Проверка Роспотребнадзора: все, что нужно знать. Готовится радикальная реформа контролеров Реорганизация надзорных органов в году

О ходе реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»

Селекторное совещание.

Из стенограммы:

Д.Медведев: Где-то полгода назад мы приступили к реформе контрольной и надзорной деятельности. Эта сфера была выделена в отдельную приоритетную программу . Все целевые задачи реформы вплоть до 2025 года были специально сформулированы и утверждены. Мы, кстати, вчера их обсуждали и на партийной комиссии «Единой России» . Так что эта тема является очень важной для различных форматов обсуждения.

Горки, Московская область

Вступительное слово Дмитрия Медведева на селекторном совещании о ходе реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»

Успех любой реформы в значительной мере зависит от эффективности её исполнения в регионах, поэтому у нас сегодня такой селектор. Мы обсудим с коллегами, как организована эта работа и как обеспечивается координация реформы с территориальными органами.

На что хочу обратить особое внимание руководителей контрольных ведомств, которые здесь присутствуют?

Во-первых, начиная с 2018 года все плановые проверки должны проводиться исключительно исходя из категорий рисков. По таким категориям, в свою очередь, необходимо распределить все поднадзорные объекты.

Как мы и договаривались, контрольный фокус – на места, где угроза причинения вреда, прежде всего жизни и здоровью людей, является максимальной. И наоборот, нет смысла ходить с проверками туда, где потенциальная угроза незначительна.

Такой же подход необходимо использовать и при внеплановых проверках.

Второе. Деятельность контрольных ведомств будет оцениваться не по количеству проверок, величине выписанных штрафов и красивым бумажным отчётам, а по улучшению реальных показателей безопасности. Важно, чтобы не только приходили с проверкой, а фактически замеряли, насколько снизились смертность, травматизм, заболеваемость или экономический ущерб. На этом же основании будут приниматься и соответствующие кадровые решения.

Третье. Развитие современной высокотехнологичной компании несовместимо с выполнением устаревших требований со стороны надзорных органов. Многие из этих требований перекочевали ещё с советских времён. К осени ведомства должны подготовить «дорожные карты» по их сокращению и актуализации. А в дальнейшем эти требования должны быть кодифицированы по каждой сфере государственного контроля.

Подготовкой предложений по пересмотру требований занимается и Общественно-деловой совет под руководством РСПП.

Такая совместная работа должна повысить доверие бизнеса к государству и, конечно, улучшить взаимоотношения властей и предпринимателей.

При непосредственном участии предпринимателей внедряются и так называемые проверочные листы, то есть списки контрольных вопросов при проверках. Я подписал ряд постановлений на эту тему. Такие «чек-листы» станут обязательными при плановом , надзоре и . Предмет проверок будет строго ограничен согласованным перечнем вопросов.

В числе таких вопросов и требований – наиболее значимые угрозы. Они касаются вреда жизни и здоровью, окружающей среде, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и некоторых других. С октября этого года новые правила заработают с некоторыми исключениями, а с июля следующего года – для всех объектов защиты.

Уже сейчас очевидно, что одним из главных направлений будущей работы станет цифровизация государственного управления, и в первую очередь государственного контроля, в рамках задачи по построению цифровой экономики, которая была поставлена Президентом. Сегодня она будет обсуждаться на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Нам предстоит совершить переход от долгих и дорогих очных проверок к дистанционным методам контроля – с помощью телеметрии, датчиков, фото- и видеофиксации и так называемого интернета вещей. Для этого крайне важно наладить быстрый и удобный обмен данными с регионами и таким образом шире вовлечь их в создаваемую единую информационную среду контроля и надзора.

В отдельных местах уже успешно применяются технологии дистанционного контроля. Более того, они доказали свою экономическую эффективность. Все эти практики можно тиражировать.

И главное, чего предстоит добиться в результате реформы, – это принципиально изменить саму философию контроля. Перестроить его с принципа «найти нарушение и наказать любой ценой» на принцип партнёрского и «сервисного» отношения к бизнесу. Сместить акцент на профилактику нарушений и предотвращение ущерба.

И люди наши, и, конечно, сам бизнес ждут от реформы конкретных результатов, прозрачности, современных и предсказуемых подходов, качества работы. Ждут нового уровня безопасности и нового уровня экономической свободы.

Мы договорились, что каждым надзорным органом в регионе ежеквартально будут проводиться публичные обсуждения результатов проверок с предпринимателями – по существу и в профессиональном ключе.

Для оценки практических результатов хода реформы в Правительстве будет создана специальная аттестационная комиссия. Она будет постоянно следить за работой руководящего состава надзорных ведомств.

Отдельно хочу выделить в реформе государственного контроля роль органов прокуратуры. В тесном взаимодействии с Генеральной прокуратурой Правительство готовило все основные направления этой реформы. И один из основных ресурсов по обеспечению прозрачности государственного контроля – единый реестр проверок – создавался и развивается нами совместно.

Для дальнейшего обсуждения передаю слово Юрию Яковлевичу Чайке.

Ю.Чайка (Генеральный прокурор Российской Федерации) : Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

Уже более 10 лет органами прокуратуры осуществляются мероприятия по защите бизнеса. Только за последние два с половиной года пресечено около 150 тыс. нарушений в этой сфере, прокурорами отклонено почти 900 тыс. необоснованных заявлений контролирующих органов о проведении проверок. Это ощутимый для бизнеса результат. Однако, к сожалению, не всё идёт гладко.

Повсеместно мы сталкиваемся с нежеланием контролёров менять устаревшие подходы к проверкам бизнес-структур. Показательны результаты недавнего соцопроса, проведённого Минвостокразвития в рамках подготовки совместного с Генпрокуратурой заседания коллегий: 47% предпринимателей Дальневосточного федерального округа сталкивались с проверками, носящими заказной характер, причём две трети опрошенных, по сути, не видят каких-либо шансов отстоять свои права в суде.

Спросите любого представителя бизнеса: визиты кого из проверяющих создают наибольшие проблемы? Ответ будет однозначный: сотрудников полиции. Под видом гласных оперативных мероприятий они могут появиться в любой организации, изъять документацию, оргтехнику, парализовать работу. Ещё в 2013 году, выступая в Совете Федерации, я предложил установить обязательное согласование подобных проверок прокурорами, однако соответствующие законодательные предложения, поддержанные Общественной палатой и бизнес-сообществом, торпедируются Министерством внутренних дел и другими силовиками и до сих пор не реализованы.

