Применение к военнослужащим дисциплинарного ареста. Дисциплинарные взыскания военнослужащих: виды, порядок наложения, срок обжалования. Выговор военнослужащему по контракту последствия

ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АРЕСТ, взыскание, применяемое к военнослужащим за совершение грубого дисциплинарного проступка. Перечень грубых дисциплинарных проступков содержится в военном законодательстве.

В России впервые дисциплинарный арест был установлен в 1706 году Артикулом кратким. Сроки дисциплинарного ареста не определялись, к штаб-офицерам арест не применялся. В 1707 Петром I для содержания офицеров под дисциплинарным арестом были введены гарнизонные гауптвахты. Воинским уставом 1716 допускался дисциплинарный арест офицеров лишь во время похода (арестованный ехал с полком, верхом на лошади, без шпаги). В 1869 Дисциплинарным уставом был установлен дисциплинарный арест для нижних чинов: простой - не свыше 1 месяца, строгий - не свыше 20 суток, усиленный - не свыше 8 суток; для офицеров и сверхсрочных унтер-офицеров, занимающих должности фельдфебелей и взводных унтер-офицеров, - до 1 месяца. Не подлежали аресту генералы, гражданские чиновники военных ведомств первых 4 классов Табели о рангах, лица, занимающие должности не ниже 5-го класса, полковые командиры и другие начальники в чине полковника, пользующиеся властью командира полка (на них дисциплинарный арест мог быть наложен только по указу царя).

В СССР дисциплинарный арест предусматривался Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил СССР и другими уставами о дисциплине лиц, приравненных к военнослужащим. Он налагался на срок до 15 суток, при этом аресту с содержанием на гауптвахте могли подвергаться и офицеры. В 1994-2002 годах порядок применения к военнослужащим дисциплинарного ареста регулировался Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Правом подвергнуть военнослужащего дисциплинарному аресту обладал командир; военнослужащий срочной службы мог быть арестован на срок до 10 суток, военнослужащий контрактной службы - до 7 суток, а срок ареста прапорщиков и мичманов не мог превышать 5 суток.

По действующему законодательству дисциплинарный арест назначается исключительно в судебном порядке, поскольку наказание связано с лишением свободы. Заключается в содержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в условиях изоляции на гарнизонной либо войсковой (корабельной) гауптвахте. Дисциплинарный арест назначается постановлением судьи гарнизонного военного суда на основании материалов о грубом дисциплинарном проступке, поступивших от командира воинской части. Лицо, в отношении которого ведётся производство, вправе принимать участие в судебном заседании и пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьёй гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения. Дисциплинарный арест не применяется к офицерам; военнослужащим, не приведённым к Военной присяге; военнослужащим, не достигшим возраста 18 лет, и женщинам-военнослужащим. Срок дисциплинарного ареста - до 30 суток за один или несколько грубых дисциплинарных проступков. Если дисциплинарный арест назначается за грубый дисциплинарный проступок, совершённый в период отбывания ареста, общий непрерывный срок нахождения военнослужащего под дисциплинарным арестом не должен превышать 45 суток. В срок дисциплинарного ареста засчитывается период задержания (если такая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке была применена к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы). Время отбывания дисциплинарного ареста в срок военной службы не засчитывается.

Аналогичный вид дисциплинарного взыскания существует и в армиях других государств. Так, в Вооруженных силах США дисциплинарный арест применяется для пресечения нарушений дисциплины среди рядового и сержантского состава. Дисциплинарным кодексом армии США офицерам предоставлено право наложения на рядовых и сержантов обычного дисциплинарного ареста - до 7 суток, а на кораблях - ещё и строгого дисциплинарного ареста до 3 суток.

Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего допускается в случае совершения им дисциплинарного проступка. Им называют виновное, противоправное поведение, выраженное в нарушении дисциплины, которое, согласно нормам действующего законодательства, не влечет административной или уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность за административные нарушения наступает в соответствии с Уставом, кроме случаев, когда санкции налагаются на общих основаниях. При этом к виновным не могут применяться наказания в виде исправительных работ и ареста, а к матросам, сержантам, старшинам и солдатам, находящимся в рядах ВС по призыву, к учащимся военных образовательных учреждений до заключения с ними контракта, также санкции в виде штрафа.

Военнослужащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, если установлена его вина. Рассмотрим далее особенности применения взысканий.

Общие сведения

В законодательстве предусмотрены поощрения и дисциплинарные взыскания военнослужащим. Первые применяются за определенные заслуги. К примеру, поощрение может быть за высокий профессионализм при выполнении приказа.

Дисциплинарное взыскание военнослужащего - установленная государством мера ответственности лица за проступок, совершенный им. Оно применяется для предупреждения новых правонарушений как самим виновным, так и его сослуживцами.

Классификация

Уставом предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий для военнослужащих:

  1. Дисциплинарный арест.
  2. Отчисление со сборов.
  3. Отчисление из военного учебного заведения.
  4. Досрочное увольнение со службы по причине неисполнения условий контракта.
  5. Снижение в звании на 1 ступень с понижением в должности.
  6. Снижение в звании на 1 ступень.
  7. Понижение в должности.
  8. Лишение знака отличника службы.
  9. Предупреждение о неполном соответствии.
  10. Лишение увольнения с корабля на берег или из расположения в/ч.
  11. Строгий выговор.
  12. Выговор.

Командиры отдельных батальонов (кораблей 2, 3 рангов), отдельных воинских частей, пользующиеся на основании 11 статьи Устава полномочиями командира батальона, могут налагать санкции, закрепленные в пунктах "д"-"ж" ст. 59 Устава.

Необходимо отметить, что не ко всем военнослужащим виды дисциплинарных взысканий, указанные выше, можно применить. Так, дисциплинарный арест не может налагаться на служащих женского пола, находящихся в рядах ВС в качестве мичманов и прапорщиков.

Общий порядок применения дисциплинарных взысканий к военнослужащим

Лицу, совершившему проступок, могут вменяться только те санкции, которые предусмотрены Уставом, соответствуют его званию и полномочиям начальника (командира), принимающего соответствующее решение. Перед его вынесением должно быть проведено разбирательство. Оно необходимо для установления виновных, выявления условий и причин, способствовавших допущению проступка.

Разбирательство и последующее наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего осуществляются обычно непосредственным начальником лица, совершившего нарушение, либо иным служащим, наделенным полномочиями одним из прямых командиров. При этом субъект, назначенный для проведения внутреннего расследования, должен быть в звании и занимать должность не ниже звания и должности виновного.

