Уснул за рулем какая статья административного кодекса. Стандартные и необычные способы, как не заснуть за рулем. Примирение с потерпевшей стороной

Автомобиль это не только удобное средство передвижения, но и источник повышенной опасности . За вред, причиненный им, в полной мере отвечает его владелец. Самая большая опасность при управлении транспортным средством — наезд на пешехода. Он ни чем не защищен, и такие ДТП могут иметь очень тяжелые последствия. Причем не только для пешехода, но и для водителя.

Давайте попробуем разобраться какова ответственность за ДТП с наездом пешехода и можно ли ее избежать?

○ Что такое наезд (ДТП) на пешехода.

Наезд на пешехода это ДТП, в котором автомобиль наехал на человека, либо человек натолкнулся на него. К этой же категории ДТП относится причинение вреда от столкновения с перевозимым грузом или другим ТС.

Исходя из этого, можно определить условия, при которых ДТП будет считаться наездом на пешехода.

  • Оно должно произойти в результате движения или остановки ТС.
  • Должно произойти столкновение пешехода и машины либо груза.

При этом не имеет значения, где произошел наезд, на проезжей части, переходе, тротуаре или в жилой зоне. Другое дело, как он будет расцениваться правоохранительными органами, каким будет наказание. Ведь кроме самого наезда будет наложена ответственность и за сопутствующие нарушения, например, за игнорирование условий проезда жилых хон, движение по тротуару и т. д. Так какова цена такой невнимательности?

○ Виды наказаний и штрафы.

Законодательство предусматривает три вида ответственности за наезд на пешехода: уголовную, административную и гражданскую. Какой из них будет подвергнут водитель, зависит от тяжести наступивших последствий и обстоятельств события. Один из основополагающих критериев – степень причиненного здоровью пешехода вреда. Он может быть легким, средней тяжести или тяжелым.

✔ Гражданская ответственность.

Даже если водитель не будет признан виновным в наезде на пешехода, сам такой факт повлечет гражданству ответственность. Это основано на ст. 1079 ГК РФ, которая признает автомобиль источником повышенной опасности, за любой вред, причиненный им отвечае,т собственник или иное лицо законно им владеющее:

  • «Граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.»

В свою очередь ст. 1083 ГК РФ указывает на обстоятельства, при которых размер ответственности может быть уменьшен:

  • «Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.
  • При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.
  • Суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.»

То есть если вы не сможете доказать, что пешеход сознательно кинулся под колеса избежать возмещения морального и материального вреда жизни и здоровью не получится. Но его можно уменьшить если:

  • Удастся доказать умысел или неосторожность пешехода, повлекшие такой вред.
  • Суд учтет материально положение ответчика.

Если же установят отсутствие вреда жизни и здоровью пешехода или только материальный, то суд может вовсе отказать в исковых требованиях истца, если будет доказано, что в ДТП виновен сам пешеход.

✔ Административная ответственность.

Большая часть виновников несут именно такую ответственность. Она предусмотрена за наезд на пешехода, который повлек причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью. Сразу определим, что поднимается под ним. Легким можно считать расстройство здоровья до 21 дня повлекшее стойкую незначительную утрату трудоспособности до 10%. То есть если лечение займет не более 3 недель и потерпевший не утратит значительно способность работать, можно заплатить штраф 2500 – 5000р. В крайнем случае, вас запишут в пешеходы на срок от года до полутора лет по ч. 1 ст. 12.24 КоАП:

  • «Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, — влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.»

Даже если пострадавшему потребуется на лечение более 21 дня, и он утратит трудоспособность более 10% ,но менее 1/3 ответственность все равно будет административной, так как вред будет средней тяжести. В ходе разбирательства виновнику придется заплатить штраф в размере 10000 — 20000 р , а возможно и расстаться с водительским удостоверением на 1.5 – 2 года по ч. 2 ст. 12.24 КоАП:

  • «Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.»

Эти меры могут кому-то показаться суровыми, но они вполне адекватны опасности правонарушения.

✔ Уголовная ответственность.

Самое худшее из возможных последствий ДТП — смерть или причинение тяжкого вреда. Ответственность за такие происшествия предусмотрена в УК РФ, но даже ее многие считают недостаточно суровой. Ст. 264 УК РФ разграничивает ответственность за причинение вреда в ДТП, смерти, а также совершения ДТП в состоянии опьянения. Если с понятием «смерть» все ясно, то под тяжким вредом в ст. 111 УК понимается причинение:

  • «. опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности. »

Минимум того, что грозит за наезд, повлекший тяжкий вред здоровью по ч. 1 ст. 264 УК:

  • До 3 лет ограничения свободы.
  • До 2 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или вести определенную деятельность до 3 лет.
  • До 2 лет принудительных работ с лишением права занимать определенные должности или вести определенную деятельность до 3 лет.
  • До 6 месяцев ареста.

Во всех остальных случаях наказание возрастает и достигает возможного лишения свободы от 4 до 9 лет за наезд на пешехода пьяным водителем. Но даже такое наказание не все считают адекватным и периодически возникают предложения увеличить это наказание.

