преступления.
8. Предписание комментируемой статьи о том, что результаты оперативно - розыскной деятельности могут служить основанием для возбуждения уголовного дела, согласуется с уголовно - процессуальным законом (ч. 2 ст. 108 УПК), в котором обоснованность возбуждения дела связывается с наличием достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Юридическая природа этих данных (доказательства; оперативно - розыскная информация; сведения, полученные в ходе административной деятельности органов внутренних дел) законом не определена. На основе оперативных сведений орган дознания, как правило, возбуждает дела об экономических преступлениях, о преступлениях, связанных с наркотиками, и некоторых других, носящих латентный характер.
Результаты оперативно - розыскной деятельности должны быть достаточны для вывода о наличии в деянии признаков преступления. Поэтому основание для возбуждения уголовного дела, как правило, образуется совокупностью оперативно - розыскных данных. При возбуждении уголовного дела органом, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, подобная совокупность может состоять как из фактических данных, впоследствии приобретающих статус доказательств по делу, так и из тех (сообщения конфиденциальных источников), которые не легализируются и в уголовном деле не фигурируют. При оценке законности и обоснованности решения о возбуждении уголовного дела прокурор обязан учитывать всю совокупность имеющихся данных. С позиций действующего законодательства не исключается возможность возбуждения органом дознания уголовного дела по результатам собственной оперативно - розыскной деятельности, зафиксированным исключительно в сообщениях конфиденциальных источников. Однако нужно стремиться (практически это выполнимо) к приобщению к первичным материалам сведений, подлежащих гласному использованию. Если уголовное дело возбуждается следователем или прокурором, то в качестве оснований для принятия решения выступают оперативно - розыскные данные, которые можно подвергнуть официальной проверке.
9. Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены, при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления, сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), очевидцах преступления (если они известны), о местонахождении следов преступления, документов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами, о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Сведения, содержащиеся в представляемых результатах, должны позволять сделать вывод о наличии события и его противоправности.
10. В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 8 от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" результаты оперативно - розыскных мероприятий, связанных "с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц (кроме случаев, установленных федеральным законом), могут быть использованы в качестве доказательств по делам, лишь когда они получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и проверены следственными органами в соответствии с уголовно - процессуальным законодательством" (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1996. N 1). Из разъяснения Пленума следует, что результаты оперативно - розыскных мероприятий могут быть положены, наряду с другими доказательствами, в основу обвинительного приговора лишь после их проверки. Вместе с тем к материалам уголовного дела они могут приобщаться, а также подвергаться проверке и оценке и на начальном этапе расследования.
Постановление суда о даче разрешения на проведение оперативно - розыскных мероприятий должно представляться следователю вместе с теми их результатами, которые органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность, предполагают использовать в доказывании.
Результаты оперативно - розыскных мероприятий могут использоваться в доказывании в качестве вещественных доказательств или иных документов. Понятие доказательств, сформулированное в ст. 69 УПК, несмотря на закрытый перечень видов (источников) доказательств, универсально, поскольку "вещественные доказательства" и "иные документы" являются относительно определенными видами доказательств. Анализ ст. 83 и 88 УПК позволяет признать, что вещественным доказательством либо иным документом может быть широкий круг предметов и документов, в том числе и полученных в ходе проведения оперативно - розыскных мероприятий.
Результаты гласных оперативно - розыскных мероприятий беспрепятственно представляются следователю в порядке ст. 70 УПК в виде предметов и документов. Нет в законе запрета и на представление следователю результатов негласных оперативно - розыскных мероприятий, проведенных в установленном порядке и зафиксированных с помощью видео- и аудиозаписи, фотосъемки или иным законным путем.
