Акты роспотребнадзора. Чем занимается роспотребнадзор

В настоящее время существует много надзорных органов, которые занимаются проверкой предприятий, индивидуальных предпринимателей (ИП), организаций, юридических лиц (ЮЛ). В связи с этим, когда-нибудь Вам приходится сталкиваться с таким надзорным органом, как Роспотребнадзор . Сегодня мы расскажем, что называется Роспотребнадзором и чем он занимается , что входит в его компетенцию, а также о видах проверок и о документации, требуемой должностными лицами этого органа при проверках.

Функции Роспотребнадзора

Функциональные обязанности Роспотребнадзора регламентированы положением № 322 от 30.06.2005 года, утвержденным постановлением Правительства РФ.

Надзорная деятельность Роспотребнадзора разнообразна, и имеет ряд направлений, включающих в себя функции других надзорных органов и ведомств. И так что такое Роспотребнадзор и чем он занимается. Вот список основных направлений его деятельности.

  • Сан-эпидем надзор;
  • Надзор за соблюдением прав потребителей;
  • Санитарный мониторинг, гигиенический мониторинг;
  • Выдача санитарно-эпидемиологических заключений;
  • Аттестация работников непосредственно контактирующих с пищевыми продуктами;
  • Координацию деятельности других территориальных подразделений;
  • Ведение различных учетов и сбор статистических данных.

Что именно контролирует Роспотребнадзор

Так как у Роспотребнадзора весьма обширное количество полномочий, он имеет право контролировать и проверять все производственные и обслуживающие, учебные и воспитательные предприятия и компании с формой организации, как юридического лица, так и частных предпринимателей ().

Из общей массы проверок, наибольшую часть занимают проверки предприятий и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере обслуживания населения , в частности тех, кто имеет отношение к продуктам питания, медицинским препаратам или оказывает какие-либо услуги. Так же особенно тщательным проверкам подвергаются детские учреждения, как дошкольные, так и образовательные.

Какие бывают проверки

Исходя из того, что такое Роспотребнадзор и чем он занимается, можно сделать вывод, что основная его функция именно в проведении проверок и контроле своевременного устранения недостатков и различных нарушений, выявленных в ходе их проф. деятельности. Проверки этого органа, как и у других подобных надзорных органов, бывают двух видов: плановые и внеплановые, которые в свою очередь могут быть выездными и документарными.

Плановые проверки не могут проводиться хаотично и просто по желанию представителя этого органа. Во всех подразделениях Роспотребнадзора имеется план, утвержденный прокуратурой района, согласно которого проводятся все плановые проверки. Надзорный орган осуществляет проверки в строгом соблюдении с этим планом, и не может провести ее раньше или позже указанного в нем срока. Любой предприниматель может просмотреть этот план, посетив два сайта, где он опубликован, это сайт самого органа и сайт прокуратуры. В плане указана вся информация об объектах проверок, лиц, в отношении которых планируются мероприятия по контролю, датах и сроках, в течение которых будет проводиться мероприятие по контролю.

Перед проверкой, предприниматель или руководитель организации или предприятия в обязательном порядке должны быть уведомлены о приближающемся мероприятии по контролю . Это делается не менее чем за трое суток до дня проверки. Извещение может быть вручено лично представителем надзорного органа или направлено заказным письмом с уведомлением о вручении.

По факту периодичности проведения плановых мероприятий контроля, хочется отметить, что согласно Российскому законодательству, плановые проверки должны быть сделаны надзорными органами не раньше как через 3 года после фактического образования и регистрации юридического лица , или начала непосредственного ведения предпринимательской деятельности или со дня окончания проведения предыдущей проверки.

Внеплановые проверки проводятся в трех случаях:

  • Первый и самый основной – после истечения срока, указанного в выданном ранее предписании по устранению нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки, по каждому пункту может быть отдельная дата .
  • Второй , по письменному заявлению или обращению от граждан о фактах нарушений, ставших им известными и представляющих какую-либо угрозу. Хочется отметить, что анонимные сообщения, а так же сообщения в которых не указаны конкретные нарушения надзорными органами не рассматриваются. Проверки делаются только тех сообщений, в которых обращается внимание на нарушения, создающие угрозу здоровью или жизни граждан, окружающему растительному и животному миру историческим объектам, ну, и конечно, национальной безопасности. Эти проверки в обязательном порядке согласовываются с прокуратурой района, иначе она будет являться незаконной.
  • И третий случай, это непосредственно при выявлении случаев нарушений прав потребителей.

