Где спастись от российского правосудия

Экстрадиция (от латинских слов ех - «из, вне» и traditio - «передача») означает арест и принудительное возвращение домой граждан, совершивших на родине какое-то преступление и сбежавших за границу. Применяется она также в отношении подозреваемых и к лишению свободы, являясь одной из форм, используемых государствами в борьбе с преступностью. Все случаи экстрадиции происходят с участием не только прокуратуры, суда, полиции и прочих правоохранительных органов, но и Национального бюро Интерпола.

Обязательна ли экстрадиция?

На словах практически все государства активно борются с преступностью. На самом деле все происходит не столь гладко, поскольку главным условием экстрадиции считается официальный договор. Отсутствие его, как, скажем, у России и США, становится веским основанием для отказа выдать преступника на родину.

Специалисты международного права подчеркивают, что подписание договора вовсе не обязанность, а право. Повлиять же на решение способно многое. Например, плохие отношения между президентами. Именно поэтому полного списка стран, из которых вообще нет экстрадиции, не существует. Однако известно, что почти все, включая Россию, конституционно запрещают экстрадировать только своих граждан, судят их дома.

Многим, наверное, памятна случившаяся в 1970 году трагическая история советского самолета и угон его в Турцию отцом и сыном Бразинскасами. Тогда советское правительство настойчиво и неоднократно требовало экстрадиции угонщиков и убийц, но всякий раз получало отказ только из-за отсутствия договора.

В настоящее время у России подписано 65 соглашений со странами, также входящими в систему Интерпола. При этом договориться с еще 123 представителями этой международной системы россиянам пока не удалось. Среди «отказников», в частности, фигурируют США, Великобритания, Венесуэла, Белоруссия, Украина, Китай, Швеция, Израиль, Япония, Польша и другие. То есть, теоретически все эти сто с лишним стран вполне могут проигнорировать просьбы российских властей в выдаче беглых преступников, зачастую так и поступая. Впрочем, как и наоборот.

Договор в запасе

Иногда случается, что экстрадиция происходит вне договора. Известен случай, когда Израиль все же захотел выдать России Шумшума Шубаева, которого искали за совершение жестокого убийства в Кисловодске. Но сделал он этот жест лишь после обещания вернуть Шубаева после суда в израильскую тюрьму. К слову, выдали израильтяне Боснии и Герцеговине и обвиненного в массовых убийствах во время Гражданской войны бывшего сербского военнослужащего Александра Цветковича.

Разумеется, у медали имеется и другая сторона, в экстрадиции отказывают и при действующем договоре. Основаниями могут являться недостаточная доказательная база преступления; политическая, а не уголовная подоплека запроса; предоставление человеку политического убежища; жестокое обращение в тюрьмах; наличие пыток и .

Еще пошла Япония, способная игнорировать запросы только на том основании, что они делаются на бежавших к ним этнических японцев. Именно так произошло при попытке Перу экстрадировать из Токио бывшего президента своей страны Альберто Фухимори.

Земля обетованная

Многие преступники, особенно богатые, не всегда скрываются в Англии, Швеции или Израиле, которые не выдают их родным странам или же выдающих, но с огромным трудом. Нередко для укрытия они выбирают так называемые офшорные зоны или экономически слаборазвитые и потому особо гостеприимные государства Азии и Центральной Америки. К последним, в частности, относятся уже упомянутая Камбоджа, а также Белиз, Гайана, Никарагуа, Тринидад и Тобаго, острова Теркс и Кайкос и им подобные. Их не имеющая достаточных ресурсов экономика сильно заинтересована в притоке иностранного капитала. Пусть даже он и с криминальным следом.

Публикации, 16:46 25.05.2016

© dreamstime.com

Место России в обмене преступниками

Контекст

В последнее время правовой институт экстрадиции, как на Западе, так и в России, все чаще называют дипломатическим инструментом построения отношений между странами: юристы отмечают, что техническая выдача преступников превращается едва ли ни в обмен заложниками.

Чтобы разобраться, насколько это представление верно, необходимо разобраться в сути, состоящей из множества формальностей, длительной юридической процедуре ареста и последующей выдачи иностранного гражданина по запросу правоохранительных органов другой страны. Почему предугадать исход экстрадиции зачастую оказывается весьма проблематично?

Экстрадиция

Экстрадиция - выдача одним государством другому государству негражданина этого государства для привлечения к уголовной ответственности или исполнения вынесенного приговора. Считается, что первый договор об экстрадиции, был подписан 33 века назад египетским фараоном Рамзесом II и хеттами. Этот договор, в частности, содержал обязательства обеих сторон по выдаче беглых преступников, в число которых входили как уголовники, так и противники власти.

Однако за прошедшие три с лишним тысячелетия механизм экстрадиции ни на одном континенте так и не приобрел достаточно прозрачный и отлаженный формат. Наоборот, все только усложняется.

В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, когда: преступление совершено на его территории; преступник является гражданином этого государства; преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.

При этом еще надо учитывать, что согласно Европейской конвенции о экстрадиции 1957 года, подписанной в том числе Россией, не допускается выдача лиц, обвиняемых в политических преступлениях.

Именно поэтому на Украину, очевидно, никогда не будут выданы экс-президент страны Виктор Янукович и его соратники, объявленные в розыск украинским МВД. Так же как и российские политики, оказавшиеся в списках разыскиваемых украинскими силовиками по обвинению в «финансировании незаконных вооруженных формирований, снабжении их оружием, боеприпасами, военной техникой». Среди них: руководители КПРФ Геннадий Зюганов, «Справедливой России» - Сергей Миронов, ЛДПР - Владимир Жириновский, или, например, министр обороны РФ - Сергей Шойгу.

Впрочем, в свою очередь Россия также объявила в розыск целый ряд украинских политиков, которые также вряд ли когда-либо будут депортированы. Это руководитель МВД Украины Арсен Аваков, экс-губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский, лидер запрещенной в России экстремистской организации «Правый сектор» Дмитрий Ярош. Они обвиняются в убийствах мирных граждан в Донецкой области.

Не могут служить основанием для экстрадиции и правонарушения, связанные с гражданско-правовой и административно-правовой ответственностью. Государство должно отказывать в экстрадиции тех лиц, которые просят и получают статус беженца.

Также важным фактором является такое условие: преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник. К выданному не может быть применена смертная казнь.

И, наконец, ни одна страна не должна возвращать гражданина другому государству, если есть основания полагать, что в этой стране нарушаются права человека и обвиняемому может угрожать применение пыток.

Впрочем, и все вышеперечисленное не имеет характера строгих, обязательных к исполнению, правил. В реальности, общепризнано в мире, что выдача гражданина по требованию зарубежных правоохранительных органов не обязанность государства, а лишь его право.

Правовое обоснование

Попытаться вернуть из-за границы подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений на родине можно двумя способами.

