Потерпевшая сторона дтп не пыталась избежать столкновения. Бесконтактное дорожно-транспортное происшествие. В каких случаях не назначается наказание за оставление места ДТП

При ДТП несет ли ответственность потерпевшая сторона, если ею не был соблюден скоростной режим и не было попытки избежать столкновения? И должна ли ложиться вся вина на виновника аварии, если с его стороны не было нарушений и авария произошла в непредвиденной ситуации? То есть ДТП произошло при совершении виновником аварии обгона впереди идущего агрегата со скоростью 60-65 км/час, и когда обгон был уже почти завершен машину закрутило, занесло на льду и вынесло на небольшое расстояние (не больше полуметра)на встречную полосу, при этом лед был незаметен. Встречная сторона (потерпевшая сторона)не попыталась даже затормозить и свернуть направо для избежания столкновения, т.к. машина ехала на большой скорости. И считается ли нарушением при обследовании ситуации аварии отсутствие в акте освидетельствования неуказание тормозного пути и скорость движения встречного автомобиля? А также игнорирование показаний спидометра виновной стороны,на котором после столкновения была зафиксирована скорость 70 км/час? Свидетели аварии также подтверждают это.

Ответ

В данном случае вина обоюдная, т.к. одна сторона превысила скоростной режим и не приняла мер к предотвращению столкновения, а другая сторона не оценила обстановку, результате чего автомобиль выехал на встречную полосу. Вопрос об ответственности сторон будет решать суд.
Сотрудники ГИБДД должны составить ряд документов на месте происшествия. Один из них – схема места совершения административного правонарушения (ДТП). В ней кроме прочего должен быть указан тормозной путь автомобилей. Поэтому если указания на тормозной путь нет, то это является нарушением.
Что касается данных спидометра обгонявшего автомобиля, то ясно, что скорость обгона была значительно выше, чем 70 км/ч, ведь после обгона машину закрутило, и водитель сбросил скорость. Отсутствие данных со спидометра нарушение не являются, однако участники ДТП могут давать пояснения, которые должны быть записаны сотрудником ГИБДД, и одна из сторон может обратить внимание сотрудника ГИБДД на данные спидометра.

Привет, это Игорь. При маневрировании на парковке коснулись чужой машины, уехали не заметив, а теперь вас хотят из-за маленькой царапины на бампере, с которой, возможно, «потерпевший» ездит уже не один год?

Да, за это предусмотрено строгое, но не всегда оправданное наказание за оставление места ДТП как избежать ответственности за такое правонарушение я расскажу в этой статье. Поехали!

Публикуя эту статью, я полагаюсь на честность моих читателей, и, надеюсь, что советы будут использованы только тогда, когда наказание действительно несоразмерно с вредом, нанесённым окружающим людям. Я не несу никакой ответственности, за возможные последствия применения советов, изложенных в этой статье, в реальной жизни.

Так как статья посвящена ответственности за незаконное оставление места ДТП, я не буду рассматривать аварии, за которые положено наказание независимо от покидания места случившегося. А это любое происшествие, в котором причинён .

Более того, эти советы из данной статьи неприменимы к авариям с пострадавшими, так как срок давности по ним составляет от 1 года до 6 лет, и ищут виновников с гораздо большей тщательностью, чем при авариях, где повреждено только «железо».

Почему не стоит скрываться с места происшествия

Всё тайное становится явным. А в последнее время, со всё большим распространением как стационарных камер, так и , найти виновника становится всё легче. И, кроме , ему придётся понести наказание за оставление места происшествия. Поэтому его лучше никогда самовольно не покидать.

Имейте в виду, что за оставление места происшествия одинаково наказываются как виновник, так и потерпевший. Но когда с отсутствующим участником, велика вероятность признания именно его в ДТП.

Какое наказание положено за оставление места ДТП

Покидание места аварии - классифицируется как серьёзное правонарушение, наказание за которое предусмотрено ч. 2, ст. 12.27 КоАП РФ: 1 — 1,5 года или до 15 суток ареста. Также подобное нарушение будет считаться серьезным отягчающим обстоятельством при назначении наказания за последствия аварии, в которой пострадали люди, особенно если имел место .