В случаях, предусмотренных 75 статьей Устава, разбирательство осуществляется старшим морским начальником, командиром или военным комендантом гарнизона, начальником военных автомобильных дорог, военных сообщений на видах транспорта, комендантом водного (железнодорожного) участка и порта (станции, аэропорта) либо лицами, назначенными ими.

Как правило, внутреннее расследование осуществляется без составления письменных материалов. Исключение составляют случаи, когда начальник (командир) направил требование о предоставлении документов, отражающих ход разбирательства.

Материалы по делу о грубом дисциплинарном нарушении оформляются исключительно в письменной форме.

Обстоятельства, подлежащие установлению

Применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему допускается после выявления всех фактов, подтверждающих его виновность в совершении проступка. Для этого в ходе разбирательства необходимо установить:

  1. Событие проступка. В частности, уполномоченные лица, проводящие внутреннее расследование, должны определить место, способ, время и прочие обстоятельства совершения нарушения.
  2. Служащего, причастного к проступку.
  3. Вину лица в совершении нарушения, ее форму, а также мотивы противоправных действий.
  4. Сведения, характеризующие личность служащего.
  5. Наличие и характер негативных последствий, возникших вследствие совершения дисциплинарного проступка.
  6. Факторы, исключающие ответственность лица.
  7. Обстоятельства, отягчающие или смягчающие наказание.
  8. Степень и характер участия каждого служащего в совершении проступка, если к нему причастно несколько лиц.
  9. Условия и причины, способствовавшие противоправным действиям.
  10. Иные обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия решения о вменении конкретного дисциплинарного взыскания к военнослужащемуи сроке применения.

То же самое касается и оснований для его снятия. Начальник (командир) может вынести решение о вменении военнослужащему дисциплинарного взыскания в пределах своих полномочий или в десятидневный срок направить вышестоящему руководству материалы разбирательства.

Грубый дисциплинарный проступок

В случае грубого нарушения Устава либо получении сведений о его совершении непосредственный командир служащего должен доложить о данном факте начальнику в/ч. Он, в свою очередь, выносит решение о назначении разбирательства и устанавливает ответственных лиц за его проведение.

Внутреннее расследование по факту совершения грубого нарушения Устава завершается оформлением протокола. Если к такому проступку причастно несколько военнослужащих, протоколы составляются в отношении каждого из них.

Процедурные вопросы

Материалы дела вместе с приобщенным к нему протоколом предоставляется военнослужащему, совершившему грубое нарушение Устава, для ознакомления. После этого они передаются руководству воинской части на рассмотрение.

Начальник или иное лицо, проводившее внутреннее расследование, направляет командиру в/ч предложение о применении к виновному военнослужащему дисциплинарного ареста (в предложении должно содержаться указание на продолжительность его срока). Дисциплинарное взыскание военнослужащего, совершившего грубый проступок, может быть и другим. Это зависит от обстоятельств конкретного дела.

Командир в/ч должен рассмотреть материалы и протокол в течение 2-х суток с даты их поступления. По окончании указанного срока он обязан вынести решение или о передаче дела в гарнизонный суд, или о применении к виновному военнослужащему дисциплинарного взыскания, установленного Уставом.

Нюансы

Если обстоятельства, связанные с совершением грубого нарушения, были выявлены в ходе ранее проводившейся ревизии, административного расследования или иной проверки, разбирательство командиром в/ч может не инициироваться. В этом случае начальник части должен назначить офицера, ответственного за оформление протокола, устанавливает срок его составления (не больше 3 сут.).

При выявлении в процессе разбирательства признаков преступления в действиях виновного военнослужащего командир в/ч должен возбудить уголовное дело в порядке, закрепленном законодательством, и уведомить об этом начальника военного следственного подразделения СК РФ и военного прокурора.

Особенности вменения санкций

Дисциплинарные взыскания, применяемые к военнослужащим, должны соответствовать характеру проступка. При вменении санкций во внимание принимаются форма вины, обстоятельства совершения, последствия, которые повлекло за собой нарушение, смягчающие и отягчающие факторы, а также сведения о личности виновного.

Строгость дисциплинарного взыскания военнослужащего увеличивается, если проступок совершен в состоянии опьянения, во время боевого дежурства или при выполнении иных должностных (специальных) обязанностей. Наказание ужесточается и в том случае, если последствием противоправных действий стало существенное нарушение установленного в в/ч порядка.

Сроки

Санкции военнослужащему, вина которого установлена, вменяются до истечения 10 суток с момента, когда начальнику (командиру) поступила информация о совершенном проступке. При этом в указанный срок не включается время, отведенное на разбирательство, производство по административному или уголовному делу, период пребывания лица в командировке, на больничном, в отпуске или на боевом задании. Санкция должна быть применена к виновному до истечения срока давности, предусмотренного российским законодательством для привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности.

Лицо, считающее себя невиновным в проступке, вправе подать жалобу в течение 10 суток с даты вменения ему наказания.

Специальные правила

Взыскание к служащему, находящемуся в составе (на боевом дежурстве) за проступок, имевший место во время исполнения служебных обязанностей, налагается после смены или замены его иным военнослужащим.

Вменение санкций к лицу, находящемуся в состоянии опьянения, или взятие с него объяснений производится после его отрезвления. В таких ситуациях военнослужащий может быть задержан, после чего выносится решение о применении к нему взыскания по установленному порядку.

За один проступок может вменяться только одна санкция. Соединение нескольких взысканий или наказание всего личного состава за противоправные действия отдельных виновников не допускаются.

Дополнительно

Если начальник (командир) в силу тяжести проступка полагает, что его полномочий недостаточно для вменения соответствующего взыскания виновному, он может ходатайствовать о наказании военнослужащего властью вышестоящего руководства. Соответствующее предложение оформляется в виде рапорта. Документ должен быть передан вышестоящему руководству в течение 10 суток с даты поступления сведений о совершении проступка.

Командир, превысивший предоставленные ему полномочия, несет ответственность за это в соответствии с действующим законодательством и Уставом.

Права вышестоящего руководства

Вышестоящий командир не может отменить либо уменьшить взыскание, вмененное нижестоящим начальником по причине его строгости, если последним не были превышены предоставленные ему полномочия. Отмена санкции допускается, если будет установлено, что она не соответствует тяжести проступка. При этом вышестоящее руководство вправе применить более строгое наказание к виновному.

Служащий, которому было вменено дисциплинарное взыскание, не освобождается от материальной и уголовной ответственности.