Вместе с тем за последние три года при проведении более 19 тыс. гласных оперативных мероприятий подразделениями МВД допущено свыше 2 тыс. нарушений, а возбуждением уголовного дела закончилось менее 15% обследований. Спрашивается, зачем в остальных случаях сотрясали бизнес-структуры?

По данным прокуроров, МВД и в целом является одним из лидеров по числу допущенных нарушений в ходе реализации контрольных полномочий в отношении предпринимателей (свыше 4 тыс. в 2016 году). Больше только у МЧС – почти 6 тыс. Кроме того, прокурорами вскрыто около 4 тыс. нарушений в деятельности органов Роспотребнадзора, свыше 2 тыс. – в деятельности Ростехнадзора и Ространснадзора, по 1 тыс. – в Росреестре и Росприроднадзоре.

Остановлюсь на наиболее характерных недостатках в деятельности органов контроля, выявленных прокурорами. Плановые проверки нередко проводятся по адресам, не совпадающим с указанными в распоряжениях, с превышением предельного 20-дневного срока, иногда более чем вдвое. Распространены факты незаконного проведения контрольных мероприятий без включения в ежегодный сводный план проверок – в Воронежской области, Ханты-Мансийском округе и ряде других регионов.

Несмотря на действующий мораторий, в план на 2017 год предлагались проверки предприятий малого и среднего бизнеса. Причём подобные нарушения допускались и на федеральном уровне.

Внеплановые проверки проводятся в отсутствие сведений о нарушении прав, без издания соответствующих распоряжений и согласования с органами прокуратуры. И даже, вопреки прямому запрету в законе, – по анонимным обращениям.

Отдельно хотел бы остановиться на коррупционных проявлениях в деятельности контрольно-надзорных органов. Они связаны с незаконными выплатами контролёрам поднадзорными предприятиями за оказание консультационных, образовательных услуг, с неправомерным принятием решений в пользу аффилированных структур, недостоверностью декларируемых сведений о доходах и расходах. В 2016 году и I квартале 2017 года прокурорами установлено 9 тыс. подобных нарушений, в связи с чем, по нашим материалам, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено свыше 730 виновных должностных лиц.

Безусловно, рассмотрение актов прокурорского реагирования контролирующими органами приводит к активизации их деятельности, что в результате может повлечь дополнительное давление на бизнес, поэтому в декабре 2016 года мной прокурорам дано указание воздержаться от предвзятых, негативных выводов о работе органов контроля, приводящих к проведению необоснованных проверочных мероприятий в отношении субъектов предпринимательства. Прокуроры в целом ориентированы на совершенствование работы по защите бизнеса.

При формировании планов контрольных мероприятий на 2017 год мы будем рассматривать предложения органов контроля, учитывая правильность определения ими интенсивности проверок предприятий в зависимости от степени опасности производства и их репутации. Иными словами, мы оценим, как контролёры применяют риск-ориентированный подход.

Кроме того, дальнейшее развитие получит функционал единого реестра проверок, возможности коммуникации с бизнес-сообществом с использованием современных технологий.

В условиях стремительно развивающейся цифровой экономики контролирующим органам следует более активно участвовать в создании информационной среды контрольно-надзорной деятельности, развивать свои ресурсы, с тем чтобы их мероприятия проводились в предсказуемом, прозрачном режиме.

Необходимо и в дальнейшем совершенствование нормативно-правовой базы. На сегодня огромное количество внеплановых проверок вообще не согласовывается с органами прокуратуры. В соответствии с законодательством утверждению подлежит лишь 3% от общего числа. В 2015–2016 годах мы санкционировали только 75 тыс. из 2,5 млн внеплановых проверок.

По поручению главы государства нами разработан проект закона, устраняющий данные диспропорции, который положительно оценивается общественными объединениями предпринимателей. С учётом позиции Государственно-правового управления Президента он направлен в Правительство для формирования консолидированного мнения и согласования.

Прошу Вас, глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич, поддержать нашу инициативу.

Очевидно, что благоприятный бизнес-климат сегодня во многом зависит от чётко выстроенной работы региональных властей. Во время организации в этом году совещания по защите прав предпринимателей в Ярославле мы непосредственно убедились, что в данном регионе, а также в Тульской, Белгородской, Калужской областях и ряде других налажен конструктивный диалог между властью и бизнесом. Активно взаимодействуют с ними в данной сфере и прокуроры.

В заключение хотел бы отметить, что при подготовке сегодняшнего мероприятия получен положительный опыт координации нашей совместной с Правительством Российской Федерации деятельности. Мы высоко оцениваем данные результаты и возлагаем большие надежды на то, что все наработки будут нами совместно эффективно использованы в целях обеспечения прав предпринимателей.

Д.Медведев: Спасибо большое, Юрий Яковлевич.

Михаил Анатольевич (обращаясь к М.Абызову) , расскажите, как по линии Правительства эта работа велась, потому что Вы этим занимаетесь.

М.Абызов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

За период с момента утверждения паспорта приоритетной программы уже есть определённые достижения по каждому из проектов. В целом хочу доложить, что мы идём в рамках утверждённого президиумом графика.

Я хотел бы акцентировать внимание на двух моментах.

Первое. Перед нами стоят масштабные, амбициозные задачи, начиная с построения качественно иной, партнёрской модели взаимодействия с бизнесом, внедрения риск-ориентированного подхода и заканчивая повсеместным внедрением современных информационных технологий при осуществлении контроля. Всё это требует более высокой квалификации инспекторского состава. Именно эти люди должны принимать решения, от которых зависит жизнь и здоровье граждан. Они должны прекрасно разбираться во всех тонкостях подконтрольной сферы, включая технологические процессы, а также обладать высокими навыками работы с современными сложными информационными системами.

В этой связи крайне важно выстроить принципиально новую, масштабную систему подготовки и обучения сотрудников, повышения их квалификации, а это в общей сложности порядка 130 тыс. человек. В этой связи нами в рамках проекта подготовлен стандарт кадрового менеджмента, а также комплексная программа по повышению квалификации и переобучению персонала.

Второе – это работа по профилактике нарушений. Именно профилактика нарушений должна стать ключевой осью по предупреждению нарушений, предупреждению вреда для жизни и здоровья граждан.

В этой связи мы запустили практику проведения публичных слушаний с бизнесом и участием региональных властей, в рамках которых подконтрольные органы, а также субъекты, контрольные органы на местах рассказывают о результатах своей работы, разъясняют требования и помогают бизнесу избежать нарушений в будущем.