Помимо этого, покидание места аварии является основанием для предъявления от страховой компании, возместившей ущерб потерпевшему. То есть выплаченные пострадавшему деньги страховая совершенно законно стребует с вас.

Когда покидание места аварии не будет считаться сокрытием

В некоторых случаях, предусмотренных законодательством, можно уезжать после аварии, не сообщая о ней в правоохранительные органы. Основные условия:

  • Отсутствие раненых и погибших.
  • Согласие между участниками по обстоятельствам ДТП, в т. ч. о том, кто его виновник.

Кроме того, многие считают оставлением аварии действия, которые на самом деле не являются правонарушением. Незаконное оставление места происшествия – это когда документы оформлялись сотрудниками ГИБДД, а одного из участников не было при этом. Все остальные случаи, в том числе уехал, а потом вернулся, передвижение транспортного средства (ТС) и т. д. не могут быть наказаны как скрытие.

Естественно, нельзя уехать с места того, чего не было. Так что, если повреждений имущества и здоровья людей не было, из чего следует отсутствие факта наступления ДТП, можно смело разъезжаться.

Когда можно избежать наказания за оставление места происшествия

Конечно же, я ни в коем случае не одобряю сокрытие с места ДТП. И виновник должен отвечать за свои действия, тем более если пострадали люди.

Но бывают такие ситуации, когда нанесённый другим вред явно не стоит того, чтобы остаться без возможности водить автомашину как минимум на год. Более того, иногда лишение водительского удостоверения за оставление места аварии грозит и невиновному водителю из-за нечестных действий второго участника происшествия.

Например, когда видевший, что вы подъезжали близко к его машине издалека, хозяин авто, решит, что потёртость на его бампере сделана вами, хотя она была уже давно, и вызовет ГИБДД в ваше отсутствие. Всё, можете прощаться с правами. Впрочем, здесь доказать свою невиновность может помочь .

Или вначале вроде бы не имеющий претензий оппонент впоследствии замечает какую-нибудь царапинку, иногда даже не сам, а по указанию знакомых, и тоже оформляет аварию в ваше отсутствие. Результат, опять же, для вас может быть печальный.

Таких примеров немало и все их объединяет то, что из-за мелких, иногда убирающихся полировкой за 10 минут повреждений, можно на год, а то и на полтора превратиться в пешехода. Именно для попавших в подобные ситуации я и хочу дать сегодня советы.

Что нужно делать, чтобы избежать ответственности за покидание места аварии

Если вы действительно виноваты в ДТП, самым правильным действием будет встретиться с потерпевшим и возместить ущерб в частном порядке. Нужно всегда стремиться поступать так, как вы хотите, чтобы поступали с вами.

А потом, материальные потери всё равно придётся понести, так как в случае вашей виновности в ДТП страховая компания взыщет с вас по регрессу свои затраты на возмещение потерпевшему. Кроме того, договорившись с потерпевшим, можно проще и надёжней избежать ответственности за сокрытие.

Способ 1 – тянуть срок

Срок давности за сокрытие с места аварии – 3 месяца. То есть по прошествии этого времени вынести судебное постановление уже невозможно. Следовательно, если в течение этого периода не попадаться стражам порядка, то наказания может не быть.

Однако подобное возможно лишь при ненадлежащем уведомлении, а также каких-то внутриведомственных причин и ошибок, вероятность чего небольшая. Более всего шансов избежать наказания в случае отсутствия у правоохранителей реквизитов нарушителя, но способов их установления тоже немало (камеры наблюдения, и т. п. – достаточно одного госномера).

Иногда, владельцы пострадавших авто сами проводят розыскные работы зачастую более эффективно чем работники ДПС просто потому, что они реально ищут.

В иных случаях, уповать на истечения срока давности не стоит – составленная процессуальная документация идет в дело и судебное решение о наказании может быть принято даже без участия или фактического ведома (фактического, а не юридического) виновной стороны. Также течение срока давности во многих случаях может быть перезапущено, о чем нарушитель как правило не знает.

Внимание! В течение 3 лет после аварии потерпевший вправе требовать с вас компенсацию ущерба, как и страховая компания может в продолжение этого же срока предъявить к вам регресс за сокрытие с места ДТП.

Если вы получили повестку в суд

Если вы попались инспекторам, то шансов избежать наказания немного, но они есть т. к. судом могут быть учтены разные факты и обстоятельства дела, которые не всегда могут выступать против вас.