Правила исполнения наказаний

Как правило, дисциплинарные взыскания, налагаемые на военнослужащих, приводятся в исполнение незамедлительно, а в исключительных ситуациях - до окончания срока давности. Следует отметить один нюанс, имеющий существенное значение для репутации служащих. По истечении давностного срока взыскание не исполняется, однако запись в карточке о нем сохраняется. Если все же наказание было исполнено, то виновное в этом должностное лицо будет привлечено к дисциплинарной ответственности.

Постановление о вменении санкции реализуется немедленно после вынесения.

В случае подачи военнослужащим жалобы исполнение наказания не приостанавливается. Исключением является случай поступления приказа вышестоящего руководства об отмене санкции, а при наложении ареста - решения вышестоящей судебной инстанции.

С военнослужащих производится в порядке, установленном законодательством.

Реализация воспитательной функции санкций

Как выше говорилось, дисциплинарные взыскания направлены на предупреждение совершения новых проступков как наказанным лицом, так и его сослуживцами. В этой связи о примененных санкциях объявляется всему личному составу перед строем, на совещании или лично. Кроме этого, начальник в/ч вправе издать приказ, в котором будет содержаться информация о вмененных наказаниях.

Объявление дисциплинарного взыскания командиру в присутствии подчиненных не допускается.

При сообщении информации о вмененной санкции указывается суть проступка и причина привлечения к ответственности.

Дисциплинарный арест

Он считается крайней мерой ответственности. Арест представляет собой помещение военнослужащего в условия изоляции на войсковой, гарнизонной или корабельной гауптвахте.

Данную меру разрешено применять в исключительных случаях и только за грубый проступок. Если в противоправном действии/бездействии военнослужащего выявлены признаки административного нарушения, дисциплинарный арест может применяться только тогда, когда в КоАП за такое деяние предусмотрен административный арест.

Данная мера вменяется на срок до 30 сут. за один либо несколько грубых проступков. Если в деянии лица обнаружены признаки административного нарушения, продолжительность ареста устанавливается в соответствии со сроком, предусмотренном за него в КоАП.

Во время исполнения данного наказания служащий не исключается из личного состава в/ч вследствие увольнения со службы (отчисления со сборов или их окончания). Исключение предусмотрено для случаев, когда военно-врачебная комиссия признала его негодным к нахождению в рядах ВС РФ.


90. Дисциплинарное взыскание исполняется, как правило, немедленно, а в исключительных случаях — не позднее истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности. По истечении срока давности взыскание не исполняется, но запись о нем в служебной карточке сохраняется. В последнем случае лицо, по вине которого не было исполнено примененное взыскание, несет дисциплинарную ответственность.

Решение судьи гарнизонного военного суда о назначении дисциплинарного ареста исполняется немедленно.

Исполнение дисциплинарного взыскания при подаче жалобы не приостанавливается, если не последует приказ вышестоящего командира (начальника) о его отмене, а в случае назначения дисциплинарного ареста — решения вышестоящего судебного органа.

Досрочное прекращение исполнения дисциплинарного взыскания осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

91. О примененных дисциплинарных взысканиях объявляется:

  • солдатам и матросам — лично или перед строем;
  • сержантам и старшинам — лично, на совещании или перед строем сержантов или старшин;

Кроме того, дисциплинарные взыскания могут объявляться в приказе.

Объявлять дисциплинарные взыскания командирам (начальникам) в присутствии их подчиненных запрещается.

При объявлении военнослужащему дисциплинарного взыскания указываются причина наказания и суть дисциплинарного проступка.

92. Дисциплинарные взыскания — выговор, строгий выговор — объявляются военнослужащему в порядке, указанном в статье 91 настоящего Устава.

93. Дисциплинарное взыскание — лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег — применяется к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, и означает запрещение в течение семи суток отлучаться без служебной необходимости из расположения воинской части (сходить с корабля на берег), в том числе участвовать в коллективных (в составе подразделения) посещениях культурно-досуговых учреждений и мест отдыха, расположенных вне военного городка.

94. Дисциплинарный арест является крайней мерой дисциплинарного воздействия и заключается в содержании военнослужащего в условиях изоляции на гарнизонной или войсковой (корабельной) гауптвахте.

Дисциплинарный арест применяется к военнослужащему лишь в исключительных случаях и только за совершенный им грубый дисциплинарный проступок. Если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного ареста.

Дисциплинарный арест назначается на срок до 30 суток за один или несколько грубых дисциплинарных проступков. Если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то срок дисциплинарного ареста устанавливается в пределах срока административного ареста, установленного за такое административное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дисциплинарный арест за несколько грубых дисциплинарных проступков назначается путем поглощения менее строгого дисциплинарного взыскания более строгим либо путем частичного или полного сложения сроков ареста в пределах срока, установленного законодательством Российской Федерации.

Дисциплинарный арест за грубый дисциплинарный проступок, совершенный в период отбывания дисциплинарного ареста, назначается путем частичного или полного сложения сроков ареста. В этом случае непрерывный срок нахождения военнослужащего под дисциплинарным арестом не должен превышать 45 суток.

В срок дисциплинарного ареста засчитывается срок задержания военнослужащего (если такая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке была применена к военнослужащему) в связи с совершением им дисциплинарного проступка, за который назначен дисциплинарный арест.

Во время отбывания дисциплинарного ареста военнослужащий не может быть исключен из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы (отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов), за исключением случая признания его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе, а военнослужащий, проходящий военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, и военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, — также за исключением случая признания его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.

Дисциплинарный арест не применяется к офицерам, военнослужащим, не приведенным к Военной присяге (не принесшим обязательство), военнослужащим, не достигшим 18-летнего возраста, и военнослужащим женского пола.

Дисциплинарный арест исполняется только в отношении военнослужащего, который по состоянию здоровья может содержаться под дисциплинарным арестом.

Время отбывания дисциплинарного ареста в срок военной службы не засчитывается.

95. Дисциплинарное взыскание — лишение нагрудного знака отличника — объявляется приказом командира воинской части и исполняется в отношении: солдат и матросов — перед строем воинской части; сержантов и старшин — перед строем сержантов и старшин.

96. Дисциплинарное взыскание — предупреждение о неполном служебном соответствии — применяется один раз за время пребывания военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в занимаемой штатной воинской должности.

По истечении года после применения этого дисциплинарного взыскания командир (начальник) в срок до 30 суток принимает решение (ходатайствует) о снятии данного дисциплинарного взыскания либо, если военнослужащий не исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли, — о снижении этого военнослужащего в воинской должности или досрочном увольнении его с военной службы в установленном порядке.