Только за два прошедших месяца в субъектах Российской Федерации было организовано более 400 подобных мероприятий, в каждом из которых принимали участие до 200 человек. В общей сложности это несколько десятков тысяч людей, наших предпринимателей, которые ознакомились со всеми тонкостями и особенностями работы контрольных органов.

Брифинг Михаила Абызова по завершении совещания

Из стенограммы:

Вопрос: По итогам селекторного совещания звучали какие-то предложения от регионов? И второй вопрос: были даны какие-то дополнительные поручения Председателем Правительства?

М.Абызов: Регионы принимают самое активное участие в реализации задач реформы контрольно-надзорной деятельности (у нас принят отдельный проект по совершенствованию государственного надзора на региональном уровне). И их вовлечённость в этот процесс, понимание того, что происходит на местах, является, наверное, ключевым аспектом и залогом успешности реформы.

Многие предложения, которые сегодня звучали и обсуждались, актуальны не только для тех регионов, которые высказались, но и для всех регионов России.

Конечно, в первую очередь это вопрос исключения избыточных и дублирующих, устаревших надзорных требований, которые уже несовместимы с сегодняшним уровнем технологического развития наших предприятий и которые надо менять.

И эту работу мы вместе с регионами будем проводить. Регионы такие предложения готовят и направляют в наш проектный центр, с тем чтобы мы их обобщали и принимали соответствующие решения.

Второй вопрос связан с задачами по информатизации государственной контрольно-надзорной деятельности. Когда мы говорим о реализации проекта «Цифровая экономика», то имеем в виду, что необходимо и ту часть государственного управления, которая нуждается в цифровизации, реализовывать более активно. И эту задачу надо решать и на федеральном, и на регионом уровне.

Третье. Конечно, много вопросов обсуждалось в отношении проверок, которые проводят федеральные надзорные ведомства в регионах. Не все проверки бывают объективными, есть случаи предвзятых проверок. Бывают случаи, когда вместо проведения проверочных мероприятий некоторые надзорные ведомства используют так называемые административные расследования, которые не надо согласовывать с органами прокуратуры. И в результате предприниматели, по сути дела, подвергаются проверочному давлению без полного соблюдения всех необходимых требований, которые предусмотрены нашими надзорными регламентами. Поэтому одно из поручений, решений, которое сегодня обсуждалось, связано с тем, чтобы внести изменения в законодательство и административные расследования фактически приравнять к проверкам, а это означает, что административные расследования будут подлежать согласованию с органами прокуратуры и будут регламентироваться как обыкновенные надзорные мероприятия.

Кроме того, регионы ставят вопросы о делегировании части надзорных полномочий в тех сферах, которые наиболее значимы для экономики и жизни конкретных территорий. Мы будем прорабатывать эти предложения. Есть виды государственного надзора, которые не могут быть переданы на региональный уровень. Связано это с тем, что многие риски, которые контролируют надзоры, являются экстерриториальными. Это означает, что их федерализация, централизация – наиболее качественный путь по защите интересов граждан, их жизни и здоровья.

Кроме того, обсуждался вопрос финансирования реформы контрольно-надзорной деятельности. Мы будем готовить предложения по возможному выделению дополнительных средств в следующем финансовом цикле на финансирование работы наших региональных, территориальных органов.

Вопрос: Сегодня Премьер-министр сообщил о создании аттестационной комиссии. Расскажите об этом подробнее. И как будут обучать инспекторов, которые будут проводить проверки?

М.Абызов: Президиумом Совета по приоритетным проектам утверждён паспорт приоритетной программы по реформе контрольно-надзорной деятельности. В частности, один из проектов, который в рамках этого паспорта реализуется, это проект по совершенствованию кадровой работы. Им предусмотрено в том числе на федеральном уровне, на уровне Правительства создание аттестационной комиссии, которая будет рассматривать качество работы высших руководящих сотрудников федеральных надзорных ведомств. Это утверждено решением президиума, и нам в ближайшее время необходимо внести документы по организации работы такой комиссии. Затем Председатель Правительства будет принимать решение.

По поводу обучения инспекторов. Я думаю, что на этой неделе мы опубликуем комплексную программу по обучению сотрудников контрольно-надзорных ведомств. Мы обсуждали её на прошлой неделе, и она практически сегодня согласована. Там есть несколько направлений этой работы, начиная от онлайн-курсов для инспекторского состава, в рамках которых будет повышаться общая квалификация по общим дисциплинам управленческого характера, заканчивая специальным курсом по отдельным видам контроля и надзора, связанным с подготовкой проверок, организацией проверок, профилактических мероприятий, системой взаимодействия между инспектором и предпринимателем. Нам необходимо в рамках этих онлайн-курсов охватить процессом переобучения более 130 тыс. сотрудников надзорных ведомств, это большое количество людей. И такие дистанционные онлайн-курсы и последующая аттестация по результатам онлайн-курсов должны существенно повысить квалификацию нашего инспекторского персонала.

С другой стороны, отдельное направление работы с высшим руководящим составом надзорных ведомств – это семинары, которые мы будем проводить совместно с РАНХиГС. Большую работу будет проводить аналитический центр при Правительстве, на площадке которого для руководителей федеральных и территориальных государственных надзоров будут обсуждаться лучшие практики. Проблемы, с которым сталкиваются в своей работе надзорные ведомства, во многом одинаковы, поэтому и удачные решения, которые кто-то находит, важно вовремя выявлять и масштабировать. Этим будет заниматься аналитический центр при Правительстве.

Министерства и ведомства, органы при правительстве:

  • Федеральный проектный офис (Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам)(до 19.07.2018)

Роспотребнадзор — специальный орган исполнительной власти, который занимается санитарно-эпидемиологическим контролем. Также этот орган следит за соблюдением норм относительно организации производства, производит проверку документов и так далее. Узнаем, какие бывают проверки, какие нарушения встречаются чаще всего, как выглядит проверка Роспотребнадзора и что проверяют .