Мнение эксперта

Ершов Сергей Викторович

В любом случае до судебного разбирательства целесообразно ознакомиться с материалами административного дела, сделать фотоснимки каждого документа. Затем, желательно с юристом, провести анализ на предмет правильности оформления документов и наличие неопределенностей и пробелов в них.

Ведь все сомнения толкуются в пользу лица привлекаемого к административной ответственности. Зачастую неправильное оформление схемы дтп или протоколов является основанием для прекращения производства по административному делу.


Например, могут найти уважительную причину, по которой вы не могли оставаться на месте ДТП ввиду соматических состояний или форс-мажорных обстоятельств, когда ваше присутствие было необходимо в другом месте.

Если же ваша вина очевидна, то упор целесообразно делать на минимизации наказания, чему могут способствовать смягчающие обстоятельства.

Мнение эксперта

Ершов Сергей Викторович

Адвокат. В сфере оказания юридической помощи работает с 2001 года. Регистрационный № 78/5563 в реестре адвокатов Санкт-Петербурга

Часто виновники дтп привлекают своих знакомых для дачи заведомо ложных показаний, предоставляют подложные документы, однако необходимо помнить, что такие действия можно квалифицировать как уголовно наказуемые деяния со всеми вытекающими последствиями.

Лучше сконцентрироваться на действия сотрудников ДПС и исключить некоторые документы из числа надлежащих доказательств.

Внимание! В экстремальных обстоятельствах оставление места ДТП может являться необходимостью и не считаться правонарушением. Более того, при наличии раненных, которым нужна срочная медпомощь, а доставка в медучреждение возможна лишь на транспорте участника ДТП, то отказ от такой поездки может быть расценен как оставление пострадавшего в опасности, неоказание помощи, что может повлечь уголовное преследование.

Способ 2 – убедить суд, что покинул место аварии неумышленно

Сразу скажу, что это достаточно сложно и применять это способ возможно только тогда, когда вы действительно действовали неумышленно. Есть решения суда, по которым покинувшего место ДТП водителя не привлекали к ответственности, так как отсутствовали доказательства, что он сделал это умышленно.

А согласно презумпции невиновности, если виновность лица подлежит сомнению, оно признаётся невиновным. В качестве аргументов судьёй указывалась незначительность повреждения в совокупности с большими габаритами ТС (в рассматриваемых делах фигурировали автобус и фургон) и интенсивностью движения.

При подобных условиях водитель действительно мог не заметить касания, интерпретированного как ДТП. Кроме этого, судом может учитываться то, что потерпевший сразу после аварии не пытался обратить внимание виновника на факт происшествия, особенно если доказана намеренность такого поведения.

Способ 3 – прекращение дела за незначительностью

Также есть реальные судебные решения, когда административный процесс прекращался по незначительности нанесенного виновником ущерба.

Когда повреждения небольшие, а тем более если их возникновение в конкретном ДТП подлежит сомнению, и потерпевший не имеет претензий к виновнику, суд может прийти к выводу что строгое наказание не требуется и прекращает дело.

Вообще, в подобных делах, да и во многих других, выигрыш в суде зависит от активности сторон, от более правильной и убедительной аргументации своего мнения. Поэтому если вы не уверены в своих юридических знаниях, большую пользу принесёт помощь грамотных специалистов.

Способ 4 – договориться с потерпевшим

Это один из наиболее безопасных и простых способов. Главное условие, для его выполнения – чтобы потерпевший пошёл вам навстречу. А как этого добиться – решайте сами. Здесь многое зависит от личных качеств вашего оппонента.

Действовать по данному варианту нужно до участия в разбирательстве ГИБДД – по крайней мере до составления ими соответствующих процессуальных документов с указанием реквизитов виновника или сведений, которые могут их точно установить.

Если же процессуальные документы были составлены, то порядок же действий может быть таким:

  • Встреча с потерпевшим и договоренность с ним , чтобы он не опознал вас в ГИБДД. Естественно, понадобится возмещение ущерба.
  • Явка на опознание в ГИБДД в назначенный день.
  • Потерпевший объявляет, что он не узнаёт вас , как и ваше транспортное средство и пишет заявление о прекращении административного дела.
  • Дело закрывают , ваш автомобиль снимается с розыска.