Когда результаты оперативно - розыскных мероприятий имеют признаки вещественных доказательств, они выступают непосредственными носителями фактических данных и в этом качестве подлежат проверке и оценке. Сведения о лицах и обстоятельствах получения этих вещественных доказательств могут востребоваться лишь в случаях, если есть достаточные основания полагать, что в процессе оперативно - розыскных мероприятий были нарушены охраняемые законом права граждан. Например, если были засняты на видеопленку или сфотографированы преступные действия, происходившие в общедоступном месте или в месте и помещении, вторжение в которое не требует специального разрешения, либо такое разрешение было получено, то информация о лицах, производивших видеозапись или фотографирование, и об обстоятельствах их производства выходит за пределы исследования по делу. Достоверность представленных материалов может быть проверена путем проведения соответствующих следственных действий (назначение криминалистических экспертиз, допрос лиц, запечатленных на пленке или на фотографиях, осмотр местности или помещения, изображенных на указанных объектах).
Если при проверке результатов оперативно - розыскной деятельности будет установлено, что их получение привело к незаконному ограничению конституционных прав граждан, то содержащиеся в них сведения не могут быть использованы в доказывании.
Сведения о совершенном преступлении могут содержаться в различных документах, составляемых при проведении гласных оперативно - розыскных мероприятий, а также в протоколах изъятия предметов и материалов, проводимого в соответствии с п. 1 ст. 15 Закона об ОРД. К уголовному делу такие письменные материалы приобщаются в качестве иных документов. Формально "иными документами" могут считаться справки органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, с изложением прямых или обобщенных сведений, содержащихся в делах оперативного учета (например, о принадлежности того или иного лица к организованной преступной группе). Однако их доказательственное значение практически ничтожно, поскольку часто не поддается проверке достоверность представленных сведений.
Результаты оперативно - розыскной деятельности могут отражаться в рапортах, объяснениях лиц, производивших оперативные мероприятия. Показания этих лиц, допрошенных в качестве свидетелей, оцениваются органом дознания, следователем, судом по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении обстоятельств дела в совокупности. Такие показания не имеют заранее установленной силы и преимуществ перед показаниями других лиц, однако не могут быть отвергнуты по мотивам одной лишь профессиональной заинтересованности в исходе дела.
11. Порядок представления результатов оперативно - розыскной деятельности в орган дознания, следователю, прокурору или в суд непосредственно уголовно - процессуальным законом не регламентируется. Предусмотренный ч. 2 ст. 70 УПК способ собирания доказательств - представление их участниками уголовного процесса, а также любыми гражданами - может быть по аналогии распространен в известных пределах на представление для целей доказывания результатов ОРД. Названная уголовно - процессуальная норма в сочетании с нормой ч. 3 ст. 11 Закона об ОРД образуют основу института представления результатов ОРМ для использования в процессе доказывания.
Кроме закона, процедура представления результатов ОРД в орган дознания, следователю, прокурору или в суд регулируется упомянутой межведомственной Инструкцией. В ней под термином "представление" понимается передача результатов ОРД не только в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, но также для использования в качестве повода и основания возбуждения уголовного дела и для подготовки и осуществления следственных и судебных действий. Инструкция предписывает порядок действий оперативных органов на этапе, предшествующем использованию результатов их деятельности субъектами уголовного процесса, и не затрагивает их взаимные отношения. В этом смысле регулирование порядка представления оперативных материалов в уголовное судопроизводство носит чисто ведомственный, односторонний характер. Не все положения Инструкции могут быть приняты безоговорочно, некоторые нуждаются в корректировке с учетом норм УПК. О содержании раздела III этого документа "Представление результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд" и п. 26 раздела IV "Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, и обеспечение безопасности их участников" см. п. 14 комментария к настоящей статье.
12. С позиций уголовно - процессуального закона под представлением результатов оперативно - розыскной деятельности в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, следует понимать их представление в порядке ч. 2 ст. 70 УПК для использования в качестве доказательств (в доказывании). Согласно этой статье доказательства могут быть представлены широким кругом участников уголовного процесса, а также любыми гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями. Уголовно - процессуальный закон не содержит препятствий для представления органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, ее результатов в орган дознания, следователю или в суд, т.е. в те органы, которые занимаются процессуальной деятельностью. В тех случаях, когда участники уголовного процесса информируются о результатах оперативно - розыскной деятельности для использования их в тактических или иных целях, но не в качестве средств доказывания, такая передача сведений не может рассматриваться в качестве представления их в соответствии с ч. 2 ст. 70 УПК.
13. Порядок представления доказательств (предметов, документов) уголовно - процессуальным законом не детализирован.