Во-первых, обычно для этого используется Интерпол. Прокуратура страны, требующей экстрадиции, должна направить в его штаб-квартиру запрос с разъяснением, в чем обвиняется человек и на каком основании.

Интерпол может арестовать объявленную в розыск персону на территории любого государства. По официальным данным, арестовывается примерно каждый пятый разыскиваемый по каналам Интерпола преступник. Однако после этого суд той страны, где был задержан разыскиваемый, должен принять решение о его выдаче. И на этот процесс повлиять Интерпол уже не может.

Второй путь проще. Если между странами действует договор о взаимной экстрадиции, можно обойтись без Интерпола. Однако решение суда той страны, где попытался укрыться обвиняемый, все равно является обязательным элементом этой процедуры.

При этом ни у одной страны мира на сегодня нет соглашений со всеми странами мира. Например, США не имеют договоров об экстрадиции с более чем пятьюдесятью странами, включая Китай. Россия имеет соглашение о выдаче с 65 странами - членами Интерпола.

Вопросам экстрадиционной деятельности посвящены многие международно-правовые документы и решения. В их числе документы ООН (например, Типовой договор о выдаче, принятый на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 года; Римский статут Международного уголовного суда 1998 года и др.), конвенции (Европейская конвенция о выдаче 1957 года, Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года, Берлинская конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 года) и межгосударственные договоры.

Остановимся подробнее на национальных особенностях основных акторов экстрадиции, кто в ближайшее время может нас удивить или разочаровать в контексте международной борьбы с преступностью.

Российская Федерация

Россия подписала Европейскую Конвенцию об экстрадиции 1957 года с оговорками, запрещающими выдачу российских граждан. Это обусловлено содержанием главного закона нашей страны. Статья 61 Конституции РФ гласит, что гражданин России не может быть выслан за пределы своей страны.

Таким образом, мы можем говорить лишь о частичном принятии государством такого института, как экстрадиция. РФ в этом смысле отличается от стран Евросоюза, между которыми существует двусторонняя обязанность выдачи преступников. Однако, это не наша исключительная особенность. Аналогичные положения есть, например, в законодательстве Израиля.

Кроме того, согласно статье 471 УПК РФ в передаче лица может быть отказано в случае, если ни одно из деяний, за которое лицо осуждено, не признается преступлением по законодательству государства, гражданином которого является осужденный; в случае непризнания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора российского суда и т.д.

Бросается в глаза, что количество экстрадиций в Россию намного меньше как числа безрезультатных запросов, направляемых Генпрокуратурой РФ, так и преступников, выданных нашей страной. По данным Генпрокуратуры РФ, ежегодно Россия направляет в разные страны примерно около 700 запросов об экстрадиции, из которых доводится до завершения 30-60 в год, т.е. процент эффективности этого института для нас - менее 10%. Относительно успешно контакты в поимке и задержанию преступников из России у нас налажены с Германией и Испанией.

Одна из причин этих неудач - отсутствие двустороннего межгосударственного соглашения об экстрадиции с рядом близлежащих стран (например, с Литвой и Эстонией). Нет его у России и с Великобританией, где Генпрокуратуру постигли самые сильные разочарования.

Гораздо активнее идет обратный процесс - экстрадиция из России. По официальным данным, зачастую Россия выдает более 1000 подозреваемых и обвиненных в преступлениях иностранных граждан в год.

По мнению юристов, причина такой нестыковки в российской и европейской позиции по отношению к экстрадиции заключается в некоторой монополизации данного вопроса в РФ одним органом, что вызывает подозрения в объективности за рубежом. В России решение об удовлетворении просьбы об экстрадиции или отказа в ней принимает Главное управление международно-правового сотрудничества Генпрокуратуры. В то время как в Европе окончательное решение лишь суд, взвешивающий доводы обеих сторон.

Страны Евросоюза

Все страны Европейского союза имеют между собой правовые соглашения, позволяющие выдачу своих граждан. Даже Великобритания, согласно Акту об экстрадиции 2003, обязана выдавать, в том числе и своих граждан государствам, с которыми она имеет соответствующие межправительственные соглашения.
Наибольшего прогресса в упрощении экстрадиции добились члены ЕС, которые приняли «Европейский ордер на арест». Фактически он предполагает автоматическое исполнение запроса о передаче предполагаемого преступника, без проверки этого запроса с точки зрения содержания.

Россия сделала шаг по направлению к европейским правилам в феврале 2015 года, когда генпрокурор Юрий Чайка подписал дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче правонарушителей 1957 года. Этот документ призван повысить эффективность сотрудничества в вопросах выдачи. Теперь запрашиваемая сторона не должна учитывать срок давности преступления. Кроме того, запросы о выдаче можно будет отправлять в электронном виде. а не в письменном, используя дипломатические каналы, как сейчас.

Великобритания

Особые сложности в возвращении своих граждан, разыскиваемых за совершение преступлений в России, наша страна имеет при запросах в Великобританию. Юристы объясняют это различиями правовых систем наших государств. Система общего права в Англии рассматривает иностранное решение как создающее ответственность одной стороны процесса перед другой, что создает трудности в рассмотрении запроса. Политические причины лишь усугубляют этот процесс.

Юридические причины заключаются в том, что несмотря на то, что между Россией и Великобританией заключен ряд международных договоров о правовом сотрудничестве, ни один из них не содержит четких механизмов для признания и исполнения запросов другой стороны, а также исполнения запросов по экстрадиции.

В 2006 году, казалось бы, был сделан важный шаг для преодоления этой преграды: был подписан меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества между Генпрокуратурой РФ и Королевской прокурорской службой Англии и Уэльса.

Однако первой реальной выдачей из Великобритании за последние 100 лет стала экстрадиция обвиняемого в убийстве по неосторожности Максима Винцкевича в 2013 году. Решение по его делу на тот момент было пятым положительным решением Великобритании по российским запросам о выдаче после подписания меморандума, но каждый раз британская сторона ограничивалась только декларациями.
США

В идеале, России следовало бы брать пример с США. Соединенные Штаты на сегодняшний день располагают всеми необходимыми инструментами для экстрадиции лиц, где бы те не находились и независимо от их гражданства.

Из всех американских ведомственных организаций, привлекаемых для решения вопросов с экстрадицией, на первом плане всегда было Управление по борьбе с наркотиками (DEA). Агенты DEA, как правило, фигурируют в особо сложных случаях - таких, например, как экстрадиция россиян Виктора Бута из Таиланда и Константина Ярошенко из Либерии.

Власти США, инициируя процесс экстрадиции, неизменно опираются на собственное законодательство, результаты следствия, судебные решения и другие документы, в том числе двусторонние договоры об экстрадиции и взаимопомощи по правовым вопросам. С каждым годом эти документы носят все более транснациональный характер.