Потерпевшему участнику ДТП во многих случаях выгодно сразу получить деньги. Конечно, всегда есть шанс нарваться на вредную обидчивую личность, которая эмоционально заинтересована в наказании нарушителя.

Кстати, это единственный вариант, при котором не придётся оплачивать страховой компании регрессные требования, если вы скрывшийся виновник аварии. Но тут возможен и лицемерный умысел со стороны потерпевшего.

То есть он, получив от вас деньги, захочет получить выплату и от СК, которую она взыщет с вас. Чтобы такого не произошло, возьмите с потерпевшего об отсутствии претензий.

Как можно смягчить наказание

«Смягчить» сказано достаточно условно, ведь вариантов наказания предусмотрено только два:

  • Лишение прав;
  • Административный арест.

Так вот, иногда возможно назначение ареста. Тут критично то, что более всего страшит нарушителя – несколько суток в кутузке или 1-1.5 года в статусе пешехода. Но какое именно наказание вам назначить, решает суд, и тут уже зависит от конкретного судьи, к которому вы попадёте.

Некоторые судьи сами предлагают выбор, а некоторые категоричны в своих решениях. А в некоторых случаях можно получить оба взыскания. Поэтому здесь как повезёт, но лучше вообще не покидать места ДТП, чтобы не пришлось выбирать из двух зол меньшее.

Внимание! Неявка в суд может автоматически заблокировать такую меру наказания, как административный арест, что вытекает из положений ч. 3 (абз. 2), ст. 25.1 КоАП РФ. Но тут следует учитывать, что у суда, правоохранителей ОВД и даже у инспекторов ДПС имеются полномочия по принудительной доставке в суд лица укрывающегося от административного наказания с места его обнаружения.

Если вас хотят привлечь за алкогольное опьянение

Верховный Суд постановил, что признать человека находящимся в нетрезвом виде можно только по результатам соответствующих обследований. Показания свидетелей не являются доказательством пребывания подшофе.

Поэтому если скрывшегося находят через продолжительное время после аварии, доказать, что он был пьяным очень сложно. Однако если сильное опьянение нарушителя с выраженными признаками заснято на видео, то суд может учесть это как серьезное отягчающее обстоятельство.

Дополнительные нюансы по рассмотренному вопросу можно почерпнуть из видео:

Подведем итоги

  • Покидание места ДТП – это серьёзное нарушение, за которое предусмотрено лишение прав или административный арест.
  • За оставление места происшествия может быть наказан как его виновник, так и потерпевший.
  • Покидание места аварии является основанием для предъявления регрессных требований от страховой компании.
  • Место ДТП можно покинуть , если у его участников отсутствует вред здоровью, они не имеют претензий друг к другу и процессуальные документы инспектором ДПС не составлялись.
  • Истечение срока давности может помочь лишь изредка.
  • Неявка на разбирательство дела не останавливает его ход.
  • Если у ГИБДД нет реквизитов нарушителя или сведений, по которым они будут найдены, то наказания удастся избежать.
  • Юристы в некоторых случаях могут убедить суд не применять наказание ввиду обстоятельств неодолимой силы, экстремального характера, форс-мажоров.
  • Суд может прекратить дело на основании незначительности , если в нем имеются сомнительные обстоятельства (объективные подозрения в умысле пострадавшего и т. п.).
  • Суд может прекратить дело на основании неумышленности , если обстоятельства указывают на невозможность заметить момент ДТП водителем.
  • Если вина очевидна , то упор целесообразно делать на минимизации наказания.
  • Нарушителю может быть предложен выбор между арестом и лишением прав.
  • При частной договоренности в некоторых случаях потерпевший может помочь прекратить дело.

Заключение

Старайтесь не попадать в ситуации, в которых пришлось бы воспользоваться советами из данной статьи. А если уж случилось так, что попали, действуйте по совести и не бойтесь ответить за свои реальные проступки.

На этом я заканчиваю статью. Удачи всем на дорогах и до скорых встреч!