Cодержание

Виды проверок

Различают следующие виды проверок:

  • плановые. Каждый год Роспотребнадзор составляет план проверок, в котором указывается дата, продолжительность и предмет проверки. Согласно закону, хозяина компании должны известить о проверке за 3 дня до ее проведения при помощи почты или личного уведомления. Такая проверка Роспотребнадзора осуществляется раз в 3 года;

  • внеплановые. Такие проверки осуществляют, когда имеет место нарушения прав потребителей, а также при поступлении в Роспотребнадзор обращений, которые сообщают о нарушениях, представляющих вред здоровью человека и экологии. О проверке хозяина компании должны известить за 1 день до ее проведения. Если в Роспотребнадзор придет анонимное обращение или обращение, в котором не указаны факты нарушения, то внеплановая проверка исключается. Также нужно помнить, что провести внеплановую проверку могут только с разрешения прокуратуры. Впрочем, у этого ограничения тоже есть свои ограничения — внеплановая проверка может быть проведена без уведомления юридического лица без согласия прокуратуры относительно объектов, представляющих историческую ценность, а также в случае возникновения экстренных ситуаций природного или техногенного характера. Также такая проверка Роспотребнадзора без согласия прокуратуры может быть осуществлена, если существует угроза безопасности страны;
  • документарные и выездные. Периодически Роспотребнадзор требует предоставить все нужные ему документы. Такая проверка Роспотребнадзора называется документарной. Если при проверке будет выявлено какое-либо нарушение, Роспотребнадзор имеет право выехать и проверить интересующие его товары, оборудование и так далее (это и есть выездная проверка).

Кого может проверить Роспотребнадзор

Роспотребнадзор обладает большим количеством прав и полномочий. Периодической проверке подвергаются практически все фирмы, компании и индивидуальные предприниматели. Чаще всего проверяют такие организации:

  • предприятия, связанные с производством продуктов питания;
  • организации, занимающиеся продажей лекарств;
  • школы и дошкольные учреждения;

Важно! Роспотребнадзор проверят не только частные фирмы, но и государственные предприятия, а также организации со смешанной формой собственности.

Роспотребнадзор проверки 2018 — что проверяют

Узнаем теперь, как выглядит проверка Роспотребнадзора и что проверяют . Во-первых, Роспотребнадзор осуществляет проверку таких документов:

  • трудовые книжки и договоры;
  • дипломы (если занимаемая должность требует наличия специализированного образования).
  • медкнижки;
  • журнал учета, фиксирующий санитарные осмотры, экспертные заключения и так далее;
  • сертификаты, лицензии, акцизы;
  • свидетельство о праве собственности либо договор об аренде;
  • некоторые другие документы, необходимость проверки которых регулируется местными властями.

Во-вторых, Роспотребнадзор может осуществлять проверку относительно организации производства и рабочего пространства:

  • контролирующий орган имеет право на осуществление контрольной закупки товаров. В случае необходимости инспектор может взять образцы товаров или сырья для лабораторной проверки (инспектор также может потребовать документы, подтверждающие покупку сырья, чтобы в случае неутешительных результатов экспертизы понять, кто виноват в нарушении — производитель или производитель сырья);
  • визуальная проверка помещений. Проверяется размер окон, дверей, наличие работающей вентиляционной системы и так далее;
  • проверяется уголок потребителя/клиента/пациента (должна присутствовать книга жалоб, документация о хозяине предприятия/торговой точки и так далее);
  • проверка цен за товары и услуги;
  • проверка работы контрольно-кассовых машин;
  • некоторые другие проверки, необходимость которых регулируется местными властями.

Как выглядит проверка?

Сперва Роспотребнадзор должен предоставить удостоверение инспектора с фотографией, а также распоряжение о проверке фирмы, в котором должны быть указаны дата и цели проверки (не забудьте посмотреть наличие печати и подписи регионального главы Роспотребнадзора). Если вышеперечисленные документы отсутствуют, то хозяин предприятия может отказаться от проверки. Роспотребнадзор проверяет документацию, организацию рабочего пространства, качество товаров и так далее. Если у инспектора появляются вопросы, он имеет право задавать их главе предприятия или его заместителю. В конце проверки составляется заключение, в котором указана следующая информация:

  • кто и когда проводил проверку;
  • дата и длительность проверки;
  • тип и задачи проверки;
  • список обнаруженных нарушений;
  • подпись инспектора и привлеченных экспертов.

В зависимости от типа и количества нарушений проверяющий может назначить штраф, приостановить работу компании до устранения нарушения либо передать заключение в суд (если нарушение очень серьезное и подпадает под какую-либо уголовную статью).

Возможные нарушения со стороны Роспотребнадзора и длительность проверки

Когда вы знаете, что из себя представляет проверка Роспотребнадзора и что проверяют , узнаем, какие нарушения может допустить инспектор:

  • в случае неплановой проверки обратите внимание на цель инспекции — работник Роспотребнадзора должен проверять наличие нарушения, а не проводить полномасштабную «ревизию»;
  • при проверке должен присутствовать хотя бы один представитель проверяемого лица. Инспекторы могут проигнорировать это требование и все же провести проверку, однако хозяин компании может обжаловать законность такой проверки (практика показывает, что в подавляющем большинстве подобных случаев суд становится на сторону хозяина фирмы);
  • проверку осуществлять должен только тот человек, который указан в документах. Если вы обнаружили, что в документе о проверке указана одна фамилия, а проверяет вас другой человек, вы можете прервать проверку, объявив ее незаконной.
  • оригиналы документов изымать запрещено, но инспекторы могут изъять их ксерокопии;

  • результаты проверки являются тайной, разглашение которой может преследоваться в судебном порядке;
  • проверка Роспотребнадзора может осуществляться совместно с другими государственными органами (налоговая служба, Госстандарт, санитарная служба и так далее). Также возможна проверка Роспотребнадзора совместно со специализированным органами милиции (например, совместно с отделом по борьбе с экономическими преступлениями);
  • длительность проверки оговаривается заранее и составляет не более 20 дней. По требованию Роспотребнадзора сроки проверки могут быть увеличены еще на 20 дней (в таком случае нужно обязательно уведомить хозяина фирмы об этом), однако делается это только в очень редких случаях. Малые фирмы проверяются не более 50 часов, а микропредприятия — не более 15 часов.

Роспотребнадзор проверки 2018 — нарушения и штрафы

В зависимости от количества и тяжести обнаруженных нарушений может быть назначено административное или уголовное наказание. Если было выявлено легкое нарушение, то инспектор может ограничиться предупреждением или остановкой предприятия до устранения нарушения.