Так, шесть лет назад Исследовательская Служба Конгресса США признала, что ранее в договорах в обязательном порядке прописывалась территориальная юрисдикция. Однако впоследствии, как отмечается в документе, из-за роста террористической угрозы и распространения наркотиков США стали добиваться более широкого применения своего уголовного законодательства. В результате сегодня вполне правомерно говорить о наднациональном характере юрисдикции, которую установили власти США.

К каким результатам это привело, наглядно показывает история сомнительной с правовой точки зрения экстрадиция Виктора Бута. Когда решением таиландского суда его должны были освободить из-под стражи, список обвинений в его адрес чудесным образом преобразился. Вместо обвинений в попытке продать оружие колумбийским повстанцам из FARC (организация признана террористической США, но не международными институтами, в том числе ООН) вдруг появились новые, беспроигрышные: отмывание денег и мошенничество. В итоге, США добилось желаемого, несмотря на решение местного суда.

Украина

Несмотря на конфликтную ситуацию между правительствами России и Украины, сотрудничество между странами в сфере экстрадиции продолжается. Оно все так же осуществляется на основе двух международных документов: Европейской конвенции о выдаче 1957 года и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года.

В институциональном плане по вопросам оформления экстрадиции Украина гораздо ближе России, чем Европе. Так же, как и у нас, на Украине решение по запросам иностранных государств в отношении лиц, которых разыскивают следственные органы, принимает Генпрокуратура. Минюст рассматривает запросы в отношении тех, кто скрывается от суда.

После осложнения отношений между соседними государствами российские правоохранительные органы более лояльно относятся к запросам украинских коллег о выдаче разыскиваемых преступников. Так, с января по июль 2015 года Генпрокуратура РФ приняла решение о выдаче на Украину 25 запрашиваемых лиц, в то время как украинская сторона решила выдать российским силовикам только 12 беглецов.

Впрочем, в последние пару лет российская и украинская сторона выдают друг другу практически исключительно только мелких правонарушителей, разыскиваемых за бытовые преступления. Чаще всего это поножовщина в ходе совместного распития алкоголя, после которой преступник пытается спрятаться в соседней стране, пользуясь тем, что граница между Россией и Украиной, по-прежнему, так и осталась фактически прозрачной.

Нередко для преступника остаётся только один способ скрыться от правосудия – нелегально эмигрировать в другую страну. Естественно, такие люди стараются выбрать страны, у которых нет дипломатических и иных связей с их Родиной. Но главное, что им приходится выяснить – каково в этих странах законодательство об экстрадиции и выдадут ли их по запросу правоохранителей.

Суть экстрадиции в выдачи одним государством другому человека, который признан виновным в нарушении законов страны, запросившей выдачу. Государство, производящее экстрадицию, также должно признать этого человека виновным.

Виды

Основные виды экстрадиции выделяют на основании субъектного признака:

  • Выдача граждан России;
  • Подданных других государств;
  • Граждан нескольких стран (обладателей нескольких гражданств);
  • Лиц, не имеющих гражданства.

Также выделяют виды экстрадиции в зависимости от её цели:

  • Для уголовного преследования;
  • В целях свершения правосудия;
  • Для исполнения приговора.

Третья классификация видов экстрадиции касается прав сторон, участвующих в процедуре выдаче гражданина:

  • По запросу России к другой стране;
  • По запросу другой страны к правоохранительным органам России.

Принцип экстрадиции

Поскольку дела о выдаче требуют учёта множества нюансов, связанных с правами человека, то процедура экстрадиции должна учитывать несколько важных принципов. Все эти правила преследуют цель соблюдения закона и прав людей, экстрадиции которых требует другое государство. Главные принципы экстрадиции:

  • Любое государство стремится соблюсти законы и сохранить порядок в собственной стране. То есть интересы этого государства важнее законов и порядка другого, в том числе и запросившего экстрадицию.
  • Подданных любой страны можно привлекать к ответственности только по законам их страны;
  • Нельзя наказывать граждан за совершённое вне территории страны. Это задача страны, на территории которой они совершили преступление;
  • Государство обязано защищать собственных граждан;
  • Государство противится выдаче своих граждан, так как это ослабляет страну.

Все эти принципы ограничивают возможности неправомерной выдачи и пресекают требования других государств, противоречащие интересам и законам России.

Каким органом разрешаются вопросы экстрадиции

Вопросами выдачи граждан занимаются Генпрокурор и МИД. Генпрокурор лично рассматривает все запросы об экстрадиции, и принимает решение об их отклонении или удовлетворении. Но при этом он консультируется с работниками МИД.

Порядок исполнения

Первый этап процедуры экстрадиции связан со сбором необходимых документов. Эти документы должны доказывать обоснованность запроса на выдачу. Собирает такие документы страна, запросившая экстрадицию.

Все собранные документы, как и сам запрос не должны нарушать требования Минской конвенции и других международных договоров в области экстрадиции.

Следующий этап – изучение правомерности выдачи. Сторона, которая будет принимать решение о выдаче человека, рассматривает все доказательства и оценивает основания запроса.

Если запрос одобрен, то переходят к самому процессу выдачи. На этом этапе определяют дату и порядок передачи, а также обеспечение конвоя для экстрадируемого.

Условия экстрадиции преступника

Помимо общих принципов, которыми государства руководствуются при выдаче в целом, есть ряд конкретных условий, без соблюдения которых экстрадиция в Россию невозможна, как и выдача из России:

  • Необходимо наличие договора между Россией и страной заявителем (ответчиком). При этом, помимо наличия договора, должны соответствовать все остальные требования;
  • Человек, выдачу которого запрашивают, не является гражданином России. Граждан Россия не выдаёт согласно 61-й статье Конституции;
  • Необходимы доказательства того, что преступник совершил именно уголовное преступление. Все остальные виды преступлений не являются основанием для выдачи;
  • Преступник должен быть подданным страны, которая запросила экстрадицию;
  • Правонарушение должно быть таковым и по законам запрашивающей страны и по законам страны выдающей;
  • Также необходимо, чтобы условия содержания выдаваемого гражданина не ущемляли его достоинство и права. На основании неисполнения этого условия или отсутствия доказательств, что ему будут обеспечены требуемые условия, экстрадиция может быть отменена.

Соблюдение всех вышеперечисленных условий защищает многих граждан России от выдачи в другие страны.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 499 350-36-87

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 812 309-46-91

Выдача своих граждан

Как уже отмечалось выше, согласно Конституции РФ, выдача граждан страны не производится.

Важно, что это касается и обладателей двойного гражданства, одно из которых российское.

Запрос об экстрадиции преступника

Если запрос об экстрадиции в Россию или из России будет оформлен с учётом всех требований законодательства (в том числе и международного), то выдача, скорее всего, будет произведена. В таких случаях, когда нет оснований для отказа, очень редко отклоняют запросы других стран.

Как правильно сделать запрос?