Размер ответственности, которую понесет водитель, во многом зависит от его поведения сразу после аварии. Важно не паниковать, сразу остановить машину, включить аварийку, выставить знак. После этого защитить пострадавшего от других машин и вызвать скорую и ГИБДД. Самая распространенная ошибка – сразу везти сбитого в больницу. Это стоит делать только в том случае, если его состояние действительно вызывает беспокойство за жизнь. Тогда это будет расценено как крайняя необходимость, но и в таком случае свою машину нужно оставить там, где она есть.

Не поддавайтесь на уговоры отпустить потерпевшего, он может не понимать степень вреда от шока или «вспомнить» о нем на другой день и написать заявление о покидании места ДТП.

Максимально зафиксируйте обстоятельства пришествия, идеально, если у вас в машине установлен регистратор, но дополнительная съемка на планшет или телефон не повредят, и будет лишним доказательством.

Обязательно читайте протокол, если не согласны, с указанными в нем обстоятельствами, обязательно напишите это. Все это пойдет на пользу при обжаловании.

Помните, что при наезде на пешехода страдает не только он, но и водитель, автомобиль. Если пешеход пересекал дорогу в непредназначенном месте, в состоянии опьянения или имеются другие факты, доказывающие виновность пешехода, вы так же можете подать иск о возмещении вреда, только причиненного уже вам и вашему имуществу.

Наезд на пешехода. Какой штраф если не пропустил пешехода? Смотрите далее сюжет на канале «Первый».

Какова ответственность за ДТП, в котором погиб ребенок, если водитель уснул за рулем?

здравствуйте. Подскажите пожалуйста, сестра ехала с дочкой, не справилась с управлением, ребенок погиб, не пристегнут, какая ответственность ей грозит? уснула за рулем, время совершения 7-00,

Ответы юристов (1)

Статья 264. УК РФ Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
(в ред. Федерального закона от 13.02.2009 N 20-ФЗ)

1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Какое наказание меня ожидает за то, что уснул за рулем и попал в ДТП?

Работал сутки, после суток заехал домой попил крепкого кофе и поехал по делам. Ехал в городской черте по широкой дороге с двойной сплошной, в результате даже сам не понял как вырубился выехал на встречьку и совершил дтп с другой машиной, отчьнулся от удара подушкой безопасности. В результате дтп пострадавших нет.Какое наказание меня ожидает?

Ответы юристов (3)

Здравствуйте, уважаемый Дмитрий!

Если не одним колесом, а все ТС двигалось по встречки, и оказалось там без таких оснований, как объезд препятствий - то это самая строгая санкция ст. 12.15 КоАП РФ:

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи,- влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Если же Вы объезжали препятствие или только одним колесом заехали - то будут другие квалификации и мягче наказание.

Причиненный же ущерб придется вомзещать.

С уважением, Райнхард Хайдрих.

Есть вопрос к юристу?

Предъявляйте доводы и доказательства для уменьшения срока лишения…

Вас ждёт привлечение к ответственности, предусмотренной ст.12.25 КОАП Р

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам - это намного быстрее, чем искать решение.

Возможно ли условное наказание для виновника ДТП, который уснул за рулем?

Произошло ДТП на трассе. Я уснул за рулём. Вину полностью признаю. Отягчающих обстоятельств нет, был трезвый. Есть маленький ребёнок (1 год и 1 месяц). Судимостей раньше не было. Потерпевшая на примирение не идёт. Говорит, что просто хочу «купить себе свободу». Всё что мне может грозить, я знаю. Но по моим данным возможно ли условное? Спасибо.

Ответы юристов (3)

Добрый день. Александр.

А какую статью вам инкриминируют?

Уточнение клиента

Извините, Владимир, забыл написать. 264 ч.3. В другой машине 1 человек погиб.

Есть вопрос к юристу?

Очень сложно ответить на Ваш вопрос. 50 на 50

Данную ситуацию Вам надо просто принять для себя. Не впадать в панику. Не гадать на ромашке, не читать статистику. Примите самое плохое, что может быть и беспокойство уйдет само собой.

Конечно, всегда хочется сказать, у нас в России самый гуманный суд в мире, а если я буду не права?

Уточнение клиента

Дело всё в том, что потерпевшая ни с кем не хочет разговаривать. Телефон берёт 1 раз из 10. У нас ещё проблема такая, что живём в 300 км друг от друга. А самой плохой сценарий я уже представил. Только легче не стало. Всё-таки ребёнок ещё есть.

Александр, соберите максимально количество положительных характеристик (соседи, работа.). У вас нет отягчающих факторов - это хорошо. У вас на иждивении малолетний - это суд тоже будет брать во внимание. Конечно на первый взгляд действительно грозит не более условного. Но в уголовном процессе в отличии от гражданского у суд есть большее пространство для «маневра». И предугадать исход дела на 100% не сможет даже самый «прожженный» на уголовных делах адвокат.

Уточнение клиента

Характеристики уже собраны и переданы. Плюс я ещё являюсь членом участковой избирательной комиссии (из-за этого моим делом занимался следственный комитет),есть ещё характеристика от них.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам - это намного быстрее, чем искать решение.

Могут ли водителя привлечь к уголовной ответственности, если в результате ДТП погиб человек?