Чаще всего встречаются такие нарушения:

  • нарушение санитарных норм. Наказание — штраф в размере 37.500-75.000 рублей либо приостанавливается работа предприятия на 3 месяца;
  • несоблюдение правил использования нежилых помещений. В таком случае назначается штраф в размере 75.000-150.000 рублей;
  • какое-либо нарушение, которое привело к распространению инфекционной болезни. Наказание — 750.000-1.500.000 рублей. Также возможно тюремное заключение;
  • несоблюдение официальных предписаний (например, когда инспектор обнаружил легкое нарушение и обязал исправить его, но хозяин предприятия ничего не предпринял). В таком случае назначается штраф в размере 10.000-20.000 рублей.

Важно! Размер штрафов определяется исходя из ставки МРОТ. Ставка зависит от региона. Например, для жителей Москвы 1 МРОТ составляет 17.300 рублей, для жителей Санкт-Петербурга — 16.000 рублей, для жителей Новосибирской области — 9.030 рублей, для жителей Свердловской области — 8.862 рубля и так далее.

Как подготовиться к проверке

К сожалению, законодательство Российской Федерации довольно громоздкое и содержит большое количество правил и нормативных документов. Если вы хозяин компании, необходимо обратиться к квалифицированным специалистам, чтобы они проконсультировали вас, собрали все необходимые документы и так далее. Также хороший предприниматель должен держать в порядке санитарные книжки и дипломы своих работников, вовремя проводить уборку и так далее.

Распространенные нарушения

Рассмотрим несколько нарушений, с которыми чаще всего сталкиваются мелкие предприниматели:

  • точки общественного питания — отсутствует или не работает вентиляция, полуфабрикаты хранятся рядом с готовыми продуктами, посуда плохо моется, во время приготовления пищи используются просроченные продукты, редко проводится санитарная обработка помещений, нет персонала для уборки помещений и так далее;
  • торговые точки — антисанитария, не производится контроль температуры на складах, отсутствует маркировка и ценники на продуктах и так далее;
  • парикмахерские — отсутствуют все необходимые инструменты, отсутствует документация к ультрафиолетовым лампам, рабочие инструменты неправильно обрабатываются, отсутствует влажная ванна и так далее.

Как вести себя во время проверки

Чтобы проверка прошла успешно, соблюдайте следующие правила:

  • наймите юриста, который будет следить за корректностью выполнения осмотра;
  • оповестите работников о приходе инспекторов;
  • пусть инспектор покажет удостоверение, а также документы о проверке. Обратите внимание на цели проверки и следите, чтобы проверка не выходила за указанные в документе рамки;
  • если вы не согласны с результатами проверки, не стоит злиться и психовать. Разумным решением будет подать апелляцию.

Заключение

Многие бизнесмены опасаются проверок. Однако если вы ведете бизнес честно, не стоит бояться Роспотребнадзора. Даже если вам выписали штраф, наймите хорошего юриста и подайте апелляцию. Практика судебных решений показывает, что суды достаточно часто становятся на сторону предпринимателя и отменяют постановления Роспотребнадзора.

В следующем году в стране грядут серьёзные перемены. Во времена кризиса необходимо оптимизировать все социальные стандарты, а также реформировать работу важных ведомств. Правительство проводит чёткую линию по которой будут проходить изменения и затронут они практически все население страны. Популярность решений под сомнением, однако для поднятия уровня жизни нужно идти на определённые жертвы, однако это не значит, что тем, кто нуждается государство не поможет. Отнюдь, все делается как раз для выравнивания социального положение. Реструктуризация затронет военнослужащих, судебную систему, Роспотребнадзор и . Улучшение работы всех ведомств одна из ключевых задач для власти. Также, давно назревало реформирование в пенсионной системе. Чего нам ждать и какие произойдут реформы в 2017 году узнаем поподробнее.

Пенсионная реформа в 2017 году

Старт прошлого года ознаменовался для людей, которые близки к пенсионному цензу важными событиями. В Думе не единожды говорили о переменах, связанных из заслуженным отдыхом после трудовой деятельности. Длительный период чиновники подавали законы, но принять многие не решились. Однако, есть абсолютная уверенность в обязательном реформировании пенсионной системы, но как это сделать непонятно, учитывая, что скоро стартует предвыборная компания и увеличение ценза пенсионерам весьма непопулярная затея. Пойти на риск в государстве не захотели, но очевидно, что в следующем году нововведение не избежать.

На данный момент известны некоторые факты по последним новостям о пенсионной реформе в 2017 году, а именно увеличение возраста пенсионерам. Глава государства успокоил, заявив, что увеличивать возраст в этом году не станут, но в планах обязательно стоит проведение данного реформирования. На данный момент обсуждается увеличение пенсионного ценза на один год для женского пола и на два для мужского. Тем не менее, в Думе есть те, кто полагает, что это крайне мало и нужно увеличить выход на пенсию на целых пять год, объясняя это тем, что бюджет наполнится от такого нововведение на целых сто пятьдесят миллиардов рублей.

Опираясь на кризис, очевидно, что государству нужно экономить и чем больше, тем лучше. Индексирования пенсии, её накопительная часть и уменьшения объёма соцвыплат до сих пор неизвестные вопросы на следующий год. Самим народным избранникам, в прошлом году постановили, что пенсия в следующем составит для них четырнадцать тысяч рублей. На данный момент, женщины выходят на после трудовой отдых в пятьдесят пять, а мужчины в шестьдесят лет. Отдельной группе людей, пенсионного возраста положены выплаты по рассчитанным коэффициентам, основанным на годах рабочей деятельности:

  • в прошлом году коэффициент был пять с половиной, что ровно шести трудовым годам;
  • в этом году цифру подняли к девяти баллам, а это уже семь лет на работе;
  • в следующем году показатели вырастут почти к одиннадцати с половиной, что составит восемь лет.

Людям, у которых нету подтверждения их трудового стажа по установленной форме, получат выплаты в минимальной сумме за возрастным ограничением.

Пенсионный возраст постепенно начнут повышать начиная с 2017 года

Реформа МВД в 2017 году

Изменения в следующем году затронут и структуру МВД. Планирует уменьшить кадры на определённую цифру. Какую еще не известно, но нововведение планировалась уже давно правительством и пути назад не предусматривается. Число служащих, которые попадут под увольнение будет около ста десяти тысячи людей. Идею предложил Минфин, полагая, что казна наполнится благодаря подобному реформированию. Учитывая финансовое положение в стране, на полицию с прошлого года выделили на сто миллиардов рублей менее суммы, которая выделялась за все периоды ранее.