Запрос должен быть составлен с учётом ряда данных. Они должны быть в обязательном порядке указаны в запросе. Это:

  • Данные организации, запрашивающей экстрадицию (название, адрес и т.д.);
  • Максимально полные данные гражданина, выдачу которого запрашивают (ФИО, адрес регистрации и фактического проживания, фото и т.д.);
  • Официально заверенные копии приговора и других документов, доказывающих совершение преступления данным гражданином на территории страны, запросившей экстрадицию.

Запрос является главным документом, на основании которого полномочные органы решают, выдать человека или нет.

Куда нужно обращаться

Запрос нужно составлять в прокуратуру страны ответчика. Решение будет выносить лично Генпрокурор.

Причины отказа

В выдаче могут отказать, если:

  • Нарушена процедура подачи запроса;
  • Отсутствуют доказательства вины человека, экстрадицию которого запрашивают;
  • Человек не является подданным страны, которая запросила его выдачу;
  • Нарушены обязательные условия, при соблюдении которых производится выдача.

Стран, в которых нет строгого законодательства об экстрадиции, довольно много. Это, главным образом, страны Азии и Латинской Америки. Среди них Камбоджа, Белиз, Гайана, Тринидад и Тобаго и тому подобные. Многие из них – оффшорные зоны. То есть отсутствие выдачи связано ещё и с желанием привлечь в страну максимум денег, даже заработанных не всегда законным путём. Многие из них принимаются решения об экстрадиции индивидуально, руководствуясь соображения правоохранительных органов и МИД.

Список стран без экстрадиции в Россию

Сегодня 132 страны, где нет экстрадиции в Россию. Список весьма обширный. При этом данный список увеличивается, по причинам международной обстановки и внешней политики России и других стран.

Некоторые страны не выдают граждан России, так как считают, что запросы об экстрадиции мотивированы политическими причинами. Другие сомневаются в гуманности условий содержания в российских тюрьмах. А это также может быть основанием для отказа в выдаче. Третьи просто не подписали с Россией договор об экстрадиции. Среди последних даже такие страны, как Беларусь и Китай.

Из крупных стран Запада, Великобритания, Швеция и США не экстрадируют преступников в Россию, а также Япония, с которой РФ до сих пор не заключила договор. Многие арабские страны, в частности Катар и ОАЭ, также редко выдают преступников в Россию. Исключение касается только лидеров ОПГ и виновных в торговле наркотиками.

Но есть также ряд ещё более экзотических стран, которые очень удобны для скрывающихся от правосудия, так как из этих стран нет экстрадиции в Россию. Это Бутан, Соломоновы острова, Косово и Северный Кипр. Некоторые из этих государств просто не имеют дипломатических отношений с Россией (как Бутан).
Другие же (Косово и Северный Кипр) вообще не признаны Россией, а значит, никаких международных связей между этими государствами нет. В случае с Кипром, он вообще мало кем признан, поэтому идеально подходит для эмиграции и тихой жизни тех, кто прячется от закона.

Соломоновы острова подписали договор о дипломатических отношениях с Украиной, и поэтому экстрадиции в Россию из этого страны нет, как и из самой Украины.

Кстати, Россия сама не часто выдаёт людей по запросам об экстрадиции. Если за прошлый год России выдали 1000 человек, то сама Россия выдала всего 80 человек.

Выдача преступника (экстрадиция) является правом государства, а не его обязанностью. Однако, в случае заключения двустроннего договора об экстрадиции, право становится обязанностью. (1)

Опять же, существующий договор об экстрадиции не гарантирует выдачу преступника в РФ. Как и отсутствие такого договора не говорит о невозможности экстрадиции. Всё зависит от множества факторов (личных отношений глав государств, к примеру).

Из стран, которые не экстрадируют преступников в Россию, можно назвать:

  • Беларусь;
  • Великобритания;
  • Венесуэла (хотя отдельные случаи имели место);
  • Израиль (хотя были случаи во времена СССР);
  • Китай;
  • Польша;
  • Украина;
  • Швеция;
  • Япония.

Принцип невыдачи своих граждан в рамках экстрадиции законодательно закреплён почти во всех странах мира. Когда-то и где-то этот принцип соблюдается, но не всегда и независимо от наличия договора об экстрадиции.

1 - здесь имеется в виду выдача в РФ граждан иностранных государств.

Не выдают преступников страны , между которыми не заключен договор о выдаче преступников, либо этого не предусматривает законодательство страны.

Страны не выдают преступников и в том случае, если есть основания считать, что требование о выдаче вызвано не фактом совершения преступления, а политическими мотивами.

Поэтому практически невозможно представить какой-то перечень стран, которые никогда не выдают преступников другим странам. Всегда существует множество юридических нюансов, которые и определяют, как поступит страна в том, или ином случае.

Опыт показывает, что спецслужбы и силовые структуры разных стран все равно взаимодействуют между собой в расследовании преступлений, так что главный способ избежать выдачи – не совершать преступлений.

не выдают преступников

Каждая страна вправе сама решать выдавать преступников другой стране или нет, иногда даже бывает так, что страна выдает преступников одной стране, а другой стране не выдает.

Например в Россию не экстрадируют преступников из следующих стран:

И это далеко не полный список таких стран.

Все зависит от взаимоотношениях между государствами и заранее подписанных договорах об экстрадации: в соответствии с ними преступник выдается при определенных условиях. А так каждое государство имеет право не выдавать преступника или выдавать: все зависит от политических обстоятельств.

Подобные вопросы регулируются соответствующими двухсторонними международными договорами и соглашениями между конкретными государствами. В этих договорах указываются подробные процедуры таких действий, порядок экстрадиции и другие вопросы.

Прежде всего это те страны, между которыми нет экстрадиции (договора о выдачи преступников). Насчет России, то это Англия , Швеция и США (основные страны, где они скрываются), а также Белоруссия, Украина, Израиль и другие.

Из каких стран нет экстрадиции в Россию?


Экстрадицией называют форму сотрудничества между странами, при которой преступники, скрывшиеся в другом государстве, подлежат передаче на родину, туда, где их ждет наказание за совершенные преступления. Иными словами, сбежал негодяй за границу, там его поймали и вернули обратно – подвергли экстрадиции.

Правда, дело это хоть и регламентированное соглашениями, однако в экстрадиции государство может и отказать, по каким-либо своим причинам – например, при подозрении в политическом преследовании.

У России заключены договоры об экстрадиции с 65 государствами, а в Конституции закреплена норма, запрещающая выдачу россиян другим странам. 65 – это не так и много, учитывая, что всего членов Интерпола 188.

