Подразделение для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Управление при ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС). При организации взаимодействия

И направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Цели и задачи ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидацию чрезвычайной ситуации проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны чрезвычайной ситуации, прекращения действия характерных для них опасных факторов.

Выполнение комплекса мероприятий при чрезвычайной ситуации, направленны на выполнение следующих задач:

  • прекращение или снижение до минимально возможного уровня воздействия вредных и опасных факторов, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, животных и окружающей среды;
  • спасение жизни и сохранение здоровья людей;
  • локализацию зон чрезвычайной ситуации, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
  • первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
  • приведение в пригодное к использованию состояние технических и материальных средств, зданий и сооружений, систем жизнеобеспечения населения.

Мероприятия проводимые при ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидация чрезвычайной ситуации включает следующие основные мероприятия:

  • разведку с целью выявления вида чрезвычайной ситуации, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны чрезвычайной ситуации, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
  • анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
  • принятие решения на проведение АСДНР;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • обеспечение процесса ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • жизнеобеспечение населения и сил ликвидации чрезвычайной ситуации.

Планирование, подготовку и осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации организуют соответствующие органы управления в территориальных и ведомственных подсистемах и в их звеньях (комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), органы управления ГОЧС). Планирование осуществляется заблаговременно на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на конкретной территории при возникновении чрезвычайной ситуации, а также учета местных условий, особенностей и возможностей, влияющих на организацию защиты населения. Основным планирующим документом является План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, который служит руководящим документом по выполнению мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в целях защиты населения осуществляются следующие мероприятия:

  • проверка готовности систем и средств оповещения, управления и связи;
  • приведение в готовность средств защиты; подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики;
  • проведение санитарных и противоэпидемических мер;
  • подготовка к эвакуации (переселению), а при необходимости проведение эвакуации населения из районов и участков, которым угрожает опасность.

Непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, предусмотренный соответствующими документами или назначенный органами исполнительной власти, к компетенции которых относится ликвидация возникшей чрезвычайной ситуации.

Этапы ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется в три этапа силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, сосредоточенными соответственно в первом, втором и третьем (резерве) эшелонах. При недостаточности вышеуказанных сил и средств, по запросу органов управления, организующих ликвидацию чрезвычайной ситуации, могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти (подразделения Минобороны России, другие войска и воинские формирования) в соответствии с заблаговременно разработанными Планами взаимодействия, как правило, во втором или третьем эшелоне (резерве).

На первом этапе принимаются экстренные меры по защите населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия возникшей чрезвычайной ситуации и подготовке к развертыванию (проведению) аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

К экстренным мерам защиты населения относятся:

  • оповещение об опасности;
  • использование средств защиты;
  • соблюдение режимов поведения;
  • эвакуация из районов, в которых существует опасность поражения людей;
  • применение средств медицинской профилактики и оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.

Для предотвращения развития и (или) уменьшения последствий аварии (катастрофы, стихийного бедствия) аварийно-спасательными силами постоянной готовности (первый эшелон) проводится их локализация, приостановка или изменение технологического процесса производства, предупреждение и тушение пожаров. Устанавливается оцепление района аварии, катастрофы или стихийного бедствия, регулируется движение. Особое внимание уделяется предотвращению паники, информации населения об обстановке, указаниям и рекомендациям о порядке его поведения.

Основной задачей второго этапа является выполнение силами второго эшелона аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ. Одновременно продолжается выполнение начатых на первом этапе мероприятий по защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Работы ведутся непрерывно с необходимой сменой личного состава и соблюдением техники безопасности.


На третьем этапе
в основном решаются задачи по первоочередному жизнеобеспечению населения в районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, а также . На данном этапе к работам могут подключаться силы третьего эшелона (резерва). Жизнеобеспечение пострадавшего населения направлено на создание условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей при нахождении их в зоне чрезвычайной ситуации и при эвакуации (временном отселении). В этих целях проводятся следующие мероприятия:

  • расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение его продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью и трудоустройством;
  • временное размещение населения, оставшегося без крова, в уцелевших сооружениях, палатках, юртах, вагонах-домиках, временно возводимых постройках, железнодорожных вагонах и др.;
  • обеспечение населения незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;
  • обеспечение деятельности предприятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;
  • организация учета и распределения материальной помощи;
  • проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
  • проведение работы среди населения по снижению последствий психологического воздействия чрезвычайной ситуации, ликвидации шоковых состояний.

При необходимости продолжается выполнение аварийно-восстановительных работ.