За словами выше поставленных чиновников, реформа МВД в 2017 году коснется десяти процентов служащих, что равно цифре около миллиона человек. При этом многие в Думе не разделяют подобные мнения, ведь количество работающих во внутренних органах существенно снизилось уже пять лет назад. Всего уволить пришлось тридцать пять процентов людей в полицейской форме, еще десять процентов сокращений и число будет нести крайне негативный характер для структуры. Государство не учитывает факт, что кризисное положение вызвало большой поток криминала, а если еще уменьшить число служащих можно столкнутся с огромным ростом преступной деятельности. Нововведение не будет распространяться на служащих в Крыму, Чукотке и Ямало-Немецком регионе.

В 2017 году планируется сокращение около 100 тысяч сотрудников МВД

Реформирование не тронет людей из низшей иерархии полиции, то есть по идее увольнять участковых и патрульных не должны. Специалисты считают, что взамен сокращению можно прекратить набор молодого штата после выхода на пенсию сотрудников постарше и таким образом удастся выровнять ситуацию без лишения людей работы. Глава МВД уточнил, что рассматриваться реформа будет ввиду положение дел в каждом округе страны по отдельности, указав на то, что уровень преступности будет учитываться в первую очередь при подходе к нововведению. Сама идея уменьшения служащих в органах посеяла «шквал» негодования среди начальников многих структурных организаций. Появилась точка зрения, что подобные меры подорвут экономическую и структурную систему, ввиду не способности государства её защитить. К примеру число служащих в охранных ведомствах сократится на сорок три тысячи людей. Такое количество кадров охраняет двести шестьдесят два пункта, а всего их начисляется свыше трёх с половиной тысяч.

Руководители правоохранительных структур дали обещания, что проблему решат путём оптимизации, но, когда точно не дали понять. Отметим, что по реформированию количество МВДшников в этом году составляет один миллион сто семьдесят два человека, а именно:

  • работающих в МВД начисляется 835 825 человек;
  • гражданских служащих 5 123 человека;
  • остальные группы начисляют 162 224 людей в форме.

В любом случае перед правительством стоит непростая задача при оптимизировании состава такого важного органа и нужно учесть большое количество факторов.

Реформа Роспотребнадзора в 2017 году

Стартует решительная реформа Роспотребнадзора в 2017 году. Начиная с периода 2008-2016 количество контроля уполномоченных структур над бизнесменами уменьшилась в четырежды. В этом году цифра визитов по сравнению с прошлым годом уменьшилась на тридцать процентов, при этом уже отменили шестьдесят три с половиной тысячи ревизий, за словами экспертов такой рискованный подход поможет предпринимателям сохранить близко триллиона рублей.

У ведомства высказались, что формат ревизий будет нацелен на самые подозрительные предприятие. Также за основу взято уменьшение административного ограничения. За прошлый год поступало много жалоб о нецеленаправленных действиях ведомства в отношении предпринимателей. На данный момент количество ревизий конкретно не понизилось и сейчас лишь зарождается рискованный подход по разбирательствам, большинство из которых будут направлены на бизнес с высокой долей риска, а особенное торговые отношения. Ростпотребнадзор уже сейчас сократил свои ревизионные визиты и вывел со списка потенциально опасных сорок восемь процентов предприятий. На данный момент происходит сто тридцать разновидностей контрольных мероприятий и каждый год осуществляется два миллиона проверочных визитов.

С апреля этого года утвердили реформирование, которые коснутся и малого бизнеса. Сейчас государственные структуры занимаются избирательной системой, относительно проверок в следующем году. Планируется уменьшение ведомств и слитие их в одно целое за методом функционирования. Такой подход поможет уменьшить расходную часть на двадцать процентов относительно ревизий. Задачей ведомств будет проверка лишь по самым важным элементам.

Бизнесмены давно мечтали о реструктуризации ревизионных визитов и при этом власти поощряют их желание. Глава государства выдал законопроект о запрете в течении трёх годов проверок относительно малого бизнеса. А именно ревизий, не связанных с налоговой системой или административной. Однако освобождены от проверок будут те, кто не получил штрафы в течении трёх лет и запрет не относится к контролю вне плана. Также ведомствах дало указание на уменьшение административных, правоохранительных и других видов притеснения бизнеса, благодаря чему улучшится ситуация для бизнесменов и появятся возможности инвестирования капитала в страну. Снисходительное отношения к предпринимательской деятельности очень важный метод политики правительства.

Существует и ряд других инициатив. Планируется закон лишь об одной форме наказания бизнесмена за первый нормативный проступок. Также, есть мнения не прибегать к уголовному кодексу если предприниматель совершает нарушение закона в первый раз, но возместив все средства. Реформа Госспотребнадзора в 2017 году призвана восстановить доверие бизнесменов к государственным ведомствам.

Судебная реформа в 2017 году

ФССП в следующем году ждут реформирования. Минюст планируют увольнять тех работников, которые не являются дипломированными специалистами в экономических и юридических специальностях. Под эти меры могут попасть двадцать пять процентов всех работников. За оценками в областях количество приставов не превышает три сотни. В ФССП беспокоятся, что нововведение помешает делать сотрудникам свою работу качественно.

Реформа - это идея лично от Главы государства. Закон немного изменит суть прошлой законодательной нормы. Нововведение номер один будет назначение судебных приставов в ранг госслужащих. У них будет весь пакет льгот, но лишь тем, у кого есть соответствующее образование. Работникам, не попавшим под требования, грозит сокращение или переведение в статус помощников. Минюст высказывает точку зрения, что эти должности займут студенты пока не доучатся, а в будущем они могут рассчитывать на должность исполнительного пристава. Это поможет повысить реноме должности, что повлияет на престиж профессии. Еще шанс получить работу получат юристы, которых уволили в результаты реформы МВД.

В 2017 году под увольнения попадут судебные приставы без профильного образования

В Госдуме есть мнение, что реформа не принесет результатов. Помощники получают маленькую зарплату по сравнению со всеми остальными структурами, что повлечет большую смену кадров на уровне восьмидесяти процентов, приставы также не могут похвастаться большой заработной платой, по сему сокращения не лучший выход реформирования системы. Поначалу необходимо увеличить должностной авторитет, подняв зарплату и улучшив условия труда. Опять-таки есть заявления что Глава государства не давал распоряжения увольнять работников МВД и ФССП, а всего на всего дал указание уменьшить расходную часть бюджета, а ведомства решили просто начать процесс сокращения.