Все чаще отказывает России полюбившаяся олигархам Великобритания , необоснованно политизируя дела. Все чаще приходится искать беглецов в таких экзотических государствах, как Тринидад и Тобаго, Никарагуа, Камбоджа . Но быть уверенным в том, что скрыться от российского правосудия можно где-нибудь за океаном, не стоит. Вовсе не значит, что стоит сбежать, например, в Венесуэлу , и вас уже «не достать». Если страна, в которой найдено укрытие, заинтересована в выдаче преступника, она, несомненно, сделает это – а при необходимости дипломаты применят все возможные методы, чтобы убедить местные власти в правильности такого поступка.

Что касается США , то и оттуда экстрадируют весьма неохотно. А на фоне обострившихся отношения с Россией и вовсе непонятно, как повернется дело.

Кроме того, собственных своих граждан, провинившихся где-то за рубежом и успевших укрыться «в домике», на родине, могут и не выдать. Другое дело, что их могут судить уже у себя, если сочтут необходимым. Так что получение гражданства в другой стране может оказаться выходом для тех, кто ни за что не желает возвращаться в Россию. Не экстрадируют «своих» Беларусь, Украина, Польша, Япония, Китай и некоторые другие страны.

Совет 1: Страны, из которых нет экстрадиции преступников


Что такое экстрадиция


Экстрадиция (от латинских слов ех - «из, вне» и traditio - «передача») означает арест и принудительное возвращение домой граждан, совершивших на родине какое-то преступление и сбежавших за границу. Применяется она также в отношении подозреваемых и осужденных к лишению свободы, являясь одной из форм, используемых государствами в борьбе с преступностью. Все случаи экстрадиции происходят с участием не только прокуратуры, суда, полиции и прочих правоохранительных органов, но и Национального бюро Интерпола.

Обязательна ли экстрадиция?


На словах практически все государства активно борются с преступностью. На самом деле все происходит не столь гладко, поскольку главным условием экстрадиции считается официальный договор. Отсутствие его, как, скажем, у России и США, становится веским основанием для отказа выдать преступника на родину.

Договор в запасе


Иногда случается, что экстрадиция происходит вне договора. Известен случай, когда Израиль все же захотел выдать России Шумшума Шубаева, которого искали за совершение жестокого убийства в Кисловодске. Но сделал он этот жест лишь после обещания вернуть Шубаева после суда в израильскую тюрьму. К слову, выдали израильтяне Боснии и Герцеговине и обвиненного в массовых убийствах во время Гражданской войны бывшего сербского военнослужащего Александра Цветковича.

Земля обетованная


Многие преступники, особенно богатые, не всегда скрываются в Англии, Швеции или Израиле, которые не выдают их родным странам или же выдающих, но с огромным трудом. Нередко для укрытия они выбирают так называемые офшорные зоны или экономически слаборазвитые и потому особо гостеприимные государства Азии и Центральной Америки. К последним, в частности, относятся уже упомянутая Камбоджа, а также Белиз, Гайана, Никарагуа, Тринидад и Тобаго, острова Теркс и Кайкос и им подобные. Их не имеющая достаточных ресурсов экономика сильно заинтересована в притоке иностранного капитала. Пусть даже он и с криминальным следом.

Место России в обмене преступниками


Контекст

В последнее время правовой институт экстрадиции, как на Западе, так и в России, все чаще называют дипломатическим инструментом построения отношений между странами: юристы отмечают, что техническая выдача преступников превращается едва ли ни в обмен заложниками.

Чтобы разобраться, насколько это представление верно, необходимо разобраться в сути, состоящей из множества формальностей, длительной юридической процедуре ареста и последующей выдачи иностранного гражданина по запросу правоохранительных органов другой страны. Почему предугадать исход экстрадиции зачастую оказывается весьма проблематично?

Экстрадиция - выдача одним государством другому государству негражданина этого государства для привлечения к уголовной ответственности или исполнения вынесенного приговора. Считается, что первый договор об экстрадиции, был подписан 33 века назад египетским фараоном Рамзесом II и хеттами. Этот договор, в частности, содержал обязательства обеих сторон по выдаче беглых преступников, в число которых входили как уголовники, так и противники власти.

Однако за прошедшие три с лишним тысячелетия механизм экстрадиции ни на одном континенте так и не приобрел достаточно прозрачный и отлаженный формат. Наоборот, все только усложняется.

В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, когда: преступление совершено на его территории; преступник является гражданином этого государства; преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.

При этом еще надо учитывать, что согласно Европейской конвенции о экстрадиции 1957 года, подписанной в том числе Россией, не допускается выдача лиц, обвиняемых в политических преступлениях.

Именно поэтому на Украину, очевидно, никогда не будут выданы экс-президент страны Виктор Янукович и его соратники, объявленные в розыск украинским МВД. Так же как и российские политики, оказавшиеся в списках разыскиваемых украинскими силовиками по обвинению в «финансировании незаконных вооруженных формирований, снабжении их оружием, боеприпасами, военной техникой». Среди них: руководители КПРФ Геннадий Зюганов, «Справедливой России» - Сергей Миронов, ЛДПР - Владимир Жириновский, или, например, министр обороны РФ - Сергей Шойгу.

Впрочем, в свою очередь Россия также объявила в розыск целый ряд украинских политиков, которые также вряд ли когда-либо будут депортированы. Это руководитель МВД Украины Арсен Аваков, экс-губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский, лидер запрещенной в России экстремистской организации «Правый сектор» Дмитрий Ярош. Они обвиняются в убийствах мирных граждан в Донецкой области.

Не могут служить основанием для экстрадиции и правонарушения, связанные с гражданско-правовой и административно-правовой ответственностью. Государство должно отказывать в экстрадиции тех лиц, которые просят и получают статус беженца.

Также важным фактором является такое условие: преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник. К выданному не может быть применена смертная казнь.

И, наконец, ни одна страна не должна возвращать гражданина другому государству, если есть основания полагать, что в этой стране нарушаются права человека и обвиняемому может угрожать применение пыток.

Впрочем, и все вышеперечисленное не имеет характера строгих, обязательных к исполнению, правил. В реальности, общепризнано в мире, что выдача гражданина по требованию зарубежных правоохранительных органов не обязанность государства, а лишь его право.

Попытаться вернуть из-за границы подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений на родине можно двумя способами.

Во-первых, обычно для этого используется Интерпол. Прокуратура страны, требующей экстрадиции, должна направить в его штаб-квартиру запрос с разъяснением, в чем обвиняется человек и на каком основании.

Интерпол может арестовать объявленную в розыск персону на территории любого государства. По официальным данным, арестовывается примерно каждый пятый разыскиваемый по каналам Интерпола преступник. Однако после этого суд той страны, где был задержан разыскиваемый, должен принять решение о его выдаче. И на этот процесс повлиять Интерпол уже не может.

Второй путь проще. Если между странами действует договор о взаимной экстрадиции, можно обойтись без Интерпола. Однако решение суда той страны, где попытался укрыться обвиняемый, все равно является обязательным элементом этой процедуры.