Водитель Каштанов во время 4х дневного рейса сильно устал и заснул за рулём, что привело к наезду его грузовика на стоявшую на обочине легковушки машину. В результате ДТП погиб находившийся в легковой машине пассажир Бердников.

Дайте правовую оценку действиям Каштанова

Есть ли основания для применения ч 2 ст 28 УК РФ?

Ответы юристов (9)

правовую оценку действий Каштанова дадут следователь, гос.обвинитель и суд.

Юристы сайта «Правовед» выполняют решения задач студентам в разделе платных консультаций.

Бесплатные консультации даются гражданам, реально нуждающимся в юридической помощи.

Есть вопрос к юристу?

Если уже в процессе обучения по юридической специальности выявилось ваше нежелание учиться этому и разбираться в задачах, может быть стоит поискать себя в других профессиях?

Уточнение клиента

Почему сразу нежелание? Я просто запуталась в данной ситуации и хотела послушать мнение профессионалов.

Нигина, чего ж тут путаться? Какое здесь может быть «невиновное причинение вреда», если водитель заснул за рулём?

В процессе обучения свойственно использовать все методы поиска ответа на вопрос, который интересует.
Нигина Мухтарова

Желательно всё-таки прочитать соответсвующий раздел учебника по уголовному праву. Нам не трудно ответить, но не хотелось бы баловать нерадивых студентов. Ведь в самом деле, решение данной задачи никакой сложности не представляет. Куда уж проще?

Уточнение клиента

В силу физиологического расстройства, разве нет? Нет умысла в данном деянии

Умысла, конечно же, нет. Имеет место неосторожная форма вины.

В силу физиологического расстройства, разве нет?
Нигина Мухтарова

Нет. Физиологическим расстройством был бы, к примеру, внезапный сердечный приступ. А сон за рулём - нарушение ПДД.

В данном случае нарушение ПДД повлекло ДТП со смертельным исходом. В чистом виде ч.3 ст.264 УК РФ.

Прочитайте ст.26 УК РФ. Что там написано во второй её части?

Преступление, совершённое по легкомыслию. Водитель знает, что устал, что может заснуть за рулём и причинить вред окружающим. Но легкомысленно надеется, что этого не произойдёт.

Найти соответствующий пункт в ПДД тоже несложно.

Вот, в частности, и соответствующие пункты ПДД:

2.7. Водителю запрещается: управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание,в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения; .

управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок - международными договорами Российской Федерации

; Ну, теперь всё понятно??

Водитель нарушил ПДД, а именно п.2.7. Сделал это по легкомыслию своему, надеясь, что не заснёт. Результат - ДТП со смертельным исходом. Т.е. совершено преступление, предусмотренное ч.3 ст.264 УК РФ.

Представляю, как бы Вы выглядели в суде, заявив. что сон - это «физиологическое расстройство»:))) Сон - это нормальное физиологическое явление. Как и бодрсттвование. Вот летаргический сон - это таки да расстройство:))))

Если Вы заснули на лекции - что вам скажет преподаватель? И что Вы ему ответите? :)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))

Уточнение клиента

Если я знаю, что ночь была сложная, и есть вероятность того, что я усну, на лекции не появлюсь)))

И я ещё учусь, поэтому мне можно ошибаться в каких-то понятиях.)

Учись как следует! иначе как будешь работать?

Уточнение клиента

Буду стараться и с удовольствием!

И Вам спасибо за обращение к нашему ресурсу. Надеюсь, что когда нибудь увижу Вас здесь в качестве консультанта.

Должен заметить, что у нас тут принято выражать благодарность юристу путём кликания мышкой на значок + в графе «Ответ юриста был полезен?»

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам - это намного быстрее, чем искать решение.

Шаг № 1. Оценить характер аварии

Главное - постараться сохранить спокойствие и сначала оценить все обстоятельства ДТП: есть ли пострадавшие или повреждено только имущество. А уже после анализа предпринимать необходимые в каждом конкретном случае действия. Даже если вы видите, что на ваших глазах другой водитель уезжает , не пускайтесь в погоню.

Шаг № 2. Выполнить требования ПДД

Если в ходе произошедшего дорожного инцидента есть пострадавшие, то необходимо :

  1. о становить автомобиль (не трогаться с места);
  2. в ключить аварийный сигнал;
  3. в ыставить аварийный знак (в населенном пункте не менее 15 метров от машины, а вне населенных пунктов не менее 30 метров от авто);
  4. н е передвигать предметы, связанные с аварией;
  5. о ценить состояние всех участников ДТП;
  6. оказать первую помощь всем пострадавшим людям без исключения и приоритетов;
  7. вызвать скорую и сотрудников ГИБДД. Сориентировать по местоположению;
  8. когда невозможно отправить пострадавших на попутном транспорте, самому отвезти в ближайшую медицинскую организацию, затем вернуться обратно на место ДТП;
  9. если другие водители не могут проехать, то освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав на фото или видео положение машины, следы и предметы, связанные с аварией, и принять все возможные меры к их сохранению;
  10. записать фамилии и адреса свидетелей;
  11. дождаться сотрудников ГИБДД на месте ДТП.

Если пострадавших нет и повреждено только имущество , то предпринять все указанные действия , кроме пунктов 6- 8.