Со следующего года приставам разрешается брать часть средств, которые они изъяли. Эти деньги потратят на награды тем работникам судовой системы, которые профессионально выполнили свои обязательства. Законопроект находится в стадии разработки.

Сейчас у приставов есть возможности для распоряжения правами автомобилистов. Пристав имеет право забрать их у тех, кто сильно задолжал, при чем без судебных разбирательств, уже на основе беседы тет-а-тет. Дальше дело за органами ГИББД, которые отбирают права пока задолжавший не возместит все средства. Судебная реформа в 2017 году предполагает увеличение власти ФССП. Тем, кто не платит приставы могут отменить доступ к некоторым услугам, таким как сдача прав или возможность зарегистрировать автомобиль.

Таким образом, мы рассмотрели самые масштабные реформы на грядущий год, разобравшись с вопросами, что ожидает пенсионеров, сотрудников силовых структур, бизнесменов и работников судебной системы.

Реорганизация Роспотребнадзора в 2018-2019 годах - последние новости об этом касаются структуры и деятельности ведомства. Какие изменения предстоят в структуре, составе службы и в чем заключается оптимизация Роспотребнадзора в 2018-2019 годах, расскажем в нашей статье.

Чем занимается Роспотребнадзор

Роспотребнадзор — это орган, осуществляющий контроль и надзор за благополучием человека в сфере защиты его прав, а также санитарно-эпидемиологической обстановки в целом.

Создана эта организация на основании указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314.

В своей деятельности она руководствуется постановлениями Правительства РФ:

  • «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 06.04.2004 № 154;
  • «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 30.06.2004 № 322.

Это учреждение выполняет большой объем функций, среди которых:

  1. Наблюдение за санитарно-эпидемиологическим состоянием населения, в том числе:
    • на водных объектах;
    • в жилых помещениях;
    • в общественном питании;
    • при строительстве;
    • на производстве, включая сами производственные процессы и оборудование;
    • при утилизации отходов;
    • за содержанием образовательных и лечебных учреждений;
    • за состоянием почвы и земли.
  2. Надзор за соблюдением прав потребителей.
  3. Оформление и выдача санитарно-эпидемиологических заключений. Подробнее о выдаче заключения говорится в статье «Получаем санитарно-эпидемиологическое заключение» .
  4. Проведение аттестации работников, занятых на работах, связанных:
    • с пищевыми продуктами (их производством, хранением, транспортировкой и т. д.);
    • обучением детей;
    • проведением лабораторных исследований;
    • бытовым и коммунальным обслуживанием;
    • проведением проверок на наличие инфекций и различных заболеваний.

Реорганизация Роспотребнадзора —вопрос, который на сегодняшний день весьма актуален.

Новости Роспотребнадзора РФ о реорганизации и сокращении: оптимизация

Еще в марте 2016 года в своем интервью министр финансов РФ озвучил информацию о том, что в скором времени госслужащих, а значит, и предприятия, финансируемые из бюджета, ждут значительные изменения. В том числе намечается реорганизация Роспотребнадзора.

Первым и самым действенным приемом по улучшению работы этой государственной структуры является продолжение сокращения Роспотребнадзора в 2018-2019 годах.

Реформа Роспотребнадзора в 2018-2019 годахвключает в себя оптимизацию численности его персонала. Планируется введение дополнительных требований к квалификации лиц, трудящихся на государственной службе.

В качестве основных требований, предъявляемых к работникам, являются:

  1. Обязательное наличие профильного образования по занимаемой специальности. Требование касается руководителей, заместителей, специалистов. Эта категория служащих будет обязана иметь уровень образования выше чем бакалавр. Для остальных работников обязательно наличие среднего специального образования.

    В случае если сотрудник имеет достаточный уровень образования, его подвергнут испытаниям на знание:

    • Конституции РФ;
    • иных законов и актов относительно гражданской службы;
    • антикоррупционных законов и актов.
  2. Наличие необходимого для занимаемой должности трудового стажа.
  3. Иные требования.

Планируется уволить лиц, не прошедших указанные проверки на соответствие занимаемой должности.

Реформа Роспотребнадзорапредполагает оптимизацию работы всего аппарата учреждения.

Реформа Роспотребнадзора в 2018-2019 годах: объединение

Реорганизация Роспотребнадзора в предыдущие годыпланировалась с целью разделения контроля и надзора, а также объединения или упразднения ведомств, которые осуществляют эти функции.

Необходимость в этом назрела в декабре 2014 года после указаний Президента РФ о снятии тотального контроля за предприятиями и бизнесом, оптимизации работы государственных предприятий, обоснованных экономическим кризисом в стране.

Изначально с целью экономии расходования бюджетных средств планировалось сокращение существующих министерств с 21 до 15, а также упразднение 11 агентств и создание новых 9 надзорных органов.

Для исполнения этого поручения предполагалось слияние следующих структур:

  1. Роспотребнадзора;
  2. Розздравнадзора;
  3. Россельхознадзора.

Результатом такого слияния должен был стать новый мощный орган, который будет контролировать безопасность пищевых продуктов и лекарственных средств.

Однако в новостях о Роспотребнадзорепрозвучало, что вопрос о слиянии контрольных органов не стоит на повестке дня Правительства РФ. Об этом в частности в октябре 2017 года заявил министр Михаил Абызов. Он заявил, что слияние госорганов является только одним из инструментов оптимизации их деятельности, а не самоцелью.

Чем занимается Россельхознадзор

Россельхознадзор — это государственный орган, который осуществляет контроль и надзор в сфере ветеринарии, карантина, защиты растений, обращения с пестицидами, а также земельных отношений, по участкам сельскохозяйственного назначения.

Это ведомство было также создано на основании указа № 314.

В своей деятельности оно руководствуется постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» от 30.06.2004 № 327.

Перечень его полномочий довольно обширен. Среди них можно выделить основные по контролю и надзору:

  • за соблюдением ветеринарных правил, в том числе по ликвидации очагов заболеваний при массовом заражении;
  • соблюдением ветеринарных правил при производстве, хранении, заготовке, перевозке лекарственных препаратов, кормов для животных;
  • выполнением мероприятий по охране животных на территории РФ от заражения из иностранных государств;
  • предоставлением земельных участков для проведения мероприятий по разведению животных, их содержанию, а также хранению лекарственных средств и кормов для них;
  • использованием пестицидов и агрохимикатов, средств защиты растений, семеноводства при транспортировке, хранении, перевозке, вывозе и ввозе на территорию РФ;
  • использованием семян охраняемых сортов;
  • посевами и семенами сельскохозяйственных растений;
  • оформлением и выдачей ветеринарных заключений и другие функции.