Выездная проверка это мероприятие, при котором должностное лицо Роспотребнадзора выезжает на объект надзора и осуществляет полную проверку объекта, начиная от необходимой для этого предприятия документации, заканчивая осмотром всего объекта, помещений, оборудования, а так же прилегающей к объекту территории.

При документарной проверке, просматривается только необходимая для контроля документация которую индивидуальный предприниматель или представитель юр. лица или предприятия сам предоставляет в орган надзора. При такой проверке лицу, проводящему проверку, можно проводить различные исследования документации, а так же продукции предприятия. Эта проверка может перерасти в выездную, но только в том случае если будут выявлены серьезные нарушения.

Проведение мероприятия по контролю проверки

Перед непосредственным проведением проверки должностное лицо, проводящее мероприятие по контролю, обязано предъявить Вам свое служебное удостоверение вместе с распоряжением о проведении мероприятий по контролю (проверке). На распоряжении должна быть подпись руководителя территориального подразделения Роспотребнадзора . В тексте распоряжения в обязательном порядке должны быть указаны сведения о периоде проводимого мероприятия по контролю, адреса объектов, где будет проводиться проверка и данные представителей Роспотребнадзора, которые непосредственно будут проводить проверку. Инспектора не указанные в распоряжении проверку проводить не имеют права.

Максимальный срок проверки 20 дней . Этот срок может быть продлен, но только по письменному распоряжению руководства Роспотребнадзора, и только в определенных случаях. Если подобные мероприятия считаются необходимыми, то предприниматель или руководитель предприятия уведомляется об этом в письменной форме. Проверка малого предприятия осуществляется в течение не более 50 часов, проверка микропредприятия не более 15.

Вообще продолжительность проверки одного юридического лица рассчитывается сложением затраченного надзорными органами времени (в часах) на сам процесс проверки, которая проводится только в рабочие дни и строго в рабочие часы, выходные дни в учет не берутся и в эти дни проверки не осуществляются.

Объект проверки Роспотребнадзора

Основная масса проверок осуществляется на основании поступивших заявлений от населения о ставших известным им нарушениях в работе предприятий.

При проверке предприятий, на которые поступила жалоба, надзорный орган устанавливает следующее :

  1. договора сотрудников и правильность заполнения трудовых книжек;
  2. медицинские книжки;
  3. квалификация рабочих (документы об образовании, специализации);
  4. наличие и ведение журналов (предусмотрено 134-фз ст.9);
  5. сертификаты на продукцию и акцизы на ней;
  6. контрольно-кассовые машины;
  7. проводит обследование помещений и подобное.

Надзорный орган имеет право проводить так называемые «контрольные» закупки , изымать образцы и брать пробы товаров для исследования. В помещениях инспектор Роспотребнадзора проводит визуальный осмотр. Дверные проемы и окна должны соответствовать установленным нормам и стандартам.

Все помещения должны соответствовать проектной документации, которая составлялась исходя из численности работников предприятия. Потому что согласно СанПин на одного работника отводится определенное количество рабочей площади помещения, и она в обязательном порядке должна быть соблюдена. Так же при проверке уделяется внимание вентиляции помещений.

Документация проверяемая Роспотребнадзором

  • Требуемые на предприятии вывески;
  • прейскуранты цен;
  • уголки потребителей;
  • документы, подтверждающие право собственности или аренду помещений;
  • договора, заключенные с другими предприятиями по вывозу отходов, проведения дезинфекции и т.п.;
  • устава предприятия, ИНН;
  • журналы учета санитарных проверок;
  • лицензии на осуществление предпринимательской деятельности.

Требования к документам не везде одинаковы и могут различаться, это зависит от региона, где проводится проверка.

Окончание проверки

По окончании Роспотребнадзором проверочных действий, составляется заключение, в котором указываются все выявленные нарушения, и вручается ИП или представителю предприятия предписание , где так же указываются нарушения и сроки по их устранению.

После истечения сроков указанных в предписании надзорным органом проводятся внеплановые проверки, и если нарушения не устранены виновное лицо привлекается к административной ответственности . В этом случае составляется административный протокол за совершение правонарушения предусмотренного ч.1 ст.19.14 Административного кодекса РФ, который впоследствии отправляется на рассмотрение в мировой суд.

Если нарушение серьезное, и может угрожать жизни и здоровью людей, инспектором может быть принято решение о приостановке деятельности . Срок приостановки по решению суда может достигать 90 суток.

При возникновении угрозы распространения каких-либо инфекционных заболеваний, кроме штрафных санкций к правонарушителю может быть применена такая мера как лишение свободы , но это только по решению судебных органов.

В целом можно сказать, что штрафные санкции, налагаемые Роспотребнадзором, как правило, составляют от 20000 до 200000 рублей.

Вне компетенции Роспотребнадзора

  1. Проводить какую-либо проверку без должностных лиц или представителей того юридического лица в отношении которого проверка проводится. Конечно же, такая проверка может быть проведена, но это только в том случае, если имеется угроза здоровью и жизни граждан, представителям фауны и флоры, государственной безопасности или при техногенных катастрофах.
  2. Изымать оригиналы документации.
  3. Проводить проверку объектов и документации, не являющейся объектом проверки.
  4. Превышать срок проведения мероприятия по контролю.
  5. Изымать пробы или образцы продукции для проведения исследований, сверх стандартных норм и без оформления нужных документов;
  6. Выдавать предписания относительно проведения за счет поверяемых контрольных мероприятий.

И вы и мы продолжаем удивляться и недоумевать, почему Роспотребнадзор продолжает безнаказанно разрешать и далее прикрывать применение реагентов, которые по Закону применять нельзя. Было очень сложно понять и осознать, что именно даёт чувство безнаказанности и спокойствия высокопоставленным сотрудникам этого надзорного органа?

Оказывается всё просто — Роспотребнадзор выведен из структуры Министерства здравоохранения, передан под управление Правительства РФ и теперь контролирует сам себя, т.е. сам придумывает правила и сам себя надзирает. Ни больше, ни меньше…

А теперь смотрим мноходовочку в обратном порядке:

23 октября 2013. Руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко освобожден от занимаемой должности и назначен помощником премьер-министра России Дмитрия Медведева , сообщает «Интерфакс» со ссылкой на заявление пресс-секретаря главы правительства Натальи Тимаковой. По ее словам, соответствующее распоряжение подписано Медведевым.

По словам Тимаковой, договоренность о новом месте работы Онищенко была достигнута между ним и премьер-министром еще год назад . Тогда при заключении годового контракта о работе Онищенко в Роспотребнадзоре Медведев предложил ему после истечения контракта перейти на работу в правительство в качестве помощника премьера.

Казалось бы, что Геннадию Григорьевичу делать в Правительстве, что советовать и чем рулить? Судя по всему, сей ларчик просто открывается, потому как Геннадий Онищенко предположительно продолжает рулить Роспотребнадзором, для чего тот заблаговременно был вырван у Минздрава и передан в Правительство РФ.

За три месяца до отставки

02 июля 2013. Госдума приняла во вторник во втором и третьем окончательном чтении закон, который выводит из ведения Минздрава Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.


Изменения вносятся в закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В первом чтении законопроект был принят 22 мая 2013г. Законодательная инициатива подготовлена в соответствии с указами президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти»***.

Согласно документу, Роспотребнадзор выведен из ведения Минздрава РФ и руководство его деятельностью возложено на правительство РФ. Также установлены полномочия Роспотребнадзора по осуществлению функций по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

Предлагается в целях дальнейшего осуществления государственного санитарно-эпидемиологического нормирования и обеспечения преемственности работы по разработке санитарных правил и санитарно-эпидемиологических требований наделить Роспотребнадзор полномочиями по осуществлению функций по разработке и утверждению санитарных правил.

«Теперь Роспотребнадзору даются полномочия беспрецедентные в рамках административной реформы, он теперь является и правоустанавливающим, и проверяющим исполняющим органом. Это артефакт, нарушается вся логика построения системы государственной власти на правоустанавливающие органы, министерства и реализующие, то есть придумают норму и сами у себя будут требовать ее исполнения», - сказал РИА Новости глава комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников.

Он уточнил, что контроля никакого, кроме как со стороны самого Роспотребнадзора, не будет.

*** Президент Владимир Путин подписал указ, согласно которому Роспотребнадзор будет подчиняться непосредственно Правительству РФ, а не Минздраву, как это было раньше .

Указ Президента РФ от 21.05.2012 №636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» опубликован в «Российской газете» 22 мая 2012 года и вступил в силу с момента публикации. В соответствии с этим документом Министерство здравоохранения и социального развития РФ преобразовано в Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ.

Обновленный Минздрав получает функции по обращению лекарственных средств и обеспечению их качества, по медицинской помощи и реабилитации, по фармацевтической деятельности, по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и работников, трудящихся в опасных условиях, по воздействию на организм человека различных факторов, а также по управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и оказанию государственных услуг, включая оказание высокотехнологичной медицинской помощи и проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.

Минздрав продолжит координировать деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Кроме того, в его ведении остается Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) и потерявший свою социальную составляющую Росздравнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения).

Наконец, этим же указом Роспотребнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) переходит под непосредственное управление Правительства РФ. Ранее это ведомство также подчинялось Минздравсоцразвития .

Роспотребнадзор был создан в марте 2004 года. Он объединил несколько существовавших ранее ведомств, в результате чего, к нему перешли основные их функции. Документами первостепенной важности, на которых строится деятельность данной службы, являются - Постановление под номером 154 от 6.04.2004 года и закон от 30.03.1999 года под номером 52-ФЗ. Работа ведется в разных направлениях. Деятельность в первую очередь связана с защитой прав потребителей, а также благополучием человека.

Основную информацию об актуальных на данный момент событиях, в которых принимает участие Федеральная служба, можно найти на официальном сайте (rospotrebnadzor.ru). На его страницах размещаются статистические отчеты, итоги прошедших выступлений, доклады, приказы и другая полезная информация. Воспользовавшись удобной картой РФ на главной странице (наведя курсор на нужную область), можно узнать наименование территориального управления и его сайт. В разделе «Государственные услуги» доступен для скачивания шаблон для Уведомления о начале некоторых видов деятельности, а также описан порядок оформления. Здесь же можно узнать, как получить заключение (санитарно-эпидемиологическое) или лицензию, зарегистрировать продукцию.

Какие функции у Роспотребнадзора?

Учитывая историю образования Службы, а точнее работу предшествовавших организаций, правопреемницей которых она стала, можно вкратце указать список основных ее функций. Основными выступают защита прав потребителей и контроль над эпидемиологической обстановкой. Остальные являются логическими продолжениями двух указанных. Перечислим некоторые из них:

Проведение аттестации работников, деятельность которых связана:

  • с производством, хранением, транспортировкой, а также реализацией пищевых продуктов и питьевой воды,
  • с детьми - их обучением и воспитанием,
  • с осуществлением социально-гигиенических проверок,
  • с коммунальным и бытовым обслуживанием населения,
  • с проведением экспертиз, исследований и обследований санитарно-эпидемиологического типа, в том числе гигиенических и токсикологических,
  • с проведением исследований и испытаний в лабораториях,

Координирование работы своих территориальных подразделений, анализ отчетов и статистических данных, контроль над соблюдением прав потребителей, проведение социально-гигиенического мониторинга, выдача заключений (санитарно-эпидемиологических).

Приоритетные направления деятельности

Федеральная служба оказывает большое влияние на разные сферы жизни населения. Деятельность Роспотребнадзора направлена на выявление нарушений прав человека. В настоящий момент она охватывает девять направлений. В каждом из них ведется активная работа по выявлению злоупотреблений. К главным направлениям деятельности относятся:

  • эпидемиологический надзор - мониторинг, эпидемиологической обстановки в стране, своевременное оповещение о ситуации, которая складывается относительно конкретных заболеваний (бешенство, тиф, туберкулез и т. п.),
  • санитарный надзор - подготовка мероприятий, направленных на оздоровление нации, а также их проведение, информирование населения о принципах рационального питания, проверка качества продуктов, оповещение о несоответствующей нормам РФ продукции и предотвращение ее распространения
  • госслужба и кадры - подбор сотрудников для территориальных представительств службы, рекомендации по применению определенных видов программного обеспечения при осуществлении должностных обязанностей, организация конкурсов на замещение вакантных должностей,
  • защита прав потребителей - организация мероприятий, направленных на просвещение населения в отношении законных прав; консультирование граждан по возникающим вопросам, связанных с правами потребителей,
  • научное обеспечение - проведение научно-практических конференций, работа Ученого совета,
  • международное сотрудничество - взаимодействие с другими странами для осуществления контроля над заболеваниями (санитарно-эпидемиологической обстановкой), качеством медпрепаратов, а также за соблюдением прав потребителей в других сферах,
  • организация деятельности - координация деятельности Федеральной службы защиты прав и ее территориальных органов,
  • деятельность в рамках ВТО - решение актуальных вопросов, возникающих в процессе международной торговли,
  • деятельность в рамках ТС (Таможенного союза) - контроль над соблюдением установленных требований Соглашения по санитарным мерам, которое действует с 1.07.2010 года (принято Решением № 28 от 11.12.2009 года), определение необходимости регистрации отдельных видов продукции и их регистрация.

Основные права и обязанности службы по защите прав потребителей

Роспотребнадзор - государственный орган. Важным направлением его деятельности является защита свобод граждан. В возникающих спорных ситуациях он берет на себя роль независимого лица, которое осуществляет контроль над соблюдением прав и интересов населения. По этой причине данная федеральная служба обладает обширными и исключительными правами. По ее требованию должны представляться необходимые документы.

Роспотребнадзор имеет право привлекать к процессу новых участников. По просьбе или требованию происходит рассмотрение дела на основе представленных доказательств. Данный госорган вправе заявлять ходатайства и обладает неограниченным доступом к материалам процесса. Федеральная служба наделена неограниченными правами, но, естественно, только в тех областях, которые непосредственно входят в ее компетенцию.

В статье 46 в части второй Гражданского процессуального кодекса содержится перечень возможных для федеральной службы процессуальных действий. При отстаивании (защите) законных интересов она обладает всеми правами и обязанностями, которыми наделяется истец. Исключение составляет подписание мирового соглашения и обязанность по уплате расходов (судебных). Если по какой-либо причине истец отказывается от иска или госорган перестает поддерживать выдвигаемые ранее от имени истца требования, то предусмотрены следующие процессуальные последствия:

Помимо отстаивания законных интересов граждан Роспотребнадзор обязан контролировать и координировать работу своих территориальных управлений. Они, в свою очередь, должны проводить проверки (санитарно-эпидемиологические) и оперативно реагировать на получаемые от населения заявки. Для них важна периодическая отчетность, которая обеспечивать главное Управление актуальными сведениями. Ведется постоянный мониторинг о нарушениях и злоупотреблениях законными правами граждан.

Какими полномочиями наделена данная федеральная служба?

Являясь госслужбой, Роспотребнадзор вправе проводить проверки организаций, предприятий и компаний на предмет нарушения законных интересов потребителей. Кроме этого осуществляется контроль над соблюдением санитарно-эпидемиологических норм. В обширный список полномочий федеральной службы входит:

  • проверка документов, напрямую связанных с трудовой деятельностью, таких как договоры, медкнижки сотрудников,
  • проверка наличия пожарного и санитарно-эпидемиологического заключения,
  • проверка на соответствие установленным нормам условий труда,
  • проверка журнала по учету мероприятий по контролю, предусмотренного законодательством (правильность ведения и наличие),
  • правовая оценка сертификатов, лицензий и акцизных марок на товарах,
  • проведение контрольной закупки товара,
  • проверка исправности ККТ (контрольно-кассовой техники),
  • право на выдачу предписаний об устранении обнаруженных нарушений,
  • право на составление протоколов и наложение взысканий (штрафов) за нарушения.

Необходимо ли уведомлять Роспотребнадзор о начале деятельности?

При решении заниматься некоторыми видами, в обязательном порядке нужно сообщить в Федеральную службу о данном факте. Виды деятельности, для которых необходимо уведомление, заносятся в список. С ним можно ознакомиться, посетив сайт территориального органа. Отсутствие указанных сведений ведет к административной ответственности.

Уведомление о начале некоторых видов деятельности, согласно требованиям Роспотребнадзора, должно быть предоставлено после госрегистрации и постановки на учет, но до начала фактического осуществления работ или услуг. Это сделать можно тремя способами. Первый - лично, распечатав и заполнив необходимые документы. Второй - отправить по почте заполненные и заверенные бумаги. Третий - воспользоваться порталом «Госуслуги» (www.gosuslugi.ru); для формирования электронных документов понадобится электронная подпись.

Основные виды проверок

В соответствии со статьями закона под номером 294-ФЗ от 26.12.2008 установлен порядок проверок - их организация и проведение. Их осуществляют для контроля над соблюдением установленных норм индивидуальными предпринимателями, а также юридическими лицами. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Первые проводят не чаще одного раза в три года (для некоторых сфер деятельности - здравоохранение, образование, социальная - возможно и более частое проведение). О них сообщают за три дня до предполагаемой даты проверки.

Внеплановые проводят для выявления нарушения установленных требований и других злоупотреблений законами. Сообщают о них, как минимум, за 24 часа до начала. Оба вида проверки могут проводиться как в документарной (анализ сведений, содержащихся в документах), так и в выездной (комплексный анализ деятельности предпринимателя, включая здания, производство, условия труда и т. п.) форме. Длятся они не более двадцати дней (рабочих).

Могут ли применяться штрафы?

За невыполнение требований Роспотребнадзора ответственность несут руководители организации. Наиболее частым проверкам подвержены предприятия, занимающиеся реализацией продуктов питания или предоставляющие услуги общепита. Несоблюдение установленных санитарно-эпидемиологических норм ведет к штрафам. При нарушениях, повлекших массовое заражение (заболевание) людей или животных, применяют как денежные взыскания, так и уголовную ответственность в виде лишения свободы на срок до пяти лет (в зависимости от тяжести последствий эпидемии).

При мелких нарушениях (невыдача чека) могут потребовать написать объяснительную записку. За непредставление или представление недостоверных, заведомо ложных сведений в уведомлении грозит ответственность по статье 19.7.5-1 КоАП. Налагается штраф на должностных лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) в размере до десяти тысяч рублей, минимально возможная сумма - пять тысяч рублей; на лица юридические - до тридцати тысяч рублей (минимум - двадцать тысяч рублей).

Роспотребнадзор выполняет важные функции для поддержания порядка и защиты прав граждан. Он контролирует несколько сфер деятельности, обеспечивая надзор и своевременную реакцию на возможные нарушения. Проверки и мониторинг - основные инструменты для анализа обстановки в стране. Ведение постоянной отчетности позволяет отслеживать динамику разных важных показателей.

Видео - «Роспотребнадзор подвёл итоги года»

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322
"Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Положение
о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322)

С изменениями и дополнениями от:

23 мая, 14 декабря 2006 г., 29 сентября, 7 ноября 2008 г., 16 июля, 8 августа 2009 г., 20 февраля, 15 июня 2010 г., 24 марта, 17, 24 октября 2011 г., 19 июня 2012 г., 30 января, 21 мая, 5 июня, 2 ноября 2013 г., 27 декабря 2014 г., 23 июля 2015 г., 1 июля 2016 г., 24 января, 20 сентября 2017 г., 24 апреля 2018 г., 26 марта 2019 г.

I. Общие положения

1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

2. Руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации.

3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:

5.1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:

5.1.2. федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

5.1.3. федеральный государственный надзор за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров;

5.1.6. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;

5.1.7. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. N 67 Положение дополнено подпунктом 5.1.8

5.1.8. государственный контроль за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесении такой информации на его этикетку, а также правил включения (нанесения) указанной информации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2015 г. N 744 Положение дополнено пунктом 5.1.9

5.1.9. государственный надзор за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также в части размещения на такой продукции в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции;

5.2. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности , отнесенных к компетенции Службы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 Положение дополнено подпунктом 5.2.3

5.2.3. осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню , утвержденному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территориях , подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 65 Положение дополнено подпунктом 5.2.5

5.2.5. устанавливает перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.2.6 с 4 мая 2018 г. - Постановление Правительства России от 24 апреля 2018 г. N 501

5.2.6. устанавливает перечень тонизирующих веществ (компонентов), которые не могут содержаться в алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 15 процентов объема готовой продукции при ее производстве (за исключением производства в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта) и (или) обороте (за исключением закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта);

5.3. регистрирует:

5.3.1. впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.2. отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.3. отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;

5.3.4. лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 65 Положение дополнено подпунктом 5.3.5

5.3.5. товары в случае, если они включены в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, а также в случаях, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза;

5.4. устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

5.5. информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5.6. готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 января 2017 г. N 61 Положение дополнено подпунктом 5.7.1

5.7.1. осуществляет мониторинг воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроль за выпуском таких организмов в окружающую среду - в пределах своей компетенции;

5.8. организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;

5.8.1. осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также разработку обязательных требований в сфере защиты прав потребителей;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2013 г. N 428 Положение дополнено подпунктом 5.8.2

5.8.2. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.8.3 с 30 сентября 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2017 г. N 1129

5.8.3. устанавливает порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений;

5.9. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов , государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу;

5.10. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

5.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.13. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2010 г. N 438 Положение дополнено подпунктом 5.13.1

5.13.1. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;

5.14. организует дополнительное профессиональное образование работников центрального аппарата Службы, его территориальных органов и подведомственных Службе организаций;

5.15. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

5.16. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.17. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;

5.18. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.5. пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

6.6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2016 г. N 616 Положение дополнено подпунктом 6.9

6.9. учреждать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", и иные ведомственные награды и награждать ими работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждать положения об этих знаке и наградах, а также их описания.

7. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

III. Организация деятельности

8. Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

Заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выполняющие функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, являются заместителями главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

Количество заместителей руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

9.2. вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации:

9.2.1. проект положения о Службе;

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;

9.2.3. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

9.2.5. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

9.2.6. предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в ведении Службы;

9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы, руководителей ее территориальных органов - главных государственных санитарных врачей по субъектам Российской Федерации и их заместителей, главных государственных санитарных врачей на транспорте и их заместителей;

9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

9.5. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.7. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 612 Положение дополнено подпунктом 9.8

9.8. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 612 Положение дополнено подпунктом 9.9

9.9. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы и ее территориальных органов;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 9.10 с 5 апреля 2019 г. - Постановление Правительства РФ от 26 марта 2019 г. N 313

9.10. представляет в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации, объявления благодарности Правительства Российской Федерации.

10. Финансирование расходов на содержание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

11. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вправе иметь геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

Потребительский рынок товаров и услуг недавно получил новый контролирующий орган в лице Роспотребнадзора. Это служба федерального уровня, которая полностью получила полномочия Государственной торговой инспекции и частично – полномочия Санэпидемстанции.


В территориальных отделениях службы работают отделы по эпидемиологическому, транспортному, экологическому, бытовому и санитарному надзору, охране прав потребителей.

Постановление правительства РФ под номером 322 наделило Роспотребнадзор рядом прав и полномочий, среди которых:

  1. Охрана прав потребителей на потребительских рынках;
  2. Контроль исполнения российских законов и требований нормативов в сфере санитарно-эпидемиологического состояния;
  3. Организация экспертиз, анализов, исследовательских мероприятий, научного изучения и оценок отдельных сфер деятельности и надзора над ними;
  4. Контроль правил выполнения работ, услуг и продажи товаров.

Что может Роспотребнадзор?

Зачастую в Роспотребнадзор жалуются простые граждане, упоминая нарушения в области торговли, складирования мусора на прилегающих к предприятию территориях, нарушения правил гигиены в местах общественного питания. Территориальные отделения организации имеют право на:
  1. Проверку документов: документации о полученном образовании, трудовых договоров сотрудников, медкнижек персонала;
  2. Выдачу заключений и предписаний касательно обнаруженных нарушений, наказания за них и их исправления;
  3. Оценку с правовой точки зрения сертификатов, лицензий и акцизных марок, прикрепленных на товар;
  4. Проверку существования и ведения журналов для учета контрольных мероприятий, которые требуются согласно российским законам(9-я статья 134-го Федерального закона);
  5. Проведение контрольных товарных закупок, проверка кассовых аппаратов.

Проведение проверки

Каждый работник Роспотребнадзора должен иметь при себе удостоверение с фотографией в нем, распоряжение о контрольной проверке, заверенное росписью руководства и печатью, датированное днем проверки.

В распоряжении указываются цели и частные задачи проверки. Если эти документы не были предъявлены руководству предприятия, то руководство имеет право не допустить проверяющих на предприятие. Еще одним обязательным условием является соответствие личности, указанной в распоряжении как ответственного за проверку, и личности проверяющего в дверях. Иные люди не имеют права на проведение проверки.

Проверка длится не более месяца, а в некоторых случаях может быть увеличена еще на месяц (по 134 федеральному закону, если проверяющий сможет мотивировать продление достаточными основаниями).

Виды проверок Роспотребнадзора

Роспотребнадзор может проводить проверки предприятий:
  • Плановые;
  • Неплановые.
Каждая из них может быть совмещена с проверкой из иного органа, например, налоговой, пожарного или санитарного надзора для того, чтобы найти нарушения, которыми занимаются другие органы.

Неплановая проверка имеет в распоряжении указание ряда причин, среди которых может быть:

  1. Обращение частных лиц, организаций или ИП;
  2. Сообщение из СМИ с указанием нарушения прав или правил санитарии;
  3. Сообщение об авариях, изменениях технологии, поломках оборудования;
  4. Известия о возможной угрозе экологии.
Совместная проверка по потребительскому рынку проводится вместе со специализированными отделами полиции (к примеру, БЭП или УНП) согласно утвержденному приказом Регламенту взаимодействия. Это дает полиции гораздо больше прав, чем проверяющим, из-за закона «О полиции».

Что не может делать Роспотребнадзор?

Проводя проверку, работники службы не имеют права:
  1. Проводить проверку обязательных требований к предприятиям, которые не относятся к компетенции надзора;
  2. Требовать продукцию или информацию и изымать документы, не относящиеся к проверке;
  3. Проводить плановую проверку, если на ней отсутствует руководитель предприятия, его сотрудники или представитель;
  4. Требовать пробы для проведения экспертизы, не составляя акта или требуя больше разрешенного в Госстандарте количества;
  5. Сообщать третьим лицам полученные во время проверки сведения, которые входят в тайну, охраняемую законом;
  6. Затягивать проверку дольше, чем предписывает закон.
На предприятиях все действия проверяющих органов фиксируют в журнале по учету контрольных мероприятий: записывают название органа, дату и время проверки, правовые основания, задачи и предмет контроля, нарушения, протоколы и предписания.

Указывается ФИО проверяющего, должность и его подпись. Это нужно, как минимум, для того, чтобы иметь возможность доказать сам факт проведения проверки.

После проверки работники службы должны составлять акт о результатах контроля в 2-х экземплярах: один для директора, другой для Роспотребнадзора.

Чем может грозить проверка?

При проведении проверки есть два возможных исхода ситуации: при ее проведении или при отказе от нее руководителя фирмы.

Если проверяющие предоставили все документы для проверки, но не были допущены на предприятие, ситуация заканчивается административным протоколом согласно 19.4 статье кодекса. В этом случае суд назначает для руководителя штраф в размере до 2-х тысяч рублей, для иных работников – до 1 тысячи рублей.

Если же проверяющие полностью провели контроль, они могут:

  • Составить протокол и привлечь руководство предприятия к административной ответственности согласно 14 и 19 статьям административного кодекса;
  • Продолжить рассмотрение полученных материалов согласно 14.7 статье и ее пункту об обмане потребителей;
  • Передавать материалы, полученные во время проверки, в иные органы для контроля, например, в антимонопольный комитет Федерации, в суды (районные, арбитражные суды или мировым судьям);
  • Передавать материалы, полученные после проверки, органам внутренних дел согласно 140 статье УПК для возбуждения уголовных дел;
  • Информировать санэпидемстанцию об обнаруженных нарушениях санитарии и гигиены при фирмах, занимающихся розничной торговлей;
  • Передать полученные сведения в СМИ.
От лица, признанного виновным, и будет зависеть объем штрафа: то ли это руководитель предприятия, то ли его работники. Штрафы, выписываемые юридическим лицам, организациям или предприятиям, согласно кодексу административных законов выше штрафов, которые выписывают по отношению к физическим лицам, будь то индивидуальный предприниматель или продавец.

Нарушения, которые может допустить инспекция из Роспотребнадзора

Все права проверяющего органа подкреплены серьезной законодательной базой, но из-за некоторых неточностей и противоречиях в них, ряд действий представителей службы может стать не только превышением полномочий, но и незаконной деятельностью. Это разъясняет письмо ко всем отделениям службы, датированное 07.03.2006 года.

Наиболее частым противоречивым случаем являются контрольные закупки представителями Роспотребнадзора. Хоть это и крайне эффективный метод, позволяющий выявить сопутствующие продажам нарушения, но он опирается на некоторые неточности в законах: так как надзор получил права государственной торговой инспекции, которая вполне законно могла осуществлять такие закупки, казалось бы, он тоже может это делать. Но действующие законы не содержат никакой конкретики о таком праве работников надзора.

Письмо, написанное Федеральной службой надзора в области охраны прав потребителей и человека, сообщает, что проведение контрольных закупок является противоправным актом и превышением полномочий работниками Роспотребнадзора.

Хоть административный кодекс и не называет контрольные закупки одной из мер, обеспечивающих производство по административным нарушениям (статья 27.1), все же Роспотребнадзор имеет право на открытие дела согласно 14.7 статье об обмане покупателей.


Для доказательства нарушения организация фиксирует продажу товара конкретному человеку, иначе невозможно доказать, что контролеры нарушили законодательство. Аналогичным нарушением считается контрольная закупка органами внутренних дел. Исключением является случай, когда находится факт обмана человека, потерпевший и свидетели – тогда Роскомнадзор проводит проверки.

Часто при проверках работники Роскомнадзора блокируют работу фирм, например, ресторанов или магазинов. Согласно законам нашей страны, делать этого они не имеют права, а так же, и мешать работе компании.

Документы, которые нужно предъявить Роспотребнадзору

В первую очередь, Роспотребнадзор требует:
  1. Правильно оформленную вывеску;
  2. Уголок потребителя;
  3. Правильно наполненные ценники на всем товаре;
  4. Наличия информации о производителе товара;
  5. Прейскурант на оказываемые услуги.
После этого в Роспотребнадзоре приступают к проверке следующих документов:
  1. Документы об аренде или праве собственности;
  2. Медкнижки работников;
  3. Договора по дезинфекции, дератизации, дезинсекции и уборке мусора;
  4. Санэпидем заключение и заключение эксперта;
  5. Лицензия на деятельность;
  6. Журнал по учету проверок;
  7. Программа контроля с подписью руководителя;
  8. ИНН и Устав.
Но в зависимости от региона эти требования могут меняться, поэтому их лучше уточнять отдельно в региональных отделениях.


Top