Выяснив добровольность примирения, суд прекращает дело в связи с примирением сторон. Что делать, если выплатить потерпевшему всю требуемую им сумму не представляется возможным? В случае если выплатить всю сумму потерпевшему не представляется возможным, возможна выплата суммы в рассрочку. Основная задача в такой ситуации – достижение с потерпевшим договоренности о примирении с последующей выплатой. В противном случае, потерпевший может отказаться от примирения. При осуществлении выплаты поэтапно стороны подписывают соглашение. Соглашение, как и любой другой договор, составляется в письменной форме (простой, либо, по желанию сторон, — нотариальной). Соглашение содержит паспортные данные сторон, сведения о месте жительства и иную контактную информацию. В соглашении указываются общие суммы материального и морального вреда, сроки и размеры выплат.

Как избежать суда по дтп, если пострадавший пассажир претензий не имеет?

Нетрезвый пешеход Нетрезвый пешеход - беда автомобилистов, и при ДТП водители, казалось бы, справедливо настаивают на освобождении их не только от уголовной и административной, но и от гражданско-правовой ответственности. Судебные инстанции всегда учитывают состояние опьянения виновника ДТП, однако к пешеходу (как и иному другому участнику дорожного движения, не являющемуся владельцем источника повышенной опасности) закон требует особого отношения.
Важно помнить, что наличие обоюдной вины пешехода и водителя в ДТП не может уменьшить размер ответственности владельца источника повышенной опасности.

Примирение с потерпевшим (ст. 264 ук рф)

Важно

Поэтому, если потерпевший намеревается обратиться в страховую компанию, в судебном заседании следует указать на следующее: во-первых, водитель возместил моральный вред, во-вторых, вред, причиненный преступлением, полностью заглажен, в-третьих, за возмещением материального вреда пострадавший намерен обратиться в страховую компанию и каких-либо иных материальных претензий к водителю не имеют. Однако для водителя подобная ситуация рискованна, поскольку достигнув определенной договоренности и выплатив потерпевшему деньги, водитель может столкнуться с ситуацией, когда суд отказывает в прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон, поскольку основанием для прекращения дела является в том числе, полное возмещение причиненного вреда.

Могут лишить прав, если пострадавший в дтп не имеет претензий?

На практике большинство уголовных дел, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, прекращаются в связи с примирением сторон после ДТП. Надо признать, что в настоящее время это действенный способ защиты, и приемлемый для участников ДТП выход из ситуации.

В данной статье приведены ответы на вопросы, возникающие при прекращении уголовного дела, возбужденного по признакам составов 264 УК РФ, в связи с примирением сторон. Когда имеет смысл примиряться с потерпевшим? Примирение сторон является нереабилитирующим основаниям для прекращения уголовного дела, то есть, будет считаться, что водитель виновен в совершении преступления.

Эта информация навсегда остается в криминалистических учетах информационных баз правоохранительных органов. Такие сведения формально считаются закрытыми, но на практике доступны службам безопасности банков и будущих работодателей.

Отсюда следует вывод, что примиряться следует, когда ваша вина в ДТП абсолютно очевидна, и доказать невиновность невозможно. Также следует учитывать адекватность требований потерпевших, которые в последние время имеют тенденцию к увеличению.

Если в ходе грамотных переговоров сумму возмещения вреда удалось снизить до приемлемой, то следует идти на примирение, чтобы получить положительные для себя преференции, указанные ниже. Если вы не виновны в ДТП или требования потерпеших неадекватны, то следует применять способы защиты, описанные в статье Уголовные дела по ДТП.

Что дает прекращение уголовного дела в связи с примирением с потерпевшим? Примирение предполагает отсутствие уголовной ответственности за совершенное преступление. Наказание за совершенное деяние обвиняемый не понесет.

Соответственно, ни лишения свободы, ни условного срока суд ему не назначит.

Если сбил пешехода по его вине: последствия

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ отменила Постановление президиума областного суда и оставила в силе решение районного суда, указав на неправильное применение судом надзорной инстанции п. 2 ст. 1083 ГК РФ при решении вопроса об определении величины компенсации морального вреда. Снижая размер компенсации морального вреда, президиум областного суда указал: суд первой инстанции не учел обстоятельство, что причиной ДТП явилась неосторожность самой истицы, которая переходила проезжую часть дороги, не убедившись в безопасности дорожного движения.
В связи с этим, по мнению президиума, суду первой инстанции при решении вопроса о размере компенсации морального вреда необходимо было применить ст. 1083 ГК РФ.