Часть 3 ст. 11 Закона об ОРД предусматривает, что результаты оперативно - розыскной деятельности представляются органу дознания, следователю или в суд на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность.
Право органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, на представление оперативных материалов следователю, органу дознания или в суд, а также соответствующая обязанность этих органов отреагировать на факт такого представления прямо законом не предусмотрены. Однако, исходя из содержания ч. 2 ст. 70, ст. 118 УПК, ст. 11 Закона об ОРД, необходимо признать, что в случае представления органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, каких-либо оперативных материалов для использования в доказывании по уголовному делу следователь (орган дознания, суд) обязан принять представленные материалы либо мотивированно отказать в этом. Если дознаватель, следователь или судья как процессуально самостоятельные и независимые субъекты не считают представленные материалы относящимися к делу, они вправе отказать в их принятии путем вынесения мотивированного постановления по аналогии с правилами отказа в удовлетворении ходатайств.
Принятие представленных оперативных материалов может быть оформлено протоколом, в котором фиксируются обстоятельства и факт принятия предметов, документов и их краткое описание. В дальнейшем представленные материалы используются в соответствии с нормами УПК.
Порядок принятия материалов может быть упрощен, если представляемые предметы и документы получены в ходе оперативно - розыскных мероприятий, проводимых по поручению следователя (органа дознания, суда). Составления в данном случае специальных протоколов не требуется.
Если на проведение оперативно - розыскного мероприятия было получено в установленном порядке разрешение суда, то результаты оперативно - розыскной деятельности представляются вместе с соответствующим судебным постановлением.
14. Межведомственная Инструкция предусматривает следующий порядок представления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд:
"8) Представление оперативными подразделениями результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, и означает передачу в установленном законодательством Российской Федерации и настоящей Инструкцией порядке конкретных оперативно - служебных документов, которые после определения их относимости и значимости для уголовного судопроизводства могут быть приобщены к уголовному делу.
Перечень руководителей (должностных лиц) органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, имеющих право выносить постановления о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд, соответствует перечню должностных лиц, имеющих право подписи постановлений и утверждения заданий на проведение оперативно - технических мероприятий. Перечень указанных лиц может дополняться ведомственными нормативными правовыми актами.
9) При подготовке материалов необходимо учитывать, что сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно - розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно - розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих (оказывавших) им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно - розыскных мероприятий составляют государственную тайну.
Перед представлением материалов эти сведения либо подлежат рассекречиванию на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, либо представляются в соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации "О государственной тайне".
Постановление о рассекречивании утверждается руководителем, имеющим на то соответствующие полномочия.
10) Представление результатов включает в себя:
- вынесение руководителем органа, осуществляющего ОРД, постановления о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд;
- вынесение, при необходимости, постановления о рассекречивании отдельных оперативно - служебных документов, содержащих государственную тайну;
- оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов (пересылка по почте, передача с нарочным и т.п.).
11) В каждом конкретном случае возможность представления результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно - технических мероприятий, используемых технических средствах, штатных негласных сотрудниках оперативно - технических и оперативно - поисковых подразделений, должна в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий.
12) Постановление о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.
13) Вводная часть включает в себя наименование документа, место и время его вынесения, фамилию, имя, отчество, должность и звание (воинское, специальное) руководителя органа, осуществляющего ОРД, а также основания вынесения данного постановления.
14) В описательной части постановления указывается, в результате какого ОРМ получены материалы и какие именно, для каких целей они представляются (использования в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, подготовки и осуществления следственных и судебных действий, использования в доказывании по уголовным делам), когда и кем санкционировалось конкретное ОРМ, наличие судебного решения на его проведение.
Описательная часть постановления заканчивается ссылкой на соответствующую часть ст. 11 и часть 4 ст. 12 Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности".