Шаг № 3. Начать сбор информации об уехавшем участнике ДТП

Время ожидания сотрудников ГИБДД лучше потратить на сбор информации по ДТП и уехавшему водителю. Необходимо отнестись к процессу сбора доказательств максимально ответственно и основательно .

Все дела (административные , гражданские и уголовные) имеют различные нюансы , описанные в соответствующих кодексах . Но всегда к доказательствам по ним относят:

  • объяснения лиц, участвующих в деле;
  • показания свидетелей;
  • заключения экспертов;
  • вещественные и письменные доказательства;
  • аудио - и видеозаписи (конкретный и полный список доказательств указан в отраслевых процессуальных кодексах).

А сами доказательства должны соответствовать четырем главным критериям :

  • относимость (доказательства должны иметь значение для рассмотрения и разрешения конкретного дела);
  • допустимость (доказательства должны соответствовать требованиям закона);
  • достоверность (доказательства должны содержать сведения соответствующие действительности);
  • достаточность доказательств для разрешения конкретного дела и их взаимная связь в совокупности.

1) Поэтому для начала проверьте свой (при наличии), возможно, он зафиксировал момент аварии. М ожно ли установить лица, предметы, записан ли сам момент столкновения? Если запись заканчивается раньше момента аварии, то она не сможет стать доказательством, поскольку событие, которое имеет значение для судебного разбирательства, не зафиксировано. Кроме того, камера видеорегистратора должна захватывать часть вашей машины, чтобы была связь с объектом (как правило, это край капота). Наконец, регистратор должен фиксировать дату и время, поэтому перед каждой поездкой важно проверить, правильно ли выставлены эти показатели.


Видеозапись необходимо приобщить к протоколу . В протоколе также стоит подробно описать :

  • серийный номер, марку (если есть) прилагаемой карты памяти, на которой находится видео;
  • режим работы, записи (количество кадров в секунду); настройки цветопередачи (если использовались); модель (марку) видеорегистратора;
  • время съемки (утро, день, ночь);
  • погодные условия (темно, ясно, град, дождь, снег и т. д. );
  • дату и время произошедшего ДТП, зафиксированного на соответствующем видео;
  • все обстоятельства, запечатленные на видеозаписи (марку, тип, цвет, номер, приметы автомобиля и водителя, дорожную разметку, действия участников ДТП);
  • информацию о лице, которое производило съемку.

Как видите, все достаточно подробно. Но это в ваших же интересах!


2) Поговорите с очевидцами. Запишите их контактные данные. Спросите, возможно кто-то успел заснять ДТП на фото или видео, запомнил номера уехавшего авто или у кого-то есть данные видеорегистратора.

3) Оглядитесь по сторонам, если поблизости есть камеры наружного видеонаблюдения, обязательно сообщите об этом сотрудникам ГИБДД, чтобы они истребовали запись. Возможно, на видео будет отчетливо виден номер или другие приметы уехавшей машины, а также ее водителя.

4)Внимательно осмотрите место ДТП. Вполне вероятно, что на дороге остались куски разбитых фар, фрагменты уехавшей машины, а если повезет, то и автомобильный номер. Каждую из обнаруженных деталей нужно сфотографировать и принять меры к обеспечению сохранности всех предметов до момента приезда сотрудников ГАИ (помните, что в этой ситуации вам не помощник!). Любая мелочь может помочь в поиске машины, определении ее марки.

5) Осмотрите свой автомобиль. Оцените повреждения. Посмотрите, есть ли на машине следы краски от уехавшего автомобиля .

По приезду сотрудник ГИБДД выясняет возможное направление движения уехавшего водителя и все данные по машине. Если вы успели запомнить марку, тип, цвет, номер, приметы автомобиля и водителя, то найти его будет в разы проще.

Важно помнить о том , что в ч . 2 ст . 12 . 27 . КоАП РФ сказано , что участнику ДТП , оставившему место аварии, грозит лишение прав на срок от одного года до полутора лет либо административный арест на срок до 15 суток.

Если есть пострадавшие , то наказание ужесточается и зависит от тяжести полученных травм .

Шаг № 4. Оформить ДТП

  1. Расскажите подробно обо всех деталях случившейся аварии. Какая машина, с какой скоростью, на какой сигнал светофора двигалась. Важно подробно описать последовательность случившихся событий.
  2. Принимайте активное участие в установлении обстоятельств происшествия. Постарайтесь не упустить ни одну деталь.
  3. Обязательно при заполнении протокола отметьте, что один из водителей покинул место ДТП. Укажите всю известную вам на текущий момент информацию о нем.
  4. Укажите фамилии и адреса свидетелей.
  5. Внесите в протокол все возможные повреждения автомобиля, включая скрытые - это важно для последующего .
  6. Опишите подробно все полученные/ найденные доказательства, которые могут помочь в установлении обстоятельств происшествия.
  7. Внимательно ознакомьтесь с протоколом, схемой ДТП, сведениями о свидетелях перед тем, как подписать документы.

Шаг № 5. Связаться со страховой компанией

Нужно оперативно, при первой же возможности, сообщить в страховую компанию о ДТП и, не затягивая, подать все необходимые документы.