Военнослужащий может быть представлен к снижению в воинской должности или досрочному увольнению с военной службы до окончания срока действия данного дисциплинарного взыскания в случае систематического нарушения исполнения должностных и (или) специальных обязанностей.

97. Дисциплинарное взыскание — снижение в воинской должности — применяется в отношении всех военнослужащих, объявляется приказом командира воинской части и исполняется без согласия военнослужащего на перемещение на нижестоящую воинскую должность.

98. Дисциплинарное взыскание — снижение в воинском звании ефрейтора (старшего матроса) и сержанта (старшины), в том числе и со снижением в воинской должности — объявляется приказом командира воинской части.

Военнослужащему, к которому применено дисциплинарное взыскание — снижение в воинском звании на одну ступень — при объявлении взыскания определяется время для замены соответствующих знаков различия. Запрещаются срывание погон, срезание нашивок и другие действия, унижающие личное достоинство военнослужащего.

99. Дисциплинарное взыскание — досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта — применяется в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, за невыполнение им условий контракта и исполняется без его согласия.

Если на момент досрочного увольнения военнослужащий не выслужил установленный срок военной службы по призыву, он направляется для прохождения военной службы по призыву с зачислением двух месяцев военной службы по контракту за один месяц военной службы по призыву.

100. Дисциплинарное взыскание — отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования — применяется в отношении курсантов военного образовательного учреждения профессионального образования за один или несколько совершенных ими грубых дисциплинарных проступков по представлению начальника военного образовательного учреждения профессионального образования приказом командира (начальника), которому такое право предоставлено.

101. Дисциплинарное взыскание — отчисление с военных сборов — применяется в отношении граждан, призванных на военные сборы, за один или несколько совершенных ими грубых дисциплинарных проступков и объявляется приказом командира воинской части, в которой гражданин, призванный на военные сборы, проходит военные сборы.

При этом время нахождения на военных сборах гражданину, призванному на военные сборы, не засчитывается.

Дисциплинарный устав ВС РФ

Читать полный конспект

Дисциплинарный арест военнослужащих практически неприменим.
Почему?

Дисциплинарный арест как вид наказания военнослужащего за совершение грубого дисциплинарного проступка во все времена обладал большим воспитательным воздействием и значительно повышал возможности командиров (начальников) по поддержанию в подчиненных частях уставного порядка. Однако Указом Президента РФ от 30 июня 2002 г. N 671 "О внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации" дисциплинарный арест был исключен из практики применения военного командования всех уровней. Одновременно с этим результаты ежегодных мониторингов состояния воинской дисциплины показали, что за время, прошедшее после вступления в силу вышеназванного Указа, существенно возросло число грубых нарушений воинской дисциплины. Это прежде всего самовольные отлучки, употребление спиртных напитков, нарушение правил несения службы и уставных взаимоотношений между военнослужащими. Об этом также убедительно свидетельствуют статистические данные. Так, согласно Директиве Министра обороны Российской Федерации "О мерах по недопущению превышений должностных полномочий офицерами Вооруженных Сил Российской Федерации" от 7 июня 2003 г. N Д-33, в 2002 г. в избиении подчиненных участвовали 290 офицеров, в результате чего пострадали 419 военнослужащих, из которых 3 погибли; 11 военнослужащим причинен тяжкий вред здоровью. За указанные преступления осуждено 200 офицеров, в том числе один генерал. А в 2003 г. было зарегистрировано свыше 90 преступлений, связанных с рукоприкладством офицеров, от которых пострадало более 100 военнослужащих. Отмена дисциплинарного ареста с содержанием на гауптвахте во многих случаях снизила авторитет командира как единоначальника. Сложившаяся ситуация привела, в свою очередь, к тенденции систематического совершения нарушений одними и теми же военнослужащими, что в целом отрицательно сказалось на боеготовности войск. Проанализировав данные факты, руководство Министерства обороны пришло к выводу, что основной предпосылкой совершения грубых дисциплинарных проступков стало отсутствие надлежащей дисциплинарной ответственности за их совершение. Именно поэтому в вышестоящих кругах снова было принято решение о разработке законов, касающихся применения к военнослужащим дисциплинарного ареста. При этом были тщательно изучены опыт и практика применения данного вида дисциплинарного взыскания ведущих зарубежных государств. Как итог, Президентом Российской Федерации подписаны федеральные законы от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста" и от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих", вступившие в силу с 1 января 2007 г. Вслед за ними последовало издание новых общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ, закрепивших дисциплинарный арест как крайнюю меру дисциплинарного воздействия, сущность которой заключается в содержании военнослужащего в условиях изоляции на гарнизонной или войсковой (корабельной) гауптвахте. Тем самым национальное законодательство было полностью приведено в соответствие с мировой практикой цивилизованных государств; Европейской конвенцией о защите прав человека от 4 ноября 1950 г. (ст. 5) и Конституцией Российской Федерации (ст. 22) заключение под стражу и содержание под стражей граждан допускаются только на основании решения суда.

Казалось бы, наша страна находится на верном пути демократизации общества, и дисциплинарный арест снова станет действенной опорой командиров по поддержанию воинской дисциплины. Однако председатель Московского окружного военного суда генерал-лейтенант юстиции А. Безнасюк отметил, что восстановление гауптвахты в Российской армии с 1 января 2007 г. не повлияло на уровень правонарушений в войсках. В 2007 г. судьями военных судов было рассмотрено в целом 510 материалов по делам о применении дисциплинарного ареста, из них 116 - гарнизонными военными судьями Московского военного округа. Для сравнения: по словам председателя Балтийского флотского военного суда генерал-майора юстиции В. Борисенко, во времена российских "гауптвахт первого поколения" (1990-е годы) в Балтийском флоте ежегодно подвергались аресту до 5 тыс. военнослужащих . Следовательно, принимая во внимание эти факты, можно сделать вывод о "непопулярности" дисциплинарного ареста как одного из видов дисциплинарных взысканий с учетом наличия широкого распространения грубых дисциплинарных проступков среди лиц, проходящих военную службу.

Для того чтобы понять, почему на сегодняшний день рассматриваемый вид дисциплинарного взыскания редко применяется в Вооруженных Силах в отличие от прежних времен, необходимо прежде всего обратить внимание на порядок наложения дисциплинарного ареста.