При этом ни у одной страны мира на сегодня нет соглашений со всеми странами мира. Например, США не имеют договоров об экстрадиции с более чем пятьюдесятью странами, включая Китай. Россия имеет соглашение о выдаче с 65 странами - членами Интерпола.

Вопросам экстрадиционной деятельности посвящены многие международно-правовые документы и решения. В их числе документы ООН (например, Типовой договор о выдаче, принятый на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 года; Римский статут Международного уголовного суда 1998 года и др.), конвенции (Европейская конвенция о выдаче 1957 года, Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года, Берлинская конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 года) и межгосударственные договоры.

Остановимся подробнее на национальных особенностях основных акторов экстрадиции, кто в ближайшее время может нас удивить или разочаровать в контексте международной борьбы с преступностью.

Россия подписала Европейскую Конвенцию об экстрадиции 1957 года с оговорками, запрещающими выдачу российских граждан. Это обусловлено содержанием главного закона нашей страны. Статья 61 Конституции РФ гласит, что гражданин России не может быть выслан за пределы своей страны.

Таким образом, мы можем говорить лишь о частичном принятии государством такого института, как экстрадиция. РФ в этом смысле отличается от стран Евросоюза, между которыми существует двусторонняя обязанность выдачи преступников. Однако, это не наша исключительная особенность. Аналогичные положения есть, например, в законодательстве Израиля.

Кроме того, согласно статье 471 УПК РФ в передаче лица может быть отказано в случае, если ни одно из деяний, за которое лицо осуждено, не признается преступлением по законодательству государства, гражданином которого является осужденный; в случае непризнания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора российского суда и т.д.

Бросается в глаза, что количество экстрадиций в Россию намного меньше как числа безрезультатных запросов, направляемых Генпрокуратурой РФ, так и преступников, выданных нашей страной. По данным Генпрокуратуры РФ, ежегодно Россия направляет в разные страны примерно около 700 запросов об экстрадиции, из которых доводится до завершения 30-60 в год, т.е. процент эффективности этого института для нас - менее 10%. Относительно успешно контакты в поимке и задержанию преступников из России у нас налажены с Германией и Испанией.

Одна из причин этих неудач - отсутствие двустороннего межгосударственного соглашения об экстрадиции с рядом близлежащих стран (например, с Литвой и Эстонией). Нет его у России и с Великобританией, где Генпрокуратуру постигли самые сильные разочарования.

Гораздо активнее идет обратный процесс - экстрадиция из России. По официальным данным, зачастую Россия выдает более 1000 подозреваемых и обвиненных в преступлениях иностранных граждан в год.

По мнению юристов, причина такой нестыковки в российской и европейской позиции по отношению к экстрадиции заключается в некоторой монополизации данного вопроса в РФ одним органом, что вызывает подозрения в объективности за рубежом. В России решение об удовлетворении просьбы об экстрадиции или отказа в ней принимает Главное управление международно-правового сотрудничества Генпрокуратуры. В то время как в Европе окончательное решение лишь суд, взвешивающий доводы обеих сторон.

Все страны Европейского союза имеют между собой правовые соглашения, позволяющие выдачу своих граждан. Даже Великобритания, согласно Акту об экстрадиции 2003, обязана выдавать, в том числе и своих граждан государствам, с которыми она имеет соответствующие межправительственные соглашения.

Наибольшего прогресса в упрощении экстрадиции добились члены ЕС, которые приняли «Европейский ордер на арест». Фактически он предполагает автоматическое исполнение запроса о передаче предполагаемого преступника, без проверки этого запроса с точки зрения содержания.

Россия сделала шаг по направлению к европейским правилам в феврале 2015 года, когда генпрокурор Юрий Чайка подписал дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче правонарушителей 1957 года. Этот документ призван повысить эффективность сотрудничества в вопросах выдачи. Теперь запрашиваемая сторона не должна учитывать срок давности преступления. Кроме того, запросы о выдаче можно будет отправлять в электронном виде. а не в письменном, используя дипломатические каналы, как сейчас.

Особые сложности в возвращении своих граждан, разыскиваемых за совершение преступлений в России, наша страна имеет при запросах в Великобританию. Юристы объясняют это различиями правовых систем наших государств. Система общего права в Англии рассматривает иностранное решение как создающее ответственность одной стороны процесса перед другой, что создает трудности в рассмотрении запроса. Политические причины лишь усугубляют этот процесс.

Юридические причины заключаются в том, что несмотря на то, что между Россией и Великобританией заключен ряд международных договоров о правовом сотрудничестве, ни один из них не содержит четких механизмов для признания и исполнения запросов другой стороны, а также исполнения запросов по экстрадиции.

В 2006 году, казалось бы, был сделан важный шаг для преодоления этой преграды: был подписан меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества между Генпрокуратурой РФ и Королевской прокурорской службой Англии и Уэльса.

Однако первой реальной выдачей из Великобритании за последние 100 лет стала экстрадиция обвиняемого в убийстве по неосторожности Максима Винцкевича в 2013 году. Решение по его делу на тот момент было пятым положительным решением Великобритании по российским запросам о выдаче после подписания меморандума, но каждый раз британская сторона ограничивалась только декларациями.

В идеале, России следовало бы брать пример с США. Соединенные Штаты на сегодняшний день располагают всеми необходимыми инструментами для экстрадиции лиц, где бы те не находились и независимо от их гражданства.

Из всех американских ведомственных организаций, привлекаемых для решения вопросов с экстрадицией, на первом плане всегда было Управление по борьбе с наркотиками (DEA). Агенты DEA, как правило, фигурируют в особо сложных случаях - таких, например, как экстрадиция россиян Виктора Бута из Таиланда и Константина Ярошенко из Либерии.

Власти США, инициируя процесс экстрадиции, неизменно опираются на собственное законодательство, результаты следствия, судебные решения и другие документы, в том числе двусторонние договоры об экстрадиции и взаимопомощи по правовым вопросам. С каждым годом эти документы носят все более транснациональный характер.

Так, шесть лет назад Исследовательская Служба Конгресса США признала, что ранее в договорах в обязательном порядке прописывалась территориальная юрисдикция. Однако впоследствии, как отмечается в документе, из-за роста террористической угрозы и распространения наркотиков США стали добиваться более широкого применения своего уголовного законодательства. В результате сегодня вполне правомерно говорить о наднациональном характере юрисдикции, которую установили власти США.

К каким результатам это привело, наглядно показывает история сомнительной с правовой точки зрения экстрадиция Виктора Бута. Когда решением таиландского суда его должны были освободить из-под стражи, список обвинений в его адрес чудесным образом преобразился. Вместо обвинений в попытке продать оружие колумбийским повстанцам из FARC (организация признана террористической США, но не международными институтами, в том числе ООН) вдруг появились новые, беспроигрышные: отмывание денег и мошенничество. В итоге, США добилось желаемого, несмотря на решение местного суда.