15) В резолютивной части постановления формулируется решение руководителя органа о направлении оперативно - служебных документов, отражающих результаты ОРД. Здесь же подробно перечисляются подлежащие направлению конкретные документы.
16) В случае необходимости, одновременно с постановлением готовится план мероприятий по защите сведений об органах, осуществляющих ОРД, и безопасности непосредственных участников ОРМ.
17) Постановление о представлении результатов ОРД подготавливается в одном экземпляре, подписывается руководителем органа и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела.
18) Результаты ОРД могут представляться в виде обобщенного официального сообщения (справки - меморандума) или в виде подлинников соответствующих оперативно - служебных документов.
Степень секретности представляемых материалов, виды приложений и способ передачи определяются в соответствии с правилами ведения секретного делопроизводства в каждом конкретном случае отдельно, в том числе в зависимости от существа полученного запроса (поручения) и наличия сведений, подлежащих засекречиванию.
Представляемые материалы должна сопровождать информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе оперативно - розыскной деятельности предметов и документов, получения видео- и аудиозаписей, кино- и фотоматериалов, копий и слепков, должно быть приведено описание индивидуальных признаков указанных предметов и документов.
Допускается представление материалов в копиях, в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, что обязательно оговаривается в сопроводительных документах (протоколах). Тип носителя определяется инициатором ОРМ.
Оригиналы материалов в этом случае хранятся в оперативном подразделении до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу.
Оформление результатов ОРД, полученных при проведении оперативно - технических мероприятий, осуществляется в соответствии с требованиями межведомственной инструкции, регулирующей основы организации и тактики проведения оперативно - технических мероприятий.
19) При подготовке и оформлении для передачи органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД должны быть приняты необходимые защитные меры по сохранности и целостности представляемых материалов при пересылке их в адрес (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и т.п.).
20) В случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии сведений об угрозе государственной, военной, экономической и экологической безопасности Российской Федерации результаты ОРД представляются органу дознания, следователю, прокурору или в суд незамедлительно. При этом оперативное подразделение в соответствии со ст. 114 УПК РСФСР обязано принять меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.
21) Представление результатов ОРД, полученных при выполнении поручения органа дознания, следователя, прокурора или определения суда (постановления судьи) о производстве оперативно - розыскных мероприятий по находящимся в их производстве уголовным делам, осуществляется в соответствии с настоящей Инструкцией.
При отсутствии возможностей проведения оперативно - розыскных мероприятий по поручению органа дознания, следователя, указанию прокурора или определению суда им в течение трех дней с момента получения поручения направляется мотивированное письмо за подписью руководителя органа, на который было возложено исполнение данного поручения.
26) Результаты ОРД не представляются:
- если невозможно обеспечить безопасность субъектов (участников) оперативно - розыскной деятельности в связи с представлением и использованием данных результатов в уголовном процессе;
- если их использование в уголовном процессе создает реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений об используемых или использованных при проведении негласных оперативно - розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно - розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно - розыскных мероприятий, отнесенных законом к государственной тайне (кроме случаев, когда указанные сведения предаются гласности в порядке, установленном Федеральным законом "Об оперативно - розыскной деятельности").
Решение о непредставлении результатов ОРД по мотивам, изложенным в настоящем пункте, оформляется постановлением руководителя органа, осуществляющего ОРД, и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела.
О принятом решении уведомляется инициатор запроса".
15. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи данные, полученные в результате оперативно - розыскной деятельности, учитываются руководителями предприятий, учреждений, организаций при принятии перечисленных в пп. 1 - 4 и 6 ч. 2 ст. 7 Закона об ОРД решений. Такие данные могут быть собраны как по запросам должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, так и по инициативе органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность. Отказывая в допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, работам, связанным с эксплуатацией объектов повышенной опасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды, в выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность, руководители предприятий, учреждений, организаций не обязаны знакомить заинтересованных лиц с оперативно - розыскными данными, с учетом которых было принято соответствующее решение.