Главное , попав в ДТП , сохранять спокойствие и четко следовать букве закона . Не стоит идти на поводу у эмоций и догонять уезжающего водителя , так как это не только противоречит ч . 2 ст . 12 . 27 . КоАП РФ , но и может стать причиной повторной аварии .

Фото: ИТАР-ТАСС, depositphotos.com

Приветствую моих читателей!

К сожалению, при вождении автомобиля может возникать такая неприятная, а иногда и трагичная ситуация, как попадание в аварию. Естественно, за нанесённый при дорожном происшествии другим вред придётся нести ответственность, а в некоторых случаях и наказание.

Вы знаете, что иногда потерпевший должен платить виновнику? Если хотите знать ответ на вопрос, когда такое происходит, а также иметь точное представление о наказаниях за конкретную аварию, то читайте эту статью. Это Кулик Илья, и сегодня я расскажу, какое наказание за ДТП в каких ситуациях полагается.

За нанесение вреда в дорожно-транспортном происшествии законодательством предусмотрено три типа ответственности:

  • гражданская ;
  • административная ;
  • уголовная .

В чём разница между видами ответственности

Гражданская означает обязанность причинителя ущерба возместить его пострадавшей стороне. По страхуется именно она, поэтому при наличии «автогражданки» ущерб возмещает страховая компания (СК).

Административная ответственность установлена за административные проступки, указанные в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП). Применяемыми мерами могут быть денежный штраф, ограничение в правах, арест (не превышающий 15 суток).

Уголовная – самая серьёзная, максимальное наказание по ней – это лишение свободы на значительный срок. Она наступает только когда в результате происшествия люди гибнут или получают серьёзные травмы.

Когда возникает ответственность

В каждом дорожно-транспортном происшествии наступает гражданская ответственность. То есть обязанность виновника (иногда и любого участника) возместить ущерб. А вот административная и уголовная ответственность за происшествие будет только тогда, когда пострадали люди.

Административная ответственность предусмотрена также за нарушение многих положений ПДД. Но за нарушения штраф и другие меры будут приниматься и к потерпевшему, и даже если авария не происходила. К ДТП наказание за игнорирование ПДД имеет отношение с позиции того, что от нарушения зависит вина в причинении вреда.

Только ли виноватому будет наказание за ДТП

Статьёй 1079 Гражданского кодекса РФ устанавливается, что владельцы транспортных средств (ТС) ответственны за причинение урона своими ТС другим независимо от своей виновности (исключение составляет вред владельцу другого транспортного средства).

Освободить от ответственности может только признание умышленности в действиях потерпевшего (например, суицид), а также действие непреодолимой силы (если машину перемещал ураган). Поэтому при наезде на пешехода, даже если виновен он, отвечать за нанесённый вред придётся.

Но административную и уголовную ответственность нести будет только виновник. Кроме того, не стоит путать наказание за ДТП и за нарушение ПДД. Платить штраф, например, за отсутствие страховки или прав придётся и потерпевшему.

Рассмотрим кого когда накажут на примерах

Первая ситуация. Произошла авария, в которой повредились два автомобиля и травмировался только водитель-виновник. Потерпевший ничего платить никому не должен. А ремонт машины ему оплатит СК и/или виновный в нанесении повреждений.

Вторая ситуация. Пострадал пешеход, причём он виноват. Водителю не придётся оплачивать штраф, ему не грозит заключение, но оплатить лечение и моральный ущерб пешеходу в размере, который определит суд, по закону он обязан (вред здоровью в границах страховой суммы возместит СК по ОСАГО). А вот ремонт машины должен оплатить пешеход-виновник. Это закреплено решением Конституционного Суда.

Если попал в аварию в нетрезвом виде

Само по себе попадание в ДТП «подшофе» – не правонарушение. Правонарушение – управление автомобилем по пьяни, за которое КоАП установлен штраф в 30 тыс. рублей, а также лишение прав на вождение на время от 1,5 до 2 лет. Если при этом бывший за рулём не имел водительских прав на управление таким типом ТС – арест или штраф, применяемый в первом случае.

При повторном попадании на пьяной езде в срок до года, после окончания наказания за предыдущее нарушение того же пункта правил предусмотрена даже уголовная статья с последствиями вплоть до заключения на два года. Но все это относится не только к попаданию в аварию, но и просто вождения.

Но состояние опьянения может стать причиной дорожного происшествия, и нетрезвого водителя признают виновным. Наказание за совершение аварии возможно разное, оно зависит от величины причинённого ущерба, но опьянение будет причиной усугубления наказания за нанесённый жизни и здоровью участников вред, о котором я расскажу в соответствующих подзаголовках.

ДТП произошло на встречке – какие последствия

Опять же, наказания за аварию, произошедшую из-за выезда на встречную полосу, не полагается. Административным правонарушением будет сама езда по встречке в тех обстоятельствах, когда это запрещается делать правилами движения. За это налагается денежное наказание в размере пяти тысяч или лишение прав на 4-6 месяцев.

За разворот или поворот вопреки запрещающим знакам или разметке – одна-полторы тысячи рублей штрафа. За повтор нарушения возможно и лишение водительского удостоверения на целый год.