Напомню, что, согласно ранее действовавшим общевоинским уставам Вооруженных Сил РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. N 2140, правом наложения дисциплинарного ареста наделялись воинские должностные лица от командира роты и выше. В настоящее время, как уже было упомянуто, назначить рассматриваемый вид дисциплинарного взыскания в отношении военнослужащего, являющегося нарушителем воинской дисциплины, может только гарнизонный военный суд. Кроме того, до 1 июля 2002 г. Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ за совершение грубых дисциплинарных проступков предусматривалось наложение ареста с содержанием на гауптвахте на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, до 7 суток, а на проходящих военную службу по призыву - до 10 суток. С 1 января 2007 г. дисциплинарный арест назначается на срок до 30 суток за один или несколько грубых дисциплинарных проступков. А в случае совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка в период отбывания дисциплинарного ареста непрерывный срок нахождения военнослужащего на гауптвахте не должен превышать 45 суток .

Командирам воинских частей следует иметь в виду, что до подачи в суд соответствующих материалов, уличающих виновного в совершении грубого дисциплинарного проступка, необходимо провести административное расследование в целях выявления причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка. Лицо, назначенное командиром воинской части для проведения разбирательства, направляет командиру воинской части предложение о сроке дисциплинарного ареста, который целесообразно назначить военнослужащему . Командиру воинской части в 10-дневный срок после совершения подчиненным грубого дисциплинарного проступка представляются соответствующие материалы: рапорт о происшедшем, объяснения военнослужащего и свидетелей, служебную характеристику на провинившегося, справку о медицинском освидетельствовании, а также предметы, вещи и документы, имеющие значение для решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности. Командир части, в свою очередь, в течение двух суток должен рассмотреть представленные документы и принять решение о направлении их в суд или о прекращении разбирательства (применении другого вида дисциплинарного взыскания). При этом в первом случае командир представляет и свое заключение о сроке ареста, который целесообразно определить для потенциального обитателя гауптвахты. Несомненно, процедура наложения дисциплинарного ареста довольно сложна для командиров с юридической точки зрения, поскольку возникает необходимость наличия четко отработанного механизма по сбору необходимых документов. Неслучайно в 2007 г. 43 материала по делам о дисциплинарном аресте было возвращено командирам воинских частей ввиду их неправильного оформления

Вообще, создается впечатление, что все "отцы-командиры" как только узнали о необходимости направления в суд по дисциплинарным делам целого перечня документов на "проштрафившегося", так все "дружно" и забыли о таком виде наказания, как дисциплинарный арест, накладываемый по судебному решению. Действительно, невозможно оставить без внимания эту особенность.

Помимо излишней бумажной оформительской волокиты на командира воинской части (должностное лицо гарнизона), направившего в гарнизонный военный суд материалы о грубом дисциплинарном проступке, возлагается обязанность обеспечить явку в суд военнослужащего, в отношении которого ведется производство по указанным материалам, а также в пределах своей компетенции иных лиц, участие которых в судебном рассмотрении указанных материалов признано необходимым . Само участие командира воинской части в судебном рассмотрении при наложении дисциплинарного ареста также обязательно. В этой связи пассивность командного звена в наложении указанного вида дисциплинарного взыскания может быть объяснена еще и тем, что некоторые воинские должностные лица зачастую ориентированы не на объективное повышение уровня дисциплины в армейской среде, а на уменьшение доли собственной работы.

Полагаю, что на принятие решения начальником назначить военнослужащему дисциплинарный арест косвенно влияет и судебная практика, которая складывалась в 2007 г. зачастую не в пользу командного состава. По каждому четвертому ходатайству командования судами назначался срок ареста менее продолжительный, чем об этом ходатайствовали командиры воинских частей. Так, срок дисциплинарного ареста до 10 суток назначался в отношении 59,7% военнослужащих (298 человек) .

Таким образом, все вышеперечисленное указывает на тот факт, что командиры крайне неохотно проявляют инициативу назначения дисциплинарного ареста в отношении злостных нарушителей уставного порядка, не обращаясь в установленном порядке в суд. Одновременно с этим бездействие должностных лиц может привести к необоснованному исключению дисциплинарного ареста из круга взысканий дисциплинарного характера. Это, в свою очередь, провоцирует использование неправовых механизмов воздействия на личный состав (запирание солдат "до вытрезвления" в оружейных комнатах, бытовках, рукоприкладство и т.д.).

Анализ действующего законодательства о дисциплинарном аресте и складывающаяся практика его применения позволили выявить еще несколько проблемных вопросов. Так, в ст. 4 Федерального закона от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста" (далее - ФЗ N 199) указано, что материалы о грубом дисциплинарном проступке рассматриваются гарнизонным военным судом, в который они поступили. Данная трактовка неточно отражает правила подсудности указанных материалов, поскольку в соответствии со ст. 21 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. На практике при наличии на территории одного гарнизона двух и более гарнизонных военных судов, которые обслуживают воинские части различной подчиненности, этот пробел может привести к спорам о подсудности.

Статьей 5 ФЗ N 199 предусмотрено обязательное участие военнослужащего, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, в судебном рассмотрении указанных материалов. Однако представляется, что применение дисциплинарного ареста к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, возможно и без их участия, при условии обязательного участия защитника (как административный арест возможен без участия в суде гражданина).

Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ N 199, на постановление судьи гарнизонного военного суда может быть подана жалоба военнослужащим, в отношении которого оно вынесено, его защитником, командиром воинской части (должностным лицом гарнизона), направившим в гарнизонный военный суд материалы о грубом дисциплинарном проступке, а также внесено представление военным прокурором. Однако в законе прямо не говорится о возможности обжалования постановления судьи о назначении военнослужащему дисциплинарного ареста либо о возврате поступивших в суд материалов в случаях, прямо предусмотренных частью 1 ст. 13 ФЗ N 199, а также об отказе в назначении дисциплинарного ареста и о возвращении указанных материалов командиру воинской части (должностному лицу гарнизона), направившему в гарнизонный военный суд указанные материалы, для применения иной меры дисциплинарного воздействия и о прекращении производства по материалам о грубом дисциплинарном проступке.

В связи с отсутствием прямого указания в законе на возможность обжалования таких постановлений представляется, что, разрешая вопрос по существу, необходимо руководствоваться частью 2 ст. 46 Конституции РФ, предусматривающей общий принцип возможности судебного обжалования любых решений государственных органов, в том числе суда.