Оперативно-розыскная деятельность: Шпаргалка Автор неизвестен

42. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРД ДОЗНАВАТЕЛЮ, ОРГАНУ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЮ, ПРОКУРОРУ ИЛИ В СУД

Результаты ОРД представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах ОРД, который составляется должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, и регистрируется в установленном порядке.

Процедура представления результатов ОРД в виде сообщения включает в себя: а) рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей; б) оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов ОРД.

Представление результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору, в суд для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке ст. 144 и 145 УПК, а также для приобщения куголовному делу осуществляется наосновании соответствующего постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД.

При представлении дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД, полученных при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента, к ним прилагается постановление о проведении данного ОРМ, утвержденное руководителем органа, осуществляющего ОРД.

В случае представления дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД, полученных при проведении ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении ОРМ.

Представление результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий.

При необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей.

Способ фактической передачи результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд (пересылка по почте, передача с нарочным и другие способы) избираются органом, осуществляющим ОРД, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

К передаваемым документам могут прилагаться полученные (выполненные) при проведении ОРМ фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, акты, справки, другие документы, а также иные материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами.

Из книги Кодекс законів про працю України автора Украины Верховная Рада

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

Из книги Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

17. Организация и порядок проведения выборов, определение результатов голосования Организация и порядок проведения выборов объявляются указом главы государства.С предусмотренного в (конституции) законе срока начинается избирательная кампания, которая завершается за 1

Из книги Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации автора Дума Государственная

Статья 223. Порядок и сроки дознания 1. Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24 – 29 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.2. Дознание производится по уголовным делам, указанным в

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

Раздел XVIII. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУДОВ, ПРОКУРОРОВ, СЛЕДОВАТЕЛЕЙ И ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ С СООТВЕТСТВУЮЩИМИ КОМПЕТЕНТНЫМИ ОРГАНАМИ И ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ И МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ Глава 53. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУДОВ,

Из книги Оперативно-розыскная деятельность: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Статья 223. Порядок и сроки дознания (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ) 1. Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24 - 29 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.2. Дознание

Из книги Уголовный процесс: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Раздел XVIII. Порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными

Из книги 25 положений по бухгалтерскому учету автора Коллектив авторов

16. Организация и порядок проведения выборов, определение результатов голосования Выборы – совместное и независимое волеизъявление граждан в форме голосования в пользу тех или иных кандидатов на должности в публичных органах власти. Выборы – это способ формирования

Из книги Экзамен на адвоката автора

10. ПОЛНОМОЧИЯ В ХОДЕ ОРД ПРОКУРОРА, СЛЕДОВАТЕЛЯ, РУКОВОДИТЕЛЯ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА, ОРГАНА ДОЗНАНИЯ И ОРГАНА, ВЫШЕСТОЯЩЕГО ПО ОТНОШЕНИЮ К ОРГАНУ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМУ ОРД 1. Полномочия прокурора в ходе ОРД на основании Закона об ОРД.Прокурор вправе: рассматривать жалобу лица,

Из книги Уголовный процесс. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

41. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ ОРГАНУ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЮ, ПРОКУРОРУ ИЛИ В СУД Требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым органу дознания, следователю, прокурору или в суд, определены

Из книги автора

Из книги автора

72. Порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами При осуществлении международной правовой помощи возникают определенные правоотношения между ее участниками. Это правоотношения между

Из книги автора

Из книги автора

Вопрос 362. Следователь, руководитель следственного органа, процессуальный статус. Начальник подразделения дознания, орган дознания и дознаватель: процессуальный статус. Следователь.Следователь – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное

Из книги автора

Вопрос 385. Понятие и общие условия предварительного расследования. Сроки дознания и предварительного следствия: порядок исчисления и продления. Предварительное расследование является отдельной стадией уголовного процесса и разновидностью досудебного

Из книги автора

1. Понятие, предмет, метод, назначение уголовного процесса Вся деятельность и все отношения, связанные с производством по уголовным делам, детально регламентируются предписаниями уголовно-процессуального права. Они определяют целесообразный и объективно




Top