Сам себе адвокат

Тихонов Дмитрий 14.12.2012 Россия, Волгоградская область, Волгоград Добрый вечер.Произошло ДТП с Пешеходом. Ситуация:Утром 12.12.12 в 7-45 сбил пешехода. Дело было так.

Двигаясь по главной дороге, подъезжая к школе снизил скорость до 20 км/ч. После школы метров через 50 пешеходный переход слабо освещенный.

Инфо

Перед моей машиной ехал джип метров 30 передо мной (по встречной также двигался автотранспорт). После проезда джипа выскочил пешеход, и побежал перед машиной.

Я принял экстренное торможение, но поскольку расстояние было маленькое (15 метров) я его зацепил бампером на скорости 20-30 км/ч. В результате у пострадавшего перелом голени. Дорога была сухая, время суток темное, ясное.

После того как произошло ДТП, я сразу вызвал Скорую помощь, и помог пострадавшему, его увезли в травмпункт.
В статье 1079 ГК РФ содержится правило, согласно которому вред, причиненный источником повышенной опасности, обязан возместить владелец этого источника, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Для возложения ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, необходимо установление по делу 3 основных юридически значимых обстоятельств, таких как: - наступление вреда в результате воздействия источника повышенной опасности; - противоправность поведения причинителя вреда; - наличие причинной связи между противоправным поведением и наступлением вреда. Все эти обстоятельства должны быть достоверно установлены судом, а выводы по ним - изложены в решении. Вины причинителя не требуется.

Будет ли суд в дтп с пешеходом если потерпевший не имеет претензий

Внимание

Вопрос о том, является ли допущенная потерпевшим неосторожность грубой небрежностью или же относится к простой неосмотрительности, в каждом случае должен решаться с учетом фактических обстоятельств дела (характера деятельности, обстановки причинения вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего). При грубой неосторожности нарушаются обычные, очевидные для всех требования, предъявляемые к лицу, осуществляющему определенную деятельность.


При простой неосторожности, наоборот, не соблюдаются повышенные требования. К проявлению грубой неосторожности суды часто относят нетрезвое состояние потерпевшего, содействовавшее причинению вреда его здоровью при исполнении им трудовых обязанностей, грубое нарушение Правил дорожного движения пешеходом либо лицом, управляющим немеханическим транспортным средством.

    Автомобильное право

  • ДТП, ГИБДД, ПДД
  • Добрый день. Зимой на обледеневшей трассе мой сын попал в ДТП, чтоб избежать столкновения с автомобилями он направил машину на обочину, в результате этого автомобиль перевернулся.

    Пострадал пассажир (перелом руки) В страховой компании ему выплатили страховку, как легкий вред здоровью. Пассажир претензий не имеет. Но сейчас моему сыну пришла повестка в суд по уголовному делу и авария квалифицируется как причинение тяжкого вреда здоровью пассажира.

    Что делать в таком случае, так как пассажир обращался к следователю и объяснял всю ситуацию аварии и то что он не имеет претензий. но следователь не обращает внимания на его объяснения.

Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Попробуйте посмотреть здесь:

  • Взможны ли негативные последствия расписки » претензий не имею»?
  • Что грозит за наезд на пешехода и оставление места ДТП, если пострадавший претензий не имеет?

Вы можете получить ответ быстрее, если позвоните на бесплатную горячую линиюдля Москвы и Московской области: 8 499 705-84-25 Свободных юристов на линии: 9 Ответы юристов (4)

Очень часто лихачи провоцируют аварийную ситуацию: резкий манёвр, подрезание, обгон - и удар по тормозам. Добросовестные водители пытаются в этой ситуации избежать столкновения с автохамом и врезаются в отбойники, улетают в кювет, переворачиваются и попадают в другие ДТП. Лайф расскажет, что делать в таких ситуациях и как доказать вину провокатора.

Ровно такой спорный случай произошёл в практике автомобильного адвоката Сергея Радько.

В Астрахани суд приговорил двух водителей к тюремному заключению из-за ДТП, в котором погиб пешеход. Водитель автомобиля Volkswagen Passat двигался по главной дороге, когда путь ему преградил кроссовер Nissan Qashqai, за рулём которого находилась женщина. Контакта между автомобилями не было, но шофёр седана, уходя от столкновения, не справился с управлением, и машина вылетела на тротуар, где сбила человека, - рассказал Лайфу Радько.

Суд приговорил водителя Passat к 2,5 года лишения свободы, а женщину, не уступившую ему дорогу - к 3 годам заключения согласно статье 264 УК РФ ("Нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств"). Подобные случаи довольно распространены.

Правила гласят, что при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен сделать всё возможное для замедления (хоть притирайся к отбойнику) вплоть до остановки транспортного средства. Случится авария - виновником признают шофёра, создавшего помеху.

Если по чужой вине всё же произошло ДТП, а реального столкновения с провокатором не было, то первое, что нужно заявить гаишникам - был водитель, спровоцировавший аварийную ситуацию. Очень часто гаишники отказываются начинать его розыск, хотя по горячим следам можно оперативно задержать нарушителя. Бывает, начинают угрожать административным штрафом, дескать, как докажешь, ты, мол, сам врезался.

По словам Радько, здесь нужно проявить твёрдость и дать понять инспекторам, что вы знакомы с законами. Гаишники как минимум должны внести эти показания в протокол осмотра места ДТП. Безусловно, запись видеорегистратора или показания очевидцев станут ключевой уликой, но не у всех есть регистраторы и не всегда люди готовы выступить в роли свидетелей. И тут важно соблюсти один момент: в протоколе ГИБДД нужно отметить, что необходимы данные записи камер видеонаблюдения (включая камеры частных магазинов или других объектов).

Не лишним будет и продублировать заявку в местный мониторинговый центр, в разных местах они называются по-разному. К примеру, в Москве данные камер предоставляет департамент информационных технологий.

Делать это нужно оперативно, записи хранятся на протяжении 5 дней, после чего удаляются, а по просьбе гражданина, гаишников или суда данные будут хранить 30 дней. Если же место аварии попадает в зону видимости частных камер наблюдения (например, магазина или предприятия), то записи с них можно получить, обратившись к владельцам камер в частном порядке или через сотрудников полиции.

В случае, если водителю удастся доказать, что виновником аварии стал другой шофёр, будет назначена трасологическая экспертиза, главная цель которой - выяснить, правильными ли были действия водителя.

Ещё 1,5 года назад в таких происшествиях виновником априори считался тот, кто не справился с управлением, уходя от удара, никто не выяснял, почему он так поступил. В последние годы практика стала меняться, - рассказывает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

По словам Травина, если в результате экспертизы выяснится, что действия водителя действительно были единственно верными и помогли избежать ущерба и человеческих жертв, то виновником аварии признают того, кто создал помеху движению. В таком случае автомобиль виновника будет объявлен в розыск и он будет обязан возместить ущерб.

Но ждать выплаты от страховой компании, в которой виновник застрахован по ОСАГО, не стоит. Страховщик в возмещении, как правило, отказывает, мотивируя это отсутствием контакта машин. Деньги придётся взыскивать через суд, причём если в результате аварии пострадало несколько автомобилей, то лихач заплатит за ремонт всех машин. При этом заключение эксперта-трасолога станет главным аргументом истца в суде, и вероятность наказать нарушителя высока.

В моей практике был случай, когда один автомобилист уворачивался от другого и врезался в столб, контакта между машинами при этом не было. В результате того, кто создал помеху на дороге, признали виновником ДТП и лишили прав за оставление места аварии. Найти его удалось благодаря показаниям свидетелей и записям с камер видеонаблюдения, - рассказывает адвокат Радько.

В случае, если экспертиза докажет то, что аварии можно было избежать другими способами (не маневрируя, например) или что ущерб в результате неверных действий водителя оказался более серьёзным, чем если бы он допустил столкновение с автомобилем-помехой, то виновником аварии признают именно того, кто пытался избежать ДТП. А провокатор отделается штрафом.

Если человек понимает, что манёвр может привести к аварии или непредсказуемым последствиям - нужно бить машину, которая создала это препятствие. ДТП в этом случае практически неизбежно, но виноват в нём будет тот, кто нарушил ПДД и создал опасную ситуацию. Если бы участники подобных аварий поступали именно так - многих трагедий, возможно, удалось бы избежать, - говорит Сергей Радько.




Top