Московским окружным военным судом в 2007 г. в кассационном порядке были рассмотрены материалы о назначении военнослужащему дисциплинарного ареста по жалобе командира войсковой части N 88612 на постановление судьи Люберецкого гарнизонного военного суда от 22 января 2007 г. о возвращении указанному должностному лицу материалов о грубом дисциплинарном проступке в отношении военнослужащего той же воинской части, проходящего военную службу по призыву в связи с их неправильным оформлением и неполнотой. Рассмотрев указанную жалобу, судья Московского окружного военного суда оставил ее без удовлетворения на том основании, что постановление судьи Люберецкого гарнизонного военного суда было принято в соответствии с требованиям п. 3 ч. 1 ст. 13 ФЗ N 199

Часть 2 ст. 22 ФЗ N 199 предусматривает, что подача жалобы (внесение представления) не приостанавливает исполнение постановления судьи гарнизонного военного суда о назначении военнослужащему дисциплинарного ареста, которое подлежит немедленному исполнению. Однако на практике не исключены судебные ошибки при рассмотрении указанных материалов. Поскольку к моменту рассмотрения жалобы на постановление суда о назначении дисциплинарного ареста военнослужащий, как правило, отбудет часть или весь срок дисциплинарного ареста, представляется необходимой разработка и законодательное закрепление компенсационного механизма тем военнослужащим, к которым дисциплинарное наказание в виде ареста было применено в результате судебной ошибки. Например, по обратной аналогии с положениями Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающими незачет времени отбывания дисциплинарного ареста в срок службы по призыву, в вышеуказанных случаях можно было бы засчитывать один день незаконного отбывания ареста в общую продолжительность военной службы в льготном исчислении и т.п.

Интересно также представить следующую ситуацию. Если военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы), в отношении которого принято решение об отмене дисциплинарного ареста, находится на гауптвахте под арестом, то он подлежит немедленному освобождению. Вопрос: возникает ли у указанного военнослужащего право на реабилитацию, т.е. на возмещение причиненного ему материального и морального вреда, в связи с необоснованным дисциплинарным арестом, как это предусмотрено, например, в п. 34 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ?

К сожалению, в ФЗ N 199 данный вопрос никак не урегулирован. Между тем, как представляется, военнослужащий, который необоснованно провел под арестом хотя бы несколько дней, имеет полное право на реабилитацию (выражаясь языком уголовно-процессуального закона). Согласно ч. 1 ст. 133 УПК РФ, право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда. Вот только в какой мере, с учетом принципа аналогии права, приведенная норма уголовно-процессуального закона может быть применима к реализации норм ФЗ N 199, пока неясно в связи с недостаточной правоприменительной и судебной практикой.

Одной из главных новелл действующего законодательства стало участие защитника в суде по ходатайству военнослужащего, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке. В качестве защитника к участию в судебном рассмотрении материалов о грубом дисциплинарном проступке допускается адвокат, полномочия которого удостоверяются соответствующим ордером. Согласно ст. 6 Федерального закона "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста", защитник, допущенный к участию в судебном рассмотрении материалов о грубом дисциплинарном проступке, имеет право общаться с военнослужащим, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, наедине и конфиденциально, знакомиться со всеми материалами, собирать и представлять доказательства, участвовать в их исследовании, в том числе задавать вопросы участникам судебного рассмотрения указанных материалов с разрешения судьи гарнизонного военного суда, заявлять ходатайства и отводы. Иными словами, к примеру, если нарушитель воинской дисциплины считает, что он не заслуживает рассматриваемого вида дисциплинарного взыскания и в отношении него имеется предвзятое отношение со стороны командира части, то военнослужащий вправе требовать защитника. При этом за услуги адвокату должна заплатить воинская часть. Для этого необходимо представить в финансовую часть письменный договор с юристом. Однако непосредственно порядок выплат (с какого счета снимать, как перечислять, какие справки составлять и прикладывать) должно определять каждое ведомство, где служат военнослужащие. Это имеет принципиальное значение, поскольку командир воинской части должен иметь представление о четкой и понятной процедуре, как рассчитываться с "солдатскими адвокатами". На сегодняшний день в действующем законодательстве существуют пробелы в правовом регулировании в указанной части

Представляется также весьма интересным вопрос об условиях содержания военнослужащих под дисциплинарным арестом. Примечательно, но условия, указанные в прежних общевоинских уставах, были даже хуже, чем в колониях. Достаточно сказать, что арестованные спали только на голых нарах и могли привлекаться к работам по 10 часов, в то время как осужденные по суду преступники - всего по 8. Теперь же ситуация в корне изменилась. Так, Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ жилая площадь увеличена с 2 до 4 кв. м на одного человека, в каждом помещении новой гауптвахты должен быть установлен умывальник с горячей водой и туалет, а прежние нары и топчаны заменили кровати с набором постельных принадлежностей (матрасом, подушкой, одеялом, постельным бельем: двумя простынями и наволочкой). Помимо этого военнослужащие, содержащиеся на гауптвахте, должны быть обеспечены полотенцем, столовой посудой и столовыми приборами на время принятия пищи (миской, кружкой, ложкой), книгами, газетами и журналами, настольными играми (шашки, шахматы, домино: по одному комплекту на общую камеру), письменными принадлежностями. В камерах должны быть кровати, столы, табуреты (стулья) по количеству лиц, содержащихся в камере, тумбочки для личных вещей, туалетных и бритвенных принадлежностей (одна на два человека), баки с питьевой водой, вешалки для верхней одежды, настенное зеркало, розетка для подключения электроприборов, радио для прослушивания общегосударственной программы, кнопка для вызова контролера, светильники дневного и ночного освещения, урна для мусора, плевательница, инвентарь для уборки камеры. По возможности камеры обеспечиваются вентиляционным оборудованием, телевизорами, холодильниками, санузлами и умывальниками с водопроводной водой. При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности. Арестованным военнослужащим гарантируется личная безопасность во время содержания на гауптвахте, материально-бытовое и медицинское обеспечение по установленным нормам для соответствующих категорий, восьмичасовой сон в ночное время, вежливое обращение со стороны военнослужащих, несущих службу на гауптвахте, ежедневная прогулка продолжительностью не менее одного часа.

Согласно п. 57 приложения N 14 Устава гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ, гарнизонная гауптвахта оборудуется отдельными комнатами: для приема военнослужащих; для допроса подозреваемых и обвиняемых; для свиданий с осужденными к аресту с отбыванием наказания на гауптвахте, подозреваемыми и обвиняемыми; для проведения медицинского осмотра и оказания медицинской помощи военнослужащим; комнатами для работы и размещения штатного состава гауптвахты; караульным помещением; кухней (комнатой) для подогрева или приготовления пищи военнослужащим, содержащимся на гауптвахте, с необходимыми подсобными помещениями; столовой или комнатой для приема пищи (в каждом отделении); кладовой, оборудованной стеллажами (вешалками) для хранения вещей военнослужащих, содержащихся на гауптвахте; комнатой для умывания (в каждом отделении); внутренними или наружными туалетами (в каждом отделении).