Несмотря на конфликтную ситуацию между правительствами России и Украины, сотрудничество между странами в сфере экстрадиции продолжается. Оно все так же осуществляется на основе двух международных документов: Европейской конвенции о выдаче 1957 года и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года.

В институциональном плане по вопросам оформления экстрадиции Украина гораздо ближе России, чем Европе. Так же, как и у нас, на Украине решение по запросам иностранных государств в отношении лиц, которых разыскивают следственные органы, принимает Генпрокуратура. Минюст рассматривает запросы в отношении тех, кто скрывается от суда.

После осложнения отношений между соседними государствами российские правоохранительные органы более лояльно относятся к запросам украинских коллег о выдаче разыскиваемых преступников. Так, с января по июль 2015 года Генпрокуратура РФ приняла решение о выдаче на Украину 25 запрашиваемых лиц, в то время как украинская сторона решила выдать российским силовикам только 12 беглецов.

Впрочем, в последние пару лет российская и украинская сторона выдают друг другу практически исключительно только мелких правонарушителей, разыскиваемых за бытовые преступления. Чаще всего это поножовщина в ходе совместного распития алкоголя, после которой преступник пытается спрятаться в соседней стране, пользуясь тем, что граница между Россией и Украиной, по-прежнему, так и осталась фактически прозрачной.

Таким образом, ни о каких единых международных правилах выдачи обвиняемых и подозреваемых в преступлениях говорить пока, к сожалению, не приходится. А активность отдельных стран по лоббированию собственных интересов на этом фронте, по оценкам юристов, скорее уменьшает шансы на появление реально действенного универсального правового механизма экстрадиции в обозримом будущем.

В таких условиях самым эффективным методом возвращения на родину весомых правонарушителей оказывается не юридические, а дипломатические каналы и т.н. «обмен преступниками». До четкости Рамзеса II в исполнении международных договоров современному миру, к прискорбию юристов, еще далеко.

Основные положения об экстрадиции: понятие, виды, страны без экстрадиции


Стремясь скрыться от наказания, гражданин страны может использовать возможность нелегальной эмиграции на территорию государства, находящегося в политической конфронтации с родиной правонарушителя.

Однако правительство в «новом доме» далеко не всегда решает встать на сторону беглеца.

О том, что это такое экстрадиция, из каких стран нет экстрадиции в Россию вы узнаете в данной статье.

Понятие экстрадиции


Экстрадиция представляет собой официально организованную выдачу лица одним государством другому, на основании признания виновным выдаваемого преступника, совершившего преступление закона на территории страны, запросившей экстрадицию.

По субъектному основанию различают следующие виды экстрадиции:

  • лица, являющегося гражданином РФ;
  • подданного другого государства;
  • лица без гражданства;
  • лица с двумя или более гражданствами.

Классификация с учетом цели процедуры:

  • необходимость осуществить уголовное преследование;
  • необходимость отправления правосудия;
  • необходимость исполнить приговор.

Классификация с учетом обязанностей, прав сторон, договаривающихся о проведении процедуры выдачи:

  • по запросу РФ из другого государства в соответствующее ведомство России;
  • по запросу любого государства к РФ.

Принцип экстрадиции


Решая судьбу лица, относительно которого поставлен вопрос о передаче, государство в лице компетентных органов:

  • стремится к первоочередному соблюдению собственных законов, обеспечивающих спокойствие внутри страны, а не порядок в другом государстве;
  • придерживается позиции, что подданных можно привлекать к уголовной ответственности только согласно кодексу их страны проживания;
  • не считает правомерным наказывать за содеянное вне своих территориальных границ;
  • ориентируется на свою обязанность защищать собственных граждан;
  • противится выдаче своих граждан, так как это станет действием, ослабляющим политическую независимость страны.

Каким органом разрешаются вопросы экстрадиции?


Запрос о выдаче рассматривает Генпрокурор РФ, а для разрешения требуется согласование с МИД.

Порядок исполнения


  • Инициатор выдачи занимается сбором пакета документов, подтверждающих, что процедура экстрадиции лица обоснована (ст. 58 Минской конвенции), не нарушит принципов, правил процедуры.
  • Запрашиваемая сторона изучает правомерность предложения о выдаче.
  • В случае одобрения выдачи, проводят согласование условий проведения процесса (определяют дату, время, круг лиц для выполнения конвоирования).

Условия экстрадиции преступника

Экстрадиция преступника это выдача преступника одним государством другому, которая производится в случае:

  • Наличия двухстороннего договора между РФ и страной заявителем/ответчиком об экстрадиции (при этом условия конкретного процесса должны соответствовать прочим условиям выдачи лиц по запросу).
  • Отсутствия у лица российского гражданства (подданные РФ, совершившие в другой стране уголовное преступление, находящиеся в момент запроса об экстрадиции на территории России, выдаче не подлежат — ч. 1 ст. 61 Конституции РФ, ч. 1 ст. 13 УК).
  • Наличия доказательств, что преступник совершил уголовное преступление (политические (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ), административные, гражданские провинности не являются условиями для инициации экстрадиции).
  • Наличия у преступника подданства страны, запросившей выдачу.
  • Отсутствия упомянутых выше факторов и классификации совершенного преступления, как повлекшего нанесение вреда стране, запросившей выдачу.
  • Тождественности оценок совершенного правонарушения в стране выдающей и запрашивающей выдачу (правонарушение должно считаться таковым не только в стране, требующей экстрадиции, но и в РФ).
  • Предоставления гарантий неприменения к преступнику пыток, унижающих процедур, смертной казни.
  • Предоставления гарантий о содержании обвиненного и осужденного в условиях, не унижающих его человеческого достоинства, не способствующих ухудшению здоровья.

Выдача своих граждан


Не проводится, так как это противоречит Конституции, УК РФ (ч. 1 ст. 61 и ч. 1 ст. 13 УК соответственно).

Запрос об экстрадиции преступника


Соблюдение правил подачи запроса, гарантирует положительный исход дела, если выдача лица не будет противоречить принципам и условиям, делающих невозможным удовлетворение просьбы.

Как правильно сделать?

В запросе обязательно должны присутствовать следующие сведения:

  • полное наименование, адрес учреждения, составившего запрос;
  • полные личные данные лица, о выдаче которого ходатайствует запрашивающий (необходимо перечислить время рождения, сведения о гражданстве, фактическом месте проживания, прочие данные для облегчения идентификации, фото);
  • перечисление причин, приведших к необходимости инициации выдачи, упоминание нарушенных статей закона, документы, подтверждающие правонарушение и размер ущерба;
  • документация с фактами о времени официального вынесения приговора (заверенные копии).

Куда нужно обращаться?

Основания для отказа в экстрадиции


Основные причины для отказа в выдаче:

  1. Нарушение регламента подачи запроса.
  2. Отсутствие базы доказательств вины человека.
  3. Лицо не является подданным государства, запросившего выдачу.
  4. Экстрадиция станет нарушением перечня условий, запрещающих выдачу (см. п. Условия выдачи преступника).