Слияние Россельхознадзора и Роспотребнадзора

Объединение Роспотребнадзора и Россельхознадзора — тема, которая тоже часто поднимается в СМИ с 2015 года.

Такая необходимость возникла из-за того, что некоторые задачи этих учреждений дублируют друг друга.

Оба этих ведомства проверяют продукцию:

  1. Россельхознадзор — товары сельскохозяйственного назначения, не прошедшие обработку (термическую и другие виды). Таким образом, допускается проверка как ферм, так и магазинов, поскольку сырые фрукты и овощи есть и там, и там. То есть ведомство следит:
  • за сырьем животного происхождения без обработки, таким как мясо, яйцо, молоко, сливки и т. д.;
  • в растениеводстве — за сырыми овощами, фруктами, зерновой продукцией, бобовыми и т. д.
  1. Роспотребнадзор — товары, уже прошедшие промышленную или другую обработку, то есть продукцию, которая не попала под ответственность Россельхознадзора. Помимо этого, указанное ведомство обладает правами по контролю и наблюдению за санитарно-эпидемиологическим состоянием населения.

Обратите внимание! Неоднократно поднимался вопрос об объединении этих 2 организаций. В своем распоряжении «Об утверждении плана мероприятий (“дорожной карты”) по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы» от 01.04.2016 № 559-р Правительство РФ дало им четкие указания (пп. 39, 40) о подготовке предложений по улучшению своей работы. Целью реформы является непрерывный контроль качества продовольствия от поля до стола потребителя.

Как подчеркивают в Роспотребнадзоре, перечень проверок сформирован с учетом риск-ориентированного подхода, при котором повышенное внимание уделяется объектам высокого риска. "С 2008 года в 4 раза сократился перечень продукции, подлежащей государственной регистрации с 30 до 7 видов. При этом сроки рассмотрения документов уменьшены втрое", - добавили в ведомстве.

При этом там говорят, что уделяют особое внимание снижению административных барьеров. Между тем буквально вчера РИА Новости со ссылкой на поступивший в Совет Федерации доклад генпрокурора РФ Юрия Чайки сообщило, что Генпрокуратура выявила в 2015 году в деятельности Роспотребнадзора ряд нарушений, в частности необоснованное создание административных барьеров для предпринимательской деятельности.

Пока число проверок бизнеса различными ведомствами существенно не сократилось, - отмечает эксперт уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Роман Терехин. - Они только начинают вводить риск-ориентированный подход к проведению проверок, когда их частота привязана к уровню потенциальных рисков (экологических, трудовых и т.п.) на предприятии. Чаще всего проверяют торговлю. И все же среди ведомств, которые к сегодняшнему дню стали проводить меньше проверок, эксперт называет Роспотребнадзор (сокращение проверок на 30%) и Ростехнадзор (снизил число опасных производственных объектов в 2015 г. на 137 600, а это более 48% от общего числа).

Сейчас ведомства осуществляют около 130 видов госконтроля в отношении бизнеса и ежегодно проводится более 2 млн проверок. Так, по данным Минэкономики, в 2012 году провели 2,9 млн проверок, в 2013 году - 2,6 млн, в 2014 году - 2,3 млн проверок.

1 апреля 2016 года, напоминает Роман Терехин, была утверждена “дорожная карта” реформы государственных проверок, которая затронет весь бизнес, а не только малый. Теперь госорганы занялись отбором видов госконтроля для повсеместного внедрения риск-ориентированного подхода к 2018 году. К концу мая 2016 года ведомства должны внести в Госдуму законопроект о госконтроле, а в июне они должны будут разработать предложения по сокращению числа контрольно-надзорных ведомств и их объединению по сферам деятельности.

По предварительным оценкам, полный переход всех ведомств к риск-ориентированному подходу и сокращение числа проверок поспособствует снижению на 20% расходам государства на контрольные мероприятия, а бизнес в связи с этим сможет сэкономить около 1 трлн руб.

Напомним, что еще в декабре вице-премьер Ольга Голодец говорила: "Речь идет о передаче функций Росздравнадзора, Роспотребнадзора, обсуждается тема функций Россельхознадзора, где они должны быть. Мы внимательно следим, чтобы количество надзора сокращалось, чтобы контроль шел только по самым принципиальным моментам".

Кардинальное переформатирование параметров проверочной деятельности является не просто давней мечтой всего бизнес-сообщества, но во многом находит поддержку и понимание со стороны исполнительной и законодательной власти, - говорит профессор Академии МВД РФ, доктор юридических наук Иван Соловьев. В июле прошлого года Владимир Путин подписал закон о трехлетнем моратории на плановые проверки малого бизнеса - с 1 января 2016 года до 31 декабря 2018 года. Речь идет о неналоговых, или административных, проверках (обычно их проводят санэпидстанции, пожарные, трудовые инспекции, органы местного самоуправления). Но мораторий применим только к тем субъектам малого бизнеса, у кого нет административных штрафов за последние три года, и не распространяется на внеплановый контроль.

Кроме того, у каждого ведомства есть сегодня план по исполнению ряда поручений Президента и правительства, касающихся снижения административного, правоохранительного и контрольного давления на бизнес, создания благоприятных условий для бизнес-среды и повышения инвестиционной привлекательности нашей страны. Поэтому, отмечает профессор, пиарить сокращение количества проверок сегодня стало модно – если сократил количество проверок, придумал еще какие-нибудь новации в сфере поблажек бизнесу, значит идешь в фарватере заявленного государственного курса. Так, например, начиная с 1 января 2016 года надзорные органы МЧС России отменили на три года проверки субъектов малого предпринимательства, у которых по итогам предыдущих трех лет не было выявлено нарушений.

Однако есть и более глобальные предложения, напоминает эксперт. Сегодня широко обсуждается законодательная инициатива о вынесении только одного вида административного наказания для впервые нарушивших нормы КоАП предпринимателей – предупреждения. Уже была озвучена и и дея освобождать от уголовной ответственности предпринимателей, совершивших экономические преступления впервые, в случае возмещения ущерба. Сами проверки Иван Соловьев считает частью менталитета нашего чиновничества, сформированного еще в советское время. Нынешние контролеры стремятся самоутверждаться и завоевывать авторитет не только у государства, но и в предпринимательской среде.




Top