Успех проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации достигается:

  • заблаговременной подготовкой и приведением в готовность органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайной ситуации;
  • оперативным реагированием на возникновение чрезвычайной ситуации, развертыванием системы управления;
  • принятием обоснованного решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации и претворением его в жизнь;
  • непрерывным и устойчивым управлением работами по ликвидации чрезвычайной ситуации, организацией взаимодействия участников ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • ведением АСДНР в любое время года, в любую погоду до полного их завершения с соблюдением мер безопасности и своевременной сменой формирований;
  • организацией всестороннего обеспечения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Источники: Безопасность России. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. –М., 1999; Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. –М., 1996; Организация и ведение гражданской защиты (выпуск №6). –Новогорск, 2003; Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения; Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования.



приказываю:

1. Утвердить Положение о функциональной подсистеме транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (приложение N 1 к настоящему приказу).

2. Образовать Комиссию Министерства транспорта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - Комиссия).

3. Утвердить состав Комиссии (приложение N 2 к настоящему приказу).

4. Утвердить Положение о Комиссии (приложение N 3 к настоящему приказу).

от 10 мая 2001 года N 82 "О транспортной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" ;

от 7 октября 2003 года N 198 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 10 мая 2001 года N 82".

6. Пункт исключен - ..

Министр
И.Левитин

Приложение N 1. Положение о функциональной подсистеме транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

1. Настоящее Положение определяет порядок организации, функционирования и задачи функциональной подсистемы транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ФП ТО ЧС).

2. ФП ТО ЧС создается в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" , постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 года N 335 .

3. ФП ТО ЧС создается Минтрансом России и действует на федеральном уровне.

4. Контроль за соответствием установленным требованиям ФП ТО ЧС осуществляет в установленном порядке Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, находящаяся в ведении Минтранса России (пункт в редакции приказа Минтранса России от 24 апреля 2007 года N 49 .

5. Организация, состав сил и средств ФП ТО ЧС, а также порядок их деятельности определяется настоящим Положением.

6. Силы и средства ФП ТО ЧС привлекаются для транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и иного уровня в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с международными договорами.

7. На федеральном уровне ФП ТО ЧС создаются координационный орган, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

8. Координационным органом ФП ТО ЧС является Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Комиссия) и осуществляющая свою деятельность в соответствии с положением о ней.

9. Постоянно действующими органами ФП ТО ЧС являются:

структурное подразделение Минтранса России и структурные подразделения находящихся в ведении Минтранса России Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта, уполномоченные решать задачи в области, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.

10. Органами повседневного управления ФП ТО ЧС являются:

ответственный дежурный Минтранса России;

единая дежурно-диспетчерская служба федеральной службы, дежурные федеральных агентств;

Координационный центр поиска и спасания ФГУ "Центр ПАСОП ГА";

штатные координационные центры поиска и спасания (КЦПС) на базе окружных, зональных, районных, вспомогательных центров Единой системы организации воздушного движения;

Государственный морской спасательно-координационный центр (ГМСКЦ);

морские спасательно-координационные центры;



бассейновые аварийно-спасательные управления;

государственные бассейновые управления;

государственное управление аварийно-спасательных судоподъемных работ на речном транспорте;

центр управления перевозками (ЦУП) ОАО "РЖД";

дорожно-диспетчерская служба перевозок управления железных дорог;

дорожно-диспетчерские службы отделений, станций, дистанций.

Постоянно действующие органы управления ФП ТО ЧС осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления ФП ТО ЧС определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

11. К силам и средствам ФП ТО ЧС относятся:

парашютно-десантные группы;

аварийно-спасательные команды;

наземные поисково-спасательные группы;

морские специализированные подразделения по борьбе с разливом нефти;

морские спасательные подцентры;

абзац исключен - приказ Минтранса России от 12 ноября 2014 года N 312 ;

противопожарные поезда.

12. Привлечение сил и средств ФП ТО ЧС осуществляется:

в соответствии с планом действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях;

по решению Минтранса России.

13. Для выполнения задач ФП ТО ЧС привлекаются силы и средства организаций независимо от их форм собственности на основе заранее разработанных планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и заключенных договоров.

14. Планирование транспортного обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Минтранса России заблаговременно и учитывает три категории приоритетов:

первая категория - потребности федеральных органов исполнительной власти, которым при выполнении возложенных на них чрезвычайных задач необходимо прибегать к услугам транспортных средств. За ними закрепляется право первоочередного доступа к любому виду транспорта;

вторая категория - организации и учреждения субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, не имеющих соответствующих транспортных средств;

третья категория - обеспечение облегченного доступа к средствам транспорта в том случае, когда потребность в них возникает неожиданно (по оперативному запросу).

Дополнительно на Комиссию возлагаются обязанности по согласованию интересов и потребностей регионов страны в ходе планирования и выполнения транспортных операций при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

15. Для транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:

запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва;

резервы финансовых и материальных ресурсов Минтранса России и находящихся в его ведении федеральной службы и федеральных агентств.

Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяются законодательством Российской Федерации.

16. Управление ФП ТО ЧС, оповещение и информационное обеспечение осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.

17. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации силы ФП ТО ЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.

Решением Министра транспорта Российской Федерации для соответствующих органов управления и сил ФП ТО ЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

18. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами ФП ТО ЧС, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

осуществление контроля за обстановкой и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

планирование действий органов управления, сил и средств ФП ТО ЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

подготовка сотрудников в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области транспортного обеспечения;

осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

проведение мероприятий по подготовке к эвакуации сотрудников в чрезвычайных ситуациях;

ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;

б) в режиме повышенной готовности:

усиление контроля за обстановкой и прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил ФП ТО ЧС на стационарных пунктах управления;

непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам ФП ТО ЧС о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование сотрудников о приемах и способах защиты от них;

принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайной ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования объектов Минтранса России в чрезвычайных ситуациях;

уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

приведение при необходимости сил и средств ФП ТО ЧС в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

непрерывный контроль обстановки, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

оповещение руководителей подведомственных Минтрансу России федеральной службы и федеральных агентств, сотрудников о возникших чрезвычайных ситуациях;

проведение мероприятий по защите сотрудников от чрезвычайных ситуаций;

организация работ по транспортному обеспечению ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств ФП ТО ЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации чрезвычайной ситуации;

непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

организация и поддержание непрерывного взаимодействия с подведомственными Минтрансу России федеральной службы и федеральными агентствами, МЧС России и другими заинтересованными органами и организациями по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

проведение мероприятий по жизнеобеспечению в чрезвычайных ситуациях.

19. Финансовое обеспечение функционирования ФП ТО ЧС, целевых программ по транспортному обеспечению ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приложение N 2. Состав Комиссии Министерства транспорта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

Приложение N 2
к приказу Минтранса России
от 20 сентября 2005 года N 112
(В редакции, введенной в действие
приказом Минтранса России
от 21 декабря 2015 года N 377 . -

Состав Комиссии Министерства транспорта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

Н.Ю.Захряпин

заместитель Министра (председатель Комиссии);

А.С.Пятигорский

заместитель директора Департамента транспортной безопасности и специальных программ (заместитель председателя Комиссии);

Ш.У.Гаджимурадов

заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта;

Б.Ю.Алякритский

заместитель директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации;

С.А.Соболев

заместитель директора департамента - начальник отдела дорожной деятельности Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства;

А.А.Емельянов

заместитель директора Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта;

О.Б.Козлов

начальник отдела безопасности на морском и речном транспорте Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта;

А.Ю.Сумбатян

заместитель директора Департамента международного сотрудничества;

А.А.Злобин

заместитель директора Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности;

Ю.В.Спасский

заместитель директора Департамента программ развития;

А.А.Каменцев

заместитель директора Департамента имущественных отношений и территориального планирования;

С.А.Липатов

заместитель директора Административного департамента;

Л.С.Карасик

заместитель директора Департамента экономики и финансов;

А.А.Шаповалов

заместитель начальника отдела гражданской обороны Департамента транспортной безопасности и специальных программ (секретарь Комиссии);

В.Б.Черток

заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (по согласованию);

А.Д.Поздняков

заместитель начальника Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (по согласованию);

С.А.Прусов

начальник Управления организации авиационно-космического поиска и спасания Федерального агентства воздушного транспорта (по согласованию);

В.В.Костенко

начальник отдела мобилизационной подготовки и гражданской обороны Управления особо важных полетов и специальных программ Федерального агентства воздушного транспорта (по согласованию);

И.Г.Астахов

заместитель руководителя Федерального дорожного агентства (по согласованию);

В.Ю.Чепец

и.о. руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта (по согласованию);

В.П.Аксютин

заместитель генерального директора - главный инспектор по пожарному надзору на железнодорожном транспорте федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (по согласованию);

Ю.А.Костин

заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта (по согласованию);

Д.В.Ушаков

начальник Управления обеспечения судоходства Федерального агентства морского и речного транспорта (по согласованию);

Д.С.Смирнов

первый заместитель руководителя федерального бюджетного учреждения "Морская спасательная служба Федерального агентства морского и речного транспорта";

С.А.Семенов

заместитель генерального директора федерального государственного унитарного предприятия "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" (по согласованию);

В.А.Балабанов

заместитель начальника оперативно-аналитического отдела федерального государственного унитарного предприятия "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" (по согласованию).

Приложение N 3. Положение о Комиссии Министерства транспорта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

1. Настоящее положение определяет основные задачи, организацию и порядок работы комиссии Министерства транспорта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - Комиссия).

2. Комиссия является координационным органом функциональных подсистем Министерства транспорта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на транспортном комплексе (далее - чрезвычайные ситуации или ЧС).

