Если врезался без страховки. Можно ли ездить на чужой машине без страховки. Если у виновника дтп отсутствует осаго: что делать
в данном случае полис ОСАГО тебе не нужен, ибо он нужен для того, чтобы в случае твоей вины в ДТП выплачивать деньги пострадавшему.А вот то, что машина не застрахована (КАСКО) - это плохо, ибо в том случае, если тебе не хватит для ее восстановления лимита ОСАГО виновнка, то остальные деньги придется отвоевывать у него через суд.
Но тебя все равно накажут:
Статья 12.37. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
(введена Федеральным законом от 25.04.2002 N 41-ФЗ)
1. Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями -
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, -
влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ)И, кроме этого наказания, будет еще вот это:
Статья 27.13. Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации
(в ред. Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ)
1. При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 1 статьи 11.8.1, статьями 11.9, 11.26, 11.29, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1, 3 и 4 статьи 12.8, частями 4 и 5 статьи 12.16, частями 3 - 4, 6 статьи 12.19, частями 1 - 3 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 14.38 настоящего Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания. При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 2 или 3 статьи 12.21.1 или частью 1 статьи 12.21.2 настоящего Кодекса, задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств. В случае, если транспортное средство, в отношении которого принято решение о задержании, будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, оно до начала задержания может быть перемещено путем управления транспортным средством его водителем либо лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в ближайшее место, где данное транспортное средство таких препятствий создавать не будет.
(в ред. Федеральных законов от 02.04.2012 N 31-ФЗ, от 07.05.2013 N 98-ФЗ)
2. При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством, предусмотренных статьями 8.23, 9.3, частью 2 статьи 12.1, статьей 12.4, частями 2 - 7 статьи 12.5, статьей 12.37 настоящего Кодекса, запрещается эксплуатация транспортного средства, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства . Разрешается движение транспортного средства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.3 и частью 2 статьи 12.5 настоящего Кодекса, к месту устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства, но не более чем в течение суток с момента запрещения эксплуатации транспортного средства. После устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства государственные регистрационные знаки возвращаются его владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством.
(в ред. Федеральных законов от 10.07.2012 N 116-ФЗ, от 25.12.2012 N 252-ФЗ)
3. Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида, запрещении его эксплуатации или о прекращении указанных задержания и запрещения принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, а в отношении транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, также должностными лицами военной автомобильной инспекции. Указанными должностными лицами составляется протокол о применении соответствующей меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
4. В протоколе о задержании транспортного средства или в протоколе о запрещении эксплуатации транспортного средства указываются дата, время, место, основания принятия решения о задержании транспортного средства или запрещении его эксплуатации, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена соответствующая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В протоколе о задержании транспортного средства указываются наименование органа (учреждения, организации), должность, фамилия, имя и отчество лица, которое будет исполнять решение о задержании транспортного средства.
5. Протокол о задержании транспортного средства или протокол о запрещении эксплуатации транспортного средства подписывается должностным лицом, их составившим, и лицом, в отношении которого применена соответствующая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
6. В случае отказа лица, в отношении которого применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
7. Копия протокола о задержании транспортного средства соответствующего вида или протокола о запрещении эксплуатации транспортного средства вручается лицу, в отношении которого применена соответствующая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
8. Протокол о задержании транспортного средства в отсутствие водителя составляется в присутствии двух понятых.
9. Перемещение транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств и обеспечение запрещения эксплуатации транспортного средства осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
10. Перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 252-ФЗ)
11. Расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.
12. В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным пунктом 1, пунктом 2 (за исключением случая недостижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности), пунктами 3, 7 части 1 статьи 24.5 настоящего Кодекса, расходы на перемещение и хранение транспортного средства возмещаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а транспортное средство незамедлительно возвращается его владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством.
(в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 252-ФЗ
Полис ОСАГО относится к числу обязательных к наличию у каждого водителя документов. Наряду с водительским удостоверением и свидетельством о регистрации транспортного средства, полис ОСАГО должен предъявляться сотрудникам ГИБДД по их требованию.
Полисом обязательного страхования водитель подтверждает факт того, что его ответственность за любой ущерб, причинённый им другим участникам движения или их имуществу, застрахована. При возникновении страхового случая денежная компенсация будет выплачена страховой компанией.
В идеале все автомобилисты должны иметь страховку ОСАГО, но в реальности нередко один из участников происшествия на дороге не имеет полиса.
В такой ситуации возможны два варианта:
- у виновника ДТП нет страховки и причинён вред только имуществу;
- у виновника ДТП нет страховки и причинён ущерб здоровью.
У виновника ДТП нет страховки и причинён вред только имуществу
Причина отсутствия у водителя страховки может быть разной: забыл переоформить или не посчитал нужным вообще оформлять полис. Сюда же относятся случаи, когда водитель управляет транспортным средством, в полис ОСАГО которого он не внесён. Вне зависимости от этих причин считается, что водитель не застрахован, и он сам несёт все риски, связанные с возможным причинением ущерба автотранспорту или здоровью других участников дорожного движения.
Порядок действий пострадавшего при ДТП, если у виновника нет страховки, следующий:
- Получить в ГИБДД справку о дорожном происшествии, в которой указано, что виновный в ДТП на момент аварии не обладал полисом ОСАГО.
- Оценить ущерб, полученный в дорожном происшествии. Если, кроме того, что пострадало имущество (автомобиль), в ДТП был причинён вред здоровью, необходимо оценить стоимость лечения, стоимость лекарств и восстановительных мероприятий.
- По результатам оценки ущерба обратиться в суд с исковым заявлением и, опираясь на судебное решение, взыскивать с виновника возмещение всех понесённых затрат.
Роль сотрудников ГИБДД ограничивается констатацией факта ДТП и оформлением необходимых документов. Кроме справки о ДТП оформляется постановление о нарушении административного законодательства, которое даёт основание подвергнуть виновника штрафу за отсутствие полиса (на данный момент сумма штрафа равна 800 рублям). Никаких других мер воздействия за отсутствие страховки не предусмотрено.
Оценочную экспертизу ущерба пострадавшему придётся проводить за свой счёт, поскольку такой случай будет признан нестраховым, и компания-страховщик оценивать повреждения автотранспортного средства не станет. Стоимость экспертной оценки можно будет включить в общую сумму претензий к виновнику ДТП.
В силу разных обстоятельств автомобиль может стать объектом аварии до того, как его владелец получит полис ОСАГО - документ, обязательный для каждого гражданина, эксплуатирующего ТС. В такой ситуации придется детально разобраться, что будет, если попал в ДТП без страховки, и не виноват в аварии.
В 2019 году страхование автоответственности - обязательное требование, которое должно выполняться всеми владельцами транспортных средств. Это предусматривает «Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 431-П от 19.09.2014 (с изменениями от 01.01.2018).
Важно понимать, что наличие полиса ОСАГО от значительных финансовых потерь. Но и в случае его отсутствия есть возможность получить компенсацию, если выполнить строго регламентированные действия как непосредственно при аварии, так и при последующем обращении в страховую компанию виновного.
Рассмотрим подробнее, кто выплатит ущерб пострадавшему, какие у него перспективы на решение финансовых вопросов без полиса ОСАГО и как избежать ошибок, типичных в таких ситуациях.
Кто возместит ущерб при ДТП, если у пострадавшего нет страховки
Иногда участники аварии находятся в неравном положении в плане наличия полисов. В таких случаях больше всего некоторых пострадавших участников ДТП волнует, выплатят ли страховку, если у потерпевшего нет полиса ОСАГО, а у виновника есть.
ОСАГО обеспечивает застрахованным лицам защиту имущественных интересов, связанных с гражданской ответственностью в связи с повреждением чужого автомобиля. Поэтому расходы потерпевшего возместит компания , застраховавшая водителя, действия которого стали причиной аварии. ОСАГО позволяет покрыть полностью или частично издержки:
- по ремонту ТС;
- и компенсации утраченного заработка;
- по погребению;
- по потере кормильца.
Возмещение ущерба при ДТП, если у пострадавшего нет страховки, а виновник застрахован только по КАСКО, происходит гораздо сложнее. Объясняется это тем, что КАСКО не обеспечивает ответственность застрахованного гражданина перед третьими лицами . Такой вид страхования защищает только само транспортное средство от угона, хищения, причинённого ему ущерба.
При наличии у виновного ОСАГО либо КАСКО способы обращения за компенсацией будут разные.
Виновник застрахован по ОСАГО
Не менее важный момент - сроки выплат. с виновника аварии пострадавший сможет получить, если сразу после ДТП им приняты все необходимые меры, предусмотренные ПДД для аварийных ситуаций. Владелец пострадавшего авто должен поступить следующим образом:
- Открыто сказать, что страхование гражданской автоответственности (ОСАГО) у него отсутствует;
- Спросить у виновника аварии о наличии страховки, попросить показать полис ОСАГО;
- Посмотреть, записан ли виновник происшествия в полисе;
- Переписать или сфотографировать дату выдачи и номер полиса, информацию о том, где находится страховая организация, её контакты;
- Скопировать документы о страховании - это можно сделать при помощи фото или видео;
- Взять 1 экземпляр , который прилагается к полису, после того как оно будет заполнено стандартным образом;
- Обратиться к страховщику виновного в аварии с заявлением о возмещении ущерба, приложив документы, предусмотренные п. 3.10 Положения об ОСАГО: извещение и справку о ДТП, /копию протокола о ДТП, копии материалов, подтверждающих повреждения автомобиля.
В срок 5 дней (рабочих) страховая фирма обязана принять меры для осмотра пострадавшей машины. Практика показывает, что если соблюдены все требования по оформлению ДТП и фиксации повреждений, страховые компании виновных в аварии с полисом ОСАГО выплачивают ущерб пострадавшим без дополнительных судебных разбирательств.
Убедиться в действительности полиса ОСАГО можно на сайте РСА или в страховой компании (позвонить по контактному номеру).
Обратите внимание! Если виновный водитель не вписан в полис ОСАГО, для потерпевшего это не имеет принципиального значения, т. к. факт ДТП всё равно является страховым случаем, вред от которого подлежит возмещению страховщиком по обращению пострадавшего. В дальнейшем страховая фирма взыщет с виновника ДТП сумму перечисленной потерпевшему компенсации - Закон об ОСАГО, ст. 14, п.1 п. п. «Д».
У виновника полис КАСКО
Владельцу пострадавшей в аварии машины наличие у виновника страховки КАСКО не всегда гарантирует имущественную защиту. Для КАСКО нет единых условий и правил, поэтому выплаты потерпевшему могут быть гарантированы страховщиком только в том случае, если это прописано в договоре. Когда такого пункта в договоре нет, единственный способ получить пострадавшим денежную компенсацию за повреждённую машину - взыскать всю сумму лично с виновного. Для этого нужно обратиться за судебной защитой или решить вопрос в досудебном порядке .
Возмещение ущерба по КАСКО возможно только для самого застрахованного лица при повреждении, угоне или хищении его автомобиля. Да и то лишь при неукоснительном соблюдении всех требований, предусмотренных договором о страховании.
Что делать, если пострадавший не застрахован по ОСАГО
Иногда при отсутствии полиса даже пострадавшие участники аварии необдуманно . Если у потерпевшего водителя нет страховки на машину, это не является поводом для самовольного оставления места происшествия до установления всех обстоятельств аварии. Ведь в таком случае при негативном сценарии степень ответственности только увеличится.
Если действовать по правилам, проблема решится небольшими выплатами. Само по себе отсутствие ОСАГО влечёт административную ответственность в виде штрафа . Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрено несколько случаев отсутствия полиса ОСАГО у водителя:
- водитель не вписан в бланк страховки либо нарушен разрешённый срок использования полиса – 500 руб. (ст. 12.37, ч.1);
- полис отсутствует либо не продлён – 800 руб. (ст. 12.37, ч.2);
- полис есть, но водитель забыл его дома либо полис оформлен в электронном виде, но бланк не распечатан - 500 руб. (ст. 12.3, ч.2). При этом, следует учитывать, что инспектор ГИБДД имеет возможность проверить наличие Е-ОСАГО в электронной базе. Таким образом штрафа можно избежать.
С учётом возможности оплатить только 50% от суммы штрафа в срок до 20 дней с момента получения постановления об административном наказании, финансовые потери, связанные с отсутствием полиса, представляются незначительными по сравнению с суммой ущерба, причинённого автомобилю, и наказанием за оставление места аварии.
Водитель, оказавшийся участником дорожного происшествия, особенно в том случае, если он невиновен, должен придерживаться следующих правил поведения:
- Оставаться спокойным;
- Выполнить первоочередные требования ПДД: включить сигнал аварийки, поставить знак аварийной остановки, оказать первую помощь пострадавшим, обеспечить вызов скорой;
- Заняться урегулированием вопросов, связанных с происшествием: осмотреть место, провести фото/видеофиксацию существенных моментов, не передвигать машину и не убирать разлетевшиеся части, взять контактные данные у ;
- Выяснить все вопросы о страховом полисе виновного;
- , чтобы они оформили происшествие. Особенно важно это сделать в случае расхождения мнения участников аварии о виновности/невиновности.
Если машина получила незначительные повреждения, жертвы отсутствуют, спорных моментов нет, решить вопрос о возмещении вреда можно на месте с помощью . В такой ситуации достаточно в том, что денежные средства получены, претензии отсутствуют.
Водителю пострадавшего авто следует помнить, что если не вписан в страховку и попал в ДТП он не по своей вине, то есть возможность получить компенсацию вреда лично от виновника (на месте или при обращении в суд) или от его страховой организации. Однако нельзя соглашаться на предложение виновного возместить ущерб без оформления аварии и без её фиксации. Если виновный в аварии в дальнейшем откажется от своих слов о компенсации или скроется, возместить ущерб обычно не удаётся.
Как доказать свою невиновность
Судебная практика по делам о возмещении ущерба при ДТП показывает, что закон стоит на стороне пострадавшего . Однако прежде нужно доказать свою невиновность. Для этого используют:
- данные видеорегистрации, помогающие точно определить траекторию движения участников аварии, были ли нарушения;
- записи камер видеонаблюдения, расположенных на ближайших зданиях;
- показания свидетелей, контактные данные которых были записаны на месте аварии.
Важную роль для доказательства невиновности играет оформление ДТП представителями ГИБДД . Для того чтобы не произошло искажения реальной картины происшествия, необходимо грамотно общаться с автоинспекторами:
- Разговаривать уравновешенным тоном;
- Подробно описать инспектору своё видение произошедшего, возможные причины и обстоятельства аварии;
- Проверить, внесены ли в протокол все повреждения и сведения, связанные с причинами и обстоятельствами аварии, в том числе информация о месте происшествия, дорожной инфраструктуре. При несогласии с записями, сделанными в протоколе, нужно обязательно написать фразу «Не согласен» и расписаться;
- Не уезжать с места происшествия, пока не будут получены : копии постановления о нарушении, протокола, извещение о ДТП.
У сотрудников ГИБДД следует уточнить, как будет проходить дальнейшее расследование. Нельзя выпускать ситуацию из-под своего контроля до окончания разбирательства.
5 причин отказа страховщика виновного выплатить компенсацию по полису ОСАГО
Существует несколько ситуаций, при которых страховщик виновного лица, имеющего полис ОСАГО, может пострадавшему на законных основаниях:
- Вина водителя, действия которого предположительно стали причиной аварии, не доказана - если ни один пункт ПДД не нарушен кем-либо из участников ДТП, суд, как правило, устанавливает и определяет выплату компенсации всем участникам происшествия пропорционально степени этой вины. Именно поэтому так важно для пострадавшего, не имеющего полиса ОСАГО, доказать собственную невиновность;
- ДТП произошло за пределами Российской Федерации - полис ОСАГО (как и КАСКО) страхует гражданскую ответственность автовладельца исключительно в РФ;
- Виновник рассчитался с пострадавшим на месте - дважды получить компенсационные выплаты за одни и те же повреждения нельзя. Оформление расписки о возмещении ущерба на месте защищает обе стороны: виновного - от мошеннической попытки пострадавшего взыскать ущерб сначала на месте, а потом в страховой компании виновного, пострадавшего - от отказа виновного от выплаты после обоюдной договорённости;
- Пострадавший не собрал для страховой компании виновного полный пакет документов по факту ДТП;
- Потерпевший отказался предоставить в страховую компанию виновного свой автомобиль для осмотра или отремонтировал его до того, как осмотр был произведён.
Если страховая организация виновного признана банкротом или лишена лицензии , компенсационную выплату производит Российский союз автостраховщиков. Для этого пострадавший должен самостоятельно сделать экспертизу, стоимость которой также возместит РСА.
Привет всем читателям блога сайт.
Сегодня расскажу о том, какие для водителя могут быть последствия в случае, если попал в ДТП без страховки и он виновник происшествия.
Если же вы не виноваты, то вам сюда:
К сожалению, попадание в ДТП – это одно из частых неприятных происшествий и хорошо если водитель имеет полис ОСАГО, тогда последствия полностью или частично берет на себя страховая компания (СК).
Но что если на момент аварии у вас по каким-либо причинам не оказалось действующей страховки, а вы являетесь виновником? Например, она у вас сезонная или просто нет желания тратить на страхование лишние деньги, надеясь на свое водительское мастерство и опыт.
Тогда придется разбираться со всеми последствиями самостоятельно и вот тут автомобилисту нужно ясно себе представлять все предстоящие процедуры, варианты решения проблемы и свои права. Иначе вам могут вменить излишнюю вину, затребовать необоснованно завышенную компенсацию и просто промотать лишние нервы.
Какие последствия и перспективы имеются для водителя-виновника ДТП если у него нет страховки?
Кто определяет виновность участника ДТП?
Итак, по вашей вине произошло ДТП, а у вас нет действующего ОСАГО. Тут многое зависит от характера происшествия. Если в аварии приняли участие три и более транспортных средств (ТС), то это тема отдельной статьи, а мы возьмем классический вариант с двумя участниками.
Вы должны знать, что даже явная видимость вашей вины в происшествии не означает ее фактическую констатацию на все 100%. То есть не нужно сразу объявлять: «я виноват», т. к. это может оказаться не так. Ведь если участники столкновения не являются работниками ГИБДД или автоэкспертами, то точно определить принадлежность виновности или ее степень они вряд ли смогут.
В лучшем случае это будет приблизительная картина событий и опыт показывает, что обычно у каждой стороны она своя, поэтому предварительно-точное заключение может дать только инспектор ДПС, после обследования места аварии.
Именно предварительное заключение, т. к. никакая составленная на месте ДТП документация не определяет виновность, а является лишь официальным основанием для этого.
А кто ее определяет на все 100%? Определяет суд.
Но только в том случае, если предполагаемый виновник не возьмет добровольно всю ответственность на себя. И для этого достаточно лишь добровольно оплатить выписанный инспектором штраф, соответствующий характеру происшествия.
Таким действием предполагаемый виновник переводит себя в разряд установленных, учтите это и если вы не со всем согласны, то с оплатой штрафа повремените до выяснения.
Какие могут быть варианты действий у виновника ДТП?
Общее правило, в случае ДТП и отсутствия у его виновника страховки, предполагает самостоятельное полное возмещение потерпевшей стороне нанесенного ущерба. Это самое главное, но только в том случае, если происшествие не привело к тяжким последствиям для участников столкновения и третьих лиц.
То есть, вариантов два:
- Исчерпание инцидента в частном порядке на месте происшествия.
- Решение вопроса официально с привлечением работников ДПС.
В случае, если ДТП не является катастрофическим и технике причинен ущерб малой или средней тяжести, а людям только незначительный вред (небольшие синяки и ссадины, кроме области головы), то инцидент можно исчерпать на месте, без вызова правоохранителей.
В случае тяжелых последствий аварии: сильные повреждения ТС и значительный вред здоровью, а также при несогласии сторон по вопросу виновности или суммы компенсации, необходимо вызывать ДПС, для официального оформления ДТП.
Исчерпание инцидента по ДТП на месте без вызова правоохранителей
Если вы видите, что вина за ДТП с большой долей вероятности ляжет на вас и признаете это, то вышеуказанный вариант будет наилучшим. Но только в том случае, если предполагаемый потерпевший согласен на такое решение и не предъявляет непомерно завышенных требований по части компенсации, которые вы не готовы или не в состоянии выполнить.
Если потерпевший, после предварительного осмотра повреждений, согласен решить вопрос о возмещении с вами самостоятельно, то сделайте видео и фото фиксацию места происшествия, причиненных повреждений и уберите ТС с проезжей части на обочину для более детального обследования.
После оценки повреждений вы должны прийти с потерпевшим к соглашению о сумме возмещения и уплатить ее на месте, взяв финансовую расписку в получении денег с обязательным указанием того, что инцидент полностью исчерпан.
Если же с правильной оценкой ущерба возникли затруднения, то можно отогнать машину на СТО, где это сделают более профессионально. А если нужной суммы на руках нет, то допустимо уплатить ее часть, предоставить какой-либо залог (электроника, съемные или запасные элементы авто и т. п.) и в расписке указать время и место выплаты остальной суммы, не забыв прописать что и в каком состоянии оставляется в залог.
Официальное оформление ДТП и исчерпание инцидента официальным путем
Какие есть плюсы и минусы при подобном развитии событий?
Если частного соглашения по исчерпанию инцидента достигнуть не удалось, то делу будет дан официальный ход, который не обязательно будет для вас более затратный по деньгам, но уж точно времени и нервов он заберет больше.
Основные минусы
Из очевидных минусов, учитывая отсутствие ОСАГО, можно отметить следующие:
- Обязательный штраф по ОСАГО – вы оплатите 800 руб.
- Штраф по ДТП – в зависимости от характера нарушения или их совокупности (если они имеются) вам будет выписан штраф по тарифам предусмотренным главой 12 ПДД, содержащей 37 статей для различных правонарушений. Суммы этих штрафов могут быть немалыми. Например, при обнаружении признаков остаточного опьянения, сумма штрафа составит 30 тыс. руб.
- Дополнительные санкции – кроме штрафов, если это предусмотрено законом, на предполагаемого виновника могут быть наложены санкции такие, как лишение права управления ТС и др.
- Сумма выплат – при официальном разбирательстве сумма выплат обыкновенно больше, за счет начисления различных дополнительных расходов потерпевшего: на юридическое сопровождение, экспертизу и др. услуги. А если дело дойдет до суда, то возможны выплаты и сверх фактического ущерба.
Единственный плюс
Как видите, минусов предостаточно и большая часть из них довольно серьезны. Ну а плюс для виновника без страховки тут может быть только один – возможность объективного расследования дела и назначение справедливой компенсации.
Помните, как в кинофильме «Иван Васильевич меняет профессию» Антон Семенович Шпак перечислял убыток: «Три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая… три куртки…».
Ну вот, примерно в таком духе, может озвучить свои претензии потерпевший, а независимая экспертиза даст точные сведения, да и суд может учесть сопутствующие обстоятельства и уменьшить, а не только увеличить сумму заявленной компенсации.
Официальный ход дела – что это означает и что следует учитывать виновнику
Исходные документы
Официальный ход дела не обязательно означает судебный иск. В первую очередь это официальное оформление ДТП для получения документации, которая может далее использоваться в суде.
Данная документация нужна не только потерпевшему, но и виновнику, поэтому желательно взять с места происшествия у инспектора не только справку о ДТП, но и копии других документов: схемы происшествия, протокола об административном правонарушении (если оно выявлено), акта медицинского освидетельствования (если нужен).
Что делать если инспектор явно не прав и отражает в документации неверные факты? В этом случае вы имеете возможность указать в поле для объяснений свою позицию и перечислить нарушения инспектора. Также вы можете вообще отказаться подписывать протокол или написать «не согласен».
Старайтесь все делать письменно, а не словесными оправданиями наподобие «в этом я не виноват, а в этом частично» – ваши сомнения должны быть зафиксированы документально на месте ДТП.
Техническая экспертиза автомобиля потерпевшего
В дальнейшем потерпевший скорее всего будет проводить техническую экспертизу повреждений, на которую в обязательном порядке должен пригласить вас почтовой телеграммой с уведомлением, в которой указано место, дата и время проведения обследования.
При оформлении первичных документов о ДТП точно укажите свой почтовый адрес, т. к. если телеграмма до вас не дойдет по причине отсутствия адресата, это не будет учитываться в вашу пользу.
На экспертизе вам лучше присутствовать и контролировать ее ход. Она будет начата ровно через 30 минут после указанного в телеграмме времени, поэтому постарайтесь не опаздывать. Не забудьте взять себе копию экспертного заключения.
Досудебная претензия от потерпевшего
После экспертизы пострадавшая сторона заказным письмом с уведомлением отправит на ваш адрес пакет документов досудебной претензии. В ней должны быть точно отражены обстоятельства ДТП и перечислены пункты по которым требуется возмещение с итоговой суммой.
Внимательно ознакомьтесь с данным документом, проверьте соответствие содержащейся в нем информации, а в идеале обсудите его с юристом. На ознакомление с данной претензией по закону вы имеете 30 календарных дней. По истечении этого срока на вас будет подан иск в суд.
Если особенных перегибов с суммой возмещения нет, и вы со всем согласны, то лучше на данном этапе оплатить компенсацию и исчерпать инцидент. Если же согласия по предъявленным требованиям или же по всей сути произошедшего у вас нет, то начинайте готовиться к суду.
Судебный иск от потерпевшего
Если вы не согласны с предъявляемыми к вам претензиями, то для суда следует нанять юриста и построить стратегию своей защиты. При явных признаках того, что вы проиграете дело и на вас к основному иску повесят еще и другие выплаты, разумнее всего убедить суд в своей материальной несостоятельности для выплат в полном объеме и ходатайствовать об уменьшении суммы возмещения.
Если для подобного ходатайства есть основания (инвалидность, иждивенцы, факт малообеспеченности семьи и т. п.), то суд обычно идет навстречу и присуждает значительно меньшее (до 50%) возмещение. Но и его вы не обязаны выплачивать сразу и в полном объеме – выплаты можно проводить небольшими ежемесячными перечислениями.
При наличии фактов в вашу пользу, и вашей уверенности, что требования к вам явно завышены, постройте стратегию защиты на этом.
Если в ходе суда действительно вскроются обстоятельства, указывающие на неоправданное завышение исковой компенсации или выяснится, что ваша вина лежит на вас не полностью, то суд может совсем отказать истцу в удовлетворении его иска, с постановлением, что поврежденная машина каждого участника ДТП восстанавливается за личный счет владельца. Или будет присуждено частичное возмещение.
Даже постановление суда, при вашем с ним несогласии, можно обжаловать апелляцией, решения по которой часто бывают существенно объективней.
Важные нюансы для виновной стороны
Может ли участник происшествия отвечать за него без прямого наличия вины?
К сожалению, да, может, хотя это и выглядит на первый взгляд нелогично. Почему такое возможно?
Дело в том, что возмещение причиненного ущерба основывается на нескольких статьях ГКРФ. Базовой тут является статья 1064, описывающая обобщенные принципы ответственности за ущерб имуществу и вред здоровью.
А в качестве дополнения к ней служит статья 1079, устанавливающая ответственность за ущерб и вред деятельности, классифицируемой как повышенная опасность, куда входит весь автотранспорт.
Так вот, именно последняя статья уточняет, что ущерб и вред причиненный вашим авто даже без вашего участия и ведома, возмещать придется вам.
Как это может выглядеть на деле? Наиболее характерный пример: самопроизвольное движение машины, в результате которого кто-то пострадал или кому-то был нанесен ущерб. Или же вы оставили авто с открытой дверью близ детской площадки, а дети, балуясь, случайно привели машину в движение, что имело последствия.
В общем, суть тут ясна: машина – это как, к примеру, оружие, за ненадлежащий надзор по которому наступает ответственность, о чем все прекрасно знают. То же относится ко всем объектам повышенной опасности.
Есть ли случаи, при которых ответственность владельца авто за причиненный ущерб не наступает?
Да, есть и не единичные.
Неодолимая сила
Согласно все той же ст. 1079 владелец автомобиля освобождается от ответственности за причиненный его ТС вред или ущерб, если к делу имеют отношение обстоятельства неодолимой силы.
Что это такое, неодолимая сила? Обычно под этим подразумевается стихия, но это более широкое понятие. Неодолимая сила – это обстоятельства, которые человек не имел возможности предвидеть и что-либо противопоставить им.
Пример? Пожалуйста: ураган подхватил ваше авто и столкнул его с соседней машиной – тут нет виновных и при более тяжелых последствиях подобное классифицируется как несчастный случай.
Неправомерное завладение автотранспортом
При неправомерном завладении транспортом другим лицом, что является временным или постоянным фактом прекращения владения ТС. Например, злоумышленник взломал и угнал ваше авто, а потом сбил на нем человека.
Всю ответственность нести будет он, если не будет доказано ваше соучастие или попустительство при завладении ТС. Так что будьте внимательны – брошенная открытой дверь и ключ в замке зажигания может быть расценено как попустительство с вашей стороны.
Содействие потерпевшего нанесенному ущербу
Еще, если доказано, что вред или ущерб вашей машиной был причинен при активном и явном содействии этому потерпевшего, то вина с вас может быть снята частично или полностью.
Например, какой-то самоубийца выбрал вас и ваш автомобиль своим орудием и намеренно бросился под колеса. В данном случае ответственность наступит не полная – вы будете наказаны за невнимательность к внезапно появившимся препятствиям, но не за неосторожный наезд, что исключает уголовную статью, даже при гибели потерпевшего.
Производственно-наемные отношения
Ну и самое интересное. Если ваш автомобиль является орудием наемного труда, а вы наемный работник (шофер, к примеру), то в случае причинения этим автомобилем ущерба, он покрывается из корпоративных средств работодателя.
Видите, есть справедливый противовес положению, по которому наемный водитель обязан оплачивать штрафы за не продленный работодателем полис ОСАГО.
Но данная норма относится только к случаям нанесения материального ущерба. А если был причинен вред здоровью, тогда вся ответственность ложится на водителя, вне зависимости от принадлежности его транспорта.
Из данной статьи вы уяснили, что если водитель не купил ОСАГО и попал в ДТП как виновник, то лучшим вариантом будет урегулировать вопрос в частном порядке на месте или же с отсроченным платежом. Но если делу был дан официальный ход, то это не означает, что вы обязаны уплачивать все то, что потерпевший требует по своему иску.
Были ли вы когда-нибудь виновником ДТП при отсутствии полиса ОСАГО? Если у вас есть подобный опыт, то расскажите читателям в комментариях о том, как решалась проблема в вашем случае. Если же вам что-то не совсем ясно, то задавайте вопросы и я обязательно на них отвечу.
Видео-бонус: 10 шокирующих увольнений с работы :
Статья подошла к завершению и на сегодня я с вами прощаюсь. Ожидайте следующих публикаций, которые удобно отслеживать при помощи подписки на обновления блога – попробуйте и вы оцените эту полезную функцию. Если данная статья вам понравилась, то жмите кнопки социальных сетей – поделитесь найденной информацией с друзьями, ведь интернет огромен и этим вы поможете отыскать в нем требуемое другим людям.
Полис ОСАГО должен быть у каждого автовладельца, на то он и обязательный. Но в реальной жизни не всегда все идет по установленным правилам. Возможна ситуация, когда один или даже оба водителя на момент аварии окажутся без страхового полиса. Какие последствия ожидают автовладельца, который попал в ДТП без полиса ОСАГО, кто в этом случае платит за ущерб имуществу и вред здоровью пострадавших в автоаварии.
Если полис ОСАГО не оформлен, просрочен или в него не вписан водитель, который во время аварии находился за рулем, то все эти случаи трактуются законом одинаково, а именно – ответственность этого водителя не застрахована. Это означает, что в случае причинения им ущерба другому участнику аварии, финансовую ответственность за это несет не страховая компания, а он сам.
Итак, что ожидает автовладельца, если он попал в аварию без полиса ОСАГО? Это зависит от обстоятельств, которые могут быть такими.
- Водитель без полиса ОСАГО признан виновным в ДТП, в котором причинен ущерба имуществу или вред здоровью второго участника аварии.
- Водитель, не имеющий полиса ОСАГО, признан потерпевшим в дорожно-транспортном происшествии, в котором был нанесен вред его здоровью и имуществу.
Если водитель без ОСАГО оказался виновником аварии, то поскольку его ответственность не застрахована, возмещать ущерб пострадавшему придется ему самому. Он может сделать это добровольно или будет вынужден исполнять решение суда, в который обратится пострадавший.
Чтобы добиться решения суда в свою пользу, потерпевший должен сделать следующее.
- Взять в ГИБДД справку о ДТП, которая должна содержать упоминание о том, что у виновного в автопроисшествии на момент аварии отсутствовал страховой полис. Кроме этого, ему понадобится копия протокола и постановления об административном правонарушении.
- Пригласить эксперта для осмотра своего пострадавшего автомобиля и оценки понесенного им ущерба. То есть получить акт независимой экспертизы о размере своих финансовых потерь. Если во время ДТП был причинен вред его здоровью, необходимо подготовить все справки, которые подтверждают факт получения травм и трат на их лечение – оплату за лекарства, лечебные и реабилитационные процедуры и т.п.
- Подать иск в суд для взыскания с виновника ДТП денежной компенсации с приложением всех собранных документов.
На заметку! Если во время ДТП был причинен вред здоровью или жизни пострадавшего, а у виновного отсутствует полис ОСАГО, можно попытаться воспользоваться досудебным способом получения компенсации. Подать заявление в Союз Автостраховщиков с просьбой о возмещении ущерба. Страховые выплаты РСА могут быть произведены даже в том случае, если виновник попал в ДТП без полиса ОСАГО и скрылся. Пакет документов, который подается в этом случае, аналогичен тому, который описан выше.
Если у вас нет полиса ОСАГО, и вы оказались потерпевшим в ДТП, то порядок получения компенсации ничем не отличается от стандартного случая, который применяется при наличии полисов ОСАГО у участников аварии. То есть вы получаете страховые выплаты от страховщика виновника ДТП или через суд, если у него отсутствует страховой полис.
Как доказать невиновность попавшего в ДТП без страховки
Как водителю доказать свою невиновность, если он попал в ДТП без ОСАГО? Вообще-то, порядок определения виновника ДТП не зависит от наличия у участников страхового полиса. Согласно презумпции невиновности человек не должен доказывать, что он невиновен, по уголовному и административному законодательству доказательство вины любого гражданина возлагается на государственные органы. Эти установки действуют и при установлении виновного в ДТП.
Но, конечно, каждый участник аварии заинтересован в том, чтобы виновным признали не его. Сотрудник ГИБДД, оформляющий необходимые бумаги, старается быстрее освободить проезжую часть для проходящего транспорта. Иногда это приводит к ошибкам при заполнении протокола, от внимания ускользают важные мелочи, не регистрируются очевидцы ДТП.
Нужно понимать, что первичный протокол очень важен при судебном рассмотрении дела, ошибки и упущения в нем могут серьезно затянуть процесс. Обвиняемому придется доказать, что он сделал все для предотвращения инцидента, действовал правильно и грамотно, управляя автомобилем. Возможно, для определения виновного судом будут назначены дополнительные исследования и экспертизы. Чтобы избежать всего этого, желательно позаботиться о том, чтобы все факты, свидетельствующие о Вашей невиновности, были сразу обнаружены и учтены сотрудником ГИБДД.
Как правильно себя вести, если вы оказались участником ДТП, и грозит перспектива стать виновным в аварии? Если такая возможность действительно реальна, вызовите своего юриста на месте происшествия, чтобы он со своим опытом помог вам в этой критической ситуации.
Если юриста привлечь невозможно, позаботьтесь о некоторых моментах самостоятельно.
- Внимательно осмотрите места аварии. Обратите внимание на состояние дорожного полотна, освещенность, длину тормозного пути, на кондиции второго участника ДТП. Если обнаружили какие-то моменты, говорящие в вашу пользу, обратите на них внимание инспектора.
- Если у ДТП есть очевидцы, возьмите у них адреса и номера телефонов.
- Возможно, во время аварии у вас работал видеорегистратор, обязательно сохраните запись и постарайтесь приобщить ее к протоколу об АПН, она может стать весомым доказательством невиновности.
Если при автопроисшествии нет пострадавших, существует возможность досудебного разрешения конфликта. Если согласия достигнуть не удалось, спор придется решать в суде.
На заметку! Нужно иметь в виду, что в ДТП может вообще не оказаться виновного. Авария может произойти из-за неблагоприятных условий движения или непреодолимых препятствий.
Последствия для попавшего в ДТП без полиса ОСАГО
Можно подвести итог. Последствия для автовладельца, попавшего в ДТП и не имеющего полиса ОСАГО, зависят от того, кто будет признан виновным в аварии – он или другой участник. Но в любом случае ему придется заплатить штраф за то, что отправился в поездку без страхового полиса. Если он просто забыл его дома или не вписан в него, то штраф составит 500 руб. Если же полиса у него вообще нет (не заключался или просрочен) – штраф возрастает до 800 руб.
Теперь о виновности и невиновности. Предположим, автовладелец попал в ДТП без ОСАГО, что будет, если его признают виновником ДТП? Поскольку полиса ОСАГО у него нет, то компенсацию будет платить не страховщик, а он сам. Если не сделает этого добровольно, пострадавший подаст иск в суд, который обяжет виновника компенсировать вред имуществу и здоровью потерпевшего.
Попал в ДТП без страховки, я не виноват 2018
Иногда участники аварии задают такой вопрос: попал в ДТП без страховки, я не виноват, чем мне это грозит? Если виновником ДТП будет признан второй участник аварии, а вы окажетесь пострадавшим, то можете рассчитывать на компенсацию на стандартных условиях. То есть, если у виновника аварии имеется полис ОСАГО, страховую сумму выплатит его страховщик. Если полиса у него нет, то вам придется договариваться с ним о добровольной выплате компенсации или взыскивать ее через суд.