Как видим, нынешний Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ существенным образом улучшил условия пребывания военнослужащих на гауптвахте, однако основная сложность заключается в реализации указанных выше положений на практике. Дело в том, что серьезным барьером, препятствующим применению дисциплинарного ареста в войсках, является плохое обустройство сегодняшних гауптвахт и отсутствие нормальных мест для содержания арестованных, что непосредственным образом влияет на практику назначения судами рассматриваемого дисциплинарного взыскания. Военных судей зачастую не могут удовлетворить материалы командования о применении к военнослужащим дисциплинарного ареста, поскольку отсутствуют условия содержания арестованных военнослужащих, предписанные Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ, к тому же многие камеры с 2002 г. вообще пришли в полную негодность. Неслучайно председатель Московского окружного военного суда генерал-лейтенант юстиции А. Безнасюк отметил, что Министерство обороны, пять лет проливавшее слезы по поводу отмены гауптвахты в 2002 г. и наконец получившее желаемое в 2007 г., фактически оказалось не готово к применению дисциплинарного ареста в отношении злостных нарушителей уставного порядка . Именно поэтому в настоящее время в Министерстве обороны Российской Федерации, по словам начальника Управления службы войск Главного управления боевой подготовки и службы войск Вооруженных Сил РФ В. Козлова, развернута целенаправленная работа по приведению гарнизонных гауптвахт в соответствие с требованиями российского законодательства. Создана рабочая группа по разработке ведомственной целевой программы строительства и реконструкции гарнизонных гауптвахт на 2007-2010 гг. Руководство этой группы возложено на службу расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации. В состав рабочей группы включены представители различных служб Министерства обороны РФ, главных и центральных управлений. Разработана проектно-сметная документация. Имеется план строительства и реконструкции гарнизонных гауптвахт на 2006-2010 гг., утвержденный первым заместителем министра обороны РФ. В нем расписаны все этапы работы. Всего в Вооруженных Силах РФ планируется иметь 142 гауптвахты. В целом будет возведено 33 и реконструировано 109 гауптвахт . Строительство и реконструкция гауптвахт будут осуществляться Службой расквартирования и обустройства Министерства обороны, а финансирование ведомственной целевой программы будет осуществляться за счет бюджета Министерства обороны РФ. Не стоит сомневаться, что в скором будущем построение и обустройство гауптвахт "нового образца" будут способствовать широкому распространению случаев назначения дисциплинарного ареста как средства воспитательного воздействия, что непременно приведет к укреплению воинской дисциплины и эффективному поддержанию правопорядка в войсках.

Помимо указанной выше проблемы существует и иная, суть которой заключается в том, что особенностью организации военно-административных отношений является их динамичность и привязанность не к конкретной территории, а к месту дислокации войск. Военные суды в мирное время действуют в конкретных населенных пунктах и лишь при объявлении военного положения дислоцируются в местах нахождения штабов дивизий, армий, фронтов, флотилий, флотов. А гауптвахты (гарнизонные, войсковые, корабельные) создаются в местах наибольшего сосредоточения военнослужащих и бывают временными (например, на период нахождения на учебном полигоне) или постоянными. Корабельные гауптвахты создаются на флагманских судах, а также на других кораблях военно-морского флота при их нахождении в походах. В связи с этим есть основания полагать, что в мирное время реализовать судебную процедуру дисциплинарного ареста военнослужащих, совершивших дисциплинарное правонарушение не по месту постоянной дислокации войсковой части, в морском походе либо если войсковая часть расположена на значительном удалении от места нахождения военного суда, будет достаточно сложно, и существующий правовой механизм наложения дисциплинарного ареста может не работать.

Подобную озабоченность вызывает применение рассматриваемого дисциплинарного взыскания в Черноморском флоте Российской Федерации. Здесь уместно отметить, что российские суды, к примеру, осуществляют свою деятельность на постоянной основе в Казахстане, Таджикистане, Молдове с учетом уважения их суверенитета и на основе договоренностей между Россией и указанными государствами СНГ. Но на сегодняшний день, например, подобной договоренности между российской и украинской сторонами не существует, а согласно законодательству Украины, правом рассмотрения вопросов создания и ликвидации судов обладает лишь Президент Украины. Получается, что суда, непосредственно находящегося в месте дислокации флота (г. Севастополь), нет, а ближайший размещается в г. Новороссийске. Это еще более усугубляет сложившееся положение в случае обращения командования о назначении дисциплинарного ареста лицу, проходящему военную службу в составе Черноморского флота на территории Украины.

Подводя итог, хочется отметить, что практика защиты интересов личности и общества во многом предопределила научное переосмысление института дисциплинарного ареста военнослужащих. Дух и буква внесенных изменений направлены на модернизацию правового регулирования рассматриваемого вида дисциплинарного взыскания. Однако дисциплинарный арест со всеми нововведениями пока не смог в полной мере привести к совершенствованию деятельности военной организации государства. Следует признать, что, являясь мерой воспитательного воздействия, арест с содержанием на гауптвахте в настоящее время редко назначается военными судами в силу указанных выше препятствий, ликвидация которых в кратчайшие сроки является осознанной необходимостью с целью повышения управляемости войсками, укрепления дисциплины и правопорядка, обеспечения оперативного и качественного решения задач в условиях военной службы.

Д.Ю. Мананников,

военно-юридический факультет

Военного университета Министерства обороны РФ

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Президентом Российской Федерации подписаны Федеральные законы от 1 декабря 2006 г. № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам, о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» и от 4 декабря 2006 г. № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих», вступившие в силу с 1 января 2007 г. Вслед за ними последовало издание новых общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ, закрепивших дисциплинарный арест как крайнюю меру дисциплинарного воздействия, сущность которой заключается в содержании военнослужащего в условиях изоляции на гарнизонной или войсковой (корабельной) гауптвахте. Тем самым национальное законодательство было полностью приведено в соответствие с мировой практикой цивилизованных государств, Европейской конвенцией о защите прав человека от 4 ноября 1950 г. (ст. 5),и Конституцией Российской Федерации (ст. 22) заключение под стражу и содержание под стражей граждан допускается только на основании решения суда.