Состав Комиссии утверждается приказом Министерства транспорта Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен )

Заместитель Министра транспорта Российской Федерации является председателем Комиссии, руководит ее деятельностью и несет ответственность за выполнение возложенных на нее задач.
(Абзац дополнительно включен приказом Минтранса России от 11 февраля 2008 года N 24)

3. Основными задачами Комиссии являются:

а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

б) координация деятельности органов управления и сил функциональных подсистем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ФП ЧС);

в) обеспечение согласованности действий Минтранса России, подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств с МЧС России при решении задач в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

г) рассмотрение вопросов привлечения сил и средств ФП ЧС к организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в установленном порядке;

д) осуществление контроля заблаговременной подготовки к проведению аварийно-восстановительных мероприятий и других неотложных работ на объектах инфраструктуры транспортного комплекса при возникновении ЧС, а также создание в этих целях необходимых запасов оборудования, резервных источников электропитания, сырья, подвижного состава;

(Подпункт в редакции, введенной в действие приказом Минтранса России от 12 ноября 2014 года N 312 .

ж) организация дорожного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) осуществление руководства мероприятиями по созданию и использованию ведомственных финансовых ресурсов, необходимых для проведения профилактических мероприятий, покрытия расходов, связанных с организацией и проведением обеспечения транспортом, поисково-спасательных и восстановительных работ в районах ЧС;

и) участие в разработке отраслевых норм и правил безопасности эксплуатации транспорта, а также правил защиты персонала организаций транспортного комплекса от чрезвычайных ситуаций;

4. Комиссия с целью выполнения возложенных на ее задач осуществляет следующие функции:

а) разрабатывает мероприятия экономического, организационно-технического и методического характера, направленные на создание в организациях транспортного комплекса Российской Федерации условий, способствующих снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, улучшению экологической обстановки;

б) обеспечивает взаимодействие отраслевых комиссий по чрезвычайным ситуациям по вопросам обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов, повышения надежности и устойчивости функционирования подведомственных видов транспорта и объектов транспортного комплекса Российской Федерации;

в) организует работу по совершенствованию системы информационного обеспечения действий в чрезвычайных ситуациях на основе развития информационно-вычислительных комплексов и центров, сетей связи и передаче данных, а также системы оповещения работников подведомственных организаций транспортного комплекса Российской Федерации;

г) координирует организацию транспортного обеспечения поисково-спасательных, аварийно-спасательных, других неотложных работ и эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях;

д) в случае необходимости, участвует в планировании и выполнении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проводимых МЧС России;

ж) подготовка и представление в Правительственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности предложений в случае необходимости о привлечении в установленном порядке сил и средств других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения общественного порядка и охраны объектов транспортного комплекса Российской Федерации в зонах чрезвычайных ситуаций;

з) осуществляет взаимодействие с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при выполнении задач, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций;

и) оказывает помощь отраслевым комиссиям по чрезвычайным ситуациям в решении вопросов, входящих в полномочия Комиссии, заслушивает руководителей структурных подразделений Министерства по вопросам состояния работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

к) привлекает к решению задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций руководителей структурных подразделений Министерства.

8. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом, принимаемым на заседании Комиссии и утверждаемым ее председателем.

9. Заседание Комиссии проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Заседание Комиссии проводит ее председатель или его заместитель. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов.

Подготовка материалов к заседанию Комиссии осуществляется департаментами Министерства, к сфере ведения которых относятся вопросы, включенные в повестку дня заседания. Материалы должны быть представлены в Комиссию не позднее чем за 10 дней до даты проведения заседания.

Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии.

Решения Комиссии оформляются в виде протоколов, которые подписываются председателем Комиссии или его заместителем, председательствующим на заседании. Решения Комиссии доводятся секретарем комиссии до ее членов, а также до руководителей подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств;

При необходимости к участию в заседаниях Комиссии могут привлекаться руководители структурных подразделений, подведомственных Министерству, а также приглашаться представители других федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Председатель Комиссии систематически информирует Министра транспорта Российской Федерации по наиболее важным вопросам, рассматриваемым на заседаниях.

10. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Департамент транспортной безопасности и специальных программ.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минтранса России от 11 февраля 2008 года N 24 .


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Положение
о Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
(утв. постановлением

С изменениями и дополнениями от:

1. Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее именуется - Комиссия) является координационным органом, образованным для обеспечения согласованности действий органов исполнительной власти, государственных и иных организаций в целях реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации) и обеспечения пожарной безопасности.

2. Комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованными организациями и общественными объединениями, а также с соответствующими международными и межправительственными организациями.

3. Основными задачами Комиссии являются:

а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

б) координация деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций.

4. Комиссия с целью выполнения возложенных на нее задач осуществляет следующие функции:

а) рассматривает в пределах своей компетенции вопросы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций, и вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения;

б) разрабатывает предложения по совершенствованию нормативных правовых актов Российской Федерации и иных нормативных документов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

в) рассматривает прогнозы чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации, организует разработку и реализацию мер, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности;

г) участвует в разработке федеральных целевых и научно-технических программ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности и готовит предложения по их реализации;

д) разрабатывает предложения по развитию и обеспечению функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) организует разработку и осуществление мер по проведению согласованной научно-технической политики в области развития сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

ж) разрабатывает предложения по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, восстановлению и строительству жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате указанных чрезвычайных ситуаций, а также проведению операций гуманитарного реагирования;

з) организует работу по подготовке предложений и аналитических материалов для Правительства Российской Федерации, а также рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

и) рассматривает проекты ежегодных государственных докладов о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для внесения этих проектов в установленном порядке в Правительство Российской Федерации;

к) рассматривает вопросы о привлечении в установленном порядке сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

л) осуществляет контроль за выполнением решений Комиссии.

5. Комиссия в пределах своей компетенции имеет право:

а) запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений необходимые материалы и информацию;

б) заслушивать на своих заседаниях представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений;

в) привлекать для участия в своей работе представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений по согласованию с их руководителями;

г) создавать рабочие группы, в том числе постоянно действующие, из числа членов Комиссии, ученых, специалистов федеральных органов исполнительной власти и представителей заинтересованных организаций по направлениям деятельности Комиссии, определять полномочия и порядок работы этих групп;

д) вносить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам, требующим решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Состав Комиссии утверждается Правительством Российской Федерации.

Председателем Комиссии является Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который руководит деятельностью Комиссии и несет ответственность за выполнение возложенных на нее задач.

7. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом, принимаемым на заседании Комиссии и утверждаемым ее председателем.

Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Заседания Комиссии проводит ее председатель или по его поручению один из его заместителей.

Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов.

Члены Комиссии принимают участие в ее заседаниях без права замены. В случае отсутствия члена Комиссии на заседании он имеет право представить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме.

Подготовка материалов к заседанию Комиссии осуществляется федеральными органами исполнительной власти, к сфере ведения которых относятся вопросы, включенные в повестку дня заседания. Материалы должны быть представлены в Комиссию не позднее чем за 10 дней до даты проведения заседания.

8. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии.

Решения Комиссии оформляются в виде протоколов, которые подписываются председателем Комиссии или его заместителем, председательствующим на заседании, а при необходимости - в виде проектов распоряжений и постановлений Правительства Российской Федерации, которые вносятся в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

9. Решения Комиссии, принимаемые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

10. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Перечень
утративших силу постановлений Правительства Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 14 января 2003 г. N 11)

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 164 "О Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 9, ст.758).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 1995 г. N 273 "Об утверждении Маршева А.Н. членом Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 13, ст.1161).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 1997 г. N 171 "О составе Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 8, ст.964).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 января 1999 г. N 111 "Об изменении состава Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 6, ст.859).

5. Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. N 692 "О координационных и совещательных органах Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 40, ст.3845).

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. N 855 "О Межведомственной комиссии по пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст.4896).

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) была образована постановлением Правительства РФ № 1113 от 5 ноября 1995 г. на базе Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях в соответствии с Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”. Основная цель создания этой системы - объединить усилия федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправлении и организаций, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, защиты от них населения и территорий в мирное время.

3.2.1. Задачи РСЧС

В соответствии с Законом РФ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” основными задачами РСЧС являются:

Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функциониро-


вания организаций и объектов социального назначения в ЧС;

Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

Подготовка населения к действиям в ЧС;

Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты от ЧС;

Ликвидация чрезвычайных ситуаций;

Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, участвующих в их ликвидации;

Международное сотрудничество в области защиты населения от ЧС.

Учитывая исключительно широкий спектр решаемых РСЧС задач, только на федеральном уровне нормативную правовую основу построения и функционирования РСЧС составляют Конституция РФ и более 60 федеральных законов, свыше 120 постановлений правительства РФ, около 300 ведомственных приказов, положений и инструкций.

3.2.2. Организационная структура РСЧС

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС объединяет органы государственного управления Российской Федерации всех уровней, органы местного самоуправления, различные производственно-хозяйственные структуры и организации, деятельность которых связана с решением вопросов защиты от ЧС, а также силы и средства, предназначенные для ликвидации ЧС.

РСЧС строится по территориально - производственному принципу, состоит из функциональных и территориальных подсистем. Структура РСЧС приведена на рис. 3.1.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации для организации работ по защите от ЧС в сфере их



деятельности. Таких подсистем насчитывается более трех десятков. В частности, это подсистемы: наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и гелиофизическими явлениями и состоянием окружающей среды (Росгидромет), охраны лесов от пожаров (Федеральная служба лесного хозяйства), контроля обстановки на потенциально опасных объектах (Госатомнадзор, Госгортехнадзор), сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений (Российская академия наук, Минстрой), экстренной медицинской помощи (Минздрав).

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих их административно-территориальному делению. Они имеют пять уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый.

Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ.

Уровни РСЧС строятся по следующему принципу.

Федеральный уровень - к нему относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения федеральных органов исполнительной власти.

Межрегиональный уровень РСЧС - образован за счет районирования территории России по семи регионам. В состав РСЧС входят регионы: Центральный (г. Москва), Северо-Западный (г. Санкт-Петербург), Северо-Кавказский (г. Ростов-на-Дону), Приволжский (г. Самара), Уральский (г. Екатеринбург), Сибирский (г. Красноярск) и Дальневосточный (г. Хабаровск). Каждый регион охватывает территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Региональный уровень - включает в себя органы исполнительной власти, силы и средства субъектов РФ с элементами функциональных подсистем, дислоцированных на их территориях.

Муниципальный (местный) уровень охватывает территории муниципальных образований;

Объектовый уровень охватывает территорию предприятия, учреждения, организации.

3.2.3. Система управления РСЧС

Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством Российской Федерации, непосредственное руководство возложено на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы - постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационными органами единой системы являются:

- на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;

- на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;

- на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

- на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности.

На межрегиональном уровне функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от ЧС осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:

Разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности;

Координация деятельности органов управления и сил РСЧС;


Обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации ЧСи обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, повреждённых и разрушенных в результате ЧС;

Рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств ГО к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС в порядке, установленном федеральным законом.

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

- на федеральном уровне - МЧС РФ, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны;

- на межрегиональном уровне – территориальные органы МЧС – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайнымситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий;

- на региональном уровне - территориальные органы МЧС РФ, специально уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ (главные управления МЧС по субъектам РФ);

- на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО при органах местного самоуправления;

- на объектовом уровне (в организациях) – структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО.

3.2.4. Силы и средства РСЧС

Важнейшей составной частью РСЧС являются ее силы и средства. Их состав определяется постановлением Правительства РФ № 1113. Одна часть сил и средств предназначена для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах, санитарно-эпидемиологической обстановкой и другими сферами жизнедеятельности. Вторая часть сил и средств предназначена для ликвидации чрезвычайных ситуаций.


Этим же постановлением утвержден перечень сил постоянной готовности – их формирования укомплектованы с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности. Особое место в их ряду занимают силы и средства МЧС России:

Соединения и части Войск гражданской обороны;

Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас);

Поисково-спасательная служба (ПСС) МЧС;

Центр по проведению спасательных операций особого риска;

Авиация МЧС.

Силы и средства, предназначенные для ликвидации ЧС, используются эшелонировано.

Срок прибытия сил первого эшелона в район бедствия - не более 30 мин. Их основные задачи: локализация чрезвычайной ситуации, тушение пожаров, оказание медицинской помощи пострадавшим, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ.

Если сил первого эшелона недостаточно для ликвидации ЧС, привлекаются силы и средства второго эшелона . Срок их прибытия в район бедствия – не более трех часов.

Если и сил второго эшелона недостаточно для ликвидации ЧС, привлекаются силы и средства третьего эшелона . Срок их прибытия в район бедствия – от трех часов до нескольких суток.

Порядок задействования сил и средств РСЧС . Ликвидация ЧС осуществляется, как правило, силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация. Руководит работами соответствующая комиссия по чрезвычайным ситуациям.

Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, обращаются за помощью к вышестоящей КЧС, которая может взять на себя и руководство ликвидацией ЧС.


Управление при ликвидации чрезвычайных ситуаций заключается в руководстве силами РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Главной целью управления является обеспечение эффективного использования сил и средств различного предназначения, в результате чего работы в зонах чрезвычайных ситуаций должны быть выполнены в полном объеме, в кратчайшие сроки, с минимальными потерями населения и материальных средств.

Управление работами начинается с момента возникновения чрезвычайной ситуации и завершается после ее ликвидации. Оно осуществляется, как правило, по суточным циклам, каждый из которых включает:

  • сбор данных об обстановке, анализ и оценку обстановки;
  • подготовку выводов и предложений для решения на проведение работ;
  • принятие (уточнение) решения и доведение задач до исполнителей;
  • организацию взаимодействия;
  • обеспечение действий сил и средств.
  • Содержание функций управления и их цикличность характерны для планомерного проведения аварийно-спасательных работ; в случаях резких изменений обстановки они могут быть изменены и органы управления будут действовать в соответствии с конкретной обстановкой.

    Данные об обстановке поступают в органы управления в виде срочных и внесрочных донесений. Срочные донесения представляются в определенное время, как правило, в формализованном виде; внесрочные - по мере необходимости в произвольной форме. Основными источниками получения наиболее полных и обобщенных данных об обстановке являются подчиненные разведывательные формирования (подразделения) и органы управления; значительная часть информации может поступать от вышестоящих органов управления и их средств наблюдения и контроля.

    В зависимости от последовательности развития чрезвычайной ситуации подчиненные органы управления представляют донесения: о вероятности возникновения чрезвычайной ситуации, о факте ее возникновения, об обстановке в районе бедствия, о ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ, о резком изменении обстановки, о результатах работ (по периодам).

    Донесение о вероятности и факте возникновения чрезвычайной ситуации представляется немедленно; в нем допустимо ограниченное количество данных для принятия экстренных мер и постановки задач силам постоянной готовности, а также для принятия предварительного решения на приведение в готовность сил и средств, выдвижение их в район чрезвычайной ситуации и ведение аварийно-спасательных работ. Более детальные донесения об обстановке представляются после проведения разведки, рекогносцировки и на начальном этапе работ. Они содержат данные, обеспечивающие уточнение предварительного или принятие нового решения на проведение работ основными силами.

    Донесения о ходе работ включают сведения о количестве спасенных (извлеченных из-под завалов) людей, об изменениях обстановки, выполненных аварийных работах, потерях, состоянии и обеспеченности формирований. Эти данные необходимы для уточнения ранее поставленных задач, а также для принятия решений в случаях резкого изменения обстановки. Формы, содержание и сроки представления донесений определяются нормативными документами; при необходимости они могут быть изменены в ходе организации и проведения работ.

    Обстановку в полном объеме анализирует руководитель органа управления (руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации), его заместители (помощники), а также другие должностные лица каждый в пределах своей компетенции и ответственности.

    Обстановка анализируется по элементам, основными из которых являются:

  • характер и масштаб развития чрезвычайной ситуации, степень опасности для производственного персонала и населения, границы опасных зон (пожаров, радиоактивного загрязнения, химического, бактериологического заражения и др.) и прогноз их распространения;
  • виды, объемы и условия неотложных работ;
  • потребность в силах и средствах для проведения работ в возможно короткие сроки;
  • количество, укомплектованность, обеспеченность и готовность к действиям сил и средств, последовательность их ввода в зону чрезвычайной ситуации для развертывания работ.
  • В процессе анализа обстановки специалисты сопоставляют потребности в силах и средствах для проведения работ с конкретными их наличием и возможностями, производят расчеты, анализируют варианты их использования и выбирают наилучший. Выводы из оценки обстановки и предложения по использованию сил и средств докладываются руководителю органа управления (руководителю ликвидации чрезвычайной ситуации); предложения специалистов обобщаются и используются в процессе принятия решений.

    Решение на проведение спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации является основой управления; его принимает и организует выполнение руководитель органа управления (руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации).

    Решение включает следующие основные элементы:

  • краткие выводы из оценки обстановки;
  • замысел действий;
  • задачи подчиненным формированиям, частям и подразделениям;
  • меры безопасности;
  • организацию взаимодействия;
  • обеспечение действий формирований.
  • Краткие выводы из оценки обстановки содержат основные сведения о характере и масштабах чрезвычайной ситуации, объемах предстоящих работ и условиях их проведения, имеющихся силах и средствах и их возможностях.

    В замысле действий отражаются цели, стоящие перед данным органом управления и его силами, главные задачи и последовательность проведения работ, объекты (районы, участки) сосредоточения основных усилий, порядок создания группировки сил и средств.

    Задачи руководителям подчиненных органов управления и их формированиям определяют старшие начальники в зависимости от их возможностей и развития обстановки. При постановке задачи указываются район работ, силы и средства, последовательность и сроки проведения работ, объекты сосредоточения основных усилий, порядок использования технических средств, меры безопасности и обеспечения непрерывности работ.

    Взаимодействие между подчиненными подразделениями (формированиями), между ними и специальными подразделениями других ведомств, а также между подчиненными силами и соседями (силами других районов, городов) организуется при принятии решения и осуществляется в ходе работ в первую очередь при спасении людей, локализации и тушении пожаров, ликвидации аварий на коммунально-энергетических системах, подготовке объездных путей (дорог) для ввода сил и эвакуации пострадавших (пораженных).

    При организации взаимодействия:

  • уточняются границы объектов работ каждого формирования;
  • устанавливается порядок действий на смежных объектах, особенно при выполнении работ, которые могут представлять опасность для соседей или повлиять на их работу;
  • согласовывается время и место сосредоточения усилий при совместном выполнении особо важных и сложных работ;
  • определяется система обмена данными об изменении обстановки и о результатах работ на смежных участках;
  • устанавливается порядок оказания экстренной взаимной помощи.
  • Взаимодействие подчиненных органов управления и подразделений (формирований) с другими силами, выполняющими специальные задачи по обеспечению спасательных работ, организуется в процессе постановки задач с участием представителей взаимодействующих сил; при этом руководитель органа управления информирует подчиненных о работах, выполняемых на их объектах, сроках их начала и (ориентировочно) завершения. Одновременно руководители подчиненных органов управления (командиры подразделений и формирований) и представители взаимодействующих сил уточняют места и порядок проведения работ, обмениваются данными об обстановке, местах расположения пунктов управления, способах связи и порядке информирования о ходе выполнения задач.

    Обеспечение действий сил и средств в районах ведения работ организуется с целью создания им необходимых условий для успешного выполнения поставленных задач. Основными видами обеспечения являются: разведка, транспортное, инженерное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, материальное и медицинское. Непосредственное руководство обеспечением действий сил и использованием специальных средств осуществляют начальники служб и должностные лица органов управления в соответствии с их обязанностями.

    Организация обеспечения включает уяснение задачи, оценку обстановки в рамках своей ответственности, подготовку специальных сил и средств и их своевременный ввод в зону чрезвычайной ситуации, постановку задач подчиненным и их уточнение в ходе работ, контроль выполнения поставленных задач.

    При организации разведки указываются цели, районы (участки, объекты) и время ведения разведки, порядок наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и изменениями обстановки в местах ведения работ, система подачи сигналов и представления донесений.

    Транспортное обеспечение включает определение характера и объема пере-возок, учет всех видов транспорта, время и места погрузки, маршруты следования, контрольные рубежи и сроки их прохождения, районы (пункты) и сроки разгрузки, создание резерва транспортных средств и порядок его использования.

    Инженерное обеспечение решает задачи по выполнению специальных инженерных работ, использованию средств механизации работ, оборудованию пунктов водоснабжения, доставке воды в места ведения работ.

    Дорожное обеспечение предусматривает создание дорожно-мостовых отрядов (отрядов обеспечения движения), каждому из которых определяется мар-шрут и сроки его подготовки к пропуску транспорта и техники, поддержание маршрутов в проезжем состоянии, оборудование объездов на случай невозможности использования отдельных участков или дорожных сооружений на обслуживаемом маршруте.

    Гидрометеорологическое обеспечение включает установление объема и порядка передачи органам управления и командирам формирований данных о погоде в районах ведения работ, а также срочной информации об опасных метеорологических и гидрологических явлениях и возможном характере их развития.

    Техническое обеспечение предусматривает организацию работы ремонтно-эвакуационных предприятий и специальных подразделений (формирований) по своевременному проведению технического обслуживания машин и механизмов, ремонту на месте и доставку неисправной техники на ремонтные базы.

    Руководство всеми силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют назначенные для этого руководители ликвидации чрезвычайной ситуации (руководители ОГ) и органы управления РСЧС.

    Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах действия, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны действия первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайной ситуации и исполняют их до прибытия руководителей, определенных законодательством Российской Федерации или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций.

    Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством.

    В случае крайней необходимости руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:

  • о проведении эвакуационных мероприятий их опасных зон;
  • об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • об ограничении доступа людей в опасные зоны;
  • о разбронировании резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зонах бедствия, в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • об использовании в порядке, установленном законодательством, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • о привлечении к проведению аварийно-спасательных работ нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
  • о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия, к проведению аварийно-спасательных работ;
  • о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.
  • В последующем руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны незамедлительно информировать соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, руководство организаций о принятых ими решениях.

    Оперативные группы (ОГ) укомплектовываются специалистами и обеспечивают:

  • получение информации о чрезвычайных ситуациях и передачу ее руководителю ОГ;
  • прогнозирование масштабов возможного развития чрезвычайной ситуации;
  • аналитическую обработку информации о чрезвычайной ситуации и подготовку вариантов решения по привлечению и использованию сил и средств;
  • доведение принятого решения до подчиненных органов управления и формирований (подразделений);
  • контроль за развертыванием и ведением работ в соответствии с принятым решением;
  • представление донесений об изменении обстановки и ходе работ.
  • Руководство работами осуществляется с оборудованных пунктов управления (ПУ), которые представляют собой помещения, оснащенные средствами связи, автоматизации и другими необходимыми техническими средствами. Ста-ционарные ПУ размещаются, как правило, в административных или общественных зданиях и сооружениях и укомплектовываются личным составом (в дежурном варианте) и необходимыми средствами связи. Подвижные пункты управления (ППУ) обеспечивают более эффективную работу оперативных групп; они размещаются на машинах, самолетах (вертолетах), плавсредствах.



    
    Top