Такое наказание не зависит от наличия факта столкновения. Но выезд на встречку очень часто, становится причиной аварии, и тогда водитель, нарушивший предписания знаков и разметки, будет ответственен за последствия происшествия.

Что будет за оставление места ДТП

За уезд с места происшествия положено применение административной меры – на 1-1,5 года отберут водительское удостоверение, возможен и арест. Применение такой меры опять же не зависит от виновности участника, который покинул место аварии.

Стоит знать, что за покидание места происшествия, если уехал отвезти раненого в больницу, когда скорая не может приехать, перемещение автомобилей, если нет пострадавших, ничего не будет. В таких случаях не считается, что участник происшествия скрылся. Наоборот, невыполнение этих требований наказывается штрафом, равным одной тысяче рублей.

Будет ли наказание, если ДТП случилось без пострадавших

Если в происшествии нет раненых и погибших людей, то наступает только гражданская ответственность виновника (или всех владельцев ТС, если повреждены объекты, кроме автомобилей), которая должна быть застрахована по договору «автогражданки». А также ко всем участникам аварии будут применяться административные меры (штрафы, лишение прав, арест), если выявится нарушение ими каких-либо пунктов Правил движения.

Последствия ДТП без пострадавших в Беларуси и Казахстане

В Белоруссии, кроме штрафа за нарушение правил движения, за совершение ДТП без раненых и погибших предусмотрено административное наказание – штраф от 46 до 690 белорусских рублей (приблизительно 1 500 – 21 000 российских рублей) или лишение прав до двух лет (зависит в том числе и от причины случившегося). Но с 2010 года наказание за лёгкую аварию применяется только по требованию потерпевшего.

В Казахстане также за собственно ДТП предусмотрен отдельный штраф, который, если нет пострадавших, равен 10 месячным расчётным показателям (МРП), в 2017 году это 22690 тенге, что приблизительно равно 4200 российских рублей.

Что будет виновнику, когда в происшествии пострадали люди

А вот когда нанесён вред физическому состоянию людей, то к виновному в аварии уже будет применяться административные или даже уголовные статьи, смотря по тяжести травм. То есть наказывается непосредственно совершение аварии. При этом количество людей, получивших телесные повреждения, не учитывается: последствия будут одинаковыми в аварии и с одним, и с четырьмя пострадавшими.

И ещё. Не забывайте, что, являясь владельцем объекта-источника повышенной опасности, водитель за причинение вреда жизни и здоровью, нанесённый лицам, не управляющим другим ТС, отвечает в любом случае.

Когда участники происшествия получили только лёгкие телесные повреждения

Если из-за аварии человек стал лишь временно нездоров и практически не потерял свою работоспособность, это классифицируется как лёгкий вред. Последствия только административные – 2500—5000 рублей штрафа или год-полтора без права на вождение.

Авария с пострадавшими средней степени тяжести

Если же на лечение по больничному листу потребовалось три недели и больше, и трудоспособность, по заключению судебной медэкспертизы, утрачена менее чем на треть, то устанавливается средняя тяжесть.

Если люди получили травмы такой тяжести, то наказание для виновника составит уже от 10 тыс. до 25 тыс. рублей, и прав за это лишают на срок минимум полтора, максимум – два года. В остальном же, отличий от более лёгких телесных повреждений нет.

Когда в результате аварии есть пострадавшие с тяжкими телесными повреждениями

Соответственно, если травмы не попадают под определения лёгкой и средней степени тяжести, то они расцениваются как тяжкие. А за нанесение в дорожной аварии такого вреда предусмотрена уже уголовная ответственность, и прописано о ней уже в Уголовном кодексе (УК), в статье 264.

Наказанием может быть:

  • Ограничение свободы максимум на три года;
  • Принудительные работы до двух лет, иногда с запретом заниматься определённой деятельностью в течение максимум трёх лет;
  • Арест сроком до полугода;
  • Лишение свободы на период не больше двух лет, возможно, с запретом на три года на определённую деятельность.

Здесь и далее встречается как дополнительная мера – запрет на исполнение определённой должности или занятие определённым родом деятельности. В рассматриваемых случаях речь идёт, конечно же, о запрете на управление транспортом. Точную формулировку ограничений определяет судья в своём решении.

Начиная с такого вреда здоровью начинает проявляться значение алкогольного и другого опьянения. Если у виновника обнаружат его, то меры будут более жёсткими, возможны такие варианты:

  • принудительные работы сроком максимально на три года с ограничением по должностям на такой же период;
  • лишение свободы максимально на четыре года, также с запретом на некоторые должности роды деятельности.

Какое наказание грозит лицу, не являющемуся водителем, за ДТП с ранеными

Редко виновными в аварии становятся не водители транспортных средств, а пешеходы, пассажиры, и другие участники движения. Но если в ДТП, случившемся по их вине пострадали люди, они также должны будут ответить за последствия. Впрочем, наказание более мягкое, чем для водителя.

За причинение лёгкого и средней степени тяжести вреда наказание административное – штраф размером от одной до полутора тысяч рублей.

А вот причинение тяжкого ущерба для здоровья уже уголовная статья 268. Предусмотренные по ней варианты наказаний это:

  • ограничение свободы до 3 лет;
  • принудительные работы не дольше, чем на 2 года;
  • лишение свободы сроком до 2 лет.

Какое наказание применяется за ДТП со смертельным исходом

Если погиб только один человек и управлявший авто виновник был трезв применяется одно из двух:

  • принудительные работы до четырёх лет с ограничением по выполняемой деятельности до трёх лет;
  • лишение свободы максимум на пять лет с запретом на занятие по некоторым видам деятельности на три года.

Когда в ДТП несколько жертв, последствиями для виновника могут быть:

  • принудительные работы максимум в течение пяти лет с наложением ограничений по деятельности и должностям на период до трёх лет;
  • лишение свободы максимум на семь лет с запретом на некоторые должности и деятельность.

Если виновник ДТП со смертельным исходом был в нетрезвом виде

Самые серьёзные меры применяются в случае, когда из-за пьяного за рулём погибли люди.

Если в списке жертв аварии числится только один человек, то виновный в её совершении понесёт наказание – лишение свободы минимум на два, а максимум на семь лет с отниманием права заниматься некоторыми видами деятельности.

Если погибших несколько, то виновник, бывший нетрезвым при совершении ДТП, будет лишён свободы на срок от четырёх до девяти лет, конечно же, с ограничением по выполняемой деятельности на три года.

Если в смертельном ДТП виновник пешеход

Как я уже рассказал, виновники ДТП, не являющиеся водителем, также не останутся безнаказанными. Поэтому пешеход или пассажир, признанный виновным в происшествии с одним погибшим, наказывается:

  • ограничением свободы до 4 лет;
  • принудительными работами на такой же срок;
  • лишением свободы также не более, чем на 4 года.

А если авария повлекла смерть нескольких людей, то мерой наказания станет:

  • принудительные работы до 5 лет;
  • лишение свободы до 7 лет.

За совершение описанных преступлений в нетрезвом виде отдельного пункта статьи не предусмотрено, но опьянение будет отягчающим вину обстоятельством.

Подведём итоги

  • все владельцы транспортных средств отвечают за ущерб , причиняемый их транспортом;
  • за большинство нарушений ПДД будет административная ответственность;
  • наказывается совершение ДТП в Российской Федерации только когда есть пострадавшие люди;
  • уголовная ответственность полагается только в крайних случаях.

Заключение

Теперь вы знаете, кому и как придётся отвечать за то или иное происшествие. Наказание за большинство случаев разумно и необходимо главным образом для того, чтобы не допустить совершение происшествий в будущем.

Если вам знакомы какие-либо частные случаи, нюансы применения наказания за ДТП, расскажите о них в комментариях ниже. Спрашивайте, если после прочтения материала что-то осталось неясным.

По традиции видео-бонус: 10 видео обязательных к просмотру :

Количество погибших в ДТП на дорогах России велико. И зачастую причиной смертельных происшествий становится безответственное поведение водителей. Они не соблюдают правила, превышают скорость и выезжают на трассу в состоянии усталости.

В начале октября глубокой ночью - в 02:45 - на одной из российских трасс произошло очередное смертельное ДТП. Минивен и КамАЗ столкнулись из-за того, что иномарка выехала на встречную полосу. Удар был такой силы, что грузовик опрокинулся в кювет. Жертвами этого происшествия стали четверо мужчин, трое участников ДТП получили тяжелые повреждения - переломы позвоночника, травмы головы, переломы костей черепа и ушибы.

"Минивен направлялся в сторону Тюмени, люди ехали из Курганской области от таможни. Возможно, водитель уснул за рулем. КамАЗ двигался по направлению из города. Проезжая часть автодороги была обработана противогололедной смесью", - рассказали в региональной Госавтоинспекции. Таких примеров по стране огромное количество. И тут, естественно, возникает вопрос: как донести до водителей, что не стоит садиться за руль, когда хочется спать.

Опасности вождения

Нередко врачи утверждают, что состояние уставшего человека похоже на состояние употребившего алкоголь. При этом во втором случае за руль садиться категорически запрещено и карается серьезными штрафами, а в первом - остается безнаказанным.

"Состояние сильно уставшего человека и человека, который находится под воздействием алкогольных веществ, - разные по происхождению, но в результате дают схожие эффекты, - говорит заслуженный врач РФ, член Президиума Всероссийского общества наркологов Татьяна Батышева. - Как воздействует алкоголь? Он поражает работу центров головного мозга, осуществляющих регуляцию тонуса сосудов, меняет вегетативные реакции, например, увеличивает частоту сердечных сокращений, изменяет пульсовое давление, легочную вентиляцию.

В результате переутомления у человека ощутимо снижается способность сознательно контролировать свои движения. Ощущаются резкий упадок сил, одышка, сердцебиение. Одно из самых опасных проявлений усталости , с которым может столкнуться водитель, - это зрительный обман. Перед ним на дороге могут "возникать" препятствия, разные предметы и объекты, которых там на самом деле нет. Обычно эти галлюцинации четко проявляются, когда человек активно старается побороть сонливость, наваливающуюся с каждой секундой все сильнее и сильнее. В результате он оказывается в пограничном состоянии, когда совершенно не чувствует, что заснул, и продолжает быть уверенным в том, что он бодр.

И ведь все сами понимают

Согласно исследованиям, проведенным ВЦИОМ по заказу Российского союза автостраховщиков, было выявлено, что большинство россиян в теории уверены: уставший водитель на дороге - зло. 70% опрошенных отмечают, что уставший водитель подвергает себя на дороге большому риску. Причем опасность вождения в состоянии усталости подтверждали как водители с не особенно хорошим знанием правил дорожного движения, так и те, кто считают себя профессионалами на дороге.

И тут остается только надеяться на сознательность самих граждан. Ведь даже инспекторы ГИБДД, остановившие автомобиль, никак не смогут привлечь водителя к ответственности.

"Такого термина, как "усталость", не существует. В документах, касаемых дорожного движения, присутствует термин "утомленное состояние". Физическое состояние водителя при остановке транспортного средства инспектор оценить может только в тех случаях, где четко регламентированы количественные показатели. Например, содержание в крови алкогольных или наркотических средств. Усталость водителя, скорость его реакции в случае отсутствия признаков алкогольного или наркотического опьянения инспектор оценить не может. Особенно при ночной остановке транспортного средства, когда погодные условия не дают произвести даже визуальный осмотр водителя" - отмечает начальник отделения организации контроля за перевозками пассажиров и грузов отдела технического надзора ГУОБДД МВД России Роман Самсонов.

Как будить себя

Традиционно водители стараются помочь себе разными методами. Пьют воду, рассасывают кусочки льда, грызут семечки, брызгают в лицо холодной водой из пульверизатора и т.д. При этом, как говорят специалисты, все эти способы совершено недейственны и не оказывают никакого эффекта. Мозг продолжает отключаться.

Исследования показали, что водителю обязательно требуются перерывы, чтобы отдохнуть, возможно, поспать. "Бывают также состояния, когда ты вроде и не устал, а в сон клонит. Я часто встречал водителей, которые засыпали за рулем. Глаза закрыл на секунду… и ты уже в кювете. И в этом случае любой кофе или энергетик - мертвому припарки. Лучше просто полчаса покемарить. Ведь иностранцы, они не просто так придумали систему "по 4 часа". Тахограф в этом плане очень полезная штука. Он контролирует режим труда и отдыха, и в Европе за этим очень строго следят: нарушение этого правила очень строго карается. Там как раз могут закрыть глаза на какую-нибудь неправильную парковку. По сравнению с усталостью водителя это мелочи, ведь большинство аварий случаются именно от усталости", - говорит водитель Владимир Князев.

При этом, как отмечают водители, система тахографии , которая сейчас запущена в России для грузопассажирских перевозок, до идеала далека, хотя идея самого устройства вполне приемлема. Многие водители жалуются на то, что отсутствуют стояночные пункты, где можно поесть, помыться и отдохнуть положенное время: когда в Европе каждые 10-20 км трассы стоит паркинг, в России не всегда есть даже банальные заездные карманы.

"Конечно, система тахографии объективно не будет работать, если не будут обеспечены реальные условия для выполнения процедур контроля, а эти условия на текущей стадии развития системы не обеспечены и это факт, - поясняет председатель Ассоциации "Рустахоконтроль" Геннадий Мирошин. - Законодательные требования были написаны без учета возможности реализовать процедуры контроля предъявляемых к перевозчику требований, и в результате мы получили систему, которая позволяет перевозчикам уклоняться от исполнения своих обязательств перед обществом, наивно полагаться на то, что требования будут выполняться в условиях отсутствия реального наказания за их нарушение. В этом и состоит проблема - парковки появятся только тогда, когда услуга паркинга будет востребована перевозчиками, а востребована она будет только тогда, когда перевозчика будут серьезно и главное неотвратимо наказывать за нарушение режимов труда и отдыха".

Согласно опросам, если мужчинам рекомендован отдых каждые 4 часа, то женщинам за рулем лучше не проводить больше 3-х часов. При этом ученые доказали, что перерывы после каждых двух часов, проведенных за рулем, особенно требуются водителям, стаж которых не превышает 5 лет.

"Нельзя однозначно сказать, сколько нужно отдыхать водителю, чтобы восстановиться. Слишком много факторов: человеческая индивидуальность, причина усталости, вид усталости - в одном случае достаточно подремать полчасика, в другом - месяц в санатории. Конечно, хочется, чтобы больше внимания мы уделяли не борьбе с усталостью, не устранению последствий, а профилактике - правильное питание, двигательная активность и соблюдение режима труда и отдыха" - говорит психолог-консультант Ольга Медведева.

Показатели усталости

Чтобы понять степень усталости человека, можно провести простой тест. При нормальном состоянии человек моргает 15 раз в минуту, глаз закрывается на 50 мс. При усталости человек моргает 60 раз в минуту, время, на которое он закрывает глаз - 70 мс. В результате выходит, что у уставшего человека 4,2 сек в минуту закрыты глаза.

Проблемы возникают и с реакцией. В норме время реакции составляет 0,23-0,3, в состоянии усталости оно существенно увеличивается. А вслед за этим увеличивается тормозной путь и прочие важные показатели для водителя.

Материал подготовлен в рамках




Top