Казалось бы, наша страна находится на верном пути демократизации общества, и дисциплинарный арест снова станет действенной опорой командиров в работе по поддержанию воинской дисциплины.

Для того чтобы понять, почему на сегодняшний день, рассматриваемый вид дисциплинарного взыскания редко применяется в Вооруженных Силах в отличие от прежних времен, необходимо, прежде всего, обратить внимание на порядок наложения дисциплинарного ареста.

Командирам воинских частей следует иметь в виду, что до подачи соответствующих материалов в суд, уличающих виновного в совершении грубого дисциплинарного проступка, необходимо провести административное расследование в целях выявления причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка. Лицо, назначенное командиром воинской части для проведения разбирательства, направляет командиру воинской части предложение о сроке дисциплинарного ареста, который целесообразно назначить военнослужащему. Командиру воинской части представляются в 10 -дневный срок после совершения подчиненным грубого дисциплинарного проступка соответствующие материалы: рапорт о происшедшем, объяснения военнослужащего и свидетелей, служебная характеристика на провинившегося, справка о медицинском освидетельствовании, а также предметы, вещи и документы, имеющие значение для решения вопроса привлечении к дисциплинарной ответственности. Командир части, в свою очередь, в течение двух суток должен рассмотреть представленные документы, в результате принять решение о направлении их в суд или о прекращении разбирательства (применении другого вида дисциплинарного взыскания). При этом в первом случае командир представляет и свое заключение о сроке ареста, который целесообразно определить для потенциального обитателя гауптвахты. Нетрудно заметить, что процедура наложения дисциплинарного ареста довольно сложна для командиров с юридической точки зрения, поскольку возникает необходимость наличия четко отработанного механизма по сбору необходимых документов. Помимо этого нельзя забывать, что на командира воинской части (должностное лицо гарнизона), направившего в гарнизонный военный суд материалы о грубом дисциплинарном проступке, возлагается обязанность обеспечить явку в суд военнослужащего, в отношении которого ведется производство по указанным материалам, а также в пределах своей компетенции иных лиц, участие которых в судебном рассмотрении указанных материалов признано необходимым. При наложении дисциплинарного ареста командиру воинской части (его представителю) также следует учитывать, что его участие в судебном рассмотрении обязательно.

Представляется, что перечисленные выше процессуальные требования, трудоемкий и продолжительный сбор необходимых документов для рассмотрения их военным судом, доказывание начальником виновности военнослужащего в совершении грубого дисциплинарного проступка являются значимыми причинами, из-за которых командиры крайне неохотно проявляют инициативу назначения дисциплинарного ареста в отношении злостных нарушителей уставного порядка.

Представляется весьма интересным вопрос условий содержания военнослужащих под дисциплинарным арестом. Примечательно, но условия, указанные в прежних общевоинских уставах, были даже хуже. Чем в колониях. Достаточно сказать, что арестованные спали только на голых нарах и могли привлекаться к работам по 10 часов, в то время как осужденные по суду преступники - всего по 8. Теперь же ситуация в корне изменилась. Так, Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации жилая площадь увеличена с 2 до 4 кв. м на одного человека, в каждом помещении новой гауптвахты должен быть установлен умывальник с горячей водой и туалет, а прежние нары и топчаны заменили кровати с набором постельных принадлежностей (матрасом, подушкой, одеялом, постельным бельем: двумя простынями и наволочкой). Помимо этого военнослужащие, содержащиеся на гауптвахте, должны быть обеспечены полотенцем, столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи (миской, кружкой, ложкой), книгами, газетами и журналами, настольными играми (шашки, шахматы, домино - по одному комплекту на общую камеру), письменными принадлежностями. В камерах должны быть кровати, столы, табуреты (стулья) по количеству лиц, содержащихся в камере, тумбочки для личных вещей, туалетных и бритвенных принадлежностей (одна на два человека), баки с питьевой водой, оборудованные фонтанчиками, вешалки для верхней одежды, настенное зеркало, розетка для подключения электроприборов, радио для прослушивания общегосударственной программы, кнопка для вызова контролера, светильники дневного и ночного освещения, урна для мусора, плевательница, инвентарь для уборки камеры. По возможности камеры обеспечиваются вентиляционным оборудованием, телевизорами, холодильниками, санитарными узлами и умывальниками с водопроводной водой. При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности. Арестованным военнослужащим гарантируется личная безопасность во время содержания на гауптвахте, материально-бытовое и медицинское обеспечение по установленным нормам для соответствующих категорий, восьмичасовой сон в ночное время, вежливое обращение со стороны военнослужащих, несущих службу на гауптвахте, ежедневная прогулка продолжительностью не менее одного часа.

Как видим, нынешний Устав гарнизонный и караульной службы Вооруженных сил Российской Федерации существенным образом улучшил условия пребывания военнослужащих на гауптвахте, однако основная сложность заключается в реализации указанных выше положений практике. Дело в том, что серьезным барьером, препятствующим применению дисциплинарного ареста в войсках, является плохое обустройство сегодняшних гауптвахт и отсутствие нормальных мест для содержания арестованных, что непосредственным образом влияет на практику назначения судами рассматриваемого дисциплинарного взыскания. Иными словами, военные судьи зачастую не могут удовлетворить материалы командования о применении к военнослужащим дисциплинарного ареста, поскольку отсутствуют условия содержания арестованных военнослужащих, предписанные Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных сил Российской Федерации, к тому же многие камеры с 2002 г. вообще пришли в полную негодность.

Всего в Вооруженных Силах Российской Федерации планируется иметь 142 гауптвахты. В целом будет возведено 33 и реконструировано 109 гауптвахт. Строительство и реконструкция гауптвахт будут осуществляться службой расквартирования и обустройства Министерства обороны, а финансирование ведомственной целевой программы будет осуществляться за счет бюджета Министерства обороны Российской Федерации.

Не стоит сомневаться, что построение и обустройство гауптвахт «нового образца» впоследствии будет способствовать широкому распространению случаев назначения судьями военных судов дисциплинарного ареста как средства воспитательного воздействия, что непременно приведет к укреплению воинской дисциплины и эффективному поддержанию правопорядка в войсках.

Таким образом, с учетом изложенного выше, можно определить специфическую цель ареста как вида уголовного наказания следующим образом: оказание на осужденного положительного психологического воздействия в условиях кратковременной изоляции от общества. Наказание в виде ареста применимо в отношении подростков с сильной устойчивой психикой, и имеет ряд особенностей, нежели осужденный, достигший 18 летнего возраста.




Top