Пример экстрадиции


В июне 2012 года Израиль удовлетворил запрос со стороны РФ об высылке гражданина России Леонида Сухих, нанесшего умышленные тяжелые физические увечья свой жене в ходе бытовой ссоры, случившейся в декабре 2004 года.

Опасаясь возмездия, Сухих скрылся от представителей правоохранительных структур. Уклонение от ответственности стало причиной инициации федерального розыска (март 2005 года), а затем и международного (ноябрь 2009).

После рассмотрения запроса и выяснения обстоятельств дела, соответствующие службы Израиля приняли решение об удовлетворении запроса. К процессу передачи преступника были подключены представители российского Интерпола и ФСИН России.

Страны где нет экстрадиции


Частично страны Азии и Америки с низким уровнем развития (решения принимают ситуативно).

Список стран без экстрадиции в Россию

Борьба с международной преступностью является важнейшей задачей, над решением которой работают многие государства. Совместными усилиями они разыскивают фигурантов криминальных дел и возвращают их на Родину, где те предстают перед справедливым судом. Подобная картина является утопией, поскольку на практике дела обстоят куда более запутанно.

Большинство стран мира условно поддерживает инициативу по выдаче и возвращению лиц, совершивших преступление на территории своего родного государства. В реальности они крайне редко могут прийти к единому мнению и договориться между собой. Именно поэтому список стран, где нет экстрадиции в Россию, по-прежнему остается достаточно обширным.

Экстрадиция представляет собой особый вид соглашения, которое заключается между двумя государствами и предполагает выполнение взаимовыгодных обязательств по отношению к преступникам. Говоря простым языком, если человек совершил преступление в своей стране и скрылся от правосудия за границей, то та страна, в которой он фактически находится, должна задержать его и вернуть на Родину.

В рамках международного законодательства подобная система была бы идеальным решением в борьбе с международной преступностью.

На практике из-за постоянных недомолвок между государствами и большого количества условностей, механизм экстрадиции функционирует крайне нестабильно. В объединенной Европе, страны которой придерживаются общего курса развития и имеют одинаковые культурные ценности, он реализовывается примерно на 40-50%. В свою очередь, по отношению к России он соблюдается всего в 10-15% случаев.

Виной тому может быть множество причин: агрессивная внешняя политика, столкновение интересов с большинством других мировых государств или продолжение советского курса. На сегодняшний день реальность такова, что механизм экстрадиции по отношению к гражданам России работает крайне плохо, да и в обратном направлении функционирует аналогичным образом.

В международном законодательстве экстрадиция закреплена как право (именно право, а не обязанность) конкретной страны передавать лиц, совершивших преступление, другому государству.

В связи с этим, каждая страна может интерпретировать его в свете своих потребностей и исходя из существующих взаимоотношений.

Подобный механизм работает более-менее слаженно лишь в том случае, когда между государствами заключен двухсторонний договор об экстрадиции. В таком случае, выдача преступников становится не правом, а обязанностью обеих сторон.

Подавляющее большинство государств объединенной Европы успешно взаимодействует между собой, стараясь совместными усилиями бороться с международной преступностью. В целом, страна может настаивать на выполнении права экстрадиции при соблюдении следующих условий:


При соблюдении всех этих критериев любое государство может претендовать на выдачу лица, совершившего преступные деяния. Для этого оно должно обратиться с официальным запросом к стране, в которой скрывается правонарушитель. Только после согласования всех юридических вопросов он объявляется в розыск и подлежит аресту.

Правила и особенности экстрадиции преступников на Родину

На сегодняшний день договор об экстрадиции с Россией заключён у 65 стран, что составляет 32% от общей численности мировых держав. Исходя из этого можно заключить, что оставшиеся страны не выдают преступников.

Для поддержания порядка и решения спорных международных вопросов существует специальная организация, именуемая Интерполом. Именно она берёт на себя роль мирового полицейского, который при посильном содействии других стран пытается вернуть сбежавших преступников на Родину.

Механизм экстрадиции является достаточно хрупким и отлажен далеко не до конца. Помимо личных мотивов, основанных на взаимоотношениях, его работе препятствует ряд нормативных документов.


Конституционное право большинства государств является одним из них. К лицам, имеющим гражданство и находящимся на территории родной страны, применяются её законодательные нормы и правила. К примеру, граждане РФ, которые считаются преступниками в других странах, но находятся на территории нашего государства, выдаче не подлежат. В их отношении действует российское законодательство, и отвечать за свои поступки придется именно перед ним.

Ещё одним камнем преткновения служит Европейская конвенция об экстрадиции, которая была заключена в 1957 году и поддержана большинством мировых держав. Согласно ей преступникам, который преследуется в других странах по политическим мотивам, предоставляется особый статус. Кроме того, они не подлежат выдаче и находятся под защитой нового государства.

Страны, которые не выдают России лиц, совершивших преступление

Из 188 мировых держав преступников в Россию возвращают далеко не все. Со своей стороны РФ возвращает беглецов в 65 государств. С каждым годом соотношение полученных и отправленных преступников становится всё больше. В первую очередь, подобная ситуация обусловлена отсутствием двухстороннего соглашения об экстрадиции. Список стран, которые не выдают правонарушителей России, выглядит следующим образом:

  • Великобритания;
  • Украина;
  • Китай;
  • Литва;
  • Латвия;
  • Эстония;
  • Швеция;
  • Япония;

Подобный перечень охватывает лишь , с которыми мы имеем границу. Как видим, от рук правосудия любой россиянин, совершивший преступление, может скрыться достаточно легко. При этом с 2014 года дипломатические отношения с рядом мировых держав существенно ухудшились.

Виной тому является целый ряд событий таких, как война в Украине и Сирии, сбитый малазийский Боинг и присоединение Крыма. Поэтому на сегодняшний день количество осуществленных экстрадиций в Россию существенно снизилось .

За последнее десятилетие дипломатические отношения у нашей страны ухудшились с Грузией, Украиной, США и ещё целым рядом держав. Даже дружественная Беларусь предпочитает сама разбираться с нарушителями, а не экстрадировать их. Из Казахстана преступников возвращают крайне не охотно, а Южная Корея вообще не делает этого.

Ежегодно наше государство высылает на Родину более 1000 лиц, являющихся правонарушителями в своих странах. В обратную сторону направляется всего около 80-120 человек, что составляет всего 10-15% от общего количества запросов на экстрадицию.

Беглецы стараются не только выехать в те страны, которые не выдают преступников, но и полностью затеряться в них. За последние годы большинство из них сменили традиционные Венесуэлу и Израиль на более экзотические Филиппины, Индонезию, Тринидад и Тобаго, Вьетнам и другие страны, в которых можно легко смешаться